Ныроб. Часовня Михаила Архангела (старая). /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Михаила Архангела Год постройки:1793. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Пермский край, Чердынский район, пос. Ныроб, на месте современной часовни Координаты: 60.732918, 56.718859 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Среди жителей Ныроба сохранилась память о каменной часовне, построенной на месте заточения и гибели Михаила Никитича Романова, дяди первого царя из династии Романовых, сосланного Борисом Годуновым. Каменная часовня над ямой не сохранилась: в 1930-е годы она была разрушена. Из литературных и документальных источников известно, что она была возведена над ямой узника вместо старой деревянной по указу Екатерины II в 1793 году. Надпись на часовне гласила, что построена она «тщанием и коштом здешней волости крестьян, и усердием и старанием крестьянина Максима Пономарева». Часовня на месте заточения боярина Михаила Никитича Романова в селе Ныроб Чердынского района и цепи Ныробского узника Самый северный поселок Чердынского района – Ныроб – прежде считался краем земли, за которым обитаемая территория будто заканчивалась. Действительно, за последними домами села и сейчас дороги обрываются, а далее на сотни километров простирается непроходимая тайга с гиблыми болотами и белыми северными мхами. Это место освящено страданиями первого мученика Дома Романовых – Михаила Никитича Романова, родного дяди государя Михаила Федоровича. Известно, что родился Михаил Никитич около 1560 года в Москве, был третьим сыном в семье Никиты Романова Юрьева – представителя древнего знатного рода Захарьиных-Романовых-Юрьевых и второй жены его, Евдокии Александровой Горбатой-Шуйской. Доводился Никита Романович родным братом Анастасии Романовой, первой жене царя Иоанна Васильевича Грозного, т.е. был царским шурином. Детские годы Михаила Никитича прошли в Москве, в усадьбе на улице Варварка, что в Китай-городе. Впоследствии он жил своим двором поблизости от отцовской усадьбы, на Никольской улице. Михаил Никитич, по воспоминаниям современников, отличался добрым нравом и богатырским телосложением. По традиции своего рода, он поступил на службу к государю. В 1598 году ему был пожалован чин стольника, через год – окольничего. Отец пяти братьев Никитичей – Никита Романович преставился 23 апреля 1586 года и был погребен в родовой усыпальнице в московском Новоспасском монастыре. После смерти отца его старший сын Федор Никитич (будущий патриарх Филарет) вместе с Борисом Годуновым занял место в Ближней (или Комнатной) думе царя Феодора.

http://sobory.ru/article/?object=58450

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИДОР († 10.04.1619, Москва), митр. Новгородский и Великолуцкий. Наиболее ранние сведения об И. относятся ко времени его пребывания в Соловецком в честь Преображения Господня мон-ре , где буд. иерарх, по всей видимости, принял постриг. В 1578/79 г. И. впервые упоминается как клирошанин, «послушаник» старца Исаака клирошанина (Исаак и И. были отправлены в вол. Вирму в помощь детям боярским, по-видимому, для набора стрельцов из местных крестьян). В 1579-1582 гг. монастырские власти неоднократно посылали старца И. в Новгород «за монастырскими делы». В 1582 г. он впервые назван соборным старцем, участвовал в описи имущества Соловецкого монастыря при вступлении в должность нового игумена - св. Иакова ; известна заверительная подпись И. 1582 г. (СПбИИ РАН. Колл. 2. 124. Л. 21, 22, 23, 24). В 1584-1585 гг. И. вместе с 2 иноками оказался на московском подворье Соловецкого мон-ря, в 1585 г. служил в приказе в Умбе, в 1586 г. снова был на «новгородской службе», в 1587 г. отправился на московское подворье. В 1590/91 г. И. был послан в Холмогоры, где, видимо, возглавил холмогорскую службу: в его обязанности входили раздача денег по промыслам, закупка ржи, наем судов. В последний раз в соловецкой учетной документации соборный старец И. фигурирует 18 янв. 1591 г.: в записи о «счете» возглавлявшего вологодскую службу старца Кириака И. назван на 4-м месте, вслед за игуменом, келарем и казначеем. По предположению Е. Б. Французовой, в 1591-1592 гг. И. непродолжительное время был игуменом Александрова Свирского в честь Св. Троицы мон-ря ( Французова. 2010. С. 260-261). В 1593 г. в числе 10 соловецких монахов И. был переведен в Троице-Сергиев мон-рь и назначен келарем. По гипотезе О. В. Панченко, перемещение соловчан было связано с валовой переписью троицких вотчин и проверкой владельческих прав, предпринятой боярином Борисом Феодоровичем Годуновым (впосл. царь) в 1592-1594 гг.; целью перевода было усиление контроля над вотчинами крупнейшего землевладельца страны при помощи управленцев, не связанных с Троицкой обителью. Соловецкие монахи были выбраны неслучайно. Во время русско-швед. войны в 1590-1593 гг. Соловецкому мон-рю - важнейшему форпосту на северо-западе страны - отводилась первостепенная роль на беломорском театре военных действий, правительство и воеводы постоянно находились в контакте с соловецкими властями. Возможно, тогда И. познакомился с Годуновым и по распоряжению боярина стал келарем Троице-Сергиева монастыря. По сообщению Авраамия (Палицына) , И. первым из соловецких монахов был назначен на должность келаря в Троице-Сергиевом монастыре. И. занимал эту должность в 1593-1596 гг. В качестве келаря И. назван, в частности, в документах о вкладе А. П. Крёкшиным имения в Троице-Сергиев монастырь (РГБ. Ф. 303. 539. Л. 77; Шумаков С. А. Тверские акты. Тверь, 1896. Вып. 1. С. 111).

http://pravenc.ru/text/2001546.html

Перевод Оглавление этой книги, называемой «Временник», (описывающей) после семи тысяч лет от сотворения мира первые годы восьмой (тысячи) [I]. Царствование великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича, всей Руси самодержца В той же главе: Об опричнине О пленении Новгорода и о том, как царь в яростном гневе пролил кровь на святой город острием меча О царице и великой княгине Анастасии Романовне и о детях О царевиче и великом князе Иване Ивановиче О брате царя Ивана Васильевича всей Руси князе Владимире Андреевиче Старицком [II]. Благочестивое царствование прославившегося постом великого государя царя и великого князя Феодора Ивановича всей Руси В той же главе: О заклании (убиении) государя царевича и великого князя Димитрия Ивановича в 99 (1591) году, и о приходе крымского (хана) под Москву, и как Борис Годунов с боярами, воеводами и войском против крымского в обозе стоял; и как крымского хана Бог победил, и как он, крымский хан, из-под Москвы побежал; и (как) Борис Федорович Годунов с боярами и ратниками мешкал 3 дня, чтобы хан подальше ушел; и (как) спустя 3 дня ходил Борис из Москвы, взяв все войско из обоза, и сказал государю: гнался за царем (ханом) до Серпухова и разбил (его). Тут же о пожаре за (рекой) Неглинной, (устроенном) Борисовыми поджигателями. Все это происходило в одно время, в том же 99 (1591) году, в одни недели и дни О пострижении Борисом царицы Марии, матери царевича Димитрия Ивановича, после его смерти и высылка ее из Углича О Богдане Бельском О перенесении мощей святого царевича Димитрия Ивановича из Углича в Москву [III]. О избрании на царство Бориса Федоровича в Новодевичьем монастыре и о его воцарении, и как ради него в этот монастырь ходили с крестным ходом, а после его – Бориса – смерти перестали ходить; и о его серпуховском походе в 106 (1598) году, как он ходил против царя (хана татарского), и о том, как при царе и великом князе Феодоре Ивановиче и при нем – Борисе – льстецы строили церкви и писали иконы во имя их ангела В той же главе:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Текст Главы книги сей, глаголемому Временнику по седьмой тысящи от сотворения света во осмой в первые лета [I]. Царство великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича, всеа Русии самодержца В той же главе: О опришнине О новгородцком пленении, о пролитии крови острия меча во гневе ярости царевы на град святый О царице и великой княгине Анастасие Романовне и о чадех О царевиче и великом князе Иванне Ивановиче О брате царя Ивана Васильевича всеа Русии князе Владимере Ондреевиче Старицком [II]. Царство благочестивое, иже от поста просиявши, великого государя царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии В той же главе: О заклании 1 государя царевича и великого князя Димитрия Ивановича в 99-м году, и о приходе крымского под Москву; и Борис Годунов з бояры и воеводы ратию против крымского в обозе стоял; и как крымсково царя Бог победил, и как он, крымской хан, ис-под Москвы побежал; и Борис Федорович Годунов з бояры и с ратными людьми мешкал 3 дни, чтобы царь подале ушол; и спустя 3 дни ходил Борис с Москвы, взяв рать из обозу всю, сказал государю: гонял за царем до Серпухова и побил. Тут же и о занеглинеском пожаре Борисовых зажигальников. Все деялось в одно время, в том же 99-м году, в одних неделях и днях О пострижении Борисом царицы Марии, матери царевича Димитрия Ивановича, по смерти его, и с Углеча ссылка ея О Богдане Бельском О принесении мощей святаго царевича Димитрия Ивановича с Углеча к Москве [III]. О обирании Бориса Федоровича на царство в Новом Девиче монастыре и о воцарении его; и как ево для в тот монастырь со кресты ходили, а после его Борисовы смерти престали ходить; и о серпуховском его 2 походе 106-го году, как ходил против царя, и о том, как при царе и великом князе Феодоре Ивановиче и при нем, Борисе, прелестники церкви ставили и образы писали во имя ангела их В той же главе: О крестном целовании царю Борису Федоровичю О утвержении имени писмены тогожде О Борисе же царе [IV]. Богопустное на Московское государство Ростригино беззаконное царство

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Игумен Феофилакт (Моисеев). Святитель Иов. 5. Патриотизм К оглавлению Прежде чем осветить патриотическую деятельность первого русского Патриарха, следует отметить, что все поведение Святителя Иова — от первого известия о появлении Лжедмитрия до последнего дня Первосвятительского служения — отличается строгой последовательностью, принципиальностью, истинно христианским терпением, бесстрашием. Отечественная история сохранила мало подобных имен, кто бы так же, как Патриарх Иов, в дни тяжелейших испытаний, в дни проверки человека на прочность его веры, на твердость его позиции как гражданина, на силу его нравственной сущности не растерял бы ничего, не сделал и шага в сторону соглашений с врагами страны и Церкви, не попытался уйти от ответственности, отмолчаться или укрыться в затворе. Все действия Патриарха были примером того, как можно в самых, казалось бы, невероятных условиях сохранить единство слова и дела, веры и поступка. Начало XVII в. для Русского государства было тяжелым временем: обострились противоречия между царем Борисом Годуновым, венчавшимся на царство после смерти Феодора в 1598 г., и высшей знатью — боярами и дворянами. Не менее напряженным было положение и в народной среде: на Дону, постоянно пополняемые беглыми крестьянами, скапливались казаки, которые таили в себе силу, готовую взорваться при каждой новой попытке правительства стеснить казачью вольницу. Обострившиеся социальные процессы усугубились природными бедствиями. Затянувшиеся дожди холодного лета 1601 г. помешали созреванию хлебов. Крестьяне использовали незрелые «зяблые» семена, чтобы засеять озимь. В результате хлеб на полях дал очень плохие всходы, которые погибли от морозов зимы 1602 г. В следующем году крестьянам нечем было засевать поля. В Россию пришел страшный голод .

http://sedmitza.ru/lib/text/439791/

(† до 1569), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Катромского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря на юго-зап. берегу оз. Катромского (ныне урочище Озерки Харовского р-на Вологодской обл.). Упоминается в «Книге глаголемой Описание о российских святых» с условной датой преставления: «Преподобный Ануфрий иже на Катарме озере строитель монастыря в лето 7000» (РГБ. ОИДР. 212. Л. 166 об.). По предположению свящ. И. П. Верюжского, О. был пострижеником Спасо-Каменного мон-ря на Кубенском оз. Катромский мон-рь известен с 1531/32 г.: в этом году кн. Иван Данилович Пенков, прозванный Хомяк, передал обители дер. Конечную и еще 18 деревень, а также починок в Карачуновской вол. Это указание содержится в позднейшей жалованной несудимой грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 18 июля 1569 г. (опубл.: Савваитов. 1856. С. 35-41; РГАДА. ГКЭ по Вологде. 32/2603). В ней также упомянуто о 2 утраченных документах - духовной кн. И. Д. Пенкова-Хомяка 1539/40 г. с завещанием Никольскому Катромскому мон-рю своих вотчин и данной кнг. Анны Иосифовны Пенковой (вдовы кн. Василия Даниловича Пенкова) с сыном Иваном Васильевичем на рыбные ловли монастырю в Катромском оз. от 7 июня 1549 г. ( Черкасова. 2012. С. 51). К 1569 г. О. уже преставился. В это время игуменом мон-ря был Варлаам, который ходатайствовал перед царем Иоанном IV о выдаче новых жалованных и несудимых грамот мон-рю взамен утраченных. Царь пожаловал 19 деревень, 1 починок, рыбные ловли в Катромском оз. и в р. Ниве Вологодского у. Грамота подтверждена царями Феодором Иоанновичем (8 февр. 1585), Борисом Феодоровичем Годуновым (4 марта 1599), Михаилом Феодоровичем (8 янв. 1616); новая несудимая грамота мон-рю была выдана 6 авг. 1621 г. царем Михаилом Феодоровичем и патриархом Филаретом (Романовым) и подтверждена 24 марта 1677 г., в царствование Феодора Алексеевича , а также 12 марта 1687 г., в царствование Иоанна V Алексеевича , Петра I Алексеевича и Софии Алексеевны . Согласно писцовым книгам 1628-1630 гг., в обители были 2 деревянные церкви: холодная во имя свт. Николая Чудотворца, теплая во имя Всех святых с трапезной, а также 6 келий. Все убранство храмов пожертвовал в обитель кн. И. Д. Пенков. За монастырем числилось 586,5 дес. пашенной земли, 24 крестьянских двора (где проживали 34 чел.), 12 дворов бобыльских (13 чел.) и 3 пустых двора; на р. Катроме находились мельница («колеса немецкие») и «толчея» ( Сторожев. 1909. С. 383-385). Церковь во имя Всех святых была перестроена в 1630 г. К 1666 г. в обители поставили Никольскую ц. взамен сгоревшей в 1663 г. Всехсвятской.

http://pravenc.ru/text/2578449.html

Благочестие русских, как прежде, так и теперь, побуждало их строить храмы и часовни. Количество их с годами возрастало. Но в смутное время многие были разграблены, попорчены или даже разорены поляками, шведами, казаками и др. Наиболее пострадали московские храмы. «Церквей везде было множество (в Москве) и каменных и деревянных, говорит один свидетель бывшего в Москве разорения, – и все это мы в три дня (19 – 21 марта 1611 г.) обратили в пепел; пожар истребил всю красоту Москвы; уцелели только Кремль и Китай – город, где мы сами укрывались от огня» 468 ; впрочем и здесь соборные церкви не избегли опустошения. С окончанием смутного времени прежние постройки восстановлялись, количество новых возрастало. В начале царствования Алексея Мих. в московском кремле находилось до 50 каменных храмов, а во всей Москве церквей, монастырей и часовен до 2000, так что, по словам одного иностранца, «почти чрез каждые пять домов стояла часовня» 469 . У больших бояр были свои домовые церкви 470 . Количество приходских можно приблизительно определить в 350. 471 Со времени Алексея Мих. деревянные постройки в Москве, во избежание пожаров, успешно заменялись каменными 472 . К концу VII в., когда в русском обществе стала развиваться холодность к вере, кажется, церковные постройки не сооружались в таком, как прежде, количестве. – Архитектура церквей и часовен была разнообразна и иногда очень прихотлива. Наиболее замечательны следующие памятники: в Москве: – колокольня при церкви св. Иоанна Лествичника , называемая Ивановской или «Иван Великий»; она сооружена в 1600 г. Борисом Годуновым, с целью дать работу и корм бедному люду, умиравшему тогда от безработицы и голода; она имеет 38 1/2 сажен высоты; при Алексее Мих. к ней приделано особое здание для больших колоколов; Казанский собор, построенный в 1630 г., в память освобождения Москвы и России от поляков заступничеством Казанской иконы Бож. Матери; Верхоспасский, построенный в 1635 – 1036 г. Михаилом Феодоровичем на сенях царских палат за золотою решеткою; церковь Грузинской иконы Божией Матери, построенная в 1626 г. и увеличенная в 1653 г., одна из красивейших церквей Москвы 473 . Под Москвой – в с. Покровском, что на Филях, церковь Покрова пр. Богородицы, сооруженная Л. К. Нарышкиным в конце XVII в., очень красивая по внешнему виду 474 . В Звенигородском уезде, Московской губ. – соборный храм Воскресения Христова в Воскресенском монастыре (Новый Иерусалим), начатый патр. Никоном и законченный по его смерти в 1685 г.; он устроен по образцу иерусалимского храма Воскресения 475 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Добрынское. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь с колокольней Карта и ближайшие объекты Село Добрынское на реке Нерли находится в 15 верстах от г. Владимира. В первой половине XVI ст. село Добрынское с деревнями вел. князем Московским Василием Ивановичем пожаловано было Суздальскому епископу Геннадию; в 1578 г. жалованная грамота была подтверждена царем Иоанном Васильевичем Грозным, а в 1584 г. – царем Федором Иоанновичем, в 1599 г. - царем Борисом Годуновым, в 1606 г. – царем Василием Шуйским, в 1617 и 1622 гг. – царем Михаилом Федоровичем и патриархом Филаретом. Во владении Суздальских епископов Добрынское оставалось до упразднения церковных вотчин, а затем перешло в ведомство гос. имуществ. О существовании церкви в XVI ст. можно предположить по жалованной грамоте 1578 г., где Добрынское называется селом. В патриарших окладных книгах под 1676 г. значится «церковь Преображенье Спасово в селе Добрынском». В 1698 г. выдан был сюда на старый престол новый антиминс. В 1808 г. вместо существовавшей тогда деревянной церкви была построена каменная, а в 1856 г. к ней пристроена трапеза. Колокольня при церкви каменная, время построения ее неизвестно. Престолов в церкви три: в холодной – во имя Преображения Господня, в трапезе теплой – во имя Честного и Животворящего Креста Господня и во имя Введения во храм Преосвященной Богородицы. Над престолом в холодной церкви устроена сень. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1800 г., исповедные росписи с 1829 г. Земли при церкви усадебной 1 дес., пахотной и сенокосной 33 дес. Плана и межевой книги на землю нет. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Содержание они получают от служб, треб, хлебного сбора и земли – всего около 800 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села Добрынского и деревни Доржева, в коих по клировым ведомостям числится 759 душ муж. пола и 849 жен. В приходе есть народное училище, открыто в 1867 г.; содержится на средства земства и помещается в особом доме при церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01783

Житие царевича Димитрия Угличского Подготовка текста, перевод и комментарии Т. Р. Руди Житие царевича Димитрия Угличского», повествующее о трагической гибели в Угличе сына Ивана Грозного царевича Димитрия, известно в 4 редакциях: Четьих Миней Германа Тулупова, князя С. И. Шаховского, Четьих Миней Иоанна Милютина и Четьих Миней Димитрия Ростовского . Первая из редакций была составлена, по-видимому, вскоре после канонизации царевича, в 1606–1607 гг., последняя – в 1703 г. Публикуемая редакция Жития, вошедшая в майский том Четьих Миней Иоанна Милютина, была создана приблизительно в середине XVII в., однако, по мнению исследователей, нет оснований считать Иоанна Милютина ее составителем: текст Жития в подлиннике Милютинской Минеи (ГИМ, Синодальное собр., 805, л. 1026–1046) менее исправен, чем в некоторых других списках. Основанная на тексте Тулуповской редакции, редакция Миней Милютина включила в себя также сведения из Повести об обретении мощей царевича Димитрия, Нового летописца, Сказания Авраамия Палицына, Иного сказания и, вероятно, Русского хронографа 3-й редакции. В свою очередь Милютинская редакция Жития Димитрия оказала воздействие на другие памятники – «Сказание о царстве государя и великого князя Федора Иоанновича» и редакцию Жития царевича Димитрия, составленную Димитрием Ростовским ; существует некоторая связь между Милютинской редакцией Житияирассказом о царевиче Димитрии в Прологе, изданном в 1643 г.; возможно, эта редакция памятника была известна Григорию Котошихину. «Житие Димитрия Угличского» в редакции Милютинских Миней состоит из 4 частей: 1) собственно Жития, повествующего об убиении царевича; 2) рассказа о явлении преподобного Димитрия старцу Тихону и об отмщении крови его; 3) описания перенесения мощей нового чудотворца из Углича в Москву; 4) проложного текста Жития (иногда отсутствует в рукописях). В некоторых списках Житие сопровождается чудесами, причем число их варьируется (от 11 до 42). Оригинальной, новой в сравнении с предшествующими редакциями памятника, является 2-я часть Жития, описывающая явление благоверного царевича «некоему от калугеръ», старцу Тихону, в которой Димитрий предсказывает приход Самозванца, «проклятого Гриши розстриги», и его гибель. Кроме того, Милютинская редакция впервые упоминает о некоторых подробностях описываемых событий: например, сообщает о заставах, поставленных Борисом Годуновым на дорогах из Углича в Москву; рассказывает о желании Феодора Иоанновича самому ехать в Углич для погребения Димитрия, из-за чего Борису якобы пришлось отдать приказ поджечь Москву, чтобы предотвратить нежелательный для него поворот событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Между Тит Титычем и Кабанихой: так создавался театр Островского 28.10.2023 585 Время на чтение 15 минут Источник: Культура Материал опубликован в сентябрьском номере журнала Никиты Михалкова «Свой». От трюизма «Александр Островский — создатель русского театра» до понимания, чем характерны основы театрального искусства и почему оно до сих пор живее всех живых, — дистанция огромного размера, примерно такая же, как между школьным прочтением произведений с добролюбовскими комментариями и зрелым осмыслением ключевых диалогов, постижением феномена пьес нашего главного драматурга. За репликами его персонажей видятся и опознавательные знаки эпохи, и сама личность автора, до сих пор остающаяся в нашем культурологическом поле не вполне проясненной. Национальный русский театр начался все-таки не с Островского. Возможно, не следует считать точками отсчета показ музыкально-стихотворной «Рождественской драмы» святителя Димитрия Ростовского, представления Федора Волкова и Александра Сумарокова (с его собственными «пиесами», а также сочинениями Якова Княжнина, Михаила Ломоносова и Владислава Озерова). Создатели «ложноклассического» стиля в драматургии принесли на русскую сцену лишь слабые подражания французским оригиналам или (как Озеров) дурно переложенного и упакованного в псевдорусскую обертку Шекспира. Сумароков когда-то откровенно и даже не без гордости подчеркнул, что «Расинов театр явил, о россы, вам». Однако их современник Денис Фонвизин в своей лучшей комедии «Недоросль», бережно сохраняя каноны французской классической трагедии — от всем известных «единства места, времени и действия», деления героев на плохих и хороших (с отражением этих качеств в фамилиях персонажей) до непременного моралите в финале — придал своим персонажам имманентные, корневые черты соотечественников, и это уже вполне можно назвать началом уникального отечественного театра. В дальнейшем он состоялся как оригинальное явление с грибоедовским «Горем от ума», пушкинскими «Маленькими трагедиями» и «Борисом Годуновым», шедевром Гоголя «Ревизор» и его же «Женитьбой» «Тяжбой», «Игроками».

http://ruskline.ru/opp/2023/10/28/mezhdu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010