Борисоглеб. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Карта и ближайшие объекты Наиболее древнее сооружение в Муромском районе, не считая храмовых сооружений XVII в. в самом Муроме. Действующий храм. Вход один, с западной стороны маленькая дверца, в которую надо входить в глубоком поклоне. Борисоглебский монастырь, помимо холодной Христорождественской, включал и тёплую церковь к северно-западу от нее, но, к сожалению, сегодня бывший тёплый храм руинирован настолько, что поместить его в Каталог не представляется возможным, остались фрагменты лишь одной стены. Весьма интересными объектами на территории рядом с Христорождественской церковью являются белокаменные намогильные памятники с древними надписями церковно-славянской вязью. От ограды монастыря остались несущественные фрагменты. Первые летописные сведения о Борисоглебском монаствыре датируются 1345 годом. Летописи повествуют о смерти в конце зимы князя Василия Ярославича и о захоронении его в Муроме, " в церкви святую мученику Бориса и Глеба " . Никоновская летопись уточняет: " ...в монастыре на Ушне " . Это вполне допустимо, так как Муром тогда " лежал в пусте " , и только в 1351 году начинается его восстановление князем Юрием. Самый ранний исторический документ Борисоглебского монастыря относится к 1506 году. Монастырю принадлежали Татарово, Ожигово, Пенза, Благовещенское, Вариж, Петраково, Степаноково, Барановка, Глебовка, Борис-Глеб, Борисово и др. О богатстве и могуществе Борисоглебского монастыря свидетельствует наличие кафедры архимандрита. По писцовым книгам первой четверти 17 столетия можно представить, как выглядел Борисоглебский монастырь в период своего благополучия. В нём находились две деревянные церкви святых Бориса и Глеба и святых Флора и Лавра. Из хозяйственных построек были хлебня, поварня, погреб, ледник, сушило, семнадцать братских келий. В конце 1670-х годов во время правления архимандрита Авраамия было решено построить новый каменный соборный храм Вознесения. В 1680-е годы рядом с Вознесенским собором возводится вторая каменная церковь - Рождественская. Завершил архитектурный ансамбль Никольский храм, построенный в 1699 году Матвеем Дорофеевым, сыном Волыгиным " в вечное поминовение родителей своих " . До настоящего времени уцелела только двухэтажная пятиглавая Рождественская церковь. С западной стороны к ней примыкает шатровая колокольня. Ещё совсем недавно у Вознесенского храма лежали семь крупных могильных камней с надписью славянской вязью. Самый ранний - 1584 года, поздний - 1659 года. Это был некрополь старинного рода Борисовых, ктиторов монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=04295

Смоленск. Церковь Бориса и Глеба. Борисоглебская церковь на Смядыне, место гибели князя Глеба Карта и ближайшие объекты Церковь Бориса и Глеба построена на месте несохранившегося до нашего времени Борисоглебского монастыря. Собор Борисоглебского монастыря на Смядыни под Смоленском чрезвычайно важен для истории смоленского зодчества, так как это второй после Успенского собора в детинце памятник, постройка которого заслужила специального упоминания в летописи. Таким образом, этот храм имеет твердую и точную дату. Речка Смядынь при впадении в Днепр образовывала удобную для остановки судов бухту. Это в значительной степени определило последующую историю и значение данного района как западного, обращенного к Киеву порта Смоленска. Здесь, в устье Смядыни, в 1015 г. насад князя Глеба был настигнут ладьями посланных Святополком убийц и Глеб был зарезан. В 1019 г. его прах перевезли в Вышгород (близ Киева). Видимо, вскоре после канонизации Бориса и Глеба в устье Смядыни обосновался посвященный их памяти монастырь. Возможно, это произошло в начале XII в., когда Владимир Мономах заложил главный храм Смоленска — Успенский собор — и вполне естественно было подчеркнуть причастность Смоленска к культу первых русских святых основанием монастыря на месте убийства Глеба. Монастырь был, конечно, деревянным и, очевидно, в первые годы княжения Ростислава Мстиславича был укреплен так, что в 1138 г. послужил базой для острой политической операции: здесь был схвачен и заточен смолянами изгнанный из Новгорода князь Святослав Ольгович: «А самого Святослава яша на пути смолняне и стрежахуть его на Смядыне в манастыри». Идейно-политическое значение монастыря было подчеркнуто закладкой здесь в 1145 г. князем Ростиславом Мстиславичем каменного храма: «В то же лето заложиша церковь камяну на Смядине, Борис и Глеб, Смольньске». Большой монастырский собор был построен не в один год. Высказывалось мнение, что строительство продолжалось с 1145 по 1147 г. В действительности строительство большого храма и его роспись должны были занять еще больше времени, возможно до 1150 г.

http://sobory.ru/article/?object=21764

Торжок. Часовня Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская часовня Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Часовня-ротонда на торговой площади, у берега Тверцы. Часовня, отличающаяся стройностью силуэта и законченностью форм, построена архитектором Н.А.Львовым в 1814г. на месте деревянной часовни Софии Премудрой. Позднее была перестроена и лишилась классической ясности. Первоначальный облик возвращен в результате реставрации. Часовня (колодец-ротонда) построена архитектором Н.А. Львовым в 1814 году на месте деревянной часовни Софии Премудрой. Часовня двенадцатиколонная. В часовне двойной купол: верхний - световой фонарь с большими арочными окнами; нижний - в центре имеет проем, через который мягкий рассеивающийся свет наполняет интерьер, в то время как окна скрыты от глаз. Часовня славилась святочтимым колодцем. Достопримечательностью ее был также восьмиконечный крест, высотою в 4 аршина, вмонтированный в камень-конгломерат, поэтому часовня имела и другое название: Животворящего Креста. В начале ХХ века часовню превратили в церковь, надстроив алтарь и колокольню. В 1929 году церковь была закрыта. В 1970-е годы была проведена реконструкция, восстановлен первоначальный облик ротонды. В 2001 году часовню передали Борисоглебскому монастырю. Наиболее ранняя публикация со сведениями об этой часовне приводится в книге «Историко-статистическое описание Новоторжского Борисоглебского монастыря, составленное Новоторжского Борисоглебского монастыря иеромонахом Илиодором» (Тверь, 1861. С. 169). Там сказано, что по ходатайству архимандрита монастыря Никанора в 1807 году в ведение монастыря поступила часовня на берегу реки Тверцы, принадлежавшая до этого градской думе, а «в 1814 году, по разобрании сей деревянной часовни, была выстроена настоящая каменная, на другой стороне проезжей дороги». Эту же датировку мы встречаем и в книге И. М. Колосова «Новоторжский Борисоглебский монастырь» (Тверь, 1890. С. 52–53). В 1913 году вышла книга Ю. и З. Шамуриных «Калуга.

http://sobory.ru/article/?object=01142

затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке 1 , с картинами и изображениями его праведных трудов Составлена Архимандритом Амфилохием Содержание Молитва преподобному Иринарху, затворнику Борисоглебскому Предисловие Предисловие ко второму изданию Глава I. Жизнь препод. Иринарха до монашества §1. Младенчество его §2. Отрочество преп. Иринарха §3. Удаление отрока Илии §4. Разыскивание отрока Илии §5. Видение отроку Илии о преставлении отца его Акиндина §6. Удаление с места родины вместе с матерью и братом Андреем в Ростов §7. Удаление Илии из дому своей матери Глава II. Жизнь препод. Илии в монашестве §1. Приход Илии в монастырь и пострижение его §2. Первое послушание его – в пекарне §3. О друге его Агафонике §4. Другое послушание – пономарство §5. О снятии с себя сапогов §6. О ходатайстве преп. Иринарха за одного городского человека, истязуемого за долги §7. Об удалении преп. Иринарха из Борисоглебского монастыря в Ростовский Богоявленский Авраамиев §8. О преставлении его матери §9. О жительстве преп. Иринарха в Ростовском Лазаревом монастыре §10. О возвращении преп. Иринарха в Борисоглебский монастырь Глава III. Жизнь препод. Иринарха в затворничестве §1. Божественное откровение преп. Иринарху от образа Господа нашего Иисуса Христа о затворничестве §2. Об ученике его Александре §3. О посещении преп. Иринарха в затворе Иоанном юродивым, Ростовским и Московским чудотворцем, по прозванию Большим колпаком §4. О принесении преп. Иринарху, от друзей его, креста и палки железной §5. О старце Леонтии и его крестах §6. О ужище железном и о трудах преп. Иринарха на нем §7. О вторичном изгнании преп. Иринарха из монастыря, поселении его в Лазаревском Ростовском монастыре и возвращении опять в Борисоглебский монастырь §8. О даре прозорливства Глава IV. Жизнь преп. Иринарха вместе с заслугами его отечеству с 1608-го года по кончину его 1616 г. §1. Божественное откровение преп. Иринарху о разорении Московского царства и других городов в 1608 году §2. Путешествие преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иван Рудинский Краткое жизнеописание и ученые труды архимандрита Амфилохия настоятеля Данилова монастыря в Москве Источник Среди современников, работающих над изучением и толкованием Слова Божия, по Слову самого Господа нашего Иисуса Христа: читайте с разумом писания, видное место занимает настоятель Данилова монастыря в Москве, архимандрит Амфилохий. Неустанно, из года в год, издает он в свет огромные фолианты своих трудов, начиная с полиграфических описаний греческих рукописей с IX по XVII в. в 4-х томах с 113 в две краски и кончая, только что вышедшим в свет, Апокалипсисом XIV в., исправленным преимущественно по Апокалипсису, писанному рукою св. Алексея митрополита, с 20 картинами из лицевого рукописного Апокалипсиса времен Петровских и одною картиною из греческого Нового Завета. Архимандрит Амфилохий, уроженец Калужской губернии, Малоярославского уезда, села Любицы, сын причетника, в миру Павел Казанский, по окончании курса в Калужской семинарии, принял 14-го ноября 1842 г. монашество, учась в Академии, а в 1844 г. закончил свое высшее академическое образование в Московской Духовной Академии, и в 1845 г. поступил смотрителем духовных училищ в г. Суздаль. Как в Суздале, так впоследствии в Ростовском Борисоглебском монастыре, что на Устье реки, где о. Амфилохий также первоначально занимал должность смотрителя при Борисоглебском училище, он оставил по себе в сердцах учащихся и вместе с ним служивших самое теплое, отрадное, «родное» воспоминание. К этому времени относится, сохранившийся в памяти, привет любовию согретый, поднесенный в день тезоименитства воспитанниками своему родному отцу, всегда горячо отзывавшемуся на все их нужды. Этот привет так начинался: Ныне с общего совета, Мы к тебе, родной отец, Поспешили для привета – С откровенностью сердец. И далее: Будь храним для нас ты небом! И живи детей любя, У Бориса – здесь и Глеба! и т.д. 1 Один из бывших учеников о. Амфилохия, ныне сам преподаватель, как скоро речь заходит о современном школьном образовании и об отношении учащихся к наставникам, вспоминает всегда в виде примера, о. Амфилохия, его простые, задушевные, чужды всякой излишней формальности, отношения, установившиеся при нем в Суздальской школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Глава VII. О чудесах преп. Иринарха по смерти Чудо 1-е: о исцелении ученика его Корнилия от болезни ног Ученик преп. Иринарха, старец Корнилий, сделался болен ногою, на которой были раны с гноем. Пошел с верою на гроб своего учителя Иринарха, усердно помолился, взял с гроба землицы и посыпал ею раны, которые от этого стали подживать и вскоре совершенно зажили по молитвам его учителя, старца Иринарха. Чудо 2-е: о исцелении одного крестьянина от болезни чревом Один крестьянин, именем Адриан, был болен чревом более недели. Он был от этой болезни почти при смерти. Пошел к могиле преп. Иринарха, помолился и взял землицы, выпил с ней воды и сделался совершенно здоровым молитвами преп. Иринарха. Чудо 3-е: о исцелении от лихорадки Один крестьянин, именем Савин, из города Ярославля был болен лихорадкой 16 . Во сне явился ему преп. Иринарх и сказал: «Возьми старца за руку, иди на гроб его помолиться и будешь здоров». Пришедши к св. Борису и Глебу в монастырь на гроб старца Иринарха, помолился здесь и попросил в молитве о исцелении от болезни. После сего почувствовал себя здоровым от праведной молитвы преп. Иринарха. Чудо 4-е: о исцелении старца Борисоглебского монастыря от горячки Один старец Борисоглебского монастыря, по имени Моисей, был болен горячкою, двое суток в сей болезни провел без сна и так сделался тяжело болен, что едва не умер. Старец Феоктист пришел навестить его во время болезни. Больной сказал ему: Бог внушил тебе мысль прийти ко мне. Прошу тебя усердно, сходи на гроб преп. Иринарха, возьми оттоле землицы. Старец Феоктист исполнил просьбу больного и с взятой землицы дал ему выпить воды. Больной после сего тотчас заснул, и после сна встал совершению здоровым молитвою старца Иринарха. Чудо 5-е: о исцелении от головной боли Один посадский человек из, города Переславля, по имени Косьма, был болен головою три года. Пришел на гроб преп. Иринарха, помолился и приложился к честному кресту Господню. И по молитвам угодника Иринарха получил облегчение от болезни и пошел домой с радостию. Чудо 6-е: о исцелении жены от трясения

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Память преподобных Феодора и Павла Ростовских 6900 , основателей Борисоглебского монастыря Память 22 октября В княжение великого князя Димитрия Донского, при князе Ростовском Константине Васильевиче 6901 , из Новгородской области пришел в пределы древнего города Ростова Великого инок Феодор, неизвестно где родившийся и где принявший пострижение. По дороге, ведущей из Каргополя и с Бела-озера в Ростов и Москву, он остановился в темном лесу при реке Устье, верстах в осмнадцати от Ростова. Поставив себе в лесу шалаш из древесных ветвей, он остался здесь на жительство. У проезжей дороги на дереве он повесил сделанный из древесной коры кузов, и прохожие и проезжие, догадываясь, что тут живет пустынник, стали класть в него то хлеб, то овощи и другую милостыню. Пустынник, невидимый никем, тайно вынимал милостыню и делил ее с нищею братиею; проведавши о сем, из многих селений стали приходить к пустыннику за милостыней, и он делился всем, что находил в повешенном кузове. Через некоторое время пришел к нему брат по иночеству, именем Павел, и, с радостью принятый Феодором, поселился с ним вместе в пустыне. В первое время княжения великого князя Димитрия Иоанновича, при митрополите всея Руси Алексии , при том же Ростовском князе Константине и при Ростовском епископе Игнатии 6902 , преподобный Сергий Радонежский приходил в Ростов на поклонение Пресвятой Богородице в соборной церкви и Ростовским чудотворцам 6903 . Узнавши об этом, пустынники Феодор и Павел отправились в Ростов, просили у князя и епископа разрешения воздвигнуть в своей пустыне церковь и устроить монастырь, а преподобного Сергия умоляли, чтобы он присмотрел место, где поставить им церковь , и благословил его. Преподобный Сергий исполнил их просьбу и отправился с ними в их пустыню. Долго ходили они по пустыне. Феодор и Павел указывали то на одно место, то на другое; преподобный Сергий все осмотрел тщательно, наконец, остановился на том месте, где теперь находится монастырь, и благословил поставить здесь церковь во имя великих страстотерпцев Бориса и Глеба и сказал пустынникам:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Фото из архива проекта " Неисчезающая память " ЖМП 7 июль 2015 /  20 августа 2015 г. 16:31 Маяки памяти. Краеведы восстанавливают местные святыни Православное краеведение всё больше приобретает черты миссионерской деятельности. Последовательно изучая исторические события, участвуя в археологических и архивных исследованиях, человек приобщается не только к истории родного края, но и к своей традиционной культуре. Недаром среди победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива» таких проектов становится всё больше. «Журнал Московской Патриархии» продолжает знакомить своих читателей с наиболее яркими из них — «Ладьей» и «Неисчезающей памятью». Проект «Ладья» На окраине Смоленска есть место, издревле почитаемое православными. Здесь, в Смядыне, в 1015 году был убит князь Глеб, прославленный позже вместе с братом Борисом в лике святых. В память о них в первой половине XII века на этом месте построили Борисоглебский монастырь, разрушенный, по данным исследователей, в период с 1633 по 1654 год1. По преданию, на месте гибели князя Глеба забил родник, целебные свойства которого исстари привлекали сюда людей. В настоящее время родник закрыт (его вода не пригодна для питья), а рядом с ним установлен памятный знак. Именно на Смядыне и решил провести летний молодежный лагерь настоятель смоленского храма Святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, секретарь Смоленской епархии протоиерей Павел Петровский. Археологический лагерь — одна из составляющих проекта «Ладья», в который также входят фестиваль «Образ любви нелицемерной» и Международный научно-образовательный форум «Истоки святости Руси». «Главные идеи — восстановление Борисоглебского монастыря и популяризация подвига первых русских святых», — говорит отец Павел. По его словам, это только часть общего замысла: «В Смоленске свыше 30 утраченных древних храмов. И мы мечтаем восстановить хотя бы часть из них». Уже несколько лет силами Борисоглебского прихода при поддержке епархии, попечителей храма, сотрудников Института археологии РАН, преподавателей СмолГУ и педагогов школы-интерната им. Кирилла и Мефодия изучаются архивные документы, ведутся раскопки. Но как привлечь к восстановлению древнего монастыря молодежь, чем ее заинтересовать? Надо организовать конкретную совместную работу, решил священник. Например, археологические раскопки, ведь это проникновение в глубь веков, неожиданные находки, тайны. И вместе с тем такая экспедиция — это освоение профессиональных навыков и научный поиск.

http://e-vestnik.ru/society/kraevedy_vos...

Закрыть Иван Васильевич меняет прописку Зураб Церетели предлагает поставить памятник грозному царю в Ярославской области 29.08.2005 541 Время на чтение 3 минуты Известный скульптор Зураб Церетели, регулярно сталкивающийся с протестами жителей мегаполисов при попытке осчастливить их своими новыми творениями, похоже, переключил свою активность на провинцию. Однако и в российской глубинке не сразу соглашаются с замыслами художника. Сейчас в Ярославской области продолжаются бурные дискуссии о том, стоит ли пускать в регион работы г-на Церетели, а если и стоит, то каким их количеством ограничиться. Собственно, вопрос о двух скульптурах практически решен. В поселке Борисоглеб скоро должны установить памятник двум российским святым: преподобному Иеринарху Затворнику, благословившему Кузьму Минина на поход на Москву во время Смуты, и иноку Пересвету, который, по легенде, был одним из героев Куликовской битвы и пал в единоборстве с татарским богатырем Челубеем. Скульптуры в пять метров высотой, включая постамент, уже изготовлены. Проблема, как это часто бывает с творениями г-на Церетели, в том, куда их установить. " Вначале памятники хотели установить возле Борисоглебского монастыря, - сообщил " Времени новостей " заместитель главы администрации Борисоглебского района Алексей Огурцов. - Но вмешалось Министерство культуры, которое заявило, что их нельзя устанавливать в охраняемой зоне. В настоящее время мы подыскиваем достойное место. Пока планируем место возле городской гостиницы " . Весть о приходе Церетели в Борисоглеб разделила общественность. Причем скандал принял всероссийский масштаб. Свое неприятие высказали режиссер Анатолий Заболоцкий, композитор Юрий Клепалов, писатель Валентин Распутин и другие деятели науки и культуры. Привычно указав на церетелиевский гигантизм, они обвинили скульптора и в несоблюдении исторической достоверности и нарушении православных канонов. Правда, на защиту Церетели поднялись представители ярославской епархии. В обращении, принятом епархией, противники скульптора были обвинены в том, что они " не принадлежат к числу верных чад Русской православной церкви " и являются " приверженцами одного из старообрядческих согласий " . Гарантией приверженности памятника православным канонам должна была выглядеть встреча скульптора с архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом. В итоге вопрос решился в пользу столичного скульптора, работы которого будут установлены в Борисоглебе к 7 ноября.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Из этого описания видно, что преподобный Агапит несколько лет подвизался в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Но откуда был родом, когда и где пострижен в монашество, и долго ли жил в Сольвычегодске, достоверно неизвестно, хотя и есть предание, что пострижен он был и полагал начало иноческих подвигов в Соловецком монастыре 2 . Вероятно, он был пострижником святого Филиппа и вышел из Соловецкого монастыря после 1568 года, при недостойном преемнике его Паисии. Находясь в Борисоглебском монастыре, преподобный Агапит, в 1576 году, в марте месяце, сделался тяжко болен и не вставал с постели почти целый месяц. В 27 день болезни, когда она усилилась уже до того, что Агапит потерял надежду на выздоровление, вдруг явилась ему икона святителя Николая и услышал он голос, приказывающий ему перенести ее в пустое место, на речки Маркушу и Тарногу, и построить там церковь , и обитель иноческую. Мне ли строить церковь и монастырь, когда я не могу встать с постели? Подумал было Агапит, и тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым. Изумленный и обрадованный, он пал на колени пред явившейся иконой и обливаясь слезами, долго и пламенно молился, и благодарил Бога, и угодника Его святителя Николая за свое чудесное исцеление от болезни 3 . Когда Агапит или за приготовлением необходимого для пути, или за чем-то другим, несколько замедлил в монастыре, то снова услышал тот же голос, повелевающий перенести икону в назначенное ей место и поспешил отправиться с ней в путь. Во время неблизкого путешествия из Сольвычегодска до Маркуши, когда Агапиту, не имевшему там ни друзей ни знакомых, ни денег, ни имения на строение церкви, приходила на мысль трудность его предприятия и начинал он сомневаться в успехе, два раза еще слышал тот же голос. Невидимый спутник, как бы хотел показать тем свое присутствие и близость к Агапиту, рассеять его сомнения, ободрить и уверить в своей помощи, и смиренный путник всецело предал себя водительству Промысла Божия. Достигши назначенного места, усталый путник остановился на пустынном берегу речки Маркуши, неподалеку от впадения ее в речку Тарногу и первым делом его было, избрать место для святой иконы. Три раза устраивал он для нее помещение в разных местах, по ту и другую сторону р. Маркуши и на другой день находил ее на одном месте, на берегу Маркуши 4 . Тут он построил сперва небольшую часовню для иконы и потом, келью для себя, и стал подвизаться в ней в непрестанных трудах, посте и молитвах. Как место избранное самим святителем и драгоценный памятник древности, часовня эта сохраняется доныне, поддерживаемая в том самом виде, как устроил ее преподобный Агапит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010