О Б. как нетварной Божественной силе говорил апостолам Иисус Христос: «...вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян 1. 8). Как сила понимается Б. ап. Павлом : «...Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»» (2 Кор 12. 9). Природе Божественной силы много внимания уделяется в «Ареопагитиках» ( Areop. DN II 4-5, 7, 11). Эта сила называется также «энергиями» (см. Нетварные энергии ), «Божественной славой», «лучами Божества», «божествами», «нетварным светом» (см. Фаворский свет ) и свидетельствует о различении между сущностью Бога и Его действованиями. С учетом апофатизма и антиномизма правосл. учения о Божественных энергиях эту силу можно определить как проявление Божественной природы. Поэтому ею обладают все три Лица Св. Троицы, независимо от их ипостасных свойств, что дает основание ап. Павлу приписывать ее любому Божественному Лицу. Так, он определяет ее как Б. Бога Отца (Еф 1. 6), называет «благодатью Господа нашего Иисуса Христа» (Рим 16. 20), призывает на христиан «благодать... и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (1 Кор 1. 3). Не употребляя словосочетания «благодать Святого Духа», апостол вместе с тем постоянно говорит о «силе Духа Божия» (Рим 15. 19), живущей в христианах, укрепляющей их и помогающей им приносить свои молитвы Богу (Рим 8. 26; и др.). Лица Св. Троицы проявляют Б. в совместном тройческом действовании. «Действие несозданной сущности,- пишет свт. Кирилл Александрийский ,- есть нечто общее, хотя оно и свойственно каждому Лицу, так что по триипостасности действие относится к каждой из них, как свойство совершенного Лица. Итак, Отец действует, но через Сына в Духе. Сын действует также, но как сила Отца, поскольку Он от Него и в Нем по собственной Своей ипостаси. И Дух действует также, ибо Он - Дух Отца и Сына, Дух всемогущий и сильный» ( Суг. Alex. De S. Trin. 6). При общности тройческого действования в тайне домостроительства тем не менее можно усмотреть различные модусы благодатного проявления каждого Лица.

http://pravenc.ru/text/149313.html

О дивный Иона! Ты был любителем истины и всем корабельщикам открыл ее относительно самого себя, говоря: «Знайте, что вся эта страшная буря, этот шторм, поднявший на море целые горы волн, и все бедствия, от него претерпеваемые, произошли единственно от сопротивления собственной своей воли воле Божественной: Бог приказал мне идти в Ниневию, но не в Фарсис». Однако ж ожидает тебя учитель морской, который вскоре наставит тебя, научит той истине, что должно каждому того желать, чего желает Бог, и не желать того, чего не желает Бог: взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей ( Иона 1, 15 ); и повелел Господь большому киту поглотить Иону ( Иона 2, 1 ). Таковы последствия упорного своеволия! Да послужит это и нам, братия, наукой о том, как принимать на себя благое и легкое бремя воли Божественной.  Но увы и горе нам от слабости и непостоянства воли человеческой! Только что она была Божией волей и вдруг начинает опять быть своей волей: Иона сильно огорчился этим и был раздражен ( Ион. 4, 1 ). Это злостные признаки человеческой воли, вступающей в борьбу с Божественной волей. Кто покорен и послушен воле Божией, тот никогда не огорчается, не раздражается и не ослабевает под бременем печали до того, чтобы возбудить в себе гнев и негодование против распоряжений Вышнего. Что это, честный Иона, что твою волю, почти во всем Богу покорившуюся, приводит опять в смущение? Вот причина нового противления Богу: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей?.. ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии ( Иона 4, 2 ). Здесь противоречие между волей Бога и волей Ионы заключается в том, что Бог благоволил ради покаяния простить ниневитян; Иона же хотел, чтоб проповеданная им казнь постигла их на деле, предположив, что напрасно устрашать угрозой, которая не исполнится, ибо скоро Бог может умилосердиться над ними. После чего Иона не находил себе другого утешения, кроме обращения к Богу с молитвою: И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить ( Ион.4, 3 ). Это лучше для тебя, Иона, но Богу неприятно. Своя воля заботится и внимательна только к тому, что для нее безопасно и приятно, и не рассуждает о том, приятно ли это Богу или же нет. И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны против него, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом ( Иона 4, 5 ). Своя воля еще не успокоилась: она оставляет город, с удовольствием желая смотреть на его истребление. Зачем же Иона выходит из города? Зачем не уговаривает граждан к непременному покаянию? Какая необходимость заставила его устроить себе новый дом, осененный тыквой? Тысячи домохозяев с благодарностью приняли бы к себе проповедника покаяния. Но не так поступает своя воля, для которой временами не только пространные города бывают невместительны, но и целый мир тесен. 

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

О нашем спасении — диалог с сектантом Протестанты утверждают, что спасение человека зависит всецело от Божественной благодати. А есть ли у самого человека заслуга в деле его спасения? 13 сентября, 2012 Протестанты утверждают, что спасение человека зависит всецело от Божественной благодати. А есть ли у самого человека заслуга в деле его спасения? Предлагаем вниманию читателей главу из книги архимандрита Клеопы (Илие) «Путеводитель по православной Священник: Протестанты, а заодно с ними и неопротестанты, то есть наши сектанты (ибо и их учения возникли в лоне протестантизма), утверждают, что спасение человека зависит всецело от Божественной благодати (от «благодати оправдания», по Кальвину, или от «благодати веры», по Лютеру), посредством которой ему «усваиваются», или «вменяются», заслуги Спасителя нашего Иисуса Христа. Ту же мысль выражают они, когда говорят, что спасение достигается одной лишь верой, приходящей по благодати Божией, и что у самого человека никакой заслуги в деле его спасения нет. Наша же Православная Церковь учит, что в деле спасения участвуют две стороны: Бог и человек, причем со стороны Божественной дается благодать, а со стороны человеческой прилагаются вера и добрые дела. Благодать дается от Бога, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3:23–24; ср. 5:15–17), и Бог же производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2:13). Благодатью вы спасены через веру , – пишет апостол ефесянам, – и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8–9). Та же истина вытекает из слов Спасителя: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5). Итак, благодать Божия для нас то же, что для ветви сок, идущий к ней от лозы. Но со стороны человеческой нужна вера, вдохновляемая любовью к Богу, или действующая любовью (Гал. 5:6), без которой спасение не приходит. Веру, знающую о Боге, но лишенную добрых дел, имеют и бесы, ибо и они веруют и трепещут (Иак. 2:19).

http://pravmir.ru/o-nashem-spasenii-dial...

Ответ на возражение 3. [Термин] миссия подразумевает происхождение от того, кто посылает, и, значит, включает в себя указание на понятие, но не особенное понятие, а понятие как таковое; таким образом, «происходить от другого» является общим [содержанием] для двух понятий. Раздел 5. Соответствует ли Сыну невидимая миссия? С пятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Сын не может быть посланным невидимо. Ибо невидимая миссия божественного Лица соответствует дару освящающей благодати. Но все дары благодати принадлежат Святому Духу, как сказано: «Все же сие производит один и тот же Дух» ( 1Кор. 12, 11 ). Следовательно, лишь Святой Дух послан невидимо. Возражение 2. Далее, миссия божественного Лица соответствует освящающей благодати. Но дары, связанные с совершенством ума, не являются дарами освящающей благодати, так как они могут иметь силу и без дара любви, как сказано: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви: то я ничто» ( 1Кор.13, 2 ). Следовательно, поскольку Сын происходит подобно слову ума, то Ему, по-видимому, не соответствует невидимая миссия. Возражение 3. Далее, миссия божественного Лица есть происхождение, как установлено выше (1,4). Но происхождение Сына и происхождение Святого Духа отличаются одно от другого. Следовательно, они имеют различную миссию, если Они оба являются посланными; и в таком случае один из них был бы ненужным, поскольку одного было бы достаточно для освящения тварей. Этому противоречит сказанное о божественной Премудрости: «... ниспошли ее от святых небес и от престола славы Твоей» ( Прем. 9, 10 ). Отвечаю: единая Троица пребывает в душе посредством освящающей благодати согласно сказанному: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14,23 ). Но то, что божественное Лицо послано ко всякому [человеку] посредством невидимой благодати означает как то, что это Лицо пребывает внутри него, так и то, что Оно имеет Свое начало от другого. Поэтому, поскольку как к Сыну, так и к Святому Духу относится пребывание в душе посредством благодати и происхождение от другого, то из этого следует, что быть невидимо посланным также относится к Ним обоим. Что касается Отца, то хотя Он и пребывает в нас посредством благодати, Ему не свойственно происхождение от другого, и, следовательно, Он не является посланным.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Отвечаю: каждая тварь причастна божественной благости так, чтобы сообщать имеемое ею благо другим, поскольку сама природа блага такова, что оно сообщимо другим. Поэтому даже телесные действователи, насколько могут, сообщают свою причастность другим. И чем больше действователь утвержден в божественной благости, тем больше он стремится, насколько может, сообщать ее совершенства другим. В связи с этим святой Петр и говорит тем, кто по благодати причастен божественной благости: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» ( 1Петр. 4, 10 ). Поэтому тем более святые ангелы, наслаждающиеся полнотой своего участия в божественной благости, сообщают ее тем, кто находится ниже них. Однако этот дар обретается низшими ангелами не в той превосходной степени, в какой [сообщается им] высшими, и потому высшие ангелы всегда сохраняют свой высший порядок и обладают более совершенным знанием, что подобно тому как и учитель знает то, чему обучает, лучше, чем обучаемый. Ответ на возражение 1. О знании высших ангелов говорится как об универсальном постольку поскольку им присущ наиболее возвышенный модус познания. Ответ на возражение 2. Слова Мастера должно понимать не в том смысле, что будто бы низшие ангелы вообще не были осведомлены о таинстве Воплощения, а в том, что их знания об этом не были столь полны, как знания высших ангелов, и потому восполнение этих знаний происходило уже после того, как таинство было исполнено. Ответ на возражение 3. Иные из вещей, связанных с мирскими делами, и в первую очередь – со спасением святых, Бог будет открывать высшим ангелам вплоть до Судного дня. Следовательно, у высшего ангела всегда найдется, что сообщить низшему. 542 В каноническом переводе: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия... открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге». 548 В каноническом переводе: «Моисей сказал: «Покажите мне славу Твою!», -и сказал Господь Моисею: «Я проведу пред тобою всю славу Мою " ».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

«Отступлением» назвал Апостол самого антихриста, дав ему имя сие по делам его; потому что покусится всех довести до отступления от истины. Нарек же его «человеком беззакония» потому, что по природе он человек, приявший в себя всю действенность диавола, а «сыном погибели» потому, что и сам погибнет, а для других послужит виною погибели, ибо губитель человеков подражает вочеловечению Бога и Спасителя нашего; и как Господь, восприяв естество человеческое, совершил наше спасение, так и он, избрав человека, способного приять в себя всю его действенность, покусится обольстить им всех людей, именуя себя Христом и Богом, обличая лживость так именуемых богов, которых сам поддерживал в протекшие века. «Церковию» же «Божиею» Апостол называет храм, в котором антихрист восхитит себе председательство, покушаясь выдать себя за Бога. Сие предвозвещал и божественный Даниил, ибо сказал: «И о… бозех отцев своих не смыслит…, и бога Маозима на месте своем прославит» (Дан. 11:37—38), то есть наименует себя Богом крепким. Потом Апостол, давая знать, что предлагает им не новое учение, присовокупил: 2Сол.2:5.   Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? «Не помните ли, яко еще живый у вас, сия глаголах вам?» Сказует же, почему антихрист еще будет и не вскоре явится. 2Сол.2:6.   И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. «И ныне удержавающее весте, во еже явитися ему в свое ему время» . Под «удержавающим» иные разумели Римское царство, а иные благодать Духа, то есть антихрист не придет, пока пребывает благодать Духа. Но невозможно прекратиться совершенно благодати Духа, ибо лишенным духовной помощи можно ли препобедить его ухищрения? Да и Римскому царству не будет преемствовать другое царство, потому что под четвертым зверем и божественный Даниил дал разуметь Римское царство, в нем же произник малый рог, творящий «рать со святыми» (Дан. 7:21), а это есть тот самый, о ком божественный Апостол изрек пред сим сказанное. И божественный Апостол, как думаю, говорит не о Римском царстве и не о благодати Духа; напротив того, признаю истинным утверждаемое другими.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2909...

Пожелаю же благочестивым читателям этой книги духовной пользы, глубокого понимания православной Божественной литургии и духовного преуспеяния для стяжания себе Царства Божия и вечной жизни. Епископ Феодор, б. Аргентинский 27–VI–1975 г. Ответ на письмо монахини Боголюбивейшая матушка Д.! Получил твое столь признательное письмо, в котором усердно благодаришь меня за исчерпывающие ответы на свои вопросы, касающиеся монашествующих. Слава Богу! Ты идешь по пути трудному, но спасительному. Господь утешает тебя на этом пути, и неудивительно... Посвятивший Ему свою жизнь не может быть неутешенным от Него. А теперь еще больше будешь получать утешений. Вот как пишешь в этом письме, так и делай. Это благочестиво и богоугодно. Подражай св. пророчице Анне, которая от раннего вдовства своего до глубокой старости неопустительно посещала храм Божий и ежедневно возносила в нем Господу Богу молитвословия. Преклонный возраст и болезнь законно объясняют твое благочестивое стремление всегда пребывать в храме Божием. В нем отдыхает душа, умиляется и насыщается духовной пищей, к тому же соборная 1 молитва выше келейной, домашней. Христос сказал: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где Двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18:19–20 ). Ты хорошо сделала, что обратилась ко мне с такой просьбой: «Отец, если Богу угодно, объясните нам с К. значение всех священнодействий на Божественной литургии». Это нужно знать не только тебе с племянницей твоей К., но и каждый православный христианин должен хорошо знать значение Божественной литургии в целом и значение каждого священнодействия в отдельности. В сжатом виде постараюсь с Божией помощью исполнить и эту просьбу, чтобы молитва твоя в храме была всегда горячей, искренней и не развлеченной. Отец Иоанн С. 2 так говорил: «Многие не любят быть у богослужения, потому что не знают его хорошо во всем его богатстве величия, мудрости, сладости, животворности, а узнают – не расстанутся никогда, так оно привлекательно, питательно, сладко для души».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Преподобный Петр Дамаскин (63, 76). Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Светлости, Восхождения, умные силы, или Умы, имеют чистую, беспримесную природу, непреклонную или трудно склоняемую к злу. (Они) непрестанно ликуют вокруг Причины (Бога)... (Они) или от первой Причины озаряются чистейшим, святейшим озарением, или, по мере естества и чина, иным способом (от высших к низшим) приемлют озарение. Святитель Григорий Богослов (13, 50). О семи наивысших Ангелах имеется известие в Откровении святого Иоанна Богослова, в главе первой, где сказано следующее: " благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его " (Апок. 1, 4), и еще: " я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом " (Апок. 8, 2). В книге Товитовой один из них говорит: " Я-Рафаил, один из семи святых Ангелов " (Тов. 12, 15), предстоящих Господу. Эти семь Ангелов по именами по порядку в чине своем исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил; Варахиил. Каждый из них имеет свое особое высшее служение у Господа Бога. Вкратце, эти служения проявляются так. Михаил - служитель божественной славы, страж и защитник чести Божией. Гавриил2 - служитель божественной крепости и изъявитель сокровенных таинств Божиих. Рафаил3 - служитель божественных исцелений, чудесно изливаемых свыше на немощное естество. Уриил 4 - служитель божественной любви, свет и огонь, освещающий познанием Бога и воспламеняющий сердца человеческие божественной любовью. Селафиил5 - служитель божественных молений, всегда молящийся Богу о роде человеческом, учащий людей усердной, богомысленной и умиленной молитве и возбуждающий к ней. Иегудиил6 - служитель божественных хвалений и исповеданий, помощник в трудах и подвигах, укрепляющий тех, которые в чем-либо трудятся ради славы имени Господня, ходатайствующий и готовящий им за это воздаяние от Бога. Варахиил7 - служитель божественных благословений и дарований, посылаемых людям благоутробием Божиим. Святитель Димитрий Ростовский (103, 816) 8 .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Скачать epub pdf Толкование на вторую главу 1Фес.2:1 . Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный. Был бы тщетным наш вход в ваш мир: в мир ваших душ, ваших мыслей, ваших убеждений – вашей жизни вообще, если бы мы не доставили вам того, что вы не имели, – спасения от смерти, греха и диавола. Это и составляет вечно новую весть, через которую ваши души приняли Спасителя мира и спасение, и вы сами познаете, что наш вход к вам означал смерть всем смертям вашим, всем грехам, всем демонам, потому что вы уверовали в Спасителя мира, Которого мы вам проповедали, и приняли спасение, принесенное нами. Вы дали веру, а мы вам дали спасение, вечную истину, вечную правду, любовь, вечную жизнь. Вы дали веру, а мы вам дали единого истинного Бога всего мира. 1Фес.2:2 . Но прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом. Но на вечную истину восстает ложь, на вечную правду восстает несправедливость, на вечную любовь восстает ненависть, на вечное добро восстает зло, на вечную жизнь восстает смерть, на истинного Бога восстают последователи ложных богов! И эта непрерывная борьба безжалостна. В этой войне неизбежны удары, раны и мучения. Это произошло и с нами, когда мы пришли в Филиппы, поскольку все ложное и демонское восстает против нас, причиняя беды, скорби, оскорбления и уничижения. Почему же это попустил наш истинный и всесильный Господь и Спаситель – Бог, Которого мы проповедуем? Потому что Он захотел показать, что мы, христиане, сильнее всех мучений, всех скорбей, всех бед и всех смертей. И когда на нас со всех сторон нападают богоборцы, то и тогда мы безбоязненно проповедуем Евангелие Божие, ведя борьбу со всякой ложью, с демонами и смертями, поскольку нет такой лжи, которая выстояла бы перед нашей божественной истиной, нет такой неправды, которая выстояла бы перед нашей божественной правдой, нет такой смерти, которая выстояла бы перед нашей божественной и бессмертной жизнью. В действительности проповедь Евангелия Божия ведется с борьбой. Почему? Потому что мир во зле лежит и не хочет божественной истины, правды и жизни. Пронизанный похотями и желанием греха, этот мир не хочет истинного Бога и Его Евангелия, которое лечит от греха и зла, противостоит диаволу, приносит спасение и дарует вечные блага и сладость Небесного Царствия. И действительно, сколько сражений предстоит душе, прежде чем она очнется от сна греха, избежит его тления и достигнет воскресения из мертвых, достигнет новой жизни и приблизится к Воскресшему Господу! О, как трудно пробудиться спящим душам, восстать от смерти и возлюбить вечную жизнь!

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Скачать epub pdf Четвертая книга Псалтири. Псалмы 89–105 «Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?» ( Лк.12:24 ) Псалом 89. Молитва об отвращении наказания смертию во время перехода чрез пустыню. По указанию надписания 668 псалом этот написан Моисеем; за написание его этим «человеком Божиим» говорят и внутренние основания 669 . Моисей мог написать его к концу странствования в пустыне, после того как гнев Божий поразил уже большую часть противников Его и нарушителей Божественной воли. Можно поэтому считать этот псалом молитвою, которую Моисей вложил в уста народу, об отвращении Божественного наказания. Быстрое вымирание сотен тысяч народа весьма сильно напечатлевало в сознании оставшихся в живых непрочность и шаткость человеческой жизни и страх божественного гнева; они ясно видели, что у них нет никого, кто бы мог помочь им, к кому бы они могли обратиться, кроме Бога; отсюда одушевленное восклицание: Господи, Ты и только Ты, был всегда нашим прибежищем (ст.2) 670 . – Бог есть надежное прибежище для слабого и непрочного человека, Он вечен (ст.3) 671 . О если бы Господь не поразил еще больше и так уже довольно наказанный народ, не истребил всех (осужденных на преждевременную смерть) и смиловался над ними ввиду их раскаяния (ст.4) 672 Жизнь человеческая и без того уже, хотя бы она (как жизнь патриархов) продолжалась тысячу лет, в сравнении с вечностью Божиею (пред очима Твоима) не более, как мгновение (ст.5) и лета человека, хотя бы они и не сокращались вследствие особенного божественного наказания, равны нулю (ст.6) 673 ; жизнь его весьма непрочна (ст.7) 674 . В ст.8 и т.д. народ подробнее развивает, почему он (в ст.4) 675 молится, чтобы Бог не сокращал насильственно, особенными наказаниями (смирении) и саму по себе (ст.3–4) столь кратковременную уже жизнь человека; потому именно (яко, ст.9), что вымирание народа есть следствие особенного божественного гнева (ст.7) 676 . Бог не простил еще грехов его неверия, противления и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010