В первом десятилетии XI в. с Болеславом Польским был заключен мир. По свидетельству хрониста Титмара Мерзебургского, Святополк был женат на дочери польского короля Болеслава. Титмар не интересовался специально ни самим Болеславом, ни тем более русско-польскими отношениями. Все это было для него важно постольку, поскольку было связано с делами Империи. О браке не названных по именам дочери Болеслава и сына Владимира говорится в главке 58-й книги IV. Она была написана в конце 1013 г. и, как и предыдущие, рассказывала о польской княжеской семье. Обещанный там же рассказ об обстоятельствах русско-польского брачного союза дан только в 72-й главке VII книги, написанной уже в конце 1017 – начале 1018 гг. Бльшая часть главы посвящена не Святополку, опять не названному по имени, а истории принятия христианства Владимиром. Вместе с Болеславной приехал и епископ Рейнберн, вероятно, вынужденный покинуть свой Колобжег. Его просветительская деятельность в Польском Поморье подробно описана Титмаром. 826 Дата женитьбы у Титмара не указана, а в русских источниках не упомянут сам брак. То, почему в войнах с Ярославом, последовавших за смертью св. Владимира и убийством по приказу Святополка свв. Бориса и Глеба, его неизменно поддерживал Болеслав Польский, в летописи никак не объясняется. А. Поппе отнес брак к периоду около 1011 г. 827 В 1008 г. в Киеве побывал немецкий миссионер св. Бруно Кверфуртский, который направлялся к печенегам. 828 Он, как известно, очень хорошо относился к Болеславу Польскому и осуждал императора Генриха II за союзы со славянами-язычниками против христианского государя Польши. Иногда заключение брака связывают с поездкой св. Бруно, и тогда датируют 1009 г. 829 В 91-й главке VI книги Титмар Мерзебургский сообщает, что летом 1013 г., после Троицы (24 мая) Болеслав напал на Русь. Сообщение записано Титмаром в первой половине 1014 г., и хронист не пишет о причинах войны. Он не сообщает ни о каких особых успехах, зато отмечает, что союзниками польского князя были печенеги. Поход ограничился разорением «большей части» Руси и остановился, когда возник конфликт со степняками. Болеслав приказал перебить бывших союзников. Заключение союза польского князя с печенегами тоже иногда приписывают св. Бруно, хотя он сам пишет как раз об обратном: о заключении им мира для св. Владимира. В качестве заложника в степь был отправлен один из сыновей князя, как полагают, Святополк. 830

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Польша (Polonia) – большая славянская страна (provincia), границы которой, говорят, смыкаются с королевством (regnum) Руси 1284 , и делится на восемь епископий 1285 . Некогда в ней был король (rex), но ныне она управляется князьями (duces) 1286 . Она, так же как и Чехия (Boemia), служит как данница императорскому величеству 1287 . [Военными обычаями поляки и чехи схожи. Они воинственны, но жестоки в грабежах даже церквей, так что и союзниками не соглашаются быть, если им не отдадут на разграбление священные имущества.] (Helm. 1937. Р. 4–7; Helm. 1973. Р. 34, 36, 38) 2. I, 8. Нападение венгров 1288 . (...) [Архиепископ Унни решает лично объехать свой миссийный диоцез. Посетив Данию, он по морю прибыл в Бирку 1289 .] Бирка (Byrca) же – самый знаменитый город готов (Gothi), расположенный посредине Швеции (Suedia), который омывается неким заливом Балтийского моря, образующим желанную гавань, куда имеют обыкновение по различным торговым делам регулярно заходить все корабли данов (Dani), норвежцев (Norvei), а также славян и самбов (Sembi), да и другие народы Скифии (Scithia) 1290 . [Из-за дикости своих королей шведы совершенно забыли христианство, которое Унни снова им возвещает. Заболев, он умирает в Бирке в 936 г.] (Helm. 1937. Р. 20; Helm. 1973. Р. 60, 62) 3. [I, 14. (...) Во времена ольденбургских епископов Маркона, Экварда, Вагона и Эцикона славяне держались христианской веры, а в их стране были церкви и монастыри, как свидетельствует магистр Адам 1291 .] 15. О датском короле Свене 1292 . В то же время Болеслав (Bolizlaus), христианнейший король Польши (Poleni), в союзе с Оттоном Третьим обложил данью всю Славянию, что по ту сторону Одера (Odora), да и Русь (Rucia), и пруссов (Pruzi), от которых пострадал святой епископ Адальберт (Adelbertus). Его мощи Болеслав перенес тогда в Польшу 1293 . [При ободритском князе Мстиславе 1294 был мир и славяне платили дань. Но христианство Мстислав исповедовал только внешне, а сам преследовал монахинь из монастыря в Мекленбурге, заставляя их выходить замуж 1295 . Тогда-то в Дании Свен восстал против собственного отца 1296 и христианства и захватил датский трон 1297 .]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антоний просьбу его исполнил. Исакий обрек себя на жизнь весьма строгую; ему мало было облечься во власяницу, он велел купить себе козла и содрать с него мех, и кожу эту еще сырую и мокрую надел на власяницу и на себе дал ей засохнуть. В таком виде он затворился для молитвы в маленькой четырех-локтевой келии, в одном из проходов пещеры; величина келии не давала ему возможности ни сесть, ни лечь, и он предавался сну присевши; пищи он принимал самое малое количество: через день одну просфору и воды в меру. Эту пищу приносил ему св. Антоний и подавал через окошечко такой величины, что едва могла вместиться рука, при словах: «Благослови, отче Исакий!» В таком виде затворник провел семь лет. Блаж. Агапит, принявший иночество при св. Антонии, ознаменовал себя чудесным врачеванием болезней, давая больным вкушать зелие от своей яствы; он лечил не только больных из своей братии, но также тех из мирян, который приходили, безмездно, почему и назван был «безмездным врачом»; как по данной ему от Бога благодати он врачевал самые смертельные болезни, то слава о нем распространилась не только в Киеве, но и в целом государстве, и к нему стали обращаться не только простые люди, но также вельможи и князья. Моисей Угрин (Венгерец) был брат Георгия Венгерца, известного слуги князя Бориса, убитого Святополком Окаянным. Спасшись от убийц, посланных Святополком на Бориса, Моисей только избежал смерти, и пришел в Киев, где скрылся у Преславы, сестры Ярослава; тут он оставался до той поры, когда польский король Болеслав Храбрый пришел на помощь Святополку против Ярослава и занял Киев. Принужденный к выступлению, Болеслав увел в полон много бояр Ярославовых и его две сестры, в том числе и Преславу; в то время повели также в ляшскую землю и Моисея Угрина, окованного в тяжелые цепи по рукам и ногам, потому что он был силен и красив по наружности. В Польше его увидела одна знатная госпожа, муж которой ходил с Болеславом в Русь и погиб в бою; она почувствовала любовную страсть к Моисею Угрину и начала ему говорить с лестью: «Зачем терпишь, любезный, такие муки, когда, имея разум, можешь избавиться от оков?» – «Так угодно Богу, сударыня!» отвечал ей Моисей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Оно составляло зерно военной силы Болеслава, всегда сопровождало его в походах, имело значение постоянной дружины и пользовалось, как увидим, его особенным почетом. Вероятно, уже тогда входило в жизнь понятие о рыцарстве, как почетном звании, приобретаемом за личные заслуги посредством особого обряда. Рыцарем становился тот, кто опоясывался опояской и мечем, и произносил торжественную клятву в верности своему патрону. 639 Когда произошло выделение этого высшего звания (рыцарского), трудно сказать, за недостатком источников. Длугош, живший в XV веке, описывает, как еще в 1100 году Болеслав Кривоустый был опоясан рыцарскою опояскою Владиславом Германом. Из того же Длугоша узнаем, что рыцарское опоясывание в Польше известно было за целое столетие, особенно известны были отличия рыцарского звания. Мечислав в 977 г. выдал наказ, чтобы паны и рыцарство, входя в церковь , имели на себе опояску рыцарскую и меч, чтобы без этих существенных признаков рыцарского звания не входили они в церковь . 640 Быть рыцарем значило приобресть на то личное право, не имевшее никакого отношения к родовым правам шляхетским, хотя шляхетское звание и было необходимо для получения рыцарского. Рыцарское опоясание могли принимать лишь члены благородного происхождения. Болеслав Кривоустый был посвящен два раза в рыцари, сын Болеслава Храброго посвящен в рыцари Генрихом; что шляхетство было необходимым условием для принятия рыцарского посвящения, доказательство на это находим у Длугоша: в войне Болеслава Кривоустого с Уграми, когда под королем пал конь, и он был в опасности потерять жизнь, – один кмет, Григорий, подставил ему коня; чтобы вознаградить его за такую услугу, король сначала возвел его в достоинство шляхетское, потом сделал рыцарем. 641 Все время княжения Болеслава, прошедшее почти в непрерывных войнах на западе и востоке, имело запрос на военных людей. Шумная лагерная жизнь, которую любил и сам князь, понравилась многим. Почти постоянно являлись в Польшу свежие отряды из соседних стран, привлеченные богатством польского рыцарства и расположением к нему князя; что падало жертвою войны, с избытком вознаграждалось новым приливом охотников: моравских, печенежских, немецких и чешских.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

520 ...яко бжалъ есть Михаилъ ис Кыева в Угры, хавъ я княгиню его...– Порча текста, пропущено имя князя – Ярослав Всеволодович Суздальский. Жена Михаила Черниговского была сестрой Даниила Романовича. 521 Король же не вдасть двкы своей Ростиславу...– Ростислав Михайлович сватался к дочери короля Белы Анне, брак состоялся позднее, в 1243 г. 522 Идоста Михаилъ и Ростиславъ ко уеви своему в Ляхы и ко Кондратави.– Кондрат Мазовецкий приходился Михаилу Черниговскому дядей: мать Михаила – сестра Кондрата, дочь Казимира Справедливого. 524 ...ко мсту немцкому именемь Середа.– Город Середа, в Австрии (ныне – Меркуря-Чук в Румынии). 528 ...Изяславлю...– Изяславль – город в Волынской земле, на реке Горыни, ныне Изяслав Хмельницкой области на Украине. 529 ...градъ Даниловъ...– Данилов – город в Волынской земле, построенный Даниилом Романовичем, ныне городище около с. Даниловки в Шумском районе Тернопольской области. 531 ...хотя имти с ним любовь сватьства...– Речь идет о сватовстве Даниила Романовича к дочери венгерского короля Белы IV Констанции для сына своего Льва Даниловича. Брак состоялся позднее, в 6758 (1250) г. 532 ...въ Синеволодьско во манастырь святыя Богородица.– Синеволодский монастырь в Карпатах, при впадении реки Опора в реку Стрый. 533 Иде изо Угоръ во Ляхы на Бардуевъ и приде во Судомирь.– Бардуев – город в Польше, на р. Попраде – ныне Бардеев в Словакии. Судомирь (Сандомир; Sdomierz) – город в Польше, на р. Висле. После смерти короля Болеслава Кривоустого в 6647 (1139) г. стал столицей удельного княжества. 535 Иде в землю во Омазовьскую... Вышегородъ.– Мазовская земля – историческая область в Польше в среднем течении Вислы и нижнем течении Буга и Нарева, с X в. самостоятельное княжество, с середины XIII в. делилась на мелкие феодальные уделы, в 1526 г. вошла в состав королевства Польского. Болеслав Кондратович – князь Мазовецкий (Серадзский), сын Кондрата Казимировича. Будучи близким родственником Даниила (бабка Даниила была сестрой деда Болеслава), Болеслав Мазовецкий предоставил Даниилу с семьей убежище у себя в трудное время и дал в княжение Вышегород.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

199 Косьма принял это слово не в собственном, но в переносном смысле, объясняя имя Стратикваса. Напротив того, некоторые находили правдоподобным, что это имя дано сыну Болеслава не по поводу убийства, обыкновенного случая у народа, стоящего на низкой степени образованности, но от другого более достопримечательного обстоятельства, и эту-то мысль схватил Длугош. И действительно по смерти Вацлава должна была произойти большая перемена в богослужебных обрядах у богемцев; потому что папа, утверждая учрежденное в 967 году в Праге римско-католическое епископство, приказал именно, 200 чтобы «божественная служба была отправляема не по обрядам болгарской или русской церкви, также не по обычаю славянского языка; но по уставам римско-католической веры». Славянский язык, т.е. церковные учреждения Мефодия, папа отделил от вероисповедания болгарского или русского и равно осудил первые и последнее, как совершающие таинства евхаристии по одним и тем же обрядам; вместе с болгарским вероисповеданием упомянуто русское, потому что еще до крещения св. Владимира Русь составляла значительнейшую часть паствы восточной церкви, так что в последствии, принимая русскую церковь за представительницу вероисповедания противного римско-католическому, называли самого Мефодия, отправлявшего богослужение на славянском языке, – русином. 201 Возвращаюсь к Болеславу. И германцы, и богемцы обманулись в своих надеждах. Соблюдая с германцами дружеские связи, Болеслав дозволил освятить регенсбургскому епископу церковь во имя св. Вита, построенную еще при Вацлаве, и даже отдал ему на воспитание сына своего Стратикваса, которого предназначил в духовное звание, в доказательство будто бы чистосердечного раскаяния в убийстве брата; но он не выполнил условия, вероятно наложенного на него императором Генрихом, на счет устройства в Праге латинского епископства, которое только в 973 году учредил сын его. Богемских магнатов он взял в руки, – и никто из предшествовавших князей не царствовал так самостоятельно, как Болеслав, прозванный от того грозным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако Болеслав II не допустил тогда вспыхнуть кровавой вражде между двумя сильными родами. Когда в 995 г. из Чехии отправлен был вспомогательный отряд на помощь к Оттону III, воевавшему тогда с Бодричами, 539 находившийся в этом отряде старший брат Войтеха, Собебор, жаловался королю Оттону на притеснения и неприятности, которые приходится переносить его роду. Самое живое участие в положении его принял польский князь Болеслав, также помогавший Оттону в походе на полабских Славян; он пригласил Собебора в Польшу, обласкал и наградил его. Но поступок Собебора оскорбил чешского князя 540 и вызвал его негодование на всех Славниковцев, которые доселе пользовалась исключительным положением в стране, владели обширными поместьями, живя в славной столице князей любицких – Любице. Теперь пробил последний час Славниковцев: 25 сентября 996 г. сделано было нападение на Любицу, в которой заперлись члены рода Славниковцев со своею ратью. Отчаянная защита их оказалась безуспешною: город был взят, все население его, мужеское и женское, избито, братья Войтеха умерщвлены перед алтарем, где искали они прибежища; их богатства и поместья конфискованы. 541 Для Войтеха это было весьма убедительным доказательством, что в Праге к нему не расположены. И потому он отговаривался, сколько мог, от возвращения на свою кафедру. Архиепископ Виллигиз доказывал на созванном по этому случаю соборе, что требование Чехов справедливо, что было бы грехом одну пражскую церковь оставлять вдовою, когда все другие церкви имеют пастырей. Голос его одержал верх, Войтеху предстояло отправиться снова в Чехию. В том случае, если бы Чехи не захотели принять его, он имел право обратиться с проповедью к язычникам; трудиться на этом поприще было давним желанием Войтеха, для этого он выхлопотал себе титул архиепископа провинциального. Так оставил он свой монастырь и примкнул к торжественному шествию Оттона III, возвращавшегося тогда же из Италии. Войтех находился в свите его, имел возможность ближе познакомиться с императором-юношей, а этот почувствовал величайшее уважение к боговдохновенному монаху и открыл ему свое сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Благоверный князь Вячеслав 12 окт. (28 сент. по церк.кал.) Благоверный Вячеслав (он же Винчеслав, или Вацлав), князь Чешский, был внуком святой княгини Людмилы (смотри выше), которая воспитала его в христианской вере. Получив прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия, святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован. Отец его, князь Ростислав (Вратислав), погиб в 920-ом год в бою с уграми, и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол. Он управлял мудро и справедливо, заботясь о христианском просвещении своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, он отдавал их на воспитание в христианском духе. Князь Вячеслав был миролюбив, почитал духовенство, украшал храмы. Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии. Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу, и построил для них великолепный храм во имя святого Вита. Немецкое духовенство, преследовавшее раньше святителя Мефодия, противодействовало и святому Вячеславу и восстанавливало против него завистливых вельмож. Эти вельможи устроили заговор против Вячеслава и уговорили его младшего брата Болеслава занять престол. Чтобы избавиться от Вячеслава, Болеслав пригласил его на освящение храма. Вячеслав отказался верить слугам, которые предупреждали его о заговоре. Он пошел в храм к утрене, и на пороге храма был убит своим братом и его друзьями. Это произошло в 935-ом году. Изрубленное тело святого Вячеслава несколько дней лежало без погребения, отчего народ негодовал и волновался. Мать, узнав об убиении Вячеслава, похоронила его тело в церкви при княжеском дворе. Кровь, пролитую в церковных дверях, долго не могли отмыть. Болеслав, став правителем, занялся искоренением Православия в Чехии и насаждением католичества. Он настаивал на служении литургий только на латинском языке. Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученика, братоубийца, по-видимому, раскаялся и перенес его мощи в Прагу, похоронив их в церкви святого Вита. Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

спать помолился с обычными земными поклонами, за себя и своих. – На рассвете едва услышал утренний звон, поспешил встать с кровати, осенил себя крестным знамением и говорил: «слава Тебе показавшему нам свет». Умыв лице и одевшись в скромную одежду, поспешил он в церковь. В воротах княжеского двора нагнал его Болеслав. Оглянувшись, Вячеслав сказал с улыбкою: «добрый вечер был у тебя, брат мой!» Но Болеслав, выхватив из-под одежды меч, сказал: «нынешний хочу сделать тебе лучше вчерашнего». И с этими словами ударил блаженного по голове. Крепкий силами князь не пошатнулся; повергнув на землю врага, стал над ним твердою ногою и кротко скзал: «что ты задумал против меня, брат мой?» В эту минуту прибежал один из соумышленников Болеслава и ударил Вячеслава мечом по руке; Вячеслав, видя заговор, бросил брата и побежал к церкви. В самых дверях нагнали его убийцы и мечами прокололи его в ребра. На пороге церковном испустил он дух с словами: «Господи! В руки Твои предаю душу мою»25). Это было 28 сентября 935 г.26). Злодеи не остановились на убийстве князя. Они обратились с насилиями и против придворных его. Иные из них успели спастись от смерти, хотя и не от побоев; но отроки княжеские были убиты; священники княжие – «Божии рабы» - ограблены и выгнаны были, а их жены выданы были за других мужей; поступок с женатыми священниками означал именно то, что по немецкому уставу считали нечистотою жизнь священника с законною женою и вводили безженных ксендзов. – Священник Красей не осмелился везти тело святого в Прагу, но, обмыв его в своем доме, положил в церкви и покрыл тонким покрывалом. – Драгомира, услышав о смерти сына, прибежала и с воплем пала на бездыханное тело. Но узнав, что она также обречена на смерть, поспешила скрыться. Три дня лежало тело князя в церкви и кровь не переставала   25) По древней службе святый убит «братоубийственною рукою», от «събора безумнаго». Изв. акад. V, 276. 26) Бодянский, О времени славян. письмен прим. 18. У Вершинского св. Вячеслав убит в 929 г., св. Людмила – в 922 г., мощи князя перенесены в 932 г. (стр. 147. 154). Все это – неверно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

118) 6523. Описывая кончину Владимира, летописец жалуется о непочитании его, Он пишет: «Да аще быхом имели потшанье и мольбы принесли Богу за нь, в день преставленья его, и видя бы Бог тщание наше к нему, прославил бы и», а несколько ниже сам же свидетельствует о почитании его: «Сето бо память держать Русстии людье». 119) 6523. Святополк после убиения Бориса: «посла к Глебу, глаголя сице: поиди вборзе, отець тя зоветь, не сдравить бо велми». Глеб же вборзе всед на коне, с малою дружиною поиде, бе бо, послушлив отцю. И пришедшю ему на Волгу, на поли потчеся конь в рве, и наломи ему ногу мало; и приде Смленьску, поиде от Смоленьска, яко зреемо, и ста на Смядине в насаде... Внезапу придоша послании оть Святополка на погубленье Глебу, и ту абье послании яша корабль Глебов.,. зареза Глеба» (Лавр., стр. 132, 133).. Глеб, как свидетельствует летописец под 6496 (988) годом, сидел в Муроме. В таком случае зачем летописец заставляет его совершить круговое путешествие из Мурома до Волги на конях и с Волги в Смоленск? Ведь Муром находится на Оке и ближе к Смоленску, чем ехать на Волгу, a оттуда на Смоленск. Следовательно ему и нужно было держать путь на запад до Смоленска, а оттуда уже по Днепру; но так как время это падает приблизительно на октябрь-ноябрь, когда реки покрыты льдом, то корабли Глеба должны были плыть по суху. 120) 6527. Летописец злословит о Святополк, говоря: «иже ся бе родил от прелюбодеянья», упустив из виду сказанное под 6488 (980) годом:»Володимир же залеже жену братьню Грекиню, и бе непрездна, от нея же родися Святополк». 121) 6528, 6535, 6538. Под 1020, 1027 и 1030 годами летописец говорит о рождении сыновей Ярославових: Владимира, Святослава и Всеволода, а между тем из других источников известно, что был у него старшый сын, родившийся в Новгороде и пятый сын Игорь. 122) В Уставе Ярослава о мотех или о местниках упоминается церковь Бориса и Глеба, но при Ярославе Великом, которому приписывается этот устав, не существовало указанной церкви мучеников. 123) 6538. Под 1030 годом летопись говорит:»В се же время умре Болеслав Велекий в Лясех, и быст мятежь в земли Лядьске»..., а между тем Болеслав умер 3 апреля 1025 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010