Данная работа представляет собой раскрытие поставленных тем с позиции православной нравственности, морали и аскетики. Она, мы надеемся, принесет пользу верующим людям, прежде всего, в части уяснения сущности, механизма развития и пагубности страстей для человека. Сергей Милов Жизнь людей в раю до грехопадения (без пристрастий) Согласно Божиему Откровению и учению Христианской Церкви история человечества начинается с жизни в райском саду. Именно в раю Господь Бог творит человека из ничего, наделяет его Своим образом и подобием, влагает в него душу живую и дух. Человек становится венцом творения, которое совершал Господь Бог в течение шести библейских дней. Священное Писание раскрывает нам это событие в следующих словах: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 26–27). В следующей главе книги Бытия мы снова читаем об этом событии: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2, 7–8). В этих двух отрывках раскрываются многие аспекты самого первого этапа появления людей на земле. Из первого отрывка мы узнаем о том, что сотворению человека предшествовал совет Лиц Пресвятой Троицы, что уже характеризует акт творения человека, как серьезное и важное событие Божественного домостроительства мира. Раскрывая смысл данного совета, протоиерей Николай Малиновский пишет: «Это – совет в Самом триипостасном Боге, т. е. между лицами Святой Троицы, а не совет Бога с ангелами, «совет», можно полагать …не о сотворении только человека, но и о воссоздании его после имевшего последовать грехопадения Агнцем, закланным прежде сложения мира (1 Пет. 1, 20)» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

»И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего... и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышняго осенит Тебя« ( Лк. 1: 30–35 ). Так вот что значат эти слова двукратного ангельского приветствия! Так это Она – та Дева, о которой написано у пророка Исаии, Дева, о которой Она столь много думала, которую так возлюбила, что смиренно молила Господа удостоить Ее милости быть у Нея хотя бы последней служанкой. Так это Она – та Жена, та предвечная Избранница Божия, о которой Сам Господь Бог говорил в раю, обращаясь к древнему змию и человекоубийце-диаволу: " Вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим и между Семенем Ее; Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» ( Быт. 3:15 ). Так это Она – та Лествица высокая, которую видел Иаков, которая соединит небо с землей и по которой Бог снидет на землю, чтобы обновить, а затем обожить и возвести на небо человеческое естество. Она удостоена неизглаголанной чести стать Матерью Господа, вместить Того, Кого не вмещает вселенная, чревоносить и питать млеком непостижимого Царя Славы... О какая великая, неизреченная, недомыслимая радость! Но и не только радость... А и какой страшный и вышеестественный подвиг! Приснопамятный великий святитель Московский Филарет говорит, что Пречистая Дева Мария еще прежде благовещения Архангелова читала и уразумела божественные пророчества: «Дух Ея напитан был чтением Божественного Писания, и не только млеком, но и крепкою пищею Божественной мудрости». И конечно, проразумевая великую Славу Искупителя, имевшего, согласно пророчеству Исаии, родиться от Девы и быть нареченным Эммануилом, Она проникала и в тайну Его вольного уничижения и спасительных страданий, о которых говорил тот же Исаия, изображая Его Агнцем непорочным, имеющем быть закланным за грехи всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Однако Господь внезапно предлагает, чтобы этот человек на самом деле стал его учеником: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною». «Широка заповедь Господня зело» и глубока. Недостаточно не допускать грубых грехов, надо постигнуть духовное богатство, которое заключено в этих заповедях. Как часто люди полагают, что у них нет никаких особенных грехов только потому, что они духовно слепы! Так и этот начальствующий говорит: «Все это я сохранил от юности моей». Он хвалится тем, что рано вступил на путь добродетельной жизни, что он продолжает ее до сегодняшнего дня, и что он ни в чем ни разу не согрешил. Если бы он знал глубину Божественной заповеди и глубину своего сердца, если бы он хоть на малое время стал учеником Христовым, он сказал бы совершенно противоположное: «Все это я нарушил от юности моей». Все обнажается в свете заповеди о любви. Внезапно наш выбор делается предельно простым: что нам дороже — этот мир или жизнь будущего века? Если кто любит Христа, то пойдет за Ним, что бы это ни стоило ему. Никто не может наследовать вечной жизни, если не хочет следовать за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Раздать все нищим, поделиться с другими. Так поступали первые ученики Христовы в своих общинах, как мы читаем в книге Деяний. Если кто любит ближних своих, тот не поколеблется по слову Христову продать все и раздать тем, кто в нужде, как Самому Христу. Есть немало людей, которые ведут во многом добродетельную жизнь. И все-таки они погибают, оттого что им недостает единственного. Так произошло с этим начальствующим. Он порывает с Христом из-за того, что Христос может разлучить его с его богатым имением. Многие не хотят оставить Христа, и все же оставляют Его. Когда наступает решительный выбор, они предпочитают отказаться от Бога, нежели от своего благополучия или успеха, или греховной привязанности к какому-нибудь человеку. Как трудно тому, кто надеется на богатство, войти в Царствие Небесное! Не просто имеющему богатство, потому что речь идет о власти богатства над человеческой душой. А богатство, как и бедность, как здоровье или болезнь, как счастье или несчастье, сами по себе не могут человеку препятствовать или помогать в его восхождении к Богу. Другое дело, когда человек относится к богатству как к своей собственности. Диавол всегда имеет власть над таким человеком с помощью этого богатства. Как говорят святые отцы, нам принадлежит только то, что мы отдали другим, — принадлежит в вечности. Любое богатство — это дар Божий, и когда мы отделяем его от Бога, мы предаем свою жизнь власти диавола.

http://moral.ru/main_question/

Апокалиптический образ Агнца - теперь уже Небесного - представлен в Откровении ап. Иоанна Богослова . А. Б. изображен здесь не только закланным за грехи и искупившим грехи людей «из всякого колена и языка, и народа, и племени» (5. 9), но и «сидящим на престоле» (5. 13), ибо «достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение» (5. 12). Христос в Откровении - одновременно и Агнец, поскольку Он отдал Себя в жертву за грехи людей, и «лев от колена Иудина» (5. 5), победивший в мире силы зла и освободивший народ Божий, плененный этими силами (12. 10-11). Небесный Агнец благодаря совершенному Им на земле делу спасения облечен властью исполнять Божественные определения о дальнейших судьбах мира (снимать семь печатей - 6. 1, 3, 5, 7, 9, 12; 8. 1), и в частности о судьбах праведных (3. 4-5) и нечестивых (6. 16-17), и вести эсхатологическую брань с силами зла (17. 14). «Сидящему на престоле и Агнцу» «всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них» непрестанно воздает «благословение и честь, и славу... во веки веков» (5. 13). Те же, к-рые пришли «от великой скорби... омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (7. 14), «пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его» (7. 15). Для них уготован брак Агнца (19. 7, 9), на к-ром они будут прославлять его как «Господа господствующих и Царя царей» (17. 14; 19. 16), ибо Он, соделавший их «царями и священниками Богу» (5. 10), «будет пасти их и водить их на живые источники вод» (7. 17), являясь для них одновременно и Агнцем, и Пастырем . Образ Агнца нашел свое отражение в литургической жизни Церкви (см. Агнец , в богослужении). Лит.: Волнин А. К. Мессия по изображению пророка Исаии. К., 1908; Walther G. Jesus, das Passahlamm des Neuen Bundes. Guttenberg, 1950; Булгаков С. , прот. Агнец Божий. П., 1993. М., 2000п. М. С. Иванов Иконография Крест Юстина II. 565-578 гг. (Сокровищница собора св. Петра. Ватикан)

http://pravenc.ru/text/63318.html

Удивительно здесь то, что сказано: «вот лев», – а узрели мы не льва, но агнца: имя льва, а образ агнца, и затем, образ агнца, а сила льва. Неудивительно, что побеждает кого-либо лев, ибо он царь зверей, сильный, грозный, похищающий и рыкающий, страшный не только для зверей, но и для людей. Но какая сила у агнца? Какая гроза? Что он похищает и каково его оружие? Кто его боится, как и кого он может победить? Но чтобы яснее уразуметь силу, крепость и храбрость Агнца, пойдем вместе со святым Иоанном Богословом на песок морской и посмотрим на его ратование, посмотрим, с какими супостатами и как он ведет борьбу? «И стал я на песке морском, – говорит апостол, – и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами». И в другом месте: «Увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога». И далее: «Они будут вести брань» ( Откр. 13:1, 11, 17:14 ). Смотрю: против кого хотят они воздвигнуть брань? И слышу голос Ангела, говорящего Богослову: «Они будут вести брань с Агнцем». Опять удивляюсь: столько столь страшных зверей вооружается против одного Агнца! Разве не одолеет его каждый из меньших зверей? Волк один гонит тысячу овец, а против апокалипсического Агнца столько зверей собирается! Разве может одолеть их Агнец? Извещает Ангел, что одолеет. " Агнец, – говорит он, – победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей» ( Откр. 17:14 ). Как же победил тех зверей Агнец? Богослов говорит, что Он их живыми бросил в озеро огненное ( Откр. 19:20 ). Обращаюсь к кротости: кротость имеет образ агнца, а силу льва. Кто оказался достойным принять книгу тайн Божиих с печатями дарований? Тихий Агнец. Кто оказался достойным восхваления от небесных жителей? Незлобивый Агнец. Кто имеет силу побеждать страшных и лютых тех зверей, из моря, из земли и из бездны исходящих? Кроткий Агнец: Агнец победит их. Агнец, которого видел Иоанн Богослов, был образом кротости и тихости Самого Агнца Божия, берущего на Себя грех мира ( Ин. 1:29 ), Христа Спасителя нашего. Какого добра не сделала Его кротость и тихость? Каких достоинств не удостоилась? Каких зверей лютых не победила? Пусть это видит каждый в Божественном Писании (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Искушение, которому подвергнутся обитатели земли, исходит от лица Бога Вседержителя. Направляемое против Его врагов, оно представляет ряд грозных обнаружений Божественного правосудия и всемогущества и имеет целью пробудить уснувшую совесть испытуемых, заставить их при­знать высокую и крепкую мышцу Вседержителя. Казни, которые будут постепенно и постоянно поражать врагов нового Израиля (главы 6, 8, 9), не имеющих печати Божией на челах своих, не посетят верных последо­вателей Христа ( Апок. 9:4, 20–21 ср. Лк.12:37–44 ). Ст.12. «Побеждающаго сотворю столпа в Церкви Бога Моего, и боле не имат изыти ктому; и напишу на нем имя Бога Моего, и имя града Бога Моего новаго Иерусалима, сходящаго с небес от Бога Моего, и имя Мое новое». Кроме разбираемого стиха «храм Бога» в Апокалипсисе и в других местах упоминается нередко: . Указанные места дают возможность составить более или менее ясное представление об апокалипсическом νας του Θεο. Тайнозритель, восхищенный в духе на небо ( Апок. 4:1 ), видит там «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков, стоящих пред престолом Божиим и пред Агнцем в белых одеждах, с пальмовыми ветвями в руках» ( Апок. 7:9 ). Это – собор победителей, непре­станно прославляющих Бога и Агнца ( Апок. 7:10–12, 14 ): Они пребывают пред пре­столом Божиим и служат Ему день и ночь в храме Его (ср. Апок. 11:19, 14:15, 17 и др.). Следовательно, апокалипсический храм не есть какой-либо земной храм, в каком бы значении мы ни понимали этот последний, а храм небесный, духовный, место обитания Бога и особенного проявления славы Его. По изображению книги Откровения и этот небесный храм имеет временное значение: после победы над всеми антитеократическими и антихристианскими злыми силами, с наступлением нового периода в истории мира, с появлением нового неба и новой земли, когда слава Божия не будет ограничиваться в своих обнаружениях одним каким-либо особенным местом, но будет озарять все Царство нового Иерусалима, тогда храма уже не будет ( Апок. 21:22 ) в нем, «ибо Господь Вседержитель будет храмом его и Агнец». Таким образом, для праведника пребывание в небесном храме начинается с момента победы, то есть блаженной смерти его (ср. Апок. 2:10 ), и обнимает период тыся­челетнего царствования со Христом (ср.26–27), после чего сменяется вечным упокоением в небесном Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Однако Господь внезапно предлагает, чтобы этот человек на самом деле стал его учеником: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною». «Широка заповедь Господня зело», как говорит псалом, и глубока. Недостаточно не допускать грубых грехов, надо постигнуть духовное богатство, которое заключено в этих заповедях. Как часто люди полагают, что у них нет никаких особенных грехов только потому, что они духовно слепы! Так и этот начальствующий говорит: «Все это я сохранил от юности моей». Он хвалится тем, что рано вступил на путь добродетельной жизни, что он продолжает ее до сегодняшнего дня, и что он ни в чем ни разу не согрешил. Если бы он знал глубину Божественной заповеди и глубину своего сердца, если бы он хоть на малое время стал учеником Христовым, он сказал бы совершенно противоположное: «Все это я нарушил от юности моей». Все обнажается в свете заповеди о Христовой любви. Внезапно наш выбор делается предельно простым: что нам дороже — этот мир или жизнь будущего века? Если кто любит Христа, то пойдет за Ним, что бы это ни стоило ему. Никто не может наследовать вечной жизни, если не хочет следовать за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Мы думаем, что наша праведность может поставить нас рядом с Богом, что наши добродетели, наше благочестие, наши знания, наша ревность сделают нас достойными вечной жизни. Мы не понимаем, что все обнажено перед Его очами, и что в нас нет по-настоящему ничего доброго, что «нет праведника ни единого». Если бы мы только поняли, что Бог пришел оправдать грешных, мы оставили бы всю свою праведность, все свое ложное благочестие, и предстали пред Ним как грешные, и последовали за Ним. Мы не можем наследовать жизни вечной, пока не поймем, что наш грех слишком велик, чтобы быть омытым чем-либо кроме Крови Христовой, и что вечная жизнь принадлежит только Христу и тем, кто с Ним. Что Вы думаете о недавней и, увы, кажется грозящей новой волной «пандемии» коронавируса? Нет ли в ней апокалиптического момента? Поистине беспрецедентно это нагнетание всеобщей тревоги и страха. А с чем можно сравнить недавнюю так называемую «самоизоляцию» в Москве и других городах и закрытие храмов в Страстную седмицу и в Пасху со всем пасхальным периодом?

http://moral.ru/dom-07-2020-2/

Поскольку Апокалипсис — книга в первую очередь символическая, цифры, предметы и действия в ней являются символами, шифром, за которым скрывается будущее. Сидящий на престоле, согласно большинству толкований святых отцов, — это Бог Отец. И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису ; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду (Откр 4:3) — из этих слов понятно, что Иоанн видел не Бога в каком-либо облике, а славу Божию, ощутил прикосновение к свойствам Божьим. Точно так же ранее описывал видение Бога пророк Иезекииль. Яспис (яшма) символизирует Божественную энергию, дающую жизнь всему существующему. Красноватый цвет сардиса (сердолика) обозначает чистоту и святость Бога, а также Его праведный гнев к грешникам. Изумрудная радуга (смагард - изумруд) — символ вечной милости и Божественного человеколюбия. Как писал сам апостол Иоанн Богослов о Боге Отце, Бога не видел никто никогда (Ин 1:18), и сам Иоанн не стал исключением: он лишь прикоснулся к той части сияния славы Божией, которую мог по-человечески выдержать. Бог Отец остался невидим, недоступен для описания. Единственным способом более полно увидеть Бога Отца, доступным человеческому восприятию, был Воплотившийся Бог Сын, Иисус Христос, как Сам Он о Себе сказал: Видевший Меня видел Отца (Ин 14:9). Второе Лицо Святой Троицы, воплотившийся Сын Божий, Иисус Христос обозначается Иоанном Богословом как Агнец. Агнец — это древний христианский символ, обозначающий Христа. Еще у пророка Исаии в его ярком пророчестве о Боговоплощении и искуплении — Мессия назван Агнцем. Сейчас эти слова можно услышать на проскомидии — первой, подготовительной части Божественной литургии: …как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис 53:7-9). В Евангелии от того же апостола Иоанна Богослова, провидца Апокалипсиса, мы читаем слова Иоанна Крестителя о Христе: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29). Христос — закланный за род человеческий Агнец: Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5:7) — это отсылка к ветхозаветной пасхе и ветхозаветному непорочному агнцу, которого закалывали в ночь десятой египетской казни и затем ежегодно в праздник иудейской пасхи. В раннехристианском искусстве часто Христа изображали как Агнца, эта традиция и сейчас сохранилась в западном церковном искусстве.

http://foma.ru/7-cerkvej-pechatej-trub-i...

3. Затем, перечислив остальные колена за исключением Данова, много позже он добавляет: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, имеющие имя Его и имя Отца Его написанным на челах их. И услышал я голос с неба, словно глас множества вод и словно глас грома великого; и голос, который я услышал, был словно звуки гуслистов, играющих на гуслях своих. И поют они песнь новую пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песне, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, начаток Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства, ибо они непорочны» ( Откр. 14, 1–5 ). 4. А то, что это говорится у Иоанна об уверовавших во Христа и притом из колен [Израильских], хотя род их по плоти и не кажется восходящим к семени патриархов, можно доказать так: «Не делайте вреда, – говорит [Евангелист], – ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатленных:.. сто сорок четыре тысячи... запечатленных... из всех колен сынов Израилевых» ( Откр. 7, 3–4 ). 5. Итак, сыны всех колен Израильских числом сто сорок четыре тысячи запечатлеваются на челах своих. Далее у Иоанна говорится, что эти сто сорок четыре тысячи, имеющие написанным на челах своих имя Агнца и Отца Его, – девственники и не осквернившиеся с женами. 6. Таким образом, какая иная печать может быть на челах, если не имя Агнца и Отца Его, раз в обоих местах говорится, что чела имеют в одном случае печать, в другом – буквы, содержащие имя Агнца и имя Отца Его? 7. Но если [сыны] «из колен» – те же самые, что и «девственники», как мы по­казали раньше, а среди [сынов] «Израиля по плоти» ( 1Кор. 10, 18 ) верующие [во Христа] редки – так что иной, пожалуй, осмелился бы сказать, что и верующих-то из «Израиля по плоти» не наберется число в сто сорок четыре тысячи, – очевидно, что сто сорок четыре тысячи не осквернившихся с женами состоят из язычников, приходящих к Божественному Слову. Поэтому не погрешил бы против правды говорящий, что в каждом колене девственники – его начаток.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

И вот теперь они стоят победившие у престола Божия, держа гусли Божии , ибо желают всеми возможными средствами прославить Бога (5,8). Кроме того, гусли означают благоустроенную в согласии добродетелей жизнь, руководимую смычком Святого Духа и источающую дивную песнь славословия Божия. 15 .3–4 И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои. И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца. Песнь, воспетая стоящими на стеклянном море, поименована как песнь Моисея, раба Божия , ибо содержит в себе воспоминание о тех казнях, которые были посланы Богом на Египет от руки Моисея и за которые Моисей и евреи прославили Бога в своей торжественной песни после чудесного перехода через Красное море ( Исх. 15:1–19 ). И песнь Агнца , ибо прославляется дело человеческого спасения, совершенное Иисусом Христом, непорочным Агнцем Божиим. Или же под воспевающими песнь Моисея, раба Божия , можно разуметь спасавшихся под сенью Моисеева закона до пришествия Христа в мир. Они спасались верой в грядущего Христа, как говорил пророк Аввакум, стоя на божественной страже на башне наблюдения: «праведный своею верою жив будет» (2,1.4). Это – ветхозаветный Израиль, воспевший песнь Моисея ( Исх. 15:1–19 ). Воспевшие же песнь Агнца – это спасавшиеся под сенью Христовой благодати после совершения Им дела искупления человечества. Это уже – новозаветный Израиль. Таким образом, здесь показана совокупность спасенных Ветхого и Нового Заветов, поющих песнь ходатаев Заветов: Моисея и Христа. Если же здесь разуметь только непосредственно прошедших через великую скорбь во времена антихриста (ст. 2), то они поют песнь Моисея как прошедшие, подобно древним евреям, страшные казни-язвы, посланные Богом в мир и избавившие их от Египта греха и нечестия. Песнь Агнца они поют как спасенные кровью Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010