Таким образом, спланированный первый тур выборов стал абсолютно порочным с точки зрения евангельской нравственности и морали. Поэтому мы, как избиратели в епархии, отнеслись к этому очень критично. Воспользовавшись правом подачи жалобы в трехдневный срок, мы обратились к Священному Синоду, чтобы он аннулировал эти выборы и признал их недействительными. Также мы попросили Синод, чтобы он по возможности исключил из списков этих двух епископов, так как один из уже выбранных кандидатов, епископ Игнатий Проватский в официальных средствах массовой информации предъявил обвинение в адрес епископа Бориса и еще одного из кандидатов в том, что они якобы организовали подкуп, а также что епископа Бориса есть тайная семья в Москве. Все это, плюс масса других печальных слухов, из которых складывается впечатление о том, что епископ Борис очень компрометированная личность, дает нам повод обратиться к Священному Синоду с просьбой, чтобы он рассмотрел на заседании и на Архиерейском Соборе все эти обвинения и вынес свое решение. Выражая протест против неканоничных выборов, мы, как церковные избиратели, не высказываем своих личных мнений о том, кто должен стать архиереем. Хотя в списке, конечно, есть достойные кандидаты. Для нас главное – принцип, мы за чистоту в Болгарской Православной Церкви, особенно в таких ответственных актах, как выборы правящего архиерея. Карта Варненской епархии. Фото: mitropolia-varna.org Сегодня как член Инициативного комитета «За чистоту в Болгарской Православной Церкви» и как избиратель я был на встрече с Патриархом Неофитом. Патриарх внимательно выслушал. Мы ему вручили специальное прошение с просьбой серьезно рассмотреть все обвинения относительно некоторых кандидатов, в том числе епископа Бориса и епископа Игнатия, и вынести решение по этому вопросу. Также мы просили Патриарха аннулировать выборы и создать все условия для объявления новых выборов. Патриарх поблагодарил нас за церковную позицию и за доблесть, которую мы проявляем в этом деле. Потому что в Церкви не должен присутствовать страх. Соборность нашей Церкви предполагает сотрудничество священников и мирян вместе со Священным Синодом для правильной евангельской жизни в Церкви.

http://pravmir.ru/prot-vasilij-shagan-za...

Приводя некоторые соображения о зависимости русского летописного рассказа от недошедшей, но, вероятно, существовавшей повести о крещении болгарского князя Бориса, в заключение А. А. Шахматов говорит: „Указанные нами девять пунктов настолько сближают сказание о крещении Владимира с предполагаемым болгарским сказанием о крещении Бориса 442 , что вопрос о литературном источнике русского сказания представляется мне решенным“ 443 . Касательно приведенного мнения академика A. A. Шахматова о зависимости русского летописного рассказа от недошедший, но, вероятно, существовавшей повести крещения болгарского князя Бориса, следует заметит, что здесь одно предположение основано на другом предположении и нет никакого основания к подобного рода предположению ни в исторических, ни в агиологических памятниках греческих и болгарских. Допустим даже что существовало правдивое житие об обращении (864г.) царя болгарского. 444  Бориса (Богорь). Оно должно было подробно изложить как этот слабохарактерный венценосец после крещения принял православное духовенство от Константинопольского патриарха, и как через четыре года, признав своим духовным владыкою Рапу римского, отправил к нему посольство о присылке бискупа и патеров, которыми заменил греческое духовенство. Потом, как вскоре (870 г.) вновь отправил посла своего в Константинополь о подчинении Болгарии, в церковном отношении, вселенскому патриарху. Приняв архиепископа и священнослужителей из Константинополя. Борис удалил из своего царства латинское духовенство Житие с таким содержанием не могло послужить источником и образцом для русского духовного летописца, враждебно настроенного против католиков и находившихся с ними в сношении. Хотя А. А. Шахматов. Высказывает свое предположение осторожно с оговоркою „вероятно“, ведь на этом вероятно все у него зиждется. Таким образом мнение А. А. Шахматова не имеет исторических оснований и есть дело чистого умозрения. Ряд дальнейших исследований привел А.А. Шахматова к тому заключению, что составителем Начального свода повести о крещении Владимира был Василий, говорящий о себе в первом лице в рассказе об ослеплении Василька 445 . Далее, г. Шахматов допускает, подобно г.г. Беляеву и Голубинскому, что русские книжники имели пред собою памятник греческой повести о крещении Владимира в славянском переводе 446 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Директор училища в болгарской Варне запретил проведение традиционного молебна на начало учебного года 17 сентября 2007 г. 15:26 Представители Болгарского национального движения требуют уволить директора одного из крупнейших городских училищ из-за скандала со священником, сообщает портал «Двери.Бг» со ссылкой на радио «Дарик-Варна». Варненское отделение Болгарского национального движения выпустило декларацию-требование уволить директора училища им. Любена Каравелова в Варне, Метина Низама, после скандала, произошедшего в первый учебный день. По предварительной договоренности, 15 сентября отец Ясен из храма св. царя Бориса пришел в училище для совершения водосвятного молебна в честь первого учебного дня. Несмотря на договоренность, директор выгнал священника, заявив, что в училище учатся и мусульмане, которые могут обидеться. На глазах у собравшихся на церемонию учащихся и гостей, в числе которых были и представители районного управления, Низам закрыл двери перед православным священником. Комментируя это событие, представители Болгарского национального движения напомнили, что в Болгарии Православие является традиционной и доминирующей религией, которую исповедуют около 89% населения, и что водосвятный молебен является неотъемлемой частью традиции проведения первого учебного дня. Как отмечено в декларации, в отношении директора и ранее поступали жалобы, которые касались преподавания в училище основ цыганского и турецкого языков, освобождения учащихся от уроков для посещения мечети и других подобных вещей, недопустимых, по мнению представителей движения, в болгарском училище. Низам является активистом Движения за права и свободы, был членом районной избирательной комиссии и вел активную политическую деятельность. Если это требование не будет удовлетворено, то последует призыв к родителям учащихся бойкотировать училище. Если и в этом случае проблема не будет решена, то активисты партии обещают устроить блокаду училища и приостановить учебный процесс вплоть до увольнения директора. Декларацию Болгарского национального движения поддержали партия «Наш город» и церковное настоятельство при храме св. царя Бориса. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/295806.htm...

Мы не знаем, насколько эти византийские претензии на господство были восприняты самим Борисом: та политика, которой он придерживался в дальнейшем, показывает, что он не признавал себя подчиненным Византии. Тем не менее, по всей видимости, он все же ценил свое духовное родство с императором, повышавшее его авторитет у себя дома и престиж его государства за границей. Более того: ни он, ни его преемники никогда не пытались оспаривать византийскую доктрину о единой вселенской Империи, чьим правителем был константинопольский василевс. Но очевидная для всех в теории, на практике эта доктрина породила множество серьезных конфликтов в болгарском обществе, которые и проявились во время правления Бориса. Сразу же после его крещения в Болгарии разразилось мощное восстание, руководимое вождями древних болгарских кланов. Их целью было убрать Бориса и восстановить язычество. Повстанцы были близки к успеху, но Борису удалось собрать своих сторонников и в жестокой битве разбить мятежников. Последовавшее наказание было беспощадным: пятьдесят два зачинщика вместе с их детьми были казнены. Позже Борис раскаялся в своей жестокости, но очевидно было, что таким образом он избавился от возможных главарей языческой оппозиции. Будущее для византийской миссии в стране было обеспечено. Тем временем византийские власти предприняли усилия по укреплению своего контроля над Болгарией. Вскоре после крещения Бориса и, возможно, еще до восстания бояр патриарх Фотий направил письмо болгарскому правителю. Патриарх был не только величайшим ученым своего времени, он был еще и знаменитым стилистом и ритором. Его письмо доказывает это с избытком. Красивым и ученым языком он излагает учение о Церкви, как оно закреплено в правилах Вселенских Соборов, доказывает преимущество христианства над язычеством и, сочетая классическую мудрость с православными богословием и этикой, рисует идеальный портрет христианского правителя-философа, властелина собственных страстей и попечителя о благосостоянии своих подданных. Если Фотий хотел раздавить неотесанного варварского князька мудростью и великолепием восточной христианской традиции, то, наверное, он своего добился. Но скорее всего большая часть учености и диалектического мастерства великого патриарха были потрачены впустую. Борис очень плохо знал греческий, а переводчик вряд ли мог перевести все это великолепие на пока еще не письменный язык; да и интересовался болгарский князь прежде всего вопросами практического приложения новой религии в нравственной, социальной и политической областях. Но обо всем этом в Фотиевском послании ровно ничего не говорится. Фотий дипломатически сравнивает Бориса с Константином Великим, но всячески избегает любых напоминаний о практическом статусе Болгарской Церкви и об отношениях Болгарии с Империей.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskih-...

Еще при жизни Льва V, один из непосредственных преемников Крума, Омуртаг – «одна из самых выдающихся фигур ранней истории Болгарии», 797 заключил с Византией мирное соглашение по меньшей мере на тридцать лет, одним из главных условий которого было определение границы между двумя государствами во Фракии. Следы этой границы в виде остатков земляных окопов сохранились до наших дней. 798 После заключения мира с болгарами, Лев V отстроил разоренные города Фракии и Македонии. При нем же была возведена в столице новая стена для лучшей защиты города против возможных в будущем болгарских нападений. После этого в болгарско-византийских отношениях не было никаких выдающихся событий до начала пятидесятых годов IX века, когда болгарский престол перешел в руки Бориса (Богориса, 852–889), с именем которого соединяется известие об обращении Болгарии в христианство. Христианство было известно в Болгарии еще задолго до Бориса, главным образом благодаря христианским византийским пленным, захваченным болгарами во время войн с империей. Языческие болгарские ханы сурово преследовали «совращенных и совратителей». По словам Ф. И. Успенского, «нет сомнения, что христианство в Болгарии стало распространяться весьма рано... даже в VIII веке при дворе князей были христиане. Борьбой между христианской и языческой партией объясняются многие смуты, в болгарской истории и частая смена ханов ». 799 Обращение Бориса в христианство обусловливалось преимущественно политическими условиями страны, которые заставляли его искать теснейшего сближения с Византией. Греческое духовенство отправилось в Болгарию для проповеди христианства. Около 864 года царь Борис принял христианскую веру с наречением во святом крещении Михаилом; за ним крестились и его подданные. Непосредственное участие в деле обращения Бориса знаменитых братьев, славянских первоучителей свв. Кирилла и Мефодия не подтверждается достоверными свидетельствами. Итак, Болгария получила крещение из рук византийского духовенства, что для увеличения влияния империи на Балканском полуострове имело немаловажное значение. Борис, однако, видя, что Византия не соглашается дать болгарской церкви полной независимости и хочет сохранить за собой право на руководство духовной жизнью Болгарии, а также опасаясь попасть одновременно и в политическое подчинение империи, решил искать церковного союза с Римом и отправил к папе Николаю I посольство с просьбой прислать латинских священников. Папа с радостью отозвался на эту просьбу. Присланные латинские епископы и священники явились в Болгарию, откуда греческое духовенство было изгнано. Однако торжество папы было непродолжительным: Болгария снова обратилась к греческой церкви. Последнее событие относится уже ко времени Македонской династии. 800

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

   Еще при жизни Льва V, один из непосредственных преемников Крума, Омуртаг — «одна из самых выдающихся фигур ранней истории Болгарии», заключил с Византией мирное соглашение по меньшей мере на тридцать лет, одним из главных условий которого было определение границы между двумя государствами во Фракии. Следы этой границы в виде остатков земляных окопов сохранились до наших дней. После заключения мира с болгарами, Лев V отстроил разоренные города Фракии и Македонии. При нем же была возведена в столице новая стена для лучшей защиты города против возможных в будущем болгарских нападений.    После этого в болгарско-византийских отношениях не было никаких выдающихся событий до начала пятидесятых годов IX века, когда болгарский престол перешел в руки Бориса (Богориса, 852—889), с именем которого соединяется известие об обращении Болгарии в христианство.    Христианство было известно в Болгарии еще задолго до Бориса, главным образом благодаря христианским византийским пленным, захваченным болгарами во время войн с империей. Языческие болгарские ханы сурово преследовали «совращенных и совратителей». По словам Ф. И. Успенского, «нет сомнения, что христианство в Болгарии стало распространяться весьма рано... даже в VIII веке при дворе князей были христиане. Борьбой между христианской и языческой партией объясняются многие смуты, в болгарской истории и частая смена ханов ».    Обращение Бориса в христианство обусловливалось преимущественно политическими условиями страны, которые заставляли его искать теснейшего сближения с Византией. Греческое духовенство отправилось в Болгарию для проповеди христианства. Около 864 года царь Борис принял христианскую веру с наречением во святом крещении Михаилом; за ним крестились и его подданные. Непосредственное участие в деле обращения Бориса знаменитых братьев, славянских первоучителей свв. Кирилла и Мефодия не подтверждается достоверными свидетельствами. Итак, Болгария получила крещение из рук византийского духовенства, что для увеличения влияния империи на Балканском полуострове имело немаловажное значение. Борис, однако, видя, что Византия не соглашается дать болгарской церкви полной независимости и хочет сохранить за собой право на руководство духовной жизнью Болгарии, а также опасаясь попасть одновременно и в политическое подчинение империи, решил искать церковного союза с Римом и отправил к папе Николаю I посольство с просьбой прислать латинских священников. Папа с радостью отозвался на эту просьбу. Присланные латинские епископы и священники явились в Болгарию, откуда греческое духовенство было изгнано. Однако торжество папы было непродолжительным: Болгария снова обратилась к греческой церкви. Последнее событие относится уже ко времени Македонской династии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Снося с словами Никиты другое позднейшее свидетельство (Симеона Логофета), что болгары, быв вынуждаемы голодом, переступили римские пределы, мы должны признать его за действительно достоверное свидетельство, т. е. что на самом деле не греки, а болгары были первые поднявшие оружие, – Симеон Логофет , как кажется, приводит известие не вполне, делая опущение с тою целью, чтобы иметь потом возможность повторить противоречащий ему рассказ продолжателя[Желательно, чтобы нашлась та греческая летопись, которая служила для него (Логофета) источником в первом отделе его рассказа, – в ней может быть мы прочли бы подлинную и обстоятельную повесть о крещении болгар.]. Таким образом, по соображении всех троих византийцев, говорящих о крещении Бориса, дело вообще должно быть представляемо так, как мы его представляем. Выше мы видели, что архиепископ Феофилакт говорит о покрывшем Болгарию облаке франков. Откуда берет он это, стоящее у него ни к селу, ни к городу, облако франков, пока мы не можем объяснить; но во всяком случае несомненно, что его показание ошибочно, – положительным и достоверным образом известно, что непосредственно перед крещением и непосредственно после крещения Борис находился в мире и союзе с немецким королем. (Не читал ли он летописи Бертинской и не понимал ли записанного в ней под 864 годом: «Hludovicus rex Germaniae hostiliter obviam Bulgaram Cagano... (пропуск) nomine, qui christianum se fieri velle promiserat, pergit», ошибочным образом о враждебном походе Людовика против Бориса?) 38 Симеон Логофет сообщает, что Борис, после того как заключил мир с греками и крестившись возвратился домой, просил у них и получил одну прилежавшую к Болгарии область. Может быть и действительно было так, как он сообщает, т. е. может быть это действительно было со стороны Бориса уже новым требованием сверх тех, которые предъявил и на которые получил удовлетворение при заключении мира; во едва ли не вероятнее, что уступка названной области была одним из условий, предъявленным государем болгарским именно при сем первом случае.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Все, что ни предпринимал он, не удавалось ему. Он хотел (843 г.) воевать с греками, но должен был продолжать перемирие. Решился отмстить (850 г.) сербам за неудачи отца своего Звинича: но поход кончился поражением Бориса и он просил мира. Поход против хорватов также не имел успеха. Попытка действовать в союзе с паннонскими славянами против франков (853 г.) окончилась поражением Бориса. В 860 г. поразил Болгарию страшный голод, за которым следовал мор; народ погибал, а помощи не было ни откуда. К большему горю, греки стали грозить войною2). Столько неудач и бед заставляет и самого твердого задуматься. Борис, хотя и язычник, но неиспорченный, видел гнев Божий над Болгариею. За что этот гнев? Ему пришлось припомнить слова дяди – мученика Бояна, что христианская истина одержит победу над языческою ложью3). – О всем подобном напоминала ему и сестра его. Она еще в нежном возрасте взятая в плен, воспитана была при греческом дворе по началам христианства. – По условиям мира с Грециею 852 г. она отпущена была в Болгарию, а Борис освободил знаменитого пленника -   1) Константин Бгрянородный (De admin. imp. c. 32) называет Бориса сыном Пресиана: ??????? ?? ?????? ???? (???????). По словам Феофилкта (о стр. муч.), Борис сын Звинича, а Звинич брат Маломира и Бояна и след. внук Грубоша. Итак, Пресиам и Звинич – одно и то же лицо и после Маломира был на болгарском престоле 830-840 г. Шафарик, обличая Энгеля в ошибках, сам не избавился от ошибки, считая Пресиама за одно лицо с Маломиром. 2) Stritteri Bulgarica p. 575-577. 3) См. марта 28. учителя Куфару, который также говорил Борису о пустоте язычества. Да и многие десятки тысяч были уже христианами между славянами подданными Бориса… Было, у кого учиться христианству! – За язычество Болгарии стояли княжеский двор болгарский, его министры и вожди и славяне перешедшие с князем с правого берега Дуная: но что язычество приносит Болгарии? Время было кончить борьбу с христианством, которого истины так светлы, так чисты, так отрадны для духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Тридцатилетняя титаническая борьба св. Царя Бориса с Константинополем и Римом, с международными и внутренними обстоятельствами, с собственным неведением и недоумением, его возрастание как великого государственника и дипломата, закончилась, наконец, блестящим триумфом – Болгария стала православной христианской страной, с автокефальной независимой Православной Церковью, с богослужением на болгарском языке, с собственной иерархией. Этим было заложено основание могучего словено-болгарского православного христианства, которое в будущем должно было играть всемирную роль в Божием промысле о судьбах мира. Конечно, св. Царь Борис прежде всего заботился о своем государстве и был далек от мысли заниматься просвещением славянских племен, обитавших на необозримых пространствах далеко за пределами Болгарского государства (судя по сохранившимся историческим свидетельствам, это была забота его сына, Царя Симеона Великого), но строительством Болгарской Церкви и Болгарского христианского государства св. Царь Борис создавал предпосылки и пролагал дорогу для обустраивания славянских православных государств и в первую очередь для Сербии и России по образцу христианской Болгарии. Таков объективный результат его церковного строительства и Болгарии принадлежит бесспорное первенство в этом деле. Такой могла бы быть Моравия, но в силу обстоятельств она лишилась этой возможности. А Болгария св. Царя Бориса подхватила предлагаемую Божием промыслом возможность, блестяще ее разработала и стала классической страной славянского Православия. To, что св. Царь Борис создал, в дальнейшем послужило Божиему промыслу. До конца своей жизни (†2/15.V.907 г.) св. Царь Борис заботился и имел попечение о духовной книжной деятельности по переводу и созданию духовной литературы на болгарском языке. Нельзя не отметить энергичную деятельность его брата Докса, который ревностно помогал Царю Борису в его деле и который тоже принял монашество и заботился о развитии книжности в Болгарии, не только в элементарном смысле обучения грамоте, но и о переводах догматических сочинений для догматического укрепления православного христианства Болгарской Церкви (акад.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—152— τς πρξεις τς οκεας γωγς προστησμενος αυτν ζωγρφει πρς τοτον πιμελς. Чтобы оценить значение этого образа, нужно иметь в виду ту легкость, с которой составитель жития превращает в реальные факты образные выражения своих источников и наоборот – придает переносный смысл фактическим сообщениям. 2360 Отсюда одно из двух; или в данном месте превращено в иносказание конкретное сообщение первоисточника относительно занятий Мефодия живописью, проникшее в более чистом виде в сообщения хроник, или наоборот – один из хронистов придал реальный смысл образной мысли первоисточника. В том и другом случае вывод один: существование очень древнего сказания об участии первоучителя Мефодия в обращении Бориса с упоминанием о нём – в прямом или переносном смысле – как о художнике. Едва-ли не к этому же сказанию восходит и упоминание в греч. хронике Синод. библиотеки 263 (по Описанию арх. Владимира 407), лл. 237 об. – 239, о главном виновнике обращения болгар, который называется ες σοφς νθρωπος ωμαος κα ζωγρφος. 2361 Ср. выражение жития: πνακα σοφο τν τχνην ζωγρφου. Таким образом, мы пришли к тому же сказанию об обращении Бориса в христианство, к которому иным путем, посредством анализа летописного сказания о крещении Владимира, пришел А.А. Шахматов. Разница только в том, что в источнике, который имел у себя Климентов биограф, обращение Бориса приписывалось Мефодию, а в источнике летописного сказания – его брату Кириллу. Эта разница находит себе объяснение в тесной связи между свв. братьями, выставляемой на вид большинством памятников. б) Восходит-ли к тому же сказанию и упоминание об изобретении свв. братьями алфавита для болгар, или оно заимствовано из другого источника, или основывается только на предании, – для решения этого вопроса данных в житии нет. Важно отметить только, что это упоминание —153— также не стоит одиноко, но находит себе целый ряд параллелей в других памятниках как восточного, так и западного происхождения. Свидетельство об изобретении азбуки и переводе священных книг, сходное в некоторых своих подробностях с повествованием паннонских житий, отличается от них лишь тем, что, по словам Климентова биографа, великий труд славянских учителей ближайшим образом предназначался ими для болгарского народа, тогда как по паннонским житиям – для мораван.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010