Глава VIII Увещание помогать Титу в деле собирания милостыни для иерусалимских христиан (1–15). Рекомендация посланным от Павла братиям (16–24). 2Кор.8:1–15 . В VIII-й и IX-й главах Ап. говорит о предпринятом им деле – собирании милостыни для святых или для христиан. Чтобы побудить Коринфян к щедрости в этом деле, Ап. указывает им на ту щедрость, какую проявили раньше их Македоняне. Затем он напоминает Коринфянам, что они уже начали собирать милостыню, и говорит, что он не требует от них жертв, которые превышали бы их средства. 2Кор.8:1 .  Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, 2Кор.8:2 .  ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. 2Кор.8:3 .  Ибо они доброхотны по силам и сверх сил – я свидетель: 2Кор.8:4 .  они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; 2Кор.8:5 .  и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией: Македонские Церкви (в Филиппах, Солуни, Верии) находились в то время сами в довольно тяжелом положении. Тем не менее, тамошние христиане сумели понять чужую нужду и, не смотря на собственные нужды, упрашивали Павла принять от них подаяние на бедных иерусалимских христиан, можно сказать, отнимая необходимое от себя самих. При этом Павел замечает, что этим они прежде всего хотели выразить свою преданность «Господу», т. е. Христу, а потом уже Апостолу, будучи уверены в том, что такое дело вполне согласно с волей Бога. 2Кор.8:6 .  поэтому мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело. «Поэтому», т. е. в виду такого поведения Македонян, Павел не хотел, чтобы Коринфяне отстали от них в усердии к делу собирания милостыни. – «Доброе дело» – точнее с греческого: благодать. Называя так милостыню, Апостол этим самым дает понять, что она уподобляет человека Богу, источнику благодати, и с другой стороны сама совершается под действием благодати Божией, смягчающей человеческое сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель: они весьма убедительно просили нас. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель: они весьма убедительно просили нас. Объясняет сказанное выше и говорит: по силам, даже сверх сил; ибо в этом состоит избыток простоты, то есть в том, что сверх сил. Притом, они не были увещеваемы нами, но доброхотны. И что я говорю? Они сами много просили и умоляли нас. Говорит это для того, чтобы и их побудить не столько ко многому подаянию, сколько к подаянию с охотой. С этой целью и останавливается на сем предмете. Принять дар и участие их в служении святым. Принять дар и участие их в служении святым. Здесь недостает слов: просили нас принять это служение. Сказал: дар, чтобы коринфяне, как ревновавшие о дарах духовных, прибегали и к милостыне, как к дару, о чем и выше сказано. Участием же назвал ее, дабы знали, что, давая другим, сами получают. И не только то, чего мы надеялись. И не только то, чего мы надеялись. Мы не надеялись, чтобы находящиеся в такой бедности и в такой скорби просили нас принять служение их. Но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией. Но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией. Здесь свидетельствует и о других добродетелях их. Ибо они не возносились от того, что подавали милостыню, и не заботились о других добродетелях, но всецело предали себя Господу, всецело и нераздельно преклонились ко всякому богоугодному делу. И нам предали себя, то есть были покорны во всем, показали любовь по воле Божией, то есть как угодно Богу, а не человеческому расчету. Поэтому мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело. Поэтому мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело. Они, говорит, до того предались милостыне, что я, видя их дело, позаботился о вас, чтобы вы не были хуже их, и потому просил Тита идти к вам, что и сам он начал, то есть предположил идти к вам прежде, нежели я попросил его. Чрез это также располагает их к Титу, дабы, когда он придет и станет убеждать их к милостыне, они удобнее склонились на убеждения его, как помышляющего об относящемся к их спасению. И снова назвал милостыню добрым делом. Ибо она поистине есть великое благо и дар Божий, и подаяние ее уподобляет нас Богу. Поэтому и премудрый сказал, многие хвалят человека за милосердие (Притч.20:6).

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

« Кровожадного и коварного гнушается Господь »: здесь говорит о человеке, склонном к убийству, хитром, лукавом, имеющем на языке одно, а в душе другое, показывающем снаружи вид скромности, а на самом деле свойства волчьи, чего хуже ничего быть не может. От врага явного не трудно остеречься; а тот, кто скрывает свое лукавство и между тем действует злобно, будучи не легко уловим, может совершить много худого. Вот почему и Христос повелел бодрствовать, когда явятся такие люди, потому что они « приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные » (Мф. 7:15). « А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой » (ст. 8). Так как в состав Церкви входили и такие люди — язычники, волшебники, убийцы, чародеи, лжецы, лицемеры, а она сказала, что Бог ненавидит и отвращается их, то, желая показать, что она не по праву и не за добрые дела свои, но по человеколюбию Божию избавилась от них и введена во внутренние покои Его, присовокупляет: « я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой ». Чтобы кто–нибудь не сказал: как ты, сделавшая то и то, получила спасение? — она показывает, каким образом она получила спасение, именно, что она спасена по великому человеколюбию, по неизреченной благости Божией. Но бывают люди неизлечимо больные, которые не принимают и милости, как, например иудеи. Благодать и милость, хотя бы благодать и милость, но и они спасают лишь желающих и принимающих благодать, а не упорствующих и нежелающих принять этого дара, каковы были иудеи, о которых и Павел говорил, что они, « не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией » (Рим. 10:3). Сказав о том, что принадлежит Богу, далее она говорит и о том, что принадлежит ей. « Поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем » (ст. 8). Когда я получу благодать, говорит, тогда представлю должное и с моей стороны, принесу тебе такую жертву: « поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем », — не так, как многие из молящихся, которые в это время почесываются, зевают, дремлют, но, говорит, со страхом и трепетом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Стяжи человек совершенную веру и увенчай ее богоподобными делами, спасен же он будет благодатию Божией, то есть даром Милости Божией. Не уничижит Господь славы Своей, но явит богатство благости и даром спасет, а не по заслугам, хотя бы даже и за добрые дела. «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом...» ( Тит.3:5 ). Спасение по дару имеет важное нравственное значение – «Не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф.2:9 ). Разве есть в том похвала нам, что мы люди? Мы созданы таковыми. Вот если зверь стал бы человеком, то он мог бы похвалиться. Господь создал нас для творения добрых дел – и можем ли мы похваляться ими? Ведь это наша обязанность, но не заслуга – «Ибо мы – Его творения, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» ( Еф.2:10 ). Представим себе, что к концу дней человек выполнил бы все свои предназначения, и стал бы ожидать заслуженного спасения. Но Господь вдруг не подаст ожидаемой почести такому делателю. И вот наш делатель разгневался бы, и что же – он уподобился бы первому пришедшему на виноградник в притче о найме работников на виноградник. Господь ответит такому «справедливцу» – «Разве Я не властен в своем делать, что хочу?» ( Мф.20:15 ). Еще пророк Иеремия предупреждал, чтобы человек не надеялся на свои дела – «Так как ты надеялся на дела твои и на сокровища твои, то и ты будешь взят...» ( Иер.48:7 ). И еще, коль скоро мы созданы на добрые дела, и это наша обязанность и рабство Богу, то вспомним слова Спасителя – «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк.17:10 ). Спасение по милости Божией – такова основная идея учения апостола Павла о делах и вере. «Но, если по благодати, то- не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатию. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» ( Рим.11:6 ). Если Господь поступает по делам человека, то это суд, но судится, как правило, дело нечестивое, и тогда действительно судимое дело не есть дело, т. е. оно не относится к тем делам, на которые и был предназначен человек – на прославление Божие. Апостол не оставляет никакой возможности перетолковать его слова, он твердо снова и снова возвещает, что Господь спас нас «не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» ( 2Тим.1:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь. Правды Твоей не скрывал в сердце моем; возвещал верность Твою и спасение Твое; не утаивал милости и истины Твоей пред собранием великим 782 ». Следующая за этим исповеданием молитва псалмопевца о продолжении к нему милости Божией в постигшем за его грех несчастии и особенно об избавлении от многих торжествующих при этом врагов его 783 , по видимому, всего ближе идет ко времени Авессаломова восстания 784 , и, может быть, действительно в это печальное время вторично излилась из души певца, составив таким образом для нас отдельный 69-й псалом; но в тоже время эта молитва не представляет ничего неестественного и несообразного и в положении Давида после получения им обетования. Бесспорно, великая милость Божия возвещена была Давиду в дарованном ему обетовании, но исполнение сего обетования должно было последовать лишь в отдаленном будущем; между тем в настоящем объявлено было ему, что Господь не благоволит к его дарам и жертвам, а это естественно вызвало в душе его сознание виновности своей пред Богом и в тоже время подвергало его посмеянию со стороны многочисленных врагов его, всегда готовых, подобно известному Семею, радоваться его неудачам и несчастьям и почерпать в том для себя надежду на совершенное отвержение его Господом 785 . Обогащенный обещанием великой милости Божией в будущем, в своем настоящем Давид действительно, по выражению псалма, являлся «беден и нищ» (ст. 18), нуждался в попечении и помощи Божией против злобных, издевавшихся над ним врагов его, а в таком положении, конечно, всего естественнее ожидать от него именно такой молитвы, какою и заключается рассматриваемый нами псалом: «Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно. Ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу… Благоволи, Господи, избавить меня… Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей!...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Ответ на возражение 4 . Эти слова псалма относятся к сосудам милости, которые не сделались недостойными милости, потому что в этой жизни (которая может быть названа гневом Бога ввиду ее несчастья) Он изменяет сосуды милости в нечто лучшее. Псалом продолжает: «Изменение десницы Всевышнего» ( Пс. 76,11 ). Мы можем также ответить, что они относятся к милости как к дару смягчения/ослабления, но не освобождения, если отнести их еще и к проклятым. Псалом говорит: «Неужели во гневе затворил щедроты Свои?», но «в Его гневе», потому что наказание не будет отменено полностью; Его милость будет действовать, уменьшая наказание, пока оно продолжается. Ответ на возражение 5 . Это толкование говорит не совершенно, но из невозможных предположений, чтобы облегчить величину греха дьявола или Навуходоносора. Раздел 4. Закончатся ли страдания христиан милостью Божией? Возражение 1 . Представляется, что, по крайней мере, наказание христиан закончится милостью Божией. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мр. 16,16 ). Это оносится ко всем христианам. Следовательно, все христиане будут наконец спасены. Возражение 2 . Далее, написано: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» ( Ин. 6,54 ). Христиане участвуют в Евхаристии (в этой плоти и крови) совместно. Следовательно, все христиане будут наконец спасены. Возражение 3 . Далее, «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор. 3,15 ), здесь это касается тех, кто имеет основание христианской веры. Следовательно, таковые будут спасены в конце. Этому противоречит : «…неправедные Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6,9 ). Некоторые христиане неправедны. Следовательно, не все христиане войдут в Царство Небесное, и, следовательно, они будут наказаны навечно. Далее, написано: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» ( 2Пет. 2,21 ). Те, которые не знают пути правды, будут наказаны навечно. Следовательно, христиане, которые вернулись назад, познав истину, будут также наказаны на муки вечные.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

По этим словам святого апостола Иоанна, нет никого на свете, который бы мог сказать, что не имеет греха. Поэтому никто не может похвалиться, что ни разу не преступил Божией заповеди. В году имеем 365 дней, и нет ни одного дня, чтобы мы не согрешили пред Богом. Мы обычно грешим так: перед родителями, перед братьями, перед детьми, перед остальными младшими и старшими родственниками, перед слугами, перед друзьями и перед соседями. Мы часто не выполняем того, что должны выполнить соответственно нашему месту, времени и положению. Грешим в мыслях, желаниях, взглядах, чувствах, да и кто бы мог исчислить все, в чем мы грешим пред Богом и в чем преступаем Божии заповеди. Человеческую жизнь прекрасно изображает апостол Иоанн, когда говорит: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ( 1Ин.1:8–9 ). Премилосердный Бог, Который не хочет смерти грешника, протягивает руку помощи всем тем, которые ищут себе спасения, и подает её в Таинстве Покаяния. Поэтому святые и называют покаяние вторым крещением, то есть таким Таинством, в котором мы второй раз очищаемся и получаем прощение своих грехов. Один ученый богослов говорит: «Когда согрешишь, то иди и покайся, исповедуйся и проси у милосердного Бога прощения и помилования» («Объяснение семи Таинств Христовой Церкви» протоиерея А. Желябова. С-Пб., 1873, с. 57). Своевольные мореплаватели, мы терпим страшное кораблекрушение, все теряем, но не прекращаем дальнего плавания; начинаем все снова, боремся с морскими волнами и этой борьбой и трудом своим преодолеваем все препятствия. Во время войны воин часто принужден бывает неприятелем к бегству с поля битвы, но не поддается, и с новой мощью все свои силы напрягает и неприятеля в другой раз преодолевает и побеждает ( Иоанн Златоуст . Слово 3-е: «О покаянии»). В другом месте опять Иоанн Златоуст грешнику советует: «Положись на милость Божию, ибо любовь Божия к людям не имеет границ. Его милость нельзя описать словами. Любой грех имеет свою меру, а лекарство, которым он лечится, не имеет. Насколько бы грех человеческий не был велик, милость Божия превыше него. Представь себе: может ли искра, упав в море, остаться непогашенной?.. Какова искра в сравнении с морем, таков и грех в сравнении с любовью Божией к человеку. Тут не может быть сравнения! Море – насколько огромно, глубоко, широко, но и оно имеет границы, а милость Божия к людям не имеет границ» ( Иоанн Златоуст . Слово 35-е. «О покаянии»).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

402). Воля Христова в том, чтобы мы возлюбили всех людей, как и Он возлюбил их, чтобы мы были, как и Он, так же милостивы и сострадательны ко всем: «Господу всех жалко... Он так возлюбил людей, что взял на Себя тяготу всего Мира... и от нас Он хочет, чтобы мы любили брата» (с. 219). Мы должны также иметь перед собой пример Божией Матери. «И хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь Мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует» (с. 415). Желание Божией Матери, чтобы все спаслись, происходит от Ее любви к людям: «И Божия Матерь ту же печаль о людях носила в сердце Своем. И Она, подобно Своему Возлюбленному Сыну, всем до конца желала спасения» (с. 430). 2 . Знание святого Силуана о любви Божией ко всем людям (и, следовательно, о Его желании, чтобы все спаслись) глубокое, сокровенное и опытное, оно было открыто ему Святым Духом. Он познал не только любовь Божию – Святой Дух открыл ему также и действие этой любви: «Я такой мерзкий и скверный человек, а Господь так много любит меня. Но Он – Сама Любовь, и всех так любит, и милостиво зовет к Себе...» (с. 483); «Знает душа моя милость Господа к грешному человеку...» (с. 482); «Духом Святым познается любовь Божия к нам... и я не знал бы этого, если бы не научила меня благодать» (с. 482–483). И напротив, тот, кто не любит людей, в том числе и своих врагов, показывает, что его душа «не познала Бога; не познала, как Он много нас любит и желанно ждет, чтобы все люди покаялись и спаслись» (с. 401). Святым Духом старец познал и ту любовь к людям, которую имеет Пресвятая Богородица: «Я Ее не видал, но Дух Святой дал мне познать Ее и Ее любовь к нам» (с. 415). 3 . Христианин насколько возможно должен подражать Богу и уподобляться Ему в Его любви к людям и в Его воле, чтобы все спаслись. «Господь любит всех, и мы должны подражать Ему и любить всех...» (с. 463). Святой Силуан напоминает историю из Апофтегм: «Преподобный Паисий Великий молился за своего ученика, который отрекся от Христа» и когда он молился, явился ему Господь и говорит: “Паисие, за кого ты молишься, ведь он же отрекся от Меня?” Но преподобный продолжал жалеть своего ученика, и тогда Господь сказал ему: “Паисие, ты Мне уподобился любовью”» (с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

III. Не лиши же нас, Мати Божия, по нашим великим прегрешениям тех великих и богатых милостей, какими Ты осыпала наших отцев и православное отечество наше во все времена его христианской жизни! (Прот. Г. Дьяченко). Поучение 3-е. Празднование Владимирской иконе Божией Матери (Много может молитва Божией Матери) I. B день празднования чудотворной иконе Божией Матери Владимирской прилично будет, братия, побеседовать с вами о силе молитвы Божией Матери. II. а) Божия Матерь избавляет от гнева Божия согрешивших людей. Согрешил Адам, – и прогневался Господь на него, и изгнал его из рая, и осудил его в поте лица возделывать землю, приносящую ему терния и волчцы. Согрешили современники Ноя, – и прогневался Господь на них, и навел на них потоп водный и погубил их с лица земли. Согрешили содомляне, и прогневался Господь на них, и послал огнь небесный и истребил их. Не раз согрешали евреи, – и гневался Господь на них, и предавал их в руки врагов их – халдеев, вавилонян и ассириян. Согрешаем и мы, и разве не видим мы, как наказует нас Господь – то болезнями, то смертью, то разными и многообразными бедами и несчастиями? Воистину страшен во гневе Своем Господь, и этот гнев Его столь велик, что праведный Иов боится его больше, чем самой муки адской: о, если бы Ты в преисподней сокрыл меня, и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой (Иов. 14, 13), – взывал он к Богу в скорби души своей. И вот, когда Господь столько разгневан, то есть ли кто-нибудь, кто мог бы походатайствовать за грешника, умилостивить Бога молитвой, обратить Его на милосердие и благость? – Когда евреи в пустыне слили себе золотого тельца и поклонились ему аки Богу, отступив от Бога истинного, – то прогневанный Господь совсем хотел истребить их с лица земли. Оставь Меня, – говорил Он Моисею, – да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их (Исх. 32, 10). Но кто же удержал тогда гнев Божий? Кто не допустил Его погубить неблагодарных? – Это дивное дело совершила молитва Моисея: отврати пламенный гнев Твой, – взывал он к Богу, – отмени погубление народа Твоего, вспомни Авраама, Исаака и Иакова (Исх.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Апостол Иаков говорит: " Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам " (Иак. 4, 8); а Христос сказал: " Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам " (Ин. 14, 21). А когда Господь возлюбит нас, тогда наша любовь к Нему станет еще совершеннее. Тогда мы охотно предадим Богу и душу и тело на всякие испытания и искушения. Тогда уже никакая болезнь, никакой труд, никакие искушения, самые страшные и ужасные, не смогут отторгнуть нас от любви Божией, как сказал апостол Павел: " Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? " Ничто " не может отлучить нас от любви Божией " (Рим. 8,35,39). Тогда мы охотно свою волю предадим в волю Божию и с великою радостью примем от руки Его все, что только Ему угодно будет послать нам, как приятное, так и неприятное. Святитель Амвросий Медиоланский говорил: " Люби, и делай, что хочешь " . Поэтому тот, кто любит, не может уже грешить – так как в душе его живет Сам Бог, Который есть Любовь (1 Ин. 4, 8). Человек, преисполненный любви к Богу, не боится смерти. Душа его с Ангелами возлетит на небо, как бы от чужой страны на родину, миновав воздушные мытарства. Старец Силуан пишет: " Если бы каждая душа знала Господа, знала, как много Он нас любит, то никто не только не отчаивался бы, но и не роптал бы никогда. Не смущайся, если не чувствуешь в себе любви Божией, но помышляй о Господе, что Он – милостивый, и воздерживайся от грехов, и благодать Божия научит тебя " . Приведу несколько выдержек из дневника инока " В объятиях Отчих " . " Вот до чего довел Господь бедного Петра Своими испытаниями его любви к Себе. Оскорбе Петр. Не так ли надлежит быть испытанной и нашей любви? До скорби, до слез, до рыданий уверь Господа в своей нелицемерной любви, до претерпения ради Него всех испытаний житейских! О, Господи! Как Ты милосерд к Петру, доведя его до такой святой скорби! Мы, грешные, даже недостойны столь сильнейшего воспламенения любви, столь сердечно-нежнаго испытания ея, предполагающаго само собою то, что для испытуемаго Ты – все, что может быть дорогого на свете " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010