Множество новых фактов из истории восстановления Киевской митрополии после Брестской унии 1596 г. представлено в обширной статье, повествующей о митрополите Киевском, Галицком и всея Руси Иове (Борецком, 1631 г.). Тему истории Православия на Украине продолжает публикация об Иове (Кондзелевиче,1667-1740-е гг.), игумене Луцкого Братского Воздвиженского монастыря, крупнейшем украинском иконописце XVIII в. Примечательны статьи о таких крупных русских иерархах, как Иов, митрополит Новгородский и Великолукский (1716 г.), и Иов (Потемкин), архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (1750-1823 гг.). Из архиереев Русской Церкви новейшего времени следует отметить Иова (Кресовича), архиепископа Ивановского и Кинешемского (1898-1977 гг.), об исповедническом пути которого также можно узнать из статьи в 25-м томе энциклопедии. Здесь же присутствуют материалы о ныне здравствующих иерархах: Иове (Тывонюке, род. в 1938 г.), митрополите Челябинском и Златоустовском, и Иове (Смакоузе, род. в 1964 г.), епископе Каширском, викарии Московской епархии, управляющем Патриаршими приходами в Канаде. Том также содержит статьи, из которых можно почерпнуть информацию об Иове, Патриархе Александрийском (953-960 гг.), и Иове, Патриархе Антиохийском (811-843 гг.). Далее 25-й том «Православной энциклопедии» представляет не менее обширный комплекс статей, персонажами которых стали подвижники и деятели, носившие имя Иона. Среди русских святых, имевших это имя, наиболее примечательны: св. Иона, митрополит Киевский и всея Руси (1461 г.), при котором Русская Церковь стала автокефальной; св. Иона, епископ Пермский (1470 г.); св. Иона, архиепископ Новгородский (1470 г.), а также преподобные Иона Псково-Печерский (кон. XV в.), Иона Яшезерский (ок. 1592 г.) и Иона (Мирошниченко, 1902 г.), основатель Троицкого Ионинского монастыря в г. Киеве. Отдельный материал посвящен святому праведному протоиерею Ионе Атаманскому (1855-1924 гг.), замечательному пастырю из г. Одессы. Крупная публикация рассказывает об Ионе из Боббио, видном западном церковном писателе и агиографе VII в.

http://patriarchia.ru/db/text/1429871.ht...

При восстановлении в 1620-1621 гг. Иерусалимским патриархом Феофаном IV западнорус. православной иерархии на Перемышльскую кафедру был рукоположен Исаия (Копинский) . Афанасий был вынужден уехать из Перемышля и поселился в униатском монастыре Св. Спаса в Ст. Самборе. Исаия (Копинский) не имел возможности находиться в П. е. из-за враждебных действий со стороны польск. правительства и жил, гл. обр., в православных монастырях Левобережья под защитой казаков. Власти признавали Перемышльским епископом униата Афанасия (Крупецкого). На рубеже 20-х и 30-х гг. XVII в. управление П. е. по поручению митр. Иова (Борецкого) осуществлял архим. Киево-Печерского монастыря св. Петр (Могила) . Известна грамота последнего Перемышльскому братству от 21 янв. 1631 г. с наставлением, в которой отмечалось, что митрополит дал архим. Петру «в той епископии над вами, православными, власть». В соответствии со «Статьями для успокоения народа русского греческой религии» (нояб. 1632) П. е. должна была навсегда принадлежать православным, униат. еп. Афанасий (Крупецкий) получил санкцию лишь на пожизненное управление кафедрой и ее владениями. На время, пока Афанасий занимал Перемышльскую кафедру, правосл. Перемышльский епископ должен был получить во владение Свято-Спасский, Смольницкий мон-ри и мон-рь Св. Онуфрия, а также ежегодное жалованье из казны в 2 тыс. злотых. В 1633 г. часть шляхты предложила на правосл. Перемышльскую кафедру Ивана Романовича Попеля, др. часть выдвинула кандидатуру Семена Гулевича-Воютинского, 3-м кандидатом стал Варлаам Брошневский. Несмотря на то что двоеженец Попель не имел поддержки Киевского митр. свт. Петра (Могилы), 18 марта 1633 г. он получил королевский привилей и сделал попытку захватить кафедру. В дек. следующего года Попель скончался, не получив хиротонию. В марте 1635 г. король согласился на кандидатуру луцкого земского писаря Гулевича-Воютинского, принявшего монашество с именем Сильвестр. Ему была передана часть владений П. е.: после смерти Афанасия (Крупецкого) правосл.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

По последним словам можно полагать, что в окончательном пересмотре перевода участвовал и скромный отец Захария. «Волею, старанием и благословением Кир-Захарии Копыстенского, архимандрита св. Лавры» переведено толкование Андрея Кесарийского на апокалипсис, изданное, вместе со Словом Ефрема Сир. на Преображение Господне, с Беседою Златоустого, К., 1625 г. Предисловие ко второму изданию Номоканона, К. 1624 г., писанное «иеромонахом Захариею», говорит о цели и пользе Номоканона. Этот Номоканон не показывает в сочинителе его ни обширного знания правил, ни достаточной рассудительности. Он составлен на Афоне не раньше XVI в., т. е. в самое печальное время. Подлинник издан Котельером (Monum. eccl. Gr. I, 68–158, Lutetiae Par. 1677); но разность в греческих списках сего Номоканона показывает, что и в Греции были недовольны этим плохим сборником. Отца Захарию, конечно, нельзя винить в выборе плохого предмета для перевода. Перевод был уже напечатан в К. 1620 г. Его издание «с большим исправлением изображенное», еще тогда, как отец Захария был архидияконом, издал он в К. 1617 г. часослов с двумя предисловиями: в первом – толкование служб, во втором говорится о составе и употреблении книги. «Монахом спасение молитва и труд», говорит добрый инок. 163. Иов Борецкий , с 1620 г. митрополит Киевский (+ 1631 г.). «Сей митрополит, говорит святитель Димитрий, был благочестив и премудр, в божественном писании искусен, греческий и латинский язык добре умевый и тех языков иные в школах учивый» (Катих.). Последнее было в Львовском училище, где он учился и учил, еще тогда, как был он священником Киевским, отличался он благочестием и особенно подвигами милосердия. В сане игумена Михайловского монастыря, «благочестивый и сведущий в божественном писании учитель» тщательно поверял и исправлял по верному греческому тексту Анфологион, и, дополнив его краткими житиями и службами Русских святых, издал в Киеве 1619 г.; а еще прежде того переведены им: послание патр. Мелетия к отступнику Ипатию Поцею, изданное в Дермани 1605 г., и его же Диалог о православной вере, Острог, 1606 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Только визит в Польшу Антиохийского Патриарха Феофана, рукоположившего здесь в 1620 г. в митрополиты Иова Борецкого (1620–1631), восстановил православную иерархию в Польше. В 1632 г. благодаря трудам нового митрополита Петра Могилы (1632–1647), выдающегося богослова и литургиста, основавшего в Киеве высшее православное учебное заведение — Коллегию, на всей территории Польши удалось восстановить легальный статус Православной Церкви. После воссоединения Украины, составлявшей восточные области Польши, с Россией в 1654 г., в 1686 г. Киевская митрополия вошла в состав Русской Церкви. Православные на территории Польши и Беларуси оказались в униатском и католическом окружении. Католичество постепенно начинает все больше и больше торжествовать над православием, и к концу XVII b. большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. Храмы продолжали насильственно закрываться, богослужения совершались в частных домах. Со второго десятилетия XVIII b. для всего православного населения Западной Руси, входившей в состав Польши, остался только один православный епископ — Белорусский. Не изменил бедственного положения православных и польский сейм 1788–1792 г., провозгласивший религиозную свободу. Главными очагами Православия продолжали оставаться немногочисленные монастыри. В конце XVIII b. в Польшу проникают греческие православные купцы, которые поселяются здесь и стремятся поддержать Православие. Но правительство не разрешало им устраивать храмы, а поэтому богослужение совершалось в молитвенных домах. Священники приглашались из Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции. 12.1.3. Православие на присоединенных к России польских землях (XIX — начало XX в.в.) В 1795 г. в результате третьего раздела Польши восточная ее часть входит в состав Российской империи. Началось возрождение Православия, латинская пропаганда и притеснения православных прекратились. С 1793 г. православные приходы в Польше были объединены в Минскую епархию. Начинается свободное возвращение христиан из унии в Православие. В некоторых местах, например, в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило довольно быстро и спокойно. В 1834 г. в Варшаве уже было учреждено викариатство Волынской епархии. В 1839 г. Полоцкий собор ликвидировал унию на территории Польши и Беларуси. В 1840 г. в Варшаве учреждается самостоятельная епархия, а в 1875 г., после присоединения униатов Холмщины, епархия стала называться Холмско-Варшавской. В 1905 г. Холмщина была выделена в самостоятельную епархию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

В конце XVI – начале XVII веков монастырь пребывал центром противостояния между католической унией и Православной Церковью, в итоге его отстоявшей. Некоторые насельники Печерской обители бежали от притеснений католиков и основывали новые обители. Например, Стефан Махрищский бежал в Москву, впоследствии основал Стефано-Махрищский, Авнежский монастыри.      В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография, которая была основана в 1615 году. Вокруг нее группировались выдающиеся общественные деятели, литераторы, ученые и художники-граверы. Среди них – архимандриты Никифор (Тур), Елисей (Плетенецкий), Памва (Берында), Захария (Копыстенский), Иов (Борецкий), Петр (Могила), Афанасий (Кальнофойский), Иннокентий (Гизель) и многие другие. С именем Елисея (Плетенецкого) связано начало книгопечатания в Киеве. Первой отпечатанной в типографии Киево-Печерской Лавры книгой, дошедшей до наших дней, является «Часослов» (1616–1617). До середины XVIII века лаврская типография практически не имела конкурентов. Великая церковь Киево-Печерской лавры, Верещагин В.П. Важное место в истории монастыря данного периода занимает архимандрит, а впоследствии Киевский митрополит Петр (Могила). Одной из главных сфер его деятельности была забота об образовании. В 1631 году святитель основал в Киево-Печерской Лавре гимназион, в котором наряду с богословием изучались и светские предметы: грамматика, риторика, геометрия, арифметика и многие другие. В 1632 году, для подготовки православного духовенства и светской элиты в Украине, гимназион был объединен с Братской школой на Подоле. Было создано первое высшее учебное заведение в Украине – Киево-Могилянский коллегиум, который впоследствии был преобразован в Киевскую духовную академию. После заключения Переяславского договора Лавре были даны жалованные грамоты, средства, земли и имения – Как изменилась жизнь Лавры после перехода под покровительство московских государей?

http://pravoslavie.ru/79300.html

27 авг. 1608 г. униат. митр. Ипатий Потей прислал И. грамоту. Он вызвал И. на суд, во-первых, за то, что тот без его ведома получил от короля епархию, к-рая принадлежала униат. Киевским и Галицким митрополитам, и, во-вторых, за то, что принял посвящение не от своего архипастыря, а за границей «вопреки канонам Церкви и законам государства». И. на суд не явился и продолжал управлять епархией. 16 нояб. 1611 г. Потей получил королевское разрешение назначить архим. виленского Троицкого мон-ря Иосифа Вельямина Рутского своим коадъютором и наместником, епископом Львовским и Галицким, однако это решение вызвало протесты духовенства и шляхты, и власть Рутского в епархии была номинальной. 3 марта 1609 г. И. издал грамоту с благословением Львовскому Успенскому братству. Он призывал православных делать пожертвования на постройку братской церкви, школы и госпиталя. И. неоднократно давал братству деньги. С 1610 г. И. оставался единственным действующим правосл. епископом Западнорусской митрополии . В 1613 г. он издал окружную увещательную грамоту, в к-рой призывал православных бороться с унией. Не позднее 1614 г. он стал экзархом К-польского патриарха Тимофея II . При восстановлении православной иерархии патриархом Иерусалимским Феофаном в 1620-1621 гг. И. был признан законным правосл. архиереем, и никаких действий по отношению к Львовской кафедре предпринято не было. Намерения т. н. рус. партии архиереев во главе с митр. Иовом (Борецким) присоединиться к Московскому Патриархату не получили поддержки И., однако в 1625-1626 гг. он регулярно писал грамоты царю Михаилу Феодоровичу с жалобами на притеснения со стороны поляков и с просьбами о милостыне. И. не участвовал в Киевских Соборах 1627 и 1628 гг., осудивших проуниат. произведения архиеп. Мелетия (Смотрицкого) ; на Соборе 1629 г. в Киеве был лишь его представитель некий Федор, выбранный маршалком. В 1631 г. И. был назначен экзархом К-польского патриарха Кирилла Лукариса . 26 янв. того же года экзарх освятил львовскую Успенскую ц. в присутствии киево-печерского архим. св. Петра (Могилы) и неизвестного архимандрита из Молдавии, представителя молдав. господарей. 1 нояб. 1632 г. И., единственный из правосл. епископов, был признан польск. правительством в отличие от иерархов, поставленных Иерусалимским патриархом Феофаном.

http://pravenc.ru/text/293656.html

Находясь в России, И. поддерживал контакты с соотечественниками по др. сторону границы, многие из к-рых переезжали на службу к архиерею в Суздаль. Уже в окт. 1625 г. в Путивль прибыли направлявшиеся к И. старцы Дерманского мон-ря. 21 нояб. к И. приехали его постриженики - священник и 2 диакона из Киево-Печерского мон-ря «с приказом» от матери архиерея Домникии, игум. жен. Печерского мон-ря в Киеве (возможно, речь идет о мачехе И. Галке Стужинской). Посланцы от Домникии приезжали в Путивль также в февр. и в июле 1626 г. В 1628 г. старцы Свято-Духова монастыря в Вильно (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь ), прибывшие просить о помощи Виленскому братству, везли с собой рекомендательные грамоты к царю, патриарху и И. В авг. 1628 г. в Путивль приехал строитель Преображенского мон-ря в Четвертне Илия с письмом к И. от Павла Курцевича и с сообщением о желании кн. Григория Святополк-Четвертинского уехать в Россию. В окт. того же года царь предложил пригласить кн. Святополк-Четвертинского. В нояб. И. написал князю послание, наполненное воспоминаниями о прежней жизни и похвалами жизни в России. Вместе с грамотой И. отправил письма Павлу Курцевичу и матери. В марте 1630 г. Андрей привез в Путивль от митр. Иова (Борецкого) среди др. документов грамоту к И. В марте 1631 г. И. писал митр. Иову, что царь пожаловал выехавших в Россию сына и племянника митрополита и обещал взять их под свою опеку. 31 дек. 1632 г. новый Киевский митр. Исаия (Копинский) обратился к И. с просьбой ходатайствовать о нем перед царем. И. присутствовал в янв. 1634 г. на Соборе о мобилизации людей и средств на продолжение войны с Речью Посполитой. Однако вскоре после Собора, 21 марта 1634 г., царь Михаил Феодорович издал указ, в котором предписывалось: «Иосифа, архиепископа Суздальского, за его бесчинство, что он живет не по святительскому чину, делает многие непристойные дела, сослать в Сийский монастырь... А быти архиепископу в Сийском монастыре во властелинском чину с панагиею, а в церковь бы есте архиепископа до нашего указу пущать не велели. А велели ему быти в келье без выходу... А того б есте велели беречь накрепко, чтоб архиепископ из монастыря не ушел, и бумаги и чернил в келью ему не давали, и ни каким сторонним людям к нему приходити не велети» (ААЭ. Т. 3. 249. С. 380, 381). По-видимому, власти смогли применить к И. меры наказания после кончины его покровителя патриарха Филарета († 1 окт. 1633). Грамотой нового патриарха Московского и всея Руси Иоасафа I от 14 сент. 1634 г. предписывалось перевести И. из Антониева Сийского монастыря в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь , сняв с него «святительский сан и панагию» и одев в «черническое платье» (РИБ. 1875. Т. 2. С. 551-555). С 1640 г. И. жил в казанском Зилантовом в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , где и скончался. Погребен в соборе Зилантова мон-ря на левой стороне (могила не сохр.).

http://pravenc.ru/text/578515.html

Как одному из видных и всеми уважаемых членов православной Церкви, прп. Иову приходилось принимать непосредственное участие в особенно важных событиях церковно–общественной жизни своего времени. В 1628 году он присутствовал на Киевском Соборе западно–русских епископов, архимандритов и игуменов: Собор был созван Киевским митрополитом Иовом Борецким (1622–1631) по делу о Полоцком епископе Мелетии Смотрицком, отпавшем в унию. На Соборе Мелетий доставил православным великое утешение, раскаявшись в своем уклонении в унию, совершенном из боязни смертной казни; но, к сожалению, его раскаяние не было продолжительно. 16 августа Собор издал объявление, в котором отцы, присутствовавшие на Соборе, оповещали, что они твердо стоят в православной восточной вере, не мыслят об отступлении в унию, под клятвою обещаются бороться с нею и увещевать к тому весь народ православный. Среди подписавших это соборное объявление находится и имя «Иоанна Железо, игумена Почаевского». Управляя обширною обителью, принимая участие в церковных делах своего времени, преподобный Иов в своей внутренней, скрытой от взоров людских жизни не оставлял любимых подвигов созерцания и уединения. Под схимнической одеждой он всегда носил власяницу и тяжелые вериги. День посвящал труду, а ночь — молитве. Днем подвижник беспрестанно работал: садил деревья, делал прививки, насыпал плотины, подавая братии пример трудолюбия. При этом с его уст не сходила молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Ночами преподобный любил уединяться для молитвы в глубокую каменную пещеру в Почаевской горе; со всех сторон обросшая лесом, она представляла надежное убежище для уединенной, безмолвной молитвы. В этой тесной пещере, немой свидетельнице подвигов преподобного, игумен Почаевский, затворившись, проводил в молитве по несколько суток, питаясь «только слезами, изливаемыми от чистого сердца». Угодник Божий с давних лет поставил на уступе скалы, вдавшемся в пещеру, лучший список с чудотворной Почаевской иконы Божией Матери: устремляя к ней свои духовные взоры, преподобный преклонял колена на жестком каменном полу и молился Владычице мира «о благосостоянии света, во зле лежащего».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Загаецкая " В ночь на 23 января 2006 года Загаецкая икона была похищена во время вооруженного ограбления монастыря. Место ее пребывания неизвестно. На 2019 год икону вернуть не удалось. В настоящее время в монастыре имеется старинный список иконы. Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Загаецкая Местночтимый чудотворный образ, связанный с историей свт. Иоанна Милостивого мужского монастыря в с. М. Загайцы Шумского района Тернопольской области (Тернопольская и Кременецкая епархия УПЦ). Монастырь основала во 2-й четверти XVII века вдова полковника Речи Посполитой Константина Ярмолинского Ирина по благословению православного митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого; 1620-1631) в своем имении Загайцы Кременецкого повета Волынского воеводства. Монастырю были пожертвованы земли, в обитель были сделаны богатые вклады на сооружение храма и келий. В начале XVIII века потомки Ярмолинской отступили от православной веры. С 1709 года монастырь принуждался к переходу в унию, в 1721 году он стал униатским. В 1749 году владелец Шумска Стефан Ярмолинский подарил монастырю икону Божией Матери с Младенцем, которая стала называться «Загаецкая». Согласно преданию, икона была обретена в лесу близ Загайцев во времена прп. Иова Почаевского (1550-1651). В 1794 году монастырь возвращен в лоно [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Загаецкая. (Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон/Под редакцией [и с предисловием] Е.Поселянина. С.-Петербург: книгоиздательство П.П.Сойкина, Кн. 4. С.778: Загаецкая. Находится она в Загаецком св. Иоанна Милостивого мужском монастыре, расположенном в Волынской епархии, в 20 верстах от Кременца и в 40 вер. от известной Почаевской лавры.) Файл 31588.jpg:   Размер: 695x999, 0.69 MPix, 344 Kb. Дата: 2018-04-02, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (93) , (2) .

http://pravicon.com/icon-658

Под его руководством состоялось в 1628 году осуждение " Апологии " Мелетия (Смотрицкого). Будучи номинально подчинён напрямую Константинопольскому патриарху как ставропигиальный " великий архимандрит, " был неподвластен Киевскому митрополиту. Петр был близок с митрополитом Иовом (Борецким) – последний, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Но с его преемником, митрополитом Исаией (Копинским), у Петра сложились менее доверительные отношения - по мнению некоторых историков, враждебные Этим протвостоянием, возможно, было обусловлено то, что Петр взялся за основание нового православного просветительского центра в Киеве невзирая на уже существующую Киевское братское училище. Архимандрит Петр положил много сил положил он и на основание нового высшего духовного училища при Лавре - первого в своем роде в восточнославянских землях. По возвращении посланных за границу юношей он поставил их учителями, а также взял ученых из Львовского братства. Организовал в Лавре первое общежитие для бедных учеников, дав для содержания училища несколько деревень из своего имения и лаврских волостей. Новое училище " для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках " открылось в 1631 году. Вскоре, когда киевские братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти Константинопольского патриарха, Петр соединил свою лаврскую школу с братской. Это дело благословили патриарх Константинопольский Кирилл (Лукарь), митрополит Киевский Исаия (Копинский-Борисович), письменно одобрили православные епископы и знатнейшее духовенство и лаврское братство. Взошествие на Киевскую кафедру К тому времени польский престолонаследник королевич Владислав показал себя готовым дать православным право легального существования, выработав соответственный законопроект в комиссии сейма. Архимандрит Петр, находившийся тогда в Варшаве, писал оттуда ко всем русским, чтоб они не соглашались на принятие изложенных в проекте условий, и убеждал их воспользоваться выборным сеймом для достижения полного удовлетворения требований.

http://pravicon.com/info-3196

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010