Иконе святителя Николая, именуемой " Николай Ратный " - более 500 лет. По преданию, она защитила жителей села Устинка (Шебекинский район) от нападения монголо-татарских войск. Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе, вышли навстречу ему с иконой сет. Николая Чудотворца. Переправлявшиеся через реку татары вдруг остановились, начали тесниться и падать с плотины, в воду. В советские годы почитаемая икона была утеряна. Обретение святыни произошло в 1995 г. Сегодня она находится в Преображенском кафедральном соборе г. Белгорода. Чудотворный Кошарский Крест был изготовлен на Афоне и подарен иноком Афонского монастыря своему брату Юрию Выродову -землевладельцу, проживающему в с. Кошары. Но помещик не питал к святыне благоговения, и однажды после неудачной охоты приказал бросить Крест в болото. Чудесное обретение поруганной святыни произошло в конце XVIII века. Слепой, услышавший во сне обещание, что будет исцелен, если найдет и вынесет из трясины Крест, тотчас прозрел, прикоснувшись к своей находке. Кошарский Крест находится в Крестовоздвиженском храме г. Белгорода. Монастыри Белгородской области [ править править код ] Все монастыри Белгородской области Борисовская Тихвинская женская пустынь [ править править код ] По преданию, началом Борисовской Тихвинской пустыни послужила деревянная часовня, построенная в 1710 году Борисом Петровичем Шереметевым по обету, данному им накануне Полтавской битвы перед родовой иконой Тихвинской Божией матери, которая всегда сопровождала фельдмаршала в военных походах. А вот еще одна версия… Генеральное сражение под Полтавой было назначено на 26 июня 1709 года. В этот день православные праздновали явление чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. И фельдмаршал граф Борис Шереметев упросил государя Петра I отложить битву на один день, чтобы молить Богородицу о заступничестве. Фельдмаршал дал обет, что в случае победы над шведами построит в её честь монастырь. Адрес : Белгородская обл., Борисовский р-н, пос. Борисовка

http://azbyka.ru/palomnik/Белгородская_о...

В 1714 году монастырь занимал небольшую (не более 1 га) площадь, обнесенную деревянной оградой. За оградой возвышались две деревянные церкви: летняя холодная во имя иконы Тихвинской Божией Матери, теплая во имя Преображения Господня (любимый праздник Петра I); небольшая колокольня и трапезная с пекарней и кухней, построенные по чертежам Б. Шереметева. К концу XVIII века владения монастыря значительно расширились. В 1800 году Н. П. Шереметевым было введено новое штатное Положение, увеличившее количество монахинь до 24 и позволившее иметь большее число нештатных послушниц, помогавших престарелым монахиням. Это нововведение стало решающим в последующем росте благосостояния Борисовской обители. Важную роль в переустройстве монастыря сыграла игуменья Августа, постригшаяся в монахини в 1805 году. Очень " искусная в чтении, пении и умевшая золотом шить и иконы писать " , она активно занималась благоустройством монастыря. Под ее руководством с 1821 по 1865 были построены все основные монастырские здания: каменная церковь во имя Тихвинской Богородицы; теплая каменная церковь Пребражения; гостиница для поломников; 26 келейных корпусов, двухэтажная больница на 10 человек с церковью во имя Святого Николая в верхнем этаже; перестроена и освящена Преображенская церковь с трехъярусной шатровой колокольней и приделами во имя трех Вселенских Святителей; открылась богадельня на 30 монахинь; заработали две монастырские мельницы. В начале XX века монастырь располагал 8 десятинами земли под садами и огородами, в нем жили игуменья, 66 монашек, 186 послушниц и 600 женщин на испытании. Современное состояние [ править править код ] После 90-летнего забвения Богородице-Тихвинский женский монастырь возрождался... После закрытия монастыря были разрушены все его храмы, сведено на нет огромное благополучное хозяйство. Монастырь представлял собой город, который полностью себя обеспечивал. Стояли 40 двухэтажных корпусов, свои больница, фермы, теплицы. Самым развитым промыслом была иконопись: в мастерских трудилось около 600 иконописцев, столько же их учеников и 600 иконообделочниц. Надо было много сделать - восстановить хотя бы один храм, возродить иконопись, открыть воскресную школу. Ремонтные работы npoдoлжaюmcя.jpg

http://azbyka.ru/palomnik/Борисовская_Ти...

Борисовка. Борисовская Тихвинская пустынь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Борисовская Тихвинская пустынь, заштатная, на горе, при реке Ворскле, в 27 верстах от города Грайворона, близ слободы Борисовки. Основана в 1714 году графом Борисом Петровичем Шереметевым, в воспоминание о Полтавской победе. Здесь находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, сопровождавшая графа Б.П.Шереметева во всех его походах и принесенная им в дар обители при ее основании. При монастыре церковно-приходская школа и больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Утраченные храмы Борисовского района: р.п. Борисовка Николаевская трехпрестольная церковь, каменная, 1797 г. постройки. Троицкая трехпрестольная церковь, каменная, 1864 г. постройки. Успенская пятипрестольная церковь, каменная, 1738 г. постройки. Борисовская женская пустынь. Тихвинская двухпрестольная церковь, каменная, 1822 г. постройки. Преображенская двухпрестольная церковь, каменная, 1861 г. по­ стройки. Николаевская (больничная) церковь, деревянная, 1903 г. постройки. Борисовская Тихвинская женская пустынь. В 2015 году исполнился 1 год со дня возрождения монашеской жизни. Сестры восстанавливают монастырь из руин. Это тяжелый и кропотливый труд, который уже дал свои плоды: обустроены храм великомученика Пантелеимона, кельи, трапезная, отремонтирована просфорня, действует, как в былые времена, иконописная мастерская, работает котельная, строится Преображенская часовня. Женский монастырь в слободе Борисовка был основан графом Борисом Петровичем Шереметевым в 1714 году. Отправляясь в Полтаву, Борис Петрович даёт обет в случае победы над шведами построить монастырь, взяв с собой в поход чтимую им Тихвинскую икону Божией Матери. Предание повествует, что когда Nemp I решил дать шведам генеральное сражение, то назначил его на 26 июня (по новому стилю 9 июля) - в день празднования явления чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Но благочестивый фельдмаршал Б.П. Шереметев упросил царя перенести срок на один день, чтобы почтить праздник и испросить русскому воинству молитвенный покров и заступничество Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=21186

Борисовская Тихвинская женская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Женский монастырь, основанный в 1714 владельцем Борисовки, графом и генерал-фельдмаршалом Б. П. Шереметевым, на холме рядом со слободой, как памятник Полтавской битве. В XIX в. один из крупнейших монастырей епархии. Закрыт в 1923, занят детдомом, позже большинство построек разрушено. Уцелела часть келий, занятых домом-интернатом. Содержание История [ править править код ] По преданию, началом Борисовской Тихвинской пустыни послужила деревянная часовня, построенная в 1710 году Борисом Петровичем Шереметевым по обету, данному им накануне Полтавской битвы перед родовой иконой Тихвинской Божией матери, которая всегда сопровождала фельдмаршала в военных походах. А вот еще одна версия… Генеральное сражение под Полтавой было назначено на 26 июня 1709 года. В этот день православные праздновали явление чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. И фельдмаршал граф Борис Шереметев упросил государя Петра I отложить битву на один день, чтобы молить Богородицу о заступничестве. Фельдмаршал дал обет, что в случае победы над шведами построит в её честь монастырь. Во время битвы пуля пробила камзол Шереметева, но отскочила от медальона с образом Тихвинской Божией Матери, который граф носил на груди… Возвращались победители через Борисовскую слободу, в родовое имение Шереметевых. Борис Петрович рассказал государю об обещании, которое дал Богородице перед битвой. Пётр его порыв одобрил, оглядел окрестности, выбрал возвышающуюся над поселением гору и собственноручно водрузил на ней крест, обозначив место будущего монастыря. В устроенную на этом месте часовню Б.П. Шереметев пожертвовал список чудотворной иконы Тихвинской Богоматери. Вскоре на месте часовни построили храм во имя иконы, потому обитель и стала называться Борисовской Тихвинской. Строить обитель начали в 1714 году. Так, гласит предание, было положено начало Борисовской Богородице-Тихвинской пустыни. Гр. Б. П. Шереметев. Гравюра. Сер. XIX в. (РГБ)

http://azbyka.ru/palomnik/Борисовская_Ти...

Белгородская область (монастыри) Материал из Азбука паломники Борисовская Тихвинская женская пустынь [ править править код ] По преданию, началом Борисовской Тихвинской пустыни послужила деревянная часовня, построенная в 1710 году Борисом Петровичем Шереметевым по обету, данному им накануне Полтавской битвы перед родовой иконой Тихвинской Божией матери, которая всегда сопровождала фельдмаршала в военных походах. А вот еще одна версия… Генеральное сражение под Полтавой было назначено на 26 июня 1709 года. В этот день православные праздновали явление чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. И фельдмаршал граф Борис Шереметев упросил государя Петра I отложить битву на один день, чтобы молить Богородицу о заступничестве. Фельдмаршал дал обет, что в случае победы над шведами построит в её честь монастырь. Адрес : Белгородская обл., Борисовский р-н, пос. Борисовка Подробнее... Марфо-Мариинский женский монастырь и Иоанно-Кронштадский Митрополичий реабилитационный центр «Воскресение» (Белгород) [ править править код ] Марфо-Мариинский женский монастырь в городе Белгороде был основан по образцу Марфо-Мариинской обители Милосердия великой княгини Елизаветы Феодоровны в Москве. Раньше на этом месте никогда не было монастыря, а стояли неподалеку друг от друга два храма Успенско-Николаевский собор и храм в честь Покрова Божией Матери, которые теперь входят в состав монастыря. Успенско-Николаевский собор - памятник архитектуры начала XVIII века, а Покровский храм - памятник архитектуры конца XVIII века. Открытие в Белгороде Марфо-Мариинского женского монастыря благословлено Определением Священного Синода Русской Православной Церкви (выписка из журнала от 28 декабря 1999 года. В 1993 году начались активные работы по восстановлению Покровского храма. При этом храме было решено открыть женский монастырь. Монастырь создавался по уставу Марфо-Мариинской обители милосердия, которая была основана в Москве в 1909 году великой княгиней Елисаветой Феодоровной, прославленной Русской Православной Церковью в лике святых в конце XX века.

http://azbyka.ru/palomnik/Белгородская_о...

326 Борисовская Тихвинская женская пустынь Курской губернии (ныне – Белгородская обл.) была основана в 1714 году владельцем Борисовки, фельдмаршалом Борисом Петровичем Шереметевым во исполнение обета, данного им перед Полтавской битвой. В XIX веке монастырь стал одним из крупнейших в епархии. В 1923 году обитель была закрыта, в ее помещениях разместился детский дом. 329 Крестовоздвиженский Белёвский женский монастырь (Тульская обл.) основан в XVII веке. В 1764 году он был упразднен, но в 1768 вновь открыт. В конце XIX века монастырь стал достаточно большим. Монахини Крестовоздвиженской обители положили начало знаменитому белевскому кружевоплетению. В 1920-х годах советские власти закрыли монастырь. Восстановительные работы начались в 2007 году. 330 Епископ Виталий (в миру Василий Александрович Иосифов, ?–1892) родился в Воронежской губернии в семье священника. В 1854 году окончил Воронежскую духовную семинарию и в 1856 году рукоположен в сан священника. Затем окончил Киевскую духовную академию. В 1865 году был пострижен в монашество, с 1869 года – инспектор Киевской духовной семинарии, с 1875 – ректор Киевской духовной семинарии. 20 февраля 1883 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. В 1885 году стал епископом Тамбовским, в 1890 – Калужским и Боровским. 331 Протоиерей Павел Левашов (1873–1937) – один из организаторов Катакомбной церкви. Родился в дворянской семье в местечке Черная гряда Череповецкого уезда Новгородской губернии. Так как семья была многодетной и в материальном отношении жила достаточно тяжело, Павла Левашова взял на воспитание родной брат матери, епископ Могилевский Мисаил (Крылов). Павел окончил духовное училище; затем женился на дочери московского мещанина. В браке родилось семеро детей. Епископ Мисаил рукоположил П. Левашова во диакона, затем во иерея. В начале 1900–х годов отец Павел был назначен священником Петропавловского собора в Гомеле, позднее – благочинным Гомельской епархии. В связи с началом Первой мировой войны переехал в Петроград, стал настоятелем Свято–Георгиевской церкви Главного штаба. После революции 1917 года был священником в московском Новодевичьем монастыре. С 1918 года – вновь благочинный Гомельской епархии. Вел активную борьбу с обновленчеством. Выступил против Декларации заместителя патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского) , которая призывала верующих лояльно относиться к советской власти. С 1927 года несколько раз был арестован, около четырех лет провел в ссылке. В 1937 году отец Павел был расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Борисовская женская, заштатная пустыня, Курской Епархии. В ней соборная церковь во имя Тихвинской Богородицы, состоит на содержании Графа Шереметева. Борисоглебский Дмитровский мужеский, 3-го класса степенью 45, в городе Дмитрове Московской Епархии. В нем главная церковь во имя Св. Мученик Князей Бориса и Глеба. Состоит под управлением Архимандрита. Борисоглебский кафедральный Черниговский мужеский, в Чернигове. По разорении от Батые возобновлен Преосвящ. Митрополитом Максимом. В сем монастыре в главной церкви находятся под спудом мощи Преосвященного Феодосия Углицкого, Архиепископа Черниговского. При сем же монастыре выстроен Архиерейской дом. Борисоглебский мужеский, 2-го класса степенью 22, Тверской Епархии в городе Торжке построен в 1030 г. Преподоб. Ефремом, бывшим прежде главным конюшим у Св. Благоверных Кн. Бориса и Глеба и по убиении их удалившимся в сие место. Монастырь сей многократно был разоряем разными Князьями, Татарами и Литовцами. Ныне в нем находится: 1) Соборная церковь во имя Св. Кн. Бориса и Глеба вновь постр. в 1781 г. В ней почивают Св. мощи Преподобного Ефрема, глава брата его Георгия, убиенного вместе с Кн. Борисом, и мощи Преподобного Аркадия, под спудом. 2) Церковь во имя Введения Пресв. Богородицы с трапезой. 3) Во имя Воздвижения честного креста Господня. 4) Дом для училища духовного правления. Борисоглебский , что на Устье, мужеский 2-го класса степенью 17-й Ярославской Епархии, в 15 верстах от Ростова при реке Устье; основан в 1363 году. В нем соборная церковь во имя Св. Князей Бориса и Глеба; построена в 1522 году. Близ паперти Соборной церкви в палатке почивают мощи Преподобного Иринарха Затворника, преставившегося в 1616 г. января 13 дня. Борковская-Николаевская мужеская пустынь, Владимирской Епархии, в Вязниковском уезде, построена иждивением Князя Ивана Дмитриевича Пожарского. Братский или Киевобратский училищный, мужеский, 2-го класса степенью 40-й, в Киеве, на Подоле; в нем находится Духовная Академия. Заложен в 1588 г. в бытность Константинопольского Патриарха Иеремии в России для постановления первого Российского Патриарха Иова, состоял в его ведомстве и именован Патриаршею Ставропигией. Ныне в сем монастыре: 1) Соборная церковь во имя Богоявления Господня, с приделом во имя Св. Иоанна Предтечи. В оной церкви находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Братской, которой празднество бывает мая 10. 2) Церковь во имя Св. Кн. Бориса и Глеба с трапезой; над оной Академическая библиотека. 3) Церковь во имя Благовещения Пресв. Богородицы, при Академических школах. Архимандрит монастыря сего священнодействует по примеру Антониева Новгородского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Мы вместе пили чай и разговаривали о нашем деле. Мать скорбела и горевала, что оказалось препятствие для выдачи ее дочери за любимого человека, колебалась и сомневалась и не знала, что делать. Протоиерей знал все это дело и, видя ее скорбящей и сомневающейся о сем, посоветовал ей решить это дело жребием, сказавши, что и в самых великих делах святые апостолы метали жребий. Мать на этот совет согласилась. Написали два жребия: один – выдавать в Орел, другой – не выдавать; положили жребии пред иконами, зажгли свечи, встали и помолились, а потом вынули жребий, на котором было написано: “Выдавать в Орел”. Поблагодарили Бога за решение нашего сомнения, успокоились, сели и начали пить чай, а мать начала плакать и укорять себя, говоря: “Что это я, глупая, сделала? Для чего я положилась на жребий, будучи убеждена в невозможности быть этому делу?” Протоиерей от души смеялся ее малодушию, а мать сердилась на него, говоря: “Вы, батюшка, вовлекли меня в этот грех . Зачем вы посоветовали мне кинуть жребий? Нет, нет, я не хочу ее выдавать в Орел и жребия не признаю истинным”. Но протоиерей продолжал смеяться, говоря: “Так будет, как жребий сказал. Без сомнения, так будет”. Мать за эти его слова еще более сердилась на него, а он, выходя из келлии и прощаясь, повторил свои слова, сказав: “Я верую, что Бог сотворит так и Евдокия выдана будет в Орел!” И затем отец протоиерей вышел из келлии, а мать еще долго продолжала плакать. Когда сестру проводили в Орел в монастырь, тогда мы вспомнили о предвещании жребия. Бог оправдал чудным образом веру отца протоиерея. Я еще прожил за сестру в доме родителей два года. Об этом событии сестра часто вспоминала в письмах своих ко мне. И в самом деле, самоотвержение ее было примерное и редкое, и за то Бог удивил над нею милость Свою в монашестве, даровав ей многие благодатные дары ко славе Своей и для спасения многих душ, вверенных ее путеводительству. Теперь в монастыре ее 800 сестер. Вначале она жила в 5 Борисовская Тихвинская женская пустынь. Литография середины XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Назовем теперь те обители и тех лиц, на которые распространялось духовное влияние Оптиной пустыни и ее старцев. Оптинский старец Антоний, будучи назначен настоятелем Малоярославецкого монастыря, перенес туда предания старца Паисия. Его дело продолжал архимандрит Пафнутий, бывший перед тем скитоначальником в Оптиной пустыни. Старец Лев через своего ученика Геронтия насадил старчество в Тихоновой пустыни Калужской епархии. Кроме Геронтия в той же Тихоновой пустыни известны подвижники: Ефрем, духовник обители и Моисей настоятель Тихоновой пустыни, ученик старцев Льва, Макария и Моисея оптинских. В Николо-Угрешском монастыре Московской епархии были ученики старца Льва — настоятель монастыря Иларий, и игумена Антония — иеросхимонах Иосиф. В Белевском девичьем монастыре старчество было насаждено отцом Львом через свою духовную дочь Анфию, претерпевшую много скорбей за свою преданность отцу Льву, а также и через игумению Павлину, настоятельницу Белевского монастыря, при которой этот монастырь стал особенно процветать. Под духовным руководством старца Льва находилась также Борисовская Тихвинская женская пустынь Курской епархии. Учениками оптинских старцев были также Макарий, настоятель Можайского Лужецкого монастыря, Никодим, игумен Мещевского и Малоярославецкого монастырей, Иларий, старец Мещевского монастыря, настоятельница Каширского монастыря Макария и настоятельница того же монастыря игумения Тихона; основательница Белокопытовского Казанского женского монастыря Александра и священник того же монастыря протоиерей Андрей; настоятель Лихвинского монастыря архимандрит Агапит, написавший лучшее из описаний жизни старца Амвросия; настоятель Одринского монастыря игумен Серапион; духовник Киево-Печерской лавры иеросхимонах Антоний; протоиерей села Спас Чекряк Орловской епархии отец Георгий Коссов, известный молитвенник, обладавший даром прозорливости и исцелений, создавший в своем бедном и захолустном селе прекрасный каменный храм, школу, приют и богадельню (испуганный бедностью своего прихода, о. Георгий задумал бежать из него, и пришел за советом к о. Амвросию, но тот решительно запретил ему оставлять приход. " Вас двое (с Богом), а он один (диавол) " , сказал старец о. Георгию); схимонахиня София (Болотова), духовная дочь и ученица старца Амвросия, первая настоятельница Казанского Шамординского женского монастыря, по смерти которой старец Амвросий сказал: " Ах мать, обрела благодать у Бога! " ; игумения Евфросиния, 2-ая настоятельница Шамордина, слепая; игумения Екатерина и игумения Валентина, последняя шамординская настоятельница.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

205 Борисовская Тихвинская девичья пустынь (Курской губ. Грайвороновского уезда) основана в 1710 году, по обету, знаменитым сподвижником Петра Великого, генерал-фельдмаршалом, графом Борисом Петровичем Шереметьевым, в кивот знаменовской иконе Тихвинской Божией Матери, и в благодарное воспоминание о богодарованной Ее всесильным заступлением славной Полтавской победе, имеет таким образом значение Историческго памятника. (Историческое Описан. Борисовск. Тихвинск. Девичьей пустыни. Архиманд. Леонида. М. 1872 г.). 206 Илиодор Чистяков , в мире Иван Борисовч, род. Калужск. Губ. Жздрянск. Уезд., в селе Воскресенск., сын священ. Бориса Безносова: из Калужск. Сем. В 1816 г. поступил в Моск. Акад. И в 1820 г. конч. Курс магистром; 18 сент. Инсп. Костромск. Сем., 18 дек. Того же 1820 г. пострижен; 1 янв. 1821 г. иеродиак., 2 янв. -иером., 5 сент. 1822 г. инсп. Моск. Сем.; 22 авг. 1823 г. рект. Рязанск. Сем., 4 мая 1824 г. игум. Рязан. Богосл. Мон., 22 июля 1825 г. – рязанск. Свято-Троицк. Мон., в 1825 г. архим., 12 дек. 1827 г. рект. Новгор. Сем. И нстоят. Новгор. Антониевск. Мон. , 19 февр. 1832 г. еписк. Курский, 13 март. Того же года хиротон., 24 марта 1844 г. архиепск., 5 ноябр. 1860 г. увол. На покой. Ск. 2 февр. 1861 г. (Списки Арх. Иерарх. Всеросси. СПБ. 1896 г. стр. 30). 208 Константин Никифирович Григорьев. Бывший Якутский Гражданский Губернатор. (Из Отдел. Рукописей Императорск. Публич. Библиот.). 209 Свербеев. Николай Дмитриевич Свербеев служил в Восточной Сибири с 1851 по 1856 год, старшим чиновником особых поручений по дипломатической части, при генерал-губернаторе Николае Николаевиче Муравьеве, впоследствии графе Амурском. Это был лучший из тамошних чиновников того времени. Образованный и талантливый, деятельный и честный. Этот молодой человек, с самого приезда туда на службу, сразу расположил к себе сердце преосвященного Иннокентия своею добротою и особенно своим христианским настроением духа. Женат был на дочери декабриста, княжне Зинаиде Сергеевне Трубецкой. (См. кН. Нашу «Граф Н.Н. Муравьев Амурский» М. 1891 г. стр. 186–187).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010