См. биографические подробности об Александре Васильевиче Гумилевском в книге Н. А. Скороботова «Приходский священник А. В. Гумилевский», 1871 г. 94 См. «Дух Христианина», декабрь 1861 г., июнь 1862 г.; «Духовная Беседа», «церковная летопись», ноябрь и декабрь 1861 г., июнь 1862 г.; «Христианское Чтение», 1863 г., ч. 1, 141, «современные вопросы о братских и приходских советах». 96 Весьма интересная статья Крыжановского «Очерки быта малороссийского сельского духовенства в XVIII веке» помещена в журнале «Руководство для сельских пастырей», 1861 г., 39, 49 и 51. В этой статье автор приводит сведения об автономии малороссийских приходов в древности. 97 Об открытии в 1863 году «братств Черниговской епархии» см. «Черниговские епархиальные известия» за тот же год, 9. 99 Сведения о существовании древних братств у нас на юге, именно в Подольской губернии, Ольгопольского уезда, дошли до Батюшкова от местного священника еще в 1859 году. 101 Воззвание о пожертвовании на церкви Минской губернии было сделано Кояловичем в 1864 году. См. также статью Амосова «Путевые заметки» в «Духовном Вестнике» 1863 года о желательности восстановления братств. Те же мысли в статье Уманца: «О некоторых улучшениях в духовном ведомстве», «Отечественные Записки», 1862 г., 143. Здесь мы кстати приведем, что и в светской литературе обращено было внимание на историческое происхождение братских учреждений; упомянем о статье Соловьева: «Братчины» («Русская Беседа», 1856 г., кн. VI) и А. Попова «Пиры и братчины» (в Арх. ист. и юридич. свед. Калачева, т. II, стр. 30). См. также «Духовный Вестник», 1862 г., т. II. 102 См. «труды Киевской Духовной Академии», 1863 г., т. II, заметка «О предоставлении священнику полного участия в «мирских» интересах и права ходатайства по «мирским» делам». 103 По мысли князя Ширинского-Шихматова «прямое непосредственное участие общества в собственных своих делах (церковных_ будет иметь благотворные последствия: интересы церкви и школы войдут тогда в жизнь народа». 106 См. газету «День», 1863 г., 19, «Воззвание к Русским из Западно-русского края» и 28 «Из Вильны». Читать далее Источник: Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя. (1855-1870)/А. Папков. - Санкт-Петербург : тип. А.П. Лопухина, 1902. - IV, 184 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Встреча Патриархов по украинской автокефалии: что произошло – онлайн пресс-конференции Предстоятели двух Церквей встретились в Стамбуле 31 августа 31 августа, 2018 Предстоятели двух Церквей встретились в Стамбуле 31 августа Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион проводит пресс-конференцию по итогам встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Патриарха Константинопольского Варфоломея. 19.10  Митрополит Иларион напомнил, что сегодня в Стамбуле состоялась встреча Патриархов Кирилла и Варфоломея. Первая часть встречи прошла в официальном формате, присутствовали все члены Синода. Затем два Патриарха удалились и беседовали с глазу на глаз. Беседа продолжалась около 2 с половиной часов, была очень братской и сердечной, это действительно была беседа от сердца к сердцу. Эта встреча была важна для укрепления двусторонних отношений между нашими Церквами, сказал глава ОВЦС. По его словам, беседа касалась тем, которые стоят на повестке двусторонних отношений, но также и всеправославных отношений. Беседа была искренней от начала до конца, Патриархи в конце обменялись подарками. 19.15  На вопрос, обсуждалась ли ситуация на Украине, митрополит Иларион ответил: «Я не думаю, что я должен рассказывать содержание беседы двух Патриархов. Если бы они хотели, они бы сделали ее открытой. Я не должен и не имею права о ней рассказывать. Но это была братская беседа. СМИ взбудоражены, особенно на Украине, но мы не будем раскрывать содержание этой беседы, пока ее не будет комментировать Константинопольский Патриархат. Мы должны внимательно относиться к таким встречам и защитить себя от провокаций». Глава ОВЦС отметил, что «хотел бы обратить внимание на то высказывание митрополита (Галльского — ред.) Эммануила, которое прозвучало в греческих СМИ о том, что мы — имеется в виду Константинопольский Патриархат — не будем уврачевывать раскол путем создания другого раскола. Я думаю, что это очень трезвая позиция». 19.20  Митрополит Иларион напомнил, что у Константинопольской Православной Церкви и Русской Православной Церкви «есть своя позиция по различным вопросам».

http://pravmir.ru/vstrecha-patriarhov-po...

Но речь Господа идёт о мире, именно как о людях, пребывающих в мире, ибо ненавидеть могут только люди: итак, речь о ненависти ведётся к возбуждению любви, – любви к ненавидящим, любви ко врагам. И если доселе действия любви по заповеди Господней рисовались в свете взаимной братской любви, то отныне любовь эта, любовь пребывающих в благодатном союзе со Христом, ещё ярче рисуется на мрачном фоне злобы и ненависти мира... Всеобъемлющею и чуждою всяких искусственных сужений и границ, – этого обнаружения эгоизма и лицемерия в деле любви, – должна быть любовь христианская, и не для того, чтобы заставить учеников Своих замкнуться в любви только друг к другу и на ненависть и злобу ответить равнодушием и презрением, говорит о ненависти мира Господь, – нет: в образец терпения этой ожесточённой ненависти Он поставляет Себя Самого, а Он шёл положить душу Свою за врагов, показать к ним любовь, больше которой нет и быть не может... Он самой целью речи Своей поставлял, наоборот, – укрепить Своих в предстоящих подвигах любви и любовь их – не менее взаимной братской любви – сделать самоотверженною, непоколебимою, над всем торжествующею и в той области, где на неё ответят враждою, где для проповедников любви будут требовать пыток и казни, где их слово любви в очах людей явится достойным большего осуждения, чем самое дикое слово злобы, где ответом на него будут слова вражды и неприязни... Не чуждыми знания жизни и людей, не чающими водворения золотого века на земле по одному только зову к любви должны быть христиане: нет, они должны знать, что, доколе существует мир, существует среда, в которой самый призыв к любви часто не найдёт себе отклика и, как-бы оскорбив человеческое себялюбие, создаст только раздражение и ненависть против призывающих к любви. А зная это наперёд, носители и проповедники в мире Христовой любви не должны уже трепетать и смущаться: аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде... Господь желал показать, что ненависть мира к последователям Его – явление естественное и даже необходимое, что и отношение к нему должно быть, поэтому, соответствующее, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Обрати врагов наших вспять. Аминь. "       Митрополит Черновицкий Онуфрий и Афон Беседа с афонским старцем. Патриотизм и Христос Комментарии Всего комментариев: 196 2016/06/26, 08:28:58 Да,отцы Церкви...Не знаю что и сказать вам за такой текст.Вот я уроженец Донбасса,родня вся там (АТО) и ВЫ МНЕ БУДЕТЕ РАССКАЗЫВАТЬ что и как?! Если сравнить потоковое ТВ РФ и ваш текст,то это ягода с одного поля.Или вы думаете что красный террор выбил напрочь всю память из светлых голов? Ан-нет !!! Память она вечная-и террор помнят,и притеснение украиномовных при царской России.Помнят всё (Калнышевский Пётр вам поможет освежить вашу короткую и,почему-то по-современному податливую прокремлёвскую память - Бог вам судья).Вот мне не понятно одно - почему ВЫ (непонятно кто и где проживающие) знаете лучше меня,уроженца Донбасса,о моих нуждах и о нуждах рядовых россиян,которых загнали власти РФ в такой угол,что мало не покажется.Все эти митинги в поддержку русскоязычных не иначе как заказной маскарад !!! Так же и сама война не без наглой и кровавой российской лжи !!! Ложь кругом !!! Кто вас туда звал?! Я на каком языке вам пишу?! В Правом Секторе (тогда ещё под Ярышем) -до 35% русскоязычное мужское население,включая немногочисленных россиян.Так же чеченские борцы за независимость от РФ,так же обиженные грузины - все добровольцы,и все кто там воюет готовы открыто рассказать почему именно они там.Я вам,отцы,скажу по факту как есть - я верующий,православный (МП).Однако,среди МП очень много СВЯЩЕННИКОВ кто на стороне Украины.Их действительно много.Они служат в храмах МП,это тоже факт,что,наверное,замечательно.А вот я помаленьку дистанцируюсь от ваших амбициозных планов, " МИРНЫХ " планов. Тут-то и есть ваша прямая ошибка.Церкви в политике делать НЕЧЕГО !!! Как только молвится церковное слово о " мире " и о " братском народе " хочется забыть к вам дорогу,навсегда.На данный момент я,некогда хорист и руководитель церковного хора,на фоне украино-русского конфликта явно начинаю забывать в Храм МП дорогу,даже на Троицу в храм не ходил.Вот сейчас иду 26.06.16,воскресенье.Схожу помолюсь,но ни единого русского слова о мире и о братском народе (праотцев московии !!!) я от вас не приемлю - не доросли ещё,слишком молоды.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=177...

Сочинение состоит из четырех частей, или глав: 1) в основу его положена копия «Протокола» об Амвросии, состоявшегося в 1876 г., выданная членам второй экспедиции, по настоятельной их просьбе, из патриаршего константинопольского Синода; затем следуют: 2) изложение «причин, вызвавших вторую поездку на Восток», 3) «Предварительная беседа», происходившая утром 20 июля, и 4) «Соборное рассуждение» того же дня. Ко всему этому приложено еще «заключение». Мы уже говорили в своем месте, что новый перевод «Протокола» 1876 г., сделанный кем-то по просьбе Василия Мельникова, не отличается точностью и гораздо хуже сделанного для прежней экспедиции, которой именно «Протокол» был выдан (прежний перевод напечатан, вместе с греческим текстом, в Братском слове 1876 г.). Новый перевод не стоило бы поэтому и печатать; но так как стародубские беглопоповцы настоятельно просят о напечатании его, то мы, уступая их просьбе, печатаем и новый перевод «Протокола». В главе о «причинах», вызвавших новую раскольническую экспедицию на Восток, обнаружены, так сказать, секретные побуждения, двигавшие главными виновниками предприятия и проливающие яркий свет на это в сущности темное дело, особенно же на самих деятелей, еще более темных. О Ефиме Мельникове сообщаются даже такие подробности, о которых не совсем удобно и говорить в печати. Мы сами, разумеется, никогда и не решились бы их обнародовать; а из чужого сочинения не находим возможным их выкинуть, частью потому, что сочинение это, как сказано выше, довольно распространено уже среди стародубских старообрядцев, особенно же потому, что справедливость всего в нем изложенного, а следовательно и известий о Мельникове, подтверждена, как мы сказали, собственноручными подписями свидетелей, на ответственность которых мы и возлагаем эти известия, питая однако же полную уверенность, что они несомненно справедливы. Большой интерес представляют дальнейшие главы сочинения: интересны и сообщаемые в них сведения о второй экспедиции, особенно же самые прения между беглопоповцами и защитниками автрийской иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

УЧАСТНИКИ КОНГРЕССА ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ ЗАДАЧИ ЦЕРКОВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ Москва, 6 марта. С докладами, посвященными разным аспектам современной церковной журналистики, выступили участники I Конгресса православной прессы на пленарном заседании форума, состоявшемся 6 марта в конференц-зале первого гуманитарного корпуса Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Секретарь Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата (ОВЦС МП) по связям с общественностью протоиерей Всеволод Чаплин выразил свою " озабоченность " тем, что у церковных журналистов в настоящее время " мало сил, знаний для адекватного реагирования на современные жизненные проблемы, мировые общественные процессы " . Это, по словам о. Всеволода, может сделать православную журналистику " второсортным участником этих процессов " . Другой немаловажной стороной деятельности церковной прессы, как считает о. Всеволод, является ее массовость, так как " интересы читателей вообще гораздо шире интересов людей церковных (священников, приходских старост, церковных работников) " . Говоря о проблеме взаимоотношения церковной и светской прессы, секретарь ОВЦС МП обозначил " открытость " как " норму взаимоотношения со светской прессой " . Однако, по словам о. Всеволода, " если мы видим злонамеренную деятельность какого-либо СМИ, направленную против Церкви, то в ответ должны приниматься адекватные меры против очернителей " . Такими мерами ответного воздействия могут быть - по нарастающей - " братская беседа, обращение на имя редакции, отказ данному СМИ или журналисту в аккредитации, обращение к общественности с требованием прекратить антицерковную деятельность конкретного СМИ или журналиста " . Главный редактор журнала " Православная беседа " , координатор Союза православных граждан Валентин Лебедев в своем выступлении сформулировал " основные принципы церковной журналистики " . Это, как считает Валентин Лебедев, " профессионализм, которого так всем не хватает " , " исполнение духа мирна, - так как от недостатка профессионализма мы начинаем браниться, по сути дела повторяя тех, кого мы браним " , и " знание церковной жизни " . Валентин Лебедев призвал православных журналистов " быть не актуалистами, не гнаться за самовыражением " . Способами приобретения профессионального опыта, по мнению редактора " Православной беседы " , могут быть " кротость и смирение " , а также " перенимание опыта лучших дореволюционных изданий " .

http://pravoslavie.ru/sobytia/cpp/blag_z...

13. К вопросу о канонизации нового угодника Божия Российской Церкви. Л. Р. Стр. 175. 14. О присоединении штундистов к православной Церкви в Харьковской губернии. Д. Боголюбов. Стр. 176–177. 15. Обряд коронования английского короля. Стр. 177–178. 16. Миссионерская вакансия. Стр. 178. 17. Со скрижалей сердца. Несколько слов по поводу дарования новой пенсии духовенству.– Отзыв “Нов. Вр.”– Невеселые думы миссионера по поводу радостного события. В. М. Скворцов. Стр. 179–187. 18. “Нов. Вр.”. Мисс. Д. Боголюбов. Стр. 187–192. Содержание (1902. 9 – 12) Сентябрь 1. Трагизм толстовства и мир Евангелия. Свящ. Дим. Силин. Стр. 193–213. 2. О миссионерской постановке учебно-религиозно-воспитательного дела церковной единоверческой школы. Свящ. И. Чередников. Стр. 214–221. 3. Гернгуттерские братства. Иером. Алексий (Дородницын) . Стр. 222–234. 4. Разбор грамоты неокружников от 6 мая 7407 лета (1899 года), поданной московскому окружническому архиепископу Иоанну, с замечаниями, епископа Уральского. Свящ. Ф. Воловей. Стр. 235–260 5. Собрание раскольничьих беспоповщинских (поморского согласия) духовных отцов Донской области. Свящ. Евгр. Овсянников. Стр. 261–275. Из миссионерских писем, дневников и летописей 6. Вопросы религии в обсуждении передовых людей. С. Бронницкий. Стр. 276–289. 7. Еретик Кирюшка и граф Толстой на суде раскольничьего собора. С. К. П. Стр. 290–302. 8. Расстроенные люди (миссионерский очерк). Д. Боголюбов. Стр. 303–306. Из миссионерской полемики 9. О незаконности австрийской иерархии (беседа вторая с Усовым). Мисс. свящ. С. Шалкинский. Стр. 307–326. 10. Беседа со штундо-баптистами о присяге. Д. Боголюбов. Стр. 327–330. Миссионерство, секты и расколы. (Хроника) 11. Из залы заседаний Боровского окружного и Калужского епархиальных съездов. Открытие Боровского съезда.– Приглашение Боровских лжепопов и почитателей моленных на братскую беседу с представителями съезда.– Прения по вопросу о хождении с иконами по домам раскольников.– О неодинаковости практики в деле присоединения к Церкви приходским и монастырским духовенством брачующихся из раскола.– О значении школы в деле миссии.– О полемических и апологетических приемах преподавания Закона Божия.– О допущении детей раскольников во второклассные школы.– Привлечение к миссии учителей и низших чинов клира.– К вопросу об уставности богослужения. N. Стр. 331–346.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Минь. Т. X. С. 372 Творения Т. X. С. 443, 444 1103. Исправление ближнего, обличение частное греха его; способы, как сделать это обличение не слишком тяжким и приемлемым Беседа XLIV . Мы, обличая кого-нибудь, будем приступать к нему с великою кротостию и с великим благоразумием. Если ты видишь согрешающего брата, то обличи его не всенародно, а как повелел Христос: между тобою и тем единым ( Мф. 18:15 ), притом не понося и не нападая на лежащего, но соболезнуя и сокрушаясь; будь и сам готов выслушать обличение, если ты согрешишь в чем-нибудь. Но чтобы сказанное было яснее, представим это посредством примера; впрочем, я не желаю, чтобы такие примеры были в действительности. Положим, какой-нибудь брат живет вместе с девицею; пусть он будет человек благонравный и целомудренный, но при всем том идет о нем худая молва. Когда до тебя дойдет молва о таком его сожитии, то не оставляй этого без внимания и не говори: разве у него нет своего ума? Разве он сам не знает, что ему полезно? Для чего мне напрасно навлекать на себя вражду? Такие безумные слова свойственны диким зверям, или лучше, демонам. Кто хочет исправить другого, тот не навлекает на себя ненависти напрасно, но действует для достижения великих благ и неизреченных венцов. А против того, что говоришь ты: разве у него нет своего ума? – я скажу тебе, что действительно нет, потому что он опьянен страстию. И мы, многократно преподававшие наставления другим, часто в отношении к себе оказывались несостоятельными и не могли помочь самим себе. Также рассуждай и о другом заблуждающемся, что он скорее может получить добрый совет от тебя, нежели от себя. Вспомни с ужасом о том, кто первый сказал такие слова: еда страж брату моему есмь аз? ( Быт. 4:9 )... Итак, приди к тому, кто живет вместе с девицею, скажи ему по-братски какую-нибудь похвалу, сложив ее из тех достоинств, какие в нем находятся, и такою похвалою, как бы теплою водою, примочи и смягчи опухоль его раны; признайся ему, что и ты находишься в жалком состоянии, представь виновность всего рода человеческого, объясни, что все мы во грехах, попроси прощения, что ты принимаешь на себя дело, которое выше сил твоих, но что любовь побуждает тебя решиться на все; затем и предложи совет, высказывая не повелительно, а по-братски.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

И не в вопросах только о расколе, обличение и ослабление которого мы оба поставили главнейшей задачей наших трудов, – не в этом только я пользовался сокровищем Вашего ума и знания. В нашей постоянной и частой переписке за эти двадцать пять лет, особенно в наших свиданиях, которыми Вы удостаивали меня и в Посаде и здесь, в Москве, почти каждый раз, как я приезжал сюда, и в моей теперешней квартире, и особенно в Вашей келье, каких вопросов не касалась наша беседа, – вопросов однако всегда серьезных, никогда суетных! И как приходилось удивляться, что ни один вопрос богословской науки, церковного права, церковной истории, жизни духовной, общественной и семейной, даже государственной, не только не был чужд Вам, но и каждый был уже рассмотрен и решен Вами оригинально и самостоятельно. Сколько удовольствия и духовной пользы доставляла поэтому каждая беседа с Вами! А Ваше содействие мне в трудном деле издания «Братского Слова»! Без Вас я, кажется, не в состоянии был бы и вести его. Наконец, могу ли умолчать о тех утешениях, которые я находил у Вас в скорбные дни утрат и невзгод семейных и иных, столь нередких в моей жизни? Господь послал мне в Вас не только советника и помощника в моих трудах, но и надежнейшего друга, искусного в духовной жизни утешителя и отца... Буди имя Господне благословенно отныне и до века! Вам же моя благодарность за Ваше доверие ко мне, за Ваши советы, за Ваши утешения, за Вашу дружбу и любовь останется неизгладимой до конца моей жизни. Мне хотелось на память нынешнего дня подарить Вам что-нибудь, – и я очень рад, что в моем малом семействе есть юный художник, который мог довольно верно перенести на полотно достолюбезные нам черты Вашего лица. Прошу Вас, возлюбленнейший отче, принять от меня этот портрет: пусть он украсит стены Хлудовской библиотеки, став рядом с портретом незабвенного для нас Алексея Ивановича, который так любил и уважал Вас и именно из любви и уважения к Вам отдал Вашей обители и нашему Братству свои книжные сокровища. Отец Павел отвечал приветствовавшему несколькими теплыми словами, причем засвидетельствовал, что читая уже исправленные им свои сочинения, он даже и не примечал исправлений, – так верно передавалось то, что он писал, или желал писать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Виноват, что отвечаю вам не вдруг на ваше письмо, добрейшая моя Александра Осиповна. Есть на то причины: опять вожусь с собой, открываю в себе столько гадостей, что отлетает всякая мысль о других. Притом принимаюсь сурьезно обдумывать тот труд, для которого дал бог средства и силы, чтобы смерть, по крайней мере, застала за делом, а не за праздным бездельем. Всё это отвлекает меня от прочих дел и даже от писем. Ехать в Калугу недостало силы воли. Мне представилось, что я ничего не могу сказать полезного и нужного Николаю Михайловичу . Если мне и удавалось на веку своем помочь кому-либо добрым советом в горе, так это тем, которые уже отыскали себе высшего советника, и мне оставалось ничего более, как только им напомнить, к кому нужно обращаться за всеми надобностями. Вашим советом позаняться хандрящею девицею также не воспользовался . Я думаю, что обращаться с девушкой есть дело женщины, а не мужчины. Поверьте, девушка не способна почувствовать возвышенно-чистой дружбы к мужчине; непременно заронится инстинктивно другое чувство, ей сродное, и беда обрушится на несчастного доктора, который с истинно братским, а не другим каким чувством подносил ей лекарство. Женщина — другое дело: у нее уже есть обязанности. Притом она не ищет уже того, к чему девушка стремится всем существом. Всё, что я сделал, это было то, что я, вследствие письма вашего, постарался узнать, которая из дочерей Серг Тим называется Машинькой. Надобно вам сказать, что я был в приязни только со стариками да с детьми мужеского пола; что же до женского, то я знал имена только двух старших дочерей , с остальными же только раскланивался, не говоря ни слова. Не забывайте Вьельгорских. Видайтесь с ними как можно почаще. Говорите с ними о русском и о всем, что драгоценно русскому сердцу; теперь же кстати у них завелись русские лекции. От этого и они и вы будете в барышах. Светлая тишина воцарится в вашем духе. Нет ничего на свете лучше, как беседа с теми, у которых души прекрасны, и притом беседа о том, отчего становятся еще прекраснее прекрасные души. Прощайте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010