Писано бо есть: погублю премудрость премудрых, и разум разумных отвергу. Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Где премудр? где книжник? где совопросник века сего? Не обуи ли Бог премудрость мира сего? Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих. Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Понеже и Иудее знамения просят, и Еллини премудрости ищут: Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; Мы же проповедуем Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие, А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, Самем же званным Иудеем же и Еллином Христа, Божию силу и Божию премудрость. Для самих же призванных Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость. Аллилуиа, глас 1: П омяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва. Стих: Б ог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли. Евангелие от Иоанна, зачало 60 . [ Ин. 19, 6 – 11, 13 – 20, 25 – 28, 30 – 35. ] Во время оно, совет сотвориша архиерее и старцы на Иисуса, яко да убиют Его. И приведоша Его к Пилату, глаголюще: возми, возми, распни Его. Глагола им Пилат: поимите Его вы и распните: аз бо не   обретаю в Нем вины. Первосвященники и старейшины собрали совет против Иисуса, чтобы убить Его. И привели Его к Пилату, и говорят: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы и распните, ибо я не нахожу в Нем вины. Отвещаша ему иудее: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Егда убо слыша Пилат сие слово, паче убояся, Пилат, когда услышал это слово, больше убоялся, И вниде в претор паки и глагола Иисусови: откуду еси Ты? Иисус же ответа не даде ему.

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

132 Это с большой наглядностью раскрывается в книге Товит. Арх. Рафаил говорит здесь благочестивому Товию пред своим расставанием с ним чрез удаление на небо: «когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святого, и когда ты похоронял мертвых, я также был с тобой. И когда ты не обленился встать и оставить обед свой, чтобы пойти и убрать мертвого, твоя благотворительность не утаилась от меня, но я был с тобой. И ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою Сарру... Я пришел не по своему произволению, но по воле Бога нашего... я восхожу к Пославшему меня. И встали они и больше уже не видели его» ( Тов. 12, 12–21 ). 133 «Род человече иже всех Господь приставленьми ангельскими явно спасавши сия бо приставил еси всем верующим» (Сл. беспл., гл. 1, кан. п. 7, тр. 2). «Хотяй всем человекам спастися, святые ангелы наставники и световодители приставил еси» (Кан. анг. хран., п. I, тр. 2). 134 Эту связь и единство ангельского и человеческого мира, имеющих общее основание в Божественной Премудрости, намечает, хотя и не до конца, блаж. Августин в своем учении о познании ангелов. По этому его учению (развиваемому преимущественно в Ad Genesin litt., отчасти в De civitate Dei), ангелы постигают основы творения в Боге, и это есть истинный день творения, дневное познание. (Блаж. Августин еще не делает отсюда дальнейшего заключения, что ангелы, познавая первооснову творения в Премудрости Божией, тем самым сами являются его тварным первообразом, ибо метафизически познавать значит уже быть – по причастности.) Далее, созерцая эти же первообразы в земном их осуществлении, они познают затемненным вечерним познанием: «и бысть вечер», cognitio vesperina. Но, обращаясь к самой Премудрости Божией, они ясно их видят – «и бысть утро», cogn. matutina. Из этого соединения вечера и утра возникает день творения, по характерному словоупотреблению книги Бытия: «и бысть вечер, и бысть утро, день един» (5 и сл.), причем ночь, соответственная небытию и неведению, в этом исчислении метафизического времени вовсе отсутствует (De Gen. ad lit., V, 18; IV, 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

10) Таким образом, если существенным предметом любви для нашей души должна быть та Истина, которая вечно живет, Бог в Троице, Творец и Зиждитель вселенной и Промыслитель всех вещей, то мы необходимо должны очистить душу свою от мрака чувственности, дабы можно было нам зреть сей небесный Свет и погружаться в нем, в этом Свете совершенном. Мы должны почитать сие очищение как бы неким путешествием, неким корабельным плаванием к нашему отечеству, ибо до Вездесущего можем мы достичь не переходом с места на место, но благочестивым рвением и постепенным усовершением нравственности нашей. 11) Таковое внутреннее очищение было бы для нас вовсе невозможно, если бы сама Премудрость (Сын Божий) не благоволила снизойти и, так сказать, умерить себя до нашей слабости; если бы Она не представила нам в Самой Себе образца жизни, соделавшись для сего Сама человеком, потому что и мы все человеки. Когда мы идем к сей Премудрости, то мы мудро делаем; когда, напротив, Она к нам пришла, то люди гордые возомнили, что Премудрость поступила немудро (stulte). Когда мы к ней идем, делаемся сильными, а когда Она пришла к нам, то почли ее немощною. Но «...немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков»! ( 1Кор.1, 25 ) Поскольку Она сама есть истинное Отечество, то и соделала Себя путем для нас к Отечеству. Наконец, поскольку Она везде присуща только здравому и чистому оку сердца, то для тех, у коих внутреннее око сие слабо и омрачено, Она благоволила явить себя и чувственным очам. «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» ( 1Кор. 1, 21 ). 12) Не чрез пространство мест пришла к нам Премудрость, но чрез принятие на Себя смертности плоти нашей, пришла туда, где была, ибо Он «в мире был, и мир чрез Него начал быть» ( Ин.1, 10 ). Но поскольку люди предпочли Творцу тварь, то преданные миру и от того справедливо названные миром, не познали Его. Потому-то Евангелист сказал: «...и мир Его не познал» ( Ин.1, 10 ). Потому-то «...в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога». Но зачем Она пришла, будучи прежде здесь, если не затем, что благоугодно было Богу спасти верующих буйством проповеди ? Каким образом пришла, если не так, что «И Слово стало плотию, и обитало с нами» ( Ин.1, 14 )? Как при разговорах мысль, существующая в глубине души нашей, облекается в известные звуки голоса, бывает словом, изречением самой себя, дабы в том состоянии переселиться в душу слушателя, падая на внешний, телесный слух его (между тем, сия мысль, обращаясь в звуки, не поглощается оными, а, напротив, сама в себе пребывает целою, неприкосновенною и только принимает форму слова, необходимую для действия на внешний слух, нимало не изменяя своей сущности), так и Бог Слово отнюдь не изменилось, а только соделалось плотью, да вселится в нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Жизнеописание отца Иустина иеромонах Афанасий Божественный апостол заповедует: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же ( Евр.13:7–8 ). И воистину Господь Иисус Христос , вечное Слово Божие – Логос Божий, и вечная Премудрость Божия, – и вчера и сегодня и во веки Тот же, от вечности и до вечности Тот же, неизменный Единородный Сын Божий и Бог Спаситель наш. Как вечная Любовь Божия и вечный Человеколюбец Он в начале сотворил род человеческий, призвал его из небытия в бытие, а в последние времена Он, Тот же и неизменный, преизобилуя любовью и человеколюбием, воплотился от Святой Богородицы «нас ради человек и нашего ради спасения». Он, как глаголет премудрый Соломон, сотворил и малого и великого, и одинаково промышляет о всех ( Прем.6:7 ), и поэтому дал Он пророков и праведников в Ветхом Завете поучать и наставлять народ Божий; Он избрал и святых апостолов Своих и послал их в мир проповедовать слово Евангелия ради спасения всякого человека и всякой твари; Он и поныне непрестанно дает и поставляет учителей, и наставников, и отцов, и пастырей в Церкви Своей святой и ими руководствует нас и учит Божественному Своему слову, и они нам Духом Святым из рода в род свидетельствуют о Боге Живом и Истинном, о вечной Истине и Правде Божией, о вечном спасении и вечной жизни в Нем – Едином Боге и Спасителе нашем, и здесь, на земле, и в вечном Царстве Небесном. Об этом пророчествовал и говорил премудрый Соломон, глаголя: Премудрость Божия, Творец и Украситель всего, Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет и, переходя из рода в род в святые души, приуготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью ( Прем.7:27–28 ). Христос Господь, Божия Сила и Божия Премудрость, Божия Любовь и Человеколюбие, дарует нам в мире, через Церковь Свою, пророков и апостолов, учителей и наставников, отцов и пастырей, которые нам Духом Святым свидетельствуют и проповедуют Слово Божие, свидетельствуют и утверждают православную Божию веру, предварительно сами ее переживая и осуществляя в своей жизни и делах, в своем богоугодном подвизании, в делах человеколюбия. Поэтому завещание и заповедь святого апостола Павла о постоянном поминании наших наставников и о постоянном воззрении на их жизнь и подражании их вере – для нас, православных христиан, есть заповедь Самого Христа, ибо Христос и через Павла говорил, как говорил и говорит и нам: через наставников и отцов наших, верных служителей, учеников и друзей Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

- Но ведь в тексте Экклезиаста совсем нет покаянных мотивов- таких, как у Давида, например, в 50-м псалме. - Да, это не Давидово покаяние! Это, скорее всего, покаяние философа, переосмысливающего всю свою жизнь. Слово «покаяние» здесь легче всего использовать в греческом варианте: метанойя, перемена, изменение. В жизни Соломона было несколько перемен. Его горячая любовь к Богу и к Премудрости Божией в молодости, деятельная жизнь в зрелости и потом, под конец жизни,- пресыщенность богатством и удовольствиями, приведшая к сомнительным поступкам. Нам до конца неизвестно, насколько глубоко погрузился он в идолопоклонство, однако ясно, что он увяз в своем многоженстве и заигрывании с язычеством. А потом его постигает не такое сердечное сокрушение, как у отца его Давида, но некое философское переосмысление бытия человеческого. И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая [их]: и вот, всё - суета и томление духа, и нет [от них] пользы под солнцем! Еккл. 2, 9-11. - Почему у него, вполне ветхозаветного иудея, возникла проблема смысла жизни? Почему она не возникала у Авраама, Исаака, Иакова... Моисея, Иисуса Навина, Самуила, Давида и других? - Это все равно, что спрашивать, почему теорию относительности создал именно Эйнштейн. Или почему «Евгения Онегина» написал именно Пушкин . Есть разные люди, у каждого своя дорога, свое предназначение на этой земле. Перечисленные ветхозаветные праведники были глубоко религиозны, но никто из них не избрал премудрости как главного принципа жизни; не просил у Бога сердца разумного , как просил Соломон в Гаваоне (см.: 3 Цар. 9). Получив от Бога премудрость, Соломон служил ей всю свою жизнь, и вот ей-то как раз ни разу не изменил! Он служил ей, когда судил людей, когда слагал Песнь Песней, когда писал свои Притчи- весь корпус Соломоновых книг можно назвать книгами премудрости. Поэтому не удивительно, что именно у Соломона возникает философская проблема- проблема смысла жизни в целом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

7 ст. Как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова. А посему, как и чему научил вас Епафрас, в том и пребывайте. Чему-либо неистинному, ложному он не мог научить вас, ибо он – возлюбленный сотрудник наш, т. е. научил вас тому, чему бы и я лично научил вас, т. е. вере истинной, непреложной; тем более, что он, Епафрас, учил вас истине не по каким-либо корыстным расчетам, или другим каким земным соображениям, а бескорыстно, как слуга Христов, исполняя Его волю, т. е. возвещал истинное и действительное учение самого Христа. 8 ст. Который и известил нас о вашей любви в духе. Этот-то самый Епафрас, научивший вас истинной вере во Христа, Христов служитель, а наш возлюбленный сотрудник, и сообщил нам о вашей истинно христианской, деятельной, возвышенной, духовной любви. Об этой-то любви, услышав от Епафраса, так и радовался апостол и благодарил Бога за Колоссян. 9 ст. Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас, и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном. С того дня, как я услышал о вашей вере, о вашей любви, о вашем преуспеянии в христианской жизни, я, говорит апостол, непрестанно молюсь о вас пред Господом и прошу Его в молитвах своих за вас, чтобы вы и далее в своем нравственном усовершенствовании шли также успешно и благоплодно, как и доселе шли, и все более и совершеннее познавали волю Божию, соделавшую наше спасение чрез Единородного Сына Божия, а не чрез другие какие-либо силы, напр. ангелов, как учили лжеучители. Во всякой премудрости и разумении духовном. Посему, говорит апостол, молюсь за вас, чтобы вы, познавая волю Божию, предварительно преуспевали во всякой премудрости, т. е. во всем том, что может умудрить вас в понимании возвышенных истин богооткровенной веры, и при свете ее приобретали мудрое уменье разбираться во всем том, что истинно и что ложно, что согласно с волей Божией или несогласно и, приобретая этот навык мудрой рассудительности, научались смотреть на вещи не с грубой материальной, земной точки зрения, а с точки зрения разумения духовного, т. е. с точки зрения духовного их значения для жизни человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Еф.3:8 . Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – Намереваясь говорить о величии Божественной благодати, смотри, с каким смирением говорит он о себе. Ибо после столь славных деяний он называет себя самым меньшим, не между апостолами, а между всеми святыми, то есть верующими. И это, как выражение смирения, выше слов: «я недостоин называться апостолом» ( 1Кор.15:9 ). благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово Какая благодать, говорит, мне дана? «Благовествовать язычникам». Ибо другие были посланы к обрезанным, а он к язычникам. Потому он и имеет нужду в благодати, что наименьшему вверено было наибольшее. Но, получив повеление обратить к Евангелию худших, чрез это становится великим, хотя и казался малым. Итак, это дело принадлежит благодати. Если же богатство Христово остается неисследованным даже и после Его явления, то не тем ли более неисследима сущность Его? Как же после этого Евномий хвалился постигнуть ее? Еф.3:9 . и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, Что призваны будут язычники, это, может быть, знали Духом и пророки и ангелы; но чтобы они были призваны к таким благам, чтобы даже воссесть на престоле Божием, – кто мог сего ожидать? Посему он и называет это тайной, сокровенной в Боге от веков, то есть издавна, от начала. Ибо неизреченно это смотрение и одному Ему ведомо. создавшем все Иисусом Христом, Прекрасно напомнил о творении: сотворил, говорит, все Бог чрез Христа. Ибо «без Него», говорит, «ничто не начало быть» ( Ин.1:3 ). И это чрез Него открывает. Еф.3:10 . дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, Ни горние начала и власти, ни дольние не знали тайны прославления язычников. Ибо и ангелы и архангелы знали только то, что Израиль был уделом Господа и народом Его. И Гавриил также знал только то, что Он (Мессия) спасет народ Свой от его грехов. А что и язычники достигнут такой чести, это узнали теперь и горние, и дольние силы через Церковь , то есть через благодеяния, оказанные нам. Ибо благодеяния к нам были для них учителями мудрости Божией. И называет «премудрость» не просто различной, а «многоразличной», указывая на ее особенное превосходство и непостижимость. И Григорий Нисский говорит, что прежде вочеловечения небесные силы просто знали Божественную мудрость, именно: так как Он сотворил все единой Своею волею, то они признавали Его могущественным, и так как все сохранял своим мудрым промыслом, то считали мудрым промыслителем. И в этом нет ничего разнообразного, то есть чтобы иное было и иное Он соделал. Но по воплощении Бога Слова из противоположного возникает противоположное, из смерти – жизнь, из немощи – сила, из бесчестия – слава и из всего, казалось бы, низкого – благоприличное. Таким-то образом стала ведома многоразличная премудрость и сила Божия небесным силам. Ибо, когда мы узнали, тогда и они – чрез нас, видя, каких благ удостоена Церковь , и чрез нее приходя к познанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Св. Григорий Чудотворец : «Мудрость же, если она оказывается в человеке, видна даже по лицу, так как она освещает стяжавшего её; как и напротив, бесстыдство изобличает того, в ком оно вселилось, как достойного ненависти, с первого же взгляда» Переложение Екклесиаста, 8]. Св. Афанасий Великий рассуждает о Софии нетварной, зиждительной, относя её к Логосу, и о Софии тварной, то есть об отпечатке Премудрости Божией в творении. По принципу общения свойств премудрость нетварная усвояет себе иногда нечто присущее тварной, и наоборот, премудрость тварная возводит к своему архетипу – Премудрости нетварной. Св. Афанасий приводит из Писания различные примеры наличия премудрости в тварях, в том числе вспоминает, как «и Екклесиаст говорит: мудрость человека просветит лице его ( Еккл. 8:1 )» На ариан слово второе, п. 79]. Блж. Иероним переводит: Кто как мудрый, и кто знает разгадку слова? И высказывает мысль, что Соломон «косвенно говорит и о себе, что никто не был так мудр, как он, и никто не знал решения загадок, и что мудрость… больше всех людей дарования умственные отображала на лице его» 8, 1]. О, если бы это помогло ему в поисках его! Далее блж. Иероним, как и другие отцы, относит слова Екклесиаста ко всем людям, причастным божественной мудрости. Мудрость человека отображена на лице его, «а всякий еретик и защищающий ложное учение бесстыден лицом» [там же], как семьдесят толковников переводят поеледние слова Екклесиаста: И бесстыдный по лицу своему ненавистен будет . Философ-царь знает, что есть слово царское , и чувствует он его не только с позиции царской, но и с позиции подданных царя. Еккл. 8:2 С лово царское храни ради клятвы пред Богом. Еккл. 8:3 Не спеши уходить от лица его, и не упорствуй в худом деле; потому что он, что захочет, все может сделать. Еккл. 8:4 Где слово царя, там власть; и кто скажет ему: «что ты делаешь?» Верноподданные дают клятву пред Богом в верности царю, а потому слово царское храни . Соломон утверждает божественное происхождение земной власти, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены ( Рим. 13:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010