11) Как должно смотреть на тех, которые не желают молиться об умерших? 11) Они не имеют в себе христианской любви, которая «никогда не перестает», а потому в них нет Бога, они – не дети Божьи, а дети диавола ( 1Иоан. 3:10 ). Только после смерти они узнают, как глубоко ошибались, отрицая молитвы и милостыни за умерших, не молясь о них и не ища для себя молитвенников после своей смерти; тогда они почувствуют всю великую нужду в христианских молитвах о себе, но будет уже поздно. Если бы и не было всех указанных ясных и многочисленных доказательств и примеров из св. Писания о возможности и необходимости молитв за умерших, то и тогда христиане должны были бы молиться о них, помня, что христианская «любовь никогда не перестает» ( 1Кор. 13:8 ) и что на дела любви «нет закона», нет запрещения ( Гал. 5:23 ): «Если сердце не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и чего ни попросим, получим от Него» (1 Иоан. З:21–22). Необходимость и спасительность молитв за умерших подтверждается св. Преданием, богослужебной практикой и учением святых отцов Церкви Христовой. В древнейших литургиях, относящихся ко времени св. Апостолов, существуют и молитвы об умерших христианах. Вот, напр., содержание такой молитвы в чине литургии св. Иакова, приводимое дословно св. Кириллом Иерусалимским в его «Тайноводственном поучении»: «Господи, Боже духов и всякия плоти, помяни православных, которых мы помянули, от Авеля праведного до дня сего, Сам упокой их в селении живых, в царствии Твоем, в сладостях рая, в недрах Авраама, и Исаака, и Иакова, св. отец наших, откуда отбегла болезнь, печаль и воздыхание, где присещает свет лица Твоего и освещает всегда». В чине литургии Евангелия Марка находится такая молитва: «Души прежде почивших в вере отцов и братий упокой, Господи Боже наш, помянув от века праотцов, отцов, патриархов, пророков, апостолов... всякий дух скончавшихся в вере Христовой». В чине литургии, помещенном в «Постановлениях Апостольских» диакон и епископ так молятся об умерших: «Да простит усопшим милостивый Бог всякое вольное и невольное согрешение и вчинит их в недре патриархов, пророков и апостолов, и всех от века Ему благоугодивших, идеже несть печаль, болезнь и воздыхание». В этом же чине литургии преподается общее наставление относительно того, что по усопшим следует творить молитвы и евхаристические приношения, с раздачей милостыни в поминовение усопшего, особенно же в дни третий, девятый, сороковый и годичный, и к сему присовокупляет следующее: «но это говорим о благочестивых; а что касается нечестивых, то хотя бы ты дал нищим все блага мира, никакой не принесут пользы нечестивцу, ибо кто при жизни был врагом Божьим, тот, явно, враг же Божий и по преставлении».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

15). В 1898 году, когда прошли 3,5 года, учение еноховцев изменилось относительно времени царствования антихриста и проповеди пророков Илии и Еноха. Время это они стали обозначать семилетием, так как будто положено на Илью и Еноха отдельно по 3,5 года, а всего – семь лет. В это же время в умах ересеучителей-еноховцев стала зарождаться мысль о том, что Бог может вселяться в обыкновенных людей, а души праведников – переселяться в живых угодников Божиих. Эта мысль первее всего проглядывала в письмах от сосланных в польский край. Бакланов, напр., пишет: «Батюшка Андрей – Спаситель – явлением своим скоро убъет антихриста и в три дня соберет своих деток, т.е. еноховцев и явится в «Россею». Из Польши же были письма, в которых три светильника – Илия, Енох и Иоанн Богослов, т. е. о. Иоанн Кронштадтский , Николай Благовещенский и Андрей Черкасов – переименованы, а именно: Николай Благовещенский – в Бога Отца, Андрей Черкасов – в Бога Сына – Иисуса Христа Спасителя, а о. Иоанн Кронштадтский – в Духа Святого, а потому с того времени особенно стало заметным, что еноховцы молятся на портреты Иоанна Кронштадтского , Николая Благовещенского и Андрея Черкасова, который изображен Иерусалимским патриархом, ставя их или рядом с иконами, или отдельно на столе (на престоле, как выражают еноховцы). Там же в ссылке некоторые начали называться различными именами: кто евангелист Лука, кто Архангел Гавриил, а кто и богородица. Такое лжеучение еноховцы основывали на словах Иоанна Богослова; «Кто исповедует, что Иисус есть сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» ( Ин.4:15 ), а также: «Матерь моя и братья мои – суть слушающие слово Божие и исполняющие его» ( Лк.8:21 ). В 1902 году учение еноховцев о времени царствования антихриста и проповеди Илии и Еноха, а также о пришествии Христовом с судом снова подвергалось изменению. Время пришествия Христова неизвестно: «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один». ( Мф.23:36 ). А если и сказано, что антихрист будет царствовать З,5 года, и пророки будут проповедовать 3,5 года, то это нужно понимать неопределенно, потому что «у Бога тысяча лет как один день, и один день, как тысяча лет» ( 2Пет.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Апостол имеет здесь в виду евреев, которые часто роптали на Бога во время странствования своего по пустыне. Так, когда соглядатаи, возвратившиеся из земли Ханаанской, рассказали евреям о силе хананеев, то евреи стали говорить: «для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» Это был ропот против Бога, ибо им евреи выражали жалобу и недовольство на то, что Бог вывел их из Египта. Господь наказал за него евреев, ибо все роптавшие умерли в пустыне и не увидели земли Ханаанской. В другой раз евреи роптали на Бога за то, что у них не было мяса. «Кто накормит нас мясом? мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, а ныне душа наша изнывает», – так говорили евреи, выражая свое недовольство на милостивое промышление Божие о них. Об этом грехе евреев вспоминал псалмопевец, когда говорил о них: «искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей, и говорили против Бога, и сказали: может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?» Таким образом, ропот на Бога состоит в жалобах на провидение Божие, когда выражают недовольство на это провидение. Люди верующие должны избегать этого греха, и даже в том случае, если бы их постигли величайшие несчастия, они должны рассуждать так, как некогда рассуждал Иов, который при всех бедствиях, постигших его, говорил: «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Дальнейший грех против третьей заповеди есть кощунство, когда священные предметы обращают в шутку или поругание. Так поступил некогда Валтасар, царь вавилонский, приказавший принести для пиршества своего священные сосуды храма иерусалимского и надругавшийся на ними. Также поступают ныне и все те, которые подвергают осмеянию священные обычаи, богослужение, церковные установления и прочее. С нарушением благоговения произносится также имя Божие в то время, когда молятся Богу без надлежащего внимания, когда произносят устами слова молитвы, а сердцем далеко отстоят от Бога и думают о другом. Так поступали фарисеи, которых Спаситель обличал, говоря: «приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Долго ждал Соломонов храм пришествия своего Владыки – ровно тысяча лет прошла, прежде чем исполнились пророческие писания и произошло событие, которое мы сегодня празднуем – пришествие Бога в храм и сретение Его со Своим народом. Очень символично, между прочим, что после пришествия Христа наши храмы, прямые наследники Соломонова храма, развернулись алтарем на восток. Это означает, что храм Соломона исполнил свое предназначение – дождался Мессии и Господа, произведшего Своим пришествием переворот в нашем мире и просветившего людей светом истины, а потому и храмы Божии развернулись на сто восемьдесят градусов, и христиане теперь уже молятся лицом не на запад, как в Соломоновом храме, а на восток. Итак, Господь пришел в Иерусалимский храм, исполнив этим ветхозаветные пророчества. Посмотрим, однако, кто же встретил Его в храме? Евангелие упоминает имена только двух людей, встретивших Господа. Это Симеон Богоприимец и Анна Пророчица. Оба этих человека были великими праведниками, посвятившими всю жизнь служению Господу и ожиданию Мессии. О Симеоне сказано, что в нем обитал Дух Святой, а об Анне говорится, что она не отходила от храма, служа Богу постом и молитвой день и ночь. Отсюда хорошо видно, кому являет Себя Господь и кто может с Ним встретиться: только праведники, только люди высокой жизни способны к сретению с Господом. Следует также обратить внимание на слова Симеона: «ибо видели очи мои спасение Твое». «Спасением Твоим», то есть спасением Божиим, в книгах Ветхого Завета часто называли грядущего Мессию. Вот, например, молитва царя Давида о просвещении всех народов земли: «Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим, дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое». Здесь под «спасением Твоим», по толкованию святых отцов, следует понимать Самого Христа. Поэтому слова Симеона ясно указывают на то, что принесенный Младенец и есть долгожданный Мессия. Кроме того, на иврите имя Спасителя – Иисус происходит от слова «иешуа», что означает «спасение», а потому словосочетание «видели очи мои спасение Твое» звучит на иврите буквально как «видели очи мои Иисуса Твоего». Также и упомянутые слова Давида «дабы познали во всех народах спасение Твое» буквально звучат как «дабы познали во всех народах Иисуса Твоего». Таково толкование этих слов, таковы тайные смыслы Священного Писания…

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

Имя Божие свято и почитаемо. Не всегда бывает так в жизни. Но пророк Исаия видит, что во времена, когда блуждающие духом и непокорные язычники увидят в славе Божий народ, то они свято будут чтить имя Моё и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым ( Ис. 29:23 )! Эти времена наступили с пришествием Христа-Мессии. Да святится имя Твое – ежедневно молятся ныне все народы. Имя Божие страшно. Потому и угрожает чрез Моисея Бог: Если... не будешь бояться сего славного и страшного имени Ягве, Бога твоего, то Ягве поразит тебя и потомство твое необычайными язвами ( Втор. 28:58–59 ). Священно и страшно имя Бога Всевышнего! Имя Божие вечно. Вот и восклицает Давид: Ягве! Имя Твое вовек ( Пс. 134:13 )! Вечно имя Его, как вечен Он Сам! И, наконец, ради имени Своего действует Ягве Бог на благо Своему народу Израилю. Это понимали сами израильтяне. Так, после тяжкого поражения под Гайем, Иисус Навин, не зная причины происшедшего, разодрал одежды свои на себе, пал лицом на землю пред ковчегом завета и стонал пред Богом: Хананеи и все жители земли услышат о происшедшем поражении израильтян, и окружат нас, и истребят имя наше с земли. И что сделаешь (тогда) имени Твоему великому ( Нав 7:9 )? Воодушевленные хананеи истребят имя израильтян с земли обетованной, и что тогда будет с именем Ягве Бога? Ведь эти имена неотделимы. Не будет имени израильтян на той земле, не будет там и имени Бога Израилева. И вот, надеясь, что Ягве не попустит быть истребленным имени Своему, Иисус Навин надеется, что ради этого Он не попустит быть истребленным и им. Навин понимает, что все чудное происходит с израильтянами только ради имени Божия. И как бы немного хитрит – что сделаешь Ты тогда имени Своему великому без нас? А потому не оставь нас на посрамление хананеям-язычникам. Так имя Божие являет миру любовь Ягве Бога, Его славу, святость, страх, вечность. Ради этого имени действует Бог в мире. Имя Божие как присутствие Бога в мире Бог не живет в храмах рукотворенных, Он не имеет Своего земного вместилища. Великий Соломон при освящении Иерусалимского храма молится: ... Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил ( 3Цар. 8:27 ). И апостол Павел в Афинах в своей речи на ареопаге сказал: Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет... ( Деян. 17:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Нынешний экуменизм отходит от вековой Православной веры и сближается с инославными исповеданиями, которые, подобно друзьям Иова, не говорят правду о Боге, как Божий раб Иов. Поэтому истинный православный христианин, для которого спасение души является самым важным делом в жизни ( 1Петр.1:9 ), не может безразлично относиться к экуменизму, который старается подменить исповедуемую нами Православную веру иным, чуждым и весьма неверным мировоззрением. Занимаясь вопросом об экуменизме и его погибельности, мы нашли в ходе исследований ряд очень важных оснований, которые не позволяют нам сочувствовать экуменизму и участвовать в нем. Этими основаниями хочется поделиться со всеми искренне верующими и жаждущими вечного спасения во Христе Иисусе Господе нашем, в общении с Его Святой Церковью! Тот, кто, после того как найдена истина, продолжает искать чего-то, тот идет лжи» ( Из Деяний VII Вселенского Собора ). «Кто не желает быть учеником истины, тот становится учителем заблуждения» ( Св. Лев Великий , папа Римский ). «Истина настолько помрачена в наше время, а ложь настолько крепко укоренилась, что никогда мы не различим истины, разве если будем любить ее» ( Паскаль ). «Благий Иисусе Христе! В Твоей Церкви есть люди, которые не Твои апостолы и которые не молятся Тебе: …они забыли Иерусалим и восприняли Женеву, где они создали новые скрижали завета. Но и ты, Женева, превознесшаяся до небес, до ада низвергнешься!» ( ср. Лк.10:15 ). ( Из слова Иерусалимского Патриарха Тимофея (ум. 1955) на праздник Святой Пятидесятницы ). «Европа нас сводит с ума; но Европа почти вся и во всем своем составе оязычилась. Не лучше ли оставить ее себе самой. Истинный свет пришел к нам из Византии. И мы не маленькие, — не вчера вышли на свет. Скоро уже тысяча лет, как веруем в Господа и содержим Его святой закон. И в этом пусть другие у нас учатся, как и следует: ибо ИСТИНА У НАС!» ( Свт. Феофан Затворник ). « Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце» ( 1Ин.2:24 ).

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Прилагательные «несказанна», «непостижима», «безмерна» и «неизреченно» отражают раннехристианскую традицию употребления по отношению к Богу так называемого «апофатического» (отрицательного) богословского языка. О нем мы скажем подробнее, когда будем рассматривать анафору Литургии Иоанна Златоуста 611 . Сейчас лишь отметим, что этот богословский язык отражен не только в молитве первого антифона, но и во многих других молитвах Литургии, на которые мы укажем в свое время. Вторая часть молитвы первого антифона содержит прошение о том, чтобы Бог взглянул на храм и молящихся в нем. Это прошение напоминает молитву царя Соломона, произнесенную при освящении Иерусалимского храма: Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил. Но призри на молитву раба Твоего и на прошение его… Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое имя будет там», услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем… Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и умолять Тебя в сем храме; тогда Ты услышь с неба, и прости грех народа Твоего… Если и иноплеменник… придет… и помолится у храма сего: услышь с неба, с места обитания Твоего… ( 3Цар.8:27–29, 33–34, 41–43 ). Христианский храм, подобно Иерусалимскому храму, мыслится как дом Божий, место обитания Бога на земле, Его живого присутствия. Священнослужители, совершающие службу, просят о том, чтобы Бог, взглянув на них и на храм, сотворил с ними и со всеми, кто с вместе с ними молятся, Свои богатые милости и щедроты. О значении этих двух понятий мы скажем при изложении молитвы сугубой ектении 612 . Молитва завершается возгласом «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков», на который хор отвечает: «Аминь». В этом возгласе термин «слава» звучит в ином смысле, чем в самой молитве, где он указывал на славу Божию: здесь он обозначает славословие, воссылаемое людьми. Честь и поклонение – два других термина, указывающих на различные формы богопочитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ст. 4–5. И скажите в тот день: исповедуйтесь Господу и призывайте имя Его; возвещайте в народах предначертания Его; напоминайте, что высоко имя Его. Пойте Господу, ибо Он соделал великое; возвещайте сие во всей земле. Это апостолами и остатком Израиля заповедуется уверовавшим из язычников, чтобы они исповедались одному Господу, и оставив идолов, призывали имя Его и проповедовали неверующим все дела Его, чтобы они знали, что Он один высок и что Ему одному должно петь, ибо Он соделал великое и во всем мире провозглашается милость Его. Ст. 6. Веселись и хвали, население Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев. Сначала нужно сказать по смыслу буквальному. Население Сиона! веселись и хвали Бога твоего, так как Он, казавшийся прежде только твоим Богом и ограничивавшийся небольшими пределами земли Иудейской, теперь наполнил всю землю ведением о Себе и, воскресши из мертвых, царствует над язычниками, и Ему молятся и Его почитают народы, так однако, что во второй раз Он приложит руку Свою для овладения остатком народа Своего, для собрания рассеянных из Израиля и соединения расточенных из Иуды от четырех стран земли; ибо рассадник Евангелия, чрез происходивших из иудейства апостолов, получил начало из источников Израилевых. Лучше же под Сионом, т. е. башнею поставленною на возвышенности, разуметь церковь , о которой и пятедесятый псалом воспевает: ублажи Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския ( Пс. 50:20 ), – чтобы в ней угодны были Богу жертва правды, приношения, и всесожжения, и тот телец, которого для раскаявшегося сына заклал премилосердный отец ( Лк. 15 ). 21 Linguam maris Aegypti. Хотя lingua имеет значение близкие к обыкновенному переводу этого места – залив моря Египетского , но бл. Иероним, как видно из толкования его, понимал это слово именно в значение языка. Читать далее Источник: Творения блаженного Иеронима Стридонского. - 1880-1903. (Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных...)/Ч. 7. - Киев : Тип. Корчак-Новицкого, 1882. - 457, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Ты спрашиваешь благословение на вычитку. Отвечаю: на твое усмотрение, только помни пример нашего о. И., который и до сих пор очень и очень страдает. Ведь это дело очень тяжелое. Вот так смотри, на твое усмотрение. Я все по-прежнему болею и каждый день все готовлюсь к нашим отцам отходить, но Господь по вашим молитвам продлевает мне жизнь. Да будет Его св. воля. С. а. Андроник». О посещении больных Был болен, и вы посетили Меня. Мф 25,36 Старцы, которые долгие годы провели вместе в Глинской пустыни, до конца своих дней поддерживали и навещали друг друга. В письмах духовным чадам отец Андроник много раз пишет о том, что навещал отца Серафима (Романцова) и соборовал его, когда тот болел. Об этом мы знаем из писем преподобного Андроника: «Мое здоровье, слава Богу, вашими св. молитвами потихоньку, правда, постепенно все слабею, но еще двигаюсь на своих ножках. На прошлой неделе ездил проведать о. Серафима. Конечно, его здоровье хуже моего, очень задыхается и больше всего лежит и спит. Бол. схи- арх. Андроник». «Мое здоровье тоже слабое, но, слава Богу, хотя и с трудом, всегда на своих ножках. Вот сегодня, 22 февраля, вечером хотел поехать до о. Серафима (Романцова . – З.Ч.) в Сухуми, он очень просит, чтоб я приехал его пособоровать. Со мной поедут о. И. и о. В... С. а. Андроник». О посещении храма И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого. Мк 11,25 В церкви мы находим и полноту взаимного молитвенного общения и взаимной молитвенной опоры. Здесь все молятся за каждого и каждый должен молиться за всех. Это дает полноту молитвенного ограждения и необычайную силу молитвам. Как пишет преподобный Варсонуфий Великий: «Великая сила восходит из места, где Пример безграничного смирения произносятся Богу за всех вас молитвы истинных рабов Божиих». Для христианина нужна его личная отдельная молитва , но еще более важно его участие в общей церковной молитве. Господь сказал: Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф 18,19 ). Как мы знаем из Деяний апостольских, сила общей церковной молитвы первой Иерусалимской Церкви была такова, что, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого ( Деян 4,31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но не одна стена плача слышит скорбные вздохи и моления сынов Израиля о храме; молния о восстановлении этой святыни раздаются повсюду в синагогах, звучат они и в ежедневных домашних молитвах евреев. Эти молитвы говорят нам и о том, что евреи и доселе сознают все важное значение для них храма; так, при чтении торы в понедельник и четверг они молятся: «да благоволит Отец наш небесный соорудить храм, жизнь нашу» ... Это сознание важности храма для евреев вызывает в их душе и доныне глубокую скорбь о его разрушении и, вместе с тем, горячие моления к Богу о восстановлении храма. В молитвах на праздники и в новолетие евреи молятся: «за беззакония наши изгнаны мы из земли нашей, удалены от нашей страны, и нет нам возможности восходить, являться и преклоняться перед лицом Твоим и исполнять долг наш в избранной Тобою обители, в великом и святом храме, именовавшемся именем Твоим, – из-за руки, тяготеющей над святилищем Твоим. Да будет благоугодно Тебе, Господи, Боже наш и Боже предков наших. Царь милостивейший, вновь умилосердиться над нами и над святой обителью Твоею по беспредельной милости Твоей, и сооруди ее вскоре и возвеличь славу ее 210 . О восстановлении дорогого для них храма евреи молятся каждый день. Будничная, ежедневная их тефила заключает моление: «Господи, Боже наш, благоволи к народу Твоему Израилю, и его молению; восстанови вновь служение Твое в храме – доме Твоем и жертвоприношения Израиля» 211 . При этом, восстановления храма евреи желают не в далеком будущем; они молятся о скорейшем, при жизни самих молящихся, восстановлении храма, как явления, очевидно, весьма важного для нормального течения их жизни. В той же будничной молитве евреи вызывают к Богу: «сооруди священный храм вскоре, в наши же дни; ... да будет воля Твоя, Господи Боже наш, и Боже отцев наших, чтобы священный храм был сооружен вскоре, в наше же время» 212 . Эти молния возвещаются Богу евреями каждый день с утра; этими же молениями и заканчивается еврейская тефила, будничная и праздничная, на новолетие и в день очищения. Не менее интенсивно звучит это моление евреев и в день Пасхи: «величественен Он, соорудит Он обитель Свою вскоре, немедленно, в наши дни, вскоре. Боже сооруди, Боже сооруди, сооруди де обитель Твою вскоре!» 213 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010