Протоиерей Александр Будников провел для школьников урок " Крест против свастики " мая 2015 Отец Александр рассказал ребятам, что 22 июня 1941 года, в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, Германия напала на Советский Союз, и в тот же день, сразу после воскресной Божественной литургии в Богоявленском соборе митрополит Сергий написал " Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви " с призывом к верующим стать на защиту Отечества и благословением " всех православных на защиту священных границ нашей Родины " . Это обращение, как и все последующие, митрополит рассылал по приходам всей страны. Священник рассказал о том, что Церковь не только молилась о даровании победы - верующие активно собирали пожертвования для нужд армии, и всего за время Великой Отечественной войны собрали несколько сотен миллионов рублей. Деньги пошли, в том числе, на создание знаменитой танковой колонны имени святого Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского, которые Церковь соорудила на собранные средства и передала армии. Помимо этого был организован сбор денег в фонд помощи детям и семьям воинов Красной Армии. Активная благотворительная деятельность Церкви не только не ограничивалась со стороны светской власти, но даже и поощрялась ею. Особое внимание отец Александр уделил переменам, произошедшим в церковной жизни в 1943 году: встрече Сталина с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием и митрополитами Ленинградским Алексием и Киевским Николаем, избранию владыки Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Рассказал об оживлении церковной жизни, которое длилось до конца войны и несколько лет после ее завершения: " Период с 1945 по 1948 годы оценивается церковными историками как один из наиболее благоприятных для Православной Церкви " , - сказал отец Александр, но подчеркнул, что аресты священнослужителей и верующих мирян все это время продолжались - только за 1943 год было арестовано более тысячи православных священников, около половины из них расстреляны.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

По отношению ко всем иерархам, отделившимся от общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий держался такого метода: Сначала он писал им, затем увещевал, просил отказаться от принятого ими неправильного пути, и указывал на большой церковный вред, причиненный расколами. Если не действовали ни увещания, ни предупреждения, созывалась сессия Синода и выносилось постановление о лишении виновных кафедр и запрещении их в священнослужении. Многие из увещательных писем митрополита Сергия были проникнуты глубоким чувством, как например, его письмо к митрополиту Агафангелу, в котором увещающий пишет: «Мы с Вами подошли уже к той черте, когда остается только одно: дать ответ на судище Христовом. Во имя этого нашего общего упования и во имя блага Святой Церкви прошу Вас и молю, не разрывайте общения с нами, не переходите на сторону наших врагов». Все разделения, расколы и смуты, посеянные лукавым с целью ослабить Церковь Христову, постепенно изжили себя по мере того, как возвращались, или умирали, или отходили от активной деятельности их организаторы, и еще раз оправдались слова Спасителя о том, что врата адовы не одолеют Церкви. 12 апреля 1932 года постановлением за 60/6 награжден предношением креста при богослужении. 14/27 апреля 1934 года присвоен ему титул «Блаженнейший митрополит» Московский и Коломенский, с правом ношения двух панагий. 10 марта 1941 года – Сорокалетие в сане епископа. 26 авг. ст./ст. 1943 года собором русских иерархов был избран Патриархом Московским и всея Руси. 30 августа ст/ст 1943 года состоялась его интронизация в Московском кафедральном Богоявленском соборе. В жизни и деятельности Патриарха Сергия нельзя не отметить один чрезвычайно важный момент: во время Великой Отечественной войны под его руководством все православное русское духовенство активно помогало обороне страны, призывая к усиленной борьбе против захватчиков и самоотверженному труду в тылу. Под его руководством духовенство укрепляло патриотический дух русского народа, поддерживало его моральное состояние и оказывало значительную материальную помощь фронту.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

" Архиепископ Григорий (Чуков) о положении духовенства к началу войны, открытии собора в Саратове и приеме в Кремле 4 сентября 1943 года " - Л. К. Александрова-Чукова   Постановление «О религиозных объединениях» и положение духовенства и верующих к концу 1930-х гг.  8 апреля 1929 г. ВЦИК и СНК РСФСР принял постановление «О религиозных объединениях» , означавшее ужесточение вероисповедного курса Советского государства и вступившее в действие наряду с декретом 1918 г. Этим постановлением «деятельность духовенства ограничивалась только обычным богослужением, обычной проповедью, и общением с прихожанами на почве требоисправления» . Любые объединения верующих – братства, кружки, общества и собрания – немедленно привлекали внимание ОГПУ и аналогичных местных органов. Настоятель Николо-Богоявленского собора в Ленинграде, член временного епархиального совета, магистр богословия протоиерей Н. К. Чуков писал: «28 апреля/10 мая г. ]. По поводу нового положения о религиозных объединениях митрополит предлагает создать комиссию из представителей ГПУ и Административного отдела, чтобы проштудировать положение и уяснить детали и некоторые неясности, после чего приступить к осуществлению этого “Положения” в жизни епархии» . В 1930 г. протоиерей Н. К. Чуков и ряд священнослужителей и профессоров в Москве и Ленинграде подверглись аресту по Академическому делу . Это был удар по гуманитарному отделению Академии наук, а в процессе непосредственного «осуществления» ОГПУ постановления «О религиозных объединениях», первый удар пришелся по монашеству, которое после закрытия монастырей, еще с 1918 г., создавало так называемые религиозные организации в виде «коммун» и домашних монастырей. 18 февраля 1932 г. в Ленинграде были арестованы: 40 монахов из Александро-Невской лавры, 12 — из Старо-Афонского подворья, 25 —из Сергиевой пустыни, 5 — из Киевского , 16 — из Леушинского подворий, 10 валаамских монахов, 90 монахинь из Новодевичьего монастыря , а также 12 монахов Федоровского собора и 8 — из «Киновии», отделения Александро-Невской лавры за Большой Охтой.

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

С 1942 г. несколько смягчается отношение властей к Церкви. В это время стало возможным открытие нескольких храмов. В эти годы почти полностью прекращаются в прессе антирелигиозные выступления. " Союз воинствующих безбожников " прекратил свое существование без официального роспуска. В это время стало возможным открытие нескольких храмов. Частичная нормализация отношений между государством и Церковью началась после сентябрьской (1943 г.) встречи митрополита Сергия (Страгородского), митрополита Алексея (Симанского) и митрополита Николая (Ярушевича) со Сталиным. С этого момента государство фактически официально признавало существование Церкви и давало некоторые возможности для нормализации церковной жизни. 28 ноября 1943 г. было принято постановление Совнаркома 1325 " О порядке открытия церквей " . За период с 1944 по 1947 гг. Русской Церкви было возвращено 1270 храмов, к 1949 г. Церковь имела уже 14477 действующих приходов. При первой возможности, предоставленной властями, началось восстановление переданных Церкви храмов, украшение их иконами. Одним из первых Русской Церкви передали Владимирский собор в Киеве. Реставрационные работы начались сразу поле освобождения города от немецких захватчиков и продолжались до 1954 г. За годы церковных гонений и войны, собор пришел в крайне разорение. Кровли прохудились, нарушилась система вентиляции, от сырости многие живописные работы были поражены грибком, или совсем разрушились. Большая группа реставраторов занималась восстановлением живописи Васнецова и Нестерова. За ходом работ постоянно следил митрополит Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов). До 1951 г. непосредственно ходом работ руководил настоятель собора, протоиерей Константин Ружицкий. На восстановительные и реставрационные работы было потрачено 12.342.100 рублей. В Москве проводятся реставрационные и ремонтные работы во многих храмах. По эскизам А.Е. Куликова и при его непосредственном участии (1947 г.) была создана новая роспись в алтарной части Богоявленского Елоховского собора. Живописные работы Куликова, выполнены в традициях академической школы, отличаются мастерским рисунком, органично построенными композициями и монументальностью ( " Снятие с креста " , " Рождество Христово " , свт. Иоанн Златоуст и др.). Редчайшим и высокохудожественным образцом церковной живописи этого времени является мозаика с изображением равноконечного креста в церкви Рождества св. Иоанна Предтечи на Пресне в Москве, выполненная неизвестным мастером.

http://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/isku...

24 Прозоров Григорий Яковлевич (1864–1942 (или 1943)), протоиерей – выпускник КДА (1888), служил в Киево-Софийском соборе, председатель КРПО с 1907 г. 26 Алабовский Михаил Петрович (1874–1937), протоиерей – выпускник КДА (1897), кандидат богословия; руководитель Свято-Макар ьевского приходского братства, законоучитель Киевской Фундуклеевской женской гимназии. Со студенческой скамьи был активным членом КРПО. В 1981 г. был канонизирован Русской Православной Церковью за рубежом в сонме но- вомучеников и исповедников Российских. 29 Кудрявцев Петр Павлович (1868–1937 (?)) – выпускник КДА (1892); и. д. доцента по кафедре истории философии; с октября 1908 г. магистр богословия (дисс. «Абсолютизм или релятивизм? Опыт историко-критического изучения чистого эмпиризма новейшего времени в его отношении к нравственности и религии. Prolegomena. Вып. 1» (К., 1908)) и экстраординарный профессор (см.: ИЖС КДА за 1908/09 уч. г. К., 1909. С. 153–154). 30 Соколов Иван Иванович (1865–1939) – выпускник КазДА (1890), с 1894 г. магистр богословия, с 1904 г. доктор церковной истории; с 1903 г. профессор СПбДА по кафедре истории Греко-Восточной Церкви со времен отпадения Западной Церкви от Вселенской. В 1920–1923 гг. профессор Петроградского Богословского института; в 1924–1933 г. – Ленинградского института истории, философии и лингвистики. В 1933 г. арестован, скончался в ссылке. 31 Новицкая Мария Николаевна – племянница благотворителя КРПО П. А. Красовского (см. ниже), участвовавшая в попечении дяди об обществе и после кончины дяди служившая при храме КРПО. 32 Красовский Пантелеимон Андреевич (1829–1907) – киевский предприниматель, известный своей молитвенной жизнью, паломничествами по святым местам Гроссу Юлия Евфимиевна – супруга о. Николая. Прозоров Григорий Яковлевич (1864–1942 (или 1943)), протоиерей – выпускник КДА (1888), служил в Киево-Софийском соборе, председатель КРПО с 1907 г. Никольский Александр Николаевич – преподаватель Киево-Подольской женской гимназии; Никольский Александр Александрович – инспектор типографии Киевской епархии, член Киевского епархиального Училищного совета; оба – активные члены КРПО. Алабовский Михаил Петрович (1874–1937), протоиерей – выпускник КДА (1897), кандидат богословия; руководитель Свято-Макар ьевского приходского братства, законоучитель Киевской Фундуклеевской женской гимназии. Со студенческой скамьи был активным членом КРПО. В 1981 г. был канонизирован Русской Православной Церковью за рубежом в сонме но- вомучеников и исповедников Российских. Автора плащаницы, заказанной КРПО по инициативе А. А. Дмитриевского . Богдашевский Дмитрий Иванович (1861–1933) – ординарный профессор КДА по кафедре Священного Писания Нового Завета, активный член КРПО. В дальнейшем инспектор КДА (1909), протоиерей (1910), монах и архимандрит (1913), ректор КДА, настоятель киевского Братского Богоявленского монастыря и епископ Каневский, викарий Киевской епархии (1914).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Архиерейский собор РПЦ 8 сентября 1943 г. провозгласил в числе своих деяний «Осуждение изменников вере и Отечеству», согласно которому «всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик - лишенным сана». Собор единогласно избрал патриархом Московским и всея Руси митр. Сергия, интронизация состоялась 12 сентября в Богоявленском соборе Москвы. Проведение Собора и избрание Патриарха способствовали восстановлению ранее прерванных связей с православными и инославными Церквами. По мере наступления Красной Армии становились известными факты патриотических поступков духовенства и верующих на оккупированных территориях, где многие православные священнослужители и миряне являлись связными, соратниками, помощниками партизанских отрядов и групп подпольщиков, а сотни священнослужителей за свою патриотическую деятельность подвергались арестам, тюремным заключениям, истязаниям, были расстреляны или заживо сожжены. Начиная с осени 1943 г. к награждению государственными орденами и медалями стали представляться священнослужители и активные верующие. Первое большое награждение состоялось в Ленинграде, когда группа духовенства была награждена медалями «За оборону Ленинграда». В 1944 г. медалями «За оборону Москвы» были награждены священнослужители Московской и Тульской епархий. Всего за патриотическую деятельность 40 священнослужителей были удостоены медалей «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более 50 - награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», несколько десятков представителей духовенства награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны». С другой стороны, открытые при немецких оккупантах храмы нередко вновь закрывались советскими властями, а духовенство подвергалось репрессиям за сотрудничество с оккупантами. Так, показательна судьба сотрудников уже упомянутой Псковской миссии . После кончины патриарха Сергия, согласно его завещанию, в права местоблюстителя патриаршего престола вступил митр. Алексий (Симанский) , единогласно избранный на последнем заседании Поместного Собора 31 января-2 февраля 1945 г. патриархом Московским и всея Руси. На Соборе присутствовали патриархи Александрийский Христофор II, Антиохийский Александр III и Грузинский Каллистрат (Цинцадзе), представители Константинопольского, Иерусалимского, Сербского и Румынского патриархов.

http://drevo-info.ru/articles/26078.html

Помимо прочих насущных проблем, которые обсуждались при этой беседе, митрополит Ленинградский Алексий спросил у Сталина о возможности освобождения из ссылок, лагерей и тюрем архиереев. На просьбу Сталин ответил: «Представьте такой список, его рассмотрим». По существу эти уступки явились лишь широким жестом безбожной власти к гонимой ею Церкви, за которым стоял трезвый политический расчет и понимание того, что искоренение религии – цель утопическая и недостижимая. Предпочтение было отдано иному, более трезвому соображению: Сталин поставил митрополитов в известность о том, что правительство полагает создать специальный орган – Совет по делам Русской Православной Церкви. Это ведомство по-прежнему должно наблюдать за умонастроениями в церковной среде, выявлять нелояльные и антисоветские элементы и беспощадно искоренять их. 8 сентября 1943 года состоялся Архиерейский Собор. В нем приняли участие всего лишь 19 архиереев, причем некоторые из них были срочно освобождены из мест заключения и самолетом доставлены в Москву. На Соборе, по предложению митрополита Алексия главой Русской Православной Церкви был избран патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский)  и 19 сентября состоялась интронизация Патриарха в кафедральном Богоявленском соборе. 16 Через месяц, 8 октября 1943 г. при Совнаркоме СССР был образован Совет по делам РПЦ под председательством Г. Г. Карпова. Положение Совета можно сравнить с положением обер-прокурора Святейшего Синода: и тот и другой представляли интересы государства, но с той большой разницей, что теперь это было государство, враждебное Церкви, а не благорасположенное к ней. Однако Церковь получила теперь, после встречи митрополита Сергия со Сталиным, возможность назначать епископов на вакантные кафедры, открывать новые приходы. Эти события повлияли и на духовную жизнь далекого и как бы забытого Богом Челкара. Жители Челкара стали хлопотать о построении молитвенного дома. А пока владыка Николай имел возможность служить в доме одной бедной женщины, потерявшей на войне мужа и двоих сыновей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

26 июня в Богоявленском соборе митр. Сергий отслужил молебен «о даровании победы». С этого времени во всех храмах Московской Патриархии стали совершаться подобные молебствия, по специально для них составленным текстам: «Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в дни Отечественной войны» 309 . В проповеди , произнесенной Местоблюстителем после молебна 26 июня, также содержалось прямое указание на то, что положение в СССР перед войной было неблагополучно: «Пусть гроза надвигается. Мы знаем, что она приносит не одни бедствия, но и пользу: она освежает воздух и изгоняет всякие миазмы. Да послужит и наступающая военная гроза к оздоровлению нашей атмосферы духовной... Мы уже видим некоторые признаки этого очищения» 310 . Так началось активное участие Русской Церкви в патриотической борьбе. В речи на Архиерейском Соборе 1943 г. митр. Сергий, вспоминая июнь 1941 г., говорил: «О том, какую позицию должна занять наша Церковь во время войны, нам не приходилось задумываться...» 311 26 июля глава Ленинградской епархии митрополит Алексий (Симанский) написал свое обращение к духовенству и мирянам « Церковь зовет к защите Родины». Особенную же известность получило его слово за литургией, произнесенное 10 августа в Московском Богоявленском соборе. Он говорил прежде всего о патриотизме и религиозности русского народа: «Как во времена Димитрия Донского и св. Александра Невского, как в эпоху борьбы с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа Русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу... мы будем непоколебимы в нашей вере в конечную победу над ложью и злом, в окончательную победу над врагом» 312 . С аналогичными обращениями выступили и другие православные иерархи. Послания главы Русской Православной Церкви носили не только призывный и консолидирующий характер, но и имели разъяснительные цели. В них определялась твердая позиция Церкви по отношению к захватчикам и войне в целом независимо от положения на фронте. Так, 4 октября 1941 г., когда Москве угрожала смертельная опасность и население переживало тревожные дни, митрополит Сергий выпустил послание к московской пастве, призывая к спокойствию верующих 313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, пасхальные празднества для нек-рых православных в Москве обернулись допросами и лагерями. После Пасхи в 1942 г. были арестованы прихожанка Богоявленского собора Е. К. Кучинская и ее дочь Е. М. Синько. В Богоявленском соборе женщины обратились к священникам с призывом ходатайствовать перед властями об открытии как можно большего числа церквей в условиях военного времени. Эти прихожанки вели «антисоветские» разговоры, заключавшиеся в том, что война - это наказание Божие, расплата рус. людей за гонения на Церковь со стороны советской власти; наконец-то Сталин это понял и обратился к вере. Т. о., легенда об «уверовавшем» и «раскаявшемся» Сталине обернулась для этих женщин арестом и судом. Еще одну прихожанку Богоявленского собора арестовали за ее высказывания о том, что русские не победят фашистов до тех пор, пока не опомнятся и не вернутся к вере Христовой. В с. Козлове Малоярославецкого р-на Московской обл. был арестован незарегистрированный свящ. Чернышёв, организовавший в окт. 1941 г. в частном доме нелегальное молитвенное помещение и совершивший в нем на Пасху богослужение. Аналогичный случай имел место в с. Мячкове Коломенского р-на. В марте 1942 г., вскоре после изгнания из Подмосковья оккупантов, был арестован настоятель церкви в с. Холмец Шаховского р-на прот. сщмч. Василий Смоленский , его обвинили в том, что 26 окт. 1941 г., после прихода немцев, он самочинно открыл в селе церковь, настоятелем к-рой служил до ее закрытия в 1940 г. Священник погиб в тюрьме от пыток. Участники Архиерейского Собора 8 сент. 1943 г., созванного для избрания патриарха Московского и всея Руси Неск. клириков М. е. были представлены к правительственным наградам - медалям «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Среди первых награжденных медалью «За оборону Москвы» был служивший в 1941-1942 гг. викарием М. е. Волоколамский архиеп. Алексий (Палицын). С окт. 1941 г. он был единственным находившимся в Москве архиереем, произносил патриотические проповеди в период Московской битвы.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

223 Юдин Федор Иванович; (17 февраля 1900 – 28 февраля 1974). Получил специальное музыкальное образование. В 1919 – псаломщик церкви Серафимовского подворья, в 1920 – Петропавловского собора Нового Петергофа, с 6 ноября 1922 – диакон, с 1927 года – протодиакон этого же собора, с 1936 – в штате Николо-Богоявленского собора, с 1 марта 1938 – в Князь-Владимирском соборе, с 25 августа 1940 – лето 1941 – в штате Николо-Богоявленского собора. Оказался на оккупированной территории. В конце 1941 – 1943 служил в Афанасиевской церкви Гдова. С начала 1944 по 18 октября 1944 – протодиакон при архиепископе Нарвском Павле (Ивановском) . Арестован 24 октября 1944 в Таллинне по обвинению в измене Родине. Приговорен 3 января 1945 к 20 годам каторжных работ. Отбывал срок в Коми АССР. Освобожден 22 марта 1955, служил в Рижском кафедральном соборе, затем – в Воскресенском соборе г. Нарвы. В 1958 – заштатный протодиакон в Ленинграде. 9 июня 1958 назначен к церкви Смоленского кладбища. С 1963 года – в Троице-Сергиевой Лавре. Скончался и похоронен в г. Загорске (ныне Сергиев Посад). В сентябре 1999 Прокуратурой С.-Петербурга признан обоснованно осужденным и реабилитации не подлежащим. [Некролог.]//ЖМП. 1975. 3. С. 30. 308, 352 Юлиан Отступник; (331 – 363) – римский император с 361. 193 Юнг (Jung) Карл Густав; (26 июля 1875 – 6 июня 1961) – швейцарский психолог и психиатр. 212 Юрша Эдмунд-Давид Иосифович (Эдмунд Иосифович); (1853 – ?). Окончил Русскую филологическую семинарию при Лейпцигском университете. С 13 августа 1877 – преподаватель древних языков Олонецкой гимназии, с 1 марта 1897 – и. д. ее инспектора, затем – инспектор, а с 21 июля 1906 – директор. По истечении 35 лет службы оставлен в должности на 5 лет с 13 августа 1912. С 1 августа 1906 – председатель педагогического совета петрозаводской Мариинской женской гимназии. Был членом ревизионной комиссии Петрозаводского благотворительного общества, товарищем председателя общества распространения образования в Петрозаводске. Весной 1918 мужская гимназия организовала преподавание Закона Божия на квартире бывшего директора гимназии (Олонецкие епархиальные ведомости. 1918. 7. С. 60).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010