е. защитниками книжного исправления, и «много шумел там о вере и о законе». Заходил Аввакум и в другие боярские дома, неустанно проповедовал своё лжеучение и приобрёл там ревностных последователей, готовых на всякие жертвы. В числе этих лиц первое место по своему знатному происхождению, богатству и ревности по расколу, занимает боярыня Феодосия Морозова: она была душою Аввакумовского общества. Благодаря знатному происхождению и большим связям, она могла поддерживать раскол в высшем обществе и находила сочувствие в лицах царской фамилии. В её доме находили приют нищие и убогие, монахини и юродивые, а протопоп Аввакум «не выходя» жил у неё. Нередко, одевшись в рубище, ходила она по улицам города, заходила в богадельни и темницы и всех нуждающихся оделяла милостыней. Понятно, все облагодетельствованные ею являлись самыми ревностными распространителями её мыслей и убеждений. На ряду с Морозовой следует поставить инокиню Меланию, которая стояла во главе учениц Аввакума и пользовалась большим уважением его. Он иначе не называл её как «материю», «великой», «начальницею» и требовал, чтобы все его последовательницы находились под её руководством. Кроме них последователями Аввакума в высшем сословии были следующие лица: Иродион Стрешнев. Иван Воротынский, княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой, ею и совращённая в раскол, княгиня Анна Милославская, оказывавшая своё покровительство Аввакуму, Феоктисту и Александру, еп. Вятскому, жена стрелецкого полковника Марья Данилова и др. Немало было последователей у Аввакума и в простом народе. Везде, где только он побывал, оставил после себя детей духовных, а в Москве «церкви запустошил», так что признано было необходимым снова выслать его отсюда. Действительно, в 1664 г. он и был сослан в г. Мезень (Архангельской губ.). Кроме Аввакума были возвращены из Сибири романо-борисо-глебский поп Лазарь, известный своей челобитной против новоисправленных книг, и его «способник», патриарший подьяк Фёдор Трофимов, но за неистовое прекословие вскоре были сосланы в Пустозерск.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

203 Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений вв.). СПб., 1906. С. 232–233; Бугославский С. А. Указ. соч. С. 138–141, 147; Серебрянский Н. И. Указ. соч. С. 33–35. Серебрянский почему-то со ссылкой на «Разыскания...» приписал А. А. Шахматову взгляд на Похвалу Ольге как на изначальную часть текста, хотя он как раз здесь доказывает, что это – вставка. 204 См.: Подскальски Г. Указ. соч. С. 200–201. О непосредственном влиянии Ольги на Владимира, которое постулирует исследователь, Иаков не пишет. 206 Folz R. Zur Frage der heiligen Könige: Heiligkeit und Nachlenben in der Geschichte des burgundischen Königtums//Deutsches Archiv für Mittelalters. 1958. Bd. 14; Парамонова M. Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси: сравнительно-исторический анализ вацлавского и борисо-глебского культов. М., 2003; Милютенко Н.И. Святые князья-мученики Борис и Глеб. СПб., 2006. 209 На то, что Иаков доказывает святость Владимира, впервые указал Л.И. Соболевский. О формальной близости Иакова к Илариону писал И. И. Серебрянский. См.: Соболевский А. И. Указ. соч. С. 397; Серебрянский Н. И. Указ. соч. С. 46–47. 211 Абрамович Д. И. Жития свв. мучеников Бориса и Глеба и службы им. 11г., 1916. С. 18; Приселков М. Д. Нестор-летописец. С. 48–49. 214 Никольский Н. К. Материалы для повременного... С. 277–279; Милютенко Н. И. Указ. соч. С. 166–170. 215 Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники вв. М., 1993. С. 135–136,140–141 и прим, к ним; Он же . Древняя Русь... С. 437– 450,466–470. Другой перевод известий Титмара и иную хронологию работы над текстом см.: Свердлов М. Б. Латиноязычные источники... С. 66, 75–79. 218 Назаренко А. В. Древняя Русь... С. 438–439, 445; Он же. Немецкие латиноязычные... С. 135, 140; Розен В. Р. Указ. соч. С. 24. 219 Hanak W. Н. Vladimir I: The New Solomon//Византинороссика. СПб., 2005. T. 3. С. 104–105, 113–114. 220 О нелогичности текста статьи в ее нынешнем виде см.: Алексеев А. А. «Нев гласьъ», или Похвала невежеству//ТОДРЛ. 1996. Т. 50. С. 82–83.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начались окрики конвойных и щелканье затворов, и этап двинулся. Пользуясь тем, что этап шел по трамвайной линии «Б», провожающие, когда конвойные уж очень ругались и грозили арестовать, садились на трамвай, проезжали одну остановку, и опять встречали этап. Когда линия «Б» кончилась, то, опытные в тюремных делах, мы поспешили скорее встать около той платформы, где сажают заключенных в тюремные вагоны, и стали ждать прибытия этапа. Когда митрополиты стали подниматься на платформу, мы смогли их разглядеть. Бледные особой тюремной бледностью в подрясниках и скуфьях они несли каждый свои вещи в двух мешках на перевес через плечо. Но лица у них были радостные. И мы не плакали, провожая их, а громко, сколько было сил, крикнули: – Христос Воскресе! И услышали ответ не только от них, но и от близ их стоящих заключенных: – Воистину Воскресе! Позже, в ответ на посылаемые посылки митрополитам, я и другие сестры получали очень интересные письма, но из-за постоянных обысков мы не могли их хранить. Была у нас только тетрадь, которая называлась «Слова и изречения достопамятного старца Димитрия Борисо-Глебской пустыни», но куда делась эта тетрадь, существует ли или сожжена от страха теми, кто хранил ее, или руками ГПУ, – не знаю. А много было в ней назидательного. Через много лет мне удалось, не совсем легально, приехать, по поручению церковному, в Москву. В то время московским правящим архиереем был архиепископ Питирим, отбывший, так же как и я, срок в Соловецком лагере. Решить дело, по которому я приехала, мог только Блаженнейший митрополит Сергий, а Владыка Питирим жил в том же доме. Радостно встретившись с Владыкой Питиримом, я просила как можно скорее доложить обо мне Блаженнейшему, т.к. мне долго оставаться в Москве было нельзя. Владыка Питирим пошел обо мне докладывать и, придя, сказал: – Сейчас у Блаженнейшего есть посетитель, а Вы побеседуйте со старцами. Вы их рады будете видеть. Они у нас живут. Старцами оказались приехавшие на сессию Синода митрополит Арсений, теперь уже не Новгородский, а Ташкентский, и митрополит Анатолий Одесский.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

1042 ВУАГШ., 1223, лл. 308. 318. – ВУАГШ., 1220, л. 49. – ВУАГШ., 1219. Распоряжения графа Н. А. Румянцева 16 и 21 июня. 1043 По особой просьбе Берхмана, Суворов отрядил в Смилянщину, для удержания порядка, два эскадрона 30 июня. – ВУАГШ., 1220, л. 62. 1045 Обнародование грамоты сопровождалось иногда непредвиденными обстоятельствами. Слуцкий городничий, ротмистр Бибиков, получив от губернатора (при предписании 5 июля) 34 экземпляра грамоты для обнародования «надлежащим образом по долгу полиции» в Слуцке и во всей его части, – АМДК., 624, л. 27 – один экземпляр грамоты прислал в Слуцкую реформаторскую гимназию. Но так как ни в этой гимназии, ни в соседнем иезуитском учебном заведении «никто не мог читать российским диалектом», то ректор реформаторской гимназии явился лично к кафедральному протоиерею Белозору и просил его «отрядить кого-нибудь из духовных для прочтения грамоты в их и иезуитском костёлах» Белозор «отрядил» священника Сампсона Соловьева, и тот «обнародовал» грамоту и реформаторам, и иезуитам. Впоследствии учёное сословие узнав, что оно могло у себя грамоты не обнародовать, не могло простить себе своей ошибки и в досаде стало распространять слухи, будто это сам Белозор «от себя посылал священника в латинские и лютеранские костёлы» для обнародования грамоты. Белозору пришлось отписываться. АМДК., 661. 1053 Преосвященный Иерофей Малицкий родился в 1727 г. Получмл образование в Воронежской семинарии, в которой был, по окончании курса, «учителем, проповедником, префектом». Принял монашество в 1758 г. С 1762 г. игумен Рождественского Домницкого монастыря, 1772 г. – настоятель Черниговского кафедрального Борисо-Глебского монастыря; с 1774 г. – Черниговского Успенского Елецкого. Хиротонисан во епископа Черниговского 6 декабря 1788 г. С 1 апреля 1796 г. – митрополит Киевский. Скончался 2 сентября 1799 г. – АСС., 1788 г. 84, 85. – АСС., 1796 г., 126. – АСС, 1799 г., 240 – «Историч.– статист. опис. черниг. епархии», I, 91; II, 208; III, 27.266 IV, 106. – КЕВ., 1874 г., 235245. «Дело, возникшее вследствие оскорбительного письма Иеренея Фальковского митр. Иерофею», С. Г-ва.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Следует, однако, отметить, что абсолютная историческая достоверность в деталях никогда не являлась критерием художественности произведения искусства – таким критерием в первую очередь выступает адекватность выраженности смысла в пластическом материале. Художественная форма неизбежно предполагает некую степень условности, причем повышение этой степени условности всегда ведет к углублению символического звучания образа. Пластическая интерпретация образа подчиняется законам, вытекающим из характера материала и специфики художественного языка искусства, в данном случае скульптуры, и в этом творческий процесс художника принципиально отличается от процесса изготовления музейного муляжа, имитирующего исторический предмет. Обыденное сознание чаще всего не ощущает этой разницы и подходит к художественному произведению с критериями, абсолютно чуждыми его природе. 3. Оппоненты, судя по всему, не слишком компетентные в вопросах художественного творчества, выступают не столько против самого проекта, оценить который по достоинству они просто не в состоянии, сколько против его автора на основании того факта, что кому-то не понравилось какое-то другое произведение этого автора, которое сами они не видели, а также на основании голословного утверждения об отсутствии у него таланта. Опыт, однако, показывает, что знание имени автора не является обязательным условием для художественного восприятия произведения искусства. В данном случае независимо от имени автора мы признаем высокие художественные достоинства представленных проектов памятников русским святым, и надеемся, что они станут достойным украшением поселка, расположившегося у стен того древнего монастыря, с которым их связала судьба. Только что вся страна отметила 60-летие Великой Победы над фашизмом, но приближается еще одна знаменательная дата – 625 годовщина Куликовской битвы. Такие события всегда сопровождаются подъемом национального самосознания. Мы надеемся, что установка памятников русским святым будет способствовать укреплению патриотических чувств и религиозного духа жителей поселка и его многочисленных гостей и выражаем благодарность всемирно известному мастеру за его интерес и внимание, проявленные к святыням ярославской земли.

http://pravoslavie.ru/13605.html

Поэтому кораблям экспедиции предстояло обойти, неся неизбежные потери вокруг ледового континента, открыв еще две базы древнейшей цивилизации. Первую из них, в районе нынешней станции Новолазаревская назвали «Станицей Борисо-Глебская», в честь ангелов-хранителей командира «12 апостолов», возглавлявшего этот поход. Еще одна станица – Царская – возникла там, где находится теперь полярная станция Мирный. Существуют косвенные данные, что была открыта и задействована еще одна база на Южно-Сандвичевых островах. Однако о названии ее можно только догадываться. Так же определенно можно сказать, что были приблизительно дислоцированы по крайней мере еще две базы в районе нынешней Земли Королевы Мод. Так как названия им не были даны, назовем их базами 4 и 5. К сожалению, нашим первопоходникам при существовавших у них средствах передвижения добраться до баз 4 и 5 не удалось. А жаль! 13.2. А в самом южном океане − шторма, шторма… Следует сказать хоть несколько слов об особенностях плавания в самом южном океане планеты, чтобы читатель смог лучше оценить подвиг далеких предков. Южный океан по справедливости считается самым бурным районом мирового океана. Одним их опаснейших для мореплавания океанов планеты. Даже в XXI веке. Что говорить про XVI! В Южном океане достаточно типичная высота волн во время штормов достигает 10-15 метров, а максимально отмеченная – до 23 метров. Следует отметить, что уже высоты волн в 10-15 метров являются опасными для кораблей класса эскадренных броненосцев начала XX века, имевшими водоизмещение в 15 тысяч тонн и водонепроницаемые переборки. Средняя высота приливов в Южном океане 1-2 метра, максимальная – более 3-х метров. Многочисленные айсберги достигают в длину до 170 километров, а их типичная высота от 50 до более 100 метров. Море Уэдделла, например, даже летом покрыто льдами. Однолетние льды достигают толщины 1,5 – 2 метров . Чтобы совершить переход от Свято-Владимирской базы к материковым базам атлантов, русским судам пришлось двумя колоннами подняться к северу примерно до 60° южной широты. Здесь суда попали, выражаясь современным стилем, в мощный поток воздушных и водных масс, образуемый северными частями квазистационарных местных циркуляций в морях Уэдделла и Росса , направленный с запада на восток.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/05/...

Очень рано культ Вячеслава (вместе с культом Людмилы) получает известность в Киевской Руси. Уже в сентябрьской служебной минее 1095–1096 г. помещен канон Вячеславу. Посвященные ему житийные тексты оказали воздействие на памятники агиографии борисо-глебского цикла. С почитанием на Руси Вячеслава Чешского исследователи связывают наречение этим именем сына Ярослава Мудрого, родившегося в 1036 г. Не позднее XIII в. на Руси были составлены краткие версии житий Вячеслава и Людмилы Чешских, включенные в состав Пролога. Особая редакция «Убиения», возникшая не позднее первой трети XVI в., получившая в науке название Минейной (так как она помещается обычно в составе миней четьих), широко известна в русской рукописной традиции XVI–XVII вв. В самой Чехии из-за неблагоприятной для развития славянской письменности и богослужения в XII–XIII вв. культурно-исторической ситуации славянские тексты житий князей-мучеников не сохранились: они дошли только в русских и хорватских (глаголических) списках (славянское житие Людмилы известно лишь в сокращенной проложной версии). Лишь в 1827 г., когда известный русский филолог А. X. Востоков опубликовал «Убиение Вячеслава» по румянцевскому списку, была открыта неизвестная до той поры страница древнейшей истории чешской литературы и кирилло-мефодиевской традиции. Текст «Убиения Вячеслава, князя Чешского» (или Востоковской легенды) известен (в древнейшем своем кириллическом варианте) в четырех списках: РГБ, ф. 256 (собр. Н. П. Румянцева), 436 (открыт А. X. Востоковым), нач. XVI в.; БАН, Архангельское собр., Д. 142, втор. пол. XVI в.; ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1466, кон. XVI – нач. XVII в.; РГБ, ф. 556 (собр. Вифанской духовной семинарии), 91, втор. четв. XVII в. (обнаружены в последнее время). Все известные списки памятника содержат (с мелкими разночтениями) единый текст, отражающий общий протограф. Здесь текст публикуется по Румянцевскому списку – древнейшему и наиболее исправному. Для исправления отдельных испорченных чтений привлекаются тексты Минейной редакции и глаголических списков памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иринарховский крестный ход 2007 г. В Смутное время в Ростовском Борисо-Глебском монастыре подвизался прп. Иринарх Затворник, всея России чудотворец. Святой предсказал нашествие поляков на Москву, он же благословил кн. Димитрия Пожарского на борьбу с иноплеменниками. Ежегодно в память о преподобном братия и паломники обители шли крестным ходом от стен Борисо-Глебского монастыря на родину святого в село Кондаково. Крестный ход длился неделю, у каждого из встречавшихся на пути храмов делались остановки на ночлег, служились молебны. 300-летняя традиция прервалась с закрытием обители большевиками. Почти все храмы на пути крестного хода были разрушены. В 1994 г. в Борисо-Глебский монастырь вернулась братия, стараниями которой с 1997 г. был возобновлен традиционный Иринарховский Крестный Ход. Сейчас паломники проходят около 70 км за три дня пути, останавливаясь на ночлег у восстановленных храмов. В разрушенных церквях и на сельских погостах служатся молебны и панихиды. Четвертый день заканчивается молебном на источнике прп. Иринарха у села Кондаково. День первый. 19 июля. Борисо-Глебский монастырь – Павлово село Надвратная Сергиевская церковь Ростовского Борисо-Глебского монастыря Символическая рака прп. Иринарха Затворника и чтимая икона святого, которую пронесут крестным ходом У кельи прп. Иринарха Затворника Божественная литургия перед началом крестного хода Божественная литургия в Борисо-Глебском монастыре перед началом крестного хода Паломницы. Позади – келья прп. Иринарха Юный крестоходец Мишка Трапеза перед выходом Надо еще подкрепиться! Идти три дня… Молебен перед ракой прп. Иринарха Затворника Начало крестного хода. Молебен у храма Начало крестного хода. Напутственное слово наместника Борисо-Глебского монастыря игумена Иоанна (Титова) Начало крестного хода. Молебен у храма Пошли! Впереди 3 дня пути и 70 км дорог Выход из ворот святой обители В сосновом бору. Когда-то монастырь окружали непроходимые дубовые чащи По борисоглебскому лесу с чтимой иконой прп. Иринарха Паломники на пути к св. источнику

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery34....

Во время Великой Отечественной войны в этой местности проходила линия фронта. На стенах храма и ныне видны пулевые воронки. В 1942 г. на короткое время были возобновлены богослужения в храме. Вёл их священник отец Емельян, у которого основной приход был в Боровом. В 1943 г. храм был вновь закрыт. Долгие годы храм был в полном запустении. Он был превращён в склад, где хранились минеральные удобрения, мел, стройматериалы и прочее. В 1984-1985 г.г. председателем Харьковского облисполкома Бездетко А.П. было дано указание председателю Змиевского райисполкома Белашову П.И. взорвать храм. Указание было спущено ниже, председателю совхоза «Третий решающий» (название совхоза) Грещуку В.П., который, побеседовав с местным населением, отказался выполнить указание. Мотив отказа был следующий: православные христиане, бывшие прихожане Свято-Борисо-Глебского храма, утверждали, что за содеянное зло (взрыв храма) обязательно последует кара Божья, и речка, протекающая близ храма, затопит всё село. Это возымело действие: храм уцелел, указ был отменён. Так Господь сохранил Свято-Борисо-Глебский храм для будущей обители. Храм продолжал оставаться в запустении и использоваться под склад до 1991 г. В 1991 г. делается первая попытка реставрации и открытия храма. По благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима настоятелем Свято-Борисо-Глебского храма по совместительству был назначен священник Александр (Таняшкин), имевший основной приход в селе Боровая. Примерно через два года настоятелем Свято-Борисо-Глебский храма был благословлён отец Григорий (Луженцов), у которого основной приход был в Змиёве. В связи с тем, что у назначенных священников Свято-Борисо-Глебский храм не являлся основным приходом, восстановление и реставрация велись очень медленно. В 1995 г. по благословлению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима настоятелем Свято-Борисо-Глебский храма назначен иеромонах Севастиан (Щербаков). В этом же году отец Севастиан приступил, а в 1996 г. завершил работы по реставрации храма во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. По завершению восстановительных работ высокопреосвященнейшим митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом отец Севастиан был возведён в сан игумена и благословлён на строительство первого монашеского корпуса.

http://sobory.ru/article/?object=05742

Борисо-Глебский монастырь готовится к крестному ходу пос. Борисоглебский, 16 июля 2004 г. Игумен Иоанн (Титов) с участниками Крестного хода В 2004 году Крестный ход из Борисо-Глебской обители к колодчику преподобного Иринарха продлится 4 дня. Начнется Крестный ход после литургии и молебна в четверг 22 июля и закончится литургией в селе Кондаково 25 июля. Насельники Борисо-Глебского монастыря, благочестивые прихожане и паломники, которые уже начинают съезжаться в поселок Борисоглебский, готовятся к Крестному ходу. Составлены расписания богослужений и карты маршрута, чтобы все, кто не может идти с Крестным ходом от начала до конца не унывали и присоединялись на любом этапе. Как очень мудро и утешительно сказал игумен Иоанн, участники Крестного хода – не только те, кого мы видим рядом зримо, но и все те, за кого мы молимся в пути и на богослужениях Крестного хода. Историческая справка: Ростовский Борисо-Глебский на Устье мужской монастырь находится в 18 километрах от Ростова Великого по дороге на Углич. Он был основан в 1363 году по благословению преподобного Сергия, игумена Радонежского, указавшего место для постройки храма во имя святых мучеников Бориса и Глеба. Как дорогая святыня сохранился в монастыре простой деревянный крест, подобный монашескому постригальному, данный преподобным Сергием монахам пустынникам Федору и Павлу со словами; " Призрит Господь Бог и Пречистая Богородица на место сие, и великие страстотерпцы Христовы в помощь вам будут. И место сие вельми возградится и в предбудущие времена будет превозносимо под большими лаврами " . Эти пророческие слова сбылись в дальнейшей истории обители, прославленной многими её насельниками благочестивыми мирянами. Преподобные Федор и Павел были первоначальниками и первостроителями Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря. Они погребены в северной угловой части соборной монастырской церкви Бориса и Глеба. Их память почитается 22 октября (4 ноября), в один день с празднованием в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

http://pravoslavie.ru/10496.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010