25 ст. Которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие. Этой-то Церкви Божией, за которую я ради Господа несу скорби и страдания, я и поставлен служителем по воле Божией, и не самовольно, как ваши лжеучители. А эта воля Божия такова, чтобы я исполнил слово Божие в вас, т. е. возвестил вам – язычникам о спасении людей чрез веру в Господа Иисуса Христа. 26 ст. Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его. И чрез это самое, т. е. чрез порученное мне Богом благовестите и устроение Церкви Божией на земле и возвещение спасения чрез веру во Христа язычникам, соделать явной тайну, которая, по божественному определению, была на протяжении веков и рода родов людей сокрыта от них, будучи совершенно неизвестна язычникам, а Евреям будучи открываема только отчасти под сенью и образом. Эта тайна ныне стала явной, понятной святым Его, т. е. тем, которые уверовали в Него. 27 ст. Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы. Им-то, уверовавшим во Христа апостолам, а за ними и всем верующим, и благоволил Бог показать, сделать известными, какое обилие благодати, излито на язычников, которые были безбожниками в мире ( Еф. 2:12 ), а теперь чрез веру во Христа Иисуса, бывшие некогда далеко, стали близки Кровью Христовой ( Еф. 2:13 ), свои Богу (19 ст.), жилище Божие Духом (22 ст.). И все это от Христа и чрез Христа, так что Он есть средоточие этой тайны, Он есть все в этой тайне. И этот-то Христос в вас, Колоссянах, т. е., благодаря вашей живой вере и искренней любви к Нему, обитает в вашем сердце, Он ваше упование, ваша нужда, чрез Него только вы достигнете вечной славы и сделаетесь причастниками ее. 28 ст. Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе. Этого-то Христа Спасителя нашего, Господа мы и проповедуем, а не каких-то ангелоподобных существ, как проповедуют среди вас лжеучители, проповедуем, вразумляя, т. е. освещая нравственное состояние всякого человека или вообще всех людей, с которыми мы соприкасаемся, и пробуждаем в них чрез то сознание своей греховности, и научая всякой премудрости, т. е. всевозможного рода способами и приемами, соответственно и применительно личным особенностям каждого, мы научаем всякой премудрости, так что вам нечего искать у лжеучителей, и цель наша одна: представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе. Т. е. мы проповедуем Христа Господа, вразумляем и научаем всякого и всякой премудрости с единственной целью нравственного усовершенствования каждого человека чрез веру во Христа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

10:12). в) в писаниях нового завета изображается преимущественно домостроительство искупления нашего, как дело неизреченной премудрости Божией. мы проповедуем Христа распятого , говорит святой Апостол Павел в послании к Коринфянам, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1:23,24); проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей (2:7). дабы ныне соделалась известною через Церковь , пишет он в другом месте, начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем ( Ε ф. 3:10,11). И наконец в третьем своем послании, после рассуждения о чудном плане тогоже великого домостроительства Божия, восклицает: о, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим. 11:33). Святые Отцы и учители Церкви, последуя Слову Божию, также указывали следы высочайшей премудрости Божией: а) в устройстве мира вообще: в устройстве солнца, луны и звезд, воздуха, воды и земли, камней, растений и животных, великих и малых, благородных и ничтожных, полезных и вредных, — и все это раскрывали с величайшей подробностью не только в некоторых местах своих писаний, но и в целых нарочитых сочинениях: «одна травка или одна былинка, говорили они при этом, достаточна занять всю мысль твою рассмотрением искусства, с каким она произведена;» б) в частности, в устройстве человека, и именно: в устройстве его глаз, ресниц, бровей, мозга, сердца, рук, ног и прочих частей и членов: «если мы обратим внимание даже на ногти, замечает святой Иоанн Златоуст, то и здесь усмотрим ясные следы премудрости Божией, как в самой форме ногтей, так и в веществе их и положении;» в) наконец в домостроительстве нашего спасения, когда рассуждали о целесообразности воплощения самого Бога для искупления людей, и воплощении именно Сына Божия, а не Бога Отца и не Бога Духа Святого, о причинах не скорого пришествия в мир Искупителя, о постепенном приготовлении людей к Его принятию, о целесообразности Его смерти, и смерти именно крестной и под.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

В то же время «все», то есть весь мир в его совокупности, неописуемо предсодержится в Божественной Сверхсущности, и Божественная воля есть причина бытия всех тварных существ. О довременном бытии мира говорили свт. Григорий Палама , св. Дионисий Ареопагит , Ориген . Важно при этом понимать, что идеи не только не совпадают с Богом и не суть Его Сущность. Созданием является не энергия, а ею произведенное и воплощенное в творениях, о которых св. Григорий Богослов говорит как об «образах мира», которые впоследствии произведены. Понятия Премудрость и Разум (катафатические свойства) в Священном Писании совпадают. Сама Премудрость говорит «Я – разум, у меня сила» ( Притч. 8:14 ). Премудрость говорит о себе: «Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою… Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны» ( Притч. 8:24–27 ). Бог является источником истинной Премудрости и Разума. Можно приобретать у Бога Премудрость и Разум как некое богатство и источник жизни ( Притч. 16:22 ) и терять ее ( Притч. 21:16; 23, 26 ). Особенно этот энергетический характер Божественной Премудрости отображен в следующих словах Священного Писания : «Премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя… Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков» (Прем. Солом. 7:24–27). Будучи сама одним из высших даров Святого Духа, Она предстает в Писании распределительницей всех благ, жизни и счастья ( Притч. 8:32–36 ), благодати и правды, славы и богатства ( Притч. 3:13–16:8, 5 ), равно как и всех добродетелей (Премудр. 8:7). В то же время и в Ветхом Завете Премудрость изображалась как некая личность, сопутствующая всем действиям Бога ( Притч. 8:27–31 ), (Премудр. 8:1; 10:1–19; 8:13; 9:4–5; 9), а в Новом Завете Сам Господь Иисус Христос предстает как Учитель высокой Премудрости, подтверждаемой силами и чудесами. Апостол Павел именует Христа Премудростью Божией ( 1Кор. 1:24–30 ), ( Кол. 2:3 ), ( Мф. 13:35 ). Во Христе все ветхозаветные высказывания Премудрости Божией получают свою окончательную форму. Он есть сама Воплощенная Ипостасная Божественная Премудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

1Кор.1:21 .  Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. «Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих». Апостол разумеет две или, лучше сказать, три премудрости Божии, ибо доказал, что и мнимое буйство есть премудрость, и даже превосходнейшая прочих. Одна премудрость, говорит он, дана людям, по оной мы существа разумные, распознаем, что должно делать, изобрели искусства и науки, можем познавать Бога. Другая премудрость усматривается в твари, ибо видим величие неба, красоту солнца, сонм звезд, широту земли и моря, различие растений и животных и иное, чего не буду перечислять по одиночке. Третья же премудрость указывается премудростию Спасителя нашего, ее-то неверующие называют буйством. Говорит же Апостол и то, что людям, получившим от Бога естественное ведение, должно было руководствоваться тварию и поклоняться Создателю оной. Но поскольку не восхотели они извлечь из сего пользы, то Человеколюбец иначе устроил их спасение, и тем, что несмысленные называют буйством, избавил их от прелести. 1Кор.1:22 .  Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости 1Кор.1:23 .  А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие. «Понеже и Иудее знамения просят, и Еллини премудрости ищут. Мы же проповедуем Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие». У Господа иудеи требовали чудотворений; о сем извещают нас евангелисты; да и апостолам, вероятно (сие-то и сказал божественный Апостол), повелевали показать знамения. А эллины смеялись над неученостию, как именно и в Афинах сказали: «Что убо хощет суесловивый сей глаголати» ( Деян. 17, 18 )? Но мы, говорит Апостол, презирая неразумие тех и других, проповедуем Владычнее страдание, хотя ясно знаем, что те и другие прекословят нам. И какая польза проповеди? 1Кор.1:24 .  Для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Нам нужно поэтому знать, каково подлинное учение о Премудром Божием Промысле. 2. Всеобъемлющий Премудрый Промысл Божий Величественная полнота промыслительных благодеяний Божиих в мире раскрывается последовательно в двух образах: «в ветхозаветных Писаниях – как всеобщее пребывание всего сотворенного в деснице Божией; 2) в Писаниях новозаветных – как высшее и совершеннейшее проявление премудрости и любви Божией в воплощении Сына Божия ради спасения мира и для преобразования его в Царство Славы. В этом втором, новозаветном, завершительном смысле, Премудростью именуется Господь Иисус Христос . «Еллины ищут “σοφαν-мудрости”, – пишет апостол Павел, – а мы проповедуем Христа распятого, ... Христа Божию силу и Божию премудрость». – «Мудрость же мы проповедуем не века сего, ... но проповедуем премудрость Божию тайную, сокровенную, ... которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Ибо как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что Бог приготовил любящим Его» ( 1Кор.1 ). Так, в явленном, открытом ли виде, или в тайном и сокровенном, – но все вливается в единую общую Премудрость Божию. И Церковь твердо и прямо исповедует Спасителя нашего Премудростью Ипостасною: «Не мудростию и силою и богатством хвалимся, но Тобою, Отчею Ипостасною мудростию, Христе!» (ирмос 3-й канона 4 гл.). Приходится, однако, с еще большим вниманием остановиться на ветхозаветном образе премудрости, сделать это из-за попыток людей века нынешнего, желающих ввести в православно-христианское сознание нечто новое под именем «Премудрости». Конечно, для нас достаточно было бы первой страницы ветхозаветной книги Бытия, повествующей о творении мира, для того, чтобы отказаться искать какую-либо самостоятельную мудрость мира вне Триипостасной премудрости Божией. Достаточно также было бы и 103 псалма, его первых хотя бы стихов: «Господи, Боже мой! Возвеличился еси зело. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси зело... Вся премудростию сотворил еси!» Как прекрасно представлено сознание простого верующего человека, всей душой погруженного в Промысл Божий, в 138-м псалме, где читаем:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Если для Серафимов Бог является, как пламенногорящая Любовь, то для Херувимов Бог — выну светящаяся Премудрость. Херувимы непрестанно углубляются в божественный разум, восхваляют, воспевают его в песнях своих, созерцают тайны божественные, с трепетом проникают в них. Вот почему, по свидетельству Слова Божия, в Ветхом завете Херувимы изображаются над Ковчегом Завета приникающими.     «И сделай, — говорил Господь Моисею, — из золота двух Херувимов… Сделай их на обоих концах крышки (Ковчега). Сделай одного Херувима с одного края, а другого Херувима с другого края… И будут Херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу, к крышке будут лица Херувимов» (Исх. 25:18—20).    Дивное изображение! Так и на небе: Херувимы с умилением, со страхом взирают на Премудрость Божественную, исследуют ее, поучаются в ней, и как бы покрывают крыльями своими ее тайны, хранят их, берегут, благоговеют пред ними. И это благоговение пред тайнами Божественной Премудрости столь велико у Херувимов, что всякая дерзновенная пытливость, всякое горделивое взирание на Разум Божий ими тут же отсекается огненным мечом.    Вспомните грехопадение Адамово: прародители, вопреки заповеди Божией, дерзновенно приступили к древу познания добра и зла, возгордились умом своим, захотели все знать, как Бог; вознамерились как бы сорвать покров, скрывающий тайны Божественной Премудрости. И, смотрите, сейчас же снисходит с неба один из стражей-хранителей этих тайн, один из служителей Божией Премудрости — Херувим, с пламенным обращающимся мечом, изгоняет прародителей из рая. Так велика ревность Херувимов, так строги они к тем, кои посягают дерзновенно проникнуть в неведомые тайны небесные! Бойтесь же испытывать умом то, чему надо верить!    Если, по словам св. Василия Великого, «одна травка или одна былинка достаточна занять всю мысль нашу рассмотрением искусства, с каким она произведена», то что же сказать о той бездне премудрости, которая открыта Херувимам? Премудрость Божия, как в зеркале отпечатлевшаяся в мире видимом, Премудрость Божия во всем строительстве искупления нашего, — вся «многоразличная Премудрость Божия, …в тайне сокровенная, юже предустави Бог прежде век в славу нашу» (Еф. 3:10; 1 Кор. 2:7)… Престолы

http://pravmir.ru/angely/

Блажен, кто может не солгать и сказать пред Богом: безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси ( Пс.50:8 ). Но так сказать может разве только тот, кто, подобно Давиду, говорит: истомилась душа моя непрестанным желанием познать суды Твои. Я прилепился к откровениям Твоим, Господи; в сердце своем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою ( Пс.118:20, 31, 11 ). Премудрость Свою Господь утаил даже и от мудрых и разумных в своем роде людей мира сего и открывает только тем, которые, как младенцы, принимают слова Его в простоте сердца (без всякого противоглаголания). Потому и сказано: тайна Господня боящимся Его, и завет Свой Он открывает им ( Пс.24:14 ). А как открывает? – Господь Сам возвестил первому ученику законодавца Моисея: да не отступит книга закона Моего от уст твоих, и да поучаешися в ней день и ночь. Тогда благоуспееши, и исправиши пути твоя, и тогда уразумевши ( Нав.1:8 ). Подобно сему Господь говорил и уверовавшим в Него иудеям: аще пребудете во словеси Моем, воистину ученицы Мои будете, и уразумеете истину ( Ин.6:32 ). Посему и Писание учит: приступи к уразумению Божией премудрости, и жди благих плодов ее; напоследок бо обрящеши покой ее, и обратится тебе на веселие. И будеши яко сын Вышнего, и возлюбит тя паче неже мати твоя ( Сир.6:27, 29; 4:11 ). Ибо никого же любит Бог, токмо сего, иже с премудростию пребывает. Аще кто будет и совершен в сынех человеческих, отсутствующей же премудрости ни во что же вменится ( Прем.7:28; 9:6 ). Все таковые, сколь бы ни были просвещены мудростью человеческою (суетною и ложною), – но, не будучи еще озарены светом истины, не приняв в свое сердце премудрости Господней, – ходят в суете ума своего, будучи помрачены смыслом и отчуждены от жизни Божией ( Еф.4:18 ). Они еще не обратились от тьмы ко свету, не перешли из-под власти сатаны к Богу и потому именуются в Писании сынами сопротивления, также чадами гнева Божия и чадами дьявола ( Еф.2:3 ; 1Ин.3:10 ). О спасаемых же говорится: иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает ( Ин.8:47 ). Таков есть род Божий, его же породи Бог словом Своей истины ( Иак.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

«В Евангелии говорится: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк.2:52 ) – не в том смысле, что Он получал в этом некое приращение (ибо что могло стать более совершенным в Том, Кто совершенен от начала?), а в том, что это открывалось и обнаруживалось в Нем постепенно». В письме святому Амфилохию, епископу Иконийскому, святой Василий Великий изъясняет евангельские слова, относящиеся к незнанию Господа Иисуса Христа о последнем дне и часе ( Мк.13:32 ). Он пишет: «В Священном Писании Господь Иисус Христос именуется «Божией силой и Божией премудростью» ( 1Кор.1:24 ). Без сомнения, знание – это только одна часть премудрости; если же Владыке Христу недостает какая-то часть, то Он – не совершенный образ Бога; но как можно было бы понять, что Отец не покажет этот день и этот час, то есть мельчайшую частичку веков, Тому, через Кого Он сотворил веки? Как мог Творец вселенной не иметь знания о малейшей частичке того, что Им сотворено? Как может Сказующий о том, какие знамения на небе и на земле явятся при конце мира, Сам не ведать этого конца? Когда Он говорит: «Но это еще не конец» ( Мф.24:6 ) – то утверждает это ясно, зная сие, а не в сомнении. А то, что не знает сего дня и часа, Спаситель сказал, так как стал человеком, в свойстве человека. Он еще сказал: «Все, что имеет Отец, есть Мое» ( Ин.16:15 ), а одно из того, что имеет Отец, – это знание о том дне и о том часе». «В Господе Иисусе Христе, вследствие совершенного соединения Божеского и человеческого естества, взаимозаменяются имена, так что человеческое называется Божественным и Божественное человеческим. Поэтому Апостол Павел и говорит, что «Господь славы» распят ( 1Кор.2:8 ), а именем Иисуса нарицается Тот, Кому поклоняется «всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Флп.2:10 )». «Когда в Евангелии повествуется, – говорит святой Кирилл Александрийский , – что «Иисус преуспевал в премудрости и возрасте и в любви»» ( Лк.2:52 ; у св. Кирилла – «в возрасте и в премудрости и в благодати. – Примеч. пер».), нельзя думать, что преуспеяние относится к Богу Слову. Надо вспомнить то, что пишет божественный Павел: «Христос – Божия Сила и Божия Премудрость» ( 1Кор.1:24 ). Хотя Он – Премудрость Родителя и как Бог совершенен, о Нем говорится, что Он преуспевал в премудрости, ибо через крайнее соединение премудро взял Он на Себя свойства человеческого естества. Мы не вводим разделения Ипостаси после соединения и не говорим, что естество Божества подвержено возрастанию и усовершению, но что Слово, став плотью, по сотериологическим причинам соделало Своим свойственное плоти».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

2 . Высочайшая премудрость. На основании общего понятия о премудрости, высочайшую премудрость Божию (σοφα) можно определить так: она состоит в совершеннейшем знании наилучших целей и наилучших средств, и вместе с тем, в совершеннейшем умении прилагать последние к первым; следовательно, она есть не что иное, как то же всеведение Божие, только рассматриваемое в отношении к Божественным действиям, или есть самый разум Божий, рассматриваемый с практической стороны. Священное Писание приписывает Богу это свойство со всей ясностью, когда а) представляет Его вообще премудрым, у которого «премудрость и сила; Его совет и разум» ( Иов.12:13 ), и источником мудрости для всех: «если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» ( Иак.1:5 ); б) священнописатели Ветхого Завета указывают преимущественно на мир, как на зерцало премудрости Божией. «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро», – взывает Давид, восхищенный совершенством творения ( Пс.103:24 ). «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом», – повторяет в притчах своих премудрый сын Давидов ( Притч.3:19 ); в) в писаниях Нового Завета изображается преимущественно домостроительство искупления нашего, как дело неизреченной премудрости Божией. «Мы проповедуем Христа распятого», – говорит св. ап. Павел в Послании к Коринфянам, – «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор.1:23–24 ); «о, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» ( Рим.11:33 ). Волю Божию можно рассматривать с двух сторон: саму в себе и в отношении к тварям. В первом случае она представляется нам по естеству своему высочайше свободной, а по свободной деятельности – всесвятой. В последнем случае она является, прежде всего, всеблагой, так как благость есть первая и главнейшая причина всех действий Божиих по отношению ко всем тварям, разумным и неразумным. Потом, в частности, по отношению к одним тварям разумным – истинной и верной, поскольку открывает себя им в качестве нравственного закона для их воли и в качестве обетований или нравственных побуждений к исполнению этого закона. И наконец, правосудной, поскольку следит за нравственными действиями этих существ и воздает им по заслугам.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Имеется еще один важный источник, который наряду с античной философией, мог оказать методологическое влияние на т.н. семитысячники и «Учение о числах» Кирика, а именно ветхозаветные «Книга притчей Соломоновых» и «Книга Премудрости Соломона». В главе 7 «Книги Премудрости» библейский мудрец повествует о том, как ему был дарован разум и на него сошел дух Премудрости Божией. Премудрость описывается как неистощимое сокровище для людей; «пользуясь ею они входят в содружество с Богом, посредством даров учения Ибо в руке Его и мы и слова наши, и всякое разумение и искусство делания ( Прем 7:14–16 ). «Она есть дух разумный, святый, единородный...» ( Прем 7–21 ). Пред Богом Премудрость пассивна, ибо «есть дыхание силы Божией» ( Прем 7:25 ), «отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости его» (7:27), в то же время для мира она активна как мироустроительница «Премудрость построила себе дом» ( Притч 9:1 ). Благодаря Премудрости Бог даровал Соломону знание сущности всего существующего и происходящего, а именно: «Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней. Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего» ( Прем 7:16–21 ). Из текста прочитывается весь корпус древнего знания: познания стихий как первоначал, меры и продолжительности времени вообще, знания циклов космических и человеческих, смен дня и ночи, месяцев и времен года, медицинские познания, познания в царствах природы и понимание сущности разума человека. Принцип универсального циклизма в «Учении о числах» . В циклической повторяемости малые циклы вложены в большие циклы. Вселенский цикл начинается с библейского сотворения мира: «Бог изначально сотворил небо и землю и всю видимую тварь, с той поры [считаем] до настоящего времени 6644 года» («Учение о числах», 1). Во вселенский цикл вложены космоприродные циклы – солнечные круги и лунные круги («Учение о числах», 7, 8), Большой круг возвращения светил к начальному состоянию (индиктион, «Учение о числа, 15). Космоприродные циклы соотносимы с календарным (модельным) циклическим временем: тысячелетия, года, месяцы, недели, дни. Метафизические циклы поновления стихий вложены во вселенский цикл. При этом, подразумевается, что вселенная структурно включает как видимые, так и невидимые сферы (стихия неба).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010