И. был «одним из последних представителей макарьевской литературной школы» ( Енин. 1997. С. 77). Вероятно, в начале царствования Бориса Феодоровича И. написал «Повесть о житии царя Феодора Иоанновича», представляющую по сути развернутое похвальное Слово недавно скончавшемуся правителю. Автор дает общие отзывы о Феодоре Иоанновиче, описывает важнейшие события его царствования, его кончину. «Повесть...» оканчивается молитвенным обращением к почившему. В сочинении И. прямо не ставил вопрос о канонизации царя, но автор писал о его «святом» житии и о «святом» преставлении, о том, что благодаря его защите Россия стала оплотом Православия во всем мире: «Слышав же сего благочестиваго царя добродетельное исправление... июдеи же и еллины, скифы же, и латыня, и аравитене, и бесермени», оставив «свою злоскверную прелесть», стали приходить в Россию, «правую християнскую веру прияти желающе». Есть в произведении похвалы Б. Ф. Годунову и как правителю, и как строителю храмов, и как полководцу («никто ин обретеся в та лета... подобен ему храбростию, и разумом, и верою»). В «Повести...» сказано, что после победы над крымскими татарами под Москвой в 1591 г. царь Феодор Иоаннович снял с шеи «златокованую цепь» и возложил ее на Годунова - это был знак перехода к нему в будущем высшей власти, и «не по мнозех летех царское то на сем пророчество совершися». «Повесть...» использовалась при составлении одной из поздних редакций «Книги степенной царского родословия» ( Сиренов А. В. Степенная книга: История текста. М., 2007. С. 331), в 30-х гг. XVII в. стала одним из источников «Нового летописца» (с изъятием сведений о Годунове), а также новой редакции Никоновской летописи, созданной при патриархе Иоасафе I (1634-1640) в Троице-Сергиевом мон-ре . В 1594 г. в связи с кончиной царевны Феодосии патриарх обратился с утешительным посланием к царице Ирине Феодоровне. С И. связано составление 2-й редакции лит. предисловия к синодику-помяннику, сохранившейся в 4 списках. Данная редакция синодика во 2-й пол. XVII-XVIII в. легла в основу обширной старообрядческой традиции. В 1604 г. И. написал духовную (прощальную) грамоту (в издании: ДРВ. 1788. Ч. 6. С. 107-125 сочинение ошибочно датировано 1597 г.). В завещании святитель писал о своем жизненном пути, отмечал благоволение к нему царей Иоанна IV Васильевича, Феодора Иоанновича, Бориса Феодоровича, выразившееся, в частности, в многочисленных пожалованиях от них первосвятительской кафедре. И. особо писал о том, что он расходовал патриаршую келейную казну на украшение кремлевского Успенского собора, устроение храмов и помощь жителям патриарших вотчин. Царю Борису Феодоровичу и царевичу Феодору И. завещал быть верными Православию. Почитание

http://pravenc.ru/text/578144.html

– Благочестивая царица! Помилосердуй о нас, пощади, благослови и дай нам на царство брата своего, Бориса Феодоровича! Царица долго была в недоумении. Били челом Борису, и он не внимал слёзным просьбам. Наконец, царица заплакала и сказала: – Ради Бога, Пречистой Богородицы и великих чудотворцев, ради воздвигнутия чудотворных образов, ради вашего подвига, многого вопля, рыдательного гласа и неутешного стенания, даю вам своего единокровного брата да будет вам государем-царём! Да исполнится желание ваших сердец! Благословляю избранного вами и предаю Отцу Небесному, Богоматери, святым угодникам московским и тебе, патриарху, и вам, святители, и вам, бояре! Да заступит моё место на престоле, и да будет вам государь, и царствующему граду Москве, и всему Российскому государству царь и великий князь! Все упали к ногам царицы, которая, печально взглянув на Бориса, дала ему повеление властвовать над Россией. Борис с тяжёлым вздохом и со слезами сказал: – Это ли угодно Твоему человеколюбию, Владыко, и тебе, моей великой государыне, что такое великое бремя на меня возложила и предаёшь меня на такой превысочайший царский престол, о котором и на разуме у меня не было? Бог свидетель и ты, великая государыня, что в мыслях у меня того никогда не было, я всегда при тебе хочу быть и святое, пресветлое, равноангельское лицо твоё видеть. Царица Александра отвечала ему: – Против воли Божией кто может стоять? И ты бы безо всякого прекословия, повинуясь воле Божией, был всему православному христианству государем. Тогда Борис как бы в сокрушении духа воскликнул: – Буди же святая воля Твоя, Господи! Наставь меня на путь правый и не вниди в суд с рабом Твоим! Повинуюсь Тебе, исполняя желание народа! Патриарх, весь собор и все присутствовавшие пали на колена, воссылая благодарение Богу, и всех объяли общая радость и общий восторг. Окружённый боярами, теснимый народом, Борис вслед за духовенством пошёл в храм Новодевичьей обители, где патриарх Иов, перед чудотворными иконами Владимирской и Донской, благословил его на все великие государства Российского царства, нарёк его царём и возгласил ему первое многолетие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

и старца в мон-рь в г. Миласы и основание жен. мон-ря; посвящение К. в диакониссы; сообщение сподвижницам о приближающейся смерти; кончина; прибытие епископа к одру К.; вынос тела для погребения; положение тела в чудесно указанном месте; погребение. К самостоятельным образам К. относится ее изображение на полях иконы «Св. Павел исповедник», упомянутой как вклад П. М. Бахтина ок. 1575 г. в Успенский Шаровкин мон-рь близ с. Ильинского Калужской губ. ( Леонид (Кавелин), иером. Церковно-ист. описание упраздненных мон-рей, находящихся в пределах Калужской еп.//ЧОИДР. 1863. Кн. 1. Отд. 1. С. 34). На иконных минеях XVI в. К. изображалась в монашеских одеждах, в характерном головном уборе с плоским верхом, напоминающим камилавку, со свитком в руке (икона XVI в., Музей икон в Рекклингхаузене). На более поздних иконах головным убором К. стал остроконечный куколь. В посл. четв. XVI в. было создано несколько икон св. покровителей семьи царя Бориса Феодоровича Годунова, дочь к-рого была названа Ксенией. На иконе 1589 г. «Избранные святые, кн. Борис, Феодот Киринейский, Мария Магдалина и прп. Ксения, с иконой Божией Матери «Знамение» и Святой Троицей» (ПИАМ) на голове К. синий куколь с красными крестами, в руке она держит свернутый свиток. К этой же иконографии восходит икона 80-х гг. XVI в. из собора Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря в Вел. Новгороде (ГРМ; см.: Святые земли русской. СПб., 2010. С. 37. Кат. 10). В рус. искусстве К. был дан эпитет «Римляныня», как на иконе Прокопия Чирина нач. XVII в., написанной также по заказу царя Бориса Годунова, «Святые Борис, Глеб, Феодот Киринейский, Мария Магдалина, Ксения Римляныня в молении Троице Новозаветной» (ГТГ). На этой иконе К. изображена с крестом в руке. Традиция почитания К. прослеживается в династии Романовых - ее образ был помещен на дробнице для надгробного покрова царевны Софии Михайловны 1636 г. из Вознесенского мон-ря (ГММК; Иконописцы царя Михаила Романова. М., 2007. С. 126). В искусстве Нового времени в большинстве случаев К. изображалась в традиционном изводе - в монашеских одеждах, как на створке старообрядческого складня-кузова XVIII в. (ЧерМО; Куликова О. В. Древние лики рус. Севера. М., 2009. С. 78. Кат. 77). Др. извод появился под влиянием западноевропейского искусства: на иконе 1755 г. «Свт. Николай Чудотворец и прп. Ксения с Христом Вседержителем», написанной В. И. Василевским (РГИАХМЗ), правая рука К. вложена в ладонь свт. Николая, в левой руке - кадило, поверх монашеской мантии - красная лента, напоминающая орденскую. Патрональная надпись сообщает о заказе этой иконы в честь бракосочетания Николая и Ксении Тишининых и упоминает день памяти К.- 24 янв. (Иконы Рыбинского музея. М., 2005. С. 75. Кат. 23).

http://pravenc.ru/text/2462115.html

90-х гг. XVI в. Лукошков, по-видимому овдовев, решил принять монашество. Пострижение дидаскала в иноки могло произойти в Соли Вычегодской (напр., в строгановском Введенском мон-ре или в посадском Борисоглебском мон-ре, священники к-рого иногда избирались Строгановыми в духовные отцы), а возможно, и за ее пределами. Известно, что, став монахом, И. вскоре оказался в Костроме. В Соли Вычегодской еще нек-рое время жил Иван Лукошков - вероятнее всего, сын И., к-рый позже стал священником и переехал в Москву. Члены семьи И. выбыли из Соли Вычегодской к дек. 1614 г. Помеченная этой датой «деловая» на раздел между Андреем и Петром Строгановыми их «старово двора» у Благовещенского собора содержит положение о том, что Андрею достались кроме прочего пустующие «Лукошково место» и «Лукошково дворище» (РГАДА. Ф. 1278. Оп. 2. 25. Л. 1). В писцовой книге по Соли Вычегодской 1620 г. приводятся более точные сведения: Андрей получил «на берегу у реки у Вычегды купленных три места», в т. ч. «место Ивашка Лукошкова» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. 15039. Л. 851-851 об.). Следов., покидая Соль Вычегодскую, сын И. еще не был священником; родительское подворье он продал Строгановым. В Костроме к кон. 90-х гг. XVI в. И. стал настоятелем Богоявленского мон-ря (ныне костромской Богоявленско-Анастасиин мон-рь ). И. участвовал в Соборах для выработки обоснования прав Бориса Феодоровича Годунова «на царство» (РНБ. Q. IV. 17. Л. 46), а также подписал «Утвержденную грамоту» об избрании Бориса Годунова царем («с Костромы Богоявленского монастыря игумен Исайя» - ААЭ. Т. 2. 7. С. 48). В эти годы И. был известен как мастер знаменного пения, распевщик. Когда в сент. 1601 г. он находился в Москве, то один из государевых певчих дьяков записал («взял») у него авторский «перевод» славника «О, колико блага». Список произведения хранился в б-ке царских певцов (РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. 1589. Л. 1; см.: Парфентьев. 1985. С. 61). Титульный лист певч. сборника (вклад архим. Исаии в ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Сольвычегодске).

http://pravenc.ru/text/674838.html

м. на монастырские владения. В 1599 г. на щедрые пожертвования (200 р.) царя Бориса Годунова были куплены 4 деревни (Кернешка, Клещеево, Канзопелда и Пиява), расположенные на р. Онеге. Мон-рю были пожалованы солеварни и тони на летней стороне Белого м. Возможно, среди богатых пожертвований царя Бориса Годунова находилась часть имущества опального кн. И. В. Сицкого. В нач. XVII в. К. м. принадлежал двор в Турчасове, в котором проживало 11 бельцов. При игум. Авраамии было приобретено значительное количество пахотной и сенокосной земли, «разныя доли в рыбных - речных и озерных тонях, и в соляных варницах, и другия угодья в виде мельниц, амбаров и тому подобных строений» в деревнях Клещепольской (в 1618 и 1619), Степановской (в 1619 и 1615), Андреевской (в 1619), Пешалимской (в 1615 и 1619), Филипповской (в 1623 и 1629), Радионовской (в 1623), Пустосмеховской (в 1619), «на Малой Шуйке… нынешняго Малой Кернешке», в Турчасове (в 1611 и 1629) Каргопольского у. и в нек-рых др. местах. ( Челмогорский. 1901. 19. С. 505-506). В «Рукописном сборнике копий с древнейших документов Кожеозерского монастыря», к-рый в нач. XX в. хранился в обители, зафиксировано более 140 купчих и вкладных грамот. После кончины опального кн. Сицкого игум. Авраамий возбудил ходатайство о пожаловании мон-рю р. Кожи за ежегодное «торжественное поминовение» князя-инока Сергия (Сицкого) с пением «панихид и обедни с собором». Царской грамотой 1617 г. (на вечное поминовение инока Сергия) К. м. была передана р. Кожа «до устья и по деревню Чижонку» (Там же. С. 506). Игум. Авраамий заботился и об охране от возможных расхищений «приобретенных обителью владений». Так, 1 июня 1617 г. им были «отмежеваны спорныя пожни» К. м. от пожен Соловецкого и Александрова Ошевенского монастырей, а также от пожен крестьян Пияльской вол. 7 янв. 1624 г. некоторые крестьяне Нименской вол. дали игумену расписку в том, что обязуются «не сечь дров за межою у Белаго ручья». 19 марта 1635 г., при игум. Ионе, царь Михаил Феодорович освободил К.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

508 Адриан (Андрей; 1627–1700), десятый Патриарх Московский с 1690 г. С 1686 г. митрополит Казанский и Свияжский. Приверженец старины и противник реформ Петра I. После смерти Патриарха Адриана выборы на Патриарший Престол не проводились до 1917 г. – Примечание. 509 47-е Деяние Собора, вторник, 21 ноября (4 декабря) 1917 г. Всенародное собрание Священного Собора в Большом Успенском соборе для поставления нареченного в Патриархи митрополита Московского и Коломенского Тихона (См.: Деяния... Т. 4 (2). С. 36–75). – Примечание. 510 До революции на территории Российской Империи использовалось местное солнечное время. 1 июля 1917 г. декретом Временного правительства было введено летнее время и стрелки часов были передвинуты на час вперед, летнее время было отменено 28 декабря 1917 г. – Примечание. 511 Преторианцы (перен.) – войска, служащие опорой насильнической, основанной на одной грубой силе, власти. 513 Петр ( 1326), святитель Московский, митрополит Киевский и всея России с 1305 г. – Примечание. 514 Алексий (Бяконт Елевферий (Симеон) Феодорович; 1290-е гг.–1378), святитель, чудотворец, митрополит Киевский и всея России с 1354 г. В 1345 г. хиротонисан во епископа Владимирского. С 1348 г. митрополит. Оказывал большое влияние не только на церковные, но и на политические дела. Фактически возглавлял московское правительство при малолетнем князе Димитрии Донском. – Примечание. 515 Филипп (Колычев Феодор Степанович; 1507–1569), святитель, митрополит Московский и всея России с 1566 г. В 1548–1566 гг. игумен Соловецкого монастыря. Публично выступил с осуждением опричных казней Ивана IV Грозного, в 1568 г. низложен и заточен в Тверской Отроч монастырь, где был задушен. – Примечание. 518 Иов (в миру Иоанн, 1607), первый Патриарх Московский и всея России (1589–1605). В 1586 г. архиепископ Ростовский, с декабря 1586 г. митрополит всея России. Сторонник Бориса Годунова, способствовал избранию его на царство. В 1605 г., после смерти Бориса Годунова, лишен Патриаршества и сослан в Старицкий монастырь. Причислен клику святых в 1989 г. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Во время пребывания Е. на Казанской кафедре в городе нек-рое время (вероятно, между кон. 80-х и сер. 90-х гг. XVI в.) действовала типография (3-я в России XVI в. после типографий в Москве и в Александровой слободе). На возможную связь местного книгопечатания с Е. указывают вышедшие в свет 2 издания службы Казанской иконе Божией Матери (описание экземпляров см.: Поздеева И. В., Турилов А. А. «Тетрати… печатаны в Казане»: К истории и предыстории Казанской типографии XVI в.//ДРВМ. 2001. 2(4). С. 45-49; 4(6). С. 17-21; Гусева А. А. Издания кирилловского шрифта 2-й пол. XVI в.: Свод. кат. М., 2003. Кн. 2. С. 680, 711, 908-909, 946-947; 97, 130), напечатанные тем же шрифтом, что Триодь Цветная, изданная Московской анонимной типографией не позднее 1564 г. (Там же. Кн. 1. 34). Время перевоза типографского оборудования в Казань неизвестно, брошюры датируются по водяным знакам. Типография находилась в Казани до 1620 г., когда ее оборудование было перевезено на московский Печатный двор, о книгопечатании в Казани после сер. 90-х гг. XVI в. сведений нет. В 1598 г. Е. присутствовал на Земском соборе в Москве, избравшем на престол Бориса Феодоровича Годунова , участвовал во всенародном молении Бориса Годунова вступить на престол у стен Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря . В 1601 г. Забулацкую слободу в Казани, всегда принадлежавшую местным архиереям, Е. передал городу для расширения посада. В 1602 г. на части территории Казанской епархии была образована Астраханская епископия. Е. писал о том, что многие в епархии «укоряли» его - по-видимому, на митрополита посылались в столицу жалобы. Гонсевский сообщал, что к письму московского священника (в к-ром содержались сведения о жизни Е. у казаков) были приложены «з дворца Казанского многие доводы на того Гермогена, кои за прежних господарей на него с Казани русские люди делали». Вероятно, причиной недовольства были суровые меры, к-рые применял Е. по отношению к провинившимся (тюремное заключение, телесные наказания, сидение на цепи).

http://pravenc.ru/text/190175.html

– И так да царствует брат её, Борис Феодорович. Никто не дерзнул противоречить сему восклицанию. Немедленно, всем собором, патриарх с духовенством, боярами и народом пошли в Новодевичий монастырь, куда вслед за царицей, часто стал удаляться и брат её, Борис Феодорович Годунов. Там патриарх Иов, говоря, именем отечества, просил царицу-инокиню Александру благословить своего брата на престол, потому что при покойном царе „он же правил и всё содержал милосердым своим премудрым правительством по вашему царскому приказу», просил исполнить тем волю Божию и народную, утишить колебание в душах и в государстве, отереть слёзы Россиян, сирых, беспомощных, пока ещё не уведали враги, что „царствие ваше безгосударственно» и престол Мономахов вдовствует. Патриарх обратился к Борису, просил его принять царство, называл его свыше-избранным для возобновления царского кореня в России, прямым наследником трона после зятя и друга, обязанного всеми успехами своего царствования Борисовой мудрости. Борис отвечал отказом: – Мне никогда и на ум не приходило о царстве. Как мне помыслить на такую высоту, на престол такого великого государя, моего пресветлого царя? Теперь бы нам промышлять о том, как устроить праведную и беспорочную душу пресветлого государя моего, царя Феодора Ивановича, о государстве же и о земских всяких делах радеть и промышлять тебе, государю моему отцу святейшему Иову патриарху, и с тобой боярам. А если моя работа где пригодится, то я за святые Божие церкви, за одну пядь Московского государства, за всё православное христианство и за грудных младенцев рад кровь свою пролить и голову положить. На эту речь патриарх отвечал обширной речью, в которой обвинял Бориса в излишней скромности, даже неповиновении воле Божией, которая столь явна в общенародной воле; доказывал, что Всевышний уготовал ему ироду его навеки веков державу Владимирова потомства, Феодоровой смертью пресечённого; напоминал о Давиде, царе иудейском, Феодосии Великом, Маркиане, Михаиле Косноязычном, Василии Македонянине, Тиверии и других императорах византийских, неисповедимыми судьбами возведённых на престол из ничтожества, сравнивал их добродетели с Борисовыми, убеждал, требовал, и не мог поколебать его твёрдости. После этого патриарх много раз наедине упрашивал Бориса, и пред народом умолял его, даже со слезами, принять державу Русского царства, угрожал ему строгим ответом за ослушание воле Божией и за оставление отечества сирым, и всё напрасно: Борис решительно отрёкся от престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Однако в Царском войске открытая измена скоро обнаружила себя в лице первого воеводы Петра Федоровича Басманова(212), который при Царе Борисе Феодоровиче успешно воевал против Самозванца и неустанно обличал его. П.Ф.Басманов, добравшись 17 Апреля из Москвы до войска, привел его к присяге новому Царю Феодору Борисовичу, но через двадцать дней перешел на сторону расстриги. Эта измена главнокомандующего деморализовала московскую политическую элиту. Бунт, умело поднятый среди московской черни агентами Самозванца, привел к аресту Царской Семьи во Дворце: Царя Феодора Иоанновича, Царицу-Мать Марию Григорьевну и Царевну Ксению Феодоровну под стражей поместили в частные палаты Б.Ф.Годунова, которыми он владел ещё будучи правителем. 3 Июня 1605 года многие чиновные москвичи уже давали присягу расстриге, а уже 10 Июня произошло цареубийство. «Новый Летописец» об этом сообщает: «Егда же Патриарха Иова(213) изгнаша, и Годуновых и прочих разослаша; тогда князь Василий Голицын(214), да князь Василий Масальский(215), вземше с собою Михаила Молчанова(216) да Андрея Шерефединова(217) да стрельцов трех человек, и шедшее на двор Царя Бориса, иде же жена и сын его за стражею седяху, с ними ж и дщерь Царя Бориса Ксения, сущи девою. Вземше же их стрельцы, разведоща в разные храмины, прежде же Царицу Марию удавлению предаша; таж приидоша ко Царю Феодору, еще ему младу сущу и ждущу последнего конца, яко агнец заколения, и нападше на нь, начата давити; он же, елико можаше, противляшеся им, и не возмогоша четыре единого одолети. Един же от убийц онех, взять тайный уд его, и согнете крепко, и тако раздавив его удавиша. Сошедши же с оного двора князь Василий Голицын возвести народу, яко Царь и мати его опишася от страха смертного зелья и помроша; сестра же его от оной отравы едва оживе (ее же они не коснушася, Богу тако сохраньшу ее). Тело же Царя Бориса оный князь Василий с советники своими повеле выкопати, и положиша во гроб прост, и отнесоша вкупе со Царицею его и с сыном просто в монастырь Варсонофиевский, иже на Сретенской улице; Царевну же Ксению постригши отслаша в женский монастырь, сущий во Bлaдuмipe граде.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/23/...

Борис объявил Самозванца Отрепьевым не по первой вести о его появлении, но спустя более года, хотя он слышал о том, кто был этот Самозванец. Было время Борису собрать сведения и обдумать последствия заведомо ложного известия. Первые обстоятельные сведения Борис получил от дяди Отрепьева, Смирнова-Отрепьева. Из грамоты Бориса к Сигизмунду, посланной в сентябре 1604 года с Огаревым 1283 , видно, что Борис имел обстоятельные сведения о том, кто и куда послан был распространять весть о мнимом Димитрии. И напрасно видят признак сомнения Бориса относительно тождества явившегося Димитрия с Отрепьевым в словах, что если бы это лицо был настоящий Димитрий, то и тогда он не имел бы права на престол, как рожденный от седьмой жены Грозного. Это сказано только, чтобы более убедить Сигизмунда не вступаться за появившегося царька. Впрочем при быстрых успехах Самозванца, при общем говоре, что явился Димитрий-царевич, как будто замечалось колебание в мыслях самого Бориса. Иногда обстоятельства слагаются так, что начинаешь сомневаться и в том, что сам считал прежде несомненным. Потому можно считать справедливым свидетельство одного летописца русского, что «сам Борис бысть в великом сумнении, помышляя, —54— егда будет и правду не расстрига, а царевич Димитрий» 1284 . Это колебание в мыслях, объясняющее, почему многие приняли Самозванца за истинного Димитрия, ничего еще не говорит против того, что этот Самозванец был Григорий Отрепьев. Что сказано было Годуновыми о первом Лжедимитрии при его появлении, то повторено было Шуйским и Боярской Думой после его гибели. Перед лицом Филарета и Ивана Никитичей Романовых и, конечно, с согласия их, сказано, что Отрепьев служил в юности в холопах у детей Никитичевых Романовых. И после вступления на престол Михаила Феодоровича, когда не стало уже ни одного Лжедимитрия, продолжали: утверждать то же. Имя Григория Отрепьева внесено и в чин проклятия в неделю Православия. Патриарх Филарет мог бы безопасно вычеркнуть из этого списка Григория Отрепьева, если он безвинно прежде был включен сюда. А патриарх Филарет лучше других мог бы знать, что первый Лжедимитрий – не был Отрепьевым, если это действительно было так. Далее; мы не можем не признать важным свидетельство о личности первого Самозванца, сохранившееся в Сергиевой Лавре у Авраамия Палицына, Симона Азарьина и князя Шаховского, повесть которого об Отрепьеве внес Симон Азарыин в Лаврское книгохранилище,, потому что Авраамий и Симон были люди близкие к Дионисию архимандриту, у которого в Старицах доживал последние дни патриарх Иов, и, конечно, с Дионисием, как настоятелем монастыря и человеком духовной жизни был искренен в своих беседах. Эти писатели без всякого колебания признают первого Самозванца Григорием Отрепьевым.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010