«Не ведомо нам, кто он и откуда», говорит Славеницкий. «Мы только благодарим блаженного Иакова. Он просиял Христовой силой чудотворений, подобно древним великим святым. В блаженном отроке сильный и дивный муж пришёл к нам в Русскую страну – охранять и соблюдать веру нашу во Христа» 294 . По слухам, блаженный Иаков был простой, но усердный к делу судовщик и принял на себя суровое юродство; скончался же убитый громом 295 . Самое первое явление прославившегося раба Божия было чудное. Надобно представить себе быстроту течения Меты, особенно страшно бурную силу её в весеннее время, когда самая сильная и ловкая рука гребца с трудом у берега может править ладьёй. По этой-то реке против течения её волн, во время вскрытия её, на третий день Пасхи, в 1540 году, несло громадную льдину (накру). Это было у грозных Боровичских порогов; но льдина неслась, наперекор массам воды, сбрасывающимся с порогов. Густой пар, как бы дым, поднимался со льдины, плывшей между камнями. – На ней увидели дубовую колоду: гроб без крышки, с почившим отроком. Как ни дивно было плавание льдины, крестьяне встретились с мыслью об ответе за мёртвое тело, – и положили проводить помимо селения гроб; принесли шесты и длинными шестами оттолкнули льдину от берега. Льдина однако не слушалась и возвратилась к берегу. Верёвками обмотав колоду, повлекли с льдиной по течению Меты и отвели версты за две от с. Борович. На рассвете следующего дня льдина опять явилась у берега, на прежнем месте. Её вновь отвели по реке; но и в третий раз возвратилась она к тому же месту. Старшинам ночью, не одному и не двум, явился во сне отрок, тот самый, которого видели они в колоде, и с упрёком говорил: «зачем, будучи христианами, немилостиво гоните меня христианина? Если хотите знать моё имя, то я Иаков, единоименный св. Апостолу Иакову». – Старшины поутру передали один другому видение, и вслед за ними народ поспешил на берег, чтобы благоговейно снять гроб со льда. Мощи поставлены в часовне 296 . Когда стали благоговейно лобызать нетленное и чистое тело, то явились чудесные исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Завершила программу занятий встреча с руководителем социального отдела Екатеринбургской епархии протоиерем Евгеним Попиченко. Он ответил на вопросы участников стажировки, вручил им сертификаты о прохождении обучения, подписанные руководителем Синодального отдела по церковной благотворительности епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном. «Главное, что мы получили от стажировки, — живой пример того, как надо организовать социальную деятельность в епархии, — рассказал руководитель социального отдела Ярославской епархии иеромонах Агафангел (Шкуранков). — По итогам обучения мы планируем активизировать у себя в епархии деятельность сестричеств, а также приходских помощников настоятелей по социальной работе». «Особенностью прошедшей стажировки стало то, что выступали не только специалисты из Екатеринбурга, но своим опытом делились и сами участники курсов, у которых есть успешные наработки в том или ином направлении деятельности, — сказал куратор стажировки диакон Игорь Куликов. — Благодаря совместным выступлениям представителей разных епархий как у слушателей, так и у самых выступающих складывалась более объемная картина, участники стажировки с интересом брали на вооружение опыт друг друга. В дальнейшем мы будем развивать этот формат на всех подобных мероприятиях». В стажировке приняли участие 19 руководителей и сотрудников социальных отделов из 11 епархий: Боровичской , Ишимской , Казанской , Курганской , Магнитогорской , Ростовской, Серовской , Соликамской , Томской , Челябинской и Ярославской. Стажировки в Екатеринбургской епархии проходят по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, начиная с августа 2017 года. Их организуют Отдел социального служения Екатеринбургской епархии и Синодальный отдел по церковной благотворительности социальному служению для руководителей и сотрудников социальных отделов епархий, социальных работников и сестер милосердия. Стажировка 20-24 августа с.г. стала третьей по счету. Предыдущие стажировки в Екатеринбурге проходили с 21 по 25 августа 2017 года и с 5 по 9 февраля 2018 года.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5259840...

1262 О теле Глеба говорится, что оно повержено было «на пусте месте, на брезе, межи двема колодама». «На пусте месте, на брезе» значит: не в городе Смоленске, близ которого произошло убийство, а на его поле, на том самом пустом месте, где совершено убийство, на берегу Днепра (вниз от Смоленска по реке верстах в 5-ти, «яко зреемо» от него по словам летописи, т. е. так, что видно из него место). «Межи двема колодама» многие, если не большая часть, понимают так, что тело не было погребено в земле, а оставлено лежать и валяться поверх земли между двумя колодами. Но понимать дело так представляется до крайности невероятным и просто невозможным. Если бы не погребли тела убийцы князя, то как не захотела бы сделать этого бывшая его свита, как жители Смоленска оставили бы лежать на своем поле мертвому непогребенному телу и при том телу князя? По всей вероятности, «межи двема колодама» должно понимать так, что тело погребено было не с подобающей честью (где-либо при церкви) в княжеском каменном гробе, а с бесчестием (на поле) в простолюдинском деревянном гробе, состоявшем из двух колод, каковы были деревянные гробы в древнее время (и каковыми и до настоящего времени остаются они у раскольников, см. ниже, на конце этой части списка святых, о проявлении мощей Иакова Боровичского). Если говорится, что тело осталось невредимым от зверей, то тут разумеется, что погребенное не в жилом месте, а на поле, и закопанное в землю очень мелко, как закапывались тела в древнее время, оно могло бы легко быть открыто зверями и по сдвиге верхней колоды с нижней быть ими пожранным. Если говорится, что тело было «повержено», то последнее выражение нужно понимать в том смысле, что тело с бесчестием брошено было убийцами. 1266 Сказание о Борисе и Глебе монаха Иакова напечатано три раза: I) преос. Макарием в Христианск. чтен. 1849 г., кн. II, 2) Срезневским в издании: Сказания о святых Борисе и Глебе, – Сильвестровский сборник XIV века, Спб., 1860, и 3) Бодянским в Чтениях Общ. Ист. и Древн. 1870 г., кн. I. Несторово житие Бориса и Глеба напечатано также трижды: 1) неизвестным в Православн. Собеседн. 1858 г., кн I, 2) Бодянским в Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1859 г., кн. I, и 3) Срезневским в сейчас указанном издании.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Несмотря на пандемию, мы провели сертификацию центров для зависимых: в Георгиевском, в Саперном, в Екатеринбурге. 11 сентября, несмотря на отмену массовых мероприятий, при поддержке Минздрава прошел Всероссийский день трезвости. Мы вместе с Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ провели онлайн пресс-конференцию в ТАСС, федеральные СМИ сделали специальные репортажи к Дню трезвости. Всего по теме Дня трезвости в СМИ было 4044 сообщения. Специалист нашего Синодального отдела непосредственно участвует в написании грантовых заявок для церковных социальных проектов в епархиях. Из 23 поданных в 2020 году заявок, которые помогал составлять наш специалист, 20 победили в конкурсах: 16,2 млн получили социальные проекты в 15 епархиях. Несмотря на пандемию, мы провели конференцию по социальному служению для дальневосточных епархий: сначала в заочном, а потом в очном формате — в Южно-Сахалинске. Также провели конференцию на Камчатке. Там наши сестры милосердия организовали курсы по уходу. Еще до пандемии, в начале года, в Вильнюсе прошла наша вторая конференция по социальному служению для европейских епархий. Наши специалисты провели очные выездные семинары в 11 епархиях: Мурманской, Североморской, Калининградской, Боровичской, Гатчинской, Тихвинской, Рыбинской, Пятигорской, Екатеринодарской, Сочинской, Новороссийской. Ассоциация сестричеств много ездила в этом году, обучая уходу регионы. Наши сестры проводили занятия для представителей местных сестричеств и государственных учреждений в восьми городах: в Калининграде (две поездки), Анапе, Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске, Находке и Хабаровске, Пскове, Тюмени. В Калининграде при нашей поддержке на базе Балтийского университета теперь началась подготовка сестер милосердия. Они уже трудятся в калининградских больницах. В Москве, в больнице святителя Алексия, мы провели тематическую конференцию по уходу. На ней выступили представители Церкви, специалисты паллиативной помощи, руководители благотворительных фондов и представители сестричеств милосердия из разных регионов. Конференция проходила при поддержке фонда Тимченко, Департамента социальной защиты Москвы.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/02/pr...

6. Освященный Собор принимает новую редакцию Положения о наградах Русской Православной Церкви. В связи с этим следует считать редакцию этого документа, принятую Архиерейским Собором 2008 года, утратившей силу. Также утрачивает силу Положение о богослужебно-иерархических наградах, принятое Архиерейским Собором 2011 года. Изменения в церковном управлении, умножение числа епархий и приходов 7. Освященный Собор одобряет образование митрополий и значительное увеличение числа епископов и епархий, а там, где последнее невозможно — создание территориальных викариатств. Увеличение численности епархий и приближение епископов к пастве позволяет активизировать исполнение решений Архиерейского Собора 2011 года об умножении числа приходов, а также о развитии катехизической, религиозно-образовательной, миссионерской, молодежной и социально-благотворительной деятельности на благочинническом и приходском уровнях. Члены Архиерейского Собора обращают внимание глав митрополий на важность поддержки недавно образованных епархий, входящих в состав митрополий. 8. Собор утверждает решения Священного Синода об образовании следующих митрополий: Архангельской, Башкортостанской, Белгородской, Волгоградской, Вятской, Донской, Екатеринбургской, Ивановской, Иркутской, Красноярской, Кузбасской, Курской, Мордовской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Приамурской, Приморской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Ставропольской, Тамбовской, Татарстанской, Тверской, Тульской, Челябинской, Чувашской, Ярославской. Собор также утверждает решения Священного Синода и Синода Украинской Православной Церкви об учреждении следующих епархий: Алатырской, Альметьевской, Амурской, Ардатовской, Арсеньевской, Балашовской, Балтской, Барышской, Бежецкой, Белевской, Бишкекской, Боровичской, Братской, Бузулукской, Валуйской, Владикавказской, Вознесенской, Волгодонской, Выксунской, Георгиевской, Городецкой, Губкинской, Душанбинской, Енисейской, Железногорской, Изюмской, Исилькульской, Искитимской, Каинской, Калачевской, Калачинской, Канашской, Каменской, Канской, Карасукской, Касимовской, Кинельской, Кинешемской, Кокшетауской, Котласской, Краснослободской, Кузнецкой, Кызыльской, Лысковской, Магнитогорской, Мариинской, Махачкалинской, Мелекесской, Мичуринской, Могилёв-Подольской, Нарвской, Нарьян-Марской, Находкинской, Нефтекамской, Нижнетагильской, Новокузнецкой, Орской, Отрадненской, Петропавловской, Покровской, Пятигорской, Ржевской, Ровеньковской, Рыбинской, Салаватской, Салехардской, Саянской, Сердобской, Скопинской, Тарской, Троицкой, Уваровской, Уржумской, Урюпинской, Усть-Каменогорской, Феодосийской, Ханты-Мансийской, Чистопольской, Шахтинской, Шуйской, Щигровской, Яранской.

http://patriarchia.ru/db/text/2777929.ht...

Был глубокий знаток церковной истории и археологии. Автор мн. публикаций на историко-археологические темы. В авг. 1911 г. принимал участие во Всероссийском археологическом съезде в Новгороде. В мае 1912 г. избран почетным членом Рязанской ученой архивной комиссии. В 1913 г. стал почетным членом Имп. археологического об-ва и Новгородского церковно-исторического об-ва. В 1914 г., после проведенной под рук. Д. большой подготовительной работы, в Рязани был был открыт музей - Епархиальное древлехранилище, где находилась коллекция правосл. реликвий. Главным хранителем Д. утвердил единомышленника и сподвижника в изучении церковных древностей рязанского историка и краеведа С. Д. Яхонтова. В сане епископа Д. неоднократно посещал родную епархию, в частности Мошенский приход Боровичского у., где в 1877-1907 гг. служил его отец. По отношению Д. от 27 янв. 1915 г. имп. Археологическая комиссия разрешила расширить каменный храм с. Мошенского. В янв. 1917 г. приезжал в Новгород для участия в архиерейской хиротонии архим. Варсонофия (Лебедева). Награждался орденами св. Анны 2-й (1898) и 1-й (1912) степени, св. Владимира 4-й (1902), 3-й (1908) и 2-й (1915) степени. По словам знавших Д., он был «монах по жизни, простой, чисто русский человек, пламенный проповедник, но вспыльчивый и непримиримый к нарушителям церковного устава и благолепия. Он был бескорыстен и нечеловекоугодлив, для него все были равны. Прямой и откровенный до жесткости - он правду высказывал без обиняков и в глаза каждому, не взирая на его общественное положение» (ГА Рязанской обл. Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 16. Л. 2-4). Д. активно боролся с распущенностью части духовенства и злоупотреблениями на местах. Пользовался авторитетом простых верующих, но, будучи убежденным монархистом, раздражал либеральные круги рязанской общественности, а также нек-рых представителей местного духовенства, недовольных требовательным и строгим архиереем. На Рязанской кафедре продолжал активно заниматься общественно-политической деятельностью, в 1912 г. возглавил губ. отдел Союза русских людей. Поддерживал правых кандидатов во время избирательной кампании в IV Гос. думу. В нояб. 1915 г. принимал участие в совещании монархистов в Петрограде, выступал в прениях по вопросу о борьбе с Прогрессивным блоком в Гос. думе. Был избран членом совета совещания и совета монархических съездов. В завершение совещания отслужил благодарственный молебен и произнес заключительную речь об обязанности духовенства воздействовать на воззрения паствы.

http://pravenc.ru/text/178173.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОКОВЦОВ Владимир Николаевич (6.04.1853, с. Горно-Покровское Боровичского у. Новгородской губ. – 29.01.1943, Париж), российский государственный деятель, граф (с 1914), действительный тайный советник, член Государственного Совета (с 1905). Министр финансов Российской империи в 1904-1914 (с перерывом 1905-1906), председатель Совета министров в 1911-1914 гг. Сторонник курса С. Ю. Витте , П. А. Столыпина . Отец К., Николай Васильевич был подполковником Корпуса инженеров путей сообщения, умер в 1873 г. и похоронен под домовой церковью с. Горно-Покровское. Мать К., Аглаида Николаевна Страхова, умерла в возрасте 37 лет, похоронена в домовом склепе (Шереметевский В. В. Русский провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 415). Род Коковцовых не был богатым. Раннее детство К. прошло в деревне. Систематическим образованием К. не занимались до 10-летнего возраста, когда местный священник стал знакомить его с основами Православия. В 1866 г. К. окончил 2-ю гимназию С.-Петербурга и поступил в Имп. Александровский лицей (бывш. Царскосельский), к-рый окончил в 1872 г. с большой золотой медалью и чином 9 класса (РГИА. Ф. 1162. Оп. 6. Д. 243). Кроме общеобразовательных наук лицеисты изучали 3 иностранных языка, музыку, фехтование, занимались гимнастикой, дополнительное военное образование приравнивало выпускников лицея к выпускникам Пажеского корпуса. Воспитание в Александровском лицее нашло отражение в отмечаемой современниками К. исключительной работоспособности, самодисциплине, в педантичном подходе к работе, а также в хорошем владении языками. После окончания лицея К. поступил в С.-Петербургский ун-т на юридический фак-т, с зачислением проведенного в университете времени в действительную службу (с дек. 1872 г.) По настоянию известных профессоров-юристов того времени — А. Д. Градовского, Н. С. Таганцева, С. В. Пахмана — К. собирался посвятить себя карьере ученого по специальности гос. право, в чем его активно поддержал отец, обещав материальную поддержку на все время учебы. Однако, через 2 месяца после зачисления К. в университет отец скоропостижно скончался, материальное положение семьи ухудшилось, К. был вынужден искать место на гос. службе. С 1873 по 1879 гг. К. состоял в должности помощника столоначальника в Мин-ве юстиции. В 1878 г. был командирован за границу для изучения тюремного дела. По возвращении назначен старшим инспектором, с 1882 г. помощником начальника Главного тюремного управления МВД. К. принял непосредственное участие в работе по улучшению состояния тюрем России, в составлении нового издания «Уставов о ссыльных и содержащихся под стражей».

http://pravenc.ru/text/2608159.html

30 марта помощник председателя Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов провел обучающий семинар для священнослужителей и помощников настоятелей по социальной работе. Участники семинара обсудили проблемы, с которыми они сталкиваются на приходах при организации социального служения. В ходе поездки представители Синодального отдела по благотворительности ознакомились также с церковными социальными проектами Курганской епархии. Один из них — епархиальный центр гуманитарной помощи. Сотрудники центра помогают многодетным и малоимущим семьям, одиноким пожилым, людям с инвалидностью и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Регулярную помощь здесь получают более 400 семей. Нуждающимся выдают продуктовую и вещевую помощь, средства гигиены. Штатный сотрудник в центре один, поэтому помогают здесь сестры милосердия и добровольцы. «Центр гуманитарной помощи у нас очень большой — больше 300 квадратных метров. Это, если можно так сказать, центральная база нашего социального служения. Здесь также находится центр защиты материнства и детства  " Обитель милосердия " . Свою работу он начал в 2018 году и был открыт благодаря гранту Синодального отдела по благотворительности. Здесь одинокие мамы получают психологическую, юридичекую и материальную помощь», — рассказала координатор социального служения Курганской епархии Наталья Ульянова. Также представители Синодального отдела по благотворительности приняли участие в выездном кормлении бездомных. Сестры милосердия и сотрудники социального отдела Курганской епархии организовали кормление на территории пригородного вокзала Кургана. В кормлении участвуют девять городских храмов. Горячие обеды бездомные получают каждый день, кроме воскресенья. За обедами приходят также малоимущие и одинокие пожилые люди. В среднем ежедневно горячие обеды получают до 70 человек. Обучающие семинары были организованы при поддержке международного грантового конкурса « Православная инициатива 2019-2020». За последний год выездные обучающие семинары по социальному служению специалисты Синодального отдела по благотворительности провели в Хабаровской , Владивостокской , Находкинской , Мурманской , Североморской , Калининградской , Боровичской , Гатчинской , Тихвинской , Сочинской , Новороссийской , Пятигорской , Екатеринодарской , Иркутской , Улан-Удэнской , Северобайкальской и Петропавловской епархиях.

http://patriarchia.ru/db/text/5797199.ht...

Орехово-Зуевский, вик. Московской епархии; 1927–1928 еп. Нижнетагильский; расстрелян 19.11.1937. Никита (Прибытков) 23.01.1924 хирот. во еп. Кузнецкого; с 1924 г. еп. Рубцовский; с 1927 г. еп. Бийский; с 07.11.1934 еп. Мамалыжский; с 22.05.1935 еп. Белевский, вик. Тульской епархии; расстрелян 3.01.1938. Никита (Стягов) 6.12.1923 хирот. во еп. Боровичского, вик. Новгородской епархии; с 27.12.1934 в сане архиепископа; † 6.08.1936. Никифор (Богословский) в 1922 г. хирот. во еп. Городнянского, вик. Черниговской епархии; уклонился в обновленческий раскол. Никифор (Ефимов) 21.03.1926 хирот. во еп. Хабаровского; с 25.04.1928 еп. Котельнический, вик. Вятской епархии; с 31.01.1929 еп. Пятигорский; с дек. 1930 г. в заключении; расстрелян 1.09.1937. Никифор (Никольский) 8.06.1931 хирот. во еп. Волоколамского, вик. Московской епархии; с кон. 1931 г. еп. Кимрский, вик. Калининской епархии; с 7.12.1936 архиеп. Калининский; с 1937 г. в заключении; † 9.02.1942. Никифор (Осташевский) 15.09.1924 хирот. во еп. Новосибирского; с 1927 г. в сане архиепископа; с 18.04.1932 митр. Новосибирский и Барнаульский; † 17.04.1937. Никодим (Воскресенский) в 1925 г. упом. как еп. Демянский, вик. Новгородской епархии. Никодим (Гонтаренко) 31.08.1942 хирот. во еп. Краснодарского; † 22.01.1948. Никодим (Кононов) c 15.11.1913 еп. Белгородский, вик. Курской епархии; расстрелян 11.01.1919. Никодим (Кротков) с 16.11.1911 еп. Чигиринский, вик. Киевской епархии; с 1921 г. еп. Таврический и Симферопольский; с 1922 г. в сане архиепископа; с 1922 г. в заключении; с 10.06.1932 архиеп. Костромской; с дек. 1936 г. в заключении; † 21.08.1938 в тюрьме. Никодим (Ротов) 10.07.1960 хирот. во еп. Подольского, вик. Московской епархии; с 23.11.1960 еп. Ярославский и Ростовский; с 10.06.1961 в сане архиепископа; с 3.08.1963 в сане митрополита; с 5.08.1963 митр. Минский и Белорусский; с 9.10.1963 митр. Ленинградский и Ладожский; с 7.10.1967 митр. Ленинградский и Новгородский; † 5.09.1978. Никодим (Руснак) 10.08.1961 хирот. во еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Однако есть и иные случаи: «Боготечней звезде подобяся, якоже елень на источники водныя, сице ты ... потекл еси в пределы вологодския» (акафист преподобному Сергию Нуромскому [АРС 3: 385]) — здесь, как видим, сравнение святого со звездой не получает развития, резко сменяясь другим сравнением (уже не евангельского, а псаломского происхождения); «Богот о чною звездою был еси в мире ... блистая ангельскою чистотою» (мученик Гавриил Заблудовский [АРС 1: 520]) — налицо контаминация выражений «богот е чная звезда» и «богот о чная кровь» , свидетельствующая о непонимании автором смысла употребляемого по традиции словосочетания. 1.1.3. «Звезда» может сочетаться и с другими эпитетами (помимо «боготечная»), например: « Богоявленныя звезды, ихже на тверди российстей яви Солнце премирное, лучами высокия вашея святыни многих просвещающия» (акафист преподобным Антонию и Феодосию Печерским); см. также примеры в 1.1.5. 1.1.4. Тема света реализуется в данной строфе и посредством иных лексем из того же лексико-семантического поля, что и «звезда», а именно: «свет», «светило», «светильник», «лампада», «солнце», «заря», «луч» , например: «Боготечному солнцу уподоби тя ... Господь Бог, в дивном твоем избрании на святительский престол» (акафист святителю Гурию Казанскому [АРС 1: 611]), «Боготечный свет явился еси, бури всех лютых разгоняяй» (акафист святителю Иоанну Шанхайскому [АРС 2: 333]), «Боготечное светило быв, всех к Солнцу правды Христу путеводил еси» (акафист преподобному Мефодию Пешношскому [АРС 2: 599]) и др. 1.1.5. Интересно отметить, что указанные лексемы (или их корни) нередко могут оказываться рядом, образуя словосочетание и/или композит: «Яко светлая звезда ... во град Тферь ... прибыла еси» (акафист преподобной Анне Кашинской [АРС 1: 223]), « Богосветлая лампада ... являешися ... в посмертных деяниих твоих» (акафист праведному Иакову Боровичскому [АРС 2: 219]), « Звезда многосветлая земли Российския, мрак греховный просвещающая, явился еси» (1-й акафист праведному Иоанну Кронштадскому [АРС 2: 306]), «Яко небосветлая звезда священнолепным житием твоим просиял еси» (2-й акафист праведному Иоанну Кронштадтскому [АРС 2: 322]), «Боготечная пресветлая звезда явился еси ...

http://bogoslov.ru/article/486196

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010