«Сокровище русское, неоскудное и неокрадное» К 400-летию со дня кончины преподобного Иринарха Затворника Светлана Лапшина Преподобный Иринарх благословляет князя Пожарского Монастыри – это сокровище русской жизни… Мы ценим монастыри ради тех жемчужин, которые появляются и сияют в их стенах. Князь Сергей Николаевич Трубецкой Такой многоценной жемчужиной в Борисоглебской обители сияет имя преподобного Иринарха-затворника . Мощи его покоятся под спудом в Ильинском приделе Борисоглебского собора, а келья – часовенка преподобного Иринарха – пристроена к восточной монастырской стене на том самом месте, где стояла подлинная древняя келья старца. К ней вас приведет липовая аллея. Предание сообщает, что на этом самом месте во времена первостроителей рос кедр, под которым беседовали преподобный Сергий Радонежский с Феодором и Павлом о будущем устройстве Борисоглебского монастыря. Именно под этим кедром было им видение святых Бориса и Глеба . Преподобному Иринарху наверняка было известно, что под этим кедром погребен дивный старец – всеми уважаемый пустынник Григорий. Он жил в убогой хижине на берегу реки Шулы. До смерти пустынника никто не знал его истинного имени и происхождения. Только после смерти старца на груди у него в золотом складне было найдено завещание, из которого все узнали, что старец был не кто иной, как князь Андрей Федорович Голенин, которого все считали павшим на Куликовом поле. Старец завещал положить тело его в Борисоглебском монастыре, под растущим там кедром. Так и было исполнено. Тело старца Григория было предано земле в Борисоглебском монастыре при большом стечении народа. Возможно, Иринарх считал себя последователем духовного подвига этого старца. Борисоглебский монастырь. Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru В монастыре в старом саду за еловой аллеей есть высохший пруд. Монастырское предание гласит, что пруд этот ископан святым Иринархом. Об этом упоминается и в стихотворении «Виды Борисоглебского монастыря», написанном в 1870 году: Есть столетний кедр высокий,

http://pravoslavie.ru/89988.html

В Борисоглебском открыли памятник преподобному Иринарху пос. Борисоглебский, 9 июня 2006 г. Второй раз в поселок Борисоглебский Ярославской области приехал известный скульптор Зураб Церетели. Мастер подарил поселку уже второй памятник. Первый был установлен осенью 2005 года при въезде в поселок. Памятник герою Куликовской битвы святому иноку-воину Александру (Пересвету) находится недалеко от южных ворот Борисо-Глебского монастыря, в котором, по преданию, принял постриг инок Александр (Пересвет). Сегодня, 9 июня 2006 года, памятник установлен на площади около автовокзала, недалеко от северных ворот монастыря. Этот памятник – преподобному Иринарху Затворнику Борисо-Глебской обители. Преподобный Иринарх жил в смутное для Руси время, когда поляки захватили власть в Москве. Преподобный Иринарх, великий подвижник и чудотворец, благословил Пожарского идти на Москву против поляков. Мощи святого угодника Божьего почивают под спудом в Ильинском приделе Борисоглебского собора монастыря. В 40 километрах от Борисоглебского поселка находится родина преподобного Иринарха – село Кондаково. Там восстанавливается храм, благоустроен святой источник преподобного, к которому ежегодно в июле идет крестный ход, освящая молебным пением Борисоглебскую землю. В действующих храмах по пути шествия служатся литургии, в разрушенных – молебны, на кладбищах литии. Много чудес совершается по молитвам к преподобному – исцеляются болящие, устраиваются дела просящих, восстанавливаются храмы. Преподобный Иринарх не оставляет без помощи никого. Особо дорог он борисоглебцаммонахам, прихожанам и паломникам монастыря. Поэтому открытие памятника – особый праздник, порадовавший всех, кому удалось побывать на нем. Перед собравшимися выступил глава Борисоглебского муниципального округа Виктор Почернин, вице-губернатор Ярославской области Николай Воронин, скульптор Зураб Церетели. После торжественных речей благочинный Ростовского округа архимандрит Сильвестр, насельники монастыря с игуменом Иоанном и клирики епархии отслужили торжественный молебен и окропили памятник святой водой, «чтобы стоял он на века», как сказал отец благочинный. 9 июня 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/17668.html

Установлено празднование пр. Ефрему при Московском митрополите Дионисии и тогда же была составлена ему служба 3 . Житие пр. Ефрема, думают, было составлено ранее 16 века, но оно (во время погрома г. Торжка Великим князем Михаилом Ярославичем) было похищено и утрачено. В Иконописном Подлиннике под 11 июня о преподобном Ефреме замечено, что он «подобием сед, брада, аки Николина, на главе схима, ризы преподобнические, в руках церковь » (Филимонов, стр. 58–256) На иконе Тверских Святых пр. Ефрем изображён в схиме, десницей благословляет, а в левой руке держит пятикупольный храм. В Новоторжском Борисоглебском монастыре пр. Ефрему празднуется: 28 января – в день кончины его; 11 июня – в воспоминание открытия его мощей (когда бывает всеградский крестный ход из городского Спасо-Преображенского собора, пред литургией, а после литургии  – обнесение мощей вокруг монастырского соборного (Борисоглебского) храма; – 15 сентября – в день перенесения мощей пр. Ефрема из Борисоглебского собора в тёплую Введенскую церковь и 1 мая – в день перенесения оных из Введенской церкви в холодный (Борисоглебский) собор. В 1900 г., по ходатайству Тверского архиепископа Димитрия Св. Синодом (от 26 сентября, за разрешён ежегодный крестный ход 11 сентября, из Борисоглебского монастыря и ближайших к нему храмов г. Торжка, совершать с иконой пр. Ефрема, к «св. Семёну», т. е. к бывшему в нынешнем селе Семёновском монастырскому храму, на «Дорогоще». В церквах г. Торжка находятся древние, местно чтимые иконы Ефрема. В Введенской церкви сохраняется Старинный образ пр. Моисея Угрина, брата пр. Ефрема (26 июля). Тропарь преподобному Ефрему, глас 1-й: «Божественной свыше просветився благодатию, преподобие, многим терпением во временной жизни подвиг совершил еси. Темже источаеши чудес благодать всем с верой приходящим к раце мощей твоих, Ефреме преблаженне, сего ради зовем: слава давшему ти крепость: слава венчавшему, тя: слава действующему тобой исцеления». 28. Святитель Феодор 2-й, Епископ Тверской Этот святитель прозван «Добрым» и в старинных календарях считался местно чтимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОТОРЖСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Новоторжский Борисоглебский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Новоторжский Борисоглебский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Тверской епархии Тверской митрополии), расположен в Торжке. Основан в XI в. Время основания До начала археологических исследований в 1989 г. ранняя история Н. Б. м. оставалась во многом неопределенной, что связано прежде всего с отсутствием прямых упоминаний о мон-ре в рус. летописях. Существует лишь неск. косвенных упоминаний: в Новгородской III летописи XVII в. под 1015 г. встречается имя прп. Ефрема Новоторжского, традиционно считающегося основателем монастыря (НовгорЛет. 1879. С. 176); в летописных рассказах об осаде и взятии ханом Батыем Торжка в 1238 г.- «чинъ черноризьскыи» (НПЛ. С. 76, 288); в описании разорения Торжка вел. Тверским блгв. кн. Михаилом Александровичем в 1372 г. отмечается, что «погоре всь град; и церкви три каменыя, и деревянныа вся, и монастыреве», упоминаются также «чернци и черницы» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 299). В Отводном списке Новоторжских земель 1476 г. есть сведения о «Борисоглебской земле» (АСЭИ. Т. 3. 20. С. 36). Независимо от памятников агиографии во 2-й пол. XVII в. в писцовых материалах и актовых источниках предпринимались попытки разрешить вопрос о времени основания обители. Так, в писцовой и межевой книге Торжка 1686 г. указывалось: «…Борисоглебской монастырь, а в нем церковь соборная каменная святых страстотерпцев Бориса и Глеба... а строение та церковь преподобнаго отца нашего Ефрема архимандрита новоторжского чюдотворца, а в которых годех и при которых великих князех та церковь строена, и про то архимандрит Тарасий з братьею сказали, не помнят» (Писцовые и переписные книги. 2014. С. 166). В жалованной грамоте 1693 г. основание мон-ря отнесено к XI в.: «…Борисоглебской де их м(о)н(а)ст(ы)рь построен преподобны(м) отцем нашим Ефремом чюдотворцем лет с шесть сот и болши…» (Грамоты. 1903. С. 27-28). Абсолютные даты, связанные с основателем обители прп. Ефремом Новоторжским, появились в т. н. новом Житии прп. Ефрема, составленном, по мнению Н. Ф. Дробленковой, «вероятно, в 1572 г., в связи с «обретением» (11 июня) и перенесением мощей Ефрема» ( Дробленкова. 1987. С. 149). В многочисленных списках Жития (БАН. 17.5.3; ГИМ. Увар. 105; ТГОМ. ТвМ.ПК-1879 и др.) приводятся 2 даты: 1015 г.- гибель ростовского кн. Бориса Владимировича, после к-рой Ефрем ушел в район Торжка, и 1053 г.- кончина Ефрема в основанном им Н. Б. м. (ошибочными датами смерти преподобного следует считать 1015 и 1035). Дата основания Н. Б. м. (1038) впервые была предложена в 1811 г. архим. Амвросием (Орнатским; впосл. епископ; см.: ИРИ. Ч. 3. С. 417-423). Эту дату следует считать условной, хотя она и утвердилась в агиографической лит-ре. Не исключено, что она была выведена арифметическим путем (1053 - 1015=1038).

http://pravenc.ru/text/2577887.html

Торжок. Борисоглебский монастырь. Часовня Успения Пресвятой Богородицы. Успенская часовня Борисоглебского монастыря Часовня. Действует.   Освящена в честь: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1807 и 1811. Архитектор:Ф.И. Ананьин Адрес: Тверская область, Торжокский район, г. Торжок, улица Старицкая, 7 Координаты: 57.03442, 34.956244 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С северо-западной стороны монастыря к надвратной церкви примыкает каменное двухэтажное здание, выстроенное в 1809 г. архимандритом Никанором, частью на монастырскую, частью на пожертвованную духовенством сумму, для размещения Духовного училища, Духовного правления и монастырской часовни. С 1825 г. Духовное училище размещалось в зданиях на Успенской улице (ныне пл. Ананьина, 61), пожертвованных А.А. Полторацкою, и потому упраздненное здание Духовного правления было предоставлено в распоряжение монастырю. Оно стало использоваться под странноприимный дом. Здесь же размещалась монастырская лавка.  В нижнем этаже, в угловой части и в одном флигеле с Духовным правлением, была выстроена при архимандрите Никаноре в 1811 г. (по другим сведения в 1807 г.) часовня во имя Успения пресвятой Богородицы, при ней имелась комната для сторожа и служителей. Вход в часовню, выходящий на Старицкую улицу, был оформлен крыльцом с колоннами. Автором проекта здания считается архитектор Ф.И. Ананьин.   Краеведческий альманах 4 (2004). Тверская область, г. Торжок. Научно-образовательное и информационно-справочное издание. Материалы по истории Новоторжского Борисоглебского монастыря. Часовня Успения Пресвятой Богородицы находится на территории Борисоглебского мужского монастыря в городе Торжок. Сооружена с северо-западной стороны монастырских стен в 1807-1811 годах на монастырские средства и пожертвования духовенства для размещения Духовного училища, Духовного правления. Часовня размещалась в одном флигеле с Духовным правлением, в нижнем этаже, в угловой части. Двухэтажное сооружение, примыкающее к надвратной церкви монастырского комплекса, завершено шлемовидным куполом и вытянутой луковичной главкой на декоративном барабанчике. Вход украшен четырехколонным портиком и треугольным фронтоном. Рядом была устроена комната для сторожа и служителей. В 1930 году обитель закрыли. В настоящее время часовня Успения Пресвятой Богородицы полностью восстановлена и является украшением монастырского комплекса. http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=23413

Некоторые выводы:   В Пространной редакции датой преставления святого назван 1053 г., тогда как в более ранней Краткой редакции даты отсутствуют. См. подробнее: Галашева Т. Н. Предания о трех братьях и главе Георгия Угрина в Житии Ефрема Новоторжского//Русская литература. 2023. 3. С. 85 – 95. Малыгин П. Д., Салимов А. М., Зайцев А. А. К изучению плинфы собора Борисоглебского монастыря в Торжке//Архитектурно-археологический семинар: из истории строительной керамики средневековой Восточной Европы. СПб., 2003. С. 85 – 92. Салимов А. М. Древний собор Борисоглебского монастыря в Торжке//Academia. Архитектура и строительство. 2009. 3. С. 49. Преображенский А. С. Неизвестное изображение древнего собора Борисоглебского монастыря в Торжке//Искусство Древней Руси и стран византийского мира. Вып. II: Материалы II научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения В. А. Булкина. СПб., 2012. С. 44. Духовная Федора Никитина сына Лавровского 1545-46 гг. (РГАДА, ф. 281 (Грамоты Коллегии экономии), 8333/5 ) . По описанию А. В. Антонова, грамота подлинная, – Антонов А. В. Описание грамот Коллегии экономии: В 3 т. Москва: Древлехранилище. Т. 2, 2018. С. 610. Описка В. О. Ключевского, указавшего 1584–1587 гг. как время канонизации Ефрема Новоторжского, перешла почти во все статьи о святом, –  Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 335 – 336. См. также: Васильев В. История канонизации русских святых. М., 1893. С. 208; Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903. С. 117; Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации XI – XVI вв.). М., 1986. С. 178. Галашева Т. Н. К истории текста Жития Ефрема Новоторжского//ТОДРЛ. Т. 67. СПб., 2020. С. 175—205. БАН, П. I. А. 29. Л. 365 об.–366. Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы. Книги первая и вторая. 1862-1863. 3-е изд., доп. СПб., 1884. С. 163. Версия была оспорена уже В. О. Ключевским ( Ключевский В. О. Древнерусские жития... С. 335—336), однако все же получила распространение: Дробленкова Н. Ф. Житие Ефрема Новоторжского//Словарь книжников. Вып. 1. С. 148—150; Кузьмин А. В . Ефрем//ПЭ. М., 2008. Т. 19. С. 41 и др.

http://bogoslov.ru/article/6192625

По преставлении преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе. Составитель жития, ученик его Александр, записал тринадцать чудесных исцелений от разных недугов, особенно же от беснования. На больных обыкновенно возлагали животворящий крест трудов Иринарха, иногда цепь его или другие, носившиеся им тяжести. Брали также землю от его гробницы и пили с нее воду. Совершалось немало чудес и впоследствии. И в настоящее время нередко многие страждущие, во время молебна преподобному Иринарху, надевают на себя те или другие из оставшихся после него тяжестей, веруя в целебную их силу. 527 Здесь разумеется Борисоглебский монастырь Ярославской епархии, Ростовского уезда, находящийся на реке Устье в 18 верстах от Ростова по дороге в г. Углич. – Житие Иринарха написано было учеником его Александром, прожившим вместе с ним тридцать лет. Подлинное житие известно только по рукописям, но не издано. Преосвященный Амфилохий, бывший архимандритом Борисоглебского монастыря, в 1863 году в Москве издал изложение жития, близкое к рукописным текстам с приложением рисунков. В 1872 г. в Яросл. епарх. Вед. было напечатано житие Иринарха (Н. Корсунским), составленное также по рукописям издано и отдельно в Ярославле в 1873 г. В основу изложения положено здесь подлинное житие, известное нам по нескольким рукописям. 528 Село Кондаково находится теперь в Угличском уезде, на реке Устье выше Борисоглебского монастыря, в 43 верстах от Углича и стольких же от Ростова. 529 Калязинский монастырь отстоит от Кондакова верст на сорок. Память Макария Калязинского празднуется 17 марта и 26 мая. 534 Кирилл IV упоминается как митрополит Ростовский при кончине царя Бориса Годунова; был лишен кафедры Лжедимитрием; когда преемник его Филарет, впоследствии патриарх, изведен был в плен, ростовцы вновь призвали Кирилла, который и святительствовал до своей кончины в 1616 году. 535 Большая часть железных цепей и других тяжестей, которые носил на себе подвижник Иринарх, и до сего времени хранятся в Борисоглебском монастыре – отчасти в церковном пределе, где находится рака преподобного, отчасти в особой деревянной постройке на месте прежней кельи преподобного. Подробное описание и изображение сих предметов можно видеть в упомянутом выше издании преосвящ. Амфилохия. В 1878 г. по благословению Ярославского и Ростовского преосвященного архиепископа Нила часть вериг и других предметов из «трудов» Иринарха перенесена была в церковь родного села Иринарха Кондакова по просьбе сельчан. См. о сем в упомянутой выше книжке Н. Н. Корсунского. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Как выглядела часовня, мы можем судить по фотографии 1867 года. На ней видно, что колонны по периметру часовни были коринфского ордера, а над крышей нижнего свода на южной стороне часовни возвышается печная труба. В уже упомянутой нами книге иеромонаха Илиодора (1861) есть описание облика часовни: «Около часовни по цоколю 12 колонных столбов, поддерживающих круглый карниз; поверх купола шар и крест железные, позлащённые червонным золотом. В сей часовне, кроме икон посредине иконостаса в овальном кругу с позлащёными лучами стоял Животворящий деревянный восьмиконечный крест с изображением на нём распятого Господа, вышиною в 4 аршина, утверждённый на искусственно составленной из камешков горе, обложенный серебряною позолоченною ризою. В день Воздвижения Честнаго Креста Господня в ней служились молебны и всенощные бдения, совершался 14 сентября утром до звона крестный ход из Борисоглебского монастыря для служения молебна с водоосвящением и совершения литургии». В 1864 году по инициативе нового архимандрита Новоторжского Борисоглебского монастыря Антония у часовни Животворящего креста городской думою было расчищено место и устроен бульвар, или садик. За его благоустройством следила городская управа. Например, в отчёте управы за 1891 год было записано, что в этот год был сделан палисад вокруг Крестовского садика. Итак, на основе просмотренных нами документов мы можем дать точную датировку периода строительства Крестовоздвиженской часовни. Она сооружалась с 1813 по 1815 год. Кто автор Крестовоздвиженской часовни? В документах периода строительства часовни ни разу не упоминается имя автора проекта этого сооружения. На сегодняшний день не найдены проектные чертежи часовни. Были они или нет – неизвестно. В «Деле о доставлении в Канцелярию тверского гражданского губернатора сведений, имеет ли Новоторжского Борисоглебского монастыря архимандрит Никанор от епархиального начальства дозволения на постройку в г. Торжке против самого перевоза казенной часовни на реке Тверце», есть сообщение Новоторжского Духовного правление от 17 мая 1813 года о том, что «об этом деле в канцелярии сведений не имеется, а потому получал ли архимандрит Никанор на постройку той часовни от тверского епископа Мефодия соизволения – нам не известно».

http://sobory.ru/article/?object=01142

При Крестознаменской церкви в XVIII веке существовала деревянная церковь в честь свв. апост. Петра и Павла, но она в 1780 г. была перевезена в село Петропавловское Новоторжского уезда, при р. Тверце, где существовала до 60-х годов прошлого столетия. Вероятно, об этой Петропавловской церкви говорится в грамоте Новгородского митрополита Корнилия Борисоглебского монастыря архимандриту Тарасию от 1690 года: «Во 198 году (1690 г.) генваря в 1 день бил челом нам преосвященному митрополиту города Торжку Борисоглебского монастыря архимандрит Тарасий с братиею, в челобитьи своем написал: «в прошлом в 196 году по нашему указу в Новоторском уезде в Жалинской волости на реке на Тверце пустая церковная земля, что бывал погост Петропавловский. променена из дому Премудрости Божией (Новгородский Софийский собор) Михаилу Афанасьеву, сыну Тархову, по приправочным книгам 7096 году пашни церковные десять четвертей в поле, сена двадцать копен… тое церковную землю Петропавловский погост... променял в вотчину в Борисоглебский монастырь и по нашему преосвяш. митрополита указу в том Петропавловском старинном погосте построена церковь во имя верхов. апостолов Петра и Павла, и священник, и дьячок, и пономарь, и просфирница к тое церкви призваны и в той новопостроенной церкви божественная служба совершается»... (Грамоты Новоторжского Борисоглебского монастыря, издание Твер. Учен. Арх. Комис., 1903 г.). Из летописи Крестознаменской церкви, видно, что по продаже особо существовавшей Петропавловской церкви была построена в конце XVII в. деревянная церковь в честь честного креста с приделом свв. апост. Петра и Павла; эта церковь сгорела от молнии 21 апреля 1738 г., вероятно, в это время сгорела и Екатерининская церковь, вследствие чего прихожане построили вместо двух деревянных церквей одну каменную, ныне существующую. В Крестознаменской церкви иконы большей частью написаны художником Пешехоновым. Из древних икон замечательны икона Успения Божией Матери в верхнем храме, написанная в 1784 г.; в Екатеринининском храме икона Знамения Пресвятой Богородицы, написана в 1761 г. и трех вселен. святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в 1778 г. Напрестольное Евангелие печатано в 1697 г. при патриархе Адриане; по листам Евангелия есть надпись.

http://sobory.ru/article/?object=11693

Но явно не игравший роли княжеской резиденции или замка Борисоглебский монастырь был в XII в. существенным для смоленских князей не только как фамильный «вотч» монастырь, но и как пункт, державший под их контролем выход от Смоленска к Киеву и торговую жизнь смядынской гавани. После сведений XII в. мы несколько столетий не имеем прямых данных о Борисоглебском соборе. Есть лишь редкие известия о судьбе самого монастыря. Так, в конце XVI в. узнаем об его архимандритах Андреяне (1589 г.) и Феодосии (1598 г.). В 1609 г. польские войска расположились в пригородных монастырях, в том числе в Борисоглебском. В 1633 г. монастырь был передан униатскому архиепископу Льву Кревзе, а по данным инвентаря 1654 г., район Смядыни уже назывался «Жигимонтовой пустошью». Храм Бориса и Глеба еще существовал в 1680 г., когда он упоминается как ориентир при межевом споре, но, видимо, в эту пору он уже стоял в развалинах. В свое время И. И. Орловский высказал предположение, что использование руин Борисоглебского храма началось при Петре I, когда Смоленск укрепляли в ожидании встречи со шведской армией. Но подлинный разгром развалин начался в конце XVIII в. В 80-х гг. смоленский генерал-губернатор князь Н. В. Репнин разрешил брать в смядынских руинах бут для постройки казенных зданий вокруг нового городского сада — Блонья. Однако и после этого руины Борисоглебского собора были еще достаточно сохранны. Первый описатель смоленских «достопримечательных зданий» П. П. Свиньин, посетивший Смоленск в 1825 г., писал, что старики слободы Чуриловка помнили время, когда руины собора «были еще высоки и внутри их находились каменные столпы». Вскоре развалины ожидал новый удар. В 1833 г. губернатор Н. И. Хмельницкий распорядился брать из руин храмов кирпич и бутовый камень на постройку Смоленско-Московского шоссе. К счастью, до смядынских развалин очередь дошла уже глубокой осенью, а вскоре строительство было прекращено. Руины Борисоглебского монастыря продолжали расхищаться и после этого: «В темные ночи мещане выкапывали отсюда бут, соседние крестьяне-кладоискатели подрывались под фундамент». Но и тогда руины здания при всей их аморфности еще позволяли определить план храма с его четырьмя подкупольными и двумя западными столбами, с тремя полукружиями алтарных апсид, сохранявшихся на высоту до 2.2 м, в то время как сам «курган» достигал высоты около 6.5 м.

http://sobory.ru/article/?object=21764

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010