д. Даже в настоящее время греки, особенно в Турции, поют подобным образом (Κpατματα), как например, при благословении хлебов на святой горе Афонской пение: «Богородице Дево радуйся», вследствие повторения, продолжается около часа. 145 Hierüber siehe die Ausgabe des Propstes Nikolski: Ueber Gottesdienste der Russischen Kirche, welche sich in den alten gottesdienstlichen Büchern befinden. Petersburg, 1885. 146 См. о них в издании Прот. Никольскаго: «О службах рус. церкви, бывших в прежних печатных Богослужебных книгах». СПб. 1885 г. 151 Diese Vertheilung fand im Jahre 1656 etwas später, kurz vor dem Besteigen des Esels durch den Patriarchen statt. 155 Im Jahre 1671, wo in Wologda eine Missernte stattfand, wurde diese Handlung zu dem specieilen Zwecke vollzogen, durch das Bild des letzten Gerichtes die Herzen der Reichen zur Barmherzigkeit zu bewegen. 156 В голодный для Вологды 1671 г. чин сей был совершён с целью побудить, через изображение картины Страшного суда, богатых к призрению и попечению неимущих, что и имело громадное значение и самые благие результаты. 161 Ritus der in der Mariä-Himmelfahrts-Kathedrale beobachteten heiligen Handlungen und Gebräuche. Petersburg 1795. A. Lewschin, Historische Beschreibung der Mariä-Himmelfahrts-Kathedrale zu Moskau. Moskau 1783. 162 Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемых в большом Успенском соборе (СПб. 1795); А. Левшин, История, описание Московского Успенского собора. (Москва 1783.) 163 So z. B. die Bewohner der neu erbauten Stadt Karpow baten 1648 den Zaren Alexeij Michailowitsch, ihnen das heilige lebendig machende Kreuz mit Reliquien zu senden, zur Wasserweihe und zur Heilung von allen Krankheiten und Trübsalen, welcher Bitte der Zar auch entsprach. 164 Так жители новопостроенного города Карпова в 1648 г. и просили Царя Алексея Михайловича отпустить им животворящий крест Господень с мощами для освящения воды и исцеления всяких болезней и скорбей, что и было исполнено Государем. 165 Im Sluschebnik, welcher 1755 zu Petschajew erschien, ist vermerkt, dass dieser Ritus vorzunehmen ist, wenn die Noth erfordert, eine Liturgie in einem Hause zu halten, welches alsdann mit diesem Weihwasser zu besprengen ist.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ (1743/44 - 20.07.1792, близ Ярославля), организатор старообрядческого беспоповского согласия странников (бегунов). Ряд источников свидетельствует, что Е. род. в Переславле-Залесском, происходил из духовного звания, возможно был архиерейским певчим, имел семью. Более поздняя история страннического согласия возводит родословие Е. к крестьянам Крайневым из центра согласия - с. Сопелки Ярославской губ. Следственная комиссия гр. Стенбока установила, что Е. происходил из крестьян помещика Мотовилова из Переславского у. Владимирской губ. Е. был крещен, по-видимому, в правосл. Церкви. В 1-й рекрутский набор после 3-й ревизии (проходила в 1764-1765) он попал в солдаты, вскоре дезертировал, появился в Москве ок. 1767 г. и укрылся у московских филипповцев (см. ст. Филипповское согласие ), приняв старообрядческое крещение (возможно, с именем Евстафий) и став членом «братства» Ивана Алексеева , к-рый также был родом из Переславля-Залесского. Е. быстро приобрел авторитет в общине как знаток Свящ. Писания, искусный иконописец и каллиграф. В 1776 г. по совету Ивана Алексеева он предпринял поездку в филипповский Топозерский скит в Поморье, где 8 авг. 1777 г. принял постриг с именем Евфимий от настоятеля скита инока Андриана. Пока Е. находился в Поморье, в Москве в кон. 1776 г. начался конфликт между филипповскими общинами Ивана Алексеева и Алексея Яковлева , обусловленный разной степенью строгости в исполнении общинами дисциплинарных установлений. Весной 1777 г. Алексей Яковлев закончил работу над Стостатейником - сочинением уставного характера, которое должно было способствовать объединению. Текст устава в том же году был одобрен на большом филипповском соборе, но Иван Алексеев его не подписал. Противостояние усиливалось из-за отсутствия в согласии единого мнения о возможности для старообрядцев «записываться в раскол» (при проведении ревизии населения записываться в ревизских книгах «раскольниками» и платить двойную подать) или «укрываться за попами» (через подкуп правосл. священников получать свидетельства о принадлежности к правосл. Церкви). Настоятель Топозерского скита Андриан поддержал Алексея Яковлева, Е. оправдывал Ивана Алексеева. Перед отъездом Е. из скита между ним и Андрианом произошло столкновение, во время к-рого Андриан сорвал с головы своего постриженика камилавку, после чего Е. ее на себя надел, или, как говорили потом его противники, сам «возложил на себя иноческий чин». В кон. янв. 1778 г. Е. отправился к Ивану Алексееву с докладом об этих событиях.

http://pravenc.ru/text/187701.html

Крови брата твоего взыщу от руки твоея. Франция познает в Боге Господа отмщений, а Россия восчувствует, исповедает, воспоет к Нему: Авва Отче! Царю небесный! Ты изведеши яко свет правду Монарха и судьбу России яко полудне. Августейший монарх! всеподданейший усердный богомолец Платон, Митрополит М. Июля 23, 1812 года. Вифания. РЕЧЬ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ БЛАГОЧЕСТИВЕЙШЕМУ ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ ПАВЛОВИЧУ САМОДЕРЖЦУ ВСЕРОССИЙСКОМУ, по совершении АВГУСТЕЙШЕГО ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА КОРОНОВАНИЯ, говоренная Преосвященным Платоном Митрополитом Московским, в большом Успенском Соборе, 1801 года, Сентября 15 дня Итак, сподобил нас Бог узреть Царя своего венчанна и превознесенна! Что же теперь возглаголем мы? Что сотворим, о Российстии сынове! Возблагодарим ли Вышнему Царю Царей за таковое о любезном Государе нашем и о нас благоволение? И мы благодарим всеусерднейше. Возслем ли к Нему моления, да доброте сей подаст силу? И мы молим его всею верою нашею. Принесем ли что либо в дар Господу? И Он благих наших не требует: а и сей самый Венец, и Скипетр, и Державу, и Россию, и всех нас сердца и утробы приносим ему и вручаем ему. Приветствовать ли ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО с сим облечением славы? И мы приветствуем всеподданейше. Изъявлять ли нам ВАШЕМУ ВЕЛИЧЕСТВУ свое усердие и верность? И мы то свидетельствуем пред лицом Неба и Земли: пред лицом сего Олтаря, и пред лицом Бога и Ангелов Его. Пожелать ли ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ счастливого и долголетнего царствования? О! забвенна буди десница наша, аще не всегда будем оную воздавать к небесам в жару молений наших. Молиться ли, да Бог сам управляет Тобою, просвещая мысль и удобряя сердце? О! прилпни язык наш к гортани нашей, аще на что другое он будет обращен, а не на таковыя токмо моления. Пасть ли нам пред Престолом величества Божия, да находя в Монархе своем чадолюбивого отца, будем мы к Нему привержены любовию, яко чада? И мы падаем, и громко пред Ним вопием: Премудрый художник! мы пред Тобою брение – сотвори из брения сего сосуды не в бесчестье, но сосуды в честь!

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Ныне, вступая в Москву, я не могу не выразить прежде всего глубокой благодарности за старую хлеб-соль. Примите меня в вашу любовь, в ваши молитвы. Да сохранит и благословит вас Господь Бог всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово при вступлении на Московскую кафедру, сказанное в Московском Большом Успенском соборе, 23 декабря 1912 года Мир граду сему! Говорю эти слова по заповеди Господа нашего Иисуса Христа ( Мф.10:12–13 ; Лк.10:5–6 ). Власть преподавать верующим мир, данная святым апостолам, другоприимательно перешла от них ко всем законно поставленным пастырям до нашего времени – значит, мир, преподаваемый пастырями Церкви, когда они говорят: «Мир вам! Мир всем!» – не пустые слова, не простой житейский привет, подобный рукопожатию, а некое священнодействие, заключающее в себе силу благословения, силу, действенную для тех, кто достоин того, кто приемлет этот привет мира с верою, как от Самого Господа. Итак, да будет мир граду сему и обитателям его, наипаче же сущим в вере. Мир честному пресвитерству, во Христе диаконству, мир всему церковному клиру. Да будут светильники их всегда горящими, да светит свет их всем, иже в храмине Церкви суть. Да исполняют неустанно всю волю Божественного Домовладыки, питая вверенных им домочадцев пищею слова Божия и молитвы, и да согревают своею любовью, непрестанно ожидая прихода Господина своего, имеющего воздать должное Своим верным домоправителям. Да будет мир всем, сущим во власти, данной им от Бога чрез верховную власть для установления и сохранения порядка в семействах, в обществе и в государстве. Да будет мир всем, суд творящим и правду между людьми. Да не коснется весов правосудия их никакое пристрастие или корысть. Да будет мир всем, куплю деющим и приобретение; да почиет Божие благословение на честной купле и продаже. Да будет мир и благословение на всяком честном ремесле, на всяком честном, хотя и черном труде. Да будет мир и благословение нанимающим и нанимаемым – те и другие да сохранят честность и справедливость, как подобает истинным христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Но если с большим трудом о. Алексей Осипович вырабатывал в себе способность к импровизаторскому проповедничеству, то еще с большим трудом пришлось ему приобретать уменье писать проповеди. Главное затруднение заключалось, впрочем, в том, что за исполнением пастырских обязанностей и многочисленностью частных уроков по преподаванию закона Божия, в первое время службы у него совершенно не было свободного времени. Он почти ничего не писал для печати в течение первого десятилетия по поступлении в Москву на место приходского священника, а проповеди писал, как мы сказали выше, только очередные, по назначению консистории для произнесения в Большом Успенском соборе. Вот что писал в 1897 году сам преосвященный Амвросий в своих «Воспоминаниях» о своих первых опытах в писании проповедей. «Московскому духовенству памятно, какое тщательное внимание митрополит Филарет обращал на очередные проповеди священников, а также и диаконов, при их прошениях на священнические места. По проповедям он оценивал способности священнослужителей и выбирал людей. И никто не мог сказать, чтобы кто-нибудь из даровитых людей был им не замечен. Все должности по епархиальной службе были замещаемы им достойнейшими людьми. Мне же самую строгую школу пришлось пройти именно в деле проповеди. С самого начала, по сравнению с академическими диссертациями, мне казалось нетрудным написать небольшую проповедь. Я и написал первую проповедь без особенной заботливости. И вот, когда я пришел получить ее от владыки обратно, он вышел ко мне гневный и, отдавая вчетверо сложенную рукопись, сказал: «На, – у меня диаконы лучше пишут. Надо больше рассуждать». Это – первый урок. Потом между также неудачными проповедями одна заслужила одобрения владыки, и он, отдавая ее, сказал: «Хороша твоя проповедь, спасибо тебе». Но после этой пошли одна за другой неудачнее. От того ли, что я ничего не писал, кроме очередных проповедей, назначаемых раз в год для Успенского собора, и отвык от сочинений, или хитрил в выборе тем и от лишнего старания осложнял дело, или, наконец, не умел разбираться в хаосе представляющихся мыслей (чем всегда затруднялся), только почти все, что было представляемо, не было разрешаемо для произнесения, и владыка все напоминал мне об удачной проповеди: «Ты прежде лучше писал». Раз он отдал мне проповедь со словами: «Учение изложено правильно», но все-таки произносить не дозволил. Но особенно памятен мне один случай. Я представил длинную проповедь. Владыка, держа ее в руках, говорит: «есть частные мысли хорошие: но кто станет слушать такую немецкую проповедь?» Я сказал в свою защиту:

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Он был чуток и отзывчив к каждому общественному движению. Он все принимал близко к своему сердцу, во всем участвовал, все освещал своим гениальным умом и талантливо разъяснял своим красноречивым словом. «В бытность его в Москве (время жизни его – особенно нам памятное), – говорит достопочтеннейший о. протоиерей П. А. Смирнов , – не было комитета по учреждению того или другого дела в епархии, где бы он не участвовал в качестве или председателя, или правителя дел... Не занимая ни одного начальнического по управлению епархией места, ни члена консистории или попечительства о бедных духовного звания, ни благочинного, он был всеми чтим только за великие таланты и заслуги, царил над всеми своими собратиями силою ума и даром слова. Такого рода предпочтение пред всеми другими ясно отдавали ему и гениальный Филарет, и апостол Сибирских стран Иннокентий». Митрополит Филарет, как мы видели, первоначально относился к нему как будто сухо и даже сурово; но, узнав его ближе, он оценил его дарования и труды по достоинству и награждал его с любовию. К протоиерейскому сану, как мы видели, он представил его за проповедь «О воспитании характеров», произнесенную в большом московском Успенском соборе 1-го января 1864 года. Но как представил? Вот что рассказывает об этом сам преосвященный Амвросий в своих «Воспоминаниях». «Вскоре, говорит он, на рождественских праздниках, я, с разрешения владыки, отправился в Петербург для развлечения в моей однообразной жизни во вдовстве и свидания с добрыми знакомыми, переехавшими из Москвы туда на службу и занимавшими видные места. В числе их оказывал мне особое расположение князь Сергей Николаевич Урусов, бывший тогда товарищем обер-прокурора Святейшего Синода. В первое посещение я не нашел князя дома; он был в Москве. Узнав о возвращении его, я снова отправился к нему. С первых же слов после приветствия он спрашивает меня: – Что вы сделали с вашим митрополитом? – Ничего, отвечал я. – Не понимаю вашего вопроса. – А вот я вам расскажу. Я был у митрополита по делам Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Патриарх поделился воспоминаниями о визите на Кубу, который состоялся в прошлом году. «Нынешний Президент Кубы Рауль Кастро принимал участие во многих мероприятиях, и это дало возможность глубже познакомиться с ним, иметь очень продолжительные и очень содержательные беседы, – засвидетельствовал Патриарх Кирилл. – Я также мог познакомиться с жизнью кубинского народа и, конечно, православной общины на Кубе». Оттуда Предстоятель Русской Православной Церкви направился в Парагвай. «Эта страна особым образом связана с нашей страной, – констатировал Патриарх. – Вы, конечно, знаете, что после октябрьской революции очень многие люди, которые революцию не приняли, отправились в эмиграцию, и значительная группа русских эмигрантов поселилась в Парагвае. Во главе этой большой русской общины был русский генерал Иван Беляев, он сделал очень многое для организации жизни православных русских людей в Парагвае. Я с особым чувством совершил Литургию в Асунсьоне в нашем православном храме, в котором молились русские люди, жившие в Парагвае в послереволюционные годы. Как вы знаете, русские сыграли очень важную роль в организации вооруженных сил Парагвая, в частности, участвовали в военных действиях, которые вела эта страна. Имена многих из них запечатлены на досках почета в специальном Зале славы в Асунсьоне, который я также имел возможность посетить. Я дважды встретился с Президентом Парагвая Орасио Картесом, и он мне многое рассказал о вкладе русских эмигрантов в жизнь парагвайского общества, в развитие науки, образования и вооруженных сил этого государства». В завершение состоявшейся в 2016 году поездки по странам Латинской Америки состоялось посещение Бразилии. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл побывал в Бразилиа, Сан-Пауло и Рио-де-Жанейро, встречался с тогдашним Президентом страны, с католическими иерархами, при очень большом стечении православных людей совершил Божественную литургию в кафедральном соборе в Сан-Пауло, который находится в юрисдикции Антиохийского Патриархата. Центральным событием Патриаршего визита в Бразилию было совершение Предстоятелем Русской Православной Церкви молебна в Рио-де-Жанейро у статуи Христа Спасителя на горе Корковадо. «Мы, в первую очередь, молились о гонимых христианах, о тех, кого сегодня преследуют за религиозные убеждения, – рассказал Патриарх. – Мы говорили о тех, кто погибает за христианскую веру на Ближнем Востоке, в Северной Африке, о христианах, которые чувствуют, что их ограничивают в праве исповедовать свою веру даже в тех странах, которые считаются демократическими».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

7 мая 2010 года братия Донского монастыря встречала ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в Донском и Даниловском районах Москвы. 7 мая 2010 года братия Донского монастыря встречала ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в Донском и Даниловском районах Москвы. Для более чем сорока гостей был отслужен благодарственный молебен в Большом соборе Донского монастыря. Перед началом молебна собравшихся ветеранов поздравили наместник обители епископ Павлово-Посадский Кирилл, а также депутат Московской городской Думы, председатель комиссии по социальной политике и трудовым отношениям М.И.Антонцев и глава управы Донского района М.И.Винокуров. Затем насельники обители познакомили ветеранов с историей и святынями Донского монастыря, его сегодняшней жизнью. В монастырской трапезной состоялось традиционное чаепитие, по окончании которого ветераны получили праздничные подарки. Пресс-служба Донского монастыря Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-donskom-monastyre-po...

И в то же время в посланиях к соратникам перед нами совершенно иной человек – добрый, нежный, отдающий всего себя заботе о своих ближних. После избрания Никона патриархом их пути с протопопом разошлись. Аввакум стал во главе старообрядческой оппозиции никоновским реформам. И уже в сентябре 1653 года Аввакума бросили в тюрьму. Он был прикован цепями, его били и морили голодом. Только благодаря заступничеству самого царя протопоп Аввакум был оставлен в живых и по указу Никона сослан на Дальний Восток. Во время 11-летней ссылки Аввакуму с семьей довелось вытерпеть невероятные лишения, голод, пережить смерть двух сыновей. Именно там, в Сибири, родилась слава протопопа как героя и мученика за «старую веру». Вернувшись в Москву, несгибаемый протопоп вновь восстал за старую веру, став духовным отцом многих московских «старолюбцев». Несмотря на уговоры и обещания со стороны властей, Аввакум относился к новым обрядам с прежней нетерпимостью. После тщетных увещеваний на Большом Московском Соборе его расстригли и прокляли. В ответ на это «поборник благочестивых отеческих догматов и атаман полка Иисусова», как называл себя Аввакум, тут же наложил анафему на всех присутствующих архиереев и трех патриархов. Уже позже Аввакум писал, что напрасно его отлучили от Церкви и назвали еретиком, так как «в таком случае подобной же участи заслуживают и все бывшие ранее русские иерархи и государи, державшиеся дониконовских обрядов». Расстрижение Аввакума было встречено большим возмущением и в народе, и во многих боярских домах. Даже при царском дворе в день его расстрижения было «великое нестроение» царицы с царем. Но и после проклятия светские и церковные власти не отказывались от мысли переубедить Аввакума. Однако он был тверд в своих убеждениях. В итоге его с семьей сослали на Север – в Пустозерск. Аввакума и четырех его сподвижников заточили в земляную тюрьму, где он просидел 14 лет на хлебе и воде. Однако именно в эти суровые годы Аввакум создал свои основные произведения. Из земляной тюрьмы Аввакум рассылал многочисленные послания своим сторонникам, защитникам «старой веры», ободрял их и поддерживал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Московские владыки назначали для экзаменования ставленников особых экзаменаторов, которые для обучения, кроме печатного букваря, давали ставленникам писанные тетрадки о пр. вере. Платон предписал, чтоб священно и церковнослужители преподанное им учение сами совершенно знали; а священники в дни воскресные и праздничные непременно томуж и паствы своей людей обучали. Кто из священно и церковнослужителей отказывался учить наизусть букварь, тех лишали дохода и подвергли наказанию . Но открытое изустное преподавание катихизических поучений происходило только в 3 местах: 1) в С. Г. Л. Академии, где были особые катихизаторы, 2) в Успенском большом соборе, где за 1½ часа до благовеста к литургии на Ивановской колокольне, особым благовестом народ призывался к слушанию катихизиса, преподаваемого соборянами, 3) и с открытием 1755 г. университета — в церкви, где собираются студенты. б) Проповеди в приходских церквах 1745 г. по случаю появления в Москве ереси христовщины Св. Синод предписал преосвященному Иосифу «знатным московск. церквей учительным священникам с довольным от себя и приличествующим св. отец наставлением наикрепчайшее подтвердить, дабы они в пристойные дни преподавали народу подлежащее о удалении о остережении себя от такового и тому подобного злочестия с ясным о той ереси, колико она душегубителяна и душевредна есть, истолкованием». По распоряжению преосвященного, Консистория назначила особых по приходам священников «дабы они каждый в церкви своей в воскресные и прочие пристойные дни, когда бывает собрание народа, читали увещание об остережении себя от ересей: а ежели что явится им недоуменно, о том доносили бы его Преосвященству». Преосвященный Платон, вскоре по вступлении на паству, 1749 г. 28 Июня предписал ученым священникам и диаконам в своих церквах сказывать проповеди слова Божия неотменно в господские и богородичные праздники, также в воскресные, высокоторжественные и викториальные дни. Церковникам тех церквей велено чрез неделю или месяц рапортовать Консистории письменно о том, были ли в показанные дни говорены проповеди, объясняя в рапортах и то, кто из знатных прихожан при слушании проповеди были. За ложное донесение церковникам грозило отрешение от места.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010