Положение о благочиннических округах, входящих в состав епархий, и о благочинных (журнал Священного Синода 128 от 28 декабря 2018 года); Документ " Священнослужение монахов в женских монастырях " (журнал Священного Синода 129 от 28 декабря 2018 года); Регламент присвоения и отзыва специального грифа " Одобрено Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации " (журнал Священного Синода 133 от 28 декабря 2018 года). X. В период со времени Поместного Собора Русской Православной Церкви (27-28 января 2009 года) и по 1 февраля 2019 года образованы следующие епархии (всего 150 епархий, в том числе Экзархат в странах Юго-Восточной Азии, действующий по состоянию на 31.01.2019 г. как одна епархия): В России 125 епархий: в 2009 году (2 епархии): Бурятская, Калининградская; в 2011 году (35 епархий): Амурская, Ардатовская, Арсеньевская, Балашовская, Бежецкая, Белевская, Боровичская, Братская, Бузулукская, Владикавказская, Волгодонская, Енисейская, Искитимская, Каинская, Каменская, Канская, Карасукская, Касимовская, Котласская, Краснослободская, Кызыльская, Нарьян-Марская, Находкинская, Нефтекамская, Нижнетагильская, Орская, Покровская, Пятигорская, Ржевская, Салаватская, Салехардская, Саянская, Скопинская, Ханты-Мансийская, Шахтинская; в 2012 году (35 епархий): Алатырская, Альметьевская, Барышская, Валуйская, Выксунская, Георгиевская, Городецкая, Губкинская, Железногорская, Исилькульская, Калачевская, Калачинская, Канашская, Кинельская, Кинешемская, Кузнецкая, Лысковская, Магнитогорская, Мариинская, Махачкалинская, Мелекесская, Мичуринская, Новокузнецкая, Отрадненская, Рыбинская, Сердобская, Тарская, Троицкая, Уваровская, Уржумская, Урюпинская, Чистопольская, Шуйская, Щигровская, Яранская; в 2013 году (23 епархии): Александровская, Армавирская, Ахтубинская, Борисоглебская, Выборгская, Гатчинская, Глазовская; Горноалтайская, Ейская, Елецкая, Ишимская, Клинцовская, Козельская, Колпашевская, Костомукшская, Муромская, Новороссийская, Песоченская, Россошанская, Сарапульская, Североморская, Тихвинская, Тихорецкая;

http://religare.ru/2_117103.html

Сегодня в Даниловской резиденции Патриарха Московского и всея Руси прошло заключительное в уходящем году заседание Священного Синода 28 декабря. ПРАВМИР. Сегодня в Даниловской резиденции Патриарха Московского и всея Руси прошло заключительное в уходящем году заседание Священного Синода, сообщает Патриархия.ru . Члены Синода постановили Преосвященным Брянским и Севским быть епископу Дмитровскому Александру, викарию Московской епархии. Преосвященного Феофилакта (Моисеева) назначили епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, выразив ему благодарность за понесенные труды по управлению Брянской епархией. Временное управление Каменской епархией поручено митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу. Во исполнение решения Священного Синода от 5-6 октября сего года (журнал 108) в Красноярской митрополии образована новая — Канская — епархия. Временное управление ею поручено митрополиту Красноярскому и Ачинскому Пантелеимону. В пределах Новгородской области образована Новгородская митрополия, включающая в себя Боровичскую и Новгородскую епархии. Епископом Боровичским и Пестовским избран архимандрит Ефрем (Барбинягра), клирик Новгородской епархии. В Тверскую митрополию вошли Бежецкая, Ржевская и Тверская епархии. Епископом Ржевским и Торопецким постановили быть викарию Тверской епархии епископу Бежецкому Адриану. Преосвященным Бежецким и Весьегонским избран игумен Филарет (Гусев), клирик Тверской епархии. В состав Новосибирской митрополии вошли Искитимская, Карасукская, Каинская и Новосибирская епархии. Епископом Каинским и Барабинским избран иеромонах Феодосий (Чащин), клирик Новосибирской епархии; епископом Карасукским и Ордынским — игумен Филипп (Новиков), клирик Новосибирской епархии; епископом Искитимским и Черепановским — игумен Лука (Волчков), клирик Новосибирской епархии. Согласно поданному прошению от должности первого заместителя председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви освобожден протоиерей Александр Абрамов.

http://pravmir.ru/zavershilos-poslednee-...

1550 как Никандрова Городноезерская Воскресенская муж. пуст., документально известен с 1581, упразднен в 1764, возобновлен как женский в 2012), Антониев Леохновский Преображенский (мужской, в дер. Леохново Старорусского р-на; основан во 2-й пол. XVI в. (не позднее 1587), в нач. XVII в. разорен шведами, восстановлен после освобождения в 1617 Новгородской земли от швед. оккупации, упразднен в 1764, возобновлен в 2012), Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери (мужской, на одном из островов Валдайского оз., в 3 км от г. Валдая; основан в 1653, в 1919 официально закрыт, образована Иверская трудовая артель (в которой трудилась братия мон-ря), артель ликвидирована в 1927, мон-рь возобновлен в 1991). Прекратившие существование к кон. XVI в. Антониев на Боженке - Храминогорский (мужской, на левом берегу Волхова, напротив совр. дер. Змейско Новгородского р-на; упом. с 1499, упразднен к 1592), Борисоглебский с Загзенья (на Гзени) (мужской, ныне в черте Вел. Новгорода, напротив Антониева мон-ря; известен с 1386, к 1582 запустел, упом. как топографическая единица в описи 1615), Введения Пресв. Богородицы «с Мояты» (мужской, ныне дер. Маята Парфинского р-на; упом. в 1495), Преображенский Рождественско-Богородицкий (мужской, на правом берегу Волхова, в окрестностях микрорайона Кречевицы Вел. Новгорода; основан ок. 1485, упом. под 1555, к 1582 не существовал), Карихов (Кириков) Леонтиевский (мужской, на территории совр. Новгородского р-на; основан не позднее 1492(?)), Пятницкий Космодамиановский (мужской, близ Новгорода, на территории совр. Новгородского р-на; упом. в 1577-1589), Николаевский Сопинский (мужской, ныне дер. Сопины Боровичского р-на; упом. в 1581). Прекратившие существование в XVII в. Пантелеимонов (мужской, ныне территория музея деревянного зодчества «Витославлицы» в Вел. Новгороде; основан кн. Изяславом Мстиславичем, по наиболее обоснованной версии в 1134, в 1667 приписан к Юрьеву мон-рю), Шилов Покровский (мужской, ныне урочище Дубенка (Шиловка) в Новгородском р-не; основан в 1310 мон.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

К 1916 г. в Новгородской губ. ок. 25% детей получали начальное образование в церковноприходских школах, число школ достигло 651, а учащихся в них - 28 538 чел. (Стат. ежегодник Новгородского губ. земства за 1915 г. Новг., 1917. С. 126-127). Более 80% средств на содержание этих школ отпускалось из казны (Там же. С. 133). Архиеп. Арсений (Стадницкий), большой ревнитель общенародного пения в храме, провел в Новгороде 2 съезда учителей пения (1911 и 1913). В своем выступлении на первом из них он подчеркивал важность церковного пения, как составной части богослужения: «Эти мелодии, то возвышенно-простые, строгие и важные, то нежные, трогательные и умилительные, народ, как лучшее достояние свое, от чистого сердца отдает своей матери - Церкви». 18 сент. 1911 г. при Новгородском архиерейском доме в Лихудовском корпусе он открыл курсы для псаломщиков на 25 чел., направленные гл. обр. на улучшение их мастерства в области руководства церковным пением (Кафедра… Т. 3. Ч. 1. С. 1455), дополнительный псаломщический класс был оборудован под кабинетом архиепископа. К 1917 г. в Н. и С. е. действовали ДС, 7 духовных уч-щ (Белозерское, Боровичское, Кирилловское, Новгородское, Старорусское, Тихвинское, Устюженское), женское епархиальное уч-ще, все еще подразделенное на 2 отделения - (Державинское (младшее) и Деревяницкое (старшее). А. К. Галкин Противодействие старообрядцам и миссионерская деятельность в XVII - нач. XX в. Реформы патриарха Никона и начало раскола Русской Церкви сильно затронули Новгородскую епархию. Ок. 1666 г. в с. Остров Новгородского у. произошло одно из первых массовых (120 чел.) самосожжений старообрядцев ( Романова. 2012. С. 255). Крупнейшим событием противостояния правительства со старообрядцами стало Соловецкое восстание 1667-1676 гг. , завершившееся осадой Соловецкого мон-ря и взятием его правительственными войсками. Мн. соловецкие монахи впосл. бежали из мон-ря и рассеялись по территории епархии, способствуя распространению раскола. В 70-х гг. XVII в. в епархии вели проповедь известные расколоучители - игум. Досифей , Н. К. Добрынин , старец Варлаам из Пскова, посадские люди Иван Дементьев и Василий Рукавишников, новгородский дворянин Дмитрий Хвостов, а также соловецкие монахи ( Румянцева. 1986. С. 188). В 60-90-х гг. XVII в. на территории Олонецкого у. стали появляться старообрядческие мон-ри и поселения - в окрестностях Троицкого Диодоро-Юрьегорского мон-ря в Водлозерском погосте, в Корбозерской вол. Пудожского погоста вблизи Салмозера, Курженская пуст. В 1694 г. в Олонецком у. возник крупнейший старообрядческий центр - Выголексинское общежительство .

http://pravenc.ru/text/2577765.html

у.), Ростовский архиеп. Иосиф (Петровых; осень 1924 - 2 сент. 1926; с 26 авг. 1926 митрополит Ленинградский; в. у.), Старорусский митр. Алексий (Симанский; 2 сент. 1926 - 11 авг. 1933; до 18 мая 1932 в сане архиепископа Хутынского; в. у.), митр. Алексий (Симанский; 11 авг.- 5 окт. 1933), архиеп. Венедикт (Плотников; 18 окт. 1933 - 5 сент. 1936), Демянский еп. Сергий (Васильев; 5 сент. 1936 - дек. 1937; в. у.), Петергофский архиеп. Николай (Ярушевич; дек. 1937 - 28 окт. 1940; в. у.), Старорусский еп. Сергий (Голубцов; 22 нояб. 1956 - 1 янв. 1957; в. у.), архиеп. Сергий (Голубцов; 1 янв. 1957 - 7 окт. 1967; до 25 февр. 1963 в сане епископа), митр. Лев (Церпицкий; с 20 июля 1990 до наст. времени; до 25 февр. 1995 в сане епископа, до 8 янв. 2012 в сане архиепископа). Монастыри и пустыни в границах Н. и С. е. на 28 дек. 2011 г. Действующие Юрьев новгородский (мужской, в Вел. Новгороде; по преданию, основан в 1030 блгв. кн. Ярославом Мудрым, 1-е летописное упоминание относится к 1119, в 1611 разорен швед. войсками, в 1675 сгорел, возобновлен в 1706, закрыт в 1929, возобновлен в 1993), Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня (в дер. Хутынь Новгородского р-на; основан как мужской ок. 1192, закрыт в 1920, возобновлен как женский в 1993), Старорусский Косинский во имя свт. Николая Чудотворца (женский, в дер. Косино Старорусского р-на, на берегу р. Полисть; по преданию, основан как мужской в XIII в., документально известен с 1574, сохранившийся каменный храм (многократно перестроен) датируется сер. XV в., упразднен в 1764, возобновлен как женский в 1890, закрыт в 1920, возобновлен в 2007), боровичский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (мужской, в Боровичах; основан в 1327, закрыт в 1918, возобновлен в 2012), Клопский Михайловский во имя Св. Троицы (в дер. Сельцо Новгородского р-на; основан как мужской в нач. XV в., в 1913 преобразован в женский, закрыт в 1920, возобновлен как мужской в 2005), Свято-Троицкий Никандров (в совр. дер. Никандрово Любытинского р-на; основан ок.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В авг. 1919 г. губ. съезд Советов признал мон-ри «сеятелями опасных суеверий и очагами контрреволюции» и принял резолюцию об их упразднении в течение месяца. Монашествующих мобилизовывали в тыловое ополчение. 23 июня 1919 г. на основании определения Поместного Собора 1917-1918 гг. от 15 апр. 1918 г. Синодом и Высшим церковным советом (ВЦС) было принято постановление об увеличении числа викарных епископов и о повышении степени их самостоятельности. 20 авг. 1919 г. состоялось заседание Новгородского епархиального совета, на котором было решено именовать правящего архиерея Новгородским и Череповецким (в связи с образованием в 1918 Череповецкой губ.). При этом Новгородский архиерей должен был непосредственно управлять Новгородским, Крестецким и Маловишерским уездами. В Новгороде должен был пребывать викарный Крестецкий епископ. На том же заседании было намечено учредить несколько полусамостоятельных кафедр: Старорусскую (Старорусский и Демянский уезды), Боровичскую (Боровичский и Бологовский уезды), Тихвинскую, Кирилловскую (Кирилловский и Белозерский уезды), Устюженскую (Устюженский и Череповецкий уезды; епископ должен был пребывать в Череповце). Однако осуществить в полном объеме эти решения Новгородского епархиального совета не удалось. Согласно определению Поместного Собора от 15 апр. 1918 г. и постановлению ВЦС от 23 июня 1919 г. были учреждены либо возобновлены Старорусское вик-ство, Череповецкое викариатство , Валдайское викариатство , Крестецкое викариатство , Боровичское викариатство , Макарьевское викариатство (впосл. переименовано в Любанское викариатство ), Тихвинское вик-ство, Маловишерское викариатство , Устюженское викариатство , Демянское викариатство , Хутынское викариатство . Во время кощунственной кампании по вскрытию мощей в Н . и С. е. зимой-весной 1919 г. были вскрыты мощи прп. Кирилла Новоезерского , прав. Иакова Боровичского , святых, почивавших в Софийском соборе. Исполняя указание патриарха об устранении поводов к соблазнам в ходе кампании, еп. Алексий с клириками епархии освидетельствовал мощи в Антониевом и Сковородском мон-рях, а также в Софийском соборе.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Я. Здравомыслов и А. Н. Львов, археограф и этнограф Е. В. Барсов , музейные работники и историки И. И. Бриллиантов и Н. Г. Порфиридов, историк-краевед С. М. Смирнов (биографии многих из них см.: Там же. С. 98-186). С нач. XIX в. под рук. митр. Амвросия (Подобедова) начался процесс создания широкой сети духовных уч-щ, в попечении о к-рых он видел одну из главных своих задач. Первым в февр. 1802 г. было восстановлено уч-ще в Кирилловом Белозерском мон-ре (открыто 9 марта), позднее в нем были открыты классы риторики (1805), философии (1806) ( Светлов. 1917. С. 402-403). В кон. того же года для обучения детей духовенства г. Тихвина и его окрестностей в тихвинском Большом Успенском мон-ре была устроена рус. школа с лат. классом (Там же. С. 403). Практически одновременно такая же школа для детей духовенства Олонецкой губ. открылась в Александровом Свирском мон-ре. 25 марта 1804 г. возобновлено Лихудовское уч-ще при Новгородском архиерейском доме (митр. Амвросий содержал в нем за свой счет ок. 20 бедных воспитанников). В том же году вновь открылось уч-ще в Преображенском мон-ре в Ст. Руссе. Уч-ще, учрежденное 30 янв. 1806 г. в Преображенском мон-ре в Каргополе, стало функционировать только в 1809 г., но не в мон-ре, а в городе. В 1806 г. митр. Амвросий сообщал Синоду: «А прочих городов с уездами, кроме Череповского [Череповецкого], боровичские, валдайские, устюжские, белозерские, петрозаводские и вытегорские священно- и церковнослужители, желая, чтобы таковые училища учреждены были и в их местах, предлагая добровольно не токмо на содержание учителей и школ каждогодне, но и на построение школ единовременно складку, просят на сие моего дозволения. Города же Устюжны, Троицкой церкви священник Иоанн Федоров обещает такое училище поместить в его доме и, сверх того, давать в год по сту р.] на учителей и прочим, нужным служить всему училищу…» В 1809 г. все вышеназванные уч-ща, учрежденные в 1802-1804 гг. в епархии, были преобразованы в уездные духовные с 4-летним курсом обучения; такие же уч-ща были открыты в Белозерске, Боровичах, Устюжне (Там же. С. 405) и Петрозаводске. Кроме 10 уездных (из них 3 - в Олонецкой губ.) появилось 18 приходских духовных уч-щ - 2 в Новгороде и по 1 в каждом уездном городе Новгородской (9) и Олонецкой (7) губерний. Одновременно вводилось требование, чтобы «ни один из священно и церковно-служительских детей, имеющих шесть лет от роду, не оставался не приписанным к какому-либо училищу» (РГИА. Ф. 796. Оп. 90. Д. 484. Л. 7 об.). С 1854 г. в епархии действовали только 7 духовных уч-щ, соответствовавших прежним уездным.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

При расширении Новгородской епархии на северо-восток в 1787 г. вместе с Кирилловым Белозерским мон-рем в нее вошла и основанная в 1778 г. Кирилло-Белозерская ДС (с неполным числом классов), просуществовавшая до 1795 г. (в 1788-1792 в ней учился буд. еп. Амвросий (Орнатский)). Своим возрождением Новгородская ДС оказалась обязана неожиданному решению имп. Павла I, освободившего митр. Гавриила (Петрова) от управления С.-Петербургской епархией. Переселившись в Новгород, митр. Гавриил прежде всего озаботился подготовкой образованного духовенства на месте путем поэтапного возвращения в Новгород уроженцев Новгородской губ., учившихся в С.-Петербурге. 18 нояб. 1799 г. настоятелем Антониева мон-ря и ректором ДС был поставлен архим. Флавиан (Ласкин), занимавший эти должности до 1804 г. В 1800 г. был проведен неотложный ремонт зданий ДС. В 1740 г., одновременно с основанием в Новгороде ДС, предполагалось учредить «в пристойных местах» епархии школы для обучения рус. грамоте (чтению и письму), однако это предписание осталось невыполненным. Позднее архиеп. Димитрий (Сеченов) возобновил в епархии 13 школ (большинство из них прекратили свое существование в 60-70-х гг. XVIII в.), в т. ч. в 1758 г.- Тихвинскую как школу Тихвинского посада для Обонежской пятины. В очередной раз школы создавались в 1780 г. по инструкции архиеп. Гавриила (Петрова) при 4 мон-рях: новгородском Антониевом, Валдайском Иверском, старорусском Преображенском и боровичском Духосошественском, по их примеру была преобразована и сохранившаяся Тихвинская школа. В 1784 г. все «малые школы» были закрыты. В 1788 г. имп. Екатерина II выразила надежду на их возобновление, однако сбыться ей в XVIII в. оказалось не суждено. На протяжении XIX - нач. XX в. главным учебным заведением епархии оставалась Новгородская ДС, к-рую ее ректор, архим. Флавиан, сумел вывести из состояния «придатка» Александро-Невской академии (так с 1797 именовалась Александро-Невская Главная семинария). ДС была восстановлена в составе 7 отд-ний: богословия, философии, риторики, высшего, среднего и нижнего лат.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Содействовал митр. Амвросий и учреждению сельских уч-щ. В 1806 г. в уездах Новгородской губ. было открыто 110 сельских уч-щ, при этом местные священнослужители принимали на себя безвозмездно учительские должности, а нек-рые даже уступали под уч-ща собственные дома. Однако такие школы, как правило, не переживали своих основателей. При создании сети духовных уч-щ Синод озаботился только снабжением их печатными учебниками, письменными принадлежностями, мебелью и установил жалованье наставникам. Помещения приходилось изыскивать на местах. В лучшем случае это были средневек. кельи (Новгород, Ст. Русса, Тихвин, Кириллов), чаще - обывательские дома. Первое в епархии здание, предназначенное для ДУ, начал строить в 1818 г. настоятель Преображенского мон-ря в Ст. Руссе, однако переезд в него уч-ща состоялся лишь в 1829 г. В Боровичах «редкое в то время в уездных городах величественное здание училища» было сдано в эксплуатацию в 1859 г., а дело о постройке тянулось 15 лет ( Веселов М. Историческая записка о Боровичском духовном училище//Новгородские ЕВ. 1897. 11. С. 663-681; 12. С. 741-756). Училищная реформа 1867-1869 гг. выявила, что требованиям не соответствуют помещения Новгородского ДУ (Лихудовский корпус). Митр. Исидор предоставил для уч-ща территорию Житного двора в Кремле и профинансировал за счет средств архиерейского дома строительство нового здания с общежитием на 90 чел. (1878, архит. А. И. Борщов). В 1882 г. ревизор И. К. Зинченко способствовал закрытию Тихвинского ДУ, на благоустройство к-рого денег не нашлось. В 1890 г. для Старорусского ДУ возвели массивный 3-этажный корпус на территории Преображенского мон-ря, а в 1892 г. училищу передали малую монастырскую ц. в честь Рождества Христова, переосвятив ее во имя святых Кирилла и Мефодия ( Ядрышников В. А. Архитектура Ст. Руссы XII - нач. XX в. М.; СПб., 2010. С. 103, 367). Архиеп. Феогност добился восстановления Тихвинского ДУ (открыто с нач. 1899/1900 уч. г.) и сделал все возможное для скорейшего строительства для него, равно как и для Белозерского и Кирилловского духовных уч-щ, каменных зданий, отвечавших их потребностям (при этом Кирилловское ДУ было вынесено из Кириллова Белозерского мон-ря в город).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В качестве сверхштатных митр. Димитрий оставил 5 мон-рей (Николаевский Розважский в Новгороде, Богоявленский в его окрестностях, на р. Веряже, тихвинский Николаевский Боровинский, предписав рассматривать его «за един монастырь» с Николаевским Беседным, «яко поблизости между собою расстояние имущим», боровичский Духосошественский, Череменецкий Богословский) и 5 пустыней (Николаевскую Столпенскую, Николаевскую Добрынскую, Николаевскую Осиновскую, Николаевскую Теребенскую и Никандрову) (РГИА. Ф. 796. Оп. 50. Д. 211. Л. 15 об.-16). Зеленецкий Троицкий мон-рь, назначенный еще в 1762 г. «для содержания безумных», пока для них «вновь долгауз построится», пережил секуляризацию под вывеской «долгауза», но сохранил свою братию (в 1772 выяснилось, что в нем не имеется ни одного умалишенного, мон-рь был передан в С.-Петербургскую епархию). В результате в Новгороде и его ближайших окрестностях (в радиусе 12 км), по подсчетам И. Ю. Анкудинова, было упразднено 30 из 46 мон-рей (почти 2/3). Пособие настоятелям и настоятельницам закрытых мон-рей стали выплачивать только через 1,5 года после введения штатов. Указ предусматривал, чтобы отпускаемая сумма «по числу их умаления паки в казну возвращалась». В Новгородской епархии к получению подобного пособия были назначены 4 архимандрита, 10 игуменов, 16 игумений и строительниц (ПСЗ. Т. 44. 12740). Большинство ликвидированных в епархии монастырей давно утратили самостоятельность и состояли «в приписке» к Новгородскому архиерейскому дому или к др. мон-рям. Необычный случай произошел с жен. Звериным мон-рем Новгорода: соседний упраздненный Белый во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь целиком включили в его ограду, а церкви жен. Лазарева мон-ря, преобразованные в приходские, приписали к нему. Знаменитые своими древними фресками храмы упраздненных в 1764 г. мон-рей - Спасского Ковалёва, Спасского Нередицкого, Успенского Волотова - до 30-х гг. XX в. действовали как приходские сельские церкви. При организации в 70-х гг. XVIII в. общественных кладбищ Новгорода (Петровское, Тихвинское, Рождественское) кладбищенскими стали храмы 3 ликвидированных мон-рей. Храмы бывш. Колмова мон-ря в 1783 г. переданы в Приказ общественного призрения.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010