Под большой чашей купола на дугах пятого яруса поставлены клейма, имеющие форму гербовых щитов, с вензелевыми буквами императрицы Екатерины, при которой сооружен купол, и с императорскими коронами. Первоначально колокольня была построена трехэтажною, с фонарем, или башенкой, наверху, но потом над нею были надстроены еще два этажа, и она получила нынешний вид [см. фототопич. таблицу IX]. Колокольня начата была строиться по повелению императрицы Анны Иоанновны, но уже после ее смерти, при Елизавете Петровне, в 1741 году и окончена в первоначальном виде в 1756 году. Надстроены два верхних яруса, придавших колокольне иной вид против первоначального и сделавших ее такою в отношении к архитектурной красоте, как мы ее охарактеризовали, после 1767 года митрополитом Платоном (16 июля 1766 года назначенным архимандритом лавры, с 10 октября 1770 года по 21 января 1775 года – архиепископом Тверским, сохранившим при сем и звание архимандрита лавры). Вышина колокольни – 41 сажень и один аршин (а без купола – 34 сажени и один аршин, так что купол имеет вышины 7 сажен); каждая сторона нижнего этажа, представляющего собой квадратный четвероугольник, в ширину – 12 сажен и один аршин; каждая сторона второго этажа – 7 сажен; клейма под чашею, которые снизу кажутся аршинными квадратами, на самом деле имеют вышины и ширины около 3 сажен. Купол и клейма под большой его чашей вызолочены через огонь червонным золотом. Всех колоколов на колокольне с часовыми и с негодными к употреблению – 42 (полный звон – 25 колоколов). Большие колокола суть: 1. более которого нет в России в действительном употреблении, имеющий весу 4000 пудов (по сказке мастеров, его ливших, – 4065 пудов), при языке, имеющем весу около 90 пудов, вылитый в лавре в 1748 году, повешенный на колокольню (на середину второго яруса) в 1759 году, употребляемый для звона в двунадесятые праздники и высокоторжественные дни. 2. «Корноухий» (названный так оттого, что имеет не медные, а железные уши), или «Воскресный», вылитый в лавре в 1683 году, имеющий весу 1275 пудов, висящий в западном пролете второго яруса. 3. «Годуновский», или «Полиелейный», вылитый для лавры царем Борисом Феодоровичем Годуновым в 1600 году, вес которого точным образом неизвестен и определяется разно – от 1700 до 2000 пудов, имя Годунова в надписи на котором срублено в 1744 году по приказанию императрицы Елизаветы Петровны, висящий в восточном пролете второго яруса (прежде «Годуновский» был воскресным, а полиелейным – «Корноухий»).

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

Этим маленьким паучком был князь Василий Иванович Шуйский — старичок с подслеповатыми слезящимися глазками, сивой бороденкой, известный всей России прохиндей, ни разу за свою долгую административную карьеру не судивший по закону, жадненький и скупенький льстец, пресмыкавшийся перед Иваном Грозным и Борисом Годуновым, явный богомолец и тайный сластолюбец, гаденько улыбавшийся, слушая гнусные сплетни и доносы. Стариковское честолюбие многим представлялось смешным; трудно было предположить в этом тщедушном теле могучую всесжигающую страсть, разгадать в трусе и предателе человека невероятной храбрости, Шуйский готов был один вступить в войну со всеми, ради трона не устрашился покуситься на царя, резжечь народный гнев и вызвать интервенцию иноземцев. Он змеей вполз в доверие Дмитрия Ивановича и стал ближайшим к нему человеком. При встрече Марины Мнишек и в последующие дни Василий Шуйский был при. государе, всегда на виду, давая советы и распоряжаясь приготовлениями к свадебным торжествам. Патриарх Игнатий помнил, как Шуйский накануне свадьбы громче всех убеждал Дмитрия Ивановича, что невеста возлюбленного народом православного царя должна идти под венец в русском, а не в иноземном платье. " Один день ничего не значит! " — махнул рукой государь, соглашаясь с боярами и испытывая благодарность к Василию Ивановичу за заботу о его популярности. В эти дни городские власти все чаще докладывали Думе о признаках заговора, нити которого тянутся на самый верх. Патриарху было известно, что некие попы и монахи, неистово обличавшие " самозванца " , показывают под пыткой на бояр и на самого князя Шуйского. Но кто слушал обвинения против первого вельможи государя?! Поведение Шуйского отбивало стремление сообщать властям о заговоре. Особое впечатление произвела роль Василия Ивановича на царской свадьбе. Даже патриарх Игнатий, обвиненный и свергнутый за свои действия в Кремле 8 мая 1606 г., играл на свадьбе Дмитрия Ивановича с Мариной менее заметную роль, чем князь Василии Иванович. Шуйский, как тысяцкий, был распорядителем торжеств и постарался извлечь из них максимальную выгоду, показав себя недосягаемым для обвинений и подогрев враждебность россиян к иноземцам.

http://sedmitza.ru/lib/text/439608/

Иулиания обладала духовной мудростью, ниспосланной ей свыше: она толковала Божественные книги, не уступая в мудрости философам и книжникам: «Хотя и не училась, но любила слушать чтение Божественных книг и толковала непонятные словеса, как премудрый философ или книжник», - читаем мы в «Житии». Истинны слова: «Свет Христов просвещает всех!» (Возглас священника на литургии Преждеосвященных Даров). И снова бесы не оставляли блаженную в покое, и снова Николай Чудотворец спасал ее. С его помощью, пережив бесовские искушения, она вышла победительницей в вечном противостоянии добра и зла. В начале XVII века случился на Руси великий голод. Лето 1601 года было очень дождливым, а в августе ударил мороз, и урожай погиб; то же самое случилось и на следующий год. Государство во главе с Борисом Годуновым предпринимало всё возможное, чтобы накормить народ, но усилия властей оказались тщетными – голод унес жизни многих тысяч людей. По свидетельству летописи, только в одной Москве за голодные годы умерло 127 тысяч. Иулиания мужественно переносила страшный голод, хотя она сама дошла до крайней нищеты. С полей своих не собрала зерна, запасы кончились, скот пал от бескормицы. Иулиания не дрогнула, но принялась спасать детей и челядь. Распродала оставшийся скот и всё ценное в доме и на вырученные деньги покупала хлеб, который раздавала голодным. Милостивая Иулиания, живя в крайней нужде, ни одного нищего из приходящих не отпустила в дорогу с пустыми руками. В голодные годы Иулиания переселилась в свою нижегородскую вотчину, думая, что там легче найти пропитание. И еще большая скудость умножилась в доме ее. Когда слуг стало нечем кормить, она сказала им: «Этот глад обступает нас. Видите сами. Так что если кто из вас хочет оставаться со мною, терпите, а кто не может, да ступает себе на свободу и не изнуряет себя меня ради». Тем, кто решил уйти от нее, дала вольные грамоты, а оставшимся с ней верным слугам велела собирать лебеду и древесную кору и, добавив к ним остатки зерна, пекла хлеб, коим сама питалась, своих детей и слуг кормила. Молитвою хлеб этот был сладок, и никто в доме не умер от голода. Тем же хлебом питала бесчисленное количество нищих. Окрестные помещики с упреком говорили нищим: «Чего ради в Иулианин дом входите? Она и сама гладом измирает», - на что нищие отвечали: «Многие села обошли мы и чистые хлебы принимали, а так всладость не наедались, как сладок хлеб у вдовы сей». Тысячи людей спасла милостивая Иулиания этим хлебом.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/15/...

Иеремия отвечал: «Антиохийский патриарх Иоаким возвестил нам желание государя о патриаршестве в России, и мы о том все вкупе со Александрийским патриархом Селивестром, и Иерусалимским патриархом Нифонтом, и Антиохийским патриархом Иоакимом, и со архиепископы, и епископы, и со всем освященным Собором советовали и, советовав, приговорили, что пригоже в Российском царстве патриаршеству быти и патриарха учинити. И ныне, будет на то воля благочестивого государя, чтобы мне быти в его государстве, и аз не отмещуся. Только мне во Владимире быть невозможно, потому что патриарх при государе всегда. А то что за патриаршество, если жить не при государе? Тому статься никак невозможно» . Первые слова в этом ответе Иеремии невольно возбуждают сомнение. Он не мог произнесть их, потому что совещания патриархов или по крайней мере решения, приговора их об учреждении патриаршества в России вовсе не было, как прямо утверждает друг Иеремии Иерофей Монемвасийский. А если б был такой приговор, Иеремии не для чего было таить его доселе и столько терпеть в своем заключении на подворье. Напротив, на подворье он ясно заявил, что поставить русским патриарха невозможно, и отказался даже от своего намерения дать им автокефального архиепископа. К тому ж Иеремия не мог сказать, будто он совещался с Иерусалимским патриархом Нифонтом, не мог не знать, что патриархом Иерусалимским был тогда Софроний (с 1579 по 1608 г.). Итак, не прибавлены ли эти слова, столько важные для русских при дальнейших переговорах с Иеремиею, самими русскими, когда они заносили ответ его в свой Статейный список? Если же допустить, что Иеремия действительно произнес эти слова, то такую неправду можно объяснить только сильным желанием Иеремии остаться патриархом в России и для того уверить русских, что учреждение патриаршества в России решено приговором всех патриархов и Собора . Когда Годунов известил государя об ответе Иеремии, то государь будто бы посылал того же Годунова еще «многажды говорити и советовати о том, чтобы святейший Иеремия произволил быти на Владимирском и всея России патриаршестве, и Иеремия о том много советовал с боярином Борисом Феодоровичем во многие приезды да на то не произволил», а говорил: «Если государь повелит мне быть в царствующем граде Москве при себе, где ныне митрополит, тогда митрополита можно устроить в другом городе» .

http://sedmitza.ru/lib/text/436092/

Хельга Патаки не только пишет книжки, но и устраивает прогулки по всем тем местам, о которых пишет. Присоединиться к компании можно каждому, вся информация на сайте краеведческого проекта « Город наизнанку ». А можно пройтись по всем этим маршрутам самостоятельно, вооружившись картами, которые Хельга подготовила для издательства «Самокат». Это нарисованные художниками готовые маршруты и список вопросов, которые напечатаны прямо на картах — в каждом наборе их по девять. Нужно идти и внимательно смотреть по сторонам — ведь ответы на вопросы вы найдете прямо на улицах города! На сегодняшний день вышло два набора — « Московское ралли » и « Городское ралли Санкт-Петербург » . Неподалеку от Санкт-Петербурга находится уникальный город — Петергоф. Сюда, конечно, отправляемся когда жарко — вместе с Юлией Ивановой и её книжкой « Петергоф. Столица фонтанов » . Будем любоваться Большим каскадом, бегать под струями фонтанов-шутих, а заодно узнаем, откуда берется вся эта уйма воды. Ведь только представьте — в фонтанах Петергофа нет ни одного насоса! По Петербургу и окрестностям можно путешествовать и с издательством «Фордевинд», которое выпустило серию путеводителей для детей и взрослых. Все они прекрасно проиллюстрированы, дополнены обучающими и развивающими играми. Широка страна моя родная — столицы мы посмотрели, едем дальше. Можно остаться на северо-западе России с путеводителем того же издательства с заманчивым названием « От Пскова до Архангельска » и побывать по дороге во всех городах, которые только попадутся на пути — Изборске, Печорах, Пушкинских Горах, Великом Новгороде, Вологде, Каргаполе и даже на Соловках! Хотите об Архангельске ещё больше? Тогда читаем книжку Елены Максимовой « Архангельск. Город у Белого моря » . («Настя и Никита») Узнаем, кто такие поморы, что такое верфь и почему мама не пускала молодого царя Петра Первого на море. Да, о царях тоже беспокоятся мамы. А можно взять иллюстрированный путеводитель « Золотое кольцо » («Фордевинд») и проехаться по классическому, но от этого не ставшего менее прекрасным, маршруту. Александров, Владимир, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Кострома, Суздаль и Плес, Муром и Мышкин — 15 древних городов и отличный повод познакомиться с такими понятиями как раздробленность, опричнина, смута, монголо-татарское иго и с персонажами русской истории — Александром Невским, Андреем Боголюбским, Иваном Грозным, Борисом Годуновым, Иваном Сусаниным и другими.

http://pravmir.ru/knizhnaya-polka-nasti-...

Тогда на берегу Терека был укреплен Борисом еще прежде основанный и покинутый казаками город Терк, и с тех пор постоянно имел ратных людей и управлялся воеводами. В 1587 году Борис заключил договор с Англией. Елизавета, узнавши о силе Бориса, сама писала к нему письмо, называла своим дорогим родственником и просила дать такую привилегию членам английской компании, чтобы они не только могли во всей России торговать беспошлинно, но чтобы, кроме их, не позволялось торговать никаким иноземцам; чтобы, сверх того, им было разрешено, при пособии со стороны русских, искать Китайской земли и пр. Требуя таких выгод для своих, Елизавета никак не хотела допустить московским купцам ездить для торговли в Англию. Борис отклонил излишние требования, как, например, исключительное право английской компании на торговлю в русских краях с изъятием всех других иноземцев; он указал на несообразность позволения искать новых земель, но дал право беспошлинной торговли одной английской компании, тогда как все другие иноземцы и даже англичане, не принадлежавшие к компании, облагались пошлинами. Торговля англичан в русских землях была оптовая; розничная продажа не была им дозволена. Способ торговли был преимущественно меновой, хотя англичанам предоставлялось право чеканить монету, платя за то пошлину, подобно тому, как в то время монету дозволялось вообще бить денежным мастерам по определенной форме с платежом пошлин в казну. Главные предметы вывоза были лен, пенька, рыба, икра, кожи, деготь, поташ, сало, воск, мед, меха. Воск не иначе дозволялось менять как на порох, селитру и серу - предметы, необходимые для ратною дела. По известию англичан, в начале царствования Федора чувствовался упадок вывоза против давнего времени, свидетельствовавший об уменьшении производительности в стране. Так, воску вывозилось прежде до 50000 пудов, а в начале царствования Федора только до 10000; количество же вывозимого сала упало со 100000 пудов на 3000; очень упала тогда торговля льном и пенькой после утраты Нарвы и нарвской пристани, зато количество мехов, которых ценность означена англичанами на 500000 руб. в год, увеличилась после открытия пути в Сибирь и с каждым годом возрастала по мере движения русских на восток.

http://sedmitza.ru/lib/text/435618/

Годуновы пришли в ужас, выслали из Кремля бояр узнать: что это значиг? Народ молчал. Но Димитрия не было. Обман открылся. Народ стал расходиться. Многие еще стояли толпой на Красной площади; какой-то боярин начал им говорить нравоучение и хвалить царя Федора. Народ молчал. На другой день, 31 мая, по приказанию Годуновых стали взводить на кремлевские стены пушки; народ глядел на это с кривляньями и насмешками. 1 июня дворяне Плещеев и Пушкин привезли Димитриеву грамоту и остановились в Красном селе. Народ, узнавши об этом, подхватил гонцов и повез на Красную площадь. Ударили в колокола. Посланцев поставили на лобном месте. На Красной площади сделалась такая давка, что невозможно было протиснуться. Вышли было из Кремля думные люди и закричали: " Что это за сборище, берите воровских посланцев, ведите в Кремль! " Народ отвечал неистовыми криками и приказывал читать грамоту. Димитрий извещал о своем спасении, прощал московским людям, что они по незнанию присягали Годуновым, припоминал всякие утеснения и насилия, причиненные народу Борисом Годуновым, обещал всем льготы и милости и приглашал прислать к нему посольство с челобитьем. В толпе поднялось сильное смятение. Одни кричали: " Буди здрав царь Димитрий Иванович! " Другие говорили: " Да точно ли это Димитрий Иванович? Может быть, это не настоящий " . Наконец раздались голоса: " Шуйского! Шуйского! Он разыскивал, когда царевича не стало. Пусть скажет по правде: точно ли похоронили царевича в Угличе? " Шуйского взвели на лобное место. Сделалась тишина. Шуйский громко сказал: " Борис послал убить Димитрия царевича; но царевича спасли; вместо него погребен попов сын " . Тогда вся толпа неистово заревела: " Долой Годуновых! Всех их искоренить! Нечего жалеть их, когда Борис не жалел законного наследника! Господь нам свет показал. Мы доселева во тьме сидели. Буди здрав, Димитрий Иванович! " Толпа без удержу бросилась в Кремль. Защищать Годуновых было некому. Стрельцы, стоявшие на карауле во дворце, отступились от них. Федор Борисович бежал в Грановитую палату и сел на престол.

http://sedmitza.ru/lib/text/435618/

«...Ах, чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто... едина разве совесть». Что это значит? Если у человека чистая совесть то он сможет достойно и мужественно перенести все скорби. Нечистая же совесть роковым образом лишает человека возможности получить просветление скорби и он впадает или в ожесточение или в отчаяние. Свой монолог Борис Годунов заканчивает словами: «Да, жалок тот, в ком совесть не чиста». Огромную решающую роль, в этой прекрасной трагедии, играет невидимый главный герой – народ, народная совесть. Потрясающее впечатление производит конец этой трагедии: «Народ безмолвствует». Невольно вспоминается прекрасная древняя латинская фраза из речи Цицерона: «cum tacent clamant» («тем, что они молчат, они кричат»). В том же 1825 г. Пушкнным написана «Сцена из Фауста». По преданию, она дошла в переводе на немецкий язык к самому Гете, который прислал в подарок Пушкину свое перо. Эта сцена замечательна тем, что на 5 страницах дает полный, образный, ясный и яркий конспект-резюме всего «Фауста» Гете. Такой лапидарности, такой сжатости, такого «сгущения мысли в слове» (слова академика Потебни) у Гете не было. В этом отношении Пушкин оказался сильнее Гете. В письмах поэта из села Михайловского часто встречаются жалобы, что ему в деревне скучно. Но позволительно очень и очень усумниться в этой «скуке». Во время творческой работы над «Цыганами», «Борисом Годуновым» и «Евгением Онегиным», (которого он настойчиво продолжал писать) – автор не мог скучать. В апреле 1825 г. в Михайловское приехал второй близкий друг Пушкина – Дельвиг. Он раньше всех и понял и оценил исключительный гений Пушкина. Осенью того же 1825 г. в своем стихотворении «19 октября», Пушкин посвятил Дельвигу несколько глубоко искренних и проникновенных дружеских строк: «...С младенчества дух песен в нас горел, И дивное волненье мы познали; С младенчества где музы к нам летали, И сладок был их лаской наш удел: Но я любил уже рукоплесканья, Ты, гордый, пел для муз и для души;

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Вследствие этой манеры применять к историческим лицам различные образные сравнения по их функции, по их действию, а не по их сущности, авторы прибегают к таким сравнениям людей, которые, казалось бы, совершенно не шли к ним, с точки зрения эстетической системы Нового времени: историческое лицо может быть уподоблено реке, буре, молнии, горе, раю, ограде и т. д.; оно может быть сравниваемо с различными дикими зверями, внешне мало похожими на человека. Автор Хронографа 1617 года сравнивает Бориса Годунова с «морем», с «езером»; Дмитрия Самозванца он называет «злодыхательной бурей». Тушинский вор – «злобъсный и кроволокателный песъ, или человъкоядный звърь, иже лукавое око отверзе и злое рыкание изпусти». Федор Иванович, говорит автор Хронографа 1617 года, «ограда бысть многихъ благъ, яже водами Божиими напояема, или рай одушевленъ, иже храня благодатная садовия». Его же он называет «свеща страны Руския». Все эти несовместимые с нашим эстетическим сознанием сравнения объясняются тем, что человек подвергается характеристике по «функции», по своим «делам». Об этом прямо однажды и заявляет автор Хронографа 1617 года, характеризуя Тушинского вора: «...се другое зло прииде, другий зверь подобен первому явился не образом, но делы». Внешне этот способ характеристики человека еще очень близок к средневековой системе, к системе Хронографа 1512 года – образы старые, но функция их в значительной мере новая, поскольку новым оказывается самое видение человеческого характера, восприятие человеческой личности, ее оценка. И то, и другое, и третье оказываются бесконечно более сложными, чем в предшествующий период, и вместе с тем более реальными, более близкими действительности. Замечательно, что характеры исторических лиц показаны в произведениях о «Смуте» неизолированно. Они раскрываются в связи со слухами о них, в связи с народной молвой. В древнерусских летописях редко встречается передача разных точек зрения на события, не согласных с авторской, характеристик неавторских. Между тем авторы исторических произведений о «Смуте» постоянно ссылаются на различные слухи, разговоры, толки, отчетливо осознавая значение «общественного мнения». Автор Хронографа 1617 года ссылается на разговоры о ссылке Нагих в Углич, об убийстве Борисом царевича Дмитрия, о поставлении Филарета Никитича и т. д. Характеры исторических лиц показаны на фоне народных толков о них. Вот как характеризуется, например, Самозванец: «...глаголаше же о немъ мнози, яко по всему уподобитися ему нравомъ и длы скверному законопреступнику, нечестивому мучителю царю Иулиану». Передается и мнение народа о сыне Бориса – Федоре Борисовиче: «...о нем же мнози от народа тайно в сердцах своих возрыдаша за непорочное его житие».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лишь дайте мне добраться до Москвы, А там Борис расплатится во всем. В этой сентенции Самозванца присутствует двойной смысл, первый – утешение дворян в страданиях и обещание возместить им все потери, второй – «будьте готовы выполнить ваше обещанье и дайте мне по вашим костям дойти до Москвы, а там Борис заплатит за вашу смерть». Еще более показателен монолог Гаврилы Пушкина на Лобном месте: Московские граждане! Мир ведает, сколь много вы терпели Под властию жестокого пришельца: Опалу, казнь, бесчестие, налоги, И труд, и глад – всё испытали вы. Димитрий же вас жаловать намерен, Бояр, дворян, людей приказных, ратных, Купцов, гостей и весь честной народ. Вы ль станете упрямиться безумно И милостей кичливо убегать? Бессовестность подобной агитации очевидна: жаловать одно сословие можно только за счет другого, все слои общества одновременно награждать невозможно, как нельзя представить себе государство без трудов и налогов. Но Лжедимитрий и его агент продуманно и цинично идут на такую пропаганду, рассчитывая на легкий захват власти. А теперь посмотрим, как ведет себя Хлестаков с купцами, которые наивно пришли просить его о спасении от поборов городничего. Какой праведный гнев он являет перед ними: «Да это просто разбойник!.. Ах, какой мошенник! Да за это просто в Сибирь». И обещает купцам помощь и защиту, да не только им, но и всем обиженным: «Непременно, непременно! Я постараюсь». А всего через полчаса (или меньше даже) благополучно забывает обо всех униженных и оскорбленных: «Провались унтер-офицерша – мне не до нее!» Наконец, самый статус самозванцев роднит их с Антихристом, ведь само его имя может означать не только «противник Христа», но и «заместитель Христа». В пушкинской трагедии пришествие Антихриста наиболее ярко обозначено в последней сцене, когда якобы благостный царь показал свое подлинное лицо, приказав убить ни в чем не повинных детей. Народ преисполняется ужасом при виде злодеяния и осуждением Самозванца. Тема Страшного суда у Пушкина не столь разработана, в основном это – частный суд над Борисом и его семьей, предсказанный словами Отрепьева:

http://pravoslavie.ru/60056.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010