Продолжая Свою речь и связывая её с предыдущими поучениями, Иисус Христос сказал: «И об одежде что заботитесь?” Этими словами Спаситель мира указал на то, что человек об одежде должен заботиться не чрезмерно, а по мере необходимости. Потому что «душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Матф.6:25). Поскольку человек, прежде всего, должен заботиться о спасении души и прежде всего искать Царства Божьего, то забота об одежде является второстепенным делом. Так как главной целью в жизни человека является служение Богу, а не забота о нарядах и одежде. Человек должен заботиться об одежде умеренно, в необходимых пределах того, чтобы одежда помогала защищать его от холода, сохранять опрятный вид и соответствовала гигиеническим нормам употребления. Иисус Христос столь категоричен в этом вопросе, потому что чрезмерная забота человека об одежде говорит о том, что человек много времени уделяет одному из мирских дел в виде выбора нарядов и красивой одежды. А главной задачей человеческой жизни является служение Богу, а не мирские заботы. “Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего” (1Иоан.2:15-16).    Дальше Иисус Христос сказал: “посмотрите на полевые лилии, как они растут”. Иисус Христос для Своего примера не зря выбрал это растение. Лилия это удивительный изящный и прекрасный цветок, который у многих народов мира символизирует нежность, невинность, чистоту и непорочность. На Ближнем Востоке за лилией закреплялось название “второй королевы цветов”, так как первой королевой в большинстве случаев считали розу. Но несмотря на это, именно лилию предпочитал всем другим цветам древнееврейский царь Соломон Мудрый, который очень часто упоминал этот цветок в своих притчах. Даже капителии колон Иерусалимского храма, который построили по приказу Соломона, напоминали форму цветов лилии.    В древнееврейском языке лилия называлась словом “шушан”. От этого слова у древнееврейского народа возникло имя Сусанна. Почитание лилий широко было распространено в древневосточных странах. Это нашло отражение не только в женском имени, но и в названии древнеперсидской столицы Сузи, которое означало “город лилий”. Любовь к лилии перешла с древнееврейской культуры в христианскую, в которой лилия становится символом чистоты и непорочности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

б. 1:17–3:4 Апостольская проповедь и мудрость мира. 1:17–25. Апостольская проповедь это «слово о кресте» ( λϒος ο σαυρο,1:18). Его не могут воспринять те, кто считает себя мудрыми и умными, ибо «Бог обратил мудрость мира сего в безумие» (1:20), так как «мир своею мудростью не познал Бога…» (1:21). В то время, как «иудеи требуют чудес», а греки (т.е. все язычники) «ищут мудрости» (1:22), апостолы проповедуют Христа распятого, «для Иудеев соблазн, для Еллинов безумие» (1:23). 1:26–31 Вот почему апостол Павел напоминает, что среди верных Коринфа, к которым он обращается, немного «мудрых по плоти» (т.е. с человеческой точки зрения, прим. «Иерусалимской Библии »), немного сильных…(1:26). Потому что «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное…(1:27), «для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом» (1:29). Коринфяне не должны хвалиться перед Богом, потому что ко Христу, который «есть праведность, освящение и искупление (1:30) верных, их привел Бог. 2:1 – 3:4 Сам апостол Павел остерегался проповедовать Благовестие «в превосходстве слова или мудрости» (2:1). «И был я у вас, говорит он, в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией…» (2:3–5). Этот отрывок очень важен, так как из него мы узнаем, что самим своим успехом апостольская проповедь была обязана не таланту убеждать, свойственному проповеднику, но силе Духа Святого, говорившего его устами. Подобную мысль апостол Павел уже излагал в 1Фес.1:5. Мудрости человеческой апостол противопоставляет мудрость Божию, проповедуемую «между совершенными», мудрость, которая не от мира сего (2:6), «тайная, сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (2:7). Согласно предвечному замыслу триединого Бога (Быт.1:26), человек создан по образу и подобию Божию, чтобы стать обоженным в Сыне, воплощение Которого было предопределено от века (Еф.1:4–5). 8 Этот предвечный замысел Божий, эта тайная мудрость, оставшаяся сокрытой от людей в течение веков, явилась во Христе и была открыта Духом (2:10). Апостол Павел подчеркивает роль Святого Духа: «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (2:11). Именно Дух Святой, исходящий от Бога, нас наставляет (2:12) и научает премудрости (2:13); духовными словами Он повествует о духовных вещах (2:13).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Будем любить, потому что это одно для нас истина, этим одним мы подобны здесь, на земле, Богу. „Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть нас» ( 1Ин. 4:12 ). В мире есть только два разряда людей. Люди от Бога или дети Божьи, и люди от дьявола, мира или дети дьявола, дети мира. Для первых истина жизни состоит в любви, в самоотречении, для вторых – в эгоизме ( 1Ин. 3:10–16 ). Для первых предметом любви служит Бесконечное или Бог, и люди, как Бесконечное в конечном ( 1Ин. 4:19–21: 5:12 ). Вторые имеют этим объектом конечное, мир ( 1Ин. 2:5–17: 4:5; 5:19 ). Между этими двумя разрядами людей положена непроходимая пропасть. Дети мира враждебно относятся к детям Божьим и совсем не понимают их ( 1Ин. 4:5–6 ). Перевес в борьбе, однако, принадлежит детям Божьим, потому что начало жизни, которое в них, сильнее того начала, которое в детях мира. Полная и окончательная победа тому первому началу дается в христианстве, верою в Сына Божьего т. е. в то, что Бог есть Любовь, победившая мир ( 1Ин. 4:4; 5:4–5 ). То, что делает людей детьми Божьими, и теперь есть любовь. Но в любви открылась не вся еще истина жизни, не все Божество. Полное совершенство, как и подобие с Богом, дети Божьи приобретут с полным познанием истины в будущей жизни, когда откроется то, во что прозреть теперь не могут, ни самый светлый и глубокий ум, ни самое смелое воображение. Настоящая истина есть только намек на полную истину, настоящее есть только предчувствие будущего, „но еще не открылось, что будем» ( 1Ин. 3:2 ср. 1Кор. 13:8–13 ; 2Кор. 12:3–4 ). Одно только с несомненностью можно утверждать, что будущая новая истинная жизнь не есть что-нибудь противоположное настоящей истине, т. е. любви. Истина вечна и любовь вечна, как сама истина, и потому именно любовь вечна, что любовь – истина. „Теперь, – говорит Ап. Павел, – мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу: теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно, как я познан.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

Вот свидетельства слова Божьего о действительности конца мира. В Ветхом Завете пророк и царь Давид о конце мира так писал: «В начале Ты, Господи, основал землю и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их» ( Пс.101:26,27 ). Как благоприятно соответствовала природа состоянию душ первых человеков до их падения, так стала неблагоприятно она соответствовать человеку после падения: «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее... Ибо знаем, что всякая тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим.8:20,22 ). Т.е. вследствие падения человека вся тварь невольно покорилась работе нетления, кручинится и соболезнует с нами, чего не было с природой до падения прародителей. Тогда, т.е. до падения прародителей, по словам ап. Павла и книги Бытия, видно, что творение было «добро зело», что во всем творении духовном и чувственном царствовал мир, т.е. согласие, союз, гармония, радость, блаженство. Следовательно, все, созданное Богом, было в единении, союзе, взаимном отношении и общении со своим Творцом-Богом и между собою. Все было в мире и согласии, пока не нарушил их сам человек – царь природы. С падением человека расстроился союз всего создания. Из мирного согласия проистекло враждебное восстание, посеянное в творении Божьем врагом мира и любви. Так точно должна природа соответствовать и новому духовному человеку. Весь видимый вещественный мир, во зле лежащий, должен очиститься от гибельных следствий человеческого греха и обновиться, чтобы прийти в соответствие с обновленным человеком: «и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божьих» (ст. 21). Обновление мира совершится в последний день посредством огня, так что на новом небе и на новой земле не останется уже ничего греховного, а будет жить одна правда. За изменением человека немедленно последует и изменение природы, и будет тогда новая земля и новое небо, по свидетельству Самого Творца неба и земли, их создавшего и могущего их изменить по их назначению: «небо и земля прейдут», и в другом месте: «доколе стоит мир», или: «скорее прейдет небо и земля, скорее миру настанет конец» ( Мф.5:18 ); «Я с вами во все дни до скончания века». Из всех слов Самого Господа Иисуса Христа видно, что нынешние небо и земля только прейдут, но не уничтожатся, а по словам Давида, как старая одежда, изменяется в новую ( Пс.101:26,27 ), что подтверждает и ап. Петр, говоря: «Мы ожидаем, по обещанию Господа, нового неба и новой земли, где будет царствовать только одна правда» ( 2Пет.3:13 ). И Иоанн Богослов действительно видел в Откровении небо новое и землю новую; «И увидел я новое небо и новую землю» ( Откр.21:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Духовное познание истины почерпается из бесконечных глубин 1Кор.2:10 : «нам Бог открыл это Духом Своим, ибо Дух все проницает, и глубины Божии». Чтобы это изречение понять правильно, мы опять приведем на мысль наше образное представление о двух кругах П (Божественный Дух) и а (человеческий дух), которые отчасти включены друг в друга и при посредстве которых мы пытались схематически представить, как Дух Божий и дух человеческий могут проявлять общую деятельность и при этом оставаться двумя различными духовными субъектами. Мысли Божественного Духа имеют свой центр «в глубочайших глубинах» духовного мира. Вследствие такого общения с Божественным Духом, человеческий дух имеет участие в мире божественных мыслей, – он может почерпать мысли из той Божественной глубины, которая не может быть мыслима в его собственном духе ст. 11: «Божьего никто не знает, кроме, Духа Божия». Таким образом, духовно облагодатствованный дух человека принимает участие в исследовании божественных глубин – исследовании, которое есть дело Божественного Духа. Правда, он не может обнять всей полноты божественных истин, так не может обнять, как малый круг а не может вместить в себя большого круга П. Но в своей мере он почерпает из глубины божественных мыслей то, что он может обнять, как отдельный индивидуум. Только настолько мы познаем, насколько нам даровано из той глубины, – полнота дара всегда только соответствует силе понимания 1Кор.2:12 : «мы приняли Духи от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога». Другой род духа, действующего чрез ум в виде свободного начала в отношении плотски-психической жизни, есть воля. Также и она была ослаблена, – там, где эта порча достигла высочайшей степени, где она была сведена к нулю, воля плоти сделалась господствующею силою. В возрожденных, напротив, Божественный Дух стал двигающею побудительною силою Гал.5:18 : «вы духом водитесь», Рим.8:14 : «все водимые Духом Божиим суть сыны Божии». Этот Божественный Дух, который идет из духовного мира, носит закон духовного мира в Себе, – этот закон есть принцип Его существа и деятельности. Также и Моисеев закон есть закон духовный, происходит из того же самого мира и имеет в себе духовный принцип. Кто теперь носит в себе Духа Божия, тот сам по себе делает то, чего требует внешний закон в буквах, он носит принцип этого внешнего закона в себе Рим.8:4 : «чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу». Так как христиане носят в себе божественный закон, то поэтому они более не находятся под внешним законом Гал.5:18 : «если вы духом водитесь, то вы не под законом». От служения внешней принудительной буквы закона они освобождены чрез внутренно побуждающего Духа Рим.7:6 : «мы освободились от закона, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

Духовное познание истины почерпается из бесконечных глубин 1Кор. 2, 10 : «нам Бог открыл это Духом Своим, ибо Дух всё проницает, и глубины Божии». Чтобы это изречение понять правильно, мы опять приведём на мысль наше образное представление о двух кругах П (Божественный Дух) и а (человеческий дух), которые отчасти включены друг в друга и при посредстве которых мы пытались схематически представить, как Дух Божий и дух человеческий могут проявлять общую деятельность и при этом оставаться двумя различными духовными субъектами. Мысли Божественного Духа имеют свой центр «в глубочайших глубинах» духовного мира. Вследствие такого общения с Божественным Духом, человеческий дух имеет участие в мире божественных мыслей, – он может почерпать мысли из той Божественной глубины, которая не может быть мыслима в его собственном духе ст. 11: «Божьего никто не знает, кроме, Духа Божия». Таким образом, духовно облогодатствованный дух человека принимает участие в исследовании божественных глубин – исследовании, которое есть дело Божественного Духа. Правда, он не может обнять всей полноты божествнных истин, так не может обнять, как малый круг а не может вместить в себя большого круга П. Но в своей мере он почерпает из глубины божественных мыслей то, что он может обнять, как отдельный индивидуум. Только настолько мы познаём, насколько нам даровано из той глубины, – полнота дара всегда только соответствует силе понимания 1Кор. 2, 12 : «мы приняли Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога». Другой род духа, действующего через ум в виде свободного начала в отношении плотски- психической жизни, есть воля. Также и она была ослаблена, – там, где эта порча достигла высочайшей степени, где она была сведена к нулю, воля плоти сделалась господствующей силой. В возрождённых, напротив, Божественный Дух стал двигающей побудителеной силой Гал. 5, 18 : «вы Духом водитесь», Рим. 8. 14 : «все водимые Духом Божиим суть сыны Божии ». Этот Божественный Дух, который идёт из духовного мира, носит закон духовного мира в Себе, – этот закон есть принцип Его существа и деятельности. Также и Моисеев закон есть закон духовный, происходит из того же самого мира и имеет в себе духовный принцип. Кто теперь носит в себе Духа Божия, тот сам по себе делает то, чего требует внеший закон в буквах, он носит принцип этого внешнего закона в себе Рим. 8, 4 : «чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу». Так как христиане носят в себе божественный закон, то поэтому они более не находятся под внешним законом Гал. 5, 18 : «если вы Духом водитесь то вы не под законом». От служения внешней принудительной буквы закона они освобождены через внутренно побуждающего Духа Рим. 7, 6 : «мы освободились от закона, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

И когда Бог посещает мир тяжелыми испытаниями – это свидетельство Его внимания к этому миру. В 3 главе Книги Откровения, 19–20 стихи, сказано: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» . Сотни тысяч людей погибли – разве это не есть стук Божьей руки в закрытую дверь сего мира? Сотни тысяч людей еще погибнут от разных болезней, которые будут в тех местах в результате эпидемий. вызванных гниющими телами. Это тоже будет стук в закрытую дверь этого мира. Климат меняется на планете; и вы видите наводнение в Англии, наводнение в Прибалтике, казалось, вот-вот – и наводнение охватит Санкт-Петербург. Бог стучится в дверь этого мира. Она закрыта, но это отношение мира к Богу. Отношение Бога к нам другое, с Его стороны дверь открыта. Как мы сегодня читаем: «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего» ( Откр.4:1 ). Вот эти слова: «прежний голос, который я слышал как бы звук трубы» – Андрей Кесарийский поясняет так: «Труба – мощный голос открывающего». Разве не мощный голос – вот эти ужасные катаклизмы, которые обрушились на мир? Разве это не мощный глас Божьего призыва к совести всего рода человеческого? Вы видите, какие социальные потрясения сейчас происходят в обществе. Помните, в течение нескольких месяцев пожилых людей обманывали. По телевизору выступали какие-то люди и говорили от их имени: – Лучше мы получим деньги и сами решим, какие лекарства купить, сами решим, куда поехать. И сейчас толпы обманутых пенсионеров выходят на улицы городов, они устраивают митинги, перекрывают трассы, потому что дьявол использует лукавых людей для того, чтобы дестабилизировать ситуацию в обществе. Алчные люди, для которых богатство означает всё, обманывают самых беззащитных, самых обездоленных, самых малообеспеченных людей. Но при этом, наглые люди, они заявляют о том, что это все делается для счастья людей, для их блага. Люди отказываются от льгот, остаются с деньгами, эти деньги превращаются в ничто, они раз от разу обесцениваются. Если льготы представляли для пожилых людей реальную ценность, то те деньги, с которыми они теперь остались, их могут и не дать, а если даже и дадут, и прибавку дадут, инфляция всё это съест, и они превратятся в бумагу. Любые «льготные», и «выгодные» предложения со стороны властей надо воспринимать, как очередную попытку залесть и в без того нищий карман, собственных граждан. Их надо выслушивать и делать все наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Лествица, 5/1. Глава 7. О монашестве В жизни Церкви монастыри занимают весьма почётное место: они – сила, слава и святыня Церкви. Православие воспринимает монашество как путь всецелого, нераздельного посвящения себя Господу, и всегда приветствует и похваляет тех, кто решается встать на этот путь. Не так оценивают монашество протестанты: они не имеют монастырей и осуждают их, – и вот на каких основаниях. I. Христос послал Своих учеников в мир проповедовать Евангелие: «Итак идите, научите все народы...» ( Мф.28:19–20 ). Он просил Своего Отца: «Отче Святый! ...не молю, чтобы Ты взял их от мира, но чтобы сохранил их от зла» ( Ин.17:11–15 ). Монахи же – считают протестанты – не желают исполнять повеления Христа быть в мире и проповедовать Евангелие, и бегут от мира, как бежал в своё время от Божьего повеления проповедовать погибающим неневитянам пророк Иона. П. Рогозин, например, по этому поводу пишет: « " уходящие от мира» аскеты уходят от воли Христа. Посылая учеников «в мир» Христос не сказал: «спасайтесь в дебрях лесных, в местах пустынных... и во что бы то ни стало – избегайте людей». Напротив, Иисус Христос повелел ученикам идти по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари. (...) В этом смысле монахи, аскеты и отшельники – ленивые рабы, бегущие с нивы Христовой, воины, ушедшие с поля брани» . Аналогичный взгляд выражает и Е. Пушков: «Почему Христос послал своих учеников в мир для проповеди, а потом святые угодники стали убегать из мира?» . II. Человек создан для брачной жизни и для продолжения рода. Сотворив Адама, Господь сказал: «не хорошо быть человеку одному», и создал для него женщину, при этом дав им первую заповедь: «плодитесь и размножайтесь» ( Быт.2:18,28 ). Итак, воля Божия заключается в том, чтобы человек вступал в брак: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». К тому же, ап. Павел предупреждал, что в последнее время появятся отступники от веры, которые будут запрещать «вступать в брак» ( 1Тим.4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Об этом так размышляет св. Иоанн Златоуст : «Это говорит Он (Иисус) не потому, чтобы стыдился Матери Своей, или отвергал родившую Его (если бы Он стыдился, то и не прошел бы сквозь утробу ея); но желал этим показать, что от того нет ей никакой пользы, если не исполнит всего должного. В самом деле, поступок ея происходил от излишней ревности к правам своим... Он (Иисус) не хотел оскорбить их (Матерь свою и братьев. – Г.Ф.), но... мало-помалу привесть их к правильному о Себе понятию и убедить, что Он не Сын только Матери Своей, но и Господь... Говоря это, Он имел в виду еще нечто другое. Что же именно? То, что ни они, и никто другой не должны полагаться на родство и оставлять добродетель... Есть одно только благородство – исполнение воли Божией, и это благородство лучше и превосходнее того (плотского) родства» стр. 462–463]. Кана Галилейская и Голгофа Введите мя в дом вина, вчините ко мне любовь. Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною – любовь (2:4). «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них...» ( Ин. 2:1–3 ). Была угроза, что радость брачного чертога обратится в печаль. Недоставало вина в доме брачного пира, а ведь именно вино веселит сердце человека ( Пс. 103:15 ). Так всегда в этом мире. Недолгие радости обрываются. Порой и внезапно. У этого мира недостает вина, не хватает. Мир не может находиться всегда в радости, ибо это – состояние Царствия Божия ( Рим. 14:17 ). И вот, после вина – вода, и тоска, и скука бесконечная. Но в мир этот приходит Небесный Жених. Введите мя в дом вина – вопиет Пречистая, вопиет Невеста Его Неневестная. Она жалуется Ему и просит: «вина нет у них...» И по Ее просьбе совершается первое чудо Христово – вода превращается в вино. Радость брачного чертога не прекратится! Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною – любовь! Преснота «водной» печали этого мира, обращена в радость вина брачного чертога Небесного Жениха. Шесть каменных водоносов стоявших по обычаю ( Ин. 2:6 ) и означают сей, в шесть дней сотворенный мир, и печаль, и скуку его. Но совершается, по ходатайству Пречистой, первое чудо – и печаль мира сего прелагается на радость Царствия Небесного. В брачном чертоге святой Церкви, в Доме вина, пирует Небесный Жених. Удивляется распорядитель пира жениху, что вопреки обычаям, тот не сначала подал лучшее вино, а потом худшее, но, наоборот, хорошее вино сберег напоследок ( Ин. 2:10 ). И было последнее вино лучше первого, ибо радость Христова и чад Его выше радости, которую имел Адам в раю. Радость Христова, происшедшая от чуда Божьего, выше радостей, происходящих от естества тварного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

То, о чем Даниил только мечтал, для них было новой возможностью в вере во Христа. Даниил мог только надеяться и ожидать будущего. Для них же это будущее Сына человеческого уже началось с приходом Христа. Поэтому в этом будущем они начали уже жить и любить и избавляться от принуждения звериных царств мира. Иисус не идеализируется. Этот распятый человек без всякой власти и славы не представляет собой этически и эстетически красивую фигуру. Поэтому гуманистический идеализм всегда считал распятого Господа неэстетичным и почитание его неэтичным. Это не совмещалось с любовью к добру и прекрасному. И едва ли Иисус может быть образцом бесстрашного человека. Но тем, кто утратил свое человечество и претерпел на себе муки бесчеловечности, красивые картины и примеры не помогают. Христиане видели человечество Иисуса именно в Его страстях и получили свое новое человечество от Его страданий и смерти. Они видели в Нем страдающего раба Божьего: Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» ( Ис. 53:3–5 ). С точки зрения как античного, так и современного гуманизма человек есть лишь то, что он сам из себя делает. Поэтому его полное человечество может раскрыться только в конце его процесса гуманизации. Оно предстает перед человеком, какой он есть, как бесконечное требование собственной самореализации. В христианской вере человек раскрывает свое человечество в том, что, несмотря на его бесчеловечность, Бог уже возлюбил его; несмотря на его заблуждения, он уже призван быть подобием Божьим, и несмотря на все царства мира сего, он уже принят в братство Сына человеческого. Любовь делает из нелюбимого бытия любимое. Призыв другого человека делает одинокую жизнь отзывчивой.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010