Кроме того, в обязанность академий и аспирантур также входит подготовка преподавательских кадров для церковных и светских учебных заведений. Свое место в системе духовного образования должны найти факультеты при светских вузах. Главным мотивом, подвигающим нас к реформированию системы духовного образования, является необходимость повышения уровня обучения и воспитания. Она также должна стать уважаемым и авторитетным партнером как для российской светской, так и для зарубежной богословской образовательных систем. Это позволит нашим студентам и преподавателям полноценно участвовать в программах академического сотрудничества, что в конечном итоге будет способствовать как успеху миссии Церкви в обществе, так и повышению образовательного уровня внутри самой Церкви. Конструктивное партнерство с указанными образовательными системами возможно при согласовании принципов организации духовного образования с так называемой Болонской системой, на которую перешли европейские и российские ВУЗы. Следствием этого станет, наконец, решение проблемы признания государством нашего богословского образования, а также создание условий для повышения его уровня. Полагаю, что Болонский процесс едва ли может быть принят нами в чистом виде, тем более что сам он предполагает наличие разночтений и учитывает особенности национальных систем образования, а также специфику изучения отдельных предметов. Отечественное богословское образование безусловно имеет свою специфику и свои традиции, которые должны быть учтены, и Болонский процесс предоставляет такую возможность. Среди конкретных задач, которые стоят перед нами и которые Болонский процесс помогает решать, хотел бы отметить необходимость четкой дифференциации семинарского и академического образования. Семинария должна готовить пастырей со степенью бакалавров. Некоторые семинарии, имеющие больший потенциал, могут предоставлять своим учащимся возможность проходить начальную научную специализацию, получая степень магистра. Академии же и равные им учебные заведения должны стать местом, где готовят специалистов и исследователей по отдельно взятым дисциплинам. Обучение в них должно завершаться написанием полноценных научных исследований. И в семинариях и в академиях должны быть усовершенствованы методы преподавания — бóльший упор необходимо делать на самостоятельную работу студентов под контролем и при руководстве со стороны преподавателей, Студентов нужно прежде всего «учить учиться», прививать им практические навыки исследовательской работы с текстами, написания собственных текстов, владения методологией научной работы. В семинарии богословское и нравственное формирование воспитанников должно проходить при активном участии преподавателей и классных наставников. В академиях необходимо усилить связь между студентом и научным руководителем. Необходимо ускорить процесс подготовки учебников, но не ограничиваться только ими. Студента необходимо научить ориентироваться в том большом массиве знаний, который существует в нашу эпоху.

http://patriarchia.ru/db/text/1061651.ht...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Православное богословское образование в Европе и Болонский процесс: Некоторые итоги С 22 ноября по 3 декабря 2010 года представители духовных академий Русской Православной Церкви совершили поездку по высшим православным богословским школам Европы. Портал Богослов.Ru подробно освещал эту поездку. Своими впечатлениями от общения с европейскими коллегами делился с нашими посетителями архимандрит Кирилл (Говорун). Теперь мы предлагаем Вашему вниманию обзор итогов поездки, подготовленный проректором Киевской духовной академии по научно-богословской работе В.В. Бурегой. Статья Обобщая результаты наших встреч с представителями православных богословских ВУЗов Европы, можно сделать несколько важных выводов. Во-первых, вполне очевидно, что все богословские учебные заведения Поместных Православных Церквей Европы сегодня идут по пути интеграции в единое европейское образовательное пространство. Во всех православных высших учебных заведениях, которые посетила наша делегация, применяются принципы Болонского процесса. При этом степень имплементация этих принципов в различных учебных заведениях различна. Фактически каждое учебное заведение формирует и реализует свою образовательную модель, синтезирующую местные образовательные традиции с новыми тенденциями в европейском образовании. Особенности моделей высшего богословского образования, действующих в разных Поместных Церквах, обусловлены, прежде всего, историческими образовательными традициями разных стран, спецификой современной государственной политики в сфере образования и особенностями осмысления принципов Болонского процесса каждым его участником. В каждой стране и в каждой Поместной Церкви происходит сложное и во многом уникальное переплетение этих факторов, в результате чего и формируется особая национальная модель православного богословского образования. Поэтому неудивительно, что в богословских ВУЗах Европы можно видеть заметное разнообразие в подходах к общей структуре высшего богословского образования, организации учебного процесса, системе научно-богословской аттестации, системе научных званий и порядку присуждения этих званий, контролю качества образования. Каковы же основные особенности различных моделей функционирования православных богословских ВУЗов в условиях Болонского процесса?

http://bogoslov.ru/article/1343269

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Болонский процесс и богословское образование в Православной Церкви Чешских земель и Словакии Портал «Богослов.Ru» продолжает знакомить читателей с особенностями функционирования богословских учебных заведений различных Поместных Православных Церквей в рамках европейского образовательного пространства. Сегодня портал публикует статью, посвященную особенностям системы высшего богословского образования в Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Статья подготовлена по итогам визита делегации представителей духовных академий Русской Православной Церкви на православный богословский факультет Прешовского университета . Статья Единственным высшим учебным заведением Православной Церкви Чешских земель и Словакии является православный богословский факультет Прешовского университета. Факультет был создан в 1950 году и до 1990 года имел статус самостоятельного высшего учебного заведения. В 1990 году факультет вошел в состав университета Павла Йозефа Шафарика в Кошице, а с 1997 года он является частью Прешовского университета. Целью факультета является подготовка будущих священнослужителей, преподавателей религиозных и этических дисциплин, работников в сфере православного богословия и социального служения, а также сотрудников учреждений Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Во главе факультета стоит декан, которому подчиняются три замдекана. Декан возглавляет ученый совет факультета, осуществляет руководство факультетом совместно с Академическим сенатом факультета и Коллегией декана. В состав факультета входит семь кафедр: библейских наук, систематического богословия, практического богословия, церковной истории и византологии, христианской антропологии и социальной работы, православной педагогики и психологии, греческого языка и культуры. На факультете трудятся 5 профессоров, 4 доцента и 12 ассистентов. За последние пять лет преподавателями факультета были опубликованы 51 монография (из них 11 за рубежом), 377 научных статей (из них 55 за рубежом), 16 учебников и учебных текстов для высшей школы. Факультет регулярно участвует в научно-исследовательских проектах, в том числе международных. В настоящее время на факультете обучаются 544 студента, из них 246 – на дневной форме обучения. В рамках европейской программы Erasmus факультет заключил договоры о сотрудничестве с университетом Кипра, университетом Йоэнсуу (Финляндия),  университетом Людвига Максимилиана в Мюнхене, Аристотелевским и Македонским университетами в Фессалониках, Карловым университетом в Праге.

http://bogoslov.ru/article/1253202

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января 16 июня 2011 года в Киеве состоялась Международная научная конференция «Православие — цивилизационный стержень славянского мира», организованная Киевской духовной академией совместно с Институтом археологии Национальной академии наук Украины, Украинским обществом охраны памятников истории и культуры и Национальным Киево-Печерским историко-культурным заповедником. Портал «Богослов.Ru» предлагает вниманию читателей доклад ректора Киевской духовной академии архиепископа Бориспольского Антония, прочитанный на пленарном заседании конференции. С 22 ноября по 3 декабря 2010 года представители духовных академий Русской Православной Церкви совершили поездку по высшим православным богословским школам Европы. Портал Богослов.Ru подробно освещал эту поездку. Своими впечатлениями от общения с европейскими коллегами делился с нашими посетителями архимандрит Кирилл (Говорун). Теперь мы предлагаем Вашему вниманию обзор итогов поездки, подготовленный проректором Киевской духовной академии по научно-богословской работе В.В. Бурегой. С 22 ноября по 3 декабря 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась поездка делегации высших учебных заведений Русской Православной Церкви по православным богословским факультетам Европы. В ходе поездки члены делегации обменялись опытом применения норм Болонского процесса в изучении православного богословия в разных странах. В интервью порталу в проректор Киевской духовной академии по научно-богословской работе Владимир Викторович Бурега рассказал о результатах поездки и о перспективах интеграции духовных школ Украины в Болонский процесс. 3 декабря 2010 Портал «Богослов.Ru» продолжает знакомить читателей с особенностями функционирования богословских учебных заведений различных Поместных Православных Церквей в рамках европейского образовательного пространства. Сегодня мы публикуем статью, посвященную особенностям системы высшего богословского образования Болгарии. Статья подготовлена по итогам визита делегации представителей духовных академий Русской Православной Церкви на православный богословский факультет Бухарестского университета.

http://bogoslov.ru/tag/Болонский ...

Святейший Патриарх Кирилл: «Система духовного образования должна стать уважаемым и авторитетным партнером как для российской светской, так и для зарубежной богословской образовательных систем» 2 февраля 2010 г. 12:35 «Одной из приоритетных задач, стоящих перед нами, является завершение реформирования системы духовного образования. В решении этой проблемы мы должны исходить из тех целей, которые стоят перед духовным образованием, — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви в ходе Архиерейского совещания 2 февраля 2010 года в Храме Христа Спасителя. — Это, во-первых, подготовка пастырей, и, во-вторых, специалистов в различных областях богословского знания. На первое должны быть нацелены семинарии, а также пастырские и миссионерские факультеты православных университетов, которые обязаны давать базовые богословские знания и воспитывать достойных служителей Церкви. На второе — духовные академии, Общецерковная аспирантура , аспирантуры православных университетов, которые призваны, с одной стороны, давать специальные углубленные знания, а с другой, быть площадкой для научно-исследовательской работы. Кроме того, в обязанность академий и аспирантур также входит подготовка преподавательских кадров для церковных и светских учебных заведений. Свое место в системе духовного образования должны найти факультеты при светских вузах». Система духовного образования должна стать уважаемым и авторитетным партнером как для российской светской, так и для зарубежной богословской образовательных систем, тогда студенты и преподаватели духовных школ смогут полноценно участвовать в программах академического сотрудничества, что в конечном итоге будет способствовать как успеху миссии Церкви в обществе, так и повышению образовательного уровня внутри самой Церкви, убежден Святейший Владыка. «Конструктивное партнерство с указанными образовательными системами возможно при согласовании принципов организации духовного образования с так называемой Болонской системой, на которую перешли европейские и российские вузы, — продолжил Предстоятель Русской Церкви. — Следствием этого станет, наконец, решение проблемы признания государством нашего богословского образования, а также создание условий для повышения его уровня. Полагаю, что Болонский процесс едва ли может быть принят нами в чистом виде, тем более что сам он предполагает наличие разночтений и учитывает особенности национальных систем образования, а также специфику изучения отдельных предметов. Отечественное богословское образование безусловно имеет свою специфику и свои традиции, которые должны быть учтены, и Болонский процесс предоставляет такую возможность».

http://patriarchia.ru/db/text/1061403.ht...

[+Видео] Невероятные приключения теологии в России Мы входим в Болонский процесс, в России теперь будут приниматься дипломы европейских университетов. Но посмотрите, какой абсурд: зарубежных докторов теологии мы признаем! А русских православных докторов теологии быть не может. 12 октября, 2015 Мы входим в Болонский процесс, в России теперь будут приниматься дипломы европейских университетов. Но посмотрите, какой абсурд: зарубежных докторов теологии мы признаем! А русских православных докторов теологии быть не может. Президиум Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Минобрнауки России одобрил паспорт новой научной специальности «теология». Об этом сообщается на сайте ВАК. Эта новость вызвала не только радость, но и удивление, и споры. В интервью ректора Православного Свтяо-Тихоновского университета протоиерея Владимира Воробьева, данного еще до утверждения теологии  в ряду научных специальностей, рассказывается о причинах борьбы за признание теологии наукой.  Иностранка – Что происходит с теологией в Европе? – Теология – это древнейшая наука. Именно с нее начинались первые европейские университеты, некоторым теологическим факультетам уже около 1000 лет. В самых знаменитых университетах теологические факультеты имеют большой авторитет. Доктор теологии – это на западе почетная учёная степень. Когда у нас звучат фразы о том, что теология – не наука, в Европе над этим могут только смеяться, для них это все равно что объявить, что математика – это не наука. – А как в России? – В России же за 70 лет советской власти настолько серьёзно изменился менталитет, что даже люди учёные, имеющие научные степени, слыша слово теология, начинают фантазировать: теология – наука о Боге? Что за наука о Боге, и при чем тут ВАК? Это мы слышим и в Министерстве образования, и в Академии наук. Помню, как ещё в 1960-е годы в Кратком философском словаре было написано, что кибернетика – это буржуазная лженаука. Там же и генетика была. У нас, к сожалению, никак не могут освободиться от такого способа мышления.

http://pravmir.ru/video-neveroyatnye-pri...

- Благодарю за интересный и важный вопрос. Хотел особо отметить, что развитие диалога Церкви и светской науки - это важный императив, который четко прозвучал в постановлениях прошедшего в феврале Архиерейского Собора. Что же касается духовного образования, то его реформа, осуществляемая на протяжении последних лет, одной из своих главных целей ставила формирование полноценной научной составляющей образовательной сферы. Когда было принято решение об интеграции нашей системы в пространство европейского образования и использовании для этого методологии Болонского процесса, эта цель стала особо актуальной. Дело в том, что сами принципы Болонского процесса формировались под активным воздействием академической среды и научного сообщества Европы. А европейское образование, в особенности немецкое и английское, традиционно славилось воплощением классического университетского принципа - единство передовой науки и образовательного процесса под сводами учебного заведения. К счастью, в современных условиях этот принцип был сохранен и большинство европейских университетов сохраняют статус передовых научных центров. Другой важной традицией европейского образования является присутствие практически в любом университете богословского факультета. И общий высокий уровень университетской науки не мог не сказаться на уровне богословского образования. Таким образом, если мы стремимся к интеграции в области образования и научных богословских исследований и можем использовать при этом мировой опыт и апробированный инструментарий, то, безусловно, это должно привести к росту уровня отечественного богословского образования и церковной науки. Для того, чтобы разработать квалификационные рамки бакалаврских и магистерских программ по богословию Учебный комитет проделал большую работу. Мы взяли то лучшее, что существовало в нашей системе духовного образования - именно это стало фундаментом новых программ. В Русской Церкви традиционно всегда был высокий уровень образования в духовных семинариях и академиях, особенно до революции, и мы стараемся это сохранить. Также был активно использован европейский опыт - особенно опыт Поместных Православных Церквей, чьи высшие учебные заведения интегрированы в европейское образовательное пространство. Также мы принимали во внимание достижения светского образования в России и других странах, находящихся в нашей канонической юрисдикции. Однако, несмотря на всю важность проделанной работы, следует помнить, что мы находимся только в начале пути. Новое поколение образованных священников и богословов появится только через несколько лет, тогда мы и узнаем ответ на Ваш вопрос. Тем не менее, у нас есть все основания для оптимизма, поскольку один из принципов, заложенных в новые программы, - научная ориентированность.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть ЕГЭ (не) был частью Болонского процесса! Уловки реформаторов образования 06.03.2023 660 Время на чтение 4 минуты Фото: из открытых источников В России снова заговорили об отказе от «Болонской системы». В связи с этим народ вопрошает: «А не отменят ли по такому случаю ещё и ненавистный Единый Государственный Экзамен?» А чиновники отвечают: «Нет! Это даже не обсуждается!». Возникает странная ситуация. Большое количество людей уверено, что ЕГЭ был частью Болонского процесса, и требуют его отмены. А чиновники отмены не хотят и утверждают, что экзамен никогда и не был его частью. Глава Рособрнадзора Анзор Музаев придумал (ещё в прошлом году) замечательное объяснение: «Все привыкли путать Болонскую систему с единым государственным экзаменом. (…) Получилось так, что в один период шло обсуждение о вводе Болонской системы в образ высшего образования. В этот же период мы перешли к итоговой аттестации одноуровневой. (…) Его назвали тогда единым государственным экзаменом. Эти две сущности совершенно между собой не связаны. Болонская система не требовала проведения данной процедуры…». Кто же прав? Народ или чиновники? Чтобы в этом разобраться, нужно для начала вспомнить, что такое Болонский процесс. Болонский процесс — это процесс реформ с целью гармонизации национальных образовательных систем высшего образования и создания единого Европейского Пространства Высшего Образования. Процесс сей стартовал в 1999 году, а на проведение реформ было отведено десять лет. В 2010 году на Будапешто-Венской конференции состоялся официальный запуск Европейского пространства высшего образования. На бумаге получалось, что цель Болонского процесса была достигнута. А на деле мало кто из участников выполнил все требования процесса, поэтому реформы продолжаются и поныне. Теперь разберём, каковы же требования Болонского процесса? Основных, обозначенных с самого начала, всего пять: 1) легко понимаемые и сопоставимые уровни квалификации (благодаря европейскому приложению к диплому); 2) деление высшего образования на два основных цикла (всего 5 лет обучения по моделям 3+2 или 4+1); 3) система зачётных единиц (кредитов); 4) обеспечение мобильности студентов, преподавателей, исследователей и управленцев; 5) обеспечение качества образования.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/06/eg...

И.о. декана механико-математического факультета МГУ им М.В. Ломоносова Владимир Чубариков рассказал корреспонденту «ТД» о том, почему мехмат не будет переходить на Болонскую систему, как ЕГЭ принижает роль учителей и как соотносятся наука и вера. – Владимир Николаевич, сохранились ли дополнительные вступительные испытания на мехмате? – Да, обязательно будет дополнительный экзамен по математике. И для математиков и для механиков (у нас два отделения и раздельный конкурс). – Есть ли отличия в успеваемости, «качестве» студентов по сравнению с наборами прошлых лет, ведь в этом году они были набраны по результатам ЕГЭ? – Отличия, конечно, есть. Проблема в этом году была еще и в том, что было очень много победителей олимпиад по математике первого уровня. Поскольку на отделении механики в этом году не было дополнительного испытания (было только на отделении математики), к нам поступило много призеров олимпиады. И теперь их приходится отчислять. – Не справляются? – К сожалению, да. – У вас такая серьезная первая сессия? – У нас все сессии серьезные. Если человек перестает заниматься, то он не может сдавать экзамены. На первом, втором, третьем курсах идет фундаментальная подготовка, поэтому учиться нужно серьезно. – Как факультет готовится к переходу на Болонскую систему? – Мы не будем переходить на систему магистр-бакалавр. Министерство разрешило нам продолжать готовить специалистов. – Почему было сделано это исключение? – Перерыв в занятиях математикой чреват тем, что человек после этого не сможет заниматься фундаментальной наукой. Должна быть постоянная подготовка, как у спортсменов, только тогда можно надеяться, что человек сможет делать фундаментальные открытия. В прикладных областях есть «подсказка от природы». А математика – наука божественная. Мы ищем то, что дано свыше. Старые математики так и писали – «я нашел». – Есть ли условия для занятий математикой в России? Ведь не секрет, что многие ученые уезжают за границу. – Действительно, многие уезжают, но пока страна имеет достаточно талантов здесь. Таланты распределены по территории нашей страны равномерно, поэтому очень важно их находить.

http://pravoslavie.ru/38175.html

Болонская система Владимир Миронов: О русской философии в мире, низкой цитируемости гениев и трудностях перевода «Если формально подходить к работам, давайте мы около ВАКа весы поставим: докторская – 25 кг, кандидатская – 15 кг» На краю Как заметил когда-то писатель Михаил Пришвин про литературу: «…все наркомы стали заниматься литературой. Даются громадные средства на литературу. Время садического совокупления власти с литературой». Сегодня литературой, слава Богу, не занимается никто. Но случилось нечто худшее: должностные лица занялись образованием. Реформа образования: Европа отказывается, Россия начинает Россия переходит на Болонскую систему, когда европейские студенты бастуют против нее, а европейские политики обещают пересмотреть правила обучения. Своими взглядами на реформу высшего образования с ПРАВМИРом поделился заведующий кафедрой истории Церкви на историческом факультете МГУ, доктор экономических наук игумен Филипп (Симонов). Наталья Нарочницкая: Новый образовательный стандарт приведет к гибели страны В интервью порталу " Правмир " историк и политолог Наталья Алексеевна Нарочницкая критически оценила проходящие реформы в отечественном образовании. Духовные семинарии: на пороге реформ Почему Патриарх так быстро и легко соглашается на Болонскую реформу, как будут реформировать семинарии, и что важнее - быть умным или воспитанным - редакция правмира выясняла у о.Кирилла (Говоруна) первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/bolonskaya-sistema...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010