Первосвятитель. 23 февраля 2009 года Патриарху Алексию II исполнилось бы 80 лет… Источник: Журнал «Пастырь» Восемнадцать лет назад, 10 июня 1990 года, в день интронизации в Богоявленском Патриаршем соборе Патриарх Московский и всея Руси Алексий II произнес речь, в которой кратко охарактеризовал задачи, стоящие перед Русской Православной Церковью. «Свою первоочередную задачу мы видим прежде всего в укреплении внутренней духоносной Церкви. Многообразны средства для возрождения должного духовного состояния нашего христианского общества, опирающегося на древние традиции нашей Церкви. Мы уповаем на то, что боголюбивая паства будет исполнена стремления содействовать этому возрождению во славу Христа Спасителя и Его Святой Церкви». Случилось то, что в конце XIX века предсказывал великий Глинский старец — иеромонах Порфирий (Левашов). После падения веры в России, когда блеск земной славы ослепил разум и слова истины были в поношении, придет время, когда «…за веру восстанут из народа неизвестные миру и восстановят попранное». В девяностые годы прошлого века наш народ пережил невиданную в мировой истории цивилизационную катастрофу. Сверхдержава была разделена на суверенные государства, уничтожен огромный экономический и научный потенциал, самая сильная в мире армия перестала существовать, началось вымирание русского народа, разъединенного в осколках страны, обезлюдели русские деревни, пахотные поля начали зарастать кустарником. Общество в своих внешних проявлениях стремительно утратило традиционные нравственные устои. Единственным островом спасения оставалась Русская Православная Церковь. Светильник веры вновь засиял на вершине горы. Именно на этом острове началась православная самоорганизация русского народа. Именно в это неописуемо трагическое и одновременно великое время русское Православие показало свою жизненную силу и спасительность. В последние 18 лет совершилось невиданное чудо, которое трудно осознать, находясь внутри него и участвуя в нем. Стремительно возрождались церковные приходы, возникали православные братства, благотворительные и просветительские фонды и издательства. Старушки отдавали последнее на восстановление храмов, а восемнадцатилетние юноши героически переносили неимоверные тяготы войны в горах Кавказа и шли умирать с именем Господа Иисуса Христа на устах. Скромные самоотверженные школьные учителя, врачи и офицеры, годами не получая зарплату, оставались на своих местах и трудились, не покладая рук, по сути, во славу Божию. Все здоровые силы общества устремились в церковную ограду. Соработниками Церкви и Патриарха стали Георгий Свиридов, Владимир Солоухин, Игорь Шафаревич, академики, генералы, промышленники. Евангелие, «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского и православный молитвослов стали для миллионов настольными книгами…

http://pravoslavie.ru/37290.html

(Поучение в день памяти Святителя Алексия, Митрополита Московского, сказанное в Патриаршем Богоявленском соборе) Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы спасти мир. Спасение каждого человека совершается при ближайшем участии Самого Спасителя: Его Божественной любви и благодати ( Ин.15:5 ). Путь ко спасению открыт для всех и всем подаются средства «яже к животу и благочестию» ( 2Пет.1:3 ), то есть ко спасению. Указаны также и примеры спасения в лице угодников Божиих, стяжавших спасение и просиявших на земле, как «свет мира» ( Мф.5:14 ), как «соль земли» ( Мф.5:13 ). Одним из таких угодников Божиих является и ныне празднуемый Святитель Алексий, Митрополит Московский. Вспомним кратко его житие, чтобы получить для себя уроки назидания и утешения. Святитель Алексий родился в 1293 году в Москве. Происходил из знатного боярского рода. При крещении был наречен Елевферием. Родители мечтали подготовить его к государственной службе и с этой целью дали ему высокое образование. С юных лет он «изучался всей грамоте», «всем книгам извыче». Но, однако, не так судил Бог. Еще в детские годы Господь призвал Елевферия на высокое служение Богу, Церкви и Родине. Однажды он, 12-летний мальчик, ловил птиц в поле и, заснув, услышал голос: «Алексий! что напрасно трудишься! Будешь человеки ловя». «Будешь человеки ловя». Как близки эти слова по смыслу и словесному выражению к словам Спасителя, обращенным к простым рыбарям при призвании их на апостольское служение: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» ( Мф.4:19 ). Апостолы откликнулись на этот призыв Спасителя и последовали за Ним. То же произошло и с юным Елевферием. Услышав голос призывающего Господа, он переменился: стал искать уединения, молитвы, Господа. Через три года поступил в Московский Богоявленский монастырь, а через пять лет постригся в монахи с именем Алексия, имея 20 лет от роду. Так начался иноческий подвиг будущего Святителя земли Русской. Через двадцать лет этого подвига он стяжал добродетельное житие и мудрость и был определен ведать церковными судами при Митрополите. Разбор судебно-церковных дел познакомил его с духовно-моральным состоянием членов Церкви, что подготовило его, в свою очередь, к управлению Русской Православной Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы 8-32 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 31 марта 2009 года 31 марта 2009 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Москвы под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир Митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин Архиепископ Костромской и Галичский Александр Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон Епископ Брянский и Севский Феофилакт Епископ Туровский и Мозырский Стефан Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии Журнал 8 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о проведении дней памяти почившего Предстоятеля Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, приуроченных к восьмидесятилетию со дня его рождения. Справка: На основании постановления Священного Синода Русской Православной Церкви (Журнал 95 от 10 декабря 2008 года) в феврале 2009 года были проведены дни памяти почившего Святейшего Патриарха Алексия II, приуроченные к восьмидесятилетию со дня его рождения. 24 февраля, накануне дня тезоименитства приснопоминаемого Патриарха Алексия II, в Богоявленском кафедральном соборе в Москве митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента, архиепископа Истринского Арсения, епископов Красногорского Саввы, Серпуховского Романа и Шатурского Никодима были совершены Всенощное бдение и лития перед гробницей Святейшего Патриарха Алексия II.

http://mospat.ru/archive/86302-zhurnaly-...

Протоиерей Сергий Правдолюбов В 1814 году, на Покров Пресвятой Богородицы, в Троице-Сергиевой Лавре начала действовать Духовная школа, которую перевели туда из подмосковного Перервенского монастыря. Впоследствии Школа стала Московской Духовной Академией. Праздник Покрова здесь отмечается особо, так как ее сердцем является академический Покровский храм. Профессор Московской Духовной Академии протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ рассказал «НС» о времени, когда он сам был студентом и о своем самом ярком переживании во время учебы. Фото: МДАиС – Правда ли что учеба в Академии, это испытание на смирение? Учащихся ждут трудные бытовые условия? – Я учился в Московской Духовной Академии с 1974 по 1978 год. С тех пор прошло много времени, что можно вспомнить? Ничего особенно аскетичного я не помню. Трудности были, например кому-то надо спать ложиться, а кто-то должен книжку читать, но чего-то такого, что особенно мешает жить, я не помню. В те годы студенты жили в обычных армейских условиях, человек пять или шесть в одной комнате. Вся жизнь проходила на курсе, внутри Лавры. Удивительно то, как сильно влияла Москва на мир и тишину в душе. Я приезжал в субботу в Москву для службы в Патриаршем Богоявленском соборе, и, возвращаясь в понедельник в Лавру, только к вечеру среды я начинал ощущать, что в мою душу возвращается мир и тишина. Тихо горели лампады в алтаре Троицкого собора и, в наступившей темноте перед вечерней молитвой, когда обойдешь перед сном храмы Лавры, приходило умиротворение и покой. До следующей субботы. – Чем вам запомнились преподаватели? – Нам преподаватели, профессора передавали не только какое-то количество информации, но и свое личное, духовное воззрение на мир, на природу, на науку, на молитву. Эта непонятийная информация на нас воздействовала едва ли не больше чем та информация, которую они нам в лекциях излагали. И это главное, что мне запомнилось, и что я всегда очень ценил. Преемство поколений, преемство еще той, старой школы, дореволюционной, передавалось нам в полной мере, и мы ценили это, можно сказать, с полным сознанием. Я даже один год ездил в Академию каждый день на электричке из Москвы и был уверен, что это делаю не зря. Ибо окончить заочно – это одно, а услышать профессоров, поучиться у них, почувствовать преемство, это ничем не купишь, никаким средствами и способами. А нам это давалось в полной мере.

http://pravoslavie.ru/56675.html

Пятнадцатилетие служения Святейшего Патриарха Алексия 9 июня 2005 г. 17:47 10 июня 1990 года в Богоявленском патриаршем соборе прошла церемония интронизации пятнадцатого в истории Русской Церкви Патриарха Московского и всея Руси. Новопоставленный Святейший Патриарх Алексий произнес слово, прочитать которое сейчас, спустя пятнадцать лет, особенно интересно. О чем говорил новый русский Патриарх при своем избрании, какие цели и задачи намечал он в своем служении тогда, какие трудности предвидел? В чем действительность превзошла ожидания Первоиерарха — как в позитивном, так и в негативном плане? Обратимся к слову Святейшего Патриарха, произнесенному им пятнадцать лет назад. «В сей день, сознавая всю ответственность пред Богом и Его Церковью, со страхом и трепетом вступаю на Московский Первосвятительский престол, ибо сознаю, что не по делам и заслугам моим выпал мне сей жребий, но по воле промышляющего о нас Пастыреначальника Господа Иисуса Христа. Исповедуя свою немощь, возлагаю всю мою надежду на врачующую благодать Божию, даруемую нам в Духе Святом», — говорил тогда Святейший Патриарх. Напомним, тогдашний ленинградский митрополит Алексий был избран Собором на Патриаршее служение, не будучи явным претендентом: большинство голосов поначалу распределились между митрополитом Киевским и Галицким Филаретом (Денисенко; теперь он лишен сана и монашества за учинение раскола) и митрополитом Ростовским и Новочеркасским Владимиром (Сабоданом). Подобные примеры в церковной истории встречаются не так уж редко: при выборах нового Предстоятеля Поместной Церкви порой явные кандидаты так и не становятся Патриархами. Стоит вспомнить хотя бы Поместный собор 1917 года, когда митрополит Тихон (Белавин), имея наименьшее количество голосов в первых турах выборов, в конце концов жребием (древнейшим способом избрания, известным уже из Деяний Апостольских) был избран на Патриаршество. «Усердно молюсь и взываю ко Господу об укреплении духовных и телесных сил , — говорил перед Собором новоизбранный Патриарх Алексий. — Уповаю на покров и предстательство Пречистой Божией Матери. Молитвенно обращаюсь также ко всем святым, нашим ходатаям перед Престолом славы Божией, а наипаче к святым предшественникам моим, осеняющим Церковь нашу своими богоугодными молитвами».

http://patriarchia.ru/db/text/23879.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.8 из  5) Глава восьмая Новые времена - новые песни В истории есть символизм. 1961 год. В конце года — смерть Митрополита Николая, а в начале года, в первых числах января, умер другой деятель, фигура которого (увы!) — тоже символ эпохи. Настоятель Богоявленского храма, управляющий делами Патриархии протопресвитер Николай Федорович Колчицкий. В истории Русской Церкви наступают новые времена. Приходят в Церковь новые люди. В историю Русской Церкви 1961 год войдет как печальная дата. Летом пресловутый Собор в Троице-Сергиевой Лавре, положивший начало новому церковному устройству, совершенно антиканоническому и незаконному. Об этом «соборе» также придется сказать несколько слов. Этот «собор» прежде всего представляет собой совершенно невероятное и антиканоническое явление. Даже обновленческие соборы 20х годов, не признаваемые нашей Церковью, все же имеют более каноническую видимость. Прежде всего «собор» продолжался всего один день (точнее, 2 часа). Никто из архиереев — участников этого «собора» еще накануне понятия не имел о том, что они приехали на собор. Это было в Сергиев день — 18 июля 1961 года, когда по традиции в Троице-Сергиеву Лавру съезжается множество гостей, в том числе и много архиереев. Все архиереи, собравшиеся на собор, были уверены, что их приглашают на праздник для участия в богослужении. Лишь 18 июля после праздничной литургии, крестного хода и торжественного обеда в патриарших покоях им объявили о том, что предстоит собор, причем тут появились Куроедов, Трушин и другие работники Совета по Делам Православной Церкви. Весь «собор» состоял из речи Патриарха, доклада Митрополита Пимена и открытого голосования. Никаких прений не было. Лишь было сообщено собору об отрицательном отношении к новому Положению о Православной Церкви двух архиереев: Преосвященного Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского (проф. Войно-Ясенецкого), глубокого старца, уже находящегося при смерти, и Преосвященного Павла Архиепископа Новосибирского (Голышева).

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

Россию посещает делегация Грузинской Православной Церкви 14 декабря 2012 г. 11:48 11 декабря 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II в Москву прибыла делегация Грузинской Православной Церкви . В составе делегации — митрополит Батумский и Лазский Димитрий, председатель Иностранного отдела Грузинской Патриархии митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, профессор Гиви Гамбашидзе. На следующий день митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим отслужил в Богоявленском Патриаршем соборе в Елохове панихиду у гробницы приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II . За панихидой молился митрополит Батумский и Лазский Димитрий. 13 декабря, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, состоялось малое освящение расположенного в подклете Большого собора Донского монастыря храма в честь Сретения Господня. Освящение Сретенского храма и Божественную литургию в нем по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершили председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и председатель Иностранного отдела Грузинской Патриархии митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , наместник Донского монастыря игумен Парамон (Голубка), настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца в Грузинах протоиерей Федор Кречетов, клирики храма архимандрит Вахтанг (Липартелиани) и иерей Мирон Кантеладзе. В алтаре молился и причастился Святых Христовых Таин митрополит Батумский и Лазский Димитрий. За богослужением, которое совершалось на церковнославянском и грузинском языках, пел мужской хор Донского монастыря под управлением архимандрита Агафодора (Маркевича) и грузинский хор храма святого великомученика Георгия в Грузинах. По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к членам грузинской делегации и всем собравшимся в храме: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой митрополит Герасим!

http://patriarchia.ru/db/text/2651096.ht...

Филарет, митрополит (Вахромеев Кирилл Варфоломеевич) Дата рождения: 21 марта 1935 г. Дата смерти: 12 января 2021 г. Дата хиротонии: 24 октября 1965 г. День ангела: 14 декабря Страна: Белоруссия Биография: Родился 21 марта 1935 г. в Москве в семье служащих. Дед, Александр Иванович, известный ярославский купец, с 1913 г. являлся потомственным дворянином. Отец, Варфоломей Александрович (1904-1984), преподаватель Гнесинского музыкального училища при Московской консерватории, автор учебника «Элементарная теория музыки». За составление учебника церковного пения для духовных школ награжден орденом св. князя Владимира II ст. Мать, Александра Феодоровна Вахромеева (1903-1981), и старшая сестра, Ольга Варфоломеевна Вахромеева (1925-1997), также являлись педагогами московских музыкальных школ. В 1953 г. окончил среднюю школу 557 и параллельно музыкальную школу по классу хорового пения и контрабаса. В 1957 г. окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 3 апреля 1959 г., на втором курсе академии, наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) пострижен в монашество с именем Филарет в честь праведного Филарета Милостивого. 26 апреля 1959 г. за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы  Святейшим Патриархом Московским Алексием I  рукоположен во иеродиакона. В 1961 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам». Оставлен профессорским стипендиатом при Московской духовной академии. В ноябре того же года назначен преподавателем Московской духовной академии, а 14 декабря за Божественной литургией в крестовой церкви праведного Филарета Милостивого в Патриарших покоях Троице-Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Алексием рукоположен в сан иеромонаха. В сентябре 1962 г. назначен старшим помощником инспектора Московской духовной академии; с июня 1963 г. — инспектор Московской духовной академии.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197897...

Закрыть Короткие рассказы из церковной жизни 10.12.2012 310 Время на чтение 9 минут Александрийская овца В далекой уже теперь юности было много интересных случаев в студенческой и иподиаконской жизни. О некоторых хочется вспомнить. В Москву приехал Святейший и Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Николай VI, Судия Вселенной. Это еще не весь титул я упомянул. Семинаристам особенно нравилось почему-то «судейство» в титуле, но эти два слова имеют очень древнее происхождение. Встреча в Патриаршем Богоявленском соборе была торжественнейшая. Второй паре иподиаконов, о. Сергию Соколову (ныне покойному уже епископу Новосибирскому) и мне поручили облачить посреди храма Вселенского Патриарха. Соответственно, первый иподиакон отвечал за пуговицы, омофор и панагии, то есть лицевую сторону Патриарха, а я - за «тыл». Перед службой меня проинструктировали, что палица в Александрии надевается не через плечо, а подвязывается за специальную петельку, а остальное все вроде как и у нас. Хор поет, читаются входные молитвы, Патриарх поднимается на кафедру, начинается облачение. Все проходит чин чином, ошибок нет. И вот в самом конце, когда все сложные пуговицы омофора были уже застегнуты, я посмотрел и увидел, что омофор как-то странно, не по-русски лежит прямо на шее Патриарха, а не вертикально и торжественно возвышается, как у всех наших архиереев. Я решил, что это мой недосмотр, и тихонько, осторожно потянул его к себе и расположил на русский манер. Патриарх так же тихонько потянул его обратно к себе на выю. Моей рязанской сообразительности не хватило понять всю значимость обратного движения омофора александрийского святителя. И я снова возвратил омофор на прежнее место, потянув в свою сторону. Патриарх опять, уже сердито и решительно, повторил прежнее движение. И в этот раз я не внял всей опасности грозного Судии Вселенной. Увидев приближающегося протоиерея с подносом в руках и тремя панагиями, я подумал, что цепочки-то надо под омофор расположить, как у нас принято, а он мешает, лежит на шее. И когда я в третий раз потянул за омофор Александрийского Патриарха, он резко повернулся ко мне боком и по-гречески с гневом и раздражением, энергично и сердито высказал мне все свое возмущение. Я испугался, попросил прощения, и только когда увидел, что цепочки от панагий отец Сергий Соколов укладывает поверх омофора, а тот твердо и незыблемо покоится на святительской вые,- сообразил, что такова древняя александрийская символика с глубочайшим смыслом, просто меня никто не предупредил.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

На конференции в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове обсудили вопросы реализации проекта по созданию электронного реестра памятников церковной архитектуры, находящихся в аварийном состоянии 30 ноября 2021 г. 10:47 23 ноября 2021 года в Патриаршем зале Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы состоялась конференция, посвященная итогам первого этапа реализации программы создания электронного реестра особо ценных церковных комплексов и принадлежащих Церкви памятников архитектуры, которые находятся в аварийном состоянии. Организаторами мероприятия выступили  Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации  и Благотворительный фонд поддержки возрождения русской церковной архитектуры «Иннотех XXI» . В конференции приняли участие 112 человек, в том числе представители митрополий Русской Православной Церкви, члены Совета фонда «Иннотех XXI» и его Попечительского совета, представители бизнеса, некоммерческих организаций, науки, средств массовой информации. К собравшимся обратился председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин . Священник, в частности, отметил, что за прошедший год фонд «Иннотех XXI» доказал: призыв Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к тем, кому дорога память народа, был услышан. Работа фонда и помощь в его деятельности соработников, энтузиастов, представителей коммерческих фирм и частных лиц доказали жизнеспособность самой идеи спасения национального наследия, которая объединяет разных людей для служения благородной цели. В ходе конференции был представлен отчетный доклад президента фонда «Иннотех XXI» А.В. Агапова об итогах работы в 2021 году, которая осуществлялась в тесном взаимодействии с Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации. В рамках реализации проекта по созданию реестра объектов Русской Православной Церкви, который получил благословление Святейшего Патриарха Кирилла и одобрение Высшего Церковного Совета , основными результатами работы фонда в текущем году стали: определение субподрядных компаний, способных качественно выполнить работы по цифровому сканированию, проведение пилотных работ по сканированию 16 храмов в разных епархиях Русской Православной Церкви, подготовка проекта технического задания на разработку платформы реестра, разработка порядка подготовки смет по укрупненным показателям для оценки затрат на выполнение реставрации храмов.

http://patriarchia.ru/db/text/5867890.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010