Закрыть «Возврат к специалитету — лишь вершина айсберга» 07.03.2023 448 Время на чтение 6 минут Источник: Аргументы Недели Заявление президента В. Путина о скором отказе России от Болонской системы стало сенсацией – приятной сенсацией. Тема возврата к специалитету – лишь вершина айсберга, считает профессор Луганского государственного педагогического университета Виталий ДАРЕНСКИЙ, доктор философских наук. – «Будучи уроженцем Луганска, вы успели четверть века проработать в вузах России и Украины (теперь уже бывшей). Есть ли различия в процессах, которые происходили «у нас» и «у вас»? – В целом процессы были параллельными – с той лишь разницей, что на Украине обезьянничанье с «болванской» (Болонской) системой началось на несколько лет раньше. Недопустимая степень бюрократизации вузов (чиновников в университетах скоро станет больше, чем преподавателей) на Украине и в России одинакова. Но всё-таки кое в чём Россия «превзошла» Украину – в количестве бумаг по отчётности. – Чем, на ваш взгляд, обусловлено заявление Путина о возврате к специалитету? – Мы прекращаем обезьянничать перед Западом, демонстративно отказываемся от «болванской» системы. Заявление президента – хороший знак, дело сдвинулось с мёртвой точки, и хочется думать, что это лишь начало на пути полного реформирования высшего образования в России. Ни в коем случае нельзя отдавать вопрос на откуп чиновникам из министерства, иначе можно будет поставить на этой теме крест. Чиновники вынуждены показывать, что чем-то заняты, что для чего-то нужны, – прежде всего поэтому они и навязали стране «болванскую» систему. Сымитировали бурную деятельность. Именно сымитировали, потому что самые существенные элементы этой системы в России не вводились. Я говорю, во-первых, об академической мобильности (когда студент имеет возможность ездить по разным университетам, выбирая себе курсы и преподавателей) и, во-вторых, о разделении базовой широкой подготовки (бакалавриата) и специализации (магистратуры). Никакой академической мобильности у наших студентов не появилось, а магистратура в российском варианте – это повторение бакалаврских предметов, иногда – вообще безделье. Очень не хотелось бы, чтобы министерство вновь что-то имитировало – на этот раз не внедрение «болванской» системы, а отказ от неё. Косметические меры стране не помогут.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/07/vozvra...

Состоялось заседание Ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии 7 июня 2010 г. 12:21 4 июня 2010 года под председательством епископа Гатчинского Амвросия состоялось заседание Ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии . На заседании был представлен отчетный доклад ректора академии за минувший учебный год. Докладчик коснулся значительных событий из жизни Санкт-Петербургских духовных школ, рассказал о начале процесса государственного лицензирования по направлению «теология», затронул проблемы учебного процесса. Владыка Амвросий сообщил об открытии заочного отделения семинарии с нового учебного года, а также о подготовке к переходу на болонскую систему образования. Ректор академии рассказал о воспитательной работе и научной деятельности в ушедшем учебном году, об издательской программе и процессе компьютеризации, а также о проводимых в академии ремонтно-восстановительных работах. С сообщением об особенностях учебного процесса в предстоящем учебном году в связи с переходом на болонскую систему образования выступил проректор по учебной работе священник Владимир Хулап. По его словам, семинария будет преобразована в четырехлетнее учебное заведение, готовящее бакалавров богословия. В то же время срок обучения в академии будет составлять три года. Студентам, способным к научной работе, будет предложено писать и защищать кандидатские диссертации, тогда как остальные студенты будут обязаны написать и защитить магистерскую квалификационную работу. Проректор по учебной работе указал на то, что предстоящие преобразования потребуют изменения учебных планов и часовой нагрузки преподавателей в следующем учебном году. Далее состоялось обсуждение ряда положений проекта «Положения об ученых званиях и штатных должностях», подготовленного Учебным комитетом Русской Православной Церкви. Преподаватели СПбДА высказали свои пожелания относительно внесения поправок в текст документа. Проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич внес предложение о внесении изменений в «Положение о написании и защите кандидатских диссертаций в СПбПДА», принятом на Ученом совете в прошлом году. Он обобщил замечания, которые были высказаны преподавателями после первого проведения защит кандидатских диссертаций в соответствии с новыми требованиями. Было предложено не привязывать жестко дату защиты работ и созыва Диссертационного совета к окончанию учебного года, а проводить предзащиты и защиты в течение всего учебного года по мере необходимости, установить более длительные сроки для ознакомления соискателя с отзывом оппонентов. Все изменения текста «Положения...» были одобрены Советом.

http://patriarchia.ru/db/text/1176899.ht...

— Фальков сказал, что от Болонской системы в первую очередь уйдут в инженерных специальностях. А гуманитарии куда будут двигаться? — Пока не готов нарисовать, как сейчас говорят, дорожную карту гуманитарного образования. Но могу сказать, что комментарии нашего министра и его коллег мне представляются весьма профессиональными и адекватными происходящим переменам. Болевые точки и узлы понятны. Как их развязывать — это требует отдельной подготовки. Всем очевидно, большинство проблем высшего образования упирается в школу. И они всплывают, когда вчерашние школьники садятся за вузовскую парту. Кроме того, 20-30 лет назад на первый курс поступали школьники, выпускники подфаков, ребята после армии. Эта смешанная аудитория была другой: интеллектуально, социально, эмоционально, если угодно. Сегодня 90, а то и 100% поступивших — это вчерашние школьники. — Вы сказали о том, что все упирается в школу. А там какие проблемы, помимо уже названных? — Скажем, гуманитарное образование требует глубокого погружения в пласты культуры, в изучение языков, текстов — по-другому невозможно. А на это сейчас у школьников, а потом и у студентов зачастую просто нет времени. Да и новые и модные формы работы — презентации — при всей их продуктивности порой приводят к тому, что без презентации человек не может ничего толком рассказать: он привык излагать мысли «презентационно». А надо, чтобы умел по-разному. Так что здорово, что вернули сочинение. Черчилль говорил: «Журналистом может быть любой образованный европеец». Здесь ключевое слово «образованный». Раньше нормальный журфак прежде всего давал погружение в исторические дисциплины, в литературу, это было широкое, серьезное гуманитарное образование, которое позволяло человеку ориентироваться в самых разных вещах. А сейчас учебный план таков, что на подобное погружение зачастую нет времени. Не изучается полноценно история религии. А как без этого историю культуры изучать? Литература в урезанном виде. — То есть в России — кризис образования? — Почему только в России? Образование находится в кризисе во всем мире. Просто нам помогли быстрее других это ощутить. И мы должны этим воспользоваться в полной мере. Мне сложно говорить по поводу Китая или Японии — не очень хорошо знаю эти образовательные системы. Но если взять систему западную, Европа плюс Америка, куда мы так настойчиво рвались еще год назад — то там давний и глубокий кризис. То, что считалось высшим образованием, то, какие цели преследовало высшее образование еще 50 лет назад, сегодня не работает. Я впервые это почувствовал, когда в 93-94 году учился в американском университете. Там вообще непонятно было, студенты ли вокруг меня. Основное содержание университетской жизни к учебе имело весьма отдаленное отношение. Это был скорее социальный клуб.

http://patriarchia.ru/db/text/5939725.ht...

3. Re: Возрождение России как великой державы Мы ждем от Путина восстановления социальной защиты (с) Ага, прямо щас президент как супермен в одиночку все восстановит... отмены тех крайне вредных реформ, которые уже произошли или намечены на ближайшее будущее в образовании, в частности, перехода на Болонскую систему (с) Не так уж она и вредна, как многим мнится... восстановление семейных ценностей - этого мы ожидаем (с) причем тут президент??? Чтобы из ВУЗов выходили образованные люди, а не две категории (с) Да они и сейчас выходят... и благополучно уезжают в другие страны. Без уничтожения коррупции ничего не получится. Было бы замечательно, если бы Путин начал именно с этого (с) С этого - это с уничтожения своего окружения и самого себя? 2. музыкальное сопровождение эту статью надо читать под песню Джона Леннона Imagine см. http://www.youtube.com/watch?v=XLgYAHHkPFs 1. мы ждем отмены Мы ждем от Путина восстановления социальной защиты, восстановления системы образования, отмены тех крайне вредных реформ, которые уже произошли или намечены на ближайшее будущее в образовании, в частности, перехода на Болонскую систему. А что - эти реформы не при Путине были введены? Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/03/vo...

Немалую роль в этих действиях сыграла порой нечеткая позиция Беларуси к болонскому процессу. В зависимости от взглядов новоназначенного министра Беларусь то держала курс в болонскую систему, то отказывалась в нее вступать. В конечном итоге в 2015 г. Беларусь последней из стран Европы вступила в болонский процесс. К вышеприведенному списку можно добавить и передачу доселе несвойственных школам и вузам функций в результате оптимизации и экономии, что привело к излишней бюрократизации и перегруженности графиков работников сферы образования. Все это свидетельствует об отсутствии стратегии в области образования и воспитания. В постсоветской Беларуси, и это нужно признать, пока не знают, что именно хотят получить от образования. И это понятно. Образование является той сферой, которая в большей степени, нежели другие, зависима от ценностных установок и ресурсов. Ведь, вкладывая в образование, государство фактически вкладывает инвестиции, которые окупятся в лучшем случае через лет тридцать, когда новые поколения будут реализовывать себя. Беларуси же как государству, потерявшему идеологический советский стержень марксизма-ленинизма и не имеющему свободных ресурсов, приходилось находить путь построения собственной образовательной системы наощупь. Это как раз и выразилось в приведенных примерах нестабильности всей системы образования и эклектизма тех реформ, которые были реализованы. Реформы руками коммуниста Отставка Михаила Журавкова с поста министра образования в конце 2016 г. и назначение на этот пост лидера Коммунистической партии Беларуси Игоря Карпенко оказались для многих неожиданностью. Либеральная часть белорусского экспертного пространства достаточно жестко критиковала данное кадровое решение и высказывала, порою в острых формах, все свое негодование. Президент знал о возможности подобной реакции, но пошел на назначение. И здесь имеются несколько причин выбора именно Игоря Карпенко. Во-первых, предыдущие министры образования проводили в жизнь на протяжении пяти лет политику внедрения западных образовательных стандартов, особенно в высшей школе. Итогом всему этому стало вступление Беларуси в болонский процесс, на счет которого в кругах управленцев и части экспертов имелись справедливые опасения. Здесь и проблема «утечки мозгов», и реальность конкретных бонусов, которые смог бы получить от болонского процесса конкретный студент и вся страна в целом.

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/31/ra...

Противоположного мнения придерживается вице-спикер Госдумы Пётр Толстой, считающий, что «необходимость отмены ЕГЭ обсуждается и будет обсуждаться как необходимый шаг по возвращению нашего образования в традиционное национальное русло». «Против тестовой системы – и педагоги, и родители детей, наши избиратели. Очевидно, что с таким трудом внедренную систему сразу не демонтировать, будем делать это постепенно», – написал депутат в своём тлг-канале. «Беспокойство чиновников Рособрнадзора объяснимо: столько полицейских функций по дрессировке школьников и их родителей может сократиться. Но расставаться с иллюзиями придётся – такова воля людей, а власть должна их слышать, особенно сейчас, в трудное для страны время. Но всегда будут люди, которые этих перемен не чувствуют и не понимают: тому свидетельство скандал с украинскими флагами в РУДН, которым руководит один из вдохновенных идеологов внедрения ЕГЭ и Болонской системы. Пора делать выводы», – считает вице-спикер Госдумы. У сторонников и противников ЕГЭ есть свои весомые аргументы. Одни говорят, что таким образом даётся шанс на поступление в престижные вузы детям из провинции и из малообеспеченных семей, уменьшается пространство для коррупции при вступительных экзаменах. Другие говорят, что таким образом убивается творчество, внедряется полицейщина на экзаменах, что вместо учёбы в старших классах школы детей просто дрессируют, заставляют заучивать шаблонные ответы. Для многих учителей и родителей ЕГЭ стал раздражителем, знаком отхода от традиций русско-советской системы образования. Окончательное решение о судьбе ЕГЭ предстоит принять законодателям. Редакция Русской народной линии Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/04/vh...

Этой цели, в частности, подчинено проводимое украинским государством форсированное приобщение к Болонской системе высшей школы. Болонский процесс есть не что иное, как путь инкорпорирования украинской образовательной системы в систему высшего образования Европейского Союза. Как справедливо заметил современный социолог Андрей Фурсов, Болонская система насаждается исключительно в интересах мировой политической сверхэлиты и является одним из эффективных средств формирования нового мирового порядка и соответствующего ему человеческого материала. Согласно таким генеральным документам, как университетская хартия «Magna Charta Universitatum» (Болонья, 1988 г.), Сорбонская декларация (1998 г.), Совместное заявление европейских Министров образования «Европейское пространство высшего образования» (Болонья, 1999 г.), мировоззренческой основой Болонского процесса является идеология европоцентристского секулярного гуманизма, а его целью – систематическое укрепление, насаждение и распространение этой идеологии не только в масштабах европейского континента, но и всего мира. Так, авторы этих документов выступают от имени «просвещенной Европы» как некоего единого цивилизационного пространства, подчеркивают центральную роль университетов в развитии европейских культурных ценностей, а также экстраординарный статус европейских культурных и научных традиций, которые в основном сохраняются, приумножаются и транслируются все теми же университетами. Они ставят перед собой задачу в ближайшей перспективе создать европейскую зону высшего образования и распространить европейскую систему высшего образования по всему миру, преодолевая сопротивление других образовательных систем в международной конкурентной борьбе. По всей видимости, здесь, прежде всего, подразумевается образовательная система США, как наиболее влиятельная в мире. Все методологические и технологические составляющие Болонского процесса (два цикла обучения, кредитно-модульная система, мобильность студентов и проч.) прямо обусловлены и подчинены его цивилизационно-идеологическим установкам – просвещенческому секулярному гуманизму, европоцентризму и культурной глобализации, которые провозглашаются необходимыми европейскими воззрениями в высшем образовании.

http://bogoslov.ru/article/1313409

— Ему как-то удалось сочетать английскую и русскую системы. Потому что какие-то элементы «системы Физтеха» были уже у Иоффе, он организовал первые студенческие семинары. Кстати, в Англии их не было в такой форме, как были они у нас. Петр Леонидович принес на Физтех эту самую систему семинаров, которая действует до сих пор. Физтех отличался также фокусировкой на самые передовые и нужные направления. Он был очень мобилен. Предположим, выходит какое-нибудь постановление, лететь на Луну или куда-нибудь еще. Нужны кадры. Сразу выясняется, что Физтех готов уже через год-два готовить людей по этой специальности. А в университете цикл растягивается чуть ли не на пять лет. К тому времени уже новые приоритеты, новое решение принимается, и поезд ушел. Современный мир требует очень большой подвижности кадров. А это делает управление наукой еще более сложным. Наукой и так очень непросто управлять. Я как-то раз присутствовал на большом совещании в США, где обсуждалось, как управлять научным коллективом. И кто-то по поводу ученых сказал: как же держать кошек в стаде? — Да, это сложно… — Да, баранов легко держать в стаде, это даже собака может делать. А вот кошек… Ведь каждая кошка ходит сама по себе. Это была просто реплика во время заседания, она мне очень запомнилась. — В России делаются попытки управлять образованием, наукой в рамках Болонского процесса… — В Никитском клубе мы организовали встречу в Брюсселе для изучения Болонского процесса под эгидой Евросоюза. Очень скоро выяснилось, что Болонский процесс был изобретен в первую очередь для того, чтобы подтянуть университеты юга Европы, то есть Португалии, Греции и Испании. Лидеры же европейского образования продолжали делать все так, как считали нужным. То есть никакого содержательного значения для России при воспитании кадров высшей квалификации Болонский процесс иметь не может. Но его польза состоит в том, что устанавливаются общие минимальные стандарты образования. Поэтому при заметном снижении требований такой процесс необходим.

http://pravmir.ru/derzhat-koshek-v-stade...

5) Разумная загрузка учащихся и предотвращение и их необоснованной перегрузки естественным образом обеспечивается, если стимулировать учащихся творческому подходу к обучению. В первую очередь необходимо учить молодых людей учиться. При современной развитой информационной сфере это может быть реализовано гораздо эффективнее, чем ранее. 6) Одним из страшных явлений в образовании является подушное финансирование в ВУЗах, которые практически исключают отсев неуспевающих студентов, т.к. это немедленно приводит к сокращению штата преподавателей. 7) Необходимо восстановить специальные школы (физ-мат школы, биологические, иностранных языков и т.д.). Эти школы позволяют вести эффективную работу с талантливыми детьми. 8) Восстановить систему внешкольного обучения . 9) Необходимо восстановить систему просвещения. 10) Все начинается со школы, а в школе нет достойных учебников на всех уровнях. Что касается естественно–научного направления, то самое простое было бы вернуться к советским учебникам, задачникам и пособиям, дополнив их современными достижениями. Сейчас это особенно несложно сделать, имея ввиду возможности издания этих учебников в электронном виде. 11) Необходимо немедленно дебюрократизировать сферы науки и образования. Это не требует дополнительных средств, а наоборот высвобождает их, поскольку в этом случае можно было бы из этой сферы устранить паразитирующих чиновников и разного рода формальные методологические нагромождения. Георгий Николаевич Фурсей, вице-президент РАЕН, Заслуженный деятель науки РФ, д.ф.-м.н, профессор, академик РАЕН Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Re: Необходимо срочно отказаться от болонской системы чтобы не было оттока нужно обеспечивать интересной и как-то оплачиваемой работой. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/08/ne...

Для нас процесс получения знания — это сидение на лекциях, когда преподаватель держит перед собой конспект и зачитывает оттуда. Этот конспект можно взять в библиотеке и почитать — преподаватель мало что нового добавит. В таком процессе передаче знаний доминирует лекция, зачитывание конспекта; в лучшем случае преподаватель, если он хороший специалист, может выходить за рамки конспекта. Это процесс не является, как правило, интерактивным — чаще всего студент пассивно воспринимает объем знаний, который передается преподавателем. Этот подход вытекает из того, что знание есть некое сокровище, недоступное студенту, но им владеет преподаватель, который студентам его раздает. Сейчас это уже неактуально — любой студент набирает Google и получает все, что ему нужно, порой даже больше, чем ему преподаватель расскажет на лекции. Поэтому студент должен активно участвовать в приобретении знаний. Задача преподавателя меняется: от просто трансляции знаний к тому, чтобы научить студента искать, добывать знания самостоятельно, вернее, ориентироваться в море знаний. Важно научить студента приобретать такие критерии и навыки, которые бы помогали ему отбирать в море информации то, что ему нужно. Именно на это сейчас перенацеливается образовательный процесс. Студент должен уметь работать самостоятельно, но в этом ему нужна помощь преподавателя. В оказании такой помощи заключается смысл лекционного компонента в системе образования. Лекция остается важным компонентом образования, но перестает быть доминирующим. В современной Болонской системе на лекции отводится около половины образовательного процесса. Остальное — самостоятельная работа. Также важны семинары, на которых достигается максимальная интерактивность между студентом и преподавателем. Здесь на примере решения частных проблем оттачиваются навыки студента решать широкий спектр вопросов. В Болонской системе объем знаний, полученных студентом, измеряется не только лекционными часами. Традиционно у нас мерой знаний является количество часов, отсиженных студентами в аудиториях.

http://bogoslov.ru/article/640178

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010