В третьей главе св. апостол показывает, что иудеи не имеют никакого преимущества перед язычниками, ибо «как иудеи, так и еллины, все под грехом» (ст. 9), «все согрешили и лишены славы Божией» (ст. 23). Поэтому оправдание человек может получить только «через веру», «по благодати Божией», «искуплением во Христе Иисусе» (ст. 24–25). Тем не менее, иудеи всё же имеют то преимущество, что «им вверено Слово Божие» (ст. 2), заключавшее высокие обетования о Мессии. Несмотря на то, что иудеи оказались неверными в хранении этого великого дара Божия, Бог, по самому свойству природы Своей, непременно исполнит данные Им обетования. Данный иудеям закон ещё более отягчает их ответственность и виновность. А так как Бог не есть только Бог иудеев, но и язычников, то и для тех и других один путь спасения – через веру. Этим не уничтожается значение закона, а лишь утверждается, ибо благодать Божия дала возможность людям осуществить требования закона. В четвёртой главе апостол вспоминает ветхозаветных праведников Авраама и Давида, показывая в их лице, что не формальное только исполнение предписаний закона даёт оправдание человеку перед Богом, а вера во всесильную благодать Божию, даруемую человеку по милости Божией: «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (ст. 3). В пятой главе апостол изображает основную истину христианского вероучения о грехе и спасении. Как от Адама, естественной главы всего человечества, грех распространился на всё человечество – «одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть вошла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» ( Рим. 5:12 ), – так и Христос, новая духовная глава всего человечества. Своим искупительным подвигом дарует спасение также всему человечеству. Стихи 12–21 этой главы представляют собою одно из самых важных мест по глубине догматического содержания. Доказательством того, что грех Адама действительно перешёл на всех его потомков, служит факт смерти, которая явилась последствием греха Адамова, или так называемого первородного греха. Апостол указывает на важное обстоятельство: до Моисея не было закона и, следовательно, грехи людей не могли им вменяться: «грех не вменяется, когда нет закона» (ст. 13), но, тем не менее, люди умирали и до Моисея; отсюда естествен вывод, что они наказывались смертью не за собственные грехи, а за грех первородный, перешедший на них от праотца Адама. Когда же дан был закон, а люди не переставали грешить, виновность их перед Богом ещё более увеличилась (ст. 20). Когда же грех таким образом умножился, через искупительный подвиг Христов было дано людям изобилие благодати Божией – «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (ст. 20). Искупительный подвиг Христов заглаждает не только первородный грех Адамов, но и все личные грехи людей (ст. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

ВОПРОС: В чем видел батюшка причину неудачной войны с Японией в 1905 году? ОТВЕТ: Да, эта причина в нас. Россия забыла Бога спасающего, утратила веру в Него; оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий, вместо воли Божией премудрой, святой, праведной – поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу, и оттого неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света, – достойное возмездие, продажность, холодность к Церкви Божией. – Бог карает нас за грехи, Владычица не посылает нам руку помощи. Проснемся, наконец, очувствуемся, смиримся пред Богом, праведно наказу ющим и вразумляющим нас. От Бога отступили мы, и Бог от нас отступил. Отвергли мы волю Божию, живем по своей воле – и скоро увидим, к чему она приведет или вела уже. «Если же друг друга угрызаете и съедаете, – говорит Слово Божие, то – берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» ( Гал.5:15 ). Какого же покровительства неба ждать нам, когда мы сами отвратились от Бога? Если не покаемся и не исправимся, мы будем оставлены Богом. «Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ), – говорит Господь. Но да не будет этого. Еще есть верные и избранные в России праведники. ВОПРОС: Какая благодать дана нам в праздник Рождества Божией Матери? ОТВЕТ: С рождением Ее воссияла чудная заря спасения человечества, отверзлись заключенные двери рая, разрушен ад и смерть исчезла для верных, и всем дана благодать на благодать, ибо людям дарован Сам Сын Божий, а с Ним всякая благодать ко спасению и христианскому совершенству: «Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим.3:17 ), – благодать, очищающая грехи, возрождающая, обессмертствующая и обоготворяющая. Эта благодать просвещает наши сердечные очи и дает нам видеть все наше греховное растление, всю немощь нашей греховной, падшей природы, и всю нужду в благодати и милости Божией. ВОПРОС: Как понимал о.Иоанн слова Господа касательно пребывания Иоанна Богослова до Второго пришествия ( Ин.21:22 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. II 117 Да будет с вами благодать, милость и мир, от Бога Отца, и от Господа Иисуса Христа Сына Отча, во истине и любви ( 2Ин. 1:3 ) Таким благожеланием возлюбленный ученик Христов приветствовал избранных своих чад о Господе, которых он, по собственному его выражению, любил воистину. Не другими благожелательными словами и мы напутствуем вас, возлюбленные о Христе чада и сестры, на предстоящее вам поприще жизни, «из усердия к вам», по выражению другого Апостола, «восхотев предать вам не только благовествие Божие, но и души свои, потому что вы стали нам любезны» ( 1Фес. 2:8 ). Призываем на вас Божественную благодать, да будет она с вами вовек, потому что без этой спасительной силы Божией вы не в состоянии исполнить священного своего призвания – послужить к пользе и утешению ближних во славу Божию. Как просвещённые христианки, чем лучше понимаете вы свои обязанности, тем живее должны сознавать свою немощь и тем глубже чувствовать необходимость небесной помощи – Божией благодати. Примите же смиренномудрым умом и верующим сердцем этот неоценённый дар, приобретённый для нас от Бога заслугами единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа! Вы знаете и не забудете, чего ожидают от вас Бог и люди в воздаяние полученного вами воспитания, а зная и помня это, не смущайтесь при мысли о предстоящих вам трудах и подвигах, но с глубочайшим смирением совершенне уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым ( 1Пет. 1:13 ), аще пребываете в вере основани и тверди, и неподвижими от упования благовествования, еже слышасте ( Кол. 1:23 ). С Божественною благодатию призываем на вас и милость Господню. Как бы ни старались вы при помощи Божией исполнить свой долг, благоугождая Господу, сколько бы ни приносили пользы и утешения ближним, вы должны знать, что благотворные последствия такого образа вашей жизни и ваших действий ещё здесь, на земле, зависят единственно от милости Божией. Это потому что, хотя мы несомненно уверены, что Бог, Отец наш небесный, и бесконечно благ, и бесконечно справедлив, но пути Его, которыми Он ведёт нас к вечному воздаянию за веру и верность Ему до смерти, – непостижимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Его современники думали, что «Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши: наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились... Он истязуем был, но страдал добровольно». И в этой бессмертной проповеди Апостольской огромное значение имело живое воспоминание о виденной ими Фаворской славе, как об очевиднейшем доказательстве добровольности Искупительной Христовой Жертвы. Возносясь мысленно на Фаворскую гору, где Свет Божества облистал некогда учеников Христовых, не забудем, возлюбленные, что и мы с вами призваны быть свидетелями и хранителями Правды Божией в мире. Кто бы ты ни был: старец или юноша, сильный или немощный, простец или ученый, но если ты христианин – помни, что и ты должен быть участником великого дела Божия. А дело Божие, дело Церкви Христовой состоит в том, чтобы через века и тысячелетия пронести немеркнущий светоч Правды Божией, чтобы всем людям, жаждущим Истины, возвестить о безмерной спасающей Любви Божией, о добровольном Страдании за всех нас Господа нашего Иисуса Христа. Мы должны помнить, что все мы, христиане, по слову ап. Петра, суть род избранный, призванный возвещать совершенства Господа, Призвавшего нас из тьмы язычества в чудный Свой свет. И если мы уклонимся от содействия этому великому делу, если не будем служить ему «словом, житием, любовью, верою, чистотою», то имена наши могут оказаться вычеркнутыми из Книги Жизни. Да просветит же Господь наши маловерные и малодушные сердца светом Славы Своей, возсиявшей некогда на горе Фаворской. Да наполнятся они чистой любовью к Источнику Света и Правды – к Триединому Богу, Живущему во Свете неприступном. И да свершится с нами по милости Божией то, о чем мы так часто молимся и просим Господа в молитве 1-го часа: «Христе, Свете Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека грядущего в мир! Да знаменается на нас Свет лица Твоего, да в нем узрим Свет неприступный...». Аминь. Читать далее Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди//Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. 11. С. 5-190. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Ее заступничество — за всех, погибающих в бесчестии греха, и за всех, неправедно гонимых. Приобщаясь по Ее молитвам благодати и истине, Церковь приносит хвалу Божией Матери и Господу среди самых великих скорбей. Нет большего дара и нет большего служения, чем приносить хвалу Ей и Господу. Когда эта хвала совершается не одними устами, мы узнаём непостижимую тайну нашего спасения, что «Христос — Сын Бога Живаго», и Она воистину именуется Богородицей. В этом исповедании — радость, которую не мир дает, а Сам Бог. Нет большего утешения — знать, что с нами Господь, и что Божия Матерь никогда не отступает от нас. Блаженны те, кто, уподобляясь мученикам, возносят среди страданий хвалу Господу и Божией Матери за дар приобщиться Кресту Христову. Да будет дано нам так завершить наш Пост, чтобы, когда откроется внезапно Страстная седмица, и будет совершаться Страшный Суд над всею землею, над нашей Церковью, над каждым из нас, мы могли бы не понаслышке сказать о Христе. И сегодня одни говорят о Нем одно, другие — другое, и многие называют Его великим. Но мало кто знает и исповедует, что Он — Сын Бога Живаго. Да будет дано нам услышать среди Его Страданий, когда Он не имеет ни вида, ни доброты и всеми оставлен, слова Божией Матери: «Аще и распятие терпиши, Ты еси Сын Мой и Бог Мой». И в день Воскресения Христова возносить вместе со всею Церковью, небесною и земною, хвалу Господу и Божией Матери за непостижимую милость их к роду человеческому, ко всем нам. Лк, 54 зач., 10, 38—42; 11, 27—28 Тогда пришел Иисус в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/20/ne...

Но Бог посылает людям скорби и испытания не только ради веры, но и во многих других обстоятельствах жизни; и все эти испытания мы должны переносить терпеливо с полною покорностью воле Божией, говоря при этом: «да будет воля Божия!» Как велики были, например, те бедствия, которые по воле Божией постигли Иова! И, однако, Иов не упал духом, но с полною покорностью воле Божией сказал: «Господь дал, Господь и взял, как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно». Подобным же образом должны поступать и мы. Здесь можно было бы привести множество примеров в подтверждение того, как тяжко и в то же время как спасительно в трудных обстоятельствах жизни от всего сердца говорить: «да будет воля Божия!» Даже Сам Спаситель при самых тяжких минутах Своей жизни молился этими словами, говоря: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет». Блаженны те из нас, которые под гнетом креста и скорбей могут молиться вместе со Спасителем: «Отче! не Моя воля, но Твоя да будет!» Но не только в подобном положении, но и при добрых обстоятельствах мы должны умолять Бога, чтобы все, что мы делаем и что с нами случается, происходило не так, как мы желаем, но как угодно Богу. Это потому, что мы часто погрешаем в своих желаниях, часто видим свое благо в том, что на самом деле есть зло. Пример такого непонимания своего истинного блага выказал однажды даже апостол Петр. Так, когда Господь раскрыл перед Своими учениками истину Своих страданий и смерти, то апостол Петр стал прекословить Ему, говоря: «будь милостив к Себе, Господи; да не будет этого с Тобою». Господь же, обратившись, сказал на это Петру: «отойди от Меня, сатана; ты Мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Представим только себе, что было бы с нами, если бы это желание Петра исполнилось? Тогда мы не были бы искуплены от греха, проклятия и смерти, тогда и сам Петр не был бы апостолом и не получил бы вечного блаженства. Так, пример этот убеждает нас, что мы действительно часто можем погрешать в желаниях своих. Между тем Бог непогрешительно и притом несравненно более, нежели мы сами, желает нам всякого блага и всегда готов даровать его, если только этому не препятствует наше своеволие и упрямство. Об этом ясно свидетельствует апостол, говоря: «Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века». Припоминая теперь все сказанное о воле Божией, мы можем сказать, что словами третьего прошения молитвы Господней мы просим Бога, чтобы Он помог нам исполнять Закон Божий, содержать православную христианскую веру, и чтобы все, что мы делаем и что с нами случается, происходило не так, как мы желаем, но как угодно Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Но человек и в заботах о своем теле без помощи Божией ничего не поделает. Бог любит всех людей и дает Свою милость всем - и добрым, и злым, и верующим, и безбожникам. Но кто из людей хочет получить милость от Бога и молится Ему об этом, тому Бог дает больше милостей, чем тому, кто и знать Бога не хочет. На земле не тот живет счастливо, у кого много богатства, а кто доволен своим достатком. Богатый да завистливый всю жизнь мучается: все ему мало, все ему хочется больше, и нет ему никакой утехи и в большом богатстве. Часто у человека есть богатство, да нет здоровья, или смерть скоро придет,- какое тут счастье? Кто на Бога не надеется или забывает Бога, тот только по виду живет хорошо, а душой непременно мучается, потому что он не хочет просить милости Божией, а насильно ее Бог человеку не посылает. Для своих телесных нужд нам нужно работать руками и умом, но не следует чрез меру тужить в душе ни о хлебе, ни об одежде, ни об обуви, потому что мы своими думами никакому делу помочь не можем. Так, например, если человек посеял хлеб в поле, то он сколько бы ни тужил, сколько бы ни заботился в душе о посеве, росту хлеба своими заботами он не поможет. Да не только росту хлеба или другого растения не может человек помочь своими заботами, а даже росту своего тела никто не может прибавить ни одного вершка. Иисус Христос так учил людей: «…не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или, что пить? или, во что одеться?…[ 1 ] не заботьтесь о завтрашнем дне. Ибо завтрашний сам будет заботиться о своем. Довольно для каждого дня своей заботы»[ 2 ]. Наше дело - работать, а сработать сегодня завтрашнюю работу никто не может, поэтому и сокрушаться о завтрашнем дне нечего. Душой нам нужно заботиться о Царстве Божием и правде Божией, а Бог даст нам Свою милость, и наша работа пойдет на пользу. Без Божией милости и работа наша пропадет даром, поэтому мы просим Господа: Хлеб наш насущный даждь нам днесь… В этом прошении есть некоторые слова славянские, не совсем понятные, поэтому мы их переведем по-русски.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Один послушник у нас на Афоне привык непрестанно молиться Богу, дабы простил ему грехи. И стал он рассуждать о Царствии Небесном, и думал: “Я, быть может, спасусь, если буду усердно просить Бога, чтобы простил Он мне грехи, но если в раю я не увижу своих родителей, то буду о них скорбеть, ибо я их люблю. Какой же это будет для меня рай, если я буду там скорбеть за своих родных, которые, быть может, находятся во аде?”. Сей грешный послушник думал о Царстве Небесном: “как на земле не весел бывает праздник, если нет родителей или родных, так и в раю, если не буду видеть родных, которых я люблю, то буду скорбеть”. Так думал он с полгода. И в один день, во время вечерни, послушник возвел глаза свои на икону Спасителя, и немного молился, в пять слов: “Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного”, и видит – икона стала живым Спасителем, и наполнилась душа и тело послушника неизреченной сладости, и душа Духом Святым познала Господа нашего Иисуса Христа, и Господь милостив, и красоты и кротости неизреченной, и вразумилась душа, что от любви Божией не может человек помнить ни про кого, и с тех пор горит душа его любовью ко Господу». преподобный Силуан Афонский «Те души людей, которые умирают в благодати Божией и изгладили свои грехи покаянием, имеют своим местом руки Бога. Как говорит Священное Писание: Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их ( Прем.3:1 ). Их место называется также «раем», как наш Христос Господь сказал на кресте разбойнику: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Оно зовется и лоном Авраама , как у Луки: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (16:22), и Царством Небесным , по слову Господа: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном ( Мф.13:11 ). Поэтому, каким бы кто из упомянутых нами имен ни назвал это место, не погрешит, только бы знал, что души находятся в благодати Божией в Царстве Небесном и, как гласят церковные песнопения, на небесах ».

http://azbyka.ru/raj

Однако уже в древнейших текстах Библии, особенно в гимнах, намечается и другое понимание этой высшей правды, основанное не на юридическом представлении о справедливом воздаянии за исполнение или неисполнение Закона. Правда Божия трактуется как щедрая милость Ягве, превозносящаяся над судом, животворящая, готовая простить раскаявшегося грешника. « Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои… Избавь меня от кровей. Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою», — взывает Псалмопевец (Пс. 50, 3, 16), и в другом псалме: животвори меня правдою Твоею (Пс 118, 40). Здесь речь идет об освящении человека Божественной благодатью. В этом же смысле следует понимать слова блаженны алчущие и жаждущие правды… (Мф. 5, 6) Блажен не тот, кто всеми мерами добивается социальной справедливости, но тот, кто ищет правды Божией. Эта двойственность в понимании правды Божией, судящей и милующей, сохраняется и в новозаветных писаниях. Так, Апостол Иаков свидетельствует, что есть един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить (Иак. 4, 12). Законоположником в нашем естестве начертан нравственный закон (Рим. 2, 14—15), а сверх этого иудеям был дан ветхозаветный закон, который восполнен совершенным законом евангельских заповедей (Еф. 2, 10). Бог требует исполнения Своих установлений. Он любит правду и ненавидит беззаконие. (Евр. 1, 9; 1 Пет. 3, 12), и как Праведный Судия Он воздаст за добродетель и порок (Еф. 5, 3; Рим. 1, 18). Итак, здесь звучит все та же тема Суда, но в отличие от ветхозаветных книг, где часто показывается правосудие Божие в действии (например, изгнание согрешивших прародителей из рая, сожжение Содома и Гоморры, смешение языков и рассеяние племен, наказание Израиля за грехи и вознаграждение его за послушание воле Божией и т. д.), Новый Завет почти вовсе не уделяет места действию Божественного правосудия в жизни отдельных верующих или общин, а отодвигает время Суда к концу века сего. Тем не менее, и в новозаветные времена суд Божий в жизни людей, конечно, совершается, но совершается он чаще всего незримо и как бы естественно. Отчасти он усматривается в том, что праведники, несмотря на все постигающие их бедствия, по благодати Божией пребывают в мирном устроении души и удостаиваются духовных утешений, а закоренелые грешники, даже при видимом благоденствии, непрестанно терзаются своими страстями и беззакониями. Одни уже здесь предвкушают будущее блаженство, а другие — будущие мучения. В конце истории совершится Страшный Суд (Мф. 12, 36; 25, 31—46), последний и справедливый, на котором Бог воздаст каждому по делам его… соответственно тому, что человек делал, живя в теле, доброе или худое. Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев (Рим. 2, 6—8; 2 Кор. 5, 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

От познания истины Божией последует: 1) Ни в чем не будем сомневаться, что Бог ни открыл, или обещал, или предсказал в Святом Писании. 2) О свойствах Божиих, в Писании Святом нам открытых, твердо уверяемся. 3) Познаем волю Его, чего она от нас хочет и чего нам хочет, то есть хочет нас спасти и блаженными сотворить, а от нас требует почитания, благодарности, и прочего. 4) Уверяемся в предсказаниях о будущем, то есть о воскресении мертвых, о суде Христовом, о вечной муке и жизни вечной, так как все это в Писании Своем открыл нам Бог. 5) И так познание истины Божией возбуждает в нас веру, надежду, страх, любовь к Богу и ближнему. 6) Последует верность к ближнему и уничтожается ложь, лесть, обман, лицемерие. Бог истинно и верно с нами поступает, и нам должно верно с ближними поступать. Рассуждай об истине Божией, и читай святое Его слово, и утвердишься в истине. Точно веруй, что подобает всему написанному исполниться. Слово Божие есть истина (Ин 17:17). Истина Божия научит тебя веровать всем заповедям Его, веровать в Евангелие Его, бояться суда Божия и последующей казни, желать и усердно искать вечной жизни, презирать мир и все, что в мире, каяться усердно и молиться, и призывать имя Его. Спасайся. Письма 51 – 60   Письмо пятьдесят первое Ныне святость Божию представим сердечным очам нашим, и в размышлении о ней поучимся на пользу нашу. Бог, святой и милостивый, да поможет нам. Апостол Его святой представляет нам святость Его и учит нас так: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин 1:5). Как свет непричастен тьме, так Бог непричастен никакому пороку и греху Воля Его святая хочет того, что добро, и делает то, что добро, и не хочет никакого зла и не делает никакого зла. Бог есть свет, свет без тьмы, правда и святость без всякой неправды, неповинность без всякого порока, истина без лжи, премудрость и разум без всякого неведения. От рассуждения и познания святости Божией учимся: 1) Свято и непорочно жить, если хотим с Ним общение иметь. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине, и прочее (1 Ин 1:6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010