От семинарской корпорации Владыке была поднесена Иверская икона Божией Матери; Владыка благодарил семинарскую корпорацию за добрые чувства и приношения и, между прочим, высказал, что душа его смущается пред тяжестью предстоящего ему великого служения, для коего недостаточно было бы и более крепких сил человеческих. «Глубоко сознаю, – говорил Владыка, – что несмь достоин внити под кров собора великих святителей Московских; я как бы слышу их укоризненный голос: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? ( Мф.22:12 ). И ныне меня ободряет только упование на помощь Господа Бога, на предстательство Пресвятой Владычицы Богородицы и на наши молитвы, братия моя. Не искал я почести сего вышнего звания и дверьми вхожу во двор овчий, а не инуде ( Ин.10:1 )»... 14-го марта Владыка прибыл в церковь святой Нины на Кукийском православном кладбище, чтобы совершить последнюю, прощальную литургию по всем усопшим. В обычное время святитель сказал глубоко прочувствованное слово. В этом слове, воодушевленном и искреннем, Владыка Митрополит указал, что обычай посещать могилы кладбища, виден еще с Евангельских повествований: «Мария и Марфа были у гробницы Лазаря; подобно им и жены-мироносицы шли ко гробу Спасителя, чтобы помазать тело своего Божественного Учителя. Так и мы, по примеру святых жен, – продолжал далее Владыка, – окинем духовным оком кладбище, посетим могилы умерших. Вот читаем надпись: могилы юноши и молодой девицы. Какие мысли эти могилы возбуждают в нас?» Указав затем на могилы богатого человека, бедного и еще на могилу скоропостижно умершего, Владыка выяснил, какие мысли и чувства возникают у нас при посещении той или другой могилы. Наконец, в заключение своего вдохновенного и образного слова, проповедник обратил внимание слушателей еще на одну могилу, которую сейчас копают и которая, может быть, приготовляется для одного из нас... Впечатление от произнесенного слова было настолько глубокое, что весьма многие из присутствующих не могли удержать невольных слез умиления. 15 марта, в последний день своего пребывания в Тифлисе, митрополит Владимир служил в Сионском кафедральном соборе. В конце литургии он обратился к своей бывшей пастве со следующим прощальным словом: Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне, будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа. ( Флп.1:3–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

" Отвергать искушения " января 2021 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе " Поздравляю вас с воскресным днем по Богоявлении, - сказал владыка в проповеди. - Когда пришло время, Христос отправился на Иордан и принял Крещение от Иоанна Предтечи. У Господа все идет по плану. Тридцать лет Он провел в безвестности, но голос Отца Небесного позвал сначала Иоанна Крестителя выйти на проповедь, а потом и Сына Божия, нашего Спасителя, приступить к миссии, ради которой Он родился на земле, - оздоровлению рода человеческого, или его спасению. Господь, приняв Крещение, удалился на одну из гор возле Иордана, где провел сорок дней в подвиге поста и молитвы. Там искушал Его диавол, который слышал, что говорил Отец Небесный: " Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение " (Мф. 3:17). Поэтому диавол сказал Иисусу: " Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами " (Мф. 4:3). Потом лукавый воздвиг Его на крыло храма и сказал: " Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею " (Мф. 4:6). И еще одно искушение было: " Берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне " (Мф. 4:8). Это невероятное богохульство - предлагать Богу поклониться диаволу, но - таков диавол " . " Господь мужественно, терпеливо словом Своим отверг все искушения, показав, как нужно с ними справляться, - продолжил архипастырь. - Эти искушения продолжаются до сего дня. Каждого христианина диавол искушает, каждый народ искушает. Говорит, например: " Хотите жить богато, развлекаться? Поезжайте в другие страны, там все есть - развлечения, богатства " . Мы знаем, на что диавол соблазняет людей: они отправляются " на страну далече " (Лк. 15:13), там он дает им для питания " рожки " (Лк. 15:16), и они выполняют низменную работу. И вроде довольны, что попали в " благополучный " мир, отказавшись от первоначального призвания - быть с Богом. Диавол всем дает искушения, но мы должны их отвергать. Господь пришел, чтобы нас призвать в Свое Царство Небесное. Мы видим на небе множество звезд и знаем, что расстояние до них огромное, их не достигнуть за миллионы лет. Какой огромный этот мир, этот космос! А Царствие Небесное - еще больше. Каждому Господь уготовал там обители. Но, чтобы в них подняться, нужно подставить лестницу покаяния. Только по ней можно войти в Царствие Божие. Нужно постоянно каяться, избавляться от грехов, очищать сердце, укрепляться в добродетелях " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Отныне тебе предстоит архипастырское служение в самом большом по территории регионе нашего Отечества, расположенном в отдаленном от столицы месте. Якутия славится на всю Россию своими природными ресурсами, но все же главным ее достоянием являются жители — люди особого, крепкого духовного склада, привыкшие к испытаниям и лишениям, терпению и взаимовыручке. В суровом сибирском крае более всего цени тепло человеческое и участие людей, которое дороже алмазов и золота. Путевые труды и огромные расстояния, северная природа и сложный климат да не смущают сердце твое тяжестью предстоящего делания. Ибо не сам ты приемлешь это служение, но оно вручается тебе от священноначалия, по воле Христа Спасителя, свидетельствующего: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15,16). Если ты будешь стремиться всегда искать во всем пользы церковной, осознавая себя только домоуправителем, а не хозяином, которому вверено, попечение о Доме Господнем, то Христос не оставит тебя Своей помощью и заботой, и дарует все потребное для жизни праведной, укрепит тебя в преодолении всех испытаний и скорбей, без которых невозможно шествие христианина по тернистому пути к Царствию Небесному. Промыслом Божиим твоя архиерейская хиротония свершилась в день, когда Святая Церковь чтит память преподобного Серафима Саровского, свершилась у его мощей. 151 год назад в этот же день в Якутском кафедральном соборе святитель Иннокентий Московский, великий миссионер и проповедник Церкви нашей, впервые отслужил Божественную литургию на якутском языке. Впоследствии местные жители, пораженные до глубины души услышанным, писали святителю прошение о том, чтобы 19 июля, то есть 1 августа по новому стилю, стал праздничным днем, потому что в этот день якутский народ услышал Божественное Слово на своем родном языке. И думаю, настало время эту просьбу Якутии удовлетворить. Особенно в год, когда мы празднуем 200-летие вхождения Якутии в Россию.

http://patriarchia.ru/db/text/1236553.ht...

" Плевелы или пшеница? " января 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском соборе " Мы слышали сегодня за Божественной литургией и вечерней евангельское чтение о великой миссии, которую совершал Иоанн Предтеча накануне Крещения Господня, - сказал владыка. - Он вышел на проповедь не в израильских городах, а на Иорданскую долину. Там ходил от Мертвого до Галилейского моря, проповедуя приближение Царствия Божиего и призывая людей к покаянию. В то время в израильском народе было искаженное понимание о Мессии. Народ ждал того, кто принесет освобождение от римского ига. А Иоанн Предтеча говорил, что заблуждаются они - Мессия придет и избавит всех от греховного плена. Иоанн не мог проповедовать высокие духовные истины, потому что народ этого не понимал. Но люди осознавали, что такое Царство Небесное, когда Иоанн говорил, что оно приблизится. Царство приблизилось, и Царь пришел. После таких слов Предтечи люди вспоминали, что в древности им говорили о Царе - когда Он придет, воскреснут все мертвые. Он устроит Суд, даст величие народу израильскому. Это будет великий народ, который станет править миром. Такое было у них представление о Царе и Царстве. Иоанн говорил им о могуществе Царя и о том, что прежде Суда они должны исправиться. В чем и для чего исправиться, он им сказал, ведь Судия будет праведный: " Уже и секира при корне дерев лежит; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь " (Мф. 3:10). Иоанн Креститель обращался как бы к израильскому народу, но ведь это относится и к нам. Если мы не будем плодов приносить, то почему Господь будет терпеть нас долго на земле? Он будет срубать нас под корень, чтобы не засоряли землю. Иоанн призвал ко спасению души и говорил, что Господь всех просеет. Мир - это гумно Божие. И все мы - либо плевелы на гумне, либо пшеница. " Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым " (Мф. 3:12). Пока у нас еще есть время, мы можем из плевел сделаться пшеницей, чтобы Он забрал нас в житницу " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

По милости Божией собор построен в наикратчайшие сроки. Сердечно благодарю Игоря Ивановича Сечина, с которым мы беседовали вскоре после моего возвращения из первой поездки на Сахалин. Тогда он дал согласие содействовать строительству этого собора, и я хотел бы сердечно приветствовать Михаила Владимировича Леонтьева, вице-президента компании «Роснефть». Знаю, что Вы также очень много внимания уделяли тому, чтобы преодолевались трудности на пути строительства. Прошу передать мою благодарность Игорю Ивановичу и всей компании «Роснефть», которая, являясь одним из основных источников формирования нашего государственного бюджета, не забывает и о том, чтобы оказывать поддержку духовной жизни народа, потому что не хлебом единым жив человек. Когда я подлетал к Южно-Сахалинску, первое, что я увидел в иллюминаторе самолета — это новый кафедральный собор. Он будто парит над всем городом. Это величественное сооружение, самое большое на Дальнем Востоке, удивительно гармонично спроектированное и построенное. Это доминанта города, как и должно быть. Кафедральный собор не может быть на задворках, он не может быть где-то вдали от людей, — он должен быть лицом города. По милости Божией этот величественный собор уже стал видимым символом Южно-Сахалинска. Но мы строим храмы не для того, чтобы они лишь украшали города и села, являя образцы высокого вкуса и стиля, создавая эстетически красивую среду. Мы строим храмы для того, чтобы они становились духовными символами, средоточием духовной силы народа. Так и происходит, потому что именно в храмах Божиих люди молятся так, как нигде больше, потому что мы здесь все как один человек, как одна община возносим молитвы Господу, и Он слышит наши общие молитвы, ибо, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Вот почему мы можем смело утверждать, что Господь сейчас среди нас. Он не где-то далеко, Он среди нас, и, конечно, радуется всему тому, что произошло, радуется подвигу тех, кто построил этот собор, радуется вере народа, в ответ на которую собор и был построен. Господь снисходит к нам Своей милостью, Своей благодатью и совершает чудеса. Разве строительство этого собора не чудо? Разве не чудо духовное возрождение нашего народа? И мы должны помнить, что храм Божий, будучи воплощением человеческих талантов, высокого художественного вкуса, замечательных навыков и умений, является в первую очередь вместилищем Божественного духа и Божественной мудрости.

http://patriarchia.ru/db/text/4603969.ht...

Преподобный Силуан Афонский просиял во времена тяжелейший гонений на Церковь в России. Он умер в 1938 году, когда на всей территории тогдашнего Советского Союза происходили массовые расстрелы духовенства. Преподобный Силуан жил в афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре. При его жизни мало кому было известно о его подвигах. Но после того как отец Софроний опубликовал его записи и написал о нем свою книгу, об этом святогорском подвижнике узнал весь мир. И оказалось, что этот духовный опыт, который он пережил вдали от страшных событий, разворачивающихся в то время на нашей Родине, ценен для очень многих людей нашего времени. Силуан Афонский всегда жил с Богом, он никогда, ни на одну минуту, ни на одну секунду не оставлял умного делания. Его душа всецело прилепилась к Господу, в нем не осталось никаких земных или житейских попечений. Вся его жизнь была подчинена тому, что преподобный Серафим Саровский называл стяжанием Духа Святого. И неслучайно в писаниях преподобного Силуана уделяется много внимания учению о благодати Духа Святого, ибо к этой благодати он приобщался в своем духовном опыте. Одна из очень важных тем в писаниях преподобного Силуана Афонского тема смирения. В наше время не многие знают, что такое смирение, зачем оно нужно и в чем его ценность. Между тем, мы помним слова Господа Иисуса Христа, которыми открывается Его Нагорная проповедь. Эти слова звучат и за каждым богослужением: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). Под нищими духом с самого раннего бытия Церкви понимались люди смиренные и кроткие. Мы также помним и другие слова Господа Иисуса Христа: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Многим эти слова кажутся недостижимым идеалом, ибо кажется, что достичь того смирения, о котором говорил Господь Иисус Христос и о котором учили святые Отцы, в наше время невозможно. А многие и вовсе искренне не понимают, для чего нужно смирение и в чем оно заключается. Некоторые думают, что смирение заключается во внешних признаках смиренный облик, слова, особое поведение на людях. Но на самом деле смирение это внутреннее качество, которое проистекает в человеке от сознания близости к Богу. Когда человек в своем уме и в своем сердце носит Бога, тогда в нем не остается места для гордости, ибо все свои таланты он приписывает не себе, а Господу. Он понимает все, что у него есть в этой жизни, ему дал Господь, и Он может взять это обратно, как сказал праведный Иов после того, как Господь отнял у него все, что тот имел.

http://patriarchia.ru/db/text/5014192.ht...

" Призвание апостолов " декабря 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Андреевском соборе " Мы слышали в евангельском чтении, как Господь призвал святого Андрея на апостольское служение, - сказал владыка в проповеди. - Призвание было средством, с помощью которого Господь организовал вокруг себя общину апостолов. Он и других людей призывал идти за Ним. Один из учеников попросил: " Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов " (Мф. 8:21-22). А другому говорил: " Продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною " (Мф. 19:21). Господь всех призывает - куда? В Царство Божие. " Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам " (Мф. 6:33). Господь знает верный путь и, как первопроходец, всех зовет за Собой. " Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною " (Мк. 8:34). Этот призыв мы слышим постоянно " . " У иудеев было другое представление о Царстве Божием: они считали, что уже живут в царстве Бога на земле, никакого другого Царства больше нет, и не нужно, - продолжил архипастырь. - Даже апостолы поначалу понимали это именно так и хотели сесть в будущем царстве Христа кто по левую, кто по правую руку от Него. Они думали, что это будет земное царство: пришел Мессия, все царства преобразит и создаст свое, новое, которое и будет править всем миром. Вот в таком высокомерии они жили, а Господь их повернул в другую сторону. Он учил, что не нужно слушать земных вождей: " Они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму " (Мф. 15:14). Путь в Царство Божие знает только Христос, оно пока не наступило, о нем надо молиться. В молитве " Отче наш " есть слова: " Да приидет Царствие Твое " . То есть мы молимся, чтобы оно пришло. Это Царство победы добра над злом, и туда не каждый может попасть, а люди с определенными качествами. Чтобы их воспитать, Господь через апостолов организовал Церковь с новым порядком, новыми правилами поведения, новым отношением друг ко другу: " Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою " (Мк. 9:35). Только смиренные в этом Царстве приветствуются: " Бог гордым противится, а смиренным дает благодать " (1 Пет. 5:5). Эти правила Господь установил для Царства Божия, и они вечны, и Церковь Божия вечна, никто не сможет ее победить - она всегда будет, потому что основана Христом " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

С тех пор, как Господь воплотился, с тех пор, как Он пришел в мир и жил среди людей, этот путь открыт для всех нас. И потому мы с особым благоговением в эти великопостные дни, приближаясь к Страстной седмице, молимся Господу, пострадавшему и распятому за нас. Мы просим Его укрепить нас на жизненном пути, молимся о том, чтобы Он пришел и вселился в нас, чтобы Он пребывал с нами, чтобы Он благословлял нашу Церковь, наши семьи, наши труды. Наша молитва — о том, чтобы мы, причащаясь Святых Христовых Таин, исполнялись Божественной благодатью, Небесным светом, который проистекает от Самого Источника жизни Господа нашего Иисуса Христа. Всего этого мы были бы лишены, всего этого мы не имели бы, если бы не святой равноапостольный князь Владимир. Подобно апостолу Павлу, он был просвещен Божественным светом, и его Господь избрал для того, чтобы просветить светом Христовой истины нашу русскую землю. И с тех пор на протяжении более тысячи лет Православие озаряет нашу землю. С тех пор Господь изливает на наш народ Свои особые милости и щедроты через Пресвятую Богородицу, через Ее чудотворные иконы, в том числе через чудотворный Казанский образ Царицы Небесной». Председатель ОВЦС пожелал православной пастве в этой российской республике являть пример истинно христианского образа жизни: «Мы знаем, что в нашей стране бок о бок с православными людьми живут люди других вероисповеданий, и Бог призывает нас быть в мире со всеми людьми. Словами святого апостола Господь говорит, что мы должны быть в мире со всеми для того, чтобы вместе идти по пути к Царству Божию (см. Евр. 12:14). Господь, указавший этот путь, учил нас ни с кем не враждовать, всех любить. И для тех, кто, как вы в этом регионе нашей страны, живет среди людей, исповедующих иную веру, есть особая миссия: являть людям свет Христовой истины, являть людям то, чем Господь заповедал нам быть, когда сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы люди видели ваши добрые дела и прославляли Отца Вашего, Который на небесах» (см. Мф. 5:16).

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Скачать epub pdf Слово на Прощеное Воскресенье. О спасительном значении для нас поста, если он сопровождается нашею истинною любовию к ближним 95 Господь Спаситель наш перед тем, как выступить на открытую духовную борьбу с князем мира сего и со всеми его злыми духами, действующими в людях, подверг Себя сорокадневному посту. Этим самым Он показал всю спасительную для нас силу поста. Какое значение имеет пост, это явствует также из слов Христа: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» ( Мф. 17:21 ). Отсюда понятно, почему Ап. Павел сказал: «Я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор. 9:26–27 ). «Несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» ( Еф. 6:12 ). В строгом соответствии с этим божественным и апостольским учением, показывали всю силу поста и св. отцы Церкви. Они, на основании своего собственного опыта, учили, что бороться с искушениями демонов и со всем злом диавольским в мире можно только при благодатной одухотворенности нашего плотского состава, которая достигается прежде всего постом. А св. Иоанн Кассиан говорит, что и самое наше духовное преуспеяние измеряется постом. В то же время св. отцы Церкви свидетельствуют, что молитва наша только тогда имеет особое чудотворное действие, когда сопровождается постом. Поэтому великими чудотворцами были преимущественно выдающиеся постники, как например, святые: Антоний Великий , Серафим Саровский , а также праведник Русской Церкви о. Иоанн Кронштадтский . Последний однажды, говоря в Андреевском Кронштадтском соборе проповедь за литургией, на которой мы присутствовали, сказал, что Бог исполняет наши молитвы, если они сопровождаются воздержанием, что им самим было испытано тысячу раз. Точно так же необходим пост и для покаяния, почему Господь требует, чтобы люди каялись, т.е. обращались к Нему от грехов своих, в посте и молитве. «И ныне глаголет Господь Бог ваш: обратитеся ко Мне всем сердцем вашим, в посте и в плачи, и в рыдании» ( Иоил. 2:12 ). История ветхозаветного Израиля, как свидетельствует Библия , говорит нам, что когда израильтяне желали испросить прощение у Бога в грехах своих, то они налагали на себя пост, и он был неизменным спутником покаяния для умилостивления праведного Божественного гнева.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Те люди, которые не знают и не хотят задумываться о посмертном воздаянии, живут в состоянии самообольщения. Им кажется, что жизнь земная будет длиться и длиться, а между тем годы проходят, человек стареет, все меньше остается у него возможностей получать удовольствие от земной жизни, все ближе он приближается к порогу смерти. И только то скопленное человеком на земле богатство, которое нетленно, которое не ржавеет, которое невозможно украсть, переходит с ним в жизнь вечную, а материальное богатство остается здесь. В лучшем случае оно достанется его детям, а во многих случаях скопленное достояние просто исчезает, как дым. Господь призывает всех нас жить не для себя, а для других, и не потому что мы не заслуживаем счастья, а потому что подлинным счастьем является возможность помогать ближним и делать добро. Вместе с делегацией, которую я возглавляю, мы приехали в этот город, чтобы продолжить то, о чем говорили два года назад на встрече в Гаване Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Папа Римский Франциск, — обсудить, как мы, православные и католики, можем вместе помогать нашим гонимым братьям и сестрам на Ближнем Востоке: в Сирии, Ираке, других странах, где они сегодня подвергаются жесточайшим гонениям. Может быть, неслучайно для нас сегодня прозвучал евангельский призыв к тому, чтобы делать добро: мы должны помнить не только о тех людях, кто находится рядом с нами, но и о тех, которые, может быть, географически отстоят от нас далеко, но духовно являются нашими братьями и сестрами. Они христиане, как и мы, но претерпевают жесточайшие скорби и гонения, и наш долг — помогать им, чем можем. Если мы будем обращать внимание на людей, которые нуждаются в нашей помощи, будем кормить голодных, давать воду жаждущим, предоставлять кров тем, кто не имеет крыши над головой, посещать тех, кто находится в темницах, как заповедует нам Господь Иисус Христос, то в день Страшного Суда услышим те слова, что прозвучали сегодня во время Евангельского чтения: " Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира " (Мф. 25:34). Задумаемся над этими словами. Царствие для каждого из нас и для всех нас вместе уготовано от сложения мира. От нас только требуется, чтобы мы этого Царствия возжелали, чтобы мы захотели жить так, как Господь Иисус Христос нам заповедал, чтобы мы делали те добрые дела, которые Он повелел нам делать, что мы приобретали это нетленное и неиждиваемое богатство, которое вместе с нами перейдет в жизнь вечную.

http://patriarchia.ru/db/text/5145553.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010