В пользовании обители «бессрочно» находится удобной и неудобной земли: под усадьбой, лугом, садом и горами, всего 54 десятины. Покойной Настоятельницею обители, Игуменьею Макариею, с 1855 года, заведено принимать в обитель вклады на вечное поминовение, т.е., чтобы жертвуемые на сей предмет доброхотными дателями сохранялись в кредитных установлениях и оставались неприкосновенными, а получаемые ежегодно проценты с оных делятся на три части: одна в пользу священнослужителей сей пустыни, другая на чтение неусыпаемой псалтыри, третья в пользу церкви. В настоящее время (1862 году) на сей предмет имеются уже 7 билетов; 1) Г-жи Гитардовой на сумму 228 р. 71 к.; 2) Золотаревой 300 р.; 3) Чевкуновой 100 р.; 4) Скрыжеевой 300 р.; 5) Гладкой 350 р.; 6) Тамбовцовой 600 р.; 7) Сопкиной 300 р., а всего на сумму 2178 р. 71 коп. серебром. Независимо от сего имеется билет Государственного Заёмного Банка 1848 года, Октября 5 дня, за в 5000 рубл. серебр., внесённый на вечное обращение капитала, завещанного Камер-Фрейлиною Двора Её Императорского Величества, Графинею Анною Алексеевною Орловою-Чесменскою, в пользу сей Борисовской пустыни, на вечное поминовение вкладчицы и её родителей. XII. Список Настоятельниц обители Управляет сею обителью Настоятельница в сане Игуменьи, и по чину проходят послушания: Казначея, Благочинная и ризничая. В Завете основателя обители, писанном 1 Января, 1714 года, об избрании первой Настоятельницы сказано: «а как соберутся все старицы, и им велеть меж себя выбрать в Игуменьи, кого Дух Святой изберёт, и бить челом Архиерею 41 , чтоб её посвятил». Во исполнение сего была избрана в Игуменьи, по устному преданию, старица Иустина (в просторечии Устинья), но этим лишь и ограничиваются все сведения о ней; ибо письменных нет, ни в монастырских бумагах, ни в архиве Борисовского Вотчинного Правления. Вторая Настоятельница обители, тоже известна лишь по устному преданию: то была Иулиания Данилевская. Игумения Ксения Данилевская ж, по преданию родная племянница выше упомянутой Игуменьи Иулиании.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Пост ее простирался до того, что она никогда не ела горячего кушанья, и даже не пила чаю. Любимым кушаньем ее был картофель. «Евпраксия, говаривала она, шутя своим малороссийским акцентом, жившей с ней монахине, свари-ка мне картошки не мывши, а я съем, не лупивши», прикрывая этой шуткой свое воздержание; и несколько таких действительно немытых и неочищенных картофелин, уподобляясь пепельной пище древних подвижников, составляли нередко всю ее дневную трапезу. Ведя Ангелоподобную жизнь, она еще на земле удостоилась видения бесплотных. В алтаре, во время Богослужения, и в своей келлии, которая была для нее не местом покоя, а усиленных подвигов и непрестанной молитвы, за 4 года до кончины она впала в болезнь и почти не вставала с постели, с благодарением и смирением принимая сие посещение Господне. В минуту своей блаженной кончины Тарсилия имела благодатное видение, о котором присутствующие могли заключить по ее гласной беседе с незримой гостьей: «Откуда ты пришла ко мне, прекрасная девица?» спрашивала ее старица. «Ты не из Иерусалима?» И, помолчав немного, продолжала: «Так ты из Иерусалима! Возьми ж мою душечку, возьми ж мою душечку!» и, произнося эти слова, она начала креститься и вскоре предала душу Богу. Кончина ее последовала в день празднования явления чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери, 26 июня 1817 года, что, вместе с упомянутым видением, было для всех знаком очевидного к ней благоволения Царицы Небесной. Подобной матери Тарсилии, была ее дочь по духу, сожительница по келлии, монахиня Евпраксия Логинова, родом из Малороссийских дворян. Она тоже жила до глубокой старости в величайших подвигах и совершенном нестяжании, в самом строгом посте и умерщвлении плоти. Скончалась о Господе в 1835 году. Современница ее, монахиня Маргарита, из дворян, по фамилии Симоновых, равным образом, была неутомима в подвигах духовных, нестяжательна, воздержна и всю жизнь проводила в непрестанной молитве. Монахиня Марионилла Кармазинова (по ведомости 1789 г. показана 50 лет, неграмотной) отличалась среди всех сестер необычайной простотой, соединенной с кротостью и смирением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Теперь рассмотрим аскетические заветы святителя дочери. Главный завет, который повторяется в каждом письме, – завет о молитве. Письмо от 4 июля 1850 г.: «Только прежде научись молиться» с.262]. Письмо от 18 июня 1851 г.: «Только не будь беспечна; молись, как можно более, чаще и усерднее» с 277]. Письмо от 24 мая 1852 г.: «Молись, друг мой, как можно более; принуждай себя к молитве; охота к молитве есть дар Божий, который дается не всегда, но непременно дается тем, кто принуждает себя молитве. Сначала тяжело и трудно кажется; а чем далее, тем легче и легче; а когда получишь дар молитвы, тогда ты ничего лучше не будешь желать, кроме молитвы» с.367]. Письмо от 3 августа 1853 г.: «Молись, молись и молись, – и спасешься сама и спасешь многих, и мне поможешь» с.400]. Письмо от 18 ноября 1854 г.: «Молись и терпи, терпи и молись, и трудись» с.435]. Письмо от 18 октября 1858 г.: «Молись, дружок мой, молись… Без келейной молитвы не будет истинной молитвы и общественной» с.132]. Письмо от 23 июля 1859 г.: «Молись, молись и молись – и Господь наставит тебя на путь спасения» с.175]. 17 февраля 1861 г.: «Молись, молись и молись, и борись» с.276]. Письмо от 20 января 1863 г.: «Читай Евангелие и молись» с.361]. По приведенным цитатам видно, что ни одного письма святитель не отправляет без совета о молитве, а в некоторых акцентирует внимание на молитве, повторяя это слово трижды. Причем, в одном из приведенных писем он указывает на принуждение себя к молитве. Один из настойчивых советов святителя Иннокентия был посвящен борьбе со страстью сребролюбия. Когда сестра Прасковьи Ольга умерла, по завещанию Прасковье досталось 1000 руб. серебром, и у нее в руках оказалась сумма около 2500 руб. серебром. Об этом известно из писем святителя с. 413]. Он просил 1000 руб. передать для сестры Екатерины и брата Иннокентия, которые находились на тот момент в сложном материальном положении: «Я бы советовал тебе, те деньги, которые тебе дала Оленька, разделить Кате и Иннокентию» с.414]. Данная просьба от святителя прозвучала в письмах четырежды, но Прасковья ничего не отвечала отцу на нее по неизвестной причине.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

В одном из писем дочь просит отца научить ее спасаться: «Ты в письме твоем просишь меня научить тебя спасаться» с.39]. По своему смирению святитель пишет, что готов сам попросить у нее совета. В другом письме находим следующую фразу: «Учить тебя монашескому житию я не умею, потому что я никогда не был рядовым монахом, – значит, не знаю опытом, что значит быть под началом: подобным вещам может учить только опытный» с.361], но при этом святитель дает ей несколько советов по борьбе со страстями. В первую очередь, он предлагает понуждать себя к добродетели: «Ибо Царство Божие нудится, – без принуждения себя не достигнуть оного» с.278]. Святитель советует утруждать тело поклонами: «Ежели нет никакой работы, то чаще клади поклоны в келье твоей, т.е. утомляй твое тело» с.435]. Один из важных советов святителя дочери – борьба со страстями: «Вся задача, весь подвиг твой в том и состоит, чтобы бороться со своими страстями. Борись – помни, что ты в Борисовке: следовательно – борись» с.478]. Он советует стремиться к главной добродетели христианина – смирению – таким образом: «Нигде, ни в чем не считать себя выше других, считать себя ниже других, никого не осуждать, ни на кого не сердиться, не считать себя правою, считать себя землею и пеплом» с.39]. В отношении страсти гнева он дает такие советы: «После вспышки гнева по несколько времени молчать, а если кого оскорбишь во гневе своем, то проси прощения каждый раз» с.40]. О борьбе с ленью святитель говорит: «А с леностью борись, по крайней мере, не поддавайся ей; положенное правило исполняй, – хоть и не хочется, но непременно исполняй; в этом мало-помалу будешь одолевать свою леность» с.478]. В другом письме пишет: «Борись с собою и со своей ленью. Не отчаивайся, если иногда и она тебя поборет, – ничего; только не лежи, а вставай; по крайне мере употребляй все усилия встать – и Господь, видя твое усердное желание встать, поможет тебе» с.40]. В отношении послушания святитель Иннокентий советует: «Благо тебе, если ты отсекаешь свою волю и исполняешь волю матушки-игуменьи. Чем более ты будешь послушна ей и чем менее будешь исполнять свою волю, какова бы она ни была, тем ближе будешь ты ко спасению» с.175].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

Борисовский Богородицко-Тихвинский женский монастырь Борисовский Богородицко-Тихвинский женский монастырь. Единственное сохранившееся здание Одну из самых уникальных женских обителей – Борисовский Тихвинский монастырь в Курской губернии – основал ближайший сподвижник императора Петра I, знаменитый фельдмаршал Борис Петрович Шереметев. А заложил эту обитель сам царь Петр. Да, да, тот самый Петр I, который вошел в историю как решительный борец с колоколами, монахами, патриархальными бородами и патриаршеством! Пушкин, перечисляя в поэме «Полтава» сподвижников Петра I, дает очень точную характеристику Шереметеву – «благородный». Действительно, фельдмаршал Шереметев, по воспоминаниям многих современников, отличался особым «внутренним благородством». Принадлежа к древнему роду, он, в отличие от других сподвижников царя, уважал традиции своих предков, богатое наследие Московской Руси. Так, в благодарность за победу русских войск над шведами 1701 году, на том месте, где стояла походная церковь, Борис Шереметев построил храм святителя Петра Московского, ставший, вероятно, первой церковью строившегося Санкт-Петербурга. Во всех походах фельдмаршала сопровождал особо чтимый им «знаменосный» Тихвинский образ Божией Матери, ни одно сражение не начиналось без молебна перед этой иконой. Отправляясь на Полтавское сражение, Борис Петрович дал обет построить в случае победы монастырь в честь любимой иконы, поместив перед битвой у себя на груди маленький медный Тихвинский образ. Решив в 1709 году дать шведам генеральное сражение, Петр I назначил его на 26 июня. По совпадению именно в этот день совершалось празднование чудотворной Тихвинской иконе. И благочестивый фельдмаршал уговорил государя отсрочить сражение на один день, чтобы почтить праздник торжественным богослужением и испросить русскому воинству покров и заступничество Божией Матери. Авторитет Шереметева был таков, что царь послушался своего фельдмаршала. Днем позже, командуя центром русской армии, Шереметев отличился беспримерным мужеством: находясь под жесточайшим огнем, он остался невредимым даже тогда, когда пуля, пробив латы и платье, задела рубашку, проглядывавшую из-под расстегнутого камзола. Легенда гласит, что именно Тихвинский образок на груди защитил его от смерти.

http://pravoslavie.ru/2810.html

Из Диаконских облачений стихарей лучших 5: а) стихарь золотой сплошной парчи, оплечье малинового бархата, вышиты золотом и серебром с блёстками, обложен вокруг золотым широким гасом, подкладка розового коленкора. б) Стихарь золотой сплошной парчи, оплечье малинового бархата шито золотом и канителью, гасом, подкладка зелёной нанки. К ним пять лучших орарей, и др. п. т. Церковное книгохранилище состоит из необходимых Богослужебных книг, 45 и хотя, кроме сего, есть и другие книги духовного содержания, как церковной, так и гражданской, печати (всего 74 но особенно почему-либо заслуживающих внимания нет. Из Богослужебных книг заметим: а) Апостол в листе Московской печати 1713 года; б) Минеи месячные 12 книг 1705 года; в) Требник в листе Московской печати 1718 года; г) Цветная Триодь в лист Московской печати 1704 года. Из прочих книг: а) Соборник Московской печати 1700 года; б) Царский путь Креста Господня, сочинение Иоанна Максимовича , Архиепископа Черниговского, в ¼ д. листа, Черниговской печати 1709 года; в) Меч духовный, сочинение Черниговского Епископа Лазаря Барановича, печатано в Киевопечерской Лавре 1666 года. Между прочими книгами есть полное собрание сочинений двух Архипастырей, долее других управлявших Курскою Епархиею: Феоктиста Мочульского и Преосвященного Илиодора. Некоторые из сочинений первого составляют ныне уже библиографическую редкость, как, на пр.: «Рассуждение о божественности Христианского учения из Ветхозаветных прообразований и пророчеств и из Новозаветных чудес, а особливо из внутреннего вышеественного, того же самого учения изящества и силы. Печатано в Москве 1801 года». VII. Грамоты и древние акты Копия с Завета Генерал-Фельдмаршала и Кавалера Графа Бориса Петровича Шереметева о устроении и содержании им сей Борисовской Тихвинской девичей пустыни, данного 1714 года, Января 1-го дня. Сверх Завета имеются копии с 3-х Указов тоже о содержании пустыни: а.      Указ Правительствующего Сената, писанный Харьковскому Наместничеству в Казенной Палате 1788 года, Мая 4-го дня, за о том, что, по случаю закрытия других монастырей, Её Императорское Величество изволила своеручно подписать следующее: «Что же касается до Борисовской Тихвинской пустыни в Харьковском Наместничестве, на содержании Графа Шереметева состоящей, оную оставить на его волю». И к тому, в силу именного Указа, имеется письмо от Графа Петра Борисовича Шереметева 1788 года к Его Преосвященству Феоктисту, что он оную пустынь, устроенную издавна родителем его, содержать будет, как и до сего времени содержима была на его коште, с наблюдением предписанного в Указе правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В недавнее время, а именно в 1855 году, одна женщина из деревни Карповой, при телесной болезни страдавшая помешательством ума, видела во сне, что если съездит в Борисовскую пустынь и отслужит панихиду по схимнице Агриппине, то получит выздоровление; исполнив сие, она выздоровела совершенно. С тех пор, многие простолюдины, совершенно не зная ни Борисовской пустыни, ни живущих в ней, будучи в болезни, видят такие же сны, после чего и приходят в сию пустынь, спрашивая схимницу Агриппину, служат по ней панихиду и получают облегчение. Из Священников, доныне служивших при Борисовской пустыне, она с особою благодарностию и благоговением воспоминает об отце Феодоре Турьянском, который, будучи долгое время духовником всех сестёр, умел заслужить общую их любовь и уважение. Причина этого заключалась в его образе жизни: овдовев, он сдал своё штатное Священническое место сыну о. Петру, а сам, оставаясь в звании Духовника и имея пребывание в доме сына, проводил жизнь подвижническую-уединённую, пребывая в непрестанных трудах, посте и молитве. Венцом такой совершенно монашеской жизни было то, что за три года до своей кончины о. Феодор воспринял на себя Ангельский образ и удостоился блаженной кончины; во время своей предсмертной болезни он три раза соборовался елеем, был напутствован причащением Св. Таин, благословил детей и приходивших проститься с своим духовным отцом сестёр, и мирно скончался о Господе в 1848 году. Мать о. Феодора (см. Феодосия) скончалась монахиней Борисовской пустыни. Сын его о. Петр священствует в той же обители более 30 лет, из коих 15 имел утешение покоить у себя старца-родителя. Опытности своей в многотрудной обязанности Духовника, доставившей ему общую любовь и уважение, о. Феодор был обязан преимущественно духовной дружбе, которую имел с современным ему подвижником благочестия, Иеромонахом Оптиной пустыни о. Леонидом (в схиме Львом). При помощи его советов он устроил и свою жизнь по монашески: любимым чтением его, по указанию старца, были духовно подвижнические писания о деятельной Христианской жизни Св. Отцов подвижников: Исаака Сирина , Аввы Дорофея , Варсонофия и Иоанна, Симеона Нового Богослова , Нила Сорского и других: в них-то, по собственному сознанию, он почерпал спасительные уроки, во-первых для себя, а по мере делания, дополняя смирением оскудевающее, сделался и полезным наставником и руководителем вверенных его духовному окормлению инокинь. Лучшею похвалою опытности, приобретённой о. Феодором на сём пути, может служить отзыв о нём приснопамятного старца о. Леонида: «Слушайте беспрекословно о. Феодора, говаривал он своим ученицам: «Я знаю, что он скажет вам то же самое, что я».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Граф Петр Шереметев. Марта 10-го дня, 1775 года». Новый прикащик Борисовской слободы, поступивший на место упомянутого выше, Герасима Прокофьева, донёс в Домовую Графскую Контору, что, по наезде его в Борисовскую слободу на приказ (т.е., при поступлении в должность), 1783 года, в Борисовском Тихвинском монастыре Игуменьи (вероятно упоминаемой под 1775 г., Ксении), в нём уже не имелось, а находилась только одна Начальница, Нимфодора Данилевская, и при ней в штате постриженных монахинь, умеющих грамоте и пению, четыре, не знающих пения, но грамотных, три, да определённых, по силе Указов Его Сиятельства, на жительство две женщины, обучавшихся грамоте девок три; а в 1784 году, 12 Января и 20 Мая, из упомянутых монахинь Нимфодора Данилевская, которая, по витиеватому выражению прикащика «между всех была благопристоинством лучшая», и монахиня Елисавета Ворожейкина, померли, и затем состоит в наличности: определённых монахинь постриженных 6, обучившихся грамоте девок 3, определённых вдов 2, всех 11, а кто оне именами и прозваниями, и кто в какой должности находится, о том приложил к своему донесению ведомость, прося: не повелено ль будет по силе прежнего Графского Указа, чтобы монастырь содержался во всём, согласно завещанию его покойного родителя, просить Преосвященного Аггея, Епископа Белоградского, о определении на имеющуюся вакансию Игуменьи и о пострижении недостающего до штату числа монахинь. В ответ на это донесение последовал из Домовой Графской Канцелярии прикащику Указ, в котором сказано, что на докладе о сём Его Сиятельству, Граф Государь соизволил указать: «Как об определении в оной монастырь Игуменьи, так и о пострижении в полное число по штату монахинь Его Преосвященство просить, что тебе и исполнить»; при чём накрепко подтверждается прежний Графский Указ 1775 года в следующих выражениях: «порядок же содержания того монастыря иметь во всей точности так, как в выше писанном Завете покойного Графа Бориса Петровича предписано, которое писанное рукою Его Сиятельства находится в слободе Борисовке, и что против положения недостает, снабдевать непременно». Из монастырских бумаг видно, что вследствие этого Указа начальницею Борисовской Тихвинской пустыни, по воле Преосвященного, назначена того же монастыря монахиня Александра Шарова (или по др. Шарой), но в котором именно году последовало это назначение, не видно. Она управляла обителью до 1793 года; вероятно, в то же время были пострижены в число штатных монахинь и три упоминаемые в донесении прикащика послушницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Другой Священник Ефим Алабушев, который жительство имеет при том же монастыре из давних лет на выстроенном из собственного его кошту дворе. У оных Попов имеется во владении из давних лет в урочище под заповедным Его Сиятельства лесом над рекою Ворсклою сенокосная левада мерою 8 десятин. В оном монастыре монахинь Игуменья Анфея Монахинь 6 1. Ефросинья 2. Тарсилия 3. Марионила 4. Магдалина 5. Миропия 6. Улита Белицы, живущие по указу Его Сиятельства 1. Бывшего в селе Останкове прикащика Петра Сергеева жена вдова Анна Матвеева. 2. Бывшего при доме Его Сиятельства гуслиста Григория Летукова мать вдова Пелагия. Из Ведомости, поданной от Борисовской пустыни в Белгородскую Духовную Консисторию за 1788 год видно, что в оной пустыне в том же году по уменьшенному штату состояло: В следующем 1789 году последние две заменены новыми монахинями: крылошанка Манефа Дементьева 47 лет переведена из Изюмского девичьего монастыря, и пономарка Марионила Кармазинова 50 лет, неграмотная. Отдел II (1800–1872) Начало нового столетия было ознаменовано для Борисовской Тихвинской пустыни событием приснопамятным, потому что оно послужило краеугольным камнем её настоящего благоустройства и процветания: разумеем штатное положение, утверждённое Графом Николаем Петровичем Шереметевым 27 Апреля, 1800 года: оно окончательно заменило собою те пункты Завета, которые касались вещественного обеспечения обители. Мы уже видели, что и прежде содержание обители не раз изменялось противу Завета основателя прибавкою денежного и хлебного жалованья, по силе именных Графских Указов, что было вынуждено по времени и самым изменением в ценности монеты и увеличением цен на жизненные потребности. Совокупность этих причин и неудобства, проистекавшие от первоначального учреждения общины, давно требовали существенного изменения в отношении содержания обители и обеспечения оного постановлением, сообразным с действительными потребностями времени и места, и Граф Николай Петрович , вняв этой необходимости, а вместе и желая, подобно основателю, видеть расширение обители, увеличил штат её вдвое противу положенного основателем, и новым штатным положением даровал монашествующим содержание, по тому времени безбедное, исчислив оное на каждую монахиню порознь, и дозволив получать хлеба и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Вследствие сего были пострижены в Борисовскую пустынь, из Курского монастыря: Курская помещица вдова Майорша Анна Бехтеева; города Курска вдова солдатка Марфа Евдокимова; Сумского Уезда села Писаревки дворянская дочь девица Анна Антонова; из Белоградского: Тверской Губернии Вышневолоцкого Уезда помещика вдова Капитанша Александра Милюкова; Старооскольского округа села Дорожни помещика Прапорщика Силы Головина дочери девицы: Параскевия и Надежда; Обоянской округи села Филатова Георгиевской церкви умершего Священника Иоанна Ершова дочь девица Екатерина; города Белгорода умершего однодворца Ивана Булгакова дочь девица Екатерина; города Белгорода однодворца Мирона Карталова дочь девица Пелагея; Старооскольской округи слободы Дмитровки, Ольшанка тож, Троицкой церкви Священника Якова Денисова дочь девица Анастасия; Белгорода умершего мещанина Стефана Короткова жена вдова Ирина; Белогорода умершего Канонира Григория Черикова жена вдова Дарья; Белоградской округи слободы Тамаровки Графини Елисаветы Головкиной подданного Ивана Никифорова дочь девица Феодосия, и Борисовской пустыни Белоградской округи слободы Борисовки Николаевской церкви умершего Священника Стефана Лукьяновского жена вдова Мария; Слободской Украинской Губернии города Чугуева отставного Губернского Регистратора Романа Жулинова дочь девица Параскева; Войска Донского Урюпинской станицы Казачьего звания девица Ирина Аввакумова; города Корочи Сотника Ивана Лохвицкого дочь девица Евдокия, и Слободской Украинской Губернии казённая обывательница вдова Аграфена Шалимова. Как ни благодетельно было сие учреждение, но справедливость требует заметить, что оно не вдруг принесло вожделенные плоды: неблагоприятные обстоятельства замедлили на некоторое время возрастание доброго семени, посеянного благодетельною рукою. Как сие случилось, увидим ниже, а теперь заметим, что, вместе с утверждением нового штата, последовала и перемена в обители Настоятельницы: добрая и благочестивая Игуменья Анфия перемещена в Белгородской Рожественской монастырь, для исполнения Настоятельской должности, а вместо её, 19 Февраля, 1801 года, назначена Настоятельницею Борисовской Тихвинской пустыни оного же монастыря монахиня Афанасия Котельникова из купеческого звания, полагавшая начало в Курском Троицком девичьем монастыре, где и пострижена была в монахини в 1797 году, и проходила крылосное послушание, а в 1801, по воле Пресвященного Феоктиста, переведена в сию пустынь в то же послушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010