Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне Как нам петь песнь Господню на земле чужой? ( Пс.136:4 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В эти дни, перед Великим постом звучит в Церкви умилительное, трогательное песнопение «На реках Вавилонских» 136й псалом святого царя и пророка Давида. Это вдохновенное песнопение прекрасно передает грустно-покаянное настроение, которым жили иудеи, перенося тяготы плена. И нам, готовящимся к посту, так близки эти переживания людей, вспоминающих страдания духовного притеснения. Разве мы с вами, братья и сестры, и ныне не пребываем в плену собственных грехов, страстей и пороков? Разве в нас не мечется душа, жаждущая одного – освободиться от земной тяготы, чтобы вырваться в небеса, навстречу Господу? Также как иудеи скорбели и плакали на реках Вавилонских, и мы скорбим и льем теперь, по милости Божией, умилительные слезы покаяния, очищающие, обновляющие наше естество, приближающие нас к Господу и Божественной любви. Наша скорбь не о настоящем, а о потерянном времени, о том, когда мы были, по своим грехам и злому воле изъявлению, оторваны от Бога, лишены радости Богообщения. «На реках Вавилона – там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы», – слышали мы сегодня. Реки Вавилонские – это Тигр и Ефрат, а также их многочисленные притоки и каналы, которыми вавилоняне орошали свои поля и посевы. На берегах этих рек росли ивы или вербы, живописные деревья, низко склоняющие тонкие ветви над водой. В тени этих деревьев так любили отдыхать и вспоминать родину несчастные пленники. Люди возвышенные и талантливые, иудеи славились обилием поэтических и музыкальных произведений. Вдохновенно и пламенно воспевал иудейский народ Бога. Само искусство имело молитвенное, Богонаправленное содержание. О чем же пели иудеи? О любимой Палестине, о прекрасном Иерусалимском храме, о славе Божией, пребывающей во все дни. Особенно распространены и почитаемы иудейским народом были священные Сионские песни. Для вавилонян искусство пленников казалось любопытным. Для развлечения, на потребу своего низменного удовольствия просили они иудеев исполнить священные песни. Только просьбы эти болью отражались в сердцах несчастных пленников. Нельзя было на посмешище выставлять то, что было особенно дорого и свято, что служило основой народного самосознания! «Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселья: пропойте нам из песен Сионских. Как нам петь песнь Господню на земле чужой?» Приказания вавилонян казались иудеям святотатством, они с негодованием отказывались петь и тешить публику, чем вызывали еще большую вражду поработителей своих, их ненависть и озлобление.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Божественная литургия — самое важное богослужение Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин.Подробное объяснение Божественной Литургии, фотографии основных моментов службы, песнопения Литургии в mp3 4 декабря, 2005 Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин.Подробное объяснение Божественной Литургии, фотографии основных моментов службы, песнопения Литургии в mp3 Содержание статьи Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин. Так они следуют примеру святых апостолов и Самого Господа, которые, собравшись на Тайную вечерю накануне предательства и крестных страданий Спасителя, пили из Чаши и ели Хлеб, которые Он им давал, благоговейно слушая Его слова: “Сие есть Тело Мое…” и “Сие есть кровь Моя…”. Божественная литургия Христос заповедал Своим апостолам совершать это Таинство, а апостолы научили этому своих преемников — епископов и пресвитеров, священников. Первоначальное название этого Таинства Благодарение — Евхаристия (греч.). Общественное богослужение, на котором совершается Евхаристия, называется литургией (от греч. литос — общественный и эргон — служба, дело). Литургию называют иногда обедней, так как ее положено совершать обыкновенно от рассвета до полудня, то есть в предобеденное время.

http://pravmir.ru/bozhestvennaya-liturgi...

В Николаевском храме в Шанхае совершена Божественная литургия впервые за полвека 11 мая, 2010. Редакция " Правмира " 9 мая 2010 года впервые после полувекового перерыва в Никольском храме-памятнике, построенном русскими эмигрантами в центре Шанхая, было совершено православное богослужение. 9 мая 2010 года впервые после полувекового перерыва в Никольском храме-памятнике, построенном русскими эмигрантами в центре Шанхая, было совершено православное богослужение. В небольшом храме, под сводами которого впервые за долгие годы вновь зазвучали церковные и песнопения, собрались десятки православных верующих из стран СНГ и дальнего зарубежья, проживающих в мегаполисе. Многие из них пришли в праздничный день с детьми. По окончании Божественной литургии протоиерей Алексий Киселевич, духовно окормляющий православную паству в Шанхае, совершил благодарственный молебен по случаю Дня Победы, а затем — заупокойную литию о почивших воинах. Возобновление богослужений в храме, закрытом в годы «культурной революции», стало возможным благодаря усердию многих людей — членов православной общины, сотрудников Генерального консульства России и членов Русского клуба в Шанхае, много лет добивавшихся сначала выселения из храма увеселительных заведений, а потом возможности возобновления служб. Поддержку этим усилиям на протяжении многих лет оказывал Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, председателем которого был тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Вопрос о возобновлении богослужений в одном из исторических храмов Шанхая в период Всемирной выставки ЭКСПО-2010 поднимался и в ходе посещения города делегацией Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации во главе с архиепископом (ныне — митрополитом) Волоколамским Иларионом 20 декабря 2009 года. Тогда члены делегации совершили в Никольском храме краткую молитву и пропели песнопения в честь Божией Матери и святителя Николая Чудотворца.

http://pravmir.ru/v-nikolaevskom-xrame-v...

Подпишитесь на наш Телеграм «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Поэта неба и земли» — так можно было бы перевести Символ веры. Обзор христианской поэзии надо начинать с Библии, которая вся наполнена стихами. А уж «Библейские мотивы в поэзии» вообще отдельная тема — смотрите сборник , посвященный этому вопросу. Следущий большой раздел поэзии — богослужение. Среди авторов богослужебных песнопений встречаются подлинно великие поэты, например, Роман Сладкопевец и Андрей Критский . О церковных песнетворцах читайте отдельное исследование . Кроме того, христианская древность знала много поэтов-богословов — вспомнить хотя бы стихи Григория Назианзина , или « Книгу скорбных песнопений » Григора Нарекаци — подлинный шедевр. Но наш сегодняшний обзор посвящен христианской поэзии Возрождения, Нового времени и современности. Классика   «Божественная Комедия» Данте Это великое произведение принадлежит одновременно Средневековью и Ренессансу. «Божественная Комедия» вобрала все лучшее, что было в средневековом христианстве и порывах Возрождения: это и пламенная молитва Богу, и проникновенная любовная поэма; дань уважения Античности и гимн святым; воплощение смирения и достоинства человека. Этот чрезвычайно наполненный текст вызывает не только эстетическое восхищение, но и провоцирует работу богословского и философского разума. Данте писал и прозу . «Новая жизнь» — его мемуары: история любви к Беатриче, автокомментрий к стихам, посвященных ей. Здесь Данте пишет о еще не созданной Комедии: « После этого сонета явилось мне чудесное видение, в котором я узрел то, что заставило меня принять решение не говорить больше о благословенной, пока я не буду в силах повествовать о ней более достойно. Чтобы достигнуть этого, я прилагаю все усилия, о чем она поистине знает. Так, если соблаговолит Тот, Кем все живо, чтобы жизнь моя продлилась еще несколько лет, я надеюсь сказать о ней то, что никогда еще не было сказано ни об одной женщине». Не менне интересны трактаты и письма Данте.   «Фауст» Гёте

http://blog.predanie.ru/article/30_khris...

Разделы портала «Азбука веры» Русский В СУББОТУ ВЕЧЕРА В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ Поется настоящее последование, во святых отца нашего Григория архиепископа, Фессалонитскаго чудотворца, Паламы. Сложенное от Всесвятейшаго Патриарха Филофеа. Поставим стихов 10. И поем стихиры воскресны 3, и Анатолиевы 3: и настоящия святаго на 4, глас 2. Поется последование святого отца нашего Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, чудотворца, составленное Святейшим Патриархом Филофеем. После предначинательного псалма читаем всю первую кафизму. На Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных три и четыре из Триоди: Подобен: Киими похвальными песньми: Киими благопохвалений песньми воспоим иерарха,/богословия трубу, огнедохновенная уста благодати,/честное Духа приятелище,/столпа Церкве непоколебимаго,/великое вселенныя украшение,/реку премудрости, Света светильника,/звезду ясную, тварь просвещающую? Какими похвальными песнями воспоем иерарха,/богословия трубу, огнедышащие уста благодати,/священное Духа вместилище,/столп Церкви непоколебимый,/великое вселенной ликование,/реку премудрости, светильник света,/звезду ясную, все творение просвещающую? Киими песнопений цветами венчаим иерарха,/благочестия поборника, и нечестия противника,/теплаго веры предстателя,/великаго наставника и учителя,/цевницу всекрасную Духа,/златосияющий язык,/источник кипящий токи исцелений верным,/великаго и досточуднаго Григория? Какими цветами песнопений увенчаем иерарха,/благочестия поборника, и нечестия противника,/горячего веры защитника,/великого наставника и учителя,/прекраснейшую лиру Духа,/златом сияющий язык,/источник, изливающий верным потоки исцелений,/великого и досточудного Григория? Киими земнороднии устнами/восхвалим иерарха, Церкве учителя,/света Божественнаго проповедника,/небеснотаинника Троицы,/велие монашествующих украшение,/деянием и видением просиявшаго,/Фессалонитскую похвалу,/согражданина имущаго, мироточнаго на Небесех/божественнаго и пречуднаго Димитрия? Какими устами мы, земные восхвалим иерарха,/Церкви учителя, света Божественного проповедника,/посвященного в небесные тайны Троицы,/великое монашествующих украшение,/деяниями и созерцанием просиявшего,/фессалоникийскую похвалу,/имеющего согражданином на небесах/божественного и пречудного мироточивого Димитрия?

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

Сего Ап. Иакова, согласно с Божественным Евангелием ( Мф.13:55 ) и словами Ап. Павла ( Гал.1:19 ), прав. Церковь называет сыном обрученника от первой его жены и родным братом Ап. Симона, Иуды и Иосии, а также Малым или Меньшим ( Мк.15:40 ), и отличает от Иакова Зеведеева, коему совершает она празднование в 30 день апреля, и от Иакова Алфеева, коему бывает празднование 9 октября. Многие считают Иакова брата Господня одним лицом с Ап. Иаковом Алфеевым, причисляют к лику двенадцати и называют Малым для отличия от Ап. Иакова Зеведеева, призванного в Апостольство и умершего прежде Иакова Алфеева. Но Церковь в предисловии к Богослужебной книге Апостол, в Прологе под 28 числом октября, и 4-го января в Минеи-Четьи, и священных песнопениях под теми же числами, согласно с писанием и преданием, ясно отличает Иакова Малого, брата Господня по плоти, от Иакова Алфеева. Празднуя последнему в 9-й день октября, Церковь причисляет его к лику дванадесяти Апостол, а Иакова Малого, брата Господня, к собору семидесяти, в коем числится он первым. Различие Иакова Алфеева от Иакова Малого, брата Господня, прав. Церковь ясно выразила особенно в своих священных песнопениях. Иаков, празднуемый в 9-й день октября, нигде не называется и не прославляется братом Господним, епископом Иерусалима, писателем соборного послания и священномучеником, что без сомнения даёт высокие преимущества; но называется Иаковом Алфеевым, прославляется Божественным светильником язычников, который, исполняя число дванадесяти, объюродил Еллинскую мудрость и прошёл всю вселенную, проповедуя всегласно слово веры Христовой. Иаков же, песнословимый в 23 день октября, нигде не называется Алфеевым, но именуется сыном Иосифа древоделя, от первой жены, братом Иосии, Симона и Иуды ( Мф.13:55 . Мк.6:3 ), спутником Иосифа и Марии, когда они удалялись с Младенцем Христом в Египет, и прославляется братом Божиим, братом Иисуса, глаголемого Христа; первым иерархом Иерусалима, научающим нас «даянию благому и дару совершенну от Отца светов подаятися человеком» ( Иак.1:17 ); следовательно писателем того соборного послания, которое между священными книгами Нового Завета носит имя послания Иаковлева; наконец, священномучеником, сверженным за веру Христову с крыла церковного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

4.2. Символическое значение видения купины 4.3. Возвращение Моисея в Египет 4.4. Казни Египетские. Исход из Египта, установление праздника Пасхи Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 4.2. Символическое значение видения купины Видение купины имеет два основных толкования. Самое традиционное – это указание на Божью Матерь, Которая приняла в Себя Бога – огонь попаляющий, и при этом никакого повреждения не испытала. Это толкование мы часто можем встретить в богослужебных песнопениях. Есть и соответствующая иконография. Другое толкование видит здесь изображение плоти Господней, Его человеческой природы, которая не была опалена и сожжена при ее соединении с божественной. Такое понимание мы можем встретить в песнопениях на праздник Преображения Господня. Святитель Кирилл Александрийский кн. 1, с. 187] видит здесь изображения израильского народа, внешним образом воспринявшего закон и не воспринявшим его теплоты и света. 4.3. Возвращение Моисея в Египет После этого Моисей возвращается в Египет, взяв с собой свою жену Сепфору и двоих сыновей. По дороге ангел хочет умертвить Моисея. Смерти он избегает после того, как его жена совершает над сыновьями обрезание. Даются разные объяснения, почему так происходит. Преподобный Исидор Пелусиот говорит о том, что поскольку Моисей должен был стать законодателем Израиля, в его семье не должны нарушаться установления, бывшие прежде него. Этим самым показывается, что, прежде всего, он должен быть строг к себе и к своему семейству ч. 1, c. 61–62]. Предшественник преподобного Исидора и его учитель святитель Иоанн Златоуст говорит другое. Он говорит, что этим показывается то, что не должно семейству – жене и детям, отправляться в Египет; поскольку он идет туда не жить, а для того, чтобы вывести народ из той земли. О том, что Моисей действительно отослал жену, указывает тот факт, что впоследствии, когда Моисей уже вышел с израильтянами из Египта, ему навстречу вышел тесть вместе с его женой т. 6, кн. 1, c. 621]. Вы видите, что в таком вопросе непринципиального, недогматического характера между двумя святыми отцами, – причем один из которых был учеником другого, встречается такое разногласие. Впрочем, можно заметить, что одно не исключает другого, а дополняет.

http://sedmitza.ru/lib/text/430916/

I. Содержание Акафиста Божией Матери в кратких чертах. – Акафист Божией Матери, как исторический факт. – Трудности определения времени появления Акафиста Божией Матери (издания текста, четьи-минейные сказания). – Общий обзор мнений о времени и причинах установления праздника Акафиста Божией Матери и составления его песнопения, начиная с IX века сплошь до настоящего времени. – Неопределенность вопроса – Заключение. Столица византийской империи, великий Константинополь, был некогда осажден одним нехристианским народом, угрожавшим ему опасностью полного разорения; но он нечаянно спасся, благодаря явному заступничеству Пресвятой Богородицы; из жалости к осажденным христианам она не замедлила явиться в среде их невидимым военачальником против врага. Однако такая свыше дарованная помощь была следствием продолжительного моления, приносившегося коленопреклоненно-стоящим народом в великом храме Святой Софии, в котором вместе с этим воспевалось особенное песнопение, посвященное Пресв. Богородице, так называемый Акафист (ακθιστος μνος=неседальное песнопение). С тех пор установлен специальный ежегодный праздник – Акафист, в который от лица Константинополя и всей империи возносилось общее благодарственное моление к Пресв. Богородице за её прежнюю благостыню. Такова в кратких чертах гипотеза об историческом происхождении известного нам Акафиста. Им, в сущности, передается действительное событие в религиозной концепции, которое засвидетельствовано подлинными историческими документами, но затемнено преданием. Говорится ни о чем другом, как только о деятельности народа, который, находясь в крайне опасном положении и напрягая свои последние силы, спасся исключительно силою своей искренней и живой веры в божественное покровительство. Византийские писатели, умалчивая про народное движение, говорят только о его следствии, как воспоминании о сверхъестественном спасении города от угрожавшей ему гибели. Так издавна переданный нам исторический факт привлек к себе внимание при изучении византийской истории. Прежде всего, потребовалось его хронологическое определение, когда многие писатели и отнесли его ко временам царствования Ираклия. Дальнейшее изложение покажет неосновательность подобного мнения, хотя жертвами его явились весьма известные историки. Заблуждение выяснилось только в настоящее время, с появлением несколько односторонних и безприемных исследований. Они, хотя далеко отстоят от положительного решения вопроса о времени и причинах происхождения Акафиста Богородице, усилили, однако сомнения в ценности и научном значении доселе преобладающего мнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Богослужебные книги Православной Церкви Богослужение Православной Церкви совершается по богослужебным книгам. Церковный устав не разрешает совершения богослужений на память, без книг (Служебник, «Известие учительное»). Знание Устава богослужения, помимо духовного содержания богослужений, требует и знания содержания богослужебных книг, умения найти в них ту или другую молитву, то или иное указание относительно служб, молитвословий и песнопений. При рассмотрении богослужебных книг прежде всего внимание останавливается на том, что во многих из них содержатся одни и те же службы. Например, последования утрени и вечерни есть в Служебнике, Часослове, Октоихе, Минее и в других книгах. Между тем ни в одной из них не находим полной утрени и полной вечерни,– ни одна книга не заключает всех молитвословий и песнопений для этих служб. Эти молитвословия и песнопения непременно придется искать в нескольких книгах. Почему же молитвы и песнопения для одной службы находятся в разных богослужебных книгах? Причина в том, что в составе Божественных служб одно поется или читается постоянно, неизменно почти каждый день, другое же изменяется в разные дни седмицы и года. Изложить то и другое – неизменяемое и изменяемое 52 – в одной книге так, чтобы в ней на каждый день вся церковная служба содержалась в полном составе, от начала до конца, практически неудобно, так как для изложения всех служб одного года в полном их составе потребовались бы сотни томов ввиду уставных изменений порядка богослужения. Изменяемым в составе богослужения называется то, что в какой-либо службе изменяется в разные дни седмицы и года. А неизменяемым – то, что неизменно на одной и той же службе. Например, на утрене великая ектения принадлежит к неизменяемым молитвословиям, а канон и стихиры – к изменяемым. Изменения сообразуются с священными воспоминаниями, соединяющимися с днями седмицы и с числами месяцев года: семь дней в седмице и 365 дней в году. Перемены бывают в разные годы оттого, что в богослужении молитвословия дней седмицы соединяются с молитвословиями дней (чисел месяцев) года, дни года приходятся не на одни и те же дни седмицы в разные годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богослужение Молитва в храме Как-то Старец сказал мне: «Православная аскеза должна иметь место не только в монастырях, но и в миру. Молитва в храме, долгие богослужения и славословия Бога в духе любви – это великое благословение. Ты знаешь, как сильно души терзаются страстями и какое отдохновение они получают от любви Христовой? Для меня нет ничего лучше, чем удалиться на Святую Гору, в скит, где я стал монахом, и там в уединении славословить Бога». Молитвы, возгласы и лик старца В первый раз я увидел отца Порфирия во время Божественной литургии и сразу же осознал, что это за человек. Его сияющий лик произвел на меня неизгладимое впечатление. Я видел его впервые и подумал, что это в порядке вещей. Он всегда был таким: светлым, с сияющим лицом… Но во время совершения литургии он просто поражал тебя своим видом. Второе, что меня поразило, – это его манера читать молитвы и произносить возгласы. В эти моменты казалось, что он говорит с кем-то стоящим перед ним, с тем, кто его видит. Отец Порфирий очень любил церковные песнопения Старец подчеркивал, что в жизни ему очень и очень помогло серьезное углубленное исследование, как сказано, «упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог» ( Пс. 45:11 ), богослужебных церковных текстов. Он очень любил богослужебные тексты, читал их, часто вслух и с выражением, пел. Отец Порфирий говорил, что церковные песнопения являются духовным сокровищем Православия. В них наилучшим образом нашли свое отражение Священное Писание, православное предание, творения святых отцов, догматы Церкви и все ее богословие. Старец – священнослужитель В храме Святого Герасима совершались замечательные богослужения. Там были хорошие псалты 61 , и голос священника должен был выделяться на фоне хора. Поэтому отец Порфирий стал посещать консерваторию. Вскоре он окончил там краткие курсы, продемонстрировав большие успехи. В консерватории Старец научился игре на фортепиано, но любимым его инструментом была фисгармония. Одно время в храме пел Спиридон Перистерис, профессиональный псалт, окончивший университет по кафедре византийского пения. Позднее он стал главным псалтом кафедрального собора в Афинах.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010