Ибо так сказал Лука ( Лук. 19:38 ). И, кажется, можно было видеть в Сионе, как небесные и земные взаимно восклицают и приветствуют друг друга. Горние говорят: слава в вышних Богу и на земли мир; дольние отвечают: мир на небеси и слава в вышних. Ангелы сказали: на земли мир; человеки воскликнули: на небеси мир. Почему? – потому что явился Тот, Кто всем вопиет: мир вам ( Лук. 24:36 ), о котором Пророк молился так: Господи Боже наш, мир даждь нам ( Ис. 20:12 ), т. е. пошли Сына Твоего единородного, чтобы Ты чрез Него примирился с нами, видя, что наша природа чрез Него соединилась с Тобою. Сей-то мир видя, горние лики воззвали: слава в вышних Богу и на земли мир. т. е. совершенное примирение Бога с врагами; тот мир познавши, и отроки воскликнули: осанна, мир на небеси и слава в вышних! Ибо некогда враждебное ныне соделалось братским: небесные и земные приносят небесному и земному Христу единое исповедание Богом и поклонение. Посему-то горние и повелевают дольним приносить такое поклонение: да поклонятся ему вся отечествия язык ( Пс. 21:28 ); а дольние ответствуют горним: поклонитеся Ему вси ангели его ( Пс. 96:7 ). Давид же к тем и другим взывает: да возвеселятся небеса, а да радуется земля ( Пс. 95:11 ). Дети отвечали: осанна, благословен грядый во имя Господне! С ними и мы будем сегодня воспевать и праздновать, не с пышностью, но боголепно, нося ваии не в руке только, но и в душе; и, убеливши сию паче снега, изгоним из нее всякую мертвость древней и кожаной одежды, отринем всякую гордыню и превозношение. Ибо для того и Царь бесплотных приходит не на колесницах и не с войсками, но сидя на бедном и малом осленке, чтобы вразумить тебя что не должно превозноситься конями и мулами, в которых нет разума. Посему и мы уничижимся вместе со Христом, чтобы и вознестись вместе с Ним; с ангелами воспоем, с детьми прославим, с народом воскликнем народное; с Вифаниею взыграем, с Лазарем воскреснем от мертвых дел; с обитателями Сиона будем ликовать, с прозревшими слепыми будем вопить; с младенцами и старцами восхвалим, с учениками провозвестим; подобно детям, мудро разбросаем по пути жизни ваии масличные посредством милосердия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Важность дела и материал, над которым они работают, требуют и соответственного настроения работников. Вот если его гнуть грубыми руками, будет только ломаться. Но если его сначала согреть, умягчить, – тогда из него можно лепить что угодно. Старательная рука может приноровить фигурку изящную, тогда как небрежная рука даст и фигуру нехорошую. Обогрейте, приласкайте вырванную из тьмы язычества девочку, внимательно работайте над её обучением и воспитанием. И каких прекрасных жён и матерей можете тогда воспитать вы! Закончил свою беседу я обращением ко всем без различия их положений: как в теле человека все члены друг другу нужны, друг другу помогают и только разнообразие их даёт тело, так и здесь; Богом даётся разнообразие положений в Церкви, но все – одинаково члены Церкви, обязанные к взаимной любовной работе. К этой-то любви как основе общей, братской работы я и призывал в заключение своей беседы свою небольшую аудиторию. Подали чай, мне китайский, прочим японский; к чаю – разные сласти. Началась непринуждённая беседа от сердца к сердцу... Я здесь узнал, что собрания служащих, подобные настоящему, в квартире батюшки бывают ежемесячно: это как бы самопроверка служащих церкви через известный промежуток времени. И как нужно воинству, в постоянной борьбе с язычниками находящемуся, так проверять время от времени свои силы! Здесь же я узнал и другие, не менее утешительные вести! Так, все христиане не реже одного раза в месяц собираются в домах по очереди для взаимного утешения и назидания. Все женщины составили женский кружок и собираются ежемесячно в квартире отца диакона. Как отрадно было узнать об этом единении верующих, как приятно было видеть это царство любви, созидающей в том городе, который своим упорным сопротивлением христианству особо требует напряжённой христианской жизни. Я делился воспоминаниями из своей прошлой петербургской проповеднической деятельности. Говорил о незабвенных лаврских вечернях, об общем пении на них и указывал на положительную необходимость ввести пение как оживляющий, воодушевляющий элемент и на наши собрания в Японии...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

А сейчас мы становимся свидетелями строительства еще одной вавилонской башни: человечество хотят объединить на основе западной гуманистической идеологии, которая, хотя и не отвергает Бога, но в центр всего ставит человека как «меру всех вещей». Именно во имя так называемых прав человека на людей сбрасывают бомбы, их обрекают на изгнание, лишения, голодную смерть. В праздник Пятидесятницы 1943 года, в разгар Второй мировой войны, выдающийся русский богослов протоиерей Сергий Булгаков писал: «Дух пришел в мир, но достигает ли нас Его источник, жаждем ли Его? Или же нам ныне становится непосильно духовное Его торжество? Увы! На Пятидесятницу мир отвечает столпотворением вавилонским, на шум с неба — ревом воздушных и земных орудий, на разделяющиеся языки, почивающие на каждом, — адским огнем учений ненависти и разделения, сатанинской гордости и насилия. Мир горит и разрушается, а не преображается. Он не вдохновляется излиянием Духа, но задыхается в исступлении». Эти слова весьма актуальны сегодня, на исходе XX столетия. Накануне Пятидесятницы, 29 мая нынешнего года, я вернулся из Белграда, куда ездил с делегацией христианских деятелей для переговоров с президентом Милошевичем и руководством Сербской Православной Церкви. В Белграде я не слышал «рева воздушных и земных орудий», но слышал вой сирены воздушной тревоги, означающий начало очередной бомбардировки. В то время, когда мы в здании Патриархии беседовали с Патриархом Павлом и членами Священного Синода, внезапно завыли сирены, после чего во всем Белграде отключилось электричество — была разбомблена последняя электростанция. Для нас это означало всего лишь то, что беседа продолжилась при свечах. Но для тех, кто в эти минуты лежал на операционном столе, чья жизнь поддерживалась аппаратом искусственного дыхания или искусственной почкой, это означало неминуемую и немедленную смерть. Видел я и мертвый аэропорт, куда давно уже никто не прилетает и откуда никто не вылетает, где не работают эскалаторы, нет воды в умывальниках, нет того обычного многолюдия и движения, с которым в нашем представлении связаны аэропорты. Видел десятки разрушенных зданий, от которых не осталось ничего, кроме четырех стен с пустыми глазницами окон, а внутри — ни потолков, ни стен, все уничтожено. И при всем этом люди гуляют по улицам, дети играют во дворах уцелевших зданий, катаются на велосипедах, никак не реагируя на вой сирен. По одному из немногих уцелевших мостов через Дунай движутся сотни автомобилей, хотя этот мост в любую минуту может быть разбомблен. А в Воеводине, через которую пришлось ехать в Белград, в самом разгаре полевые работы: сотни людей каждое утро выходят на поля, чтобы обрабатывать землю, засеивать ее семенами. Жизнь продолжается, и война тоже продолжается.

http://pravmir.ru/v-zashhitu-bratskoj-se...

Периодически ребята из мужского реабилитационного центра «Саперное» принимают сестер из Свято-Никольской женской реабилитационной общины для проведения совместных духовно-ориентированных мероприятий, а также работ по дому и территории, что научает обе стороны здоровым социальным ролям без воздействия каких-либо психоактивных веществ, дает верные установки. Установка - психологический орган, который объединяет внутреннее и внешнее, сознание и поведение. Поэтому при выявлении у воспитанников деструктивных жизненных установок, неадекватных психологических защит, ложных представлений и ценностей, постоянно предпринимаются попытки заменить их на здоровые, зрелые, одухотворенные. Однако недостаточно просто заменить установку. Необходимо развивать в воспитаннике решимость поступать по совести, по евангельским заповедям. Установка должна укрепиться, ей нужно «навыкнуть», стать навыком, быть конкретной. И тогда в нужное время установка станет не просто мыслью, а интенсивной силой, которая поможет в момент искушения устоять в свободе от греха. Беседы могут проводиться как по просьбе воспитанника, так и по инициативе священника или его ближайшего помощника. Духовная беседа, как и исповедь, хранится в тайне, если не оговорены другие возможности. Она не ограничивается обсуждением только вероучительных вопросов или духовно-эмоциональных проблем, но в ней могут обсуждаться вопросы бытового, семейного и другого характера. Для развития и укоренения в душах воспитанников братской любви, а не только ее видимости, на каждую неделю составляются «Евангельские заповеди дня». Они напоминают воспитанникам о необходимости следования достойного выбранному пути образу жизни. Из Евангелия, которое читается на утреннем правиле, берется какая-либо заповедь. Она разъясняется воспитанникам выпускниками-волонтерами на основании толкования святых отцов Церкви. Заповеди на неделю вывешиваются в кельях, где проживают реабилитанты, и ежедневно повторяются перед началом трапезы. Братия, запоминая заповедь, например: «...Не судите, да не судимы будите», старается прожить день, соблюдая ее.

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/22/...

Замечательно, что Париж, женщиною насыщенный, больше всего мужчина. В нем нет ни женственного, ни романтического. Он требует мужественности. Как на свои улицы, тускло блестящие под дождем, в изящных, точных линиях домов, серо-коричневых красках, так на своего человека Париж кладет чекан: рисунок его гибок, элегантен, остр. Непроницаемый человек. Учтивый, вежливый… огнеупорный. В Провансе – дома. Земля дымится поэзией. Мир – друг. Господь спокойно говорит в церквах, звезды плывут по небу вольно, виноград, дикий укроп и тмин, лаванда – это все твое, братские дары. Ты понимаешь собак и любишь цикад. Ты человек незащищенный, твое сердце все раскрыто – четырем странам света, четырем великим ветрам. Но Париж скажет, что земля не рай. Что ж, защищайся. И не страшись. Ты здесь неразличим, безвестен, угрожаем. Ничего. Иди. Что такое жизненный путь? – В жаркий день путник идет из Торонэ в Пюжет (в Провансе), несет провизию в корзине. Лавочник наложил довольно много. И тяжело тащить. Белое шоссе слепит глаза. Кустарники кругом – дикая акация, сухонький мелколиственный дубок, все запудрено пылью. Сел вздохнуть на только что срезанную у дороги сосенку: пахнет смолой, через дорогу виноградник с покрасневшим листом, а дальше, по рыже-коричневой земле оливки – тупого, матового серебра. Отдохнул, пошел дальше. У сворота к усадьбе опять сел. Велосипедист промчался. А прохожий обтер пот с лица, взял в руки метелочку дикого укропа, растер, откусил кусочек – анисовый вкус и крепкий запах – и вдруг так ясно понял: вот, несет домой всякие необходимые свертки, хоть и на чужбине, а не погиб, живет, радуется солнцу и дальним горам – идет. Устал, отдохнул и дальше. Потому что упрямство! Потихоньку, с развальцем и передышками, а надо дойти, уж такая вера, и так положено, то ли Пюжет, то ли иной порог, и, значит, в путь – простой путь из Торонэ, два километра – это и есть жизненное странствие. Дойдет! И встал, зашагал неторопливо. Владыка в церкви говорил о пути, Кресте. Стоял на амвоне, опираясь на высокий двурогий посох, в позе несколько утомленной, с грустным взором добрых глаз из-под очков. Тон его слов всегда кроткий. И всегда медленная простота речи. Менее всего он хочет быть оратором, деятелем какого-то театра. Праздным и любопытствующим он не нужен. Его речь – беседа, тихая и полная живого внутреннего содержания. Да как возможно то, о чем он говорит, преподнести ораторски? Вышло бы не русское, не православное. Где поза и желание приукрасить, игра интонациями и периодами, когда русский иерарх на русском языке говорит о жизненном подвиге и Кресте?

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

Того ради и писать тех четырех букв, до подлинного свидетельства, советовати опасение имеем, понеже у древних святых воображены не обретаем; а когда прилунится нам быти в странных христианех и обращающимся у них животворящим крестам с подписанием «Царь славы, Иисус Христос , ника», аще и титла на тех же крестах с четырьми буквами воображены: и тем животворящим крестам поклонение творим и иным советуем поклонение творити, о чем у нас и прежде на общей беседе письмом извещено, и о сем вашу братскую любовь молим: еже вы потщтание имейте – на староцерковных крестах надписание обыскивайте, благоволите о сем доброе и боголюбное радение имети... А о чинех молитвенных службы, яже мы прияхом от древнецерковной церкви, наипаче древне-Соловецкие обители святых, о чем вашей любви на беседе явихом, и от святых писаний и отеческих обычаев засвидетельствовахом: и аще некие различные чины обрящутся, и в том друг с другом разгласия не имети, к кому с киим прилунится приходити – имети соглашение и распри не чинити, да мир Божий будет между Христианы». Этот документ подписан 5-м августа 1727 года 71 . Сохранилось сообщение о свидании выговцев с федосеевцами в 1727 году и со стороны Игнатия Трофимова, писанное последним когда-то после беседы 72 , потому что эта беседа упоминается здесь как событие прошедшее. В этом «письме» говорится, что на «беседе воспомянуся о письме Игнатия, старца Палье – острова, которое письмо обносится в христианех, и о том письме случается пря и смущение в христианех». По словам Игнатия, Андрей Денисов на беседе сказал так: этого письма «в оправдание мы не приводим о титле, что Пилатом писано на кресте Господнем, и тем не оправдываемся, но от летописных древних крестов свидетельство приводим». Подобное же сказал Андрей Денисов и о «письмах»: на Выг, писанных из Польши, и с Выга в Польшу. «Обоих письма, – сказал Андрей, – судьбам Божиим предаваем». При этом Андрей Денисов, по словам Игнатия Трофимова, добавил: «а что которые люди от нашей страны пустынножителие что изрекли дерзко, или сотворили, того мы не одобряем, ниже похваляем».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Паки и паки повторяю, что очень рад буду видеть вас у себя; но прошу не пускаться в путь, не поправившись хорошенько. Я также не совсем здоров, – не хожу в Академию. Прошу молитв ваших и благословения». 20-го октября, прочитав вышедшую перед этим шестую книжку Братского Слова, в которой напечатана была его «Беседа о власти антихриста 254 , без разделения на две книжки, как предполагалось прежде, отец Павел писал мне: Благодарю вас, что всю статью мою в одной книжке поместили целиком. По желанию вашему я принялся помаленьку писать ответы на пять вопросов. Егор Антоныч помогает моей немощи пером: что я диктую, он пишет. А что мы не допишем, или перепишем, то вам останется дополнить и исправить. Только возьмите терпение на мою немощь и нескорость. А потом нужна и опаска по важности дела. Я давно думал за эти вопросы приняться, но не хотел огорчать отца Пафнутия. Он и то прогневался на отца Голубова, что тот сделал на них краткое замечание, – говорил: кто его просит! Хотя мало приметное, но чую некое улучшение в моем здоровьи». В конце октября, несколько оправившись от болезни, отец Павел приехал на богомолье в Лавру и посетил меня. Он привез мне рукописи сочинений протоиерея Алексия Иродионова, заметки свои для ответов на пять вопросов и некоторые другие сочинения для журнала. При свидании поговорили о наших братских делах, а больше о издании Братского Слова, которым интересовался он не менее меня. Я объяснил ему мои дальнейшие намерения относительно журнала и, между прочим, показал одну любопытную рукопись, составленную знаменитым старцем Паисием Величковским , сочинения против раскола, которым предполагал воспользоваться. 5-го ноября я писал отцу Павлу: «Примите прежде всего мою искреннюю благодарность за посещение, которым удостоили меня и много утешили. Прошла неделя после свидания с вами, a ответами я не мог еще заняться. Готовил статью для 8-й книжки. В сочинении старца Паисия Величковского , которое вам показывал, нашлось нечто, как мне кажется, полезное для читателей: с моим предисловием отдал печатать 255 . Желаю знать ваше мнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Она говорила: «Не меняй ложь на деньги, не губи души за хорошую жизнь в попах». И мало того, что я отказался идти в попы; тогда же я принял решение совсем оставить и общество старообрядцев. 7 сентября я отказался от должности при попе Сергие и поехал в Москву к Савватию, чтобы и ему объявить свой отказ от поповства. Савватия я не застал в Москве, – он уезжал в своей любимый сибирский край. Но в квартире Савватий я неоднократно беседовал о недоуменных вопросах с секретарем Духовного Совета Перетрухиным. Между прочим я рассказал ему о беседах Онисима Швецова с миссионером-слепцом Шашиным, при мне происходивших в нашей деревне Шувой 15, 16 и 17 августа. Перетрухин не только не одобрил беседу Швецова, а и прямо осудил, называя его, как и Антония Шутова, заразившемся несправедливыми мнениями беспоповцев. Затем я предлагал также Перетрухину разные вопросы о несостоятельности раскола: эта беседа моя с Перетрухиным напечатана в «Братском Слове». На беседе Перетрухин путался: епископов православной церкви называл еретиками и этих же еретических епископов признавал имеющими дар благодати Св. Духа на связание и разрешение грехов. Ожидая возвращения Савватия, я решился для вящшего уяснения истины изложить важнейшие из своих сомнений в форме вопросов, или вопросительного послания к самому Савватию и состоящему при нем Духовному Совету, с просьбой – дать на оные удовлетворительное разрешение. 20 сентября, когда Савватий возвратился уже из поездки в Сибирь, я лично передал ему мои вопросы и отправился из Москвы в Павлово. Здесь скоро узнали и о поданных мной вопросах Савватию и о намерении моем присоединиться к церкви. Чтобы отклонить меня от исполнения этого намерения, многие павловские старообрядцы приходили ко мне с увещанием; а из Москвы от Перетрухина, спустя всего три дня после подачи мной вопросов, прислано было отвещательное письмо. Письмо адресовано было на мое имя и прислано с Иваном Андреевым Корякиным, которому однако же приказано было передать письмо попу Сергию, и отнюдь не давать мне в руки, а попу Сергию вменялось в обязанность вычитать его мне при собрании старообрядцев. Сергий действительно пригласил меня к себе на квартиру, в которой собрались старообрядцы, и стал читать письмо. Оно было озаглавлено такими словами: «Восхотеша быти мудри, объюродеша». Потом в письме следовало обращение ко мне. Когда Сергий прочел это обращение, я сказал: «письмо пишется ко мне; позвольте, я сам его прочитаю». Старообрядцы не дали мне письма, а велели читать его попу Сергию. Сергий прочитал; а потом сказал мне: вот вам и ответ! такого ли ожидали вы?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

При совершенном его бескорыстии, вопрос о вознаграждении был ему совершенно безразличен; но не так смотрели на это его сотоварищи, которые при общей братской кружке, естественно, должны были много терять и не могли мириться с его бескорыстием, так ощутительно отражавшемся на их кармане. Понятно, они старались вознаградить себя иными путями; так – плата за требы, совершаемые другими священниками, по большой части, не вносилась в общую кружку, а делилась между совершавшими требу поручно; низшие же члены причта при совершении треб самим протоиереем, напр., молебна, ухитрялись брать плату до окончания требы. По принятии священства, он проходил должность законоучителя в приходском училище, а по открытии уездного училища – в нем преподавал Закон Божий в течение 20 лет, пока не передал законоучительства сыну своему о. Георгию, священнику Кладбищенской церкви. По отзывам многочисленных учеников его, уроки по Закону Божию не носили никакого официального оттенка; не слышали ученики никогда ни резкого тона, ни порицания, ни угроз, ни негодования за незнание урока; отметки совсем не ставились. Уроки по 3. Божию были – простая, задушевная, нередко вдохновенная беседа любящего отца со своими детьми, между которыми он не отличал ни хороших, ни плохих, – все были одинаково дороги для него. Истины св. православной веры, уроки нравственности, подтверждаемые примерами из истории ветхого и нового Завета, излагались им так, что они, прежде всего, запечатлевались в сердце слушателей. В каждом рассказе, в объяснении сообщаемого события, заметна была горячая любовь батюшки к делу и детям, и искреннее желание, чтобы учащиеся усвоили, внедрили поглубже в себе сообщаемое знание. Благодаря тому, что законоучитель останавливался на выясненном событии настолько продолжительно, сколько требовалось для основательного усвоения его, программа по Закону Божию, по большей части, не проходилась вся, но от этого дело нисколько не страдало, напротив, сказывались самые благодетельные последствия такого преподавания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

26). Часть третья Всем христианам ради собственного исправления спасительно с радостью принимать обличения от своих братьев Мы говорили о том, что христиане должны обличать своих грешных братьев мягко и уважительно. А теперь добавим еще и то, что грешникам тоже следует с радостью принимать братские обличения. Причем ни обличители не должны обижаться, ни обличаемые раздражаться и обижаться, но воспринимать укоры своих братьев как целительный бальзам, а их самих – как целителей, а не врагов. Как советует божественный Златоуст, «пусть ни обличающий не гневается (ибо это свидетельство не исправления, а пристрастности), ни обличаемый не раздражается, ибо происходящее – исцеление, а не вражда. Когда слуги врачей делают прижигание, их не порицают, но те, кому делают прижигание и надрезы, считают благодетелями причиняющих им эту боль, – еще более так следует рассуждать, принимая обличение, и прислушиваться к исправляющему, как к врачу, а не как к врагу» (Беседа 44 на 1-е послание к Коринфянам). Для чего человеку необходимы исправление и совет Необходимость обличения вызвана тем, что, во-первых, человек по своей природе несовершенен. Он не в состоянии сам осознавать и разбираться во всем, что его окружает. Вот почему крайне необходимы ему советы других людей, даже пусть незначительных, – для восполнения своего несовершенства. Поэтому сказал: «От человеческой природы многое часто бывает скрыто, – поясняет божественный Златоуст, – и весьма часто люди, считая, что не нуждаются в чужом совете, предпочитают отвергнуть разумную помощь или, получив увещевание исправить грех, скорее остаются в неведении, нежели принимают и научаются, не зная, что позорно не научиться, но остаться в неведении, не выслушать урок, но остаться неучем. Слушается же, что и от человека малого и незначительного узнают нечто необходимое, а от мудрого и великого зачастую не узнают. Сознавая это, и Моисей со всей кротостью выслушал то, что говорил и советовал идолопоклонник, то есть его тесть Иофор: «Итак послушай слов моих; я дам тебе совет» ( Исх.18:19 )» (Слово 13, к жалующимся...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010