Через пророка Бог возвещает Своему народу: мудрость, сила и богатство бесполезны, человек должен стремиться только к познанию Бога (Иер 9. 24). Принадлежностью к избранному народу также не надо гордиться - приходят дни, когда Господь посетит не только обрезанных, но и необрезанных, к-рые будут уравнены с сынами Израилевыми, живущими «с необрезанным сердцем» (Иер 9. 25-26). Сынам Израилевым не следовало подражать язычникам, служащим идолам, к-рых они изготавливают из дерева, вырубленного в лесу, и покрывают золотом и серебром, привезенными из Фарсиса и Уфаза (Иер 10. 2-9). Иеремия молит Бога отвратить от Израиля заслуженное наказание, излить Свою ярость на «народы, которые не знают» Его (Иер 10. 25). По повелению Господа он призывает «в городах Иуды и на улицах Иерусалима» (Иер 11. 6) возобновить с Богом завет, к-рый Он «заповедал отцам» их (Иер 11. 4), и исполнять Его повеления; в этом случае грехи Израиля будут прощены и он снова станет народом Божиим. Однако его слова не услышаны - народ Божий продолжает служить языческим идолам и т. о. вызывать на себя божественный гнев. Наказанию от Бога будут подвергнуты и другие народы - «злые... соседи», нападающие на Его народ (Иер 12. 14). Наказав Израиль и Иуду, исторгнув их «из среды их», Он в итоге помилует их и вернет в родную землю, а враждебные им народы будут наказаны за то, что воспользовались их слабостью. По повелению Бога Иеремия совершает символическое действие - покупает льняной пояс, носит его какое-то время «на чреслах» и затем прячет «в расселине скалы». «По прошествии... многих дней» он выкапывает пояс и видит, что он испортился и «ни к чему стал не годен» (Иер 13. 1-7). Господь сообщает Иеремии, что точно так же Он уничтожит «гордость Иуды и великую гордость Иерусалима» (Иер 13. 9): Он приблизил «к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин», подобно поясу, к-рый «близко лежит к чреслам человека» (Иер 13. 11), но теперь Он сокрушит «их друг о друга, и отцов и сыновей вместе» (Иер 13. 14). Грядущие бедствия изображены в слове «Господа, которое было к Иеремии по случаю бездождия» (Иер 14. 1): земля будет опустошена, почва растрескается, и даже лань будет оставлять своих детей, «потому что нет травы» (Иез 14. 5). Пророк обращается с мольбой о помощи к Богу, называя Его Надеждой и Спасителем Израиля (Иер 14. 8). Иеремия напоминает обещания др. пророков о том, что на земле не будет голода и войн, но Бог называет их лжепророками, т. к. им Он «не давал... повеления» (Иер 14. 14), и говорит, что «народ, которому они пророчествуют, разбросан будет по улицам Иерусалима от голода и меча» (Иер 14. 16). Гнев Божий столь велик, что он не мог бы быть отвращен даже предстательством Моисея и Самуила (Иер 15. 1); Он «устал миловать» (Иер 15. 6), однако и теперь готов восставить Свой народ, если он обратится к Нему сам (Иер 15. 19-21).

http://pravenc.ru/text/293622.html

“ Ной начал , - говорит Писание, - возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел ” (Быт.9:20,21). Смотри, какую пользу может доставить нам самое начало этого чтения. В самом деле, когда услышим, что муж праведный, совершенный, получивший небесное о себе свидетельство, испил вина и упился, то, как же мы, погрязнувшие в столь многих и различных грехах, не постараемся со всем усилием избегать гибельного пьянства? Ведь неодинакова вина в том, что этот праведник подвергся этому пороку, и что мы впадаем в него же. Есть много обстоятельств, которые делают его (праведника) достойным извинения. Говорю это, впрочем, не в защиту пьянства, но для объяснения, что праведник согрешил не по невоздержанию, но по неведению. И что он не вдруг дошел до употребления вина, слушай, как само Писание говорит об этом и защищает его следующими словами: “ Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;   и выпил он вина, и опьянел ”. Это самое выражение, “ начал ”, уже показывает, что он положил начало употреблению вина, и подвергся опьянению по совершенному неведению и по незнанию меры употребления вина. Кроме того, (можно сказать) и то, что он, чувствуя великую скорбь, хотел получить от того утешение, как говорит и премудрый: “ Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею ” (Притч.31:6), показывая этим, что ничто не может быть столь полезным врачевством против печали, как употребление вина, только бы неумеренность не уничтожала происходящей от него пользы. А что этот праведник находился в печали и унынии, видя себя в такой пустыне и имея пред своими глазами поверженные трупы и людей, и скотов, и зверей, и землю, соделавшейся общим для всех гробом, - кто будет спорить против этого? Пророкам и всем праведникам свойственно скорбеть не только о близких к ним, но и о прочих людях. Кто захочет припомнить, тот найдет, что все они оказывали такое сострадание. Так он услышит, что Исаия говорит: “ Не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего ” (Ис.22:4); Иеремия: “ О, кто даст голове моей воду и глазам моим - источник слез! ” (Иер.9:1); Иезекииль: “ О, Господи Боже! неужели Ты погубишь весь остаток Израиля ” (Иез.9: 8); что Даниил плачет и говорит: ничтожными сделал нас у всех народов; Амос: “И пожалел Господь о том ” (Ам.7:3); Аввакум: “ Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? ”; и в другом месте: “ И оставляешь людей как рыбу в мор ” (Авв.1:3,14); он услышит также, что и самый блаженный Моисей говорит: “ Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей ” (Исх.32:32); он же, когда Бог обещал сделать его властителем многочисленнейшего народа и сказал: “ Оставь Меня, … и истреблю их (этих людей ), и произведу многочисленный народ от тебя ” (ст. 10), - не согласился и на это, но захотел лучше остаться вождем евреев. И учитель вселенной, блаженный Павел, говорит: “ Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти ” (Рим.9:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

  В веке будущем Церковь в этом веке именуется Невестой Христовой не только потому, что она любит Своего Спасителя, но и потому, что она, подобно невесте, ждёт Его Пришествия. Как о том говорится в книге Откровения: «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди!» (Откр. 22:17-20). И когда Церковь перестаёт ждать своего Небесного Жениха – это для разумных говорит о многом. Вместе с тем, Церковь ждёт и воскресения из мёртвых для того, чтобы нам полностью и окончательно соединиться с возлюбившим нас Христом-Богом и уже во всей полноте стать «сынами Божиими, будучи сынами воскресения» (Лук. 20:36). Когда же это произойдёт в Пришествие Христово и «воцарится Господь Бог Вседержитель» (Откр. 19:6), то наступит брачная радость для «ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:28), – радость вечного и нерасторжимого союза любви Христа и Его Церкви. И тогда Церковь будет именоваться уже не невестой Христовой, а женою Его. Как о том повествуется в Откровении Господа Иисуса Христа, Апокалипсисе: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. …Блаженны званые на брачную вечерю Агнца. …Сии суть истинные слова Божии (οι λογοι αληθινοι του θεου εισιν)» (Откр. 19:7-9). В этих словах Откровения мы видим, что не только Воплотившееся Отчее Слово неизменно пребывает в направленности любви к Рождающему Его («προς τον θεον» (Иоан. 1:1)), но и те, «которые с Ним, суть званые, и избранные, и верные» (Откр. 17:14), также обнаружили свою истинность в отношении к своему Творцу и Богу («του θεου» (Откр. 19:9)). Ибо, как пишет прп. Максим Исповедник, «всему пришедшему в бытие от Бога свойственно собираться к Нему постоянно и непреложно» . Поэтому сии наречённые Словом Божиим истинными логосами «του θεου εισιν» (Откр. 19:9) «и называются, – по слову прп. Максима, – частицей Бога по причине предсуществования в Боге логосов их бытия» . «А который, будучи частицей Бога ради находящегося в нем логоса добродетели, и, оставив... своё начало, неразумно движется по направлению к небытию, справедливо называется истекшим свыше, как подвигшийся не к собственному началу и причине, по которой, и ради которой, и в связи с которой он пришёл в бытие, – и находится в безостановочном кружении и страшном беспорядке по душе и телу, добровольным течением к худшему причиняя себе неудачу в отношении этой непрелестной и неизменной причины. От того и говорится в точном смысле слова «истекать», что, хотя и имел таковой бесспорно зависящую от него самого власть соделывать основания своей души в Боге, но добровольно променял лучшее и сущее на худшее и несущее» .

http://bogoslov.ru/article/3570072

  Но как же будут жить праведники, если смерть косит всех подряд: и праведных, и грешных? « Невинен я; не хочу знать души моей, презираю жизнь мою. Все одно; поэтому я сказал, что Он губит и непорочного и виновного» (Иов 9:21, 22) и «нет пользы человеку в благоугождении Богу » (Иов 34:9). « Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и (злому), чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы. Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим » (Еккл 9:2-3). Есть ли в такой ситуации надежда на избавление от смерти хотя бы для праведных? И вот снова Бог говорит через Своего пророка об эсхатологическом Царстве, где смерть будет уничтожена навсегда: « Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц » (Ис 25:8).   Ветхозаветное откровение о воскресении плоти уникально. Оно отлично от языческой идеи бессмертия души (духа) человека как жизненного начала. По греческому пониманию душа человека, нетленная по своей природе, приобщается божественному бессмертию сразу же после смерти, освобождающей ее от уз тела. По библейскому же пониманию человеческая личность, в силу своего теперешнего состояния, вся целиком обречена подпасть власти смерти: душа станет пленницей шеола, тогда как тело истлеет в могиле; но это будет переходным состоянием, из которого человек по особой милости Божией воспрянет живым, подобно тому, как встают с земли, на которой лежали, как восстают от с.176].   Бог Израиля — Владыка не только всего мира, но также жизни и смерти. Он «умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1 Цар 2:6; Втор 32:39), Он властен и над преисподней (шеолом) (Ам 9:2; Пс 138:8). Возвращение к жизни — плод обращения и покаяния. «Пойдем и возвратимся к Господу! Ибо Он... оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его» (Ос 6:1 сл). Это не просто пожелания людей, ибо пророческие обетования определенно свидетельствуют, что так и будет. После испытания плена Бог воскресит Свой народ, как уже иссохшие кости, возвращаемые к жизни (Иез 37:1-14). Он пробудит Иерусалим и воздвигнет его из праха, в котором тот лежал как бы мертвый (Ис 51:17; 60:1). Он оживит мертвецов, восставит мертвые тела, пробудит лежащих во прахе (Ис 26:19). Бог восторжествует над смертью во благо Своего народа: «Смерть! где твое жало? ад (евр. шеол)! где твоя победа?» (Ос с.177].

http://bogoslov.ru/article/782964

Это было первым проявлением предвозвещенной Богом вражды между Семенем жены и семенем змия, проходящей через всю историю человечества, как это прекрасно выясняет и Иоанн Богослов в одном из своих посланий ( 1Ин. 3:10–12 ). Суд и наказание Каина Быт.4:9 . И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? По примеру суда над падшими прародителями ( Быт. 3:9 ) и суд над преступным их сыном милосердый Бог начинает с воззвания (призыва) к покаянию. Своим вопросом Господь хочет пробудить совесть братоубийцы, вызвать его на чистосердечное покаяние и на просьбу о помиловании. Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? Но Каин был в совершенно противоположном настроении: с упорством ожесточившегося грешника, он не только запирается в преступлении, но и дает дерзкий ответ Богу, как бы даже обвиняя Его за столь неуместный вопрос. Быт.4:10 . И сказал [Господь]: что ты сделал? Так как Каин не обнаружил готовности принести покаяние и принять помилование, то Бог приступает, наконец, к осуждению его, в котором проявляет Свое всеведение, всемогущество, правосудие и милосердие. голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; Это довольно употребительное в Библии обозначение тяжких преступлений, остающихся по неведению или небрежению безнаказанными у людей, но находящих должное возмездие у Бога ( Быт. 18:20–21, 19:13 ; Исх. 3:9 ; Иов. 24:12 ; Иак. 5:4 ; Евр. 5:7 ). «Кровь Авеля вопиет, т. е. требует отмщения ( Откр. 6:9–10 ), она вопиет от земли самым действием разрушения, которое, по порядку природы возбуждает против себя другие разрушительные силы, и вопль ее доходит даже до Бога, ибо Авель и по смерти говорит верою ( Евр. 11:4 ), поставляющей его в благодатном присутствии Бога» (Филарет). В том, что этот вопль достигает неба, замечается образное выражение мысли о божественном всеведении, которое представляется слышащим восклицания и там, где человек старается покрыть все глухим молчанием. Быт.4:11 . и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; Здесь мы имеем первый пример божественного проклятия направленного непосредственно на человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еще Иудеи просили себе однажды молитв у Самуила, который отвечал им: да не будет со мною того, чтобы отступить от Господа Бога моего и не взывать о вас в молитве; и действительно воззвал Самуил ко Господу об Израиле, и услышал его Господь ( 1Цар.7:8–9 ). А сколько раз Моисей молился за народ еврейский и по его молитвам Бог оказывал этому народу милости Свои!? В Новом Завете, по примеру Самого Христа Спасителя, молившегося Богу Отцу за апостолов Своих и всех верующих в Него, молились о верующих апостолы. Так, ап. Павел в своих посланиях неоднократно упоминает о своих молитвах за верующих ( Кол.1:9 ; Флп.1:9 ), молитвами апост. Петра исцелен был Еней и воскрешена Тавифа ( Деян.9:32–42 ). Апостолы Христовы не только сами молились о верующих, но и просили их молиться о себе. Так св. апост. Павел просил себе молитв у благочестивых учеников своих ( Рим.15:30 ; 1Сол.5:25 ); а св. ап. Иаков, наставляя христиан вообще молиться друг за друга и, следовательно, просить друг у друга молитв, говорит: много может усиленная молитва праведного ( Иак.5:16 ). В Священном Писании есть прямое основание утверждать, что святые, и по переселении в горний мир, принимают наши молитвы и молятся о нас Богу. Сам Господь Бог говорил пророку Иеремии: хотя бы предстали пред Меня Моисей и Самуил, то и тогда душа Моя не будет с этим народом: отгони их от лица Моего ( Иер.15:14 ). Этими словами Господь показывает, что Моисей и Самуил, давно уже умершие, могли молиться пред Ним за иудеев, но только их молитвы не имели бы силы по причине крайнего нравственного падения иудеев, какое было при царе Манассии. Далее, Иуда Маккавей видел в видении Онию, умершего первосвященника, который и сам, простирая руки, молился за весь народ иудейский и, указывая на другого мужа, с ним бывшего, сказал Иуде: это – братолюбец, который много молится о народе и святом граде, Иеремия, пророк Божий (2Макк.15:12, 14). Столь же ясные указания на молитвы о нас святых небожителей находятся и в Новом Завете, и прежде всего в словах Самого Спасителя к апостолам при прощании с ними: не оставлю вас сирых, Аз умолю Отца и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век ( Ин.14:16, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Писание свидетельствует, что ангелы, окружающие Престол Божий, непрестанно возвещают святость Божию, взывая, друг к другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» ( Ис. 6:3 ). По изображению в Писании, свет святости наполняет все, что исходит от Бога или служит Богу: «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих» ( Пс. 144:17 ). «Ибо Свят Господь, Бог наш» ( Пс. 98:9 ). б) Правосудие Божие есть другая сторона все праведности Божией. «И Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте...» ( Пс. 9:9 ). «Господь воздаст каждому по делам его, ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2и 11). Как согласовать Божественную любовь с правдой Божией, строго судящей за грехи и наказывающей виновного? По этому вопросу высказывались многие отцы. Они уподобляют гнев Божий гневу отца, который с целью вразумить непокорного сына прибегает к отеческим карательным мерам, сам в то же время скорбя, одновременно печалясь и о неразумности сына и сострадая ему в причиняемом ему огорчении. Потому-то всегда Божия правда есть и милосердие, и милосердие есть правда, по сказанному: «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» ( Пс. 84:11 ). Святость и правда Божии тесно связаны между собой. Бог призывает всех к жизни вечной в Нем, в Его Царствии, а значит, в Его святости. Но в Царствие Божие не войдет нечто нечистое. Господь очищает нас Своими наказаниями, как действиями промыслительными, предупреждающими, исправительными, ради любви Своей к созданиям Своим. Ибо нам предстоит суд справедливости, суд для нас страшный: как можем мы войти в царство святости и света – и как могли бы мы там себя чувствовать – будучи нечистыми, темными и не имея в себе зародыша святости, не имея в себе никакой положительный духовной, нравственной ценности? Всемогущий – «Ибо Он сказал,– и сделалось; Он повелел, – и явилось» так выражается Псалмопевец о всемогуществе Божием ( Пс. 32:9 ). Бог есть Творец мира. Он Промыслитель мира. Он Вседержитель. Он есть «Един творящий чудеса!» ( Пс. 71:18 ). Если же Бог терпит зло и злых в мире, то не потому, что Он не может уничтожить зла, а потому, что Он даровал свободу духовным существам и направляет их к тому, чтобы они свободно по своей воле, отвергались от зла и обратились к добру. По поводу казуистических вопросов о том, чего Бог «не может» совершить, нужно ответить, что всемогущество Божие простирается на все то, что угодно Его мысли, Его благости, Его воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Глава 9 Бог благословляет Ноя Быт.9:1 . И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им Подобно тому, как родоначальник первого мира – Адам, тотчас же по сотворении, получил от Бога особое благословение ( Быт. 1:28–30 ), и родоначальник второго мира – Ной получает подобное же благословение. Как то, так и это благословение одинаково касается трех пунктов: размножения человека, его власти (обладания) над животными и его питания. Сила этого божественного благословения касалась не одного только праведного Ноя, но и «сынов его», т. е., как наличного, так и будущего его потомства, короче сказать – всего человеческого рода, обновленного теперь и призванного к новой жизни. плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю; Но не добавлено, как некогда Адаму: «и обладайте ею», так как человек через грехопадение утратил эту богоподобную силу или, по крайней мере, сильно умалил и сократил эту богоподобную свою способность. И только второй Адам – Господь наш Иисус Христос, уничтоживший власть греха, снова покорил все под ноги Свои и не оставил ничего Ему непокоренного ( 1Кор. 15:27 ; Еф. 1:22 ; Евр. 2:8 ). Быт.9:2 . да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; «Сего не было в благословении, данном Адаму: он был владыкою твари, но не страшным. Когда же внутреннее достоинство человека уже не покоряет ему тварей, Бог обуздывает их страхом» (Филарет). Быт.9:3 . все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё; Это будет уже второй по числу закон о пище ( Быт. 2:16 ), разрешающий теперь наряду с прежними родами ее – зеленью и полевыми злаками еще и один новый, именно – мясо животных, птиц и рыб, словом все то, что движется и живет. Причину нового разрешения блаженный Феодорит выясняет следующим образом: «Бог, провидев наклонность человека к идолослужению и обоготворению животных, дал плоть сих последних в пищу, дабы познал, сколь неприлично воздавать божеское почтение земным существам, которые можно убивать и съедать». Запрещение вкушения крови и человекоубийства

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

9 . «Бог Господь, и явися нам, составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен грядый во имя Господа Спаса нашего». Господь (наш) есть Бог, и Он явился нам; составьте праздник и в восторге приидите с ваиями и ветвями, возвеличим Христа, в песнопениях восклицая: благословен Грядущий во имя Господа, Спасителя нашего. Б. Догматические и нравственные мысли, взятые из службы праздника торжественного вшествия Господа Иисуса Христа в Иерусалим 1) «Восхвалите согласно людие и языцы: Царь бо ангельский взыде ныне на жребя, и, грядет, хотяй на кресте поразити враги, яко силен. Сего ради и дети с ваием взывают песнь: слава Тебе пришедшему победителю, слава Тебе Спасу Христу, слава Тебе благословеннаму, единаму Богу нашему» 39 . «На херувимех носимый, и певаемый они Серафим, возсел еси на, жребя Давидски Блаже, и дети Тя воспеваху боголепно» 40 . «Ликуй от радости, дщерь Сиона, – говорит пророк Захария, – торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах.9:9 ). В исполнение непререкаемых глаголов Божиих радовалась дщерь Сионя и дщерь Иерусалимля при последнем торжественном вошествии Господа Иисуса Христа в Иерусалим. Многие из народа иудейского, побуждаемые видением божественного чуда воскрешения от мертвых четверодневного Лазаря, другие движимые другими благотворными чудесами и милостями Господа Иисуса Христа, а дети по простоте и незлобию сердца и по сочувствию к любвеобильному и сладчайшему Иисусу Христу, вышли навстречу к Нему из города с ваиями в руках и пели победную песнь: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» ( Мф.21:9 ). При сем торжестве и радостном волнении народа «весь город пришел в движение» ( Мф.21:10 ) от изумления торжественной встречи. Так, по слову пророка, возрадовалась дщерь Иерусалимля! Между тем Господь, при виде святого града, среди радостного шума празднующих, плачет...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Кто склонен часто сердиться, надуваться за всякое неприятное слово или дело, тот злобный, гордый, нетерпеливый человек» 184]. Мф.8:7 . «Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.» " Аз пришед изцелю его (отрока) ( Мф. 8:7 ). Ты веришь словам, например, часового мастера, когда на твою просьбу поправить твои попортившиеся часы он отвечает: я приду и исправлю их. Не тем ли тверже и бессомнительнее мы должны веровать, когда Зиждитель нашего тела и души говорит: Я приду, исцелю его, – или: Я приду, воскрешу его (Ср.: Ин. 11:11 ). Как часовой мастер дает, так сказать, жизнь часам моим, в коих механизм повредился и перестал действовать, влагая в них упругий волосок и колеса вместо души, сообщая им движение и приводя в порядок все части механизма: так Господь, Жизнодавец и Бог наш, в одно мгновение может воскресить умершего как Зиждитель его души и тела» 243]. Мф.8:8 . «Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;» Мф.8:9 . «ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.» «Если я, будучи человек немощной, а не Бог Всемогущий, но если захочу сделать что-либо заключающееся в пределах моей возможности, то сделаю: например, захочу написать сочинение – и напишу, захочу излечить болезнь – и излечу, захочу сделать вещь – и сделаю; например, построить дом, храм – и построю; или, например, скажу одному: приди – и придет; отойди – и отойдет; сделай то – и сделает (Ср.: Мф. 8:9 ), то Бог ли Всемогущий не сделает всего что только восхощет? Бог наш, на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори ( Пс. 113:11 ) – не от одного ли Его слова сделается все, что ни восхощет? Той рече: и быша; Той повеле: и создашася ( Пс. 32:9 ; Пс. 148:5 ). – Мы не творцы людей, и они, по нашему слову, делают так много. Мы не творцы вещей, но вещи, по нашему желанию и действию, принимают тысячи форм, служат для бесчисленных потребностей и удовольствий; мы не творцы вещей, но творим из вещества великие и малые предметы. Сам ли Творец, везде сый и вся исполняяй, по слову Коего все пришло из небытия в бытие, по мысли, по воле и по слову Коего сотворено и существует все бесконечное разнообразие вещей, не сотворит все, что восхощет? – Если врач-человек оживляет иногда полумертвого по причине знания своего дела и по искусному, меткому воздействию на причину болезни, то Творец ли врачей и врачеваний не исцелит одним хотением и словом всякой болезни – Творец ли не воздвигнет и мертвеца одним словом Своим? Дадим славу Богу (Ср.: Ин. 9:24 ) мы, маловерные, и скажем Ему от сердца: вся возможна Тебе, Владыко, невозможно же Тебе ничтоже (Ср.: Мф. 19:26 ). Аминь» 298].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010