Закрыть itemscope itemtype="" > «Благовестите день от дне спасение Бога нашего» В воскресенье, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, исполнилось 55 лет служения Патриарха Кирилла в священном сане 08.04.2024 15 Время на чтение 6 минут Фото: patriarchia.ru В воскресенье, 7 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России (1925), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Благовещенском соборе Московского Кремля, сообщает Патриархия.ru. В этот день исполнилось 55 лет служения Его Святейшества в священном сане. Ровно 55 лет назад, 7 апреля 1969 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, монах Кирилл (Гундяев), в то время учащийся Ленинградской духовной академии, был рукоположен во диаконы. За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Наро-Фоминский Никандр, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; архиепископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; игумен Иоанн (Лудищев), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, и.о. ректора Сретенской духовной академии; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель храмов Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы, ризничий Патриаршего Успенского собора и храмов Московского Кремля; иеромонах Елисей (Меняйлов), насельник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; столичное духовенство.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/08/bl...

6 января Православная Церковь вспоминает евангельское событие на Иордане, когда Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Предтече и крестился у него в иорданских водах. По воспоминаемому событию и самый праздник называется Крещением Господним. А так как в этом событии, по свидетельству евангелиста ( Мф. 3 16–17), совершилось явление Триединого Бога, то и праздник Крещения известен еще под именем Богоявления. С другой стороны, Иисус Христос с этого момента явил Себя миру, как обещанный Спаситель его: «До дня крещения Он был неизвестен народу, – говорил св. Иоанн Златоуст , – почему Богоявлением называется не тот день, в который Христос родился, а тот, в который Христос крестился». В тропаре и кондаке ясно выражено значение Крещения и как явление Троицы («Тройческое явися поклонение») и как явление Сына Божия («Явился если днесь вселенней»). Богоявление принадлежит к самым древнейшим христианским праздникам. О нем говорит еще Климент Александрийский (II в.). Обычай освящать воду в Богоявление точно также ведет свое начало со времен глубокой древности, «от апостольского предания, по преемству в тайне», по выражению Василия Великого . Впервые он явился в Церкви Иерусалимской, где было обыкновение выходить на реку Иордан для воспоминания крещения Спасителя и совершать там водосвятие. В древности же началось и благоговейное отношение христиан к богоявленской воде, которая, по замечанию Златоуста, целый год, а часто два и три года, остается свежею и неповрежденною. В Москве праздник Богоявления совершался в XVII веке с необыкновенною торжественностью. Накануне, в навечерие, царские часы совершались обыкновенно в Успенском соборе, и их читал соборный дьякон в стихаре. Патриарх не служил часов, но присутствовал при совершении их. Поэтому совершение часов переносилось иногда в Крестовую Патриаршую церковь , когда в соборе «студено было». По той же причине на богоявление употребляли сосуды средние, «а золотых для того не выносят, что в них греть нельзя: мусия портится от жару, и впредь зимою их не выносят к службе».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Белгородская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Николаевский собор (Валуйки) Белгородская область (неофиц. Белогорье, Святое Белогорье, Белгородчина, Белгородщина) — субъект Российской Федерации, расположен в юго-западной части России в 500—700 км к югу от Москвы, на границе с Украиной. Белгородская область образована 6 января 1954 года. С этого момента её границы не изменялись. Областной центр — Белгород . Содержание Православие в Белгородской области [ править править код ] В составе Белгородской и Старооскольской епархии числится 275 приходов, в которых служат 272 священника и 15 диаконов. В настоящий момент планируется строительство еще 40 храмов. Того же лета постави Леонт, митрополит Киевский и всея Руси: в Белгород Никиту " , - так повествует летопись об учреждении в 992 году Белгородской епархии, просвещавшей Светом Христовой Истины наших предков-русичей, а с ними и живущих рядом кочевых народов степей. Однако епархия просуществовала недолго - под ударами орд Батыя исчезла после разрушения Белгорода. Лишь по повелению царя Алексея Михайловича в Белгороде возобновляется архиерейская кафедра, и с 1667 года Белгород становится кафедральным городом обширнейшей Белгородской епархии, объединившей в своих пределах Харьковскую, Белгородскую, Курскую, части Орловской и Сумской современных областей. Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Белгород Святыни Белгородской области [ править править код ] 17(4 по ст.ст.) сентября 1911 г., согласно Определению Священного Синода, состоялось прославление святителя Иоасафа в лике святых и обретение его чудотворных мощей. В декабре 1920 г. мощи Святителя были вскрыты и отправлены в музей религии и атеизма, размещенный большевиками в Санкт-Петербургском Казанском соборе. Спасенные верующими сотрудниками музея от уничтожения мощи были спрятаны в грунте на чердаке собора. 28 февраля 1991 г. мощи были обретены и освидетельствованы. Из Преображенского собора Санкт-Петербурга мощи были доставлены в Богоявленский собор г.Москвы, затем - в Курск, а оттуда - в Белгород. 16 сентября 1991 г. мощи святителя Иоасафа были перенесены торжественным крестным ходом, возглавляемым Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, в Преображенский кафедральный собор г. Белгорода, где было совершено всенощное бдение, а на следующий день - Патриаршая Божественная Литургия и молебен Святителю. С тех пор мощи святителя Иоасафа пребывают в Преображенском соборе.

http://azbyka.ru/palomnik/Белгородская_о...

Биография Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 26 апреля 2017 года Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси (Ридигер Алексей Михайлович) Родился 23 февраля 1929 г. в Таллине (Эстония) в семье протоиерея Михаила Александровича Ридигера. В 1944 г. стал иподиаконом архиепископа Нарвского Павла (Дмитровского). В 1945-1947 гг. служил алтарником и ризничим в Александро-Невском соборе, псаломщиком в Симеоновской и Казанской церквях Таллина. В 1947 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию сразу в третий класс, а окончив ее в 1949 г., стал студентом Ленинградской духовной академии. 15 апреля 1950 г. рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 г. — в сан иерея и назначен настоятелем Богоявленской церкви г. Йыхви Таллинской епархии. В 1953 г. закончил Ленинградскую духовную академию. 15 июля 1957 г. переведен в университетский г. Тарту и назначен настоятелем Успенского собора. 17 августа 1958 г. возведен в сан протоиерея, 30 марта 1959 г. назначен благочинным Тарту-Вильяндиского округа Таллинской епархии. 3 марта 1961 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество с именем Алексий в честь свт. Алексия, митрополита Московского. Постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 г. избран епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 г. возведен в сан архимандрита. Архиерейская хиротония состоялась 3 сентября 1961 г. в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина. Богослужение возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов). 14 ноября 1961 г. назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 23 июня 1964 г. возведен в сан архиепископа. 22 декабря 1964 г. назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода, с 7 мая 1965 г. одновременно — председатель Учебного комитета. 25 февраля 1968 г. возведен в сан митрополита. Помимо исполнения постоянных должностей в высшем церковном управлении участвовал в деятельности временных синодальных комиссий: по подготовке и проведению празднования 50-летия и 60-летия восстановления Патриаршества, подготовке Поместного Собора 1971 г., по проведению празднования Тысячелетия Крещения Руси, был председателем комиссии по приему, реставрации и строительству в Даниловом московском монастыре.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

Годы патриаршества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 7 июня 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви на Московский Патриарший престол избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Интронизация состоялась 10 июня 1990 года. 25-27 октября в Свято-Даниловом монастыре заседал первый Архиерейский Собор, прошедший под председательством Его Святейшества. В центре внимания Собора: церковная ситуация на Украине, раскол, инициированный Синодом Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), а также правовой статус Русской Православной Церкви, обусловленный новыми законами о свободе совести и вероисповедания. Архиерейский Собор принял решение о предоставлении Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в управлении при сохранении юрисдикционной связи с Московской Патриархией. В конце 1990 года в одном из служебных помещений Музея истории религии и атеизма в Казанском соборе Санкт-Петербурга обретены мощи преподобного Серафима Саровского. 11 января Святейший Патриарх прибыл в Петербург, а 6 февраля святые мощи в сопровождении Первосвятителя были перенесены в Москву. 23-30 июля святые мощи крестным ходом в сопровождении Святейшего Патриарха были перенесены в Дивеевскую обитель. Второе обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского. Учреждение Синодальных отделов по религиозному образованию и катехизации и по церковной благотворительности и социальному служению. 12 июня 1991 года Президентом Российской Федерации избран Б.Ельцин . Начало церковного прославления новомучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора. 31 марта – 5 апреля в Свято-Даниловом монастыре прошел Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который принял решение о канонизации преподобных схимника Кирилла и схимонахини Марии, родителей преп. Сергия Радонежского , а также о канонизации новомучеников митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), митрополита Петербургского и Ладожского Вениамина (Казанского) Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.

http://pravmir.ru/sluzhenie-patriarxa-al...

Иона, митрополит Ростовский и Ярославский (Сысоевич) Родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово, неподалеку от города Ростова. Монашество принял в Углицком Воскресенском монастыре. Был архимандритом Белогостицкого Георгиевского и Авраамиева Богоявленского Ростовских монастырей. 15 августа 1652 года патриархом Никоном хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Ростовского и Ярославского. В 1654 и 1656 годах присутствовал в Москве на Соборах об исправлении церковных книг. В 1663 году участвовал в разборе дел патриарха Никона . Во время удаления патриарха Никона в монастырь был местоблюстителем патриаршего престола со 2 сентября по 18 декабря 1664 года. В 1664 году по приговору всех архиереев удален от управления делами патриархии за то, что принял благословение от прибывшего в Москву после долгого отсутствия патриарха Никона . В 1666 году присутствовал в Соборе, осудившем патриарха Никона . С 1674 по 1690 год участвовал во всех последующих Соборах и съездах иерархов в Москве. 5 июля 1690 года удалился на покой. Скончался 20 декабря 1690 года. Погребен в Ростовском кафедральном соборе. Митрополит Иона известен своей ревностью к церковному благолепию. В своей епархии им воздвигнуты следующие храмы и церковные строения: Введенская трапезная и Никольская церкви в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор и Михаило-Архангельская церковь в Белогостицком Георгиевском монастыре, стены и башни митрополичьего дома, Воскресенская церковь митрополичьего дома, церковь Григорьевского затвора в митрополичьем доме, Белая, Отдаточная и Ионинская палаты, церковь Спаса на Сенях, Сретенская церковь, звонница, декоративное убранство ворот и трапезной Борисоглебского монастыря, звонница Ростовского собора, собор Петровского монастыря, церковь Иоанна Богослова в митрополичьем доме, Троицкий собор в Зачатьевском монастыре, комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, митрополичий дом с церковью Леонтия в Ярославле, каменный храм в честь Зачатия праведной Анны в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре. Многие постройки были украшены фресками, наделены щедрыми митрополичьими вкладами.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Николай Колчицкий. Фотография. 50-е гг. XX в. Николай Федорович (17.04.1890, с. Лоска Кролевецкого у. Черниговской губ.- 11.01. 1961, Москва), протопр., управляющий делами Московской Патриархии. Из семьи сельского священника. В 1911 г., по окончании Черниговской ДС, поступил в МДА. 14 сент. 1914 г., на последнем курсе обучения в академии, был рукоположен во диакона, а 25 окт.- во иерея. Окончил академию в 1915 г. со степенью кандидата богословия. Направлен на преподавательскую работу в Харьков, был законоучителем в жен. гимназии. В 1918 г. избран на штатную должность священника в харьковском Благовещенском соборе. В 1919 г. выехал с отступавшими белыми войсками в Ессентуки, где среди его духовных чад был Н. М. Зёрнов , впосл. религ. деятель рус. зарубежья. Как вспоминал Зёрнов, в то время К. «весь горел верой, жар обжигал тех, кто приближался к нему». В 1920 г. вернулся в Харьков, продолжил служить в Благовещенском соборе. В 1922 г. возведен в сан протоиерея. В 1923 г. был арестован в Харькове, 2 месяца содержался в тюрьме. Освобожден без предъявления обвинения, после чего уехал в Москву (видимо арест был связан с борьбой клира харьковского Благовещенского храма против обновленчества , поддерживаемого властями). В Москве К. был зачислен в штат храма Богоявления в Елохове (см. Богоявления собор в Елохове ). 27 дек. 1924 г. патриарх свт. Тихон (Беллавин) назначил К. настоятелем храма. 14 апр. 1931 г. К. был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму по обвинению в «систематической антисоветской агитации», однако уже 25 апр. решением особого совещания при Коллегии ОГПУ освобожден, поскольку «в процессе следствия предъявленное обвинение не подтвердилось». Продолжил службу в Богоявленском храме в Елохове, одном из немногих, избежавших закрытия в 30-х гг. В это время Елоховская ц. имела особое значение в церковной жизни, вблизи нее стали располагаться учреждения Московской Патриархии (Бауманский пер., 6). К. стал одним из наиболее деятельных сотрудников патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . В 1938 г., после закрытия кафедрального Богоявленского собора в Дорогомилове, в Богоявленский храм в Елохове фактически была перенесена кафедра Московских Первосвятителей. В том же году К. было присвоено звание кафедрального протоиерея.

http://pravenc.ru/text/1841816.html

Мониторинг СМИ Окончен путь земной Вчера Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был похоронен в Богоявленском соборе 10.12.2008 08:26 Вчера Россия простилась в Москве со святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Провожаемый первыми лицами Церкви и государства, множеством народа, он был похоронен в Елоховском соборе. Гроб Алексия II утопал в белых розах. Возле него были выставлены атрибуты высшей патриаршей власти: белый патриарший куколь (головной убор), патриарший выносной крест и посох. Заупокойные службы пели четыре известных духовных хора страны - Троице-Сергиевой лавры, храма Христа Спасителя, Сретенского и подмосковного Свято-Голутвина монастыря. В 9 утра началась заупокойная Божественная литургия. В ней приняли участие около 200 священнослужителей, служба звучала на 12 языках. Двери в храм Христа Спасителя с началом литургии для прихожан были закрыты, всех желающих было не вместить. Но во время службы в храме находилось около 2 тысяч человек, возле храма - еще 500. Литургию возглавил местоблюститель патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Вместе с ним служили члены Священного синода и архиереи Русской православной церкви. В понедельник к ним присоединились и священнослужители из Русской православной церкви за рубежом. Все они были облачены в белые одежды, соответствующие в церкви торжественному моменту. Служить литургию владыке Кириллу помогал председательствующий в синоде Сербской церкви митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. По окончании Литургии митрополит Кирилл произнес торжественную речь, посвященную деяниям Патриарха. К 11 часам в храме появились президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин с супругами. На прощание с Патриархом прилетели президент Белоруссии Александр Лукашенко, президент Молдавии Владимир Воронин, президент Сербии Борис Тадич, президент Армении Серж Саргсян. Кроме того на Литургии присутствовали министр юстиции Александр Коновалов, генпрокурор Юрий Чайка, посол России на Украине Виктор Черномырдин, глава МЧС Сергей Шойгу, замглавы администрации президента Владислав Сурков, вице-премьеры Дмитрий Козак, Сергей Иванов, Сергей Собянин, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

– На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году были прославлены благоверный князь Димитрий Донской, преподобные Андрей Рублев и Максим Грек, митрополит Московский и всея Руси Макарий, схиархимандрит Паисий (Величковский), блаженная Ксения Петербургская, епископ Игнатий (Брянчанинов), иеросхимонах Амвросий Оптинский и епископ Феофан Затворник. В 1989 году постановлением Священного Синода была создана Комиссия по канонизации святых. В 1989 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил святителей Иова и Тихона; Поместный Собор 1990 года прославил праведного Иоанна Кронштадтского; в 1992 году Архиерейский Собор прославил уже некоторое число новомучеников и исповедников – митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и вместе с ним пострадавших, великую княгиню Елисавету и инокиню Варвару; Архиерейский Собор 1994 года прославил митрополита Московского Филарета (Дроздова), новомучеников протоиерея Иоанна (Кочурова) и протопресвитера Александра (Хотовицкого); Архиерейский Собор 1997 года прославил новомучеников и исповедников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского), митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Тверского Фаддея (Успенского). Из всего этого списка имен новопрославленных святых становится ясно, что Русская Православная Церковь перед переходом к существованию в новых государственных условиях в 1988 году прославила избранно – благоверного князя, преподобных древности, праведного святителя, сделавшего очень много для нее, и в частности в деле прославления святых, великого деятеля на поприще духовного просвещения и продолжателя традиции старчества и также двух самых известных святителей XIX столетия. Только когда уже начались новые взаимоотношения между Церковью и государством, Русская Православная Церковь смогла приступить к прославлению новомучеников. Сначала самых известных. Наконец, на Архиерейском Соборе 2000 года был прославлен Собор новомучеников и исповедников Российских как поименованных, так и безымянных, имена которых по мере изучения их исповеднического подвига включаются в Собор и в православный календарь. Подход Комиссии по канонизации – это, прежде всего, полнота материалов и детальное их изучение вне зависимости от того, идет ли речь о подвижнике благочестия, или о мученике. Но если в случае с подвижником благочестия изучается его жизнь, а также прижизненные и посмертные чудеса, то в случае с мучеником предпочтение отдается изучению исповеднического подвига, верности Христу в условиях гонений, заключения и мученических страданий. Это, конечно, не означает пренебрежения к изучению вопроса о том, насколько христианской была жизнь человека до того, как он пострадал. В связи с увеличением числа канонизаций растет и количество изучаемых материалов. Соответственно многократно увеличился объем материалов, которые требуется изучить прежде, чем принимается какое-либо решение.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

Поздравительный адрес от имени членов Священного Синода в связи с 45-летием архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Алексия 3 сентября 2006 г. 15:59 Его Святейшеству Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Святейшество, Святейший Владыко! В сей торжественный и радостный для всей Полноты Русской Православной Церкви день позвольте нам, членам Священного Синода, сердечно поздравить Вас со знаменательной датой в Вашей жизни — 45-летием архиерейской хиротонии. Ваше первосвятительское служение совершается под благодатным Покровом Царицы Небесной и сонма святых угодников Божиих. Во святом Крещении Вас нарекли в честь преподобного Алексия, человека Божия; через монашеские обеты, данные в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре у раки преподобного Сергия, Господь привел Вас сначала к епископскому, а затем и к первосвятительскому служению, которое Вы восприняли в Богоявленском Патриаршем соборе у мощей святителя Московского Алексия, Вашего Небесного Покровителя. Имея вокруг себя такое облако свидетелей (Евр. 12, 1) — подвижников и святых, число которых за годы Вашего патриаршего служения пополнилось множеством новомучеников и исповедников Российских, Вы с терпением и христианским упованием идете по жизненному пути, уготованному Вам Подвигоположником Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Сорок пять лет назад за Божественной литургией в Александро-Невском кафедральном соборе в Таллине, при вручении Вам архиерейского жезла, Вы услышали обращенные к Вам слова напутствия: «Тебе, епископу Церкви Христовой, подобает усердно нести труд и заботу об устроении жизни церковной, помня, что великая ответственность за это лежит на нас, епископах, и перед Пастыреначальником Господом, и перед Церковью Православной». И действительно, минувшие годы воистину стали для Вас временем плодотворного и душеспасительного служения. Находясь на Эстонской кафедре, Вы явили архипастырскую мудрость, сохранившую от закрытия Александро-Невский собор и Пюхтицкий монастырь, насельницы которого и по сей день с благодарностью молятся о Вашем здравии и благоденствии. Совмещая епархиальное служение с многолетними трудам на ответственном посту Управляющего Делами Московской Патриархии, Вы проявляли живую и поистине апостольскую заботу обо всех приходящих к Вам за помощью и утешением. В то непростое время, когда Церковь наша находилась в жестких рамках государственного контроля, Вы обрели уникальный опыт отстаивания церковных интересов, помогая епархиям и приходам совершать спасительную миссию в далеко не благоприятных условиях административных гонений.

http://patriarchia.ru/db/text/138440.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010