Захария , 4 июня 1570. Сергий , 25 июня 1578. Сильвестр Иерусалимец , 1581–86. Михаил Константинович , 1595. Стефан Товстоновский , 1599. Иоасаф Мировский [он же и архим. Слуцкий], 1601–18; † 22 дек. Иов Борецкий , с 1619; 9 окт. 1622 хирот. в митр. Киевского; † 2 мар. 1631. Филофей Кузревич (Кизаревич) , 1631, † 20 апр. 1645. Иосиф Кононович-Горбацкий в 1646 перев. из Киево-Братского монастыря; в 1650 хирот. в еписк. Могилевского. Феодосий Василиевич , он же архим. Слуцкий, упом. 1654. Феодосий Софонович утверждён 2 июня 1655–61, 67, 1672. Варлаам Ясинский в 1673 перев. из Киево-Братского; 8 июля 1680 – в Киево-Николаевский Пустынный. Мелетий Дзик в 1680 перев. из Киево-Братского; † 7 февр. 1682. Феодосий Гугуревич , в 1682 – из Батуринского Крупицкого; один год, и пошёл на покой. Сильвестр Головчич в 1683 перев. из Киево-Братского. Упом. по 1693. Захарий Корнилович упом. 1698, а 1 окт. 1700 хирот. в Киевского викария. Иоанникий Сенютович упом. 1713, 24 июля 1715 перев. в Киево-Печерскую Лавру. Варлаам Голенковский в 1716 прибыл в С.-Петербург и сделан наместн. Лавры. Варлаам Леницкий , с 1716; 31 мая 1719 хирот. в еписк. Суздальского. (В 1720 и 21 вакансия). Алексей Петрик 24 июля 1722 перев. из Мгарского монастыря, а 9 июля 1736 – в Киево-Межигорский. Архимандриты Амвросий Дубневич в 1737 перев. из Киево-Братского монастыря, а 31 дек. 1738 – в Троицкую-Сергиеву Лавру. Тимофей Щербатский в 1739 перев. из Киево-Выдубицкого монастыря, а 14 апр. 1740 – в Киево-Печерскую Лавру. Сильвестр Думницкий 2 сент. 1740 перев. из Киево-Братского, а 1746 – в Межигорский. Модест , Софийский писарь, с 1746 по ... Иоанникий Скабовский 23 июл.1753 перев. в Межигорский. Варлаам Тещинский 1753–57 перев. в Мгарский. Модест (паки) 16 определён 30 апр. 1757; до 1768. Епифаний Могилянский в 1768 перев. из Нежинского Назарета, а в 1769 – в Киевский Николаевский Пустынный. Феоктист Мочульский в 1768 перев. из Гамалеевского монастыря; 16 июня 1775 – в Ростовский Яковлевский. Исаия Германовский 2 апр. 1775 перев. из Нежинского Назарета; до 1777.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иова особенно смело и энергично действовал Мелетий Смотрицкий 724 , поставленный на полоцкую епархию. Поселившись в виленском братском монастыре Св. Духа, он совершал там посвящение духовных лиц, рассылал послания к православным и писал сочинения в защиту православной Церкви. Влияние Мелетия было так благотворно, что некоторые приходы в полоцкой епархии стали отпадать от власти полоцкого епископа, Иосафата Кунцевича. К сожалению Мелетию не доставало твердых религиозных убеждений – плод влияния виленской иезуитской академии и протестантских университетов Запада, где он учился. В то время среди православных и униатов бродила мысль о соглашении между собою: ее разделяли И. Рутский, И. Борецкий и др. Мелетий увлекся ею и постепенно склонился к унии. Изданная им «Апология» уже заключала в себе явно – католические воззрения и хулу на православную Церковь . Иов позаботился в 1628 г. соборно осудить соблазнительную для православных «Апологию», а самого Мелетия заставил проклясть ее и торжественно раскаяться в заблуждениях. Но его раскаяние было мимолетно. В том же году он письменно отрекался от того, что сделал на соборе 1628 г., и окончательно отпал от православия. Мысль о соглашении униатов и православных дошла до королевского двора и Сигизмунд повелел им собраться для этого на общий собор в 1629 г. (во Львов.); но православные отказались; сам Иов теперь уже не хотел вступать в переговоры с униатскими владыками. Иов скончался в 1631 г. и погребен в Киевомихайловском монастыре. Преемником ему был избран Исаия Копинский (1631 – 1633). Это был воспитанник острожской школы; с ранних лет постригся он в Киевопечерском монастыре и около пятнадцати лет провел в подвигах в Антониевой пещере, с 1615 г. сделан настоятелем новооснованного Богоявленского братского монастыря, в 1620 г. посвящен в епископа перемышльского и потом перемещен на епархию смоленскую и черниговскую. В сане епископа он заботился о водворении порядка в монастырях, своими руками копал пещеры и строил келлии; кроме того отличился горячею преданностью православной вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

После посмертного осуждения Кирилла Лукариса на К-польском Соборе 1642 г. небольшая группа греч. богословов продолжала сотрудничество с протестант. Западом, чтобы сделать доступной грекам протестантскую катехетическую литературу. Наиболее важным плодом этой деятельности стал новогреч. перевод кальвинистского «Бельгийского исповедания», «Гейдельбергского катехизиса» и «Дордрехтского церковного устава» (ранее, в 1623, эти сочинения вышли в Лейдене в переводе на классический греческий). «Православное исповедание веры» свт. Петра (Могилы)- первый официальный катехизис православной Церкви Свт. Петр (Могила). XIX в. Неизвестный художник (НКПИКЗ) Свт. Петр (Могила). XIX в. Неизвестный художник (НКПИКЗ) Ответом на «Исповедание» Кирилла Лукариса и униатские К., который должен был обозначить отличия православия от протестантизма и католичества, а также дать цельное изложение правосл. вероучения, призвано было стать «Православное исповедание веры кафолической и апостольской Восточной Церкви» (первоначальное название - «Катехизис») свт. Петра (Могилы), митр. Киевского (1632-1647). Создание «Православного исповедания» обычно рассматривается в контексте образовательной реформы митр. Петра (см.: Podskalsky. Griechische Theologie. S. 230-232). Хотя в Киеве уже существовала братская школа, ориентированная на львовскую модель, т. е. прежде всего на преподавание славянского и греческого языков, однако интеллектуальный уровень школы находился намного ниже иезуитских коллегий Польши, так что ее глава с 1615-1616 гг. Иов (Борецкий) , митр. Киевский (1620-1631), был вынужден посылать туда учащихся, где они часто оставляли православие и переходили в католичество. В братствах отсутствовали квалифицированные профессора, в частности, по причине недоверия к любой форме философского образования, рассматриваемого в качестве угрозы вере. Сторонники такого отношения к образованию враждебно относились к проекту митр. Петра (Могилы), к-рый, с одной стороны, хотел сохранить православие, а с другой - достигнуть уровня лат. школ Польши, чтобы тем самым лучше защищать православие с юридической и социальной сторон. Поэтому он в обход противящегося этому замыслу митр. Иова (Борецкого) напрямую испросил у К-польского патриарха разрешение основать школу. Она начала работу в 1631 г. в Киево-Печерском мон-ре. В следующем году митр. Петру (Могиле) удалось получить и руководство братством, так что 2 школы могли теперь быть объединены в Киево-Могилянскую коллегию (1632). Королевский декрет Владислава IV (1635) однозначно исключал из предметов, дозволенных к преподаванию, философию (кроме логики и диалектики) и богословие (привилегия иезуитских коллегий), которые, впрочем, из-за недостатка в преподавателях и так практически не изучались. Только с 1689 г. богословие и философия стали офиц. составной частью учебного плана коллегии, которая с 1701 г. получила статус академии.

http://pravenc.ru/text/1683893.html

Патриарх Феофан присоединил к Киево-Богоявленскому братству странноприимное общество, преобразованное в бурсу, и ввел в братском училище преподавание латинского и греческого языков, чтобы дать православным средство противостоять действиям иезуитов. Но Восточные Патриархи не могли удовлетворить все нужды Киевской братской школы. Поэтому в 1626 г. Киевское братство обратилось с просьбой о помощи к русскому царю Михаилу Феодоровичу. Последние годы этого периода киевское училище делилось на четыре класса, из которых в «русском классе» преподавал уставщик Феодор Москвитянин. В 1627 г. архимандритом Киево-Печерской Лавры стал знаменитый Петр Могила. Он основал здесь училище по образцу тогдашних латинских коллегий, а в 1631 г. перевел его в Братский монастырь и соединил с братской школой. Так было положено начало Могилянской коллегии, которая впоследствии была преобразована в Киевскую Духовную Академию. В дальнейшем братские школы послужили основой научно-богословского просвещения всего православного народа. Из них вышли такие антиуниатские деятели, как митрополит Иов (Борецкий), епископ Леонтий (Карпович), братья Зизании, архимандрит Захария (Копыстенский), иеромонах Кирилл (Транквиллион), иеромонах Памва Берында, иеромонах Тарасий (Земка), игумен Феодосии (Сафонович) и многие другие. Названные школы составляли только часть всех существовавших в западной России Духовных учебных заведений. Упомянем еще о таких школах, как Рогатинская (в Галичине), основанная не позднее 1589 г., Перемышльская (1592 г.), Комарнская (Львовская епархия) (1592 г.), Люблинская (1594 г.), Вельская (1594 г.), Галичская (конец XVI в.), школы в Ельне (1616 г.), Холме (1617 г.). О масштабах школьного обучения в то время можно составить представление по описанию путешествия в Россию Патриарха Антиохийского Макария, сделанному его спутником архидиаконом Павлом Алеппским. В г. Рашкове (на левом берегу Днестра) архидиакон Павел Алеппский под 1654 г. сделал такую запись: «Начиная с этого города и по всей земле русской, т. е. казаков, мы заметили возбудившую наше удивление прекрасную черту: все они, за исключением немногих, даже большинство их жен и дочерей, умеют читать и знают порядок церковных служб и церковных напевов. Кроме того, священники обучают сирот и не оставляют их шататься по улицам невеждами».

http://sedmitza.ru/lib/text/436375/

Из уединенного скита ревностно надзирал он за успехами духовной жизни в устроенных им обителях Густинской, Мгарской и Ладинской (Летоп. Густ. мон., изд. в Чт. Моск. Общ. ист. 1848 г.). Когда Мелетий Смотрицкий, возвратясь с востока, поселился в униатском Дерманском монастыре, управление Смоленскою и Черниговскою паствою поручено было блаж. Исаии. С званием архиепископа Смоленского и Черниговского присутствовал он на соборе 1628 г., призывавшем Мелетия к раскаянию. В том же звании он присутствовал на соборе, когда исправлен был Служебник, изданный в Киеве 1629 г. По смерти митрополита Иова Борецкого, в 1631 г., он взошел на кафедру митрополита Киевского. «Седяше на митрополии яко две лете со всяким бедствованием и остави престол судом некиим Божиим, понеже изнемогл бе старостью», говорит скромный летописец, давая разуметь, что Петр Могила , которому Исаия поручил ходатайствовать от его имени о делах православия пред новым королем, принял на себя звание митрополита не без оскорбления для правды и блаженного старца, скончавшегося в уединении в 1634 году. (Грам. об избр. его в Акт. зап. Росс. 231). Блаженному Исаии одолжена церковь превосходным назидательным сочинением: Духовною лествицею . Это сочинение издается между сочинениями св. Димитрия Ростовского , но ему принадлежит разве только перевод сочинения на славянский язык. В Синодальной рукоп. 146), принадлежавшей самому св. Димитрию, заглавие сочинения говорит: «Лествица духовного по Бозе жительства написана отцем Исаиею Копытенским (чит. Копинским), последи бывшего митрополитом». Тоже видим и в других списках (у Царского 229; у Толстого II, 305). Сочинение Исаии состоит из предисловия, алфавита или нравственных изречений, расположенных по алфавиту (стр. 4–8), оглавления и из самой лествицы, содержащей в себе 33 гл. «по образу Господня на земли по плоти жития» (стр. 13–215). Затем (стр. 216–260) следуют стихословия: а) рачительного к Богу взывания; б) к Богу беседуемая; в) к Богу глаголи; г) к Богу восклицания; д) благодарения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   Эта полоса гонений на литовскую печать встречалась с другой деликатной задачей гостеприимства гонимых за православие книжных людей, бегущих из Польши под московский протекторат. Эти люди были друзьями православия, но иной, частично латинизированной школы. Таков пример новонаписанной в Литве книги, которую в 1626 г. привез с собой в рукописном виде, как беженец из Вильны, прот. Лаврентий Тустановский (по греческому прозванию Зизаний), брат известного борца против унии, в Вильне, Стефана Зизания. На границу в Путивль Лаврентий Зизаний прибыл с двумя сыновьями и объявил воеводе, что идет в Москву бить челом о милостивом приеме, ибо из Ярослава (Галицкого) поляки его выгнали, церковь его разорили и все имение у него отняли. Он привез из Киева письма к царю и патриарху от православного Киевского митрополита Иова Борецкого (1619—1631 гг.). Он был принят с честью. Выразил желание, чтобы здесь была напечатана новая составленная им книга «Катехизис». И название и форма вероизложения были для Москвы новинкой. Почуяв напряженно-критическую атмосферу Москвы, Лаврентий понял, что книга обречена здесь на строгую цензуру. Посему, представляя рукопись Катехизиса патр. Филарету, Лаврентий прежде всего «бил челом государю, святейшему патриарху, чтоб книгу исправити». Патр. Филарет отдал катехизис своим компетентным специалистам: игумену Илии и Григорию Онисимову, осведомленным в греческом языке. Видимо, и директива сверху была благосклонна и замечания цензоров были сравнительно легкими, ибо патриарх вскоре распорядился отдать катехизис в печать, а по напечатании пожертвовал все это издание в распоряжение автора. Явно это была форма милостыни гонимому за православие русскому собрату из Литвы. А об исправленных местах уже по напечатании указано было обменяться мнениями в своеобразном богословском диспуте между представителями двух школ — киевской и московской: «поговорити с ним любовным обычаем и смирением нрава».    Протокольная запись целых трех собеседований показательна для нас тем, что, при всей добросовестности начетчиков той и другой стороны, т.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А еще через несколько лет в западнорусской Церкви образовались либо возродились еще несколько православных братств, также деятельно противостоявших униатскому влиянию. Это были такие братства, как Санокское (1600 г.), Замостское (1606 г.), Киевское (1615 г.), Луцкое (1617 г.), Винницкое, Немировское, Белиловское, Пинское, Кременецкое. Примечательна история образования братства в Замостье, где была знаменитая крепость — владение графов Замойских, ставшая в конце XVI в. одним из центров православного просвещения. В 1589 г. в Замостье долгое время жил Патриарх Константинопольский Иеремия, пользовавшийся гостеприимством графов Замойских. К тому же времени относится построение в Замостье двух церквей: Вознесенской — в предместье и Никольской — в самой крепости. Никольской церковью совместно владели русские и греки, жившие в Замостье и занимавшиеся торговлей. При каждой церкви были братства. В 1606 г. епископ Львовский Гедеон (Балабан) утвердил Устав Никольского братства и дал Благословенную грамоту младшему при той же церкви братству, названному в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1615 г. Патриарх Иерусалимский Феофан IV грамотой благословил братство при церкви Святителя Николая и дал ей право ставропигии. Замостская ставропигия была оплотом Православия в Холмской епархии до конца XVII в. и находилась в юрисдикции Патриарха Константинопольского, а в 1698—1706 гг. при деятельном участии владетельницы Замостья, ревностной католички Анны Замойской, со всем своим округом приняла унию. Киевское братство Православное Богоявленское братство в Киеве было учреждено сравнительно поздно — в 1615 г., но есть сведения, что его первоначальное основание относится к 1589 г. Оно имело тесные связи с Киево-Печерским монастырем, поскольку инок этой обители Исайя (Копинский) был избран главой братства, обосновавшегося при Киевском Богоявленском монастыре. При помощи запорожского казачества в полном составе во главе с гетманом Петром Сагайдачным, вступившим в 1615 г. в состав братства, братство долгое время сохраняло за православными почти все киевские храмы. При братстве была учреждена школа; ее первым ректором был священник Воскресенского храма Иван Борецкий, через два года принявший монашество с именем Иов. Знаменитый архимандрит Петр Могила, впоследствии митрополит, став настоятелем Киево-Печерской Лавры, имел намерение открыть еще одну школу, но тогдашний митрополит Киевский Исайя просил его не устраивать особого училища, а соединить его с братской школой. В 1631 г. архимандрит Петр Могила исполнил эту просьбу, а вскоре, став митрополитом Киевским, дал училищу утвердительную грамоту и начал называть его коллегией. Так было положено основание будущей Киевской Духовной Академии, в течение многих лет возглавлявшей целое направление в богословии и выступавшей против унии. Луцкое братство

http://sedmitza.ru/lib/text/436372/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗАГАЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Загаецкая икона Божией Матери " Всемилостивейшая " Загаецкая икона Божией Матери " Всемилостивейшая " , местночтимый чудотворный образ, связанный с историей мужского монастыря свт. Иоанна Милостивого в селе Малые Загайцы Шумского района Тернопольской области Украины Празднование в 1 неделю после Успения Пресвятой Богородицы Монастырь основала во 2-й четверти XVII века вдова полковника Речи Посполитой Константина Ярмолинского Ирина по благословению православного митр. Киевского и Галицкого Иова (Борецкого) (1620-1631) в своем имении Загайцы Кременецкого повета Волынского воеводства. Монастырю были пожертвованы земли, в обитель были сделаны богатые вклады на сооружение храма и келий. В начале XVIII века потомки Ярмолинской отступили от православной веры. В 1720 году монастырь стал униатским. В 1749 году владелец Шумска Стефан Ярмолинский подарил монастырю икону Божией Матери с Младенцем, которая стала называться " Загаецкая " . Согласно преданию, икона была обретена в лесу близ Загайцев во времена прп. Иова Почаевского (1550-1651) . В 1794 году монастырь возвращен в лоно Православия и существовал до упразднения в 1964 году (официально открыт 18 октября 2007). Празднование Загаецкой иконе было установлено в 1933 году . Образ хранился в церкви во имя свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (заложена в камне ок. 1636). В ночь на 23 января 2006 года Загаецкая икона была похищена во время вооруженного ограбления монастыря. Место ее пребывания неизвестно. Описание На иконе (размеры 50×80 см) представлена Богородица типа Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке. Извод обладает специфическими чертами, в комплексе делающими икону хорошо узнаваемой. Руки Богородицы скрещены впереди, пальцы правой руки, лежащей поверх левой, сложены двуперстно. Младенец правой ручкой именославно благословляет, а левой прижимает к груди вертикально поставленный кодекс; из-под длинного хитона видны стопы, причем стопа правой ножки развернута наружу, как на Тихвинской иконе Божией Матери . Н.П. Кондаков указал на идентичность иконографии Загаецкой иконы иконографии чудотворного образа конца X или 1-й половины XI вка в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (лишь с той разницей, что римский образ ростовой), являющегося древнейшим списком Одигитрии. Кондаков также отметил, что икона Загаецкого монастыря известна ему как «Славящаяся милостями» .

http://drevo-info.ru/articles/13676690.h...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Пресвятой Богородицы Загаецкая Местночтимый чудотворный образ, связанный с историей свт. Иоанна Милостивого мужского монастыря в с. М. Загайцы Шумского района Тернопольской области (Тернопольская и Кременецкая епархия УПЦ). Монастырь основала во 2-й четверти XVII века вдова полковника Речи Посполитой Константина Ярмолинского Ирина по благословению православного митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого; 1620-1631) в своем имении Загайцы Кременецкого повета Волынского воеводства. Монастырю были пожертвованы земли, в обитель были сделаны богатые вклады на сооружение храма и келий. В начале XVIII века потомки Ярмолинской отступили от православной веры. С 1709 года монастырь принуждался к переходу в унию, в 1721 году он стал униатским. В 1749 году владелец Шумска Стефан Ярмолинский подарил монастырю икону Божией Матери с Младенцем, которая стала называться «Загаецкая». Согласно преданию, икона была обретена в лесу близ Загайцев во времена прп. Иова Почаевского (1550-1651). В 1794 году монастырь возвращен в лоно Православия и существовал до упразднения в 1964 году (официально открыт 18 октября 2007). Празднование Загаецкой иконе было установлено в 1933 году в 1-ю неделю после Успения Пресвятой Богородицы. Образ сохранялся в церкви во имя свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (заложена в камне около 1636), до 2006 года, когда в ночь на 23 января, во время вооруженного ограбления монастыря, Загаецкая икона была похищена. Место ее пребывания до настоящего времени не известно. На Загаецкой иконе (размеры 50х80 см) представлена Богородица типа Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке. Извод обладает специфическими чертами, в комплексе делающими икону хорошо узнаваемой. Руки Богородицы скрещены впереди, пальцы правой руки, лежащей поверх левой, сложены двуперстно. Младенец правой ручкой именославно благословляет, а левой прижимает к груди вертикально поставленный кодекс; из-под длинного хитона видны стопы, причем стопа правой ножки развернута наружу, как на Тихвинской иконе Божией Матери.

http://pravicon.com/info-788

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАГАЕЦКАЯ «ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Загаецкая «Всемилостивейшая» икона Божией Матери Загаецкая «Всемилостивейшая» икона Божией Матери (празд. в 1-ю неделю после Успения Пресв. Богородицы), местночтимый чудотворный образ, связанный с историей Иоанна Милостивого свт. муж. мон-ря в с. М. Загайцы Шумского р-на Тернопольской обл. (Тернопольская и Кременецкая епархия УПЦ). Монастырь основала во 2-й четв. XVII в. вдова полковника Речи Посполитой Константина Ярмолинского Ирина по благословению правосл. митр. Киевского и Галицкого Иова (Борецкого; 1620-1631) в своем имении Загайцы Кременецкого повета Волынского воеводства. Мон-рю были пожертвованы земли, в обитель были сделаны богатые вклады на сооружение храма и келий. В нач. XVIII в. потомки Ярмолинской отступили от правосл. веры. С 1709 г. монастырь принуждался к переходу в унию, в 1721 г. он стал униатским. В 1749 г. владелец Шумска Стефан Ярмолинский подарил мон-рю икону Божией Матери с Младенцем, к-рая стала называться «Загаецкая». Согласно преданию, икона была обретена в лесу близ Загайцев во времена прп. Иова Почаевского (1550-1651) (Загаецкий св. Иоанна Милостиваго муж. 3-кл. мон-рь//Волынские ЕВ. 1877. 16 окт.). В 1794 г. мон-рь возвращен в лоно Православия и существовал до упразднения в 1964 г. (официально открыт 18 окт. 2007). Празднование З. и. было установлено в 1933 г. в 1-ю неделю после Успения Пресв. Богородицы (Загаецкий листок. Варшава, 1933). Образ сохранялся в ц. во имя свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (заложена в камне ок. 1636), до 2006 г., когда в ночь на 23 янв., во время вооруженного ограбления мон-ря, З. и. была похищена. Место ее пребывания до наст. времени не известно. На З. и. (размеры 50×80 см) представлена Богородица типа Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке. Извод обладает специфическими чертами, в комплексе делающими икону хорошо узнаваемой. Руки Богородицы скрещены впереди, пальцы правой руки, лежащей поверх левой, сложены двуперстно.

http://pravenc.ru/text/182453.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010