(42, 1) Возможно ли, чтобы человек, одолеваемый телесными страстями, уподобился Господу или же достиг божественного знания? Удовольствие происходит из страсти, страсть же возникает от неудовлетворенности, являясь стремлением к чему-то недостающему. (2) Избравшие такой образ жизни, как мне кажется:    … к униженью лишь горе прибавят, -    как говорится в известном выражении, навлекая на себя беду ныне и в будущем. (3) Если бы все было позволено и не было бы опасности утраты последней надежды из-за неправедных дел, возможно тогда это оправдывало бы их дурные жизни. (4) Однако в заповедях мы постоянно встречаем примеры праведной жизни. И нам надлежит точно следовать им, избегая ошибочных толкований и опасаясь упустить какие-либо, даже малейшие, детали. Последуем же туда, куда ведет нас Слово, но если мы оступимся, следует знать, что в таком случае не избежать нам «бессмертного зла». (5) Последуем дорогой божественного писания, дорогой верных, и насколько это возможно, уподобимся Господу. И жить нам следует не безразлично к добру и злу, но, очистившись насколько возможно от желания наслаждения и страстей, позаботимся о своей душе, направив все усилия исключительно на божественные предметы. (6) Ибо если разум чист и свободен от всякого зла, он оказывается каким-то образом способным воспринять божественную силу и образ Бога водворяется в нем. «Всякий, имеющий эту надежду на Господа, очищается, — как сказано, — поскольку он чист». (I Io. 3:3.)    (43, 1) Пребывающие во власти своих страстей не в силах достигнуть божественного гносиса. А если они не достигли гносиса, следовательно, им неведома и надежда. Те же, кто дошли до этого предела, кажется повинны в незнании Бога, и незнание это проявляется в стиле их жизни. (2) Абсолютно невозможно чтобы человек, обладающий знанием, не испытывал бы стыда от того, что он не в силах справиться со своими телесными страстями. Их заявление, что высшее благо есть наслаждение, никоим образом не согласуется с [известным] положением о том, что красота есть благо (toU kaloUn a)gaqoUn). Красота такого рода возможна только в Господе, благо — только в Боге, поэтому только он является единственным достойным предметом любви. (3) «В нем вы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым». (4) «Так что если вы воскресли вместе с Христом, то ищите горнего, о нем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге». Все это слабо согласуется с сексуальной распущенностью, к которой они призывают. (5) «Умертвите ваши земные члены — блуд, нечистоту, страсть, злую похоть». Следует избавиться им и от «гнева, ярости, злобы, сквернословия», и «совлекши ветхого человека с делами его, облечься в нового, который обновляется в познании по образу создавшего его».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    ...Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2 Кор.12:9);     ...благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился (имеются в виду другие апостолы. — О.Д.); не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор.15:10).    Когда речь идет о благодати как о Божественной силе, слово χαρις часто заменяется словом δναμις, что буквально означает «сила». Незадолго до Вознесения Господь сказал ученикам: ...но вы примете силу (δ ναμιν), когда сойдет на вас Дух Святый (Деян.1:8).    Ап. Павел говорил: ...тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно (Кол.1:29). 2.2. Участие Лиц Святой Троицы в раздаянии благодати    Благодать, вне зависимости от того, рассматривается ли она как свойство Божественной природы или как сила, направленная от Бога на тварный мир, есть атрибут Божественной природы, общей для Трех Лиц Божества. Следовательно, все Три Лица участвуют в раздаянии спасающей благодати. Для нас привычно выражение «благодать Святого Духа»: в богослужебных текстах обычно так о благодати и говорится, хотя в Священном Писании это выражение не встречается. Почему это выражение стало таким устойчивым и распространенным, что нередко выражения «Святой Дух» и «благодать Святого Духа» употребляются как взаимозаменяемые? Это связано с тем, что благодать достигает нас, по словам свят. Василия Великого, в Ипостаси Духа Святого. Как и всякое действие Творца в отношении созданного Им мира, благодать движется по воле Отца через Сына в Духе Святом.    Свят. Афанасий Великий учит: «Подаваемая в Троице благодать и дар дается от Отца чрез Сына в Духе Святом; потому что, как благодать даруемая Сыном есть от Отца, так не может быть общения даяния в нас, разве только в Духе Святом».    Бог Отец — Источник нашего освящения благодатью, и это освящение осуществляется по Его благоволению. Именно Он посылает Святого Духа, Который от Него предвечно исходит, именно к Отцу молился Господь в Первосвященнической молитве о Своих учениках: Освяти их истиною Твоею (Ин.17:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

    И этот грех, если не очищается покаянием, не отпустится человеку ни в сей век, ни в будущий; такой грех подрывает самые основы Церкви Божией, и она, защищая саму себя, испускает вопль боли материнского сердца: анафема!.. Но пусть не думает кто-либо, что приговор анафемы незначителен: нет. Кто отлучен от Церкви, тот сам себе затворил и двери в Царство Небесное.  Господь дает апостолам власть связывать и разрешать... Учени...     Изгнанный из Церкви, непрощенный, неразрешенный, связанный властью Церкви здесь, на земле, человек, преданный анафеме, предстанет и в другой мир непрощенным, неразрешенным, связанным в своем грехе. Господь говорит Своим апостолам: Я обещал Петру власть связывать и разрешать; ту же самую власть, то же Божественное право даю и всем вам; Петр есть только первый между равными. ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: ЧТО ВЫ СВЯЖЕТЕ НА ЗЕМЛЕ, ТО БУДЕТ СВЯЗАНО НА НЕБЕ; кого вы отлучите от Церкви, тот будет отлучен и Мной, И ЧТО РАЗРЕШИТЕ НА ЗЕМЛЕ, ТО БУДЕТ РАЗРЕШЕНО НА НЕБЕ; кого вновь примете в общение Церкви через покаяние, того и Я приму, как чадо Мое. Всякое решение ваше будет утверждено на Небе. «Смотри, — говорит святитель Златоуст, — каким бедам подвергает Он упорного: и здешнему наказанию, и будущему мучению. А угрожает Он не для того, чтобы так случилось, но чтобы устрашенный угрозой, т.е. и отсечением от Церкви, и опасностью быть связанным на Небесах, смягчился и оставил гнев. Так Спаситель установил первый, и второй, и третий суд, а не сразу отверг грешника, чтобы, если он не послушает первого суда, то покорился бы второму, а если презрит и его, то устрашился бы третьего; если же не уважит и этого, то ужаснулся бы будущего наказания, определения и суда Божия». Какие великие права дает Господь апостолам, а в их лице и всем их преемникам — пастырям Церкви! Кто может прощать грехи, кроме единого Бога? Но вот, воплотившийся Сын Божий дает это Божественное право всем предстоятелям Церкви, и по воскресении Своем еще раз подтверждает: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23). Поистине — Божественное право! «Иереи, — говорит святитель Златоуст, — обитают еще на земле, а допущены распоряжаться Небесным, получили такую власть, какой Бог не дал ни Ангелам, ни Архангелам. Ибо не Ангелам сказано: «что вы свяжете на земле»...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Для исполнения Божественной идеи и для проявления силы и славы Творца человек должен был обладать всем миром. Но в одиночестве Адам не был в состоянии реализовать замысел ни относительно обладания миром, ни относительно развития жизни Божественной любви в своем ограниченном существе. Не населив и не наполнив землю, он не мог обладать ею, равно как и не мог проявлять и развивать любовь, не имея никого подобного себе свойствами восприимчивости и отражения любви в жизни. А потому Бог премудро Сам положил начало размножению человека, раздвоив его созданием из ребра Адама жены Евы, «мужа и жену сотворил их. И благословил их, сказав: «плодитесь и размножайтесь, и населяйте землю, и господствуйте над ней, и обладайте всеми животными " " (Быт. 1:27—28).    Таким образом, Господь Бог предоставил человеку полную возможность обладать землей, размножаясь и расселяясь по ней. Согласно учению Святой Библии, Господь создал Адаму жену «из ребра» его (Быт. 2:22), чтобы сохранить в людях единство жизни и рода во всем человечестве.    Жизнь Божественной любви, проявлявшаяся в Адаме, должна была объективироваться и реализоваться в другой личности; ибо любить – значит перенести себя из замкнутого центра на периферию, к тому, что находится вне нас, для распространения и развития любви.    Долго ли Адам был одиноким и сердце его всецело принадлежало Богу, стремясь служить славе Божией проявлением свойств и совершенств Его жизни в своей личной жизни, Св. Писание не открыло нам. Из-за отсутствия существа, подобного Адаму по естеству и по природе, ему не на кого было направлять стремление своей жизни. Бог же несравненно выше человека и притом обладает абсолютной духовной сущностью. Потому одиночество стало угнетать Адама, что и увидел Господь и сказал: «Нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, подобного ему... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2:18, 22). Адам чистым сердцем тотчас же прозрел в жене кость от костей своих и плоть от плоти своей (см. Быт. 2:23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2625...

   Затем учитель спрашивает, что дети прочитали в 9-й и 10-й главах Евангелия от Луки. Дети вспоминают про то, как Господа Иисуса Христа не приняли в самарянском селении, про то, как Он ответил человеку, желавшему следовать за Ним: «лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк. 9:58). Спрашивает также учитель, что сказал Господь об апостолах, которые сами своими очами видели Господа (Лк. 10:23—24). — «В каком же виде Господь явился на землю — в таком же, в каком придет Он во второй раз судить живых и мертвых или нет (если Его даже не приняли в Самарии, если не было у Него, где голову приклонить)?» — Дети отвечают, что Он явится во славе, а в первый раз явился в «уничижении» (слово это повторяется детьми). — «Почему Он явился в уничижении? Вспомните опять, что сказано в Евангелии в том месте, где вы читали». — Дети отвечают, что Господь пришел не губить души человеческие, а спасать и потому не проявлял Своей Божественной славы чрез низведение огня с неба на самарян. — «А если бы явился Он во славе, что могло бы быть? Вспомните про ветхозаветных людей, что было с ними, когда им явился Господь». — Дети говорят, что они боялись умереть от явления им Бога. — «Вспомните еще, что сделалось и с учениками, когда Господь показал им на Фаворе Свою Божественную славу». — «Они очень испугались и пали ниц на землю». — «Значит, зачем Господь явился в образе человека, в уничижении, а не во славе?» — «Для того, чтобы люди Его не боялись, чтобы лучше научить и спасти людей». — «Значит, Господь Иисус Христос имел Божественную славу и только скрывал ее. Вспомните, почему художник Анания не мог снять изображения с Господа Иисуса Христа?» — «Потому что лице Его сияло Божественной славой». — «Да, нельзя изобразить человеку всей славы Божества. Не скажете ли, дети, одинакова ли эта Божественная слава у Бога Отца и у Господа Иисуса Христа?» — «Одинакова». — «А как Иисус Христос называется за то, что слава Его одна и та же, что и у Бога Отца, что в нем сияет та же Божественная слава?» Напоминается конец кондака Преображения (который разбирался кратко на предшествующих курсах): «мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние», говорится также, что Иисус Христос называется «Образом Отца». — «Почему Иисус Христос называется «Образом Отца» Своего, «Отчим Сиянием»? Вспомните, как говорится о Нем во 2-м члене Символа веры». — Дети соображают, что Иисус Христос потому называется «Образом Отца» и «Отчим сиянием», что в Нем та же слава Божественная, какая и в Боге Отце: «Он Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного»; и Он один открыл славу Бога Отца, когда явился в мир.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Сам великий «Апостол любви» св. Иоанн Богослов, который так много и трогательно учил о христианской любви, всюду на первое место ставит Истину, не допуская и мысли о любви к извратителям и гонителям этой Божественной Истины.    Христианство есть действительно религия любви. Но эта христианская любовь ничего не имеет общего со слезливой сентиментальной земной любовью, как понимает ее большинство людей, живущих вне благодати Божией. Христианство есть религия любви истинной, неразлучно связанной с Божественной Истиной Христова учения. А земная любовь, в ее обычном понимании, так же далеко отстоит от этой истинной любви, как земля от неба. Христианская любовь духовна и дается лишь при содействии благодати Божией, а земная любовь — чувство душевное и даже плотское. Она — от поврежденного грехом естества человеческого.    Вот почему так ярко и сильно учивший о любви «Апостол любви» увещевает христиан: « Не любите мipa, ни того, что в мipe». Maлo того: «Кто любит мip, в том нет любви Отчей»  (Ин. 1:15).    Не менее сильно и решительно говорит об этом и св. Апостол Иаков, Брат Господень: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с мipoм есть вражда против Бога? И так, кто хочет быть другом мipy, тот становится врагом Богу»  (Иаков. 4, 4). И это потому, что «весь мip лежит во зле» (1 Иоан. 5:19).    Не ясно ли отсюда, что истинно-христианская любовь не может простираться на всех и на все, без всякого разбора? Что она есть, прежде всего, любовь к Богу и к тому, на чем лежит печать Божественной Истины, но не к тому, что погрязает в Богопротивной лжи? Мы, христиане, любящие Бога и принесенную Христом-Спасителем от Бога-Отца Божественную Истину, тем самым не можем любить тех, кто возстает против Бога и попирает Его Божественную Истину. Об этом ясно и определенно учит Слово Божие.    Сам «Апостол любви» делает различие между «детьми Божиими» и «детьми диавола» и предостерегает нас от «антихристов», которые появились уже в его время, как предтечи имеющего придти пред кончиною мipa одного главного Антихриста. Он не учит нас о любви к ним, говоря, что «они вышли от нас, но не были наши» (1 Иоан. 2:19) и что мы не должны «всякому духу верить, но испытывать духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мipe» (1 Иоан. 4:1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   Спаситель учил, как власть имеющий открывать людям истину. Для доказательства Своей Божественной мощи и благости, а также мощи тех, кто имел веру в Бога и любовь к людям, Он иногда совершал чудеса и знамения. Иногда эти чудеса носили несомненный и исключительно сверхъестественный характер (например, воскрешение мертвого, исцеление слепорожденного при помощи брения от плюновения), иногда же для их совершения требовались личные усилия человека, главным образом проявление силы веры (например, при хождении по воде апостола Петра).    Особый вид имеют чудеса, представляющие собой вполне естественные явления, но совершающиеся в строго определенный момент, вследствие чего чудесность собственно оказывается в необыкновенности совпадения двух рядов явлений (например, переход евреев через Чермное море; землетрясение и помрачение солнца при смерти Спасителя).    Не менее замечательным доказательством истинности Божественного откровения является пророчество. Пророк Исаия придает решающее значение пророчествам в деле обнаружения истинности Божественного откровения.    «Приведите ваши доказательства, – говорит он, обращаясь к язычникам. – Пусть (ваши боги) представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть возвестят нам о будущем. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги» (Ис.41:21-23).    В Новом Завете Сам Спаситель указал на Свои предсказания будущего как на признак Своего Божественного достоинства: «Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я» (Ин.13:19).    Какое исключительное и огромное значение придавал Спаситель ветхозаветным пророчествам, видно из сообщения апостола и евангелиста Луки: «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (24, 27).    Силу доказательства откровения пророчествами Спаситель сравнивает с воскресением мертвого: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк.16:31).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4142...

   То же читаем и в „Послании патриархов» (член 2), именно: „веруем, что Божественное и Св. Писание внушено Богом: посему мы должны верить ему беспрекословно». „Вселенская церковь, так как она никогда не говорила и не говорит от себя, но от Духа Божия, – никак не может погрешать, ни обманывать, ни обманываться; но, подобно Божественному Писанию, непогрешительна и имеет всегдашнюю важность» (Душ. чт. 1890 г. май).   11. Признаки, по коим узнается Божественное происхождение Библии, как истинного слова Божия    Таковых признаков можно находить восемь. Вот они:    I. Высота Богооткровенного учения. Главнейшее содержание этого учения состоит в том, что Бог, по безграничному милосердию Своему, послал в мир, для совершения спасения согрешивших человеков, Сына Своего Единородного, и что Сей Сын Божий, для спасения грешников, воплотился, пострадал, умер, воскрес, вознесся на небо, воссел одесную Бога Отца и ниспослал Духа Святого; что Дух Святой освящает верующих, действуя в святых таинствах, и приготовляет их для вечной блаженной жизни на небе. Разум человеческий сам собою не мог дойти и никогда не дошел бы до того, чтобы ему изобрести столь высокое учение. Эта тайна превышает его силы и не может быть ему известна без Божественного откровения. „Мы проповедуем, говорит св. ап. Павел, Христа распятого, – для иудеев соблазн, а для еллинов безумие; для самим же призванных, и иудеев и еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость... Проповедуем премудрость Божию втайне сокровенную, которой никто из властей века сего не познал (1 Кор. 1:23 – 24; II, 7 – 8), и которую Отец небесный утаил от премудрых и разумных» (Матф. XI:16. Такова в главных и общих своих понятиях эта великая тайна Божественного откровения. Но и частные понятия, входящие в состав ее, опять превышают силы разума человеческого и не могли быть изобретены им. Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Дух Святой, – это опять премудрость Божия, втайне сокровенная, которой никто из людей, не озаренных светом откровения Божественного, не знал. Воплощение Сына Божия, при чем Божество не переменилось в человечество и само не поглотило человеческого естества, Его страдание, крестная смерть и проч., – это опять тайна Божия, превышающая разум человеческий. Освящение и обновление падшего человека благодатию Духа Святого, действующего в св. таинствах Церкви, – это опять премудрость Божия, превышающая разум человеческий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

     Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! По наступлении Пятидесятницы, апостолы, ученики Христа пребывали все вместе в молитве. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 2–4). Так, в деяниях святых апостолов мы слышим о снисхождении Святого Духа на учеников и апостолов Христа. Исполнившись Духа Святого, апостолы обошли все концы вселенной. Несмотря на грозившие им опасности, несмотря на свое незнатное и весьма скромное положение и происхождение, будучи изгоями тогдашнего общества, они были исполнены божественной благодати, Духа Святого, и из их чрева лились потоки божественной благодати — живой воды, как сказал об этом Сам Господь. Из чрева реки воды живой польются у того, кто примет благодать Святого Духа (см.: Ин. 7, 38). Мы, современные христиане, часто ищем утешение в разных вещах: в развлечениях, в богатстве, в суете, в достижениях, в удовлетворении своего тщеславия и единственное, что находим на этом пути, — временное, призрачное счастье и неминуемо следующее за ним горе, раздражение, немирность. Как много мы этого видим вокруг себя, внутри себя, в наших домах и в наших семьях. Это происходит во многом потому, что мы забываем, причастниками какой великой Божественной благодати и дара Святого Духа являемся. Мы не пускаем этот Дух Святой в себя, не пускаем в наши дома, изгоняем его своими грехами, своими мрачными поступками и своими страстями, поэтому мы одержимы раздорами, разделениями. Рушатся совместные проекты, рушатся семьи, разъедаемые злобой, завистью, судами, взаимными претензиями. Все потому, что нам не достает благодати Святого Духа. Самое великое, прекрасное, непобедимое, бессмертное единство — это единство в Духе Святом. Он подается нам без меры, только если мы сами готовы Его принять так же просто, искренне, не лукаво и не лицемерно, как это сделали апостолы Христовы, как это сделали наши святые, сонм которых молится за нас перед Престолом Божиим.

http://pravoslavie.ru/47016.html

      «Господь славословится во святых храмах, а монахи-пустынники славят Бога в сердцах своих. Сердце пустынника — храм, а ум его служит престолом, ибо Господь любит обитать в сердце и уме человека».       И еще говорил он, что когда непрестанная молитва утвердится в глубине сердца, тогда весь мир превращается в храм Божий.   О уподоблении человека Христу       СТАРЕЦ много и говорил, и писал, что хранящие заповеди Господни похожи на Христа. Уподобление Христу может быть и большим и меньшим, но пределов этому уподоблению не положено; так непостижимо велико призвание человека: он воистину становится подобен Богу.       Старец говорил:       «Так возлюбил Господь создание Свое: человек подобен Богу».       Он вспоминает при этом слова Св. Иоанна Богослова: «Будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоан. 3, 2).       Старец бесконечно любил слова Христа:       «Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою» (Иоан. 17, 24).       Бог есть любовь, и как бесконечная любовь. Он всего Себя хочет отдать человеку: «Слава, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Иоан. 17, 22).       И если слава сия будет дана человекам, то хотя по сущности своей человек остается тварью, но по благодати становится богом, т. е. получает образ божественного бытия. Подобно тому, как Христос, имеющий образ божественного бытия, в воплощении своем воспринял образ человеческого бытия, и человек, имеющий образ рабского бытия, во Христе воспринимает образ Божественного бытия (Филин. 2, 6—7).       Об этом в своей целомудренной сдержанности не любит говорить даже Священное Писание.       Почему?.. Быть может потому, что слышащие возбуждаются в своем воображении и устремляются мечтанием в заоблачные высоты, забывая, или не ведая, что Бог есть Смирение.         Сознавая Господа самым близким, самым дорогим, самым родным Отцом, Старец говорил, что «сроднил нас Дух Святый».       Дух Святый Своим пришествием в душу естественно роднит человека с Богом, так что душа с великим и несомненным чувством говорит Господу: О т ч е.

http://isihazm.ru/1/?id=1445

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010