119 Призыв хранителям ключей от храма закрыть входы в него (на время совершения молитвы освящения Св. Даров и причащения). 120 Анафора – возношение, пространная молитва освящения Святых Даров в Тело и Кровь Христовы, иначе называемая каноном Святой Евхаристии (Святого Благодарения). По свидетельству св. муч. Иустина Философа (+165 г) молитвы Евхаристии и анафора (благодарение) читалась во услышание народа: «Предстоятель произносит молитву и благодарение, как можно громче, а народ восклицает: «Аминь». Апология 1, гл. 27. 121 Благообразно. В древности верные в определённые моменты Литургии могли сидеть на полу или на седалищах. «Станем добре» – это призыв к верным стоять во время анафоры благообразно, благовидно, быть внимательными и благожелательными друг ко другу, дабы исключить суету при священнодействиях Евхаристии или при причащении (вместительный амвон в древнем храме св. Софии был посреди храма) из опасения, чтобы кто-либо из них не толкнул случайно дискос с Телом Христовым или не разлил бы чашу с Кровью Христовой. 123 «Святое Возношение» – Святые Дары, которые, при возглашении священника «Твоя от Твоих Тебе приносяще…», возвышаются над престолом «пред Лице Божие». Этим кульминационным священнодействием совершается приношение Святых Даров Святой Троице, как Безкровной Жертвы, Жертвы Благодарения Богу «за всё и во всём». 124 Кол.3:15 : «И да владычествует в сердцах ваших Мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны». Еф.4:1–3 : «…умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира». 125 В древнейшем Евхологионе (Барбериновкий кодекс 77) ответ народа изложен так: «Милость! Мир! Жертва Хвалы!» Это – древние взаимные восклицания верных перед началом евхаристического благодарения в подражание апостольскому приветствию: Тит.1:1–4 : «Титу, истинному сыну по общей вере, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего». Евр.13:15 : «Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу Жертву Хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его». Сам «Христос есть Мир наш» с Богом ( Еф.2:14 ), а, согласно 1Ин.2:2 : «Он есть Умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего Мира». Христос есть подлинный «объект» и «субъект» новозаветной Жертвы Хвалы. Мистически три восклицания общины («Милость!», «Мир!», «Жертва Хвалы!») допустимо отнести и к Самому Спасителю, Богу и Господу Иисусу Христу, к Его Присутствию среди евхаристической общины верных. См. Мф.18:19–20 : «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

А поскольку мы ещё далеки от такой жизни, значит, и к нам относится ектения об оглашенных. Если применить к нам те требования, которые древняя Церковь предъявляла к христианам, то все мы заслуживаем быть изгнанными из храма. Кроме того, возглас «Оглашенные, изыдите» должен побуждать нас к очищению своей души от всякой скверны, а в данный момент позаботиться об изгнании всех дурных помыслов, чувств, а также житейских забот и попечений. Литургия верных После ектении о верных поётся Херувимская песнь, во время которой совершается великий вход с «предложенными» Дарами. Этот вход знаменует собой добровольное шествие Иисуса Христа на страдание, смерть и погребение. По перенесении Даров диакон произносит ектению, в которой просит Бога освятить Дары и простить грехи всем молящимся. Далее следует возглас «Возлюбим друг друга...», означающий, что только в любви и единомыслии мы можем исповедовать нашу веру. В первые века Церкви Христовой все, стоящие в храме в это время, приветствовали друг друга «лобзанием святым». В настоящее время это лобзание совершается только в алтаре между священнослужителями. Этим действием исполнилась заповедь Христова: «Если... принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди... примирись с братом твоим, и тогда прииди и принеси дар твой» ( Мф. 5:23–24 ). Без такого примирения молитва наша не будет услышана и жертва не будет благоугодна Богу. После выражения чувств любви священник или диакон возглашает: «Двери, двери, премудростью вонмем». В древние времена этими словами напоминалось церковным сторожам охранять двери храма, чтобы никто из неверных не вошёл в него, а молящиеся в нём стояли и внимали Премудрости Божией. В настоящее время нет привратников, и при возгласе этих слов каждый из предстоящих должен отнести их к себе, как призыв к охранению своих чувств от посторонних помыслов, и тем самым сосредоточить все внимание на церковном богослужении. Далее поётся Символ веры , в котором верующие открыто исповедуют догматы христианской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/b...

Анафора (в переводе с греческого «возношение»), или евхаристический канон — это время богослужения, когда приготовленные в сосудах хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми. Именно в анафоре содержатся установительные слова Иисуса Христа, произнесенные Им на Тайной вечере и вокруг которых выстроилась вся Литургия: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26-28 ). Однако нельзя выделить анафору как нечто самодостаточное, ведь преложение хлеба и вина в Тело и Кровь совершается ради того, чтобы человек мог соединиться с Богом. Поэтому вторым центром Литургии верных мы обозначим время причащения. Ход Литургии верных являет всех собравшихся в храме как идеальную христианскую общину — члены единого тела Иисуса Христа, в Котором мы и совершаем это богослужение. Соучаствуя в жизни Христа, соучаствуя в Его жертве, мы не просто по-человечески усыновляемся Богу, но становимся частью Его единородного Сына, а значит, и всецелыми причастниками полноты Божественной жизни. Херувимская песнь, которая исполняется во время перенесения хлеба и вина с жертвенника на престол, предлагает нам уподобиться ангелам в воспевании хвалы Творцу и отложить все земные заботы. Призыв возлюбить друг друга, потому что мы исповедуем Единого Бога, подводит нас к так называемому «целованию мира». Сегодня на большинстве приходов его совершают только священники в алтаре, однако древняя практика предполагает, что и прихожане видимым образом покажут свое братское отношение к тому, кто стоит рядом, в этом акте, после которого мы подтверждаем единое исповедание Бога совместным пением Символа веры. Наконец, наступает время самой сосредоточенной молитвы — время анафоры. Структурно она состоит из нескольких частей: вступление, воспоминание, призывание и ходатайство. То есть сначала мы благодарим Бога за все мыслимые и еще не понятые нами благодеяния, которые Он оказал нам в течение жизни (вступление); затем мы вспоминаем исторические события жизни Иисуса Христа, тогда же произносятся и установительные слова (воспоминание); после этого мы призываем Святой Дух на хлеб и вино, чтобы Бог соделал их Телом и Кровью Иисуса Христа (призывание); и в завершение молимся об умерших и живых членах Церкви (ходатайство).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Разделы портала «Азбука веры» Большинство прихожан никогда не слышали прекрасных и возвышенных молитв, которые произносит священник в самый важный момент Литургии. До людей, стоящих в храме, доносятся лишь возгласы, окончания молитв, читаемых в алтаре беззвучно или тихим голосом. А как обстояло дело в древности? Когда и почему возникла нынешняя практика? Анафора (в пер. с греческого «возношение») Главная часть Божественной литургии, сохранившаяся в общем содержании молитв от древнейших времен, называется Евхаристическим каноном или Анафорой. В ее центральном моменте совершается возношение Святых Даров и преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Анафора начинается после пения Символа веры , когда диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Раньше все было понятно Чрезвычайно простой была церковная жизнь в апостольскую эпоху. Христиане собиралась «по домам… хваля Бога» ( Деян.2:46-47 ), то есть в небольших помещениях, пространство которых подчеркивало общинный характер христианского богослужения. Поэтому все произносимые молитвы были слышны и понятны присутствующим. Единственная упоминаемая в Новом Завете проблема т. н. глоссолалии, или «говорения на языках», заключалась в том, что верующие слышали, но не понимали слова молитв на непонятном языке: «…если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет “аминь” при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь» ( 1Кор.14:9,16 ). Короткое слово «аминь» (евр. «истинно», «да будет так»), до сих пор сохранившееся в нашем богослужении, видимым образом объединяло молитву всех присутствующих. Записанных богослужебных текстов еще не было, поэтому предстоятель читал молитвы в свободной форме, а своим заключительным «аминь» община подтверждала согласие с произнесенным и тем самым выражала свое литургическое единство. Продолжением и высшей точкой единства в молитве логически становилось причащение от одного Хлеба и одной Чаши, когда все христиане глубочайшим образом соединялись со своим Спасителем и друг с другом.

http://azbyka.ru/tajnye-molitvy-evxarist...

Священное Писание Нового Завета содержит множество указаний, свидетельствующих о подлинной радости как о состоянии, соответствующем духу христианства. « …Радуйся, Благодатная! » ( Лк.1:28 ), — приветствовал Деву Марию архангел Гавриил. « Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах » ( Мф.5:12 ). – говорил Господь, обращаясь к Своим ученикам.  Далее. Писание прямо утверждает о пребывании последователей Христа в состоянии радости (веселия): « И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца » ( Деян.2:46 ). Послание к обращенным в Филиппах, хотя и написанное апостолом в узах, буквально пропитано радостью. Апостолы радовались и тогда, когда несли на себе бесчестие за имя Христово ( Деян.5:41 ). Апостол Павел призывает всегда радоваться в Господе: « Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь » ( Фил.4:4 ). Достойно замечания, что в Послании к галатам, в перечне плодов Духа, радость обозначена на втором месте, сразу после любви: « Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание » ( Гал.5:22-23 ). Наконец, в Писании прямо засвидетельствовано, что радость характерна для представителей Царствия Божия: « Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе » ( Рим.14:17 ). Говорится ли о радости в богослужебных текстах? Да, конечно, так, например, в начальной части Божественной Литургии произносятся такие слова: « Возрадуется душа моя о Господе… », а при её окончании такие: « …Исполни радости и веселия сердца наша », хотя большинство молящихся и не слышат их. О радости говорится и в Заповедях блаженств, озвучиваемых на Литургии.   Цитаты о радости «Если хотим… радоваться, много к тому имеем случаев. Ибо если утвердимся в добродетели, то ничто уже нас не будет печалить; ибо добрые надежды внушает она тем, кои приобрели ее, … и неизреченное производит в них удовольствие. Ибо хотя многого труда стоит утвердиться в добродетели, но зато она много радует совесть и столько производит внутреннего удовольствия, что никаким словом выразить нельзя».

http://azbyka.ru/radost

Соломон говорит: «Премудрость создала себе дом, обтесала семь столбов его, приготовила у себя трапезу; послала слуг своих звать... «Приидите и ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное». Видите, здесь повторяются те слова, которые мы слышим каждую литургию. Соломон говорит здесь о Божественной Премудрости – о Христе. Семь столбов – семь таинств Церкви Православной. Трапеза – это Божественная литургия, во время которой предлагаются Хлеб Небесный и Вино жизни – Тело и Кровь Животворящие. Слуги – это архипастыри и пастыри, не престающие звать всех верующих на Вечерю. Звон колокола церковного – тот же зов на Трапезу. Хлеб и вино прообразуют в притче те Хлеб и Вино, которые здесь в храме прелагаются страшным, чудесным образом в Животворящее Тело и Кровь Христовы. Так царь Соломон только предчувствовать мог святейшую тайну Божественной литургии. Пророк Исаия, говорится в Библии , видел дивное видение: увидал он Господа, сидящего на Престоле высоком. Престол окружали серафимы, имевшие шесть крыл, два служили им для летания, двумя они закрывали ноги и двумя стрепетом закрывали лица, непрестанно вопия: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» С ужасом благоговейным воскликнул пророк: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами». И сказал Господь: «Не бойся!» И полетел серафим, в руке у него клещи, и он взял ими горящий уголь от жертвенника Божия и коснулся им уст Исаии. В этом видении клещи, по толкованию святых отцов, руки Пречистой Девы, восприявшей Сына Божия. Эти руки протягиваются к нам, уголь же пылающий – Святые Таины, пламенем своим попаляющие наши беззакония. Так учат и предугадывают пророки. А мы не умеем дорожить этим сокровищем, среди нас есть такие, которые не идут к Чаше. Про таких людей сказано: «Царица Южская восстанет на суд с родом сим и осудит его, потому что с далекого юга пришла она послушать мудрости Соломоновой, и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, потому что они покаялись от проповеди Ионы, и вот, здесь больше Ионы». Так и в Ветхом и в Новом Завете говорится о великом даре Божественной литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

" Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа... " 2 Сегодня я продолжу беседу о Божественной литургии. Вчера я сказал, что ангелы завидуют нам, что мы имеем такой чудный дар, такое сокровище, перл многоценный Животворящее Тело и Кровь Спасителя, что мы присутствуем за Божественной трапезой. Сегодня я покажу вам, как Церковь Ветхозаветная святые пророки, праотцы святые ветхозаветные предчувствовали только, воображали только, стремились только к этому величайшему дару. Христос сказал: " Блаженны очи, видящие то, что вы видите... " , блаженны уши, слышащие то, что вы слышите. Это сказал Он ученикам; как же блаженны мы, вкушающие Тело и Кровь Его. Ветхозаветные люди, пророки и праведники, этот наш дар видели только в гадании, видели в образах только и то в какой трепет повергались души их. Пророк Моисей, пася стадо, увидел купину, терновый куст, который горел и не сгорал. Он хотел приблизиться, но услышал голос: " Моисей, сними обувь с ног твоих, ибо земля, на которой ты стоишь, свята " . Купина, по толкованию отцов Церкви, означает Пресвятую Деву, в Которую вселился Бог Слово, Огонь Божественный, и оставил Ее нетленной и непорочной. Но купина означает и Тайны Божественные, которые, как огонь, попаляют наши страсти, не сжигая нас. И Моисей, предчувствуя эту тайну, полный благоговейного восторга, снял обувь с ног своих, показывая нам пример того святого страха, с которым мы должны приступать к Святым Тайнам. И еще более знаменательные слова говорит Господь Моисею: в скинии (это первоначальный храм) положи передо Мною хлебы предложения и полагай их во все дни жизни. Эти хлебы предложения лежали неделю, а после в субботу съедались священниками. Эти хлебы были прообразом Святых Таин. Соломон говорит: " Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его... приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить... " идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное " . Видите, здесь повторяются слова те, которые мы слышим каждую Литургию. Соломон говорит здесь о Божественной Премудрости о Христе. Семь столбов семь таинств Церкви Православной. Трапеза это Божественная литургия, во время которой предлагается хлеб небесный и вино. Слуги это архипастыри и пастыри, не престающие звать всех верующих на вечерю. Звон колокола церковного тот же зов на трапезу. Хлеб и вино прообразуют в притче тот хлеб и вино, которые здесь, в храме нашем, прелагаются страшным чудесным образом в Животворящее Тело и Кровь Христовы. Так царь Соломон только предчувствовать мог святейшую тайну Божественной литургии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1938...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Лукиану (Куценко), епископу Благовещенскому и Тындинскому 16 октября 2011 г. 13:30 16 октября 2011 года за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Лукиана (Куценко) во епископа Благовещенского и Тындинского. По окончании богослужения Святейший Владыка вручил новохиротонисанному епископу архиерейский жезл и обратился к нему с напутственным словом. Преосвященный епископ Лукиан! Ныне во время Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Небесный Утешитель посетил нас особым благодатным наитием. Животворящий Дух через возложение на твою главу рук архиереев — преемников апостолов, по молитвам здесь предстоящих обильно излился на тебя. И пусть мы не слышали сегодня шум с неба и не видели огненных разделяющихся языков (см. Деян. 2:2-3), как это было почти две тысячи лет тому назад в Иерусалиме, однако мы верим и свидетельствуем, что ты получил великий дар того же Духа Святаго — дар епископства. Еще в юном возрасте ты возлюбил Господа и Его Святую Церковь. Обучаясь в Ленинградской духовной семинарии, ты решил посвятить свою жизнь служению Богу и был пострижен в монашество. С ревностью трудясь на ниве Христовой, ты ответственно исполнял многоразличные послушания в Санкт-Петербургской епархии и тем самым приобрел ценный пастырский и административный опыт. Теперь решением Священного Синода ты направляешься на Благовещенскую кафедру. Прими это назначение как Промысл Божий, призвавший тебя к трудам. Подобно тому как Воскресший Господь некогда призвал троекратно апостола Петра, повелев ему пасти овец Своих (см. Ин. 21:15-17), так и тебя Он ныне призывает к святительским трудам. По увещанию сего первоверховного посланника Христова паси «Божие стадо,… надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду» (1 Петр. 5:2-3). Помни, что ты поставлен для служения другим людям, а не ради извлечения личной выгоды. Не возносись над подчиненными твоими, но со смиренномудрием и любовью относись ко всем окружающим. Сам Спаситель перед крестными страданиями умыл ноги Своим ученикам, повелев им делать то же (см. Ин. 13:4-15). Так Владыка Вселенной показал нам образец кротости, дабы мы не гордились и не надмевались, требуя себе почестей и похвал.

http://patriarchia.ru/db/text/1649389.ht...

" Жить для ближних " мая 2022 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Благовещенском храме на Васильевском острове В канун Недели 4-й по Пасхе, о расслабленном, 14 мая, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Благовещенском храме на Васильевском острове . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Василеостровского округа протоиерей Евгений Шогенов, настоятель протоиерей Андрей Дьяконов с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. За усердное служение Святой Церкви к празднику Пасхи были награждены: протоиерей Андрей Дьяконов - правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до " Отче наш " , иерей Сергий Муравьев - правом ношения наперсного креста золотого цвета. " Мы уже три недели празднуем Светлое Христово Воскресенье, и сегодняшний день именуется Неделей о расслабленном, - сказал владыка в проповеди. - Завтра за Божественной литургией будет читаться отрывок из Евангелия о чуде исцеления расслабленного человека. Господь наш, Спаситель и Учитель, показал пример исполнения заповеди любви. На Страшном Суде Он скажет: " Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне " (Мф. 25:35-36). Это простые вещи, которые повседневно встречаются в жизни, но показывают, чего мы достигли как христиане. Христос на второй год Своего общественного служения роду человеческому пришел в Иерусалим на Пасху. Недалеко от Храмовой горы был так называемый Дом милосердия, у евреев он назывался Вифезда. Там была купель, в которой мыли овец, перед тем как принести их в жертву, к ней вели пять крытых ходов. Эти ходы напоминали больницу - в них скопилось множество болящих: слепых, хромых, сухих. Все там были, кроме прокаженных, которые жили за городом в пещерах и не имели права приближаться к людским поселениям " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Святой Псалмопевец Давид говорит: Мир мног любящим закон Твой (Господи) и несть им соблазна ( Пс.118:165 ) и Кроткие насладятся множеством мира ( Пс.36:11 ). «Мир всем» и «Возлюбим друг друга» – провозглашает священнослужитель за Божественной Литургией, низводя Божественный мир на предстоящих в храме и призывая их к взаимной любви. Святая Церковь молится о свышнем мире и спасении душ предстоящих в храме сем с верою, благоговением и страхом Божиим. Приглашая верующих благоговейно приуготовиться к принятию Святых Христовых Таин, священнослужитель наставляет их молиться в тишине и спокойствии духа, с чистой совестью, свободной от дурных страстей и земных забот, единодушно с взаимной друг к другу любовью. Этим он напоминает всем, что Бог наш есть Бог мира и любви, о чем свидетельствуют святые евангелисты Матфей (5:23–24) и Иоанн ( 1Ин.4:8 ). Истинно верующий человек, возлюбивший Христа и весь живот 47 свой предавший Христу Богу, не может не любить людей и весь мир Божий, ибо: Все прекрасно в Божьем мире! Сотворивый мир в нем скрыт, Но Он в чувстве, но Он в мире, Но Он в разуме открыт. Познавать Его в твореньи, Видеть Духом, сердцем чтить, Вот в чем жизни назначенье, Вот что значит в Боге жить! Стремление к миру, дружбе и любви – основная черта характера христианина. Кто со страхом Божиим и благоговением часто причащается Святых Христовых Таин, в том живет Христос, и Он движет волею, разумом человека, управляет всеми его чувствами. Святой апостол Павел пишет: И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия возлюбившаго меня и предавшаго Себя за меня ( Гал.2:20 ). Из всего сказанного тебе, ясно, матушка, сколь необходимо нам, как можно чаще, соединяться со Христом в Его пречистых Тайнах, чтобы быть здравыми и сильными духом, чтобы любить всех и жить со всеми в мире и чтобы не лишиться жизни вечной, ибо Христос сказал: Аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, не пиете Крове Его, живота не имате в себе ( Ин.6:53 ). Отличительные черты литургии нашей от римско-католической и протестантской

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010