Зимой 1994 г. со мной произошло нечто необычное. Я — строитель, и в то время любил сильно выпить. Как обычно, после очередной зарплаты мы с друзьями напились, и я уснул прямо на стройплощадке на плитах. Был мороз и если бы не это чудо, замерз бы насмерть. Я спал, вдруг кто-то меня толкает в плечо. Проснувшись, я увидел высокую красивую женщину в блестящей белой одежде с покрывающей голову накидке, которая мне сказала: «Беги домой, там тебя ждет жена и молится». Время было около 3 часов ночи и я подумал, откуда ночью на стройплощадке взялась эта женщина. Когда хотел спросить ее кто она, то никого вокруг не увидел. Весь замерзший, вернулся домой и все рассказал жене. В то время моя жена уже ходила в храм и молилась за меня Матери Божией пред Ее иконой «Неупиваемая Чаша». Я хотя и был крещен, но веры не имел, в храм не ходил и ничего не знал. Через некоторое время я с женой впервые приехал в Высоцкий монастырь, на молебен, и когда увидел икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша», сразу узнал в ней ту женщину. Я не мог поверить своим глазам и тогда понял, что спасла меня Сама Божия Мать. Так как я продолжал пить, решил закодироваться, но это еще больше усугубило мои пьянки. Жена звала меня в монастырь, и я стал ездить с ней в храм, исповедоваться, причащаться. Был на молебнах у иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Со временем почувствовал, что у меня совсем нет тяги к алкоголю. Так я бросил пить. Я очень благодарен Божией Матери и Господу за мое спасение. Николай, г. Серпухов, апрель 2002 г. Икона Божией Матери Неупиваемая Чаша — Вижу во сне Иисуса Христа Пришел в Высоцкий монастырь, так как пристрастился к вину, из-за чего были различные неприятности в семье и на работе. Однажды, придя домой изрядно выпивши, лег спать. Вижу во сне, стоит передо мной Иисус Христос, протянув руки, и говорит: «Иди в Высоцкий монастырь к иконе Божьей Матери Неупиваемая Чаша, она спасет тебя!!!» Придя в обитель, заказал на год молебен чудотворной иконе Пресвятой Богородице «Неупиваемая Чаша». Сейчас ежедневно читаю акафист этой иконе. Периодически хожу в церковь. Чувствую себя прекрасно. Наладились отношения в семье.

http://pravmir.ru/ikona-bozhiej-materi-n...

В сообщении «Интерфакса» отмечено, что Казанская икона Божией Матери – «один из самых любимых народом образов». Также об этом событии говорится в информации РИА «Новости» . О патриаршем богослужении, прошедшем в этот день, рассказывается на сайте «Вестей» : «В день праздника Казанской иконы Божией Матери Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади. Примечательно, что в этом году праздник Казанской иконы Божией Матери совпал с 10-летием со дня освящения Казанского собора». «Слово Святейшего Патриарха после Божественной литургии и молебна в Казанском соборе на Красной площади» можно прочитать на сайте «Седмица.Ru». Сайт НТВ в предельно кратком сообщении отмечает, что центром торжеств в день Казанской иконы Божией матери стал Казанский собор на Красной площади: «Он был разрушен в начале прошлого века... Сегодня исполняется ровно десять лет с тех пор, как храм был восстановлен». Праздник Казанской иконы Божьей Матери отметили во вторник во всех православных храмах России. О том, как прошла первая служба в восстановленном храме в алтайском селе Советское рассказывает корреспондент «Вестей» Андрей Буймов. На сайте «Православной газеты» можно прочитать не только о самом событии, в честь которого был установлен праздник, но и узнать о значении этого праздника для православных : «Россия видела над собою, в продолжение всего своего существования, непрестанное попечение Матери Божией. С самых первых времен озарения отечества нашего православною верой, Царице Небесной угодно было избрать его в место селения славы Своей, - и с тех пор, по мере распространения веры Христовой в пределах нашего государства, распространялся и чудодейственный покров Владычицы... благочестивые предки наши в годину бедствий общественных и частных всегда обращались с теплою, усердною молитвой к Божией Матери и получали от Нее заступление и спасение. По примеру предков да поступаем и мы. ... Имея столь великую и усердную Заступницу, прилежно к Ней притецем, грешнии и смиреннии. … И тогда Она Сама не отступит и от нас Своим благосердием, а будет сохранять и спасать нас от всякого зла, внимая молитвам нашим».

http://pravoslavie.ru/4860.html

Молитвенными воззваниями к Божией Матери преисполнено все православное богослужение – помимо служб, специально посвященных Ей, особые завершающие песнопения – «богородичны» – заключают собой песнопения (песни канонов, циклы стихир, отпустительные тропари, седальны, светильны и т. д.) почти во всех прочих службах на самые разные темы. Все без исключения каноны святым прославляют Пречистую конечным тропарем каждой песни. Обращением к Ней пронизана и домашняя молитва православных христиан: правила утреннее и «на сон грядущим», последование ко Святому Причащению с молебным каноном Божией Матери, а для особо усердных богомольцев – и Акафистом в Ее честь. Будучи в значительной своей части творениями святых и богопросвещенных мужей, тексты эти, как правило, находятся «на слуху» у церковных людей и пользуются их неизменной любовью. Однако немногие знают, что предписанный уставом Православной Церкви богослужебный круг, помимо прочих богородичных песнопений, содержит еще один, особый и очень обширный пласт обращенных к Матери Божией канонов и седальнов – это богородичные песнопения малого повечерия. Ежедневное совершение малого повечерия в храме почти исчезло из приходской (и, увы, даже и монастырской) практики, поэтому не только большинство мирян, но и многие священно- и церковнослужители почти ничего не знают об этих богородичных песнопениях. Но богослужебный устав предписывает ежедневно совершать чин малого повечерия – и, за редкими исключениями, исполнять за повечерием соответствующий канон Божией Матери. Таких канонов 56 – на каждый вечер положен особый богородичный канон соответственно гласу и дню недели – а это значит, что ныне благочестивые миряне лишены возможности услышать в храме без малого шестьдесят замечательных творений древних песнописцев. Более того, эти каноны не так-то легко присоединить и к домашнему молитвенному правилу – слишком редок ныне навык пользоваться богослужебными книгами (в данном случае – Октоихом) дома. Печально, что эти замечательные – и по древности, и по красоте, и по насыщенному богословскому содержанию – тексты в большинстве своем остаются неизвестными церковным людям в России. В Греции же, к примеру, книга, собравшая в себе каноны Божией Матери – Феотокарион (Богородичник), никогда не исчезала ни из церковного, ни из домашнего обихода и пользуется большой популярностью у верующих и в наши дни. К сожалению, у нас в домашнем молитвенном обиходе место этих канонов заняли многочисленные акафисты, бесконечно уступающие им по духовному содержанию и художественным достоинствам. Подавляющее их большинство ни в какое сравнение не идет со своим прототипом – первым Акафистом Богородице. Множество таких акафистов, составленных в последние два столетия, до бесконечности повторяют друг друга, грешат скудостью и шаблонностью содержания, стилистической примитивностью, а зачастую и прямыми ошибками – как богословскими, так и языковыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во Влахернской церкви сохранилась память о сем дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь почему-то не отмечает этого праздника. В русском Прологе XII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя». Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 г. св. князем Андреем Боголюбским. Повелением этого святого князя и был установлен в Русской Церкви праздник Покрова Божией Матери, поскольку именно в этот день князь покорил волжскую Булгарию (1164 г.), причем своим небесным покровителем святой князь Андрей Боголюбский считал именно св. Андрея, Христа ради юродивого. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве Царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного). В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=819

Матерь Божия сумела во всей полноте раскрыть красоту и силу, дарованные Богом женской природе и вся жизнь Её являет призвание женщины быть не просто дополнением к мужчине, но и самой по себе угодной Богу личностью. Её удивительное смиренние и покорность воле Божией, чистота души, благодаря которой Матерь Божия всегда знала волю Его и всегда исполняла её стяжали, Ей славу. Жизнь с Богом – это труднейшее испытание. Жить с Богом – спасительно, благодатно, но трудно. И вся жизнь Матери Божией проходила в скорбях. Совсем маленькой девочкой Она лишилась родителей; когда свершилось чудо Благовещения и Она зачала во чреве, Иосиф, будучи обыкновенным человеком, не смог поверить чуду и обвинял Её в неверности; когда настало время Рождества Христова, не нашлось места для неё в людском жилище и Спаситель появился на свет в пещере для скота; далее – избиение младенцев и бегство в Египет – это снова скорбное время; когда же Она принесла Спасителя в Храм на сороковой день, то услышала пророчество Симеона Богоприимца о том, что ей оружие пройдёт душу. Мы всё это читали в Евангелии, всё это было 2 тысячи лет назад и нам кажется, что это далеко от нас отстоит. Но вот представьте себе современную маму, которая приходит с ребёнком в храм и ей говорят, что её ребёнок падёт на восстание многих, а ей самой оружие пройдёт сердце. Как она это воспримет? В какой ужас она придёт, как она выбежет и будет жаловаться, что в храме её плохо приняли и наговорили ей страшных вещей. Вот какая, верятнее всего, будет реакция современной женщины. А Матерь Божия всё складывала в сердце своём, потому что Она всегда была с Богом и готова была принять любые скорби, настолько она любила Своего Бога, Своего Возлюбленного Сына. Настал момент, когда Спаситель был распят и, действительно, оружие прошло сердце Божией Матери. Вот такая была Её жизнь, полная трудностей, скорбей и тягот, совершенно незаметная. В Евангелии о жизни Божией Матери практически ничего не сказано. И когда вспоминается Успение Божией Матери или при праздновании какой-либо иконе Её, на литургии читается одно и то же место из Евангелия, потому что других мест, рассказывающих о Ней, просто нет. Настолько Матерь Божия была смиренна, настолько сокровенна была Её жизнь, что Она даже не хотела рядом становиться со Своим Божественным Сыном. Эта удивительная, божественная жизнь завершилась благодатно и радостно. Для Неё окончание земной жизни было не смертью, а Успением, как мы и называем этот праздник, потому что для тех, кто не грешил здесь, переход от этой жизни к жизни будущей естественный и спокойный. На иконе Успения Божией Матери изображён Спаситель, который стоит у одра Богоматери и держит Её по-детски чистую душу на Своих руках.

http://pravmir.ru/po-rozhdestve-deva-i-p...

а) Что почерпнем? о чем, то есть, будем молиться и чего просить у Матери Божией? Должно просить всего, что нужно и благопотребно для нашей жизни. Будем просить у Нея и благ земных – телесного здоровья, довольства во всем необходимом для жизни, избавления от бед и скорбей, от нужд и обстояний, успеха в честных и полезных делах и предприятиях, благопоспешества в трудах и занятиях наших. Но прежде и паче всего будем просить у Нея благ духовных и вечных – прощения грехов наших, благословения и помощи в делах благих и богоугодных, благодатных даров Духа Божия – духа молитвы и благоговения, духа чистоты и святыни, духа премудрости и разума духовнаго, духа совета и крепости в добродетели, духа благочестия и страха Божия. Тогда все, потребное для жизни временной, само собою приложится нам. Ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам ( Мф. 6, 33 ), – это сказал Тот, в руце Коего не только мир весь со всеми его сокровищами и благами, но и самая жизнь и дыхание наше. б) Когда же и в каких случаях нужно притекать к живоносному источнику благодати – Матери Божией? Всегда и во всех случаях жизни – печальных и радостных, утешительных и скорбных. Малыя дети во всем и непрестанно обращаются к своей матери: ей поведают свои печали и огорчения, ей передают свои мысли и чувства, ей поверяют свои желания и намерения, чаяния и надежды, с нею разделяют свои радости и восторги; ибо нигде и ни в ком не находят и не найдут они такого живого и теплаго, такого родственного и безкорыстного участия к себе, как у матери. Так и христианин нигде и ни в ком не найдет себе такого живого и родственнаго, такого благожелательного и милосердого участия к своим нуждам, как у небесной Матери своей, Владычицы нашей Богородицы. Она сродна всем нам по естеству и ведает всю немощь и все нужды естества нашего по собственному опыту. в) Как почерпать от источника благодати – Матери Божией? Как, то есть, молиться и просить Ее? Должно молиться и просить Матерь Божию с верою истинною, твердою, непоколебимою, с искренним желанием употреблять все подаваемое Ею, по воле Божией, во благо и спасение души своей, с искренним желанием быть истинными чадами Ея, подражать Ей в благоугождении Сыну Ея и Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В 1697 году на Ильин день под начальством Якова Буша полк отправился по Волге в Дмитриевск. Летопись доносит до нас и имя первого священника Дмитриевска: " Митрополит же Казанский благословил в путь с ними священника Тимофея Никифорова со всем причтом, даны им были три казенных колокола доброго звона, книги и святые иконы " . Летопись передает нам бытовую картину проводов полка из Казани ярко и с необыкновенным юмором: " полковник и воевода Буш с людьми просили протопопа со священниками, чтобы они, облачившись в лучшие ризы, взяли с мощами честный крест, чудотворную явленную икону Казанской Божией Матери и, отслужив на стругах молебен Спасителю, Божией Матери и св. вмч. Димитрию, проводили их в путь. Архимандрит воспретил выносить из церкви явленную икону, а вместо нее позволил взять местную икону Божией Матери, списанную с чудотворной. По окончании молебна все духовенство приглашено было под шатер, в котором был воевода и все чиновные люди. Стали просить их отобедать и выпить с ними виноградного вина, а между тем дали знать всем своим людям и строго приказали, что как в первые раз из пушки выпалят были к отплытию готовы. А второй раз выпалят, то спускали бы своих сродников на берег. В третий раз выпалят, то поднимали бы якоря и плыли потихоньку. Духовенство о сей хитрости ничего не знало и когда отплыли от Казани уже далеко, стали просить полковника, чтобы приказал перевести их с иконами и со всею утварью на берег. Полковник приказал одних священнослужителей перевезти на берег, а иконы и всю утварь оставить у себя: Благополучно прибыв в новопостроенный город Дмитриевск 26 октября (по старому стилю) 8 ноября (по новому) 1697 г., отслужили молебен " . Дмитриевск при своем основании имел две уникальные святыни: икону Димитрия Солунского, которая когда-то принесена в Казань стрелецким полком как покровительница и заступница, и список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери - одна из самых почитаемых святынь в России. Летопись упоминает, что первая церковь, заложенная в Дмитриевске, была в честь Казанской иконы Божией Матери. Находилась она на высоком левом берегу Камышинки и была деревянной. Строительство ее не было закончено. Произошли события, из-за которых город стали строить на новом месте. Как отмечает летопись, икона Димитрия Солунского спасла город от разорения и указала новое место для его строительства.

http://sobory.ru/article/?object=36662

Анекдотическая история постройки храма Живоносного источника одним своим примером ясно обрисовывает сознательное и намеренное последование Юстиниана народным – и даже простонародным – верованиям и суевериям. При его преемниках продолжалась та же, усвоенная целым поколением, политика, и Константинополь становится настолько видным представителем христианского Востока, что даже начавшиеся со второй половины VI века провинциальные неурядицы и нашествия варваров не могли отозваться на этой роли византийской столицы. Видным доказательством передового положения Византии являются такие постройки времен Маврикия, в период наибольших смут, как храм Божией Матери «Ареобинда» и др. Но наиболее важными и вескими фактами для иконографии Божией Матери в эту древне-византийскую эпоху являются не постройки церквей во имя Божией Матери, а те народные и малозаметные стороны религиозной жизни Византии, которые рано придали ей своеобразный характер. Тесная связь народного культа с почитанием Богоматери явилась затем своего рода двигателем столичной и отчасти политической жизни – как в эпоху процветания, так и в эпоху иконоборства. В 469 году в Константинополь принесена была из Иерусалима (по свидетельству, занесенному в хронику Кедрина) одежда ( σϑς – мафорий) пресвятой Богородицы, обретенная у одной благочестивой еврейской девицы, и положена в храме Влахернском, в особом здании, сооруженном для ее хранения. В 511 г. в том же храме установлен был некоторый краткий чин служения и молений Богоматери Деве, исполнявшийся впоследствии в особо назначенные дни. В течение VI века храмы Божией Матери стали в столице на первый план: они делаются, подобно храму Софии, убежищами (известие под 602 г.), а иконы Божией Матери появляются на мачтах военных судов Ираклия; тот же император вверяет в 622 году, при отъезде, столицу империи охране Богоматери и ее чтимой иконы. Местность Влахерны, с построенными там храмом, святым источником, купелью для омовения, расписными портиками 233 и общественными банями (в 587 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В 1709 году накануне Полтавской битвы Петр молился со своим войском перед Казанской иконой, и им была одержана победа. В 1812 году этот же образ осенял русских воинов, отражавших нашествие французов. И именно 22 октября русские войска нанесли противнику первое крупное поражение. Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю Великую Отечественную войну) русские войска неизменно брали с собой иконы Божией Матери Казанской, Смоленской, Донской. И всегда страна наша ощущала помощь Заступницы Усердной рода христианского. Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избавление Ее помощью нашего Отечества от врага. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа. А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный образ Псково-Печерский " Умиление " , находящийся в нашей святой обители, оградил Псков и Псковскую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков и обитель нашу от различных врагов, искони желающих завладеть русской землей. Смоленская икона Божией Матери (она же " Одигитрия " или " Путеводительница " ) была привезена в XII веке в город Смоленск. Тогда совершилось возвращение Российской державе города, 110 лет пребывавшего под властью литовских князей. В XIII веке Феодоровская икона спасла город Кострому от нашествия татар. Князь Василий велел нести сей образ во главе своего войска. Яркие лучи, исходящие от святой иконы, ослепляли врагов, и нашествие было разгромлено. Прославилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявшихся в народе. И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери " Державная " . Это произошло в год отречения от престола последнего русского Императора. Явилась икона 2 марта одной крестьянке в селе Коломенском под Москвой. На иконе в руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И сказала Она, что отныне Сама будет охранять Россию. И теперь в России царство не от мира сего. Теперь вместо Царя руководит страной Матерь Божия. И мы с вами ощущаем на себе Ее Державный Покров и заботу о русском народе. Матерь Божия всегда защищала и миловала Русь, наказывала и вновь возвращала свою любовь людям, прошедшим ради грехов своих сквозь страдания, покаянием и страданием очистившим свои сердца.

http://zavet.ru/kalendar/bm/pokr-001.htm

За три дня до празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Канавку вырыли почти полностью и благоустроили. Последний участок Канавки был передан монастырю в 2006 году, и 31 июля закончилось ее восстановление. 27 апреля 1995 года возобновили традицию после поздней литургии в течение Пасхальной недели ежедневно и по воскресеньям до отдания Пасхи проходить по святой Канавке крестным ходом. Крестные ходы по ней совершаются также впраздник памяти преподобного Серафима 2/15 января; в праздник иконы Божией Матери «Умиление» 28 июля/10 августа; на погребение Матери Божией 16/30 августа; в праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря; 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и свт. Василия Великого с пением молебна на новолетие. Вот уже почти два столетия идут и идут непрерывным потоком паломники по святой Канавке, идут по завету Преподобного за Царицей Небесной, по Ее следам. Святая Канавка Среди многих святынь Дивеева особое место занимает Святая Канавка. Прп. Серафим говорил, что Царица Небесная Своим пояском Сама измерила и ежедневно проходит по Канавке, обходя Свой Удел и благословляя всех. Именно поэтому в Дивееве обязательно нужно пробыть сутки, обязательно переночевать, чтобы сподобиться этого благословения Божией Матери, Которая ночью проходит по Канавке. Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), живший одно время в Дивеевской обители, сподобился 2 февраля 1927 года видения Божией Матери, идущей по Канавке. Его келейница Анна свидетельствует, что Владыка после вечерней службы был в келье и вдруг кинулся к окну с непрестанными молитвенными восклицаниями, потом к другому окну: «Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу зрети пречудной Ее красоты!». – сказал Владыка Серафим со слезами. Канавка эта до Небес высока. Преподобный говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, до полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!», «Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет она нам вместо золота!» Ежедневно все сестры ходят по Канавке вечером, после вечерней трапезы, неся впереди икону Божией Матери Умиление. Преподобный Серафим говорил, что антихрист не перейдет Канавку. Многие понимают это духовно (в частности, так считал Владыка Серафим (Звездинский)) – кто будет читать с благоговением Богородичное правило, душу того антихрист не одолеет.

http://elitsy.ru/holy/911/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010