Arhiva Пн Predica Patriarhului rostit dup Dumnezeiasca Liturghie svârit cu prilejul unui an de la sfinirea bisericii principale a Forelor Armate ale Federaiei Ruse 13 iunie 2021 16:55 13 июня 2021 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем соборе в честь Воскресения Христова — главном храме Вооруженных сил Российской Федерации. Богослужение было приурочено к первой годовщине освящения Патриаршего собора. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня во время Литургии читалось Евангелие от Иоанна (Ин. 17:1-13), и в этом евангельском отрывке есть стих — на мой взгляд, центральный, самый значительный, в котором как в капле воды отражается все христианство. А звучат эти слова так: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа . Эта фраза Божественная, от Бога идущая, утверждает, что есть жизнь вечная, что человеческое существование не прекращается с биением сердца. И это действительно так, потому что с прекращением физической жизни не заканчивается человеческая жизнь. Это важнейшее утверждение — не человеческое; не Патриарх так сказал, не священник, не какой-то философ. Это слова Самого Бога, которые передает нам Евангелие: жизнь вечная . А разве не на этом основывается, чисто интуитивно, способность одного человека отдавать свою жизнь за другого, за Родину, за родных и близких? Если бы не было интуитивного осознания того, что вечная жизнь есть, — как же страшно было бы умирать! Как много было бы случаев предательства, дезертирства! А ведь люди поднимаются по приказу командира и идут в атаку навстречу морю огня — с полным пониманием того, что из этой атаки они могут не вернуться живыми, но поднимаются и идут! Весь воинский подвиг находит свое подтверждение, свое обоснование и свой смысл в великих словах сегодняшнего Евангелия, которое читалось не потому, что мы служим здесь, в воинском храме, а потому что в соответствии с уставом именно этот текст полагается прочитать сегодня: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа .

http://patriarchia.ru/md/db/text/5819730...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Зосиме (Балину), епископу Азовскому 8 января 2019 г. 17:51 8 января 2019 года, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля и возглавил хиротонию архимандрита Зосимы (Балина)  во епископа Азовского, викария  Омской епархии . По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Зосиму на служение. Преосвященный епископ Зосима! В сей знаменательный день и час поздравляю тебя с принятием благодати Святого Духа и приветствую древним литургическим возгласом «Христос посреде нас». Он посреди нас, ибо неложно Его обещание пребывать в Церкви во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Он посреди нас, ибо неизменно Его обетование: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Он с нами, ибо всякий раз, когда мы собираемся вкупе для участия в Таинстве Евхаристии, Он нас всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соединяет друг со другом во единаго Духа Святаго причастие (последование Литургии Василия Великого). Сегодня по молитвам Церкви через возложение архиерейских рук во время совершения епископской хиротонии на тебя снизошла Божественная благодать, ты стал преемником апостолов и продолжателем их дела. Это значит, что отныне ты призываешься к новым трудам на ниве церковной. Прежде чем приступить к исполнению возложенного на тебя послушания, надлежит тебе в соответствии с установившейся традицией внять слову Патриарха и принять архиерейский жезл — видимый символ дарованной власти и сопряженной с ней огромной ответственности. Не нужно быть пророком, чтобы предвидеть, что тебя ждут нелегкие труды и немалые заботы о развитии церковной жизни в Омской епархии, куда в соответствии с решением Священного Синода направляешься ты в качестве викарного архиерея. По завету святого апостола Павла «проповедуй слово, наставляй во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2), дабы твое свидетельство о евангельской Истине, обращенное к нашим современникам, было и ясным, и убедительным. А чтобы труды твои были плодотворны, ты сам по слову того же апостола должен являться «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). Так поступая, ты сможешь привлечь в Церковь и ближних, и дальних, а значит, поможешь им идти спасительным путем веры Христовой.

http://patriarchia.ru/db/text/5339260.ht...

  2. О причащении Святых Тайн для соединения во Христе со святым Серафимом Поучение, произнесенное в Успенском соборе Саровской пустыни 15 июля, за ранней литургией Как хорошо делают, братие, те из нас, кои, прибыв в Саров для поклонения преподобному отцу нашему Серафиму, стараются здесь причаститься святых Христовых Тайн! Пройдет несколько дней, и все мы отправимся в дома свои, и кто понесет отсюда на память о преподобном его образок, кто – просфору, кто – водицы из его источника, масла из лампады, сухариков из дальней пустыньки. Как святыню, дорогую по воспоминаниям, цельбоносную по вере в дерзновение пред Богом святого старца, понесем мы сии дары, чтобы поделиться саровскою святыней и со своими сродниками и близкими. Но превыше всякой святыни сподобятся здесь дара небесного и унесут его с собою те из нас, кои вкусят с верою «хлеба жизни». К вам, братие-причастники, нынешнее слово мое. Как оскудела духом жизнь наша, как мало в ней проявлений благодатного духа и как она суетна, мелочна, скучна! Мы не находим в ней удовлетворения и мечемся по сторонам, чтобы найти покой душам нашим. Не оттого ли происходит это томление духа, что вся жизнь наша ушла в заботы о куске хлеба, что мы оторвались от небесной жизни, которой сподобляются подвижники и на земле? Господь Иисус Христос учил: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» ( Ин. 6, 27 ). А эта пища есть хлеб жизни: «приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (35); «ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (51). «Плоть Моя, – говорит Господь далее, – истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие», так что «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем», и он «имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (54–56). Таков дар Господа Иисуса Христа людям! Не может быть ничего выше этого дара: чрез него Господь вводит нас в теснейшее личное общение с Собою, приобщает нас Своей Божественной жизни, дает залог блаженной вечности. И не только обещал Господь дар сей, но и действительно принес на землю, когда на Тайной вечери сказал Своим ученикам: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое»... «Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя» ( Мф. 26,26–28 ), и причастил их Своей Божественной Плоти и Крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Корнилию (Синяеву), епископу Волгодонскому и Сальскому 11 сентября 2011 г. 14:00 11 сентября 2011 года за Божественной литургией в Троицком соборе г. Щелково Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  возглавил хиротонию архимандрита Корнилия (Синяева) во епископа Волгодонского и Сальского. По окончании богослужения Святейший Владыка вручил новохиротонисанному епископу архиерейский жезл и обратился к нему с напутственным словом. Преосвященный епископ Корнилий! Ныне во время Божественной литургии, совершенной в Троицком храме города Щелково, ты сподобился возложением рук преемников апостольских тайнодейственно воспринять великую благодать архиерейства, облекшись, как и ученики Спасителя в день Пятидесятницы, «силою свыше» (Лк. 24:49). Этот нетварный Божественный дар да озарит и просветит все твое человеческое естество, подавая крепость и разумение, ревность и терпение в совершении многотрудного дела епископского служения. Бережно храни сие безмездно полученное благодатное сокровище. Будь для верных образцом жизни по духу, ибо «помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир» (Рим. 8:6). Свидетельствуй об Истине и обличай неправду, стремись всегда неотступно исполнять заповеди Господни, призывая к тому других, научая благочестию и вере. Следуй завету Апостола о том, что «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением» (Тит. 1:7-9). С младых лет ты возлюбил Господа и Его Святую Церковь и, еще, будучи юношей, решил посвятить всю свою жизнь Богу, приняв в Псково-Печерской обители монашеский постриг. Премудрым Промыслом Вседержителя тебе довелось нести различные послушания в Самарской епархии. Много внимания уделяя храмостроительной деятельности, ты стремился к образованию новых приходских общин, взаимодействуя с местной властью. В настоящее же время Священный Синод, поручая тебе в управление Волгодонскую и Сальскую епархию, возлагает на тебя гораздо более высокую ответственность.

http://patriarchia.ru/db/text/1620024.ht...

В наше сердце, в нашу душу входит Сам Бог. И через это соединения божественного и человеческого, как это сделал Христос при своем рождестве, человек становится обоженным, поднимается к Богу своей душой. Очень страшно видеть, когда человек сам себя отлучает от божественного причащения. Если ты не впустил Христа в свое сердце, то грехи твои не смылись с тебя, то тебе не стало легче. Ты телом был в храме, а душа твоя далеко отстояла от Бога. С сокрушенным сердцем, мы просим, чтобы Господь не отлучил нас от своей божественной любви и через свои тело и кровь соединился с нашей природой, дабы через это соединения мы могли бороться со своим грехом, своими страстями, немощью. Господь промыслительно в хлебе и вине оставил себя людям, дабы человек имел возможность обращаться к Богу во всякое время. Мы не должны пренебрегать любовью Господа, не должны вычеркивать Его из своей жизни. Нужно чаще причащаться Святых Христовых Таин, стремясь на встречу Господу Спасителю " , - сказал в своем слове владыка Игнатий. В ответном слове настоятель кафедрального собора Приозерска, протоиерей Димитрий Звездилин поблагодарил Владыку Игнатия за молитвенный труд о прихожанах и духовенстве Приозерского благочиния, сказал теплые слова благодарности за неустанное попечение о боголюбивой пастве. Великий Четверг приближает нас к часу Крестных страданий Христа. Это своего рода кульминация Страстей Христовых. Суть Великого четверга, прежде всего, заключается в воспоминании Тайной Вечери, во время которой Христос установил главное Таинство Церкви - Евхаристию (Святое Причастие), то есть Господь даровал людям Свои Тело и Кровь. Это событие подробно описывается в Евангелии от Матфея: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:26-28). Находясь же среди учеников своих, Иисус сказал, что один из них предаст Его.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Патриарх Кирилл критикует воспринимающих крещенские купания как религиозные предрассудки 19.01.2015 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рад, что все больше людей окунаются в купели в праздник Крещения и критикует тех, кто воспринимает это с озлоблением. " Иногда бывает так, что наши злые мысли, дела, наша ненависть к людям ожесточает сердце настолько, что человек не способен воспринимать силу благодати, даже даруемую ему бесплатно, без всяких усилий с его стороны самим Богом. А иногда вместо умиления и радости - озлобление, борьба с религиозными предрассудками: " Что это такое? У нас что, народ с ума сошел? Еще детей тащат в купели! О здоровье бы позаботились! " - сказал патриарх в понедельник, в праздник Крещения, после литургии и чина освящения воды в Богоявленском соборе Москвы. По его словам, такие люди не о здоровье заботятся, они " не могут душой своей принять благодать Божию " . " В последнее время все больше и больше людей в холодную крещенскую ночь идут на открытые водоемы, чтобы погрузиться в эти воды " , - заявил предстоятель. Как отметил он, сегодня очевидно, что те, кто окунулись в крещенскую купель, " не столько к традиции народной приобщились, не столько к обычаю предков, как к чему-то для них самих неведомому " , и из этой купели многие стали выходить " другими, почувствовав силу Божественной благодати " . Указав на то, что эту благодать нелегко удержать, что человек " в круговерти повседневной жизни начинает забывать этот опыт " , патриарх пожелал, чтобы прикосновение к святой воде в праздник Крещения " привело нас к иной жизни, чтобы радость переживания присутствия Божественной благодати было настолько сильным и значимым, чтобы оно изменило нашу жизнь, каждого из нас, а все мы вместе - народ " . Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 19.01.2015 17:27:27 Новости 26.04.2024

http://drevo-info.ru/news/18329.html

Протоиерей Иустин Ольшевский Слово перед святой плащаницей в Великий Пяток 6 (сказано 26 марта 1909 г. на архиерейском служении в полтавском кафедральном соборе) Вчера мы воспоминали Тайную Вечерю Господню. Из евангельских слов мы слышали о том, как Спаситель, помолившись Отцу Небесному над хлебом и вином, сказал: сие есть Тело Мое... сия есть Кровь Моя... сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19–20 ). В апостольских словах мы слышали такое разъяснение: чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? ( 1Кор.10:16 ). Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет ( 1Кор.11:26 ). И потому в каждой нашей литургийной службе божественной не только исторически и нравственно вспоминается Тайная Вечеря, но таинственно воспроизводится самая Голгофская Жертва. В Святых Дарах мы имеем то самое Тело, которое страдало на Кресте, и ту самую Кровь, которая истекла из ребра Христова. А в нынешний день Великой Пятницы, в сей священный девятый час, неужели мы имеем пред глазами одно историческое воспоминание страданий и смерти нашего Спасителя и Господа? Нет, братия и сестры, христианство не есть одно учение и знание. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь, сказал Спаситель ( Ин.6:63 ). Христианство всегда есть сама жизнь. Самое высокое учение без соответственной жизни – ничто. Молитва наша без подобающего движения духа – также ничто. Каждая наша грешная мысль и чувство, каждое наше грешное слово и дело есть крест действительных страданий для Христа. Кто в грешном или равнодушном настроении души своей воспоминает священные события из жизни Спасителя, тот заключает Христа в холодный каменный гроб своего сердца. Но зато каждый покаянный вздох нашей души, каждый порыв нашей веры и любви к Спасителю есть действительное прославление Его Креста. Посредством веры и любви каменный гроб нашего сердца становится живоносным Его гробом. И потому в нынешний священный час верующий христианин действительно переживает величайшие мировые моменты торжества Божественной милости и правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Arhiva Predica Patriarhului de ziua pomenirii Sfântului Ierarh Filip al Moscovei rostit în catedrala „Adormirea Maicii Domnului” din Kremlin, or. Moscova 16 iulie 2017 23:49 16 июля 2017 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В прошлое воскресенье во время Божественной литургии мы читали отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 8:28-9:1), в котором рассказывалось об изгнании бесов из двух несчастных на северном берегу Геннисаретского озера, в земле Гергесинской, откуда Господь ушел по просьбе живших там людей. Переплыв на другую сторону озера, Он отправился в Свой родной город и стал там проповедовать и исцелять (Мф. 9:1-8). И вот пришли к Нему люди и принесли на носилках парализованного. И Господь, увидев, как говорит апостол Матфей, веру тех, кто принес несчастного, говорит расслабленному: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои», — и исцелил его. В этом повествовании наше внимание всегда останавливается на самом факте исцеления, на окружавших иудеях, которые возмутились словами Спасителем «прощаются тебе грехи твои». Как же человек может присвоить себе то, что принадлежит Богу — прощение грехов? А Господь, видя лицемерие иудеев, спросил: «Что проще сказать: " прощаются тебе грехи " или " встань, возьми постель твою и иди " ?» «И чтобы вы поняли, — сказал Господь, обращаясь к окружающим, — что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи», Он говорит несчастному: «Встань, возьми постель твою, и иди». И тот пошел. Поскольку наше внимание концентрируется прежде всего на диалоге Христа с фарисеями и на событии исцеления, мы нередко упускаем фразу: «Видя веру их, сказал расслабленному…» Чью веру? Веру тех, кто принес несчастного к Спасителю. Наверное, непросто было нести больного, но уж если люди предпринимают такие действия, то совершенно очевидно, что они убеждены в исцелении, что у них есть вера.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4961276...

Братия мои! сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу ( 1Пет. 2, 5 ). Вы строите здания каменные и деревянные для жительства и торговли многоразличными произведениями природы и искусства человеческого, для потребности, роскоши и разных удовольствий, но если сами упускаете из виду то, что вы сами должны созидаться в жилище Божие духом и не заботитесь об этом едином на потребу, о том, что должно составлять вечную, неотъемлемую вашу собственность, вашу жизнь, ваше блаженство, – к чему послужит всё ваше земное благосостояние? Ни к чему, ибо всё пройдет, исчезнет, как прах, разметаемый ветром. И это вы видите на опыте. Вот человек умирает и ничего не может взять с собою – идет в тот век неимущим, бедным, жалким, беспомощным, нагим, а имение его часто всё идет прахом, хотя, кажется, и скоплено было усилиями и трудами многих лет. Или имущество, нажитое долговременными трудами, в один день делается добычею пламени. Не забывайте, что вы граждане неба, – приходите чаще в дом Божий, в это училище небесное, воспитывающее вас для неба. Для меня братия, друзья, отцы, матери, сестры, наставники, министры – есть святые угодники Божии, эти друзья Божии, граждане небесные, мои молитвенники пред Богом и ходатаи. Не хочу знать суетных друзей земных, не хочу суетно угождать, льстить, раболепствовать знаменитостям земным, богатым, ученым, знатным для суетных целей. Если они благочестивы, богобоязненны искренно, тогда я покорный им слуга ради Бога. Но как часто и как много я угождал из суетного страха, раболепства! Я был несмыслен, маловерен, малодушен. Да простит мне Господь. 15 сентября. Благодарю Господа за благопоспешное служение литургии и за жизнь, чудную Божественную жизнь из мертвых, дарованную мне, непотребнейшему, в причащении животворящих Таин Пречистого Тела и Крови Его. (Ранняя обедня за упокой Георгия в Соборе.) Благодарю Господа за великую победу над грехом, одержанную чрез призывание внутреннее славного имени Его. О, имя, в котором заключаются бесчисленные сокровища милости, очищения, освящения, мира, свободы, силы, дерзновения, жизни и спасения! О, имя приснопоклоняемое, вечно славимое, имя славы, имя силы, милосердия, жизни!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ввиду всего этого естественно, что он мог обратиться с авторитетным властным словом ко всем " двенадцати коленам, находящимся в рассеянии " .О жизни святого Апостола Иакова сохранилось довольно много сведений. Он был старшим сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы, от первой его жены, родным братом упоминаемых в Евангелии Иосии, Симона и Иуды (Матф. 13:55) и названным братом Господа Иисуса Христа. Он сопровождал Иосифа и Марию с младенцем Иисусом во время их бегства в Египет. По-видимому, он с братьями своими довольно долго не вполне веровал в Господа Иисуса, как в Мессию (Иоан. 7:3-5) [ 4 ], почему, быть может, и не удостоился быть в числе ближайших двенадцати Его учеников. Но потом он всем сердцем уверовал, и Господь, по воскресении Своем, удостоил Иакова Своим явлением особо (1Кор. 15:7) [ 5 ].По вознесении Христовом он, как предназначенный к тому Самим Господом, был поставлен первым епископом иерусалимской церкви, и в качестве такового, а также, как пользовавшийся особенно высоким уважением и самих апостолов, председательствовал на первом Апостольском соборе в Иерусалиме (Деян. гл.15). Надо полагать, что вся его деятельность сосредотачивалась в Палестине, и он не ходил с проповедью по другим странам, подобно остальным апостолам. Жизнь свою окончил мученической смертью около 64 г., будучи сброшенным иудейскими начальниками с портика иерусалимского храма.Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, в результате войны с римлянами, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение Иакова праведного. Предание приписывает святому Иакову, брату Господню, составление древнего чина Божественной литургии, который до сих пор совершается в Иерусалиме в день его памяти 23 октября (5 ноября). не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010