И далее мы читаем: Мф.18:20 . «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Быть собранными во имя Его и означает принадлежать к Церкви, ибо Церковь и есть собрание тех, которые стремятся исполнять слово Его. И всякий раз, когда мы нарушаем Его слово, мы оказываемся за Церковной «оградой». Церковь называется Святой, это означает, что в ней нет грешных, ибо грех и святость есть понятия несовместимые. Сказано: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» ( Евр.12:15 ), то есть один нераскаянный грешник, потерявший доступ к благодати по собственному нерадению, представляет духовную угрозу для всех окружающих, почему Господь незримо и отсекает его от Церковного общения. Но когда мы, отлученные от Церкви своими собственными грехами, приносим покаяние, участвуя в исповеди, то священник именно соединяет нас с Церковью. В разрешительной молитве мы и находим следующие слова: « примири, и соедини его (то есть исповедующегося – О.С.) святей твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем ». Таким образом, Церковь всегда пребывает Святой и не запачканной от человеческих грехов и преступлений, сохраняет свою Чистоту и Святость. Таинство Исповеди называется в Церкви «вторым крещением», вот и получается, что через Таинство Крещения человек входит в Церковь , а через Исповедь возвращается в неё. Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, цикл Семейная жизнь ветхозаветных патриархов мы окончим в следующей передаче, так как данный цикл опубликован в виде книги и доступными стали видеокассеты цикла, который читался мною в Троице-Сергиевой Лавре. Спрашивайте книгу и диски в православных магазинах. Завтра в храме Рождества Иоанна предтечи в Сокольниках возобновляется цикл бесед по Книге Исход, после Божественной Литургии; также по понедельникам метро «Таганская», Первый Котельнический переулок, д. 8, Храм Святителя Николая в Котельниках, читается мною цикл бесед по 1-й Книге Царств, начало лекций: 19.00. Каждый понедельник до Нового Года в это же время лекции будут проходить в этом же Храме, и в это же время. Справки по телефону: 495–915–05–06.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иисус Христос открыл Своим ученикам, что Бог есть любовь ( 1Ин.4:16 ). Суть христианского учения в том, что человек должен уподобиться Богу и так же как Он, стать любовью. Конечно же, вершину человеческой любви мы видим в Пресвятой Богородице. При Сретении-Встрече старец Симеон пророчествовал Деве Марии: Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец ( Лк.2:35 ). И действительно, Ей пришлось испытать страшную сердечную боль, когда Она стояла у Креста, на котором мучительной смертью умирал Ее Сын. Но боль эта была далека от отчаяния. Божия Матерь знала, что страдания Ее Сына добровольны, что Он умирает за грехи других. По сей день сбываются в разных странах нашего мира пророческие слова Симеона о том, что Приснодеве будут открываться помышления многих сердец. Именно Ей множество людей возносило и возносит свои горячие молитвы. В каждом храме много икон Пресвятой Богородицы. В каждом православном доме есть Ее образ. Каждый день утром и вечером верующие люди открывают свои сердца Пречистой Деве Марии. Да и самое первое из описанных в Евангелии чудес было совершено Иисусом Христом в Кане Галилейской по просьбе Его Матери. В храме ветхозаветном лучшие представители народа Божия встретились со Христом. Каждый день в православных храмах верующие души обретают свою встречу с Богочеловеком. Встречаемся мы с Ним во время молитвы, во время чтения Святого Евангелия, и творя дела милосердия во исполнение заповедей Его, принимая Его святую волю о себе. Самая полная и благодатная встреча со Христом, завершающаяся нашим соединением с Богочеловеком во время Святого Причащения, происходит на Божественной литургии. Старец Симеон исполнился радости, приняв на руки и прижав к сердцу Младенца Христа, мы же принимаем Спасителя и в тело свое, и в свою душу, чтобы Он наполнил нашу жизнь Своею благодатью. Как важны для нас эти встречи, как тщательно нужно готовиться к ним! Пусть каждый из нас обретет свою встречу-сретение и сохранит ее до конца жизни своей, за пределами которой начинается Вечная Жизнь со Христом.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Итак, небо открыто. Открытое небо – это проповедь Евангелия. Когда Евангелие читается за Божественной Литургией, это особый момент, это всегда делается при открытии царских врат. Это символ того, что спасение дается каждому человеку. 5 глава начинается словами: «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями» ( Откр.5:1 ). По изъяснению святого Андрея Кесарийского и других святых Отцов, под книгой, виденной святым Иоанном Богословом, следует разуметь премудрость Божию, премудрую Божию память, в которую вписано всё, а также и глубину Божественных судеб. – Это и Книга Закона Божия, в которой Бог определил, что хорошо, а что плохо для нас. Ибо в Библии содержаться, как запретительные, так и разрешительные заповеди. Древние говорили: чтобы человеку не грешить, ему надо всегда помнить о том, что над ним есть око видящее, ухо слышащее и книга памятная перед лицом Божиим, в которую записываются все наши деяния. Эта книга пишется и сейчас. И Бог видит, что сейчас вы находитесь не перед телевизором, не на рынке. Господь видит, что сейчас вы находитесь в храме Божьем. И вы остались в храме Божьем для того, чтобы изучать Его святое слово, чтобы постигнуть Его волю, потому что для вас святое слово Господа – это есть руководство к действию, которое дано каждому из нас. Также мы читаем об этой книге, которая написана «внутри и отвне» . То есть, она говорит как о том, что происходит в этом мире, так и о том, как поступки этого мира отображаются в мире ином, в мире духовном. Сказано, что она запечатана «семью печатями» . Что значит «печать»? Печать – это то, что никто не может сам по себе и сам от себя разрешить. Сказано: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» ( 2Пет.1:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Кающийся монах пылает Божественной любовью. Любовь Божья охватывает его сердце, побуждая жить не для себя, но для Бога. Его душа-невеста постоянно с болью и тоской требует своего Жениха и не успокаивается, пока не соединится с Ним. Монах не довольствуется тем, чтобы любить Бога как раб (из страха) или как служитель (за вознаграждение Раем). Он желает любить Его как сын, чистой любовью. “Не боюсь более Бога, но люблю Его” – говорил Антоний Великий . И чем больше он кается, тем более возрастает в нем стремление к любви Божьей, и чем больше он любит Бога, тем больше кается.      Слезы покаяния разжигают в монахе пламя любви. Свое стремление к Богу он подпитывает молитвой, прежде всего умной и непрестанной, постоянным призыванием сладчайшего имени Иисуса и краткой молитвой “Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного”. Молитва очищает его и обеспечивает его соединение с Богом. Церковному служению монах также предается с любовью к Богу, а Бог предается ему. Много часов ежедневно монах проводит в храме, славя любимого Бога. Его участие в богослужениях – это не обязанность, но потребность его жаждущей Бога души. В афонских монастырях ежедневно совершается божественная литургия, и монахи не ожидают конца богослужения, сколько бы часов она ни длилась, поскольку для них нет более полезного занятия, чем находиться в общении со Спасителем, Его Матерью и друзьями. Таким образом, служение – это радость и праздник, весна души и предвкушение Рая. Монахи живут согласно словам апостола: “Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога…” ( Деян. 2:44–47 ). Но даже по окончании богослужения монах продолжает жить литургически. Вся его монастырская жизнь, послушание, трапеза и молитва , молчание и отдых, взаимоотношения с братьями и прием паломников – это приношения Святой Троице. Архитектура монастырей подтверждает это.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Когда мы подошли к гробнице вплотную, иудеи разошлись. Ощущение напряженное. С одной стороны, чувствуем, что мы не в христианском храме, а с другой стороны, что стоим у великой святыни. Прикладываться, целовать гробницу мы не стали. Смущали символы. А сердце радовалось оттого, что мы рядом с царем Давидом! Ведь его псалмами живет и молится всякая душа православная и в храме, и в келье, и в доме. Стоя у гробницы, некоторые читали 50-й псалом, иные молитвенно призывали царя Давида, призывал и я, молясь за сына своего Давида... И радостно, и несколько подавленно мы отошли оттуда. Да, праотец Давид умер и погребен, и гроб его подле нас. И здесь, рядом с его гробом, место, где на Пасху собраны были за запертыми дверьми, страха ради иудейска, ученики, и явился им Тот, о Ком сказал Давид: Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление ( Пс.15: 10 ; Деян. 2: 27 ). Здесь было Пасхальное явление Воскресшего Христа ученикам. Здесь Он дал им власть вязать и разрешать от грехов. Где гробная дверь затворилась за Давидом, там Сын Давидов отверз двери Царства Небесного. У гробницы Давида Воскресший Христос вручил ключ Давида Своим ученикам, соделав их ключарями Царства Небесного (см. Ин.20:19–23 ; Откр.3:7 ). По лестнице мы поднимаемся наверх в горницу. Это довольно большая комната, в которой при надобности могут собраться и сто двадцать человек ( Деян.1:16 ). Потолок зала поддерживается изящными стрельчатыми арками, устроенными крестоносцами. С XVI века здесь была мечеть, был установлен михраб 8 , сохранившийся поныне. Но теперь здесь пустой зал, без каких-либо богослужений, открытый для посетителей. И вот мы здесь, мы в этом зале. Здесь произошла Тайная вечеря. Здесь Сам Христос таинственно предложил вкусить ученикам Свое Божественное тело и Священную кровь. Здесь Самим Христом совершена первая Божественная литургия и установлена на все времена. В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя, совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал, вечер, Он возлег с двенадцатью учениками... И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. ( Мф. 26: 17–20,26–29 )

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Однако Откровение говорит, что в этом граде есть «престол Бога и Агнца» «и рабы Его будут служить Ему» ( Откр. 22, 3 ). Престол Бога и служение Ему Иоанну Богослову дано видеть в следующих образах: «Престол сиял на небе, и на престоле был Сидящий» ( Откр. 4, 2 ). Окрест этого главного престола-трона (седалища) расположены еще престолы – седалища малые для «старцев» – «священников» (4, 4). Перед тропом Вседержителя горят «семь светильников» (4, 5), перед ним же расположен «золотой жертвенник» (8, 3), под жертвенником содержатся «души убиенных за слово Божие» (6, 9). К престолу и жертвеннику подходят ангелы, «опоясанные по персям золотыми поясами» (15, 6), совершая различное служение Богу. При этом у них оказываются «золотые кадильницы», «чаши», «книги». Ангелы, старцы, священники и праведники, пребывающие здесь, приносят Богу славословия, молитвы, прошения, воспевают «Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель» (4, 8), «Аллилуиа» (19, 1) и т. д. Все это происходит в «храме Божием», который «отверзается на небе» (11, 19; 15, 5–8; 11, 1). Значит, в «Иерусалиме Новом» нет храма лишь в земном значении – как человеческого здания для молитвы, а таинственный Божий храм, где престол Вседержителя и Агнца, все-таки есть! Нетрудно видеть, что всё происходящее в «храме небесном» и само устройство этого храма поразительно соответствуют устройству алтаря православного храма, особенно большого кафедрального собора, и Божественной литургии, совершаемой архиерейским служением. На горнем месте – престол (седалище) архиерея, по сторонам – престолы (седалища) для сослужащего духовенства. Перед горним местом – семисвещник, за ним – то, что ныне называется «престолом», но в древности называлось именно «жертвенником» (или «трапезой»); под ним – мощи мучеников (или но современной практике – в антиминсе мощи святых). Диаконы и иподиаконы, опоясанные по персям, входят и выходят, совершая каждение и различные служебные действия; поются славословия, молитвы, в том числе – «Свят, Свят, Свят», «Аллилуиа» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Отчего мы очень скоро забываем обиды сатаны и его аггелов, ежедневно причиняемые, а иногда даже и не подозреваем его обид, – тогда как обиды ближнего помним долго? Оттого, что диавол действует всякое зло в нас тайно, под прикрытием, и мы часто не подозреваем его в себе, а если и знаем, что он злодействует, то озлобляемся на него только в это самое время, а после, так как он не действует на нас, мы, по естественной доброте, забываем его обиды. Господи, даждь мне благодать не озлобляться ни на мгновение на созданного по образу и по подобию Твоему и не осквернять себя вовеки этим смрадом адским, равно как и не любодействовать ни оком, ни мыслию, ни воображением, ни словом, ни делом. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости , но в явлении духа и силы [ 1Кор. 2, 4 ]. Не стал... советоваться с плотью и кровью... [ Гал. 1, 16 ]. Молитва верующих должна быть живою беседою душ их с Господом Богом; для этого они должны понимать содержание всех чтений и песнопений церковных, равно как и сущность, характер и цель всего богослужения, во время которого они присутствуют. Благо мне в храме Бога моего: и молится, и плачется – и так легко, легко 66 . Благо мне в храме, когда я беседую вседушно с единым Богом и бываю весь в Нем, а Он во мне. Надобно, чтоб богослужение переживалось сердцем и обращалось в жизнь. Составить Священную Историю Ветхого Завета [приспособительно] к потребностям нынешнего времени (сребролюбие, сластолюбие, одеждобесие, честолюбие, роскоши, все сласти). Историю Нового Завета и Церковную – то же. Грех есть насильник – он непрестанно насилует душу разными страстями: то блудном, то сластию чревною, то любостяжанием, то завистию, то унынием и прочими страстями, – так что непрестанно нужно бороться со грехом. И как просто, сильно и быстро уязвляет грех ! Как искра, падающая на удобовозгорающееся вещество, тотчас зажигает его, так грех, как искра, павши в сердце, подверженное тлетворным страстям, тотчас зажигает его адским пламенем. Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко удивил еси милость Твою на мне, грешном, и даровал еси мне совершить литургию, сие Ангельское на земле служение, с силою многою, непреткновенно и причаститься Божественных Твоих Таин неосужденно. Ты внял молитве моей о сем дома пред обедней. Благодарю Тя, яко возмогаю в державе крепости Твоея [ Гал. 6, 10 ]. 25 августа 1868 года. Воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Патриарший наместник Московской епархии возглавил престольный праздник Свято-Духовского храма подмосковного села Шкинь 19 июня 2019 г. 12:54 17 июня 2019 года, в день Святого Духа, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Свято-Духовском храме села Шкинь Коломенского городского округа Московской области. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа Московской областной епархии епископ Луховицкий Петр , настоятель Свято-Духовского храма села Шкинь священник Иоанн Новиков, духовенство благочиний города Коломны и Коломенского округа. В храме молились заместитель министра культуры Российской Федерации, председатель попечительского совета по восстановлению Свято-Духовского храма Н.П. Овсиенко, глава Коломенского городского округа Д.Ю. Лебедев, члены попечительского совета по восстановлению храма. Богослужебные песнопения исполнял хор благочиния церквей Коломны под управлением Д. Базанова. За Литургией Патриарший наместник совершил диаконскую хиротонию чтеца Константина Черню. По заамвонной молитве состоялся крестный ход, по окончании которого митрополит Ювеналий обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Ваше Преосвященство, глубокоуважаемый Николай Павлович, дорогой отец Иоанн, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня мы с радостью духовной отмечаем престольный праздник этого храма. И мне хотелось бы обратить ваше внимание на прочитанное Евангелие, где Господь говорит: " Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного " (Мф. 18:19). И дальше сказано: " Где двое или трое будут собраны во имя Мое, там Я посреди них " (Мф. 18:20). Поэтому сегодня в этом церковном собрании Господь пребывает среди нас, и мы имеем дерзновение просить обо всем, что необходимо нам для нашей временной, земной жизни, и для нашего спасения. Мы отмечаем Пятидесятницу, Сошествие Святого Духа, основание Церкви Христовой, которая через века ведет народ ко спасению.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

После ектении о верных поется Херувимская песнь, во время которой совершается великий вход с «предложенными» Дарами. Этот вход знаменует собой добровольное шествие Иисуса Христа на страдание, смерть и погребение. По перенесении Даров диакон произносит ектению, в которой просит Бога освятить Дары и простить грехи всем молящимся. Далее следует возглас «Возлюбим друг друга», означающий, что только в любви и единомыслии мы можем исповедовать нашу веру. В первые века Церкви Христовой все стоящие в храме в это время приветствовали друг друга «лобзанием святым». В настоящее время это лобзание совершается только в алтаре между священнослужителями. Этим действием исполнилась заповедь Христова. «Если ... принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди... примирись с братом твоим, и тогда приди, и принеси дар твой» ( Мф.5,23–24 ). Без такого примирения молитва наша не будет услышана и жертва не будет благоугодна Богу. После выражения чувств любви священник или диакон возглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем». В древние времена этими словами напоминалось церковным сторожам охранять двери храма, чтобы никто из неверных не вошел в него, а молящиеся в нем стояли и внимали Премудрости Божией. В настоящее время нет привратников, и при возгласе этих слов каждый из предстоящих должен отнести их к себе, как призыв к охранению своих чувств от посторонних помыслов, и тем самым сосредоточить все внимание на церковном богослужении. Далее поется Символ веры , в котором верующие открыто исповедуют догматы христи­анской веры. В то же время они выражают и любовь к Богу, воспоминая домостроительство нашего спасения, совершенное через пришествие на землю Сына Божия. По окончании Символа веры произносится призыв к молящимся «Станем добре», потому что начинается самый ответственный момент, то есть Евхаристический канон. Это самая важная, центральная часть, ядро Божественной литургии. И замечательно то, что эта часть сохранилась до наших дней такой, какой она была установлена Самим Спасителем на Тайной Вечери. Возгласом «Станем добре» священнослужитель призывает молящихся стоять в храме с особым вниманием и благоговением, в совершенном мире и единодушии с ближними. После пения «Милость мира, Жертву хваления» священнослужитель, обращаясь к народу, возглашает апостольские слова: «Благодать Господа». Этими словами испрашиваются дары от каждого Лица Святой Троицы: от Сына Божия – благодать, от Бога Отца – любовь, от Святого Духа – причастие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance фото СПДА В Царстве Пресвятой Троицы Беседы о литургии. Часть 2 6 мин., 27.05.2015 Текст божественной литургии  В древности в Константинополе, всегда бывшем образцом для провинциальных приходов, в дни крупных церковных праздников люди не сразу собирались в центральном храме святой Софии на литургию, а сначала обходили с крестным ходом почитаемые храмы и святыни города. Там возносили короткие молитвы, а между остановками пели псалмы по строчкам, с припевами. На остановках диакон призывал всех помолиться снова и снова («паки и паки»), а епископ читал молитву, благословляя собравшихся. Сама литургия начиналась уже с пения Трисвятого, когда епископ с участниками крестного хода и ожидающими его в притворе храма людьми входил в центральную часть храма Святой Софии. Впоследствии эти псалмы вошли в богослужение уже и в те дни, когда крестного хода перед литургией не было. Так исторически появились наши антифоны (это слово можно перевести как «попеременно поющиеся стихи), то есть стихи из 102, 145 и других псалмов, которые до сих пор и поются в начале литургии. Литургия, богослужение, за которым мы причащаемся святых Христовых Таин. Это самое главное, ради чего христиане собираются в храм. Сам Бог заповедал нам причащаться, вспоминая Его ради нашего спасения: «Взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк, 22: 19, 20). Не случайно, что она начинается торжественным прославлением Бога. Бога Единого в Святой Троице. Стоя перед престолом, священник изображает над ним знак креста напрестольным Евангелием – большой, украшенной и предназначенной для чтения в Церкви книгой – и торжественно возглашает: «Благословено Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». Храм наполняется светом паникадил, в особо праздничные дни открываются Царские врата. Хор от имени всех нас, молящихся в храме, отвечает древним библейским подтверждением истины – «Аминь!».

http://foma.ru/v-tsarstve-presvyatoy-tro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010