После бурного царствования Иоанна Грозного царствование Феодора Иоанновича было отдыхом и успокоением для Руси. Были произведены весьма благодетельные для населения мероприятия, были защищены от неприятеля границы. Первосвятитель Русской Церкви был возвышен из митрополичьего в высший патриарший сан. Все это происходило при непосредственном участии Бориса Годунова. О смерти Царевича Димитрия уже перестали говорить, и Борис Годунов, как правитель, приобрёл всеобщее расположение. Поэтому, когда народу сообщили, что Царица постриглась, сейчас же раздались голоса: «Да здравствует Царь Борис Феодорович». Патриарх Иов горячо поддерживал это, считая Бориса Годунова умным государственным деятелем и благочестивым христианином. Борис отказался принять царскую власть и уехал в Новодевичий монастырь к своей сестре, вдовствующей Царице – инокине, которая тоже отказалась благословить брата на царство. Тогда был созван Всероссийкий Земский Собор. Земский Собор вслед за Патриархом решил умолять Бориса быть Царём. Указывалось на его родство с последним Царём, на то, что будто Иоанн Грозный, умирая, поручил Феодора заботам Бориса Годунова, что от скончавшегося Царя был поставлен во главе государства, показал при нём свою государственную мудрость и является теперь лучшим его преемником. Громадный крестный ход во главе с Патриархом отправился в Новодевичий монастырь, причём духовенство угрожало отлучить Бориса от Церкви, если он и дальше будет упорствовать. Искренно или притворно, Бог весть помышления человеческие, отказавшийся прежде от престола Борис теперь согласился принять престол от Земского Собора, как бы уступая лишь настоянию Патриарха и всего русского народа. Царица – инокиня благословила его. Через несколько месяцев Борис венчался на царство, причём указывая на ворот своей сорочки, обещал и последнюю сорочку разделить с бедными своего царства. В грамоте о восшествии на престол Бориса Годунова и в приветственной речи Патриарха указывались вышеприведённые его права на престол. Присягали не одному Борису, а также сыну его и дочери, т. е. династии. Подобно тому, как прежде Русь принадлежала своему княжескому роду, позднее Московскому царскому, хотя власть сосредоточивалась в руках старшего в порядке первородства её члена, так и теперь Царский Престол переходил всему роду Годуновых, хотя самодержавную власть восприял единолично Борис.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

XXIX. Царь Феодор Борисович Тяжелы были последние дни царя Бориса Феодоровича Годунова. Таинственный призрак вырос в непобедимого соперника, стоявшего уже в пределах Московского государства и день ото дня, угрожавшего Борису отнятием престола. В государстве всюду началось шатание. Народ нельзя было удержать в повиновении воеводам. Южная и западная украйны с каждым днём всё более и более увеличивали собой число сторонников Лжедимитрия. Даже и те, которые оставались ещё верными царю Борису, не обещали самоотверженной преданности: плоть и кровь народа ещё принадлежали Борису, но душа народа ускользала от него. Тревоги, заботы, волнения в конец подорвали здоровье царя, хотя никто не смел думать о столь близкой развязке. Один из современников Бориса весьма тонко отметил эту душевную надорванность, эти постоянные страхи, как главнейшую причину кончины Бориса. Муки совести тяжелее страданий телесных... „Борис, – говорит он, – прегордый пред малым и царствуяй нами, ужаснувся того (самозванца) стремления, с высоты престола царствия низвержеся; прикладне, яко комар льва не дошед порази. Не той бо, но совесть ему своя сего низложи, ведый вся, яже о себе некогда». Тяжесть положения царя Бориса ещё более увеличивалась тем одиночеством, в котором он оказался среди московского боярства. Разорвав все связи с тем придворным кругом, к которому сам принадлежал, Борис удалил всех своих прежних друзей. Его круг ограничивался роднёй: несколькими ветвями Годуновского рода и родом Сабуровых и Вельяминовых, шедших от одного с Годуновыми корня. Несчастие было в том, что в этой многочисленной родне мало было талантливых людей. В конце царствования Борис, очень скупо возводивший в думные чины, стал отличать братьев Басмановых и возлагал особые надежды на Петра Феодоровича Басманова. Других лиц при царе Борисе не было, круг правительственных лиц ограничивался этими. Уже с 1602 года царь Борис стал прихварывать, но он был в таком возрасте, что нельзя ещё было ждать неизбежно скорой развязки и нельзя было к ней исподволь приготовиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Преемником ему стал Борис Годунов. Царя Феодора знали только по имени. С одним Борисом имели дела иноземные послы, к нему одному обращались с челобитными, когда их следовало подавать царю. «Ты сам наш государь, Борис Феодорович; скажи только слово и будет». Эта лесть не только не оскорбляла Бориса, но еще доставляла ему удовольствие. Богатства Годунова были громадны, могущество велико. Он стал желать еще большего – он захотел сделаться царем. Царь Феодор Иванович, процарствовав без малого четырнадцать лет, 7 января 1598 года умер бездетным. Народ любил его с умилением, как последнего царя Мономаховой крови. Осиротело тогда русское царство, не было прямого наследника престола. Дума о царстве, о царской короне преследовала Бориса Годунова. Страх неудачи томил его. Но чем ярче представлялся ему страх неудачи, тем настойчивее побуждался он преодолевать его. Достигнутое им почти царское величие породило ему многих завистников, которых Годунову, в видах самосохранения, нужно было обходить. Кроме того, были такие лица, которые имели право на престол по своему происхождению. Из них более всех имел право брат царя Феодора – Димитрий. При вступлении его на престол, царевич Димитрий с матерью были удалены в Углич. 17 мая 1591 года в Москве получилось известие, что 15 мая царевич Димитрий скончался от руки убийц. Народная молва утверждала, что убийцы эти были подосланы Борисом Годуновым. По смерти царя Феодора бояре, как бы опасаясь избрания на царство Бориса Годунова, поспешили присягнуть царице Ирине. Но она отказалась от престола и удалилась в Новодевичий монастырь. В это время преданный ему патриарх Иов и партия приверженцев побуждали жителей Москвы предложить престол Годунову. Желая быть избранным не одной Москвою, а всею русскою землею, Годунов притворно отказался... 17 февраля 1598 года был созван Земский Собор, т. е. собрание выборных от всей русской земли. На Соборе решено было просить Годунова принять царство. Годунов согласился, предполагая, что после такого торжественного избрания будет спокойно править Московским государством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛЬГА (Годунова Ксения Борисовна; ок. 1582 - 30.08.1622, Владимир), рус. царевна (с 1598), мон. Из рода Годуновых, дочь царя Бориса Феодоровича Годунова , сестра царя Феодора Борисовича Годунова . Современник О., кн. И. М. Катырев-Ростовский, так описал ее: «...девица сущи, отроковица чюднаго домышления, зелною красотою лепа, бела велми, ягодами румяна, червлена губами, очи имея черны великы, светлостию блистаяся; когда же в жалобе слезы изо очию испущаше, тогда наипаче светлостию блистаху зелною; бровми союзна, телом изобилна, млечною белостию облиянна; возрастом ни высока ни ниска; власы имея черны, велики, аки трубы, по плещам лежаху. Во всех женах благочиинийша и писанию книжному навычна, многим цветяше благоречием, воистинну во всех своих делах чредима; гласы воспеваемыя любляше и песни духовныя любезне желаше» (РИБ. Т. 13. Вып. 1. Стб. 621). 30 апр. 1598 г., во время торжественной встречи в Москве избранного царем Бориса Феодоровича Годунова, царевна шла рядом с отцом, матерью и братом. Неоднократно участвовала в различных торжественных мероприятиях, в т. ч. в поездках царской семьи в мон-ри (напр., в 1601 в Пафнутиев Боровский ( Макарий (Веретенников). 2002. С. 93). Стремясь укрепить положение новой династии, Борис Годунов предпринял неск. попыток устроить брак Ксении: с Густавом, сыном свергнутого швед. короля Эрика XIV (1599); с эрцгерцогом Максимилианом, братом императора Свящ. Римской империи Рудольфа II (1599); с Хансом (Иоганном), братом датского короля Кристиана IV (1602); с Филиппом, двоюродным братом Кристиана IV и сыном герцога Шлезвиг-Гольштейн-Зондербургского Ханса (Иоганна) (1603); с груз. царевичем Кайхосро (1604). По всей видимости, царевна была художественно одаренным человеком. Ей приписывают 2 замечательных произведения древнерус. лицевого шитья, хранящиеся ныне в музее Троице-Сергиевой лавры: покровец на гробницу прп. Сергия Радонежского (вклад царя Бориса Феодоровича Годунова 1601 г.) и индитию (облачение на жертвенник) с изображением «Предста Царица одесную Тебе». «Шитье индитии исполнено мастерски. Мелкие стежки тонкого крученого шелка чуть сероватого тона и более темного в затененных местах так искусно лепят объем ликов, что пропадает впечатление шитья, кажется, что они написаны кистью» ( Маясова. 1971. С. 32). Вклад индитии в Троице-Сергиев мон-рь относят к 1602 г., когда царевна была просватана за принца Ханса, к-рый вскоре умер в Москве.

http://pravenc.ru/text/2578371.html

Сопоставляя события, предшествовавшие воцарению Михаила Феодоровича и сопровождавшие оное, и проникая в глубину внутреннего их смысла и связи между собою, не можем не видеть Промысла Божия, явно руководившего историческими судьбами, приведшими на Престол Русский чудесно уцелевший отпрыск многострадального рода Романовых в лице Михаила Феодоровича и сохранившими, ради юности его, маститого его родителя, мудрейшего советника в делах государственных. В течение веков Романовы верою и правдою крепко и честно служили Царям и Родине, не возносясь в гордости и не употребляя во зло близости своей к Царской Семье. И когда умирающий Царь Феодор Иоаннович предполагал передать скипетр двоюродному своему брату Феодору Никитичу Романову, тот смиренно уклонился от этой чести, явно действуя в пользу шурина Царского Бориса Феодоровича Годунова. Насильственным пострижением и заточением отплатил ему неблагодарный Годунов, но, неисповедимыми путями Божиими, через это самое пострижение Филарет достиг величайшего святительского сана Патриарха. Вся семья Романовых была обречена Годуновым на истребление, но младенчество Михаила Феодоровича спасло его от гонения. Самозванец, принявший имя убиенного Царевича Димитрия, казалось, пришел и воцарился на погибель Государства Московского, но неисповедимыми судьбами он оказался орудием Промысла Божия, так как вызвал из ссылки остатки семьи Романовых, поставил Феодора Никитича митрополитом Ростовским и тем самым спас для России Царя и Патриарха. Предки Царя Бориса Годунова, как бы в предвидении, что между потомками их явится жестокий гонитель Романовых, и как бы искупая вперед содеянный им тяжкий грех, устраивали и укрепляли Ипатьевскую обитель, неисповедимым Промыслом Божиим сделавшуюся местом спасения избранника Божия и народного. Великое Московское посольство, вверженное Сигизмундом в оковы и тяжкое заточение, почти все погибло в неволе, не исключая и первого боярина князя Василия Васильевича Голицына; неисповедимыми судьбами Промысла Божия уцелел лишь один митрополит Филарет, которого Господь после шести лет тяжкого плена и заточения привел на престол Патриарший.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

121. Дочь Б.Ю.Сабурова была первой женой Царевича Иоанна Иоанновича, но в 1572 году, видимо из-за бездетности, была пострижена с именем Александра в Покровский Суздальский монастырь (умерла в 1619 году). 122. Кстати, среди Годуновых, которые подписывали грамоту 1 Августа 1598 года, четверых из двенадцати Годуновых представляют другие участники Собора. Так, вместо окольничего Якова Михайловича Годунова подписался четвертый по чести окольничий Дмитрий Иванович Вельяминов, в соответствующем месте указана и подпись самого Д.И.Вельяминова. Вместо стольника Ивана Михайлова сына Годунова подписался сороковой по чести стольник Сила Михайлов сын Вельяминов, он же расписался и за Алексея Иванова сына Годунова. А среди московских дворян вместо Петра Васильева сына Годунова расписался двадцать второй по чести дворянин Елизар Сабуров. Как видно, родовые связи Годуновых с Вельяминовыми и Сабуровым выглядят как близкородственные. 123. Справедливости ради необходимо отметить, что в работах некоторых современных историков есть суждения, что список старших бояр Государевой Думы, который содержится в Утвержденной Грамоте 1598 года, на самом деле определяет состав Думы не зимне-весеннего периода, а отражает состав Думы, который сложился к Сентябрю 1598 года, то есть уже после Восшествия Царя Бориса Феодоровича на Престол к моменту Венчания Его на Царство. У сторонников такой точки зрения есть довольно веские аргументы, но здесь я не рассматриваю эту точку зрения, а в своем анализе использую наличный исторический источник. 124. ААЭ. Т. II. С. 19. Выделено мной. - Л.Б. 125. ААЭ. Т. II. С. 20. 126. ААЭ. Т. II. С. 20. Выделено мной. - Л.Б. 127. ААЭ. Т. II. С. 20-21. Выделено мной. - Л.Б. 128. ААЭ. Т. II. С. 21. Выделено мной. - Л.Б. 129. ААЭ. Т. II. С. 21. Выделено мной. - Л.Б. 130. В Церковной среде, в частности, весма популярна древняя Афонская притча «Выбор Креста». Неоднократно слышал её изусно, но что характерно, без вариаций - в одних и тех же выражениях. Сейчас её текст можно отыскать и в Интернете на различных православных страницах:

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

1. В 1408 году, когда напали на царствующий град Москву Татары под предводительством своего Князя Едигея, то Московский Великий Князь Василий Димитриевич, удалившись в Кострому, имел несколько времени пребывание в Ипатском монастыре, где в память сего хранилось его Великокняжеское церковное место, на кое Московским Посольством возведён первоначально и провозглашён был Царём и Великим Князем всей России Царь Михаил Феодорович. В сем же монастыре имел пребывание и сам Царь Михаил Феодорович Романов, до избрания своего на Всероссийский царский престол. Ибо по несчастному прекращению мужской линии древних Российских Государей и по вступлению на престол Царя Бориса Феодоровича Годунова, Фамилия Бояр Романовых, как ближайшая к наследованию Российского престола, терпела от Годунова величайшее гонение; так что по требованию его ближайший и знаменитейший потомок Романовых, родитель Михайла Феодоровича, Боярин Феодор Никитич, с супругой своей Ксенией Ивановной, урождённой Шестовых, а по сказанию других Княжной Сицкой, должны были развестись, и оба в 1599 году принять монашество, дабы через то отдалить всю надежду к вступлению своему на Российский царский престол своих предков. Первому, названному в монашестве Филаретом, назначен для обитания Сийский Антониев в Архангелогородском уезде монастырь; а Супруга его, под именем Марфы, заточена была подле озера Онеги, и оба содержаны были под крепким присмотром. Усилившиеся потом бедствия в России от ложного Димитрия принудили Годунова облегчить состояние сих оставшихся потомков Романовых, якобы своих родственников; но тайной причиной в сем было опасение его, дабы гонением их не умножить сказать, дабы возложением на Филарета Никитича не одного монашества, но и священства, более преградить ему путь к царскому престолу. Посему в 1605 году повелел он Филарета посвятить сперва в Иеромонаха, а потом и в Архимандрита. Но в 1606 году, по вступлению уже Василия Ивановича Шуйского на царский престол, Филарет хиротонисан был Святейшим Патриархом Ермогеном в Митрополита Ростовской Епархии; бывшей же супруге его Инокине Марфе Ивановне, для обитания с малолетним сыном их Михаилом Феодоровичем, назначен сей Ипатской монастырь, как недальний от Ростова и в Ростовской Епархии находившийся. Потом, когда в 1613 году освобождённая и успокоенная Князем Пожарским Россия, собрав в столицу из разных Российских городов сынов своих, общим согласием определила возвести на Всероссийский престол ближайшего прежним Государям родственника малолетнего Боярина, сына Филаретова, Михаила Феодоровича Романова; то отправленное для сего в город Кострому из Москвы знаменитое Посольство, состоявшее из знатных в Государстве духовных и светских особ, объявило сие избрание в Ипатском монастыре юному Михаилу. Историческая о том записка и послание, хранящиеся в сем монастыре, предлагаются при сем для любопытства читателей от слова до слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Если бы она захотела удержать за собой власть, никто не мог прекословить. Все государство признало её право на власть 31 . Но она „на своих государствах Российского царствия не изволила быти“ 32 и, приняв иночеческий сан, удалилась в Новодевичий монастырь. Глава церкви тотчас принял на себя заботу об избрании царя 33 . Еще при жизни Феодора Иоанновича, человека не от мира сего, бразды правления находились в руках шурина его, умного и энергичного боярина Бориса Годунова. Это обстоятельство, равно как и близкое родство Годунова с угасшей династией, были приняты патриархом во внимание и он выдвигает Бориса, как кандидата на престол. Нельзя не согласиться и с тем, что здесь имели до некоторой степени влияние и личные дружеские отношения между патриархом и Годуновым, но не одни эти отношения были причиной избрания Бориса 34 . Москве был нужен царь, права на избрание имел каждый родовитый боярин, а тем более Годунов, как близкий родственник угасшей династии. После отказа Ирины на просьбу патриарха и бояр быть на простоле и держать при себе правителем брата Бориса, в Кремле собрались толпы народа. Когда дьяк Василий Щелканов прокричал, что по смерти царя Феодора за прекращением царствующого рода правление переходит в думу боярскую, толпа закричала, чтобы патриарх избрал того, кого укажет ему Бог 35 . Патриарх указал на Бориса Годунова. Чтобы дать этому указанию законный вес, он отправился к царице инокине во главе процессии духовенства, бояр и народа просить Ирину благословить на царство Бориса, а его – принять царство. Борис решительно отказался, говоря: „как мне помыслити на такову высоту царствия и на престол такого великаго государя моего пресветлаго царя“ 36 . Патриарх „по вся дни многажды особь на едине моляше со слезами и прещаше ему“, т. е, Борису 37 . 17 февраля был созван земский собор 38 . Патриарх доложил ему о ходе дела избрания царя и просил, чтобы все собравшиеся мысль свою объявили и совет дали: „кому на великом престоле государевом быти“ 39 . А у меня, продолжал Иов, и у всего священного собора мысль и совет единодушно, чтобы на царстве был Борис Феодорович.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После бурного царствования Иоанна Грозного царствование Феодора Иоанновича было отдыхом и успокоением для Руси. Были произведены весьма благодетельные для населения мероприятия, были защищены от неприятеля границы. Первосвятитель Русской Церкви был возвышен из митрополичьего в высший патриарший сан. Все это происходило при непосредственном участии Бориса Годунова. О смерти Царевича Димитрия уже перестали говорить, и Борис Годунов как правитель приобрел всеобщее расположение. Поэтому, когда народу сообщили, что Царица постриглась, сейчас же раздались голоса: «Да здравствует Царь Борис Феодорович». Патриарх Иов горячо поддерживал это, считая Бориса Годунова умным государственным деятелем и благочестивым христианином. Борис отказался принять царскую власть и уехал в Новодевичий монастырь к своей сестре, вдовствующей Царице-инокине, которая тоже отказалась благословить брата на Царство. Тогда был созван Всероссийский Земский Собор. Земский Собор вслед за Патриархом решил умолять Бориса быть Царем. Указывалось на его родство с последним Царем, на то, что будто Иоанн Грозный, умирая, поручил Феодора заботам Бориса Годунова, что от скончавшегося Царя был поставлен во главе государства, показал при нем свою государственную мудрость и является теперь лучшим его преемником. Громадный крестный ход во главе с Патриархом отправился в Новодевичий монастырь, причем духовенство угрожало отлучить Бориса от Церкви, если он и дальше будет упорствовать. Искренно или притворно, Бог весть помышления человеческие, отказавшийся прежде от престола Борис теперь согласился принять престол от Земского Собора, как бы уступая лишь настоянию Патриарха и всего русского народа. Царица-инокиня благословила его. Через несколько месяцев Борис венчался на Царство, причем, указывая на ворот своей сорочки, обещал и последнюю сорочку разделить с бедными своего царства. В грамоте о восшествии на престол Бориса Годунова и в приветственной речи Патриарха указывались вышеприведенные его права на престол. Присягали не одному Борису, а также сыну его и дочери, то есть династии. Подобно тому, как прежде Русь принадлежала своему княжескому роду, позднее Московскому Царскому, хотя власть сосредоточивалась в руках старшего в порядке первородства ее члена, так и теперь Царский Престол переходил всему роду Годуновых, хотя самодержавную власть восприял единолично Борис.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

На пути он послал великого воеводу князя Василия Голицына и князя Василия Масальского с грамотою в Москву к патриарху, архиереям, иереям, к боярам и ко всему народу великой Москвы, чтобы они схватили и заключили царя Феодора, мать его царицу Марию и сестру его Ксению. Весь народ Москвы, услышавши об этом, исполненном яда, послании, тотчас, наподобие диких зверей, как разбойники, с ножами, дубинами и камнями устремился во дворец к царю Феодору и к царице Марии, вытащил их из дворца и заключил их в старом доме отца его, который он построил прежде воцарения. Быстро глупый народ забыл великую доброту отца его Бориса и неисчислимую милостыню, которую он раздал им. Равным образом заключили и всех родственников его, близких людей и друзей и сослали в ссылку в места весьма отдаленные, а именно: достойнейшего великого боярина и первейшего сановника государства Стефана Годунова, Симеона Никитича Панского. Тело царя Бориса вынули из гроба, который находился в соборном храме Архангелов, ради поругания, и похоронили в маленьком женском монастыре, именуемом Варсонофиевским. Через пять дней умертвили царя Феодора и мать его Марию и похоронили их вблизи царя Бориса в Варсонофиевском монастыре, а сестру его царевну Ксению через пять месяцев постригли в монахини, назвавши ее Ольгою монахинею, и сослали в ссылку в Белоозерский женский монастырь. О, безумство и беззаконие людское, что они сделали, хотя сами все потом с женами и детьми испили ту чашу, которую приготовили. Царь Димитрий, приблизившись к Москве на расстояние десяти миль, послал низвергнуть с патриаршего трона святейшего патриарха Иова. Снявши с него патриаршеские одежды, посланные облекли его в иноческое одеяние и отправили в ссылку в Стариц-кии монастырь; сослали в ссылку архимандрита великого Чудовского монастыря, именем Варлаама, назначивши на его место другого, равным образом удалили и андрониевского архимандрита Василия. Когда этот царь Димитрий вступил в великую Москву, то весь народ встретил его с великою церемониею; все архиереи и священники со всем народом вышли к нему навстречу с честными и святыми крестами и иконами, со множеством свечей и кадильниц на Лобное место, которое называется лифостротоном.

http://sedmitza.ru/lib/text/439011/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010