16-е число Преподобного Феодора Освященного, ученика Пахомия Великого Феодор, называемый Освященным, потому что он один во всей обители имел сан священства, был любимым учеником великого учителя. С детства обнаружилось в нём призвание к исключительному посвящению себя Богу. Родившийся в богатом и знатном семействе (в округе Латопольском, в Верхней Фиваиде), он никогда не вкушал радостей – ни свойственных положению богатых людей, ни свойственных детскому возрасту, любящему игры и забавы. Ему было одиннадцать или двенадцать лет, когда, увидев однажды в доме приготовления по случаю праздника Богоявления, безотчётно уже сознававший суету земных пиршеств, он скрылся в самом отдалённом углу дома и там, припав на землю, со слезами взывал: «Боже мой! ничего я не хочу на земле... я желаю только Тебя, Твоего милосердия!» И несмотря на то, что мать уговаривала его быть и веселиться вместе со всеми, он остался один и весь день провёл в молитве... И излил же Господь на такого необыкновенного отрока – необыкновенные дарования духовные впоследствии! До 14-ти летнего возраста Феодор жил в доме родительском, посещал школу, где отличался и поведением, и успешным учением; 14-ти лет, он, с согласия родителей, удалился к пустынникам в округе Латопольском; услышав здесь о подвижнике Пахомии и об его новом учреждении, юноша пожелал жить под руководством такого учителя. Увидев его, Пахомий прозрел в нём «сосуд избрания, полный Духа Божия». Принял Феодора, как добрый отец, и с самого начала относился к нему, как к сыну и как к любимому своему ученику. Вскоре беспредельно-ревностным подвижничеством Феодор оправдал ожидания Пахомия. Особенно отличался он чистотой сердца, строгим соблюдением молчания и безукоризненным повиновением. Преуспевая на иноческом пути, он так всецело отрешился от всего мирского, что даже не пожелал встретить мать свою, пришедшую в обитель, чтобы повидаться с сыном. Но эта суровая твёрдость искреннего отрешенца от мира не могла обратиться во зло... напротив, она привела к тому, что и мать его – ради того, чтобы не лишиться надежды увидеться с сыном, решилась поселиться в женском монастыре, основанном преп. Пахомием. – Братья Феодора – Пафнутий и Макарий, по примеру его, также поступили в Тавеннскую обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Arhiva Mitropolitul de Volokolamsk Ilarion: Trebuie s facem aa, ca bisericile noastre s devin accesibile în egal msur pentru oamenii de toate vârstele i categoriile 27 ianuarie 2014 14:09 25 января 2014 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , стал известный защитник прав людей с инвалидностью Сергей Прушинский. Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы будем говорить об инвалидах, об их месте в Церкви и обществе. У меня в гостях — человек, известный как защитник прав людей с инвалидностью, Сергей Прушинский. Здравствуйте, Сергей! С. Прушинский: Здравствуйте, владыка! Последние 13 лет я работал в сфере изменения отношения общества к людям с инвалидностью. Подчеркиваю, мы стараемся убедить людей пользоваться именно такими словосочетаниями, как «человек с инвалидностью», «люди с инвалидностью», потому что привычное нам слово «инвалид» вызывает ассоциации с немощью, с болезнью. Для того, чтобы люди с инвалидностью могли вести достойную жизнь: работать, учиться, воспитывать детей, создавать семьи — нужно изменить отношение к ним как людям, которые чего-то не могут. Если они, действительно, не могут, то только в силу того, что общество, создавая условия для своих граждан, не создало условий, необходимых для людей с инвалидностью. Обычно, когда поднимется тема «Церковь и инвалиды», то люди с инвалидностью традиционно воспринимаются как люди больные, немощные, нуждающиеся в помощи и милосердии. Насколько справедливо акцентировать внимание именно на этой стороне вопроса? Митрополит Иларион: Во-первых, я хотел бы сказать, что для Церкви в какой-то степени все люди инвалиды, потому что есть немощи телесные и немощи духовные. Когда человек приходит на исповедь к священнику, он рассказывает ему, как врачу, о своих немощах. Иногда перед священником раскрываются такие бездны человеческого греха и человеческой немощи, что если бы он не получал особую силу свыше, он бы, наверное, не выдержал этого груза страданий и грехов.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3542788...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Мученики Благоверные князья Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид (+ 1015) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 24 июля в день первого перенесения мощей, 2 мая в день второго перенесения мощей, во 2-ю Неделю Великого поста месте с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших У вел. князя Владимира было 12 сыновей. В Древней Руси долго соблюдался обычай давать новорожденным князьям два имени: одно — славянское, языческое, другое — христианское. Сыновья вел. князя Владимира, Борис и Глеб, носили христианские имена — Роман и Давид. Мать их была родом болгарка. Князь Борис отличался мужеством, силой, красотой, милосердием и щедростью. Отец, бояре, дружина и народ любили его. Он хорошо знал божественные книги, и князь Глеб в детстве любил слушать его чтение. Св. Борису отец дал в управление город Ростов, а св. Глебу, когда он вырос, — Муром. Но в Муроме еще держалось язычество, и св. Глеб не пожелал жить в нем и поселился с дружиной в 2 верстах от него, в палатках. В Суздальской земле есть место, называемое Борисово становище: там братья встречались, чтобы вместе ездить к отцу. В 1015 г. князь Борис приехал к нему один и нашел его больным. В это время под Киевом появились кочевники-печенеги, и отец послал его с дружиной против них. Но князь Борис их не нашел и возвращался в Киев. На берегу реки Альты он остановился, и здесь пришла к нему весть, что отец его умер, а брат Святополк тайно похоронил его в Десятинной церкви, а сам занял престол. Святополк всегда ненавидел Бориса и хотел его убить. Борис знал это. Знал он и то, что весь Киев и вся великокняжеская дружина — 8000 человек, которые были с ним, — хотят видеть вел. князем не всеми нелюбимого Святополка, а его — Бориса.

http://sedmitza.ru/lib/text/437492/

I. В неделю Сыропустную за вечерней 1 От лет древних и от святых наших отцов и учителей приняли мы трогательный и спасительный обычай пред временем поста и покаяния, в этот святой вечер «прощенного» воскресения, испрашивать друг у друга прощения обид и содеянных прегрешений. Таков завет молитвы Господней: «Отче наш, остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Такова и заповедь нашего Спасителя, сегодня за литургией возглашенная в Евангелии: «если вы не прощаете людям согрешений их, не оставит, – не простит и вам Отец ваш Небесный...» Слышите ли, братие, Кто оставляет грехи? Один только Бог, Один только Отец Небесный Может отпустить грехи, которые таким тяжким бременем тяготят нашу совесть. А люди, если и прощают, то прощают только во имя Божие; люди сами своею властью этого сделать не могут, ибо всякий грех есть, прежде всего и больше всего, грех перед Богом, перед Его законом. Бог же прощает нам грехи за спасительные страдания Господа Иисуса Христа, в которого мы веруем: Он, Иисус Христос , нас примирил с Богом, Он дал нам силы Святого Духа в таинствах святой церкви очищаться от грехов, уповать на Божие милосердие и прощение; Он же указал для нас и способы, условия, пособия, чтобы получить милость прощения, – наше взаимное друг другу забвение обид. Но есть еще один указанный и заповеданный Господом способ и путь получить от Бога милость и прощение наших грехов. Раскройте послание святого апостола Иакова, и там вы прочитаете трогательный и утешающие нас слова: братья, знайте, что обративший грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов ( Иак.5:20 ). Пред нами теперь предлежит время поста и покаяния. Чтобы облегчить себе трудный подвиг, трудное восхождение на высоту нравственную, мы сбросили с себя тяжесть взаимных неудовольствий и обид, мы прощаем сегодня, по заповеди Христовой, друг другу согрешения. Примем же и другое пособие для спасения, которое указывает нам святое слово апостола, только что нами приведенное. Много в России и в целом мире грешников, не только прогневляющих Бога грехами и беззакониями, но и не знающих совсем о Христе, Искупителе грешных людей, не знающих, от кого нужно и можно безошибочно научиться добру, от кого научиться и познать, в чем путь правый и где путь погибельный, не знающих, у кого, и как, и чрез кого искать покаяния и очищения совести. Такими людьми являются многочисленные язычники, мусульмане, живущие в России, по Волге, на Кавказе, особенно в Сибири. Много из них есть таких, которые кланяются истуканам, идолам, почитают за божество медведя, волка и всяких зверей, которые не считают за грех убивать своих родителей в дни старости, когда они в тягость детям, не знают, что грех блудить, грех жениться на близких родственниках или иметь многих жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

     То, что лежит на поверхности и, казалось бы, что можно поднять, словно сухой осенний листик из озерной глади, на поверку оказывается вершиной айсберга многотонного, уходящего в глубину – в глубину истории, вековых традиций, общественных устоев и, конечно же, в глубину человеческих души и сердца. Ведь и пожар иконоборчества, полыхавший на православном Востоке почти столетие на протяжении VIII – начале IX в. и унесший тысячи жизней, тоже вроде бы начался с мелочи – подняли иконы чуть повыше, чтобы народ не доставал, а то уже краску срезают и едят вместо лекарства. Понимаете, дорогие братья и сестры, всей душой не хочется, чтобы православное богослужение превратилось в некий ритуальный танец: зашел, перекрестился три раза сюда, потом три раза сюда, затем поставил три свечки, потом то, потом се. И все. И дрожание испуганное, чтобы не дай Бог ничего не нарушить, не оборвать невидимые паутинки, протянутые по храму: иди туда – сюда не иди, тут стой, так поворачивайся. И ведь инспектора-то суровые найдутся, все покажут до мелочей. В итоге получается геометрически-формальная клетка какая-то вместо службы, где душа загнана в такой угол, из которой ей очень сложно выбраться, и испуганная там дрожит, и ты шаг боишься сделать лишний по храму, ведь суровые инспектора-то не дремлют. Ты оборачиваешься и чувствуешь их твердые взгляды. Где же здесь любовь? Есть Устав, есть этикет, есть нормы поведения. Но любви-то нет, испуг какой-то только, да и все. В итоге человек просто боится зайти в храм, потому что суровость и непонятность чувствует, а любовь и милосердие нет. Приведу цитату из проповеди митрополита Антония Сурожского, сказанную им на одной диаконской хиротонии в 1966 году: «Первые диаконы были поставлены для того, чтобы быть выражением милосердной любви Церкви. Церковь – это милосердие; Церковь – это любовь, и ничто иное; если она становится чем-то иным, то перестает быть Церковью во всей полноте. Любовь эта должна быть проницательной, она должна быть глубокой, она должна быть личной, конкретной».

http://pravoslavie.ru/98770.html

   Скачать (MP3 файл. Продолжительность 10:22 мин. Размер 7.5 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Много в Евангелии притч и поучительных изречений Господа о Царствии Небесном. В них образно Спаситель приоткрывает нам тайны Царствия Небесного, рассказывая, что оно дороже всех земных сокровищ, о необходимости стяжания Святаго Духа, о бодрствовании. И сегодня в одной из таких притч Господь уподобляет Царствие Небесное царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Толкователи под царем понимают Самого Иисуса Христа, Сына Божия, Который при Воплощении стал подобен нам по человеческому естеству. И, как мудрый и милосердный Господин, Он не наказывает никого сразу, а сначала производит суд. «Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов…» (Мф. 18: 24). Как известно, талант – это денежная единица. Примерно она равнялась 27 килограммам. Если считать буквально, то раб задолжал своему царю 270 тонн золота. Такой долг невозможно выплатить за всю свою жизнь. Как это относится к нам? Бог – Источник всех благ: небесных и земных. Каждый человек здесь получает бесчисленное множество благ от Бога. Прежде всего, мы получаем в дар саму жизнь, бессмертную душу. Здесь, на земле, мы получаем все духовные блага: мы можем участвовать в Таинствах, в богослужении, нам предоставлена возможность изучать слово Божие и отцов Церкви. Мы получаем всё необходимое для нашего тела и поддержания жизнедеятельности: воздух, воду, пропитание, жилище. Также человек получает возможность для постоянного развития: возможность учиться, работать, заниматься творчеством, спортом и т.д. И так можно было бы перечислять подробно до бесконечности, как Бог постоянно благодетельствует нам. Но мы, в свою очередь, не воздаем ему добром, а много погрешаем. Далее в Евангелии говорится: «…а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить» (Мф. 18: 25). Святитель Феофилакт Болгарский утверждает, что царь говорит это не по жестокости, но для того, чтобы устрашить раба и убедить его обратиться к молитве. «Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Мф. 18: 26–27).

http://pravoslavie.ru/81391.html

”Видеста очи мои…” Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа февраля 2015 15 февраля Русская Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник - Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, который в этом году совпал с неделей мясопустной, о Страшном Суде. Праздничное Всенощное бдение и Божественную Литургию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры возглавил наместник обители епископ Кронштадтский Назарий . Его преосвященству сослужили: секретарь Выборгской епархии настоятель храма Святителя Николая пос. Рощино протоиерей Дионисий Холодов, клирик церкви Святой Троицы города Кемерово протоиерей Сергий Кожевников и братия монастыря. За праздничным богослужением пел хор Лавры под управлением иеродиакона Александра (Урбановича). За Божественной Литургией была совершена диаконская хиротония секретаря епископа Кронштадтского Назария Сергея Павловича Латушко . По традиции в этот день был совершен чин благословения свечей на Сретение Господне. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю празднования Дня православной молодежи огласил благочинный Лавры архимандрит Никита (Марков). C архипастырским словом к верующим обратился епископ Кронштадтский Назарий. Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с праздником Сретения Господня!Давайте вспомним историю этого праздника. Бог Отец был настолько милосерд к падшему роду человеческому, что послал Сына Своего Единородного, чтобы все, кто Его примет и уверует в Него, имели Жизнь вечную. Как Богу, Иисусу Христа по человеческому обычаю не было нужды быть принесенным в храм на сороковой день, не было нужды креститься в водах Иордана, потому что Господь безгрешен. Однако, во исполнение Закона Моисея, именно сегодня в сороковой день после Рождества Христова, Он был принесен Пресвятой Богородицей в храм. Но это действие показывает нам, что Своим Пришествием в мир Спаситель не нарушил " ни одной йоты от Закона Божия " . Сегодня Господь своим человечеством вошел в храм Господень. Пресвятая же Дева также как все матери, родившие своего ребенка, приходит в храм, где священник читает над ней разрешительную молитву на сороковой день.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Архиепископ Запорожский Лука: Призываю всех усугубить молитвы об умножении любви 20 февраля, 2014. Митрополит Запорожский и Мелитопольсий Лука Главный долг христианина и наисильнейшее оружие – молитва к Богу о своих ближних! Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука обратился к пастве с призывом к братской любви и взаимопониманию. Возлюбленные о Господе братья и сестры, запорожцы! Обращаюсь я не только к верным чадам Запорожской епархии Украинской Православной Церкви, но к каждому, кто считает себя христианином, верующим человеком, любящим Украину! Призываю всех усугубить свои молитвенные воздыхания об умножении любви, а каждого неравнодушного гражданина присоединиться к молитве «по соглашению», которую возносят уже несколько недель запорожцы в 21-00, дабы Господь приклонил ухо Свое и внял соборному молению народа нашего о ниспослании мира нашей земле, кроме этого, поминать всех убиенных во время нестроений, посетивших нашу Державу, «их же имена Ты, Господи, веси». Также прошу вас усилить пост по силам своим, не только ограничив себя в пище, но и в увеселительных мероприятиях, праздности, развлечениях ради Божьего милосердия и любви к Украине. Духовенству участить богослужения, на которых должны звучать молебные пения об умножении любви, а 20-го февраля совершить заупокойные богослужения по нашим погибшим собратьям. Главный долг христианина и наисильнейшее оружие – молитва к Богу о своих ближних! «Что человеку не возможно, то Богу все возможно», «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы» — мы неоднократно слышим в Церкви слова Спасителя, с которыми Он обращается к каждому из нас. Но вместо того, чтобы, будучи в скорби, прийти к Нему, принести плоды покаяния, мы питаем свою гордыню, становимся орудием в руках нечистоплотных лиц, пытающихся внести смуту,  и стараемся на радость диаволу грешить и отрекаться от Господа и от Святой воли Его, чем разрушаем себя, наносим вред своим близким и любимой родине. Неужели за краткий век насаждаемого атеизма мы забыли Заповеди Господни? Это абсурд! Прикрывая лозунгами свои страсти, мы уподобляемся Адаму, принявшему грех, искусившемуся, и старавшемуся скрыть наготу свою от Всевидящего Ока Божия. Здравый смысл у Адама, не устоявшего пред искушением непослушания данной ему единственной заповеди Господней, помутнел, и это помутнение рассудка сохраняется испокон веков в нас – детях его. Но Всемилостивый Господь, отдавший на растерзание толпы Сына Своего, отверз нам двери покаяния, врата в жизнь вечную.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-zaporozhsk...

Архимандрит Ипполит (Халин)      Архимандрит Ипполит (Халин; 1928–2002) — один из удивительных русских старцев ХХ века, прошедший школу монашества на послушании у глинских и валаамских старцев, а затем на Святой Горе Афон. Настоятель и духовник Рыльского Николаевского мужского монастыря, пастырь, воплотивший в своей жизни евангельские идеалы любви, милосердия и смирения. Читатель найдет в книге его жизнеописание, воспоминания знавших его людей, истории чудесных исцелений и духовной помощи старца. Архимандрит Ипполит (Халин) советовал духовным чадам: «Терпите. Главное — терпение. Живите чисто, ходите в церковь, молитесь. И Господь поможет». Отец Ипполит говорил также, что нужно зубами держаться за молитвенное правило, как бы тяжело это не было. Архимандрит Кирилл (Павлов), старец из Троице-Сергиевой лавры, сказал как-то одному благочестивому паломнику об отце Ипполите: «Самый добрый батюшка на земле». Архимандрит Ипполит (в миру Сергей Иванович Халин) родился в 1928 году, на Курской земле, в селе Субботино в многодетной крестьянской семье. Отец Ипполит вспоминал: «У нас вся семья была верующей, у меня в роду монахи, священники». Сергей был самым младшим из мальчишек и потому остался жив, в то время как все остальные его братья отдали свои жизни за Родину в Великой Отечественной войне. На Сергея, еще отрока, легла нелегкая ноша тяжелой деревенской работы… В 1957 году, в возрасте двадцати девяти лет, Сергей приехал в знаменитую своими монашескими традициями и великими старцами Глинскую пустынь и стал духовным чадом старца схиархимандрита Андроника (Лукаша). В ноябре 1957 года Сергия перевели в Псково-Печерский монастырь, где он принял постриг с именем Ипполит, а затем рукоположен в иеродиаконы, а в 1960 году — в иеромонахи. В Печерах будущий пастырь обретает другого великого духовного наставника, он становится келейником валаамского старца иеросхимонаха Михаила (Питкевича). В Псково-Печерском монастыре отец Ипполит подвизался девять лет и стал духовно опытным иеромонахом. И тогда Господь призвал его на другое служение: он стал одним из подвижников знаменитого, так называемого афонского десанта, который в 1966 году отправился на Святую Гору Афон для поддержки русских иноков.

http://pravoslavie.ru/91754.html

В дополнение к общему молитвослову Вступление Я не знаю, предопределен ли я ко спасению или обречен на вечные мучения… Но – страшиться ли мне этой неизвестности, отчаиваясь в своем спасении?… Да простит мне Судия мой Бог, если я успокою себя верою, что Он, если я сам тому не помешаю, может и отменить о мне Свое предопределение, вняв слезному раскаянию и молению моему, и преложит о мне Суд Свой на милость. Наша любовь к Богу измеряется нашей готовностью принять посылаемые нам страдания и несчастия и видеть в них руку Божию. Поддержкой нам может быть то, что страдания эти есть также мера любви Божией к нам. Нельзя жить истинной и достойной жизнью здесь, не готовясь к смерти, то есть не имея постоянно мысли о смерти, о жизни вечной. По собственному опыту знаю, как страшно допустить забвение о смерти. Господи, спаси меня! Не остави меня в час смертный! Улыши меня и ныне, из глубины души взывающаго: В час полночный, когда засыпает обитель, Пред распятием низко склонясь, Я молю Тебя, мой Искупитель: В смертный час Ты меня не оставь! Вас прошу я, мои дорогие, Во Христе отцы, братья, сестры и друзья, Как умру, схороните в пещерной могиле Под распятием крестным меня. Чтобы Крест всесвятой мой любимый Своей славой всегда украшал Мой телесный прах и могилу, Мою душу чтоб там утешал. И к Тебе, мой Господь, я взываю: Ты меня под Крестом упокой, На котором висел Ты, страдая; Чтоб он там охранял мой покой… И как Богу, Тебе перед смертью моею Приношу я молитву свою: У подножья Креста, в любви пламенея, Дай окончить Ты мне жизнь мою! Будь всегда, святой Крест, над могилой, Где покоиться прах будет мой, – Мою душу, Иисусе Сладчайший, помилуй, Со святыми ее упокой! Д.О.С. Предисловие Возлюбленные во Христе! Господь наш Иисус Христос передал нам чрез святых апостолов сию заповедь о молитве: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть» ( Мф. 26, 41 ). Молитва есть великое оружие, великая защита, сокровище, пристань и безопасное убежище для нас. Чем объясняется такое значение молитвы? Тем, что она приближает нас к Милосердному Богу, к Источнику жизни и бессмертия и привлекает на нас Его благодать и помощь, а это есть для нас в жизни самое главное.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010