архим. Сильвестр (Стойчев) Тема V. Богопознание Догматическое богословие возникло как описание и систематизация опыта богопознания, и, в конечном счете, к нему оно и должно приводить. Традиционным для православного вероучения является утверждение о существовании естественного и сверхъестественного богопознания. §9 Естественное богопознание В наименовании «естественное богопознание» (также встречается название «естественное откровение») под естественным в данном случае подразумевается природное, то есть то, что является для человека исходящим из самой его природы, а не данное извне. Епископ Сильвестр (Малеванский) , поясняя смысл утверждения о врожденной идее бытия Божьего, пишет: «Не собственными заботами и усилиями души приобретается она (идея бытия Божьего – а. С.), но дается ей уже совершенно готовою, будучи всаждена в глубину природы человеческой...» 36 Прп. Иоанн Дамаскин говорит: «Познание о том, что Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого. И само создание мира, его сохранение и управление возвещают величие Божества» 37 . Как следует из данного текста, преподобный Иоанн, следуя предшествующей святоотеческой мысли 38 , перечисляет три источника естественного богопознания: Сама природа человеческая, точнее, самопознание 39 есть одновременно и богопознание. Апостол Павел пишет: «Вникай в себя» ( 1Тим. 4:16 ), тем самым указывая, что изучение самого себя – важный этап духовной жизни 40 . Интересным в данном контексте представляется выражение свт. Феофила Антиохийского , говорящего своему собеседнику: «Если ты скажешь: «Покажи мне твоего Бога», то я отвечу тебе: «Покажи мне твоего человека, и я покажу тебе моего Бога " ». В данном случае святитель указывает на связь между чистотой человека и его религиозными представлениями. Разумеется, что речь идет не просто о вложенной в человеческую природу идее бытия Божьего, но и о некоем нравственном законе. Бог создал человека добрым, и в человеке, несмотря на грехопадение, осталось естественное тяготение к добру, именно поэтому как неверующие, так и нехристиане, несмотря на определенную силу зла, всё же способны творить добро 41 . У апостола Павла есть такие слова: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» ( Рим. 2:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя ( Пс. 138:7–10 ). Псалмопевец, славословя всеобъемлющую, всесодержительную и всепромыслительную Божию силу, не находит для нее иного мерила, кроме этого знамения, воздвигаемого ныне святою Церковью для умного нашего созерцания и для чествования устами и сердцем. Перенося мысль нашу от неба до ада, то есть, от горнего к дольнему пределу вселенной, и словами: если бы я поднял мои крылья с рассветом и переселился на край моря, совокупляя восток и запад, – этими четырьмя концами мира, по изъяснению одного древнего учителя Церкви 1 , Давид ясно живописует крест, как бы так говоря Богу: «Ты все проницаешь Собою, всему служишь связью, и Своим могуществом содержишь все концы мира. Ты горе, Ты и долу; в одном краю рука Твоя, и в дру­гом десница Твоя путеводствует». И действитель­но, если воззрим на небо, простремся умом в подземные глубины, или расширим мысль до боко­вых пределов вселенной, и сообразим, какая сила все это наполнила, все содержит в бытии, все приводит в движение, всему сообщает жизнь, все связывает в одно; то представление наше о не­измеримости Божьего всемогущества само собою на­печатлеется в нашем ограниченном уме под обра­зом креста, нисходящего от высших пределов в глубину, и простирающегося поперек от одного края до другого. Посему и таинник нового завета, наученный не­изреченными глаголами, какие слышал он в пре­выспреннем небе, и посвященный в тайны Божьего рая, приглашает нас уясненным взором ума измерить все протяжения креста. Чтобы вы, – говорит он, – укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею ( Еф. 3:18–19 ). Свя­той Павел, вместе с Давидом, широтою и дол­готою означив пределы видимого мира, словами: глубина и высота указывает на мир преисподний и на мир горний. Но в то же время начертывает пред нами и живоносное знамение креста. Ибо через высоту означает верхний конец креста, а глубиною именует нижний конец, под широтою же и долго­тою, как изъясняет упомянутый нами выше учитель Церкви, разумеет последние два конца четыречастного древа, простирающиеся от середины его в ту и другую сторону. Таким образом, Апостол, как бы, говорит верующим: «имея всегда в мыс­лях изображаемый в целой вселенной животворя­щий крест Христов, познайте все неисследимое богатство благости Божией, уразумейте превышаю­щую разум любовь Христову, исполнитесь всею полнотою Божиею. Ибо вседержительная Сила, Кото­рая, будучи сраспростерта четырем концам мира и необъемлема пределами вселенной, всему дает бытие, жизнь, дыхание и все, из любви к преступ­ному Адамову роду, как бы сосредоточилась ныне на крестном древе, чтобы, вознесшись на нем от земли, всех привлечь к Себе».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Достоинство Как Христос, Сын Божий, в дни жизни во плоти Своей и смирения умален и бесчестен был более всех сынов человеческих, как о Нем пророк предвозвестил: Он был презрен и умален пред людьми ( Ис. 53, 3 ), и Евангелие о том же свидетельствует, – так и христиане, которые сердцем веруют в Него и любовью следуют Ему, не иное что, как презрение, поношение, уничижение от злого мира видят. Но что касается их внутреннего достоинства и чести, никого нет выше их. Ныне это достоинство не видно, ибо верою, а не телесными очами видится, но откроется всему миру, когда тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие ( 1Кор. 15, 54 ). Святое Божие Слово достоинство христиан открывает и в утешение нам представляет: 1 . Бог их Отец, Которому молятся: Отче наш, Иже еси на небесех ( Мф. 6, 9 ), и они чада Божии верою во Христе Иисусе, как говорит апостол: все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса ( Гал. 3, 26 ). За великое почитает мир быть чадом царя земного, но сколь несравненно выше достоинство быть чадом Бога Вышнего, Царя неба и земли, иметь Отцом Бога безначального, бесконечного, бессмертного, неописанного, всемогущего, Царя царствующих и Господа господствующих, – ум человеческий этого титула не постигает! Вся слава мира сего перед этим ничто. На это взирая, зритель тайн Божиих, святой Иоанн, удивляется и говорит верным: смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими ( 1Ин. 3, 1 ). 2 . Истинные христиане – братья Христовы, ибо Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим ( Евр. 2, 11–12 ; Пс. 21, 23 ). И мироносицам говорит: пойдите, возвестите братьям Моим ( Мф. 28, 10 ), и Марии Магдалине: иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему ( Ин. 20, 17 ). Смотри, любезный христианин, на какую высоту вознесены христиане: Господу неба и земли – братья! Выше этого достоинства и быть не может. Но и человеколюбие неисповедимо Сына Божьего! Удивительно, когда и земной царь подданных своих братией своей называет, хотя и сам такой же человек, как и подданные. Христос, Царь Небесный и Сын Божий, людей братьями Своими не стыдится называть. Кто это человеколюбие Сына Божьего и такую честь братьев постигнуть может? Зная это, да постыдятся господа, которые не хотят рабов своих, людей, подобных себе, братьями своими считать, но вместо подножия их содержат.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Марина Журинская: Не любите мира? Чтение на каждый день поста 29 ноября, 2014 Чтение на каждый день поста Рубрика Правмира – «Чтение на каждый день поста», – это проповеди, слова и главы из книг лучших мыслителей, богословов и проповедников. Аудиобеседы на 10-20 минут, сопровождаемые текстом — можно успеть прослушать даже между делом. Мы отбираем недлинные и глубокие фрагменты, чтобы у каждого была возможность хотя бы 10 минут в день подумать о главном. Сказано в Писании : «Не любите мира, ни того, что в мире». Из этого производят массу каких-то следствий, которые хочется назвать человеконенавистническими. А нужно подумать, так ли на самом деле это или нет. Не сказано одной вещи при этом: «Не любите Божьего мира», потому что мы не должны забывать, что мир создан Господом, Который увидел, что это хорошо, и даже хорошо весьма. Так стоит ли нам не любить этот мир, который «Господня земля и исполнение ея, Вселенная и все, живущие в ней», как сказано в псалме? Конечно, нет! Божий мир прекрасен, и люди, Божьи дети, наполняют этот мир, и Господь не отменил того, что Он сказал: «Плодитесь, размножайтесь, заполняйте Землю и живите!», — это же совершенно не отменено. В каком же смысле «не любите мира»? А немножко в другом. Речь идет о том мире, у которого лукавый князь мира сего… «Не любите мира» значит — не любите то, что внесено в этот мир порчей первородного греха. В очень многих вещах, в очень многих случаях дьявол диктует свои правила для людей. И это понятно, потому что у него нет другого выхода. Он ничто. Он пуст. У него нет сил, у него нет средств, у него ничего нет. Единственное, что он может делать — это пленять людей и действовать через них, действовать человеческим языком, человеческими руками, человеческим сознанием. Вот этого мира — действительно — любить нельзя. Склоняться перед теми правилами, которые привнес в мир сатана, — нельзя. Поэтому всякие слова типа «знаете, так уж повелось, не нами это началось, не нами это кончится», может быть, в какой-то степени, так оно и есть, но очень хочется сказать, что это все на самом деле — большая ложь. Мы не должны спускаться до нисхождения к сатане, до потворства сатане.

http://pravmir.ru/ne-lyubite-mira/

85. 1667 г., май. Список настольной грамоты вселенских патриархов и всего освященного собора, данной избранному всероссийским патриархом, на место Никона, архимандриту Троицко-Сергиевой лавры Иоасафу Бога благого и человеколюбивого, единого, в трёх ипостасях веруемого и проповедуемого, поклоняемого же и славимого, Отца и Сына и Святого Духа благоволением, повелением же благочестивейшего, великославнейшего, светлейшего, и христианственнейшего, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, Московского, Киевского, Владимирского, Новгородского, царя Казанского, царя Астраханского, царя Сибирского, государя Псковского, и великого князя Литовского, Смоленского, Тверского, Волынского, Подольского, Югорского, Пермского, Вятского, Болгарского и иных, государя и великого князя Новгорода Низовской земли, Черниговского, Рязанского. Мы смиренные: Паисий, милостью Божьей, папа и патриарх великого Божьего града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, и всей земли Египетской, и судия вселенский; Макарий, милостью Божьей, патриарх Божьего града Великой Антиохии, Месопотамии, и двух Кесарий, Иверии и Сирии, и всего Востока, приидохом в всеславный и высокопрестольный царства Христиано-Росийского преименитый царствующий град Москву, и с нами присутствовали: Филофей, митрополит Трапезонский, Анастасий, архиепископ Святой Горы Синайской, в лето от создания мира 7175, от по плоти же Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1666, месяца Ноября, в день, вины ради сицевы: Понеже в прошедшем во 7166-м году, Июля месяца, в 10 день, прежде бывший пастырь царствующего великого града Москвы и всея Великой и Малой и Белой Росии патриарх Никон оставил самовольно престол свой патриаршеский, и власти патриаршеской отречеся, и жезл пастырский на патриаршеском месте поставил, и отъиде в созданный от него монастырь Живоносного Христова Воскресения, возжелав безмолвное и тихое и мирное житие жити. Благочестивейший же, тишайший государь, царь и великий князь Алексий Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, через бояр своих и окольничих, преосвященные же архиереи Росийского великого царства самоустно, и весь священный собор, и многий народ много тогда моляху его и нуждаху на патриаршеском престоле своём председательствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

III. Основная часть книги Апокалипсис. Видения на небе и с неба (4:1–22:5) 1. Восхищение на небо и видения семи печатей (4:1–7:17) А. Видение Бога и Агнца (4:1–5:14) Тема последующих двух глав Книги Откровения – власть и господство. Читателю открывается вместе с Иоанном символическое описание Царства Божьего на небе. Прежде всего описывается небесный тронный зал. На престоле (по-гречески «престол» – трон) находится Сидящий. Он не назван по имени. Но читатель, конечно, понимает, что это Бог . Вокруг престола сияет радуга и концентрическими кругами располагаются различные небесные существа – ангелы. Они непрестанно славословят Сидящего на престоле Бога как Творца всего. Четвертая глава знаменует собою как бы богословский фундамент ко всему богословию книги, а именно монотеизм. Не тьма богов языческой религии, а единый Бог Творец есть абсолютный и непостижимый Владыка всего. Его Царство и воля должны стать Царством и волей для всей земли. Четвертая глава лишена специфически христианских черт. Она могла быть написана и в недрах иудейской апокалиптики. Все ее описания опираются на ветхозаветные тексты, преимущественно на Книгу пророка Иезекииля. Собственно христианский элемент появляется в пятой главе. Мы вместе с Иоанном видим, что вместе с Сидящим на престоле, то есть с Богом, появляется еще одна фигура – «Агнец как бы закланный» ( Откр.5:6 ). Это – Иисус Христос, Сын Божий, наделенный властью и всеми полномочиями от Бога. Это в Его власти и силе осуществить Царство Божье на земле, как оно уже вечно существует на небе. Тайна того, как это произойдет, заключена в некоей книге, запечатанной семью печатями. Только Агнец достоин и способен снять печати с книги судеб мира, то есть открыть тайну нового творения Божьего и осуществить это новое творение. Небесное богослужение, литургия, распространяется на все ангельские существа и на всю землю. Все поклоняются Богу и Агнцу. Здесь мы видим пророческое предвосхищение того, чего пока нет, но что должно быть во всем тварном космосе.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная Господь с Тобою. Славное, чудное и величайшее в мире событие воспоминает ныне Св. Церковь . Она торжественно празднует главизну нашего спасения – вочеловечение Бога Слова от Пресвятой Девы Марии. Ныне день оснований всех празднеств наших, начало и заря христианской радости нашей. Чудо из чудес – воскресение Спасителя, но и его не было бы, если бы не было Благовещения. Спаситель воскрес, но воскресению Его должна была предшествовать смерть; Он умер, но прежде Ему надлежало родиться; родился, но прежде было благовестие о Нем, и Бог Слово вселился в утробу Пренепорочной Девы, – таково торжественное событие, воспоминаемое Св. Церковью ныне, оно настолько торжественно, что и дни поста, как дни сетования, не умаляют его величия. Придите, все верные, уготовим сердца свои с благоговением выслушать чудное благовестие вестника Божьего о явлении в мир нашего Искупителя, с величайшей простотой переданное нам Словом Божиим, дабы достойно блажить нам священное торжество Богоматери, усердно прославлять вместе с Церковью небесной и земной Ту, которой сотворил величие Сильный. Спаситель мира Господь, Строитель царства благодати, чтобы устроить храм Духа Святого – селение Бога Слова, употребил немало времени и попечения. Для сего из среди дикого, и тернистого поля рода человеческого избирается и ограждается одно место, Палестина, – берется одно древо – одно племя и через тысячи лет согревается дыханием Духа Святого, дабы прозябла отрасль, возрастившая нам плод живота. И эта отрасль от славного дома Давидова, воспитанная в храме Иерусалимском под руководством Духа Божьего, обручена была праведному старцу Иосифу из рода царственного, Назаретскому плотнику. Здесь-то, в Назарете, в одном из тихих уединенных домиков, скромно и безвестно, живет прекрасный крин, цветущая лилия, принесенная небу бесплодной землей – родом человеческим, живет отроковица, которой предназначено получить высшее откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Бог и в былинках велик» К выходу новой книги стихотворений «Свет невечерний» 28.06.2013 527 Время на чтение 5 минут Недавно в издательстве «Зерна» вышла новая книга стихотворений Игоря Евсина «Свет невечерний». Незаходящим, немеркнущим светом верующего сердца проникнуты поэтические строчки этого сборника. И если вы давно не бродили по светлой осенней роще, по звенящим июльским полям, не вдыхали лесного воздуха в ельнике или бору, не ощущали веющей благодати загорелой пшеницы, то стихи Игоря Евсина - для вас. Рязанский поэт Игорь Евсин воспевает Богом созданный мир и относится к русской природе, как к дарованной нам Божьей милости. Сегодня на РНЛ мы публикуем небольшое предисловие к книге «Свет невечерний», которое написал известный духовный писатель монах Лазарь, (в миру Виктор Афанасьев, член Союза писателей России). Поэт Игорь Евсин принадлежит к поколению, которое следует за Николаем Рубцовым. У него, уроженца дивной рязанской Мещеры, есть литературно-поэтическая связь и с Есениным, но его путь сложился по-иному. Он сначала стихийно и робко, а потом осознанно и упорно воцерковлял свой поэтический талант. У Игоря Евсина нет стремления к декларативности, к повествовательным описаниям - он лирик и всегда идёт к своей мысли от частности, от какой-нибудь былинки, говора лесного ручья или даже просто от осенней непогоды... Самая высокая духовная поэзия всегда вдохновлялась природой Святитель Илларион (Троицкий), духовный писатель, рассуждал в своем дневнике: «Бывают и в народе чуткие к красоте природы души, но у них к красоте природы отношение не эстетическое, а религиозное: их восхищает красота именно Божьего мира, Божьего создания. Им не нужно красот потрясающих: для них Бог и в былинках на земле велик». В XIX веке в общем гимне красоте русской природы сливались стихи Тютчева, Майкова, Фета, Полонского и одухотворенные пейзажи, созданные Шишкиным, Васильевым, Саврасовым, Левитаном. Вместе с ними пела о русской земле музыка Чайковского, Аренского, Лядова, Глазунова. Своим источником русское искусство имело православную Церковь с ее иконописью, архитектурой, хоровым пением. Потому и воспитывало в русской душе не пустой патриотизм (какой часто мы видим ныне), а церковный. Настоящий глубокий патриотизм чад Небесного Иерусалима, эскиз которого видится в полях и лесах Руси с ее деревнями и древними городами, с ее многочисленными храмами и трогающим душу колокольным звоном.

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/29/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Какой ценой обреталась Русь! Наступает ночь, окроплённая мученической кровью Помазанника Божьего 16.07.2021 1974 Время на чтение 3 минуты Фото: Из личного архива автора Люди собираются на Крестный ход в Екатеринбурге. Сейчас, по сообщениям местных СМИ, народ прибывает. Едут, как всегда, со всей России и со всего мира. Царский Крестный ход – особый. Покаянный Крестный ход. Молитва православных, идущих в этом Крестном ходу, имеет особую силу. Потому столько нападок на это великое дело. Местные власти «не согласовали» в этом году Царский Крестный ход. Но как можно запретить великую молитву Святым Царственным Мученикам? Кто ты, маленький тленный человек, восстающий на Господа и на Помазанника Его? Кто вы, бросающие комья злобы и духовной грязи в великое небесное событие? Незримо в Царском Крестном ходе идут Святые Царственные Мученики, идёт наш святой Государь. Сегодня день великой скорби и великой радости. Но эта радость, не есть безумное земное веселье. Это радость духовного участия в небесном событии. Это радость, испытываемая от благодати мученичества. Великая благодать, великий дар Божий – мученическое свидетельство о Христе. Этого дара удостоились наши святые великомученики – святой Царь и вся святая Царская Семья. Наверное, благодать мученического подвига касается сердец тех, кто идёт Царским Крестным ходом в Екатеринбурге, тех, кто молится от всего сердца в эту святую ночь, тех, кто всей своей христианской душой взирает на лики святых Царственных Мучеников. Наступает ночь, окроплённая мученической кровью Помазанника Божьего, нашего святого Царя, святой Царицы и их святых детей. Наступает ночь, когда вся Русь Святая и весь род православный соберутся у Царской Голгофы. Соберутся не ради того, чтобы молча взирать на мучения тех, кого вся Россия не стоит. Соберутся ради того, чтобы духовно вновь подняться на Царскую Голгофу в благодатных, спасительных духовных страданиях и телесных испытаниях. Царский Крестный ход – это всегда телесное испытание. И настоящая, искренняя молитва Богу и святым Его – это всегда духовное, благодатное страдание.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/16/ka...

Многие знают, что в евангельском тексте есть трудные для понимания места, не поддающиеся однозначному истолкованию. Например, слова Христа при напутствии апостолов (о том, что Сын Человеческий придет еще до того, как апостолы обойдут города Израиля); слова о том, что некоторые из слушающих его «не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе»; о «роде сем» – последнем поколении, над которым нависла гибель; его характеристика Иоанна Крестителя как вновь пришедшего Илии; многочисленные притчи, говорящие о скором и неожиданном наступлении конца и призывающие к бдительности. В 1892 г. немецкий протестантский теолог Й. Вайс, пытаясь понять эти и другие трудные места новозаветного текста, пришел к выводу, что исторический Иисус ожидал катастрофы этого мира, наступления Царства Божьего и своего явления в качестве Мессии (или Сына Человеческого) не в неопределенном будущем, как учит Церковь, а в самое ближайшее время . Эта вывод получил название «эсхатологической гипотезы». Швейцер пришел к тому же выводу два года спустя, независимо от Вайса (в то время он учился на втором курсе теологического факультета в университете Страсбурга). В дальнейшем же он внес в разработку этой гипотезы столь весомый вклад, что несмотря на приоритет Вайса, ее по праву можно назвать гипотезой Вайса-Швейцера. Швейцер показал, что эсхатологическая гипотеза позволяет объяснить, во-первых, некоторые неясные обстоятельства, связанные с казнью Христа; во-вторых, логику богословских представлений апостола Павла, его мистическое учение о бытии во Христе; связь этого учения с его другим знаменитым учением – об «оправдании верой» (или, в более точном переводе, о «праведности от веры»); причины, вынуждавшие Павла в ряде случаев отходить от евангельского предания (например, от слов Христа о том, что закон будет действовать, «пока не пройдут небо и земля», Мф. 5:17-19; от прямого запрета проповедовать язычникам, Мф. 10:5 сл., 23). В-третьих, Швейцер подверг сокрушительной критике господствующее в то время среди историков раннего христианства мнение, что первохристианство позаимствовало свои таинства у эллинистических мистериальных культов, и показал, что таинства крещения и евхаристии естественным образом возникают из эсхатологических чаяний. Наконец, эта гипотеза позволила Швейцеру объяснить, каким образом возникшая на почве еврейских мессианских чаяний вера в близкое наступление Царства Божьего и Христа как его Царя после крушения эсхатологических надежд не только не исчезла, но всего за несколько десятилетий распространилась по всему греческому миру как понятная ему вера в Христа-Логоса .

http://bogoslov.ru/article/5350838

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010