«Бог, читаем в Ветхозаветном Писании, «от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» (ср. Сир.15:14—15, 17). У праведных людей «в законе Господа воля» (Пс.1:2) и «желание их есть одно добро» (Притч.11:23). Спаситель и Его апостолы в новозаветные времена определенно учили о практической важности для человека доброго волевого устроения, послушания Богу, добрых дел (Мф.25:34—40), уклонения от «прежних похотей» (1Пет.2:11; 2Тим.2:22), «святости» во всех поступках (1Кор.7:34).    Подражая образу библейских воззрений на волю, составители церковно-богослужебных молитв и песнопений весьма часто говорят о твердости помысла страдающих за Христа святых, о неизвращенности их желания к Богу и приближении их (к Нему), Великому Свету, крайним желанием. Во святых, по словам церковного богослужения, поистине чудны «возненавидение земного», увядание желания плоти и «уязвление чистым и светлым желанием». Они «не оскудевают до старости в искании Бога», вооружении себя «жалом божественного желания» Его и мученическом возлюблении Креста Христова добрым произволением. «Принесение всего желания в жертву Богу» лучше всего выражало беззаветное стремление угодников Божиих к самоотвержению и богоугождению.    Определением положения воли среди прочих душевных сил с жизненно-практической точки зрения мы достаточно подготовили почву к уяснению себе того, насколько воля придает оттенок практицизма христианскому настроению любви. Подтверждение этой мысли дают, например, такие библейские изречения: «Любовь, читаем в Библии, состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям» (ср. 2Ин.1:6), «я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого» (Пс.118:127), восклицает псалмопевец.    Именно силою воли осуществляется «Божественная любовь, прилепляющая к возжеланию чистейшего Божества неотторжимо». Все мы «желательную часть души настраиваем наилучшим расположением, коему имя любовь». «Кто что любит, тот того и желает конечно, а чего желает, то улучить подвизается».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Великое чудо Евхаристии совершается прикровенно, недоступно для наших органов чувств, но всякий, причастившийся Христовых Таин, ощущает в душе веяние благодати Божией, свидетельствующей о чуде. И эта прикровенность высшего из чудес Божиих не случайна: Господь оберегает нашу свободу, чтобы не рабски, не по принуждению мы шли за Ним, но по доброй воле и с сыновней любовью. Во время искушения от дьявола в пустыне Господь наш отверг чудо, творящееся ради порабощения человеческого духа, и повторил заповедь, данную в Ветхом Завете: Не искушай Господа Бога твоего ( Мф.4:7 ). Однако во время Своей земной жизни Господь сотворил великое множество чудес, по неизреченной Своей милости приходя на помощь больным, страждущим, обуреваемым злыми духами. Часть из этих чудес описана в Евангелии, сведения о других не дошли до нас, потому что, как пишет Евангелист Иоанн: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг ( Ин.21:25 ). Перед Божественной Любовью к страждущему человеку отступали законы материального мира: усопшие воскресали, неизлечимые болезни оставляли человека, слепорожденные прозревали, от рождения немые и глухие слышали, бесы с воплем покидали годами мучимых ими людей, чудесно умножались хлебы и укрощались свирепые бури. Но то, что для нас является нарушением законов материального мира, в действительности мира духовного, живущего Божественной жизнью, является естественным, гармоничным, «обычным» ходом событий. Поэтому всякое чудо Божие – это откровение о грядущем Царстве Божием. То, что для нас и даже для самих Ангелов, как часто поется в церковных песнопениях, – дивное чудо , то для Господа – простое, «обычное» дело: …Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня ( Ин.5:36 ). И по Вознесении Своем Господь не перестает и доныне творить чудеса – об этом тысячи и тысячи свидетельств хранятся в соборной памяти Церкви. Более того, Он даровал чудотворную силу ученикам Своим: Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит… ( Ин.14:12 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Великое чудо Евхаристии совершается прикровенно, недоступно для наших органов чувств, но всякий, причастившийся Христовых Таин, ощущает в душе веяние благодати Божией, свидетельствующей о чуде. И эта прикровенность высшего из чудес Божиих не случайна: Господь оберегает свободу нашу, чтобы не рабски, не по принуждению мы шли за Ним — но доброй волей и сыновней любовью. Во время искушения от диавола в пустыне Господь наш отверг чудо, творящееся ради порабощения человеческого духа, и повторил заповедь, данную при Ветхом Завете: Не искушай Господа Бога твоего. Однако во время Своей земной жизни Господь сотворил великое множество чудес, по неизреченной Своей милости приходя на помощь больным, страждущим, обуреваемым злыми духами. Часть из них описана в Евангелии, сведения о других не дошли до нас, потому что, как пишет Евангелист Иоанн: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг ( Ин. 21:25 ). Перед Божественной Любовью к страждущему человеку отступали законы материального мира: усопшие воскресали, неизлечимые болезни оставляли человека, слепорожденные прозревали, от рождения немые и глухие слышали, бесы с воплем покидали годами мучимых ими людей, чудесно умножались хлебы и укрощались свирепые бури. Но то, что для нас является нарушением законов материального мира, в действительности мира духовного, живущего Божественной жизнью, является естественным, гармоничным, “обычным” ходом событий. Поэтому всякое чудо Божие — это откровение о грядущем Царстве Божием. То, что для нас и даже для самих Ангелов, как часто поется в церковных песнопениях, — дивное чудо, то для Господа — простое, “обычное” дело: …Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня ( Ин. 5:36 ). И по Вознесении Своем Господь не перестает и доныне творить чудеса — об этом тысячи и тысячи свидетельств хранятся в соборной памяти Церкви. Более того, Он даровал чудотворную силу ученикам Своим: …Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит… ( Ин.

http://azbyka.ru/fiction/prosite-i-dano-...

" Горение веры " мая 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в " Спасе-на-Крови " " Мы отмечаем престольный праздник нашего храма - он посвящен Воскресению Христову, - сказал владыка в проповеди. - Всю неделю мы наслаждались пасхальными песнопениями, и вот дожили до " красной горки " , когда вспоминаем апостола Фому, которому Господь персонально явил дар веры. В первый день по Воскресении Христос явился Матери Божией, женам-мироносицам, другим ученикам, среди которых не было апостола Фомы. Но когда ученики рассказали ему, что Христос воскрес и они Его видели, тот по немощи своей ответил: " Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю " (Ин. 20:25). Вот такая претензия была у Фомы - чтобы Господь сам ему явился. Спаситель снисходит к нашим немощам - иногда являет чудеса, как это было и с Фомой. Всю неделю он мучился, что не увидел Христа, и вот, сподобился великой радости: Он явился и показал ему Свои раны. Господь разделил с учениками трапезу, чтобы они поняли, что Его тело - настоящее, Он не призрак. Так произошло уверение Фомы, потому что апостолам предстояло пойти в мир и свидетельствовать о Воскресении Христовом. Если ученики сами не были уверены в Воскресении, как они могли бы уверить других? Это невозможно! Им нужно было самим убедиться, и Господь еще в течение сорока дней являлся и убеждал их в Своем Воскресении " . " Вера - особый дар Божий, это и вопрос жизни и смерти человека, - продолжил архипастырь. - Бывают люди, которые ни во что не верят. Господь говорит: " Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: " перейди отсюда туда " , и она перейдет " (Мф. 17:20). У нас в сердце горы грехов, которые мы за жизнь нагромождаем. Как эти горы сдвинуть в океан милосердия Божия? Не хватает у нас веры! Все ищут каких-то внешних доказательств, чудес: если какое-то чудо произошло, человек верит. Это неправильно - вера должна исходить изнутри, внутри должен гореть огонек веры. Проще говоря, вера - это любовь к Богу. Если есть любовь к Богу - мы верующие, если нет - да хоть сто чудес совершится, мы не поверим. Если признаем божественную любовь, ради нее трудимся, тогда мы верующие. Сейчас информации полно, казалось бы, мы много знаем, видим, много ездим, но если нет в душе этой любви, остаемся пустыми. Сегодняшний рассказ о Фоме подвигает нас на то, чтобы вера зажглась внутри нас. Тогда, если люди нас увидят, сразу поймут, что мы верующие, горим любовью к Богу, друг ко другу. Россия всегда отличалась верой. Почитаешь историю нашей Церкви - сколько было подвижников, монастырей, мощей, чудотворных икон! Сейчас все это надо возрождать через личное подвижничество " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. И дар не как [суд] за одного согрешившего; ибо суд за одно [преступление] – к осуждению; а дар благодати – к оправданию от многих преступлений. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа ( Рим. 5:15–17 ). Таким образом, через Адама ветхого всё человечество утратило радость вечной жизни с Богом, а через Адама Нового все блага возвращены с избытком: Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие ( Рим. 5:18–19 ). Свт. Иоанн Златоуст так изъясняет слова апостола Павла: «Если получил столь великую силу грех и притом грех одного человека, то как же его не превзойдёт гораздо большею силою благодать – благодать Бога... благодатию истреблён не один только первородный грех, но и все прочие грехи, даже не только истреблены грехи, но и дарована праведность... мы получили от благодати не столько, сколько нам было нужно для освобождения от греха, но гораздо больше» 610 . Божественная Премудрость Сотериологический образ Божественной Премудрости в древних церковных сочинениях иногда называется образом божественной «хитрости». В церковнославянском языке слово «хитрец» обозначает человека искусного, мудрого, изобретательного, мастера своего дела; оно является переводом греческого слова τεχντης (производного от τχνη – искусство, мастерство). В отношении Христа слово «хитрость» используется в церковной традиции без негативного нравственного смысла – как синоним слова «мудрость». Образ Божественная Премудрость нашёл яркое выражение во многих литургических песнопениях, особенно в великопостных. Его часто используют святые отцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

К Молитве Господней тесно примыкает и почти всегда возносится вместе с ней цикл тройческих славословий – “Трисвятое, Пресвятая Троице, Слава, и ныне”. Трисвятое – это развернутая по содержанию и смыслу серафимская песнь «Свят, Свят, Свят» ( Ис.6:3 ). Оформилось зто молитвенное славословие в результате христологических откровений первых Вселенских Соборов. Древнейшее упоминание о тройческом молитвословии “Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша, ...” находим в эфиопском часослове дохалкидонского извода; славословие же “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков” находим в мученических актах (священномученик Игнатий Богоносец , мученица Евгения и др.). Следовательно, преодолевая арианство, православная Церковь обрела славословие “Слава... и ныне...”, во время торжества учения о единосущии Иисуса Христа Церковь обрела молитвенное славословие “Пресвятая Троице, помилуй нас,...”, а преодолев монофизитство, Церковь обрела Трисвятое – “Святый Боже, Святый Крепкий, Святых Безсмертный, помилуй нас”. Позтому цикл тройческих славословий – это Божественное откровение о Лицах Пресвятой Троицы и о двух природах Господа Иисуса Христа. Славословием “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь” как вероучительным исповеданием завершается всякий молитвенный чин – псалмы, стихиры, песни канона и т. п. Любая молитва , даже самая краткая должна заканчиваться славословием Единосущной Троицы, – иначе зто будет не православная молитва. Формы и выражения молитвословий могут быть разными, но мысль молящегося должна упокаиваться на исповедании Пресвятой Троицы. Тройческое исповедание зто малое изображение Символа веры – “Верую во единого Бога Отца...”; по частоте своего употребления во всяком молитвословии оно сопоставимо с “Господи, помилуй”. г. Гимны и песни духовные Божественное откровение воплотилось в христианские гимны и духовные песнопения. Гимны и песни в христианском богослужении имеют по преимуществу учительное назначение: “Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу”. ( Кол.3.16 )

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как можно сохранить вне церкви незапятнанной чистоту, полученную во время службы? Я скажу как. Если вы всегда будете держать в памяти то, что услышали и узнали в церкви, если будете помнить то, что видели в храме, и будете молиться и сердцем петь духовные песнопения дома, на базаре, в мастерской, на работе, на ходу, в помещении, на улице – везде. Это возможно – стоит только захотеть и приложить усердие и старание. И ни место, ни время не станут помехой для вашей молитвы. В молчании ума и сердца на каждом месте и в любое время каждый из вас может делать это, кем бы он ни был, ремесленником, воином, купцом или человеком иной профессии. Как говорит Златоречивый, «для этого не требуется ни особенное место, ни особенное время, но на всяком месте и во всякое время можно петь мысленно. Ходишь ли на торжище, находишься ли в путешествии, сидишь ли в обществе друзей, везде можно возбудить душу, можно взывать и молча. Так взывал Моисей, и Бог услышал (см.: Исх. 14:15 ). Ремесленник ли ты? Сидя в мастерской и занимаясь работою, ты можешь петь. Воин ли ты или заседаешь в суде? Можешь делать то же самое» (Беседа на псалом 41). К тому же по преимуществу тем самым вы сохраните в целости чистоту и благоговение, которые получили в церкви, если часто посещаете ее и преумножаете ваше стремление к добру новыми учениями, просвещая свой ум светом Божественного знания, согревая волю и сердце любовью к исполнению заповедей Господних. Ведь как часто стираемая одежда не пачкает и постоянно поливаемое растение не сохнет, но сохраняет свою сочность и хорошо плодоносит, так и христианин, который часто ходит в церковь Христову, где омывается и напояется водами божественного учения, сохраняет свою чистоту. Причем плод его добродетели и благоговения не оскверняется и не засыхает, но более того день ото дня возрастает и приносит бессмертные плоды, достойные для обеспечения Царства Небесного и того блаженства, о котором говорит божественный Давид: «Блажен муж... в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» ( Пс.1:1 ). Послесловие

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Некоторые исследователи Ветхого Завета связывали серафимов со змеями: « И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых » ( Чис.21:6 ); « Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды » ( Втор.8:15 ). Серафимы воспринимались как змеи, вероятно, из-за того, что древнееврейское слово «сараф» в значении «жечь» может происходить от способности змей жалить своих жертв ядом. Но это мнение не имеет общего признания. Определение серафимов как небесных воинств (составной части небесного воинства) подтверждается через сравнение с 3 книгой Царств 22:19: « И сказал Михей: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его » . Согласно Книге пророка Исаии, серафимы тесно связаны с Богом. Серафимы в святоотеческой традиции В христианской письменности серафимов принято считать наиболее приближенными к Богу среди всех ангельских сил. В сочинении «О небесной иерархии», приписываемом Дионисию Ареопагиту, серафимы принадлежат к первой триаде первого ангельского чина. По словам автора, само наименование серафимов указывает на их «непрестанное и всегдашнее стремление к Божественному, их горячность и быстроту» 2 , что соотносится с их описанием в Ис. 6 . Иоанн Златоуст в сочинении «Против аномеев» обращает внимание на то, что, несмотря на свою близость к божественному престолу, серафимы вынужденно «ограждаются крылами» и «отвращают очи свои», поскольку не способны вынести «даже снисхождения Божии» 3 . При этом святой считает, что их непрестанные восхваления Господа со страхом и трепетом могут служить примером для христианина. Сам эпизод с видением пророка Исайи в патристике имеет различные толкования. Одним из наиболее распространенных мнений среди святых отцов является то, что хвалебные песнопения серафимов указывают на троичность ипостасей Бога. Подобным образом, к примеру, это трактуется Феодоритом Кирским . Он подчеркивает, что троекратное восклицание ими формулы «Свят» говорит о Святой Троице: «воспевают же вечную Божественную природу серафимы как наполняющую не только небо, но и всю землю своей славой» 4 . Подобную точку зрения разделяет и Амвросий Медиоланский 5 . Серафимы не произносят слово «Свят» один раз, дабы исключить понимание слушателями, будто в Едином Боге усматривается только одно Лицо (а не три). Не используют они и множественное число «Святы».

http://azbyka.ru/serafimy

Откровение, которое Бог сообщил о Себе ветхозаветным пророкам и которое в полноте было явлено миру через воплотившегося Сына Божия, Господа Иисуса Христа, именуется сверхъестественным — в отличие от естественного откровения, сообщаемого Богом через тварный мир или через историю человечества. Сверхъестественное Откровение всегда сберегалось в сообществе верующих: во времена Ветхого Завета — у богоизбранного народа, история которого запечатлена на страницах Библии; после пришествия в мир Христа — в христианской Церкви. Через Свое Откровение Бог Сам указывает человеку цель истинной жизни и путь к достижению этой цели. Божественное Откровение хранится, передается, изъясняется и проповедуется Церковью. Единый и непрерывный духовный опыт, хранимый в Церкви и передаваемый из поколения в поколение, составляет Священное Предание В книгах Нового Завета слово «предание» обозначает, в первую очередь, само передаваемое учение: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор 11:2 ); «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес 2:15 ). Под «словом» здесь понимается устное Предание, под «посланием» — письменное. Священное Предание выражено, в частности, в постановлениях Вселенских и Поместных Соборов, богослужебных текстах, творениях отцов и учителей Церкви, в рассказах о жизни святых подвижников благочестия, в церковных песнопениях и святых иконах. Именно посредством Предания сохраняется и распространяется среди людей Божественное Откровение:  «Я от Самого Господа  принял то, что и вам передал», — говорит апостол Павел ( 1Кор 11:23 ). Священное Предание есть общее достояние всей Церкви, принадлежащее ей в совокупности и каждому из ее членов в отдельности; оно является свидетельством ее единства, единомыслия, гарантом сохранения в ней апостольского учения. По словам священномученика Иринея Лионского , хотя Церковь и рассеяна по всему миру, однако, приняв проповедь истины от апостолов, она тщательно хранит ее, «как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у нее были одни

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Молитвослов на русском языке Миссионерский молитвослов на русском языке под ред. А. Боженова. Молитвослов предназначен для людей, делающих свои первые шаги в Церкви, у которых по каким-либо причинам отсутствует возможность выучить и понять церковнославянский язык. В него вошли сокращенные утреннее и вечернее правила, последование и канон ко святому причащению, а так же памятка ко святому причащению. Всё это предлагается в адекватном переводе с церковнославянского на русский язык. Миссионерский Молитвослов прошел богословскую и филологическую проверку. При составлении молитвослова, осознавая невозможность сохранения божественной красоты церковно-славянской поэзии, составитель руководился стремлением к наиболее точной передачи смысла молитв. В дальнейшем Вам, возлюбленный о Господе читатель, будет необходим полный молитвослов, которым пользуются большинство православных христиан. Миссионерский молитвослов на русском языке   Версия 1.0 от 10.05.2008 ПРЕДИСЛОВИЕ Если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец… Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода… Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.(1 Кор. 14.11-14.15) Ко всякому, слушающему слово о Царствии и неразумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его… (Мф 13.19) Данный молитвослов предназначен для людей, делающих свои первые шаги в Церкви, для тех у кого по каким-либо причинам отсутствует возможность выучить и понять церковнославянский язык. В него вошли сокращенные утреннее и вечернее правила, последование и канон ко святому причащению, а так же памятка ко святому причащению. Всё это предлагается в адекватном переводе с церковнославянского на русский язык. Миссионерский Молитвослов прошел богословскую и филологическую проверку. При составлении молитвослова, осознавая невозможность сохранения божественной красоты церковно-славянской поэзии, составитель руководился стремлением к наиболее точной передачи смысла молитв. В дальнейшем Вам, возлюбленный о Господе читатель, будет необходим полный молитвослов, которым пользуются большинство православных христиан. Выбор перевода осуществлялся на большом количестве источников, основным из которых была книга " Молитвы и песнопения православного молитвослова с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями Николая Нахимова. Киев: Пролог, 2003 " . Буду глубоко признателен за любые ценные замечания и предложения.  УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010