Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобномученик иеромонах Феодор (Богоявленский) декабря 1905/8 января 1906 – †6/19 июля 1943 Прославлен в 2000 г. Память празднуется 6/19 июля (преставление) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) Иеромонах Феодор. Москва. Около 1939 г. ВОСПОМИНАНИЯ О БРАТЕ (Олег Павлович Богоявленский – Иеромонах Феодор) От публикатора. Воспоминания Ольги Павловны Богоявленской 1979) были написаны после 1974 г. (судя по ГОСТу тетради-автографа). В архиве О. А. Кавелиной хранится общая тетрадь в линейку, в которой находится единственный автограф воспоминаний. Они написаны на 53 страницах шариковыми ручками разных цветов (черными и синими). Позднее О. А. Кавелина сделала с автографа машинописную копию, отличающуюся от оригинала незначительной редакторской правкой и дополнениями. Воспоминания (и фотографии отца Феодора из архива О. А. Кавелиной) печатаются впервые по машинописной копии, еще раз сверенной с автографом. Существенные дополнения О. А. Кавелиной помещены в примечания или в квадратные скобки. Адреса цитат из Священного Писания, восполненные нами, отмечены курсивом. Мой старший брат – Олег Павлович Богоявленский – родился в Тегеране 26 декабря 1905 г. (8 января 1906 г. по новому стилю) в семье русского консула в Персии Павла Георгиевича Богоявленского. 29 января 1911 г. по старому стилю наш отец был предательски убит персами при обстоятельствах, аналогичных с судьбой русского писателя А. С. Грибоедова. После трагической смерти отца наша мать, Ольга Петровна Богоявленская (урожденная Нечаева), с тремя малыми детьми выехала в Петербург. Мне, Ольге, автору этих воспоминаний было тогда 4 года, старшему брату Олегу, о котором в основном мое повествование, 6 лет, а младшему брату Юрию всего несколько недель от роду. Конечно, семья убитого русского консула была обеспечена до революции пенсией, достаточной для того, чтобы жить безбедно, хотя отнюдь не роскошно. После же революции все самые необходимые блага были отняты, все сбережения и ценные вещи пропали, и наша семья осталась без всяких средств к существованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Рюриков, свящ. Фотография. 10-е гг. XX в. Владимирович Рюриков (5.04.1884, с. Оселок Макарьевского у. Нижегородской губ. (ныне с. Красный Оселок Лысковского р-на Нижегородской обл.) - 18.06.1943, пос. Пезмег Сыктывкарского р-на Коми АССР), сщмч. (пам. 5 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи священника. В 1905 г. окончил Нижегородскую ДС по 1-му разряду. Служил законоучителем в земском уч-ще с. Оселок. В 1906-1907 гг. преподавал Закон Божий в церковноприходской школе в с. Ляпуны того же уезда, в 1907-1908 гг.- в Богоявленской церковноприходской школе с. Павлова Горбатовского у., с 1908 по 1910 г.- в церковноприходской школе при Спасо-Преображенской кладбищенской ц. в Н. Новгороде. 15 сент. 1910 г. был назначен на священническую вакансию в Макариев Желтоводский во имя Святой Троицы монастырь . 22 окт. того же года рукоположен во иерея, служил священником в том же мон-ре. 23 авг. 1911 г. переведен 2-м священником к Троицкому собору г. Горбатова Нижегородской губ. Заведовал жен. церковноприходской школой в Горбатове и служил там законоучителем. В 1915-1917 гг. законоучитель в местной муж. гимназии. С 1915 г. являлся членом Горбатовского отделения епархиального училищного совета. С 3 февр. 1916 г. делопроизводитель Горбатовского отдела Всероссийского об-ва попечения о беженцах. 6 сент. 1917 г. назначен настоятелем Троицкого собора Горбатова. Награждался набедренником (1912), скуфьей (1916), камилавкой (1919), палицей (1936). В 1919 г. возведен в сан протоиерея. 29 июля 1927 г. арестован в Горбатове по обвинению в проведении контрреволюционной агитации и помещен в тюрьму в Н. Новгороде. Виновным в контрреволюционной агитации себя не признал. Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 4 нояб. 1927 г. приговорен к 3 годам ссылки в Сибирь. Отбывал срок ссылки в одном из сел Канского окр. Сибирского края. После окончания ссылки Н. в течение 3 лет было запрещено проживание в крупных городах и прилегающих местностях. Вместе с семьей он поселился в г. Козьмодемьянске Марийской автономной обл. Не имел в городе места постоянного служения и совершал богослужения в тех храмах, куда его приглашали. 7 апр. 1934 г. по просьбе прихожан назначен настоятелем Владимирской ц. в с. Владимирском Горномарийского р-на.

http://pravenc.ru/text/2565816.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Радоваться надо, а не плакать О преподобномученике Феодоре (Богоявленском) 22.03.2017 889 Время на чтение 25 минут Далеко не всех наших новомучеников мы можем представить себе зрительно, хотя фотография была широко распространена уже во второй половине XIX века, не говоря о временах гонений. Не уцелели изображения многих святых: семейный архив мог пострадать от обычного при аресте обыска, порой и сами родственники репрессированных не без оснований опасались хранить фотоснимки «врагов народа»... А вот преподобномученика Феодора (Богоявленского) мы видим не только на фотографии, но и на двух картинах выдающегося русского художника Павла Корина. На эскизе общего плана картины «Реквием» («Русь уходящая») в правой половине заметна фигура высокого молодого монаха. Это он, отец Феодор, в 2000 году канонизированный Юбилейным Архиерейским Собором и осенью нынешнего года постановлением Священного Синода включенный в Собор Саратовских святых. Павел Дмитриевич Корин рисовал его с натуры в 1932 году. Еще одно полотно - триптих «Александр Невский», где отец Феодор запечатлен в образе молодого русича, собирающегося на битву. Над триптихом Корин трудился в 1942-1943 годах, когда писать отца Феодора с натуры у него уже не было никакой возможности, и он воспользовался своими старыми этюдами - подготовительными материалами к «Реквиему». А отец Феодор, возможно, в те самые дни умирал на нашей Саратовской земле в тюрьме 3 города Балашова, и было ему 37 лет... Эта короткая жизнь начиналась тоже не в самую спокойную эпоху. Олег Богоявленский (Феодор - в монашестве) родился 27 декабря 1905 года в Тегеране. В России в ту пору полыхала революция - генеральная репетиция катастрофы 1917 года. Но и в Персии было немногим спокойнее: уже началась персидская революция 1905-1911 годов. Отец Олега, Павел Георгиевич, в ту пору был вторым секретарем Русской дипломатической миссии. Из прессы того времени видно, в какой сложной и опасной обстановке работали русские дипломаты. Так, газета «Голос Москвы » от 11 декабря 1907 года отмечала: «В Тавризе брожение не прекращается, по всей провинции анархия. В 60 верстах от Тавриза ограблена почта урмийского русского консульства, шедшая в Россию; курьер консульства смертельно ранен. На персидской территории обстреляно помещение русских подданных» . В «Санкт-Петербургских ведомостях» от 9 марта 1911 года читаем: «Наша дипломатия дала Персии немало весьма почтенных деятелей, как, например, бывший поверенный в делах Сомов А. Н., бывший первый драгоман Батюшков Г. Д., Богоявленский П. Г. Служба же в Персии нелегка...» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Arhiva La Moscova a fost inaugurat expoziia „Comunitile monahale secrete ale mnstirii «Sfântul mitropolit Petru» din Vysokoe în anii 1920-1950” 4 septembrie 2015 11:31 3 сентября 2015 года в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы состоялось открытие выставки «Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря в 1920-1950-е годы». Выставка организована в Нарышкинских палатах Высоко-Петровской обители. Церемонию открытия возглавил наместник монастыря игумен Петр (Еремеев) . Также в мероприятии участвовали Л.А. Беляев, археолог, историк архитектуры, который в свое время работал на раскопках храма святителя Петра и близлежащего монастырского некрополя, и организатор выставки А.Л. Беглов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Вниманию гостей был предложен фильм, посвященный теме экспозиции. В фильм вошел фрагмент записи беседы с схимонахиней Игнатией (Пузик), которая рассказала о ее личном духовном пути и о тайной Петровской монашеской общине. На выставке представлены оригиналы и фотокопии уникальных фотографий и документов (более 70-ти), а также вещи из частных и церковных собраний. Экспозиция состоит из нескольких разделов. А.Л. Беглов открыл экспозицию кратким рассказом о духовной родине петровских отцов — Смоленской Зосимовой пустыни, о судьбе главных духовных наставников Петровской обители: ее настоятеле и «ангеле хранителе» архиепископа Варфоломее (Ремове), наиболее известном духовнике преподобномученике Игнатии (Лебедеве; 1884-1938), одном из старейших насельников Зосимовой пустыни игумене Митрофане (Тихонове; 1866 — не ранее 1943), духовных друзьях и «столпах» петровской общины архимандритах Никите (Курочкине; 1889-1937) и Зосиме (Нилове; 1898-1939), представителе молодого поколения иноков преподобномученике Феодоре (Богоявленском; 1905-1943) и о «последнем зосимовском старце» архимандрите Исидоре (Скачкове; 1883-1959). Четыре отдельных тематических стенда повествуют о внутренней духовной жизни тайных петровских общин, о принципах духовного руководства, на котором основывалось воспитание иноков, о мученическом пути наставников Высоко-Петровского монастыря и о их духовных детях — бережных хранителях памяти о своих наставниках и свидетелях об их подвиге. Отдельная инсталляция представляет интерьер скита во имя иконы Божией Матери «Знамение», который был основан в 1927 г. архимандритом Игнатием (Лебедевым) по адресу Печатников переулок, дом 3, квартира 26, и который был центром сокровенной жизни его тайной монашеской общины. Пресс-служба Высоко-Петровского монастыря /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4211149...

19 июля Русская Православная Церковь празднует память преподобномученика Феодора (Богоявленского). Родился в 1905 году в Тегеране в семье русского консула в Персии Павла Георгиевича Богоявленского. При крещении наречен Олегом. Его отец был убит персами в 1911 году, мать с тремя детьми перебралась в Санкт-Петербург, где до прихода к власти большевиков жила на пенсию, получаемую от правительства. С 1922 года переехала в Москву, работала в школе преподавательницей музыки. В 1923 году Олег поступил на медицинский факультет Московского университета, но в связи с тяжелой болезнью матери вынужден был уйти с 4-го курса и поступить на работу. В 1927 году мать скончалась, тогда же Олега Богоявленского взяли на военную службу. По возвращении из армии стал прихожанином Высокопетровского монастыря. В 1929 году монастырь закрыли. Монахи перешли служить в храм преподобного Сергия на Большой Дмитровке. В 1930-м году принял монашеский постриг с именем Феодор и был рукоположен в иеродиакона ко храму преподобного Сергия. В 1933 был арестован, приговорен к трем годам заключения и отправлен этапом в Новосибирск. Вернулся из лагеря через три года с рекомендацией продолжить занятия медициной. Советовался с духовником и сестрой. Сестра повторила услышанные ею в молитве слова: «Вземшийся за орало да не зрит вспять». Это совпало и с его желанием. По благословению архиепископа Сергия (Воскресенского) был рукоположен в иеромонаха ко храму в селе Ивановском неподалеку от Волоколамска. В 1940 году от него потребовали уплаты огромного налога, судили и лишили права жить в Москве и Московской области. Уехал в село Завидово Тверской области. Но жил в основном в Москве и под Москвой у своих духовных детей и сестры в Востряково. 22 июля 1941 года был арестован. Зная о предстоящем аресте, успел отслужить молебен перед Казанской иконой Божией Матери, был спокоен и просветлен. На допросах отказался назвать знакомых, у которых жил без прописки, своих духовных детей и людей, с которыми близко общался. Его жестоко избивали. Следствие по делу иеромонаха Феодора продолжалось почти два года. В конце июня 1943 года его приговорили к пяти годам ссылки в Красноярский край и перевели из Саратовской тюрьмы в тюрьму города Балашова Саратовской области для отправки в ссылку. Но за годы тюремного заключения здоровье было окончательно подорвано. Иеромонах Феодор скончался 19 июля 1943 года и был погребен в безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-99-i...

Также сегодня день памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), скончавшегося в 1944 г. Святейший Патриарх Сергий (в миру - Иван Николаевич Страгородский) родился 11 января 1867 в Нижегородской губернии в городе Арзамасе, в семье священника, где получил глубокое религиозное воспитание. В августе 1880 г. поступил в Нижегородскую духовную семинарию, а после ее окончания на историческое отделение в Санкт-Петербургскую духовную академию. 30 января 1890 г. был пострижен в монашество с именем Сергия в честь святого преподобного Сергия Валаамского, а 21 апреля рукоположен во иеромонаха. 9 мая 1890 г. окончил духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1890-93 трудился на миссионерском поприще в Японии. По возвращении из Токио преподавал в СПбДА, а затем был направлен архимандритом посольской церкви в Афинах. В 1895 защитил магистерскую диссертацию " Православное учение о спасении " , которая сразу же выдвинула его в первый ряд русских богословов. В 1899 архимандрит Сергий стал инспектором, а через год ректором СПбДА. 25 февраля 1901 г. он хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Чин хиротонии совершили митрополит Петербургский Антоний, митрополит Киевский Феогност, митрополит Московский Владимир, архиепископ Холмский и Варшавский Иероним, епископ Кишиневский Иаков, епископ Борис, епископ Гдовский Вениамин, Нарвский Никон и епископ Сарапульский Владимир. В 1905 был назначен архиепископом Финляндским и Выборгским (с 1911 - член Св. Синода). В 1917 переведен на Нижегородскую кафедру. Принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. С 1927 митрополит Сергий как Заместитель Патриаршего местоблюстителя посвятил себя делу урегулирования отношений между Церковью и советским правительством. В период 1934-43 гг. возглавлял Русскую Церковь как Патриарший Местоблюститель. Во время Второй мировой войны вдохновлял патриотическую деятельность своей паствы. 8 сентября 1943 г. на Соборе епископов был избран Патриархом Московским и всея Руси. Погребен в Николаевском приделе Московского Патриаршего Богоявленского собора.

http://ruskline.ru/history/2015/05/15/et...

После приветствия наместника к собравшимся обратился Леонид Андреевич Беляев – археолог, историк архитектуры, который в свое время работал на раскопках храма святителя Петра и близлежащего монастырского некрополя. Леонид Андреевич отметил важность создания при монастырях музеев, выставок, экспозиций, посвященных истории монастырской жизни. " Данная экспозиция станет хорошим началом создание великолепного музея посвящение всей истории Высоко-Петровского монастыря, а значит и нашего города и страны " , – выразил надежду известный ученый. К собравшиеся так же обратился организатор выставки – Алексей Львович Беглов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Алексей Львович детально описал предпоссылкы появление такого явления как тайная монашеская община и условия ее возникновения в Высоко-Петровском монастыре. Вниманию гостей был предложен фильм, посвящённый теме экспозиции. В сьемках фильма приняли участие наместник монастыря игумен Петр (Еремеев), организатор выставки Алексей Львович Беглов. В фильм также был включен фрагмент записи рассказа схимонахини Игнатии (Пузик), которая поведала о ее личном пути и о тайной Петровской монашеской общине. После просмотра фильма гостям была презентована сама выставка. На выставке представлены оригиналы и фотокопии уникальных фотографий и документов (более 70-ти), а также вещи из частных и церковных собраний. Экспозиция состоит из нескольких разделов. Алексей Львович открыл экспозицию кратким рассказом о духовной родине петровских отцов – Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, о судьбе главных духовных наставников Петровской обители: ее настоятеле и " ангеле хранителе " архиепископа Варфоломее (Ремове), наиболее известном духовнике преподобномученике Игнатии (Лебедеве; 1884–1938), одном из старейших насельников Зосимовой пустыни игумене Митрофане (Тихонове; 1866 – не ранее 1943), духовных друзьях и " столпах " петровской общины архимандритах Никите (Курочкине; 1889–1937) и Зосиме (Нилове; 1898–1939), представителе молодого поколения иноков преподобномученика Феодоре (Богоявленском; 1905–1943) и о " последнем зосимовском старце " архимандрите Исидоре (Скачкове; 1883–1959).

http://religare.ru/2_107350.html

священника Виктора Каракулина (1887-1937), священника Ипполита Красновского (1883-1938), священника Николая Садовского (1894-1938), священника Василия Иванова (1876-1938), священника Николая Кулакова (1876-1938), священника Максима Богданова (1883-1938), священника Александра Саульского (1876-1938), священника Павла Попова (1890-1938), священника Павла Брянцева (1889-1938), псаломщиков Михаила Вознесенского (1900-1938) и Григория Богоявленского (1883-1938); от Ивановской епархии: архимандрита Леонтия (Стасевича; 1884-1972); от Московской епархии: архиепископа Можайского, викария Московской епархии Димитрия (Добросердова; 1864-1937); архимандрита Амвросия (Астахова; 1860-1937); игумена Пахомия (Туркевича; 1864-1937); диакона Иоанна Хренова (1888-1937); Николая Рейна (1892-1937); инокини Татианы (Бесфамильной; 1866-1937); Марии Волнухиной (1876-1937); Надежды Ажгеревич (1877-1937); иеромонаха Феодора (Богоявленского; 1905-1943); послушницы Татианы (Фомичевой; 1897-?); протоиерея Владимира Медведюка (1888-1937); протоиерея Георгия Колоколова (1876-1937); протоиерея Назария Грибкова (1879-1937); псаломщика Петра Царапкина (1883-?); священника Василия Архангельского (1874-1937); священника Иоанна Державина (1873-1937); протоиерея Сергия Знаменского (1879-1937); священника Константина Некрасова (1872-1937); священника Феодора Недосекина (1889-1942); священника Алексия Сперанского (1881-1937); протоиерея Василия Ягодина (1870-1937); священника Александра Буравцева (1886-1937); священника Сергия Бажанова (1883-1937); священника Сергия Фелицына (1883-1937); священника Сергия Розанова (1905-1937); священника Николая Пятницкого (1884-1937); игумена Варлаама (Никольского; 1872-1937); протоиерея Николая Виноградского (1873-1937); иерея Алексия Веселовского (1873-1937); протоиерея Алексия Никатова (1875-1937); протоиерея Владимира Писарева (1881-1937); иерея Александра Смирнова (1887-1918); иерея Феодора Ремезова († 1918); священника Димитрия Миловидова (1879-1937); священника Иоанна Виноградова (1879-1937);

http://sedmitza.ru/lib/text/429451/

20. СЕРГИЙ (СТРАГОРОДСКИЙ Иван Николаевич), Патриарх Московский и всея Руси (11.01.1867-15.05.1944). Родился в г. Арзамасе Нижегородской губ. в семье священника. В 1890 окончил СПб ДА; канд. богословия. 30.01.1890 принял монашеский постриг, и 21.05.1890 рукоположен во иеромонаха. В 1890-1893 - в составе Российской Духовной Миссии в Японии. Одновременно в 1891-1892 служил на фрегате «Память Азова». В 1893 - доцент СПб ДА, затем инспектор Московской ДА. 21.09.1894 возведен в сан архимандрита и назначен на должность настоятеля посольской церкви в Афинах. С 1895 - магистр богословия. С 27.08.1897 - помощник начальника Российской Духовной Миссии в Японии. В 1899 назначен ректором СПб ДС, а 06.10.1899 - инспектором СПб ДА; в 1901-1905 - ее ректор. 25.02.1901 хиротонисан в СПб во епископа Ямбургского, викария СПб епархии. В 1905-1917 - архиепископ Финляндский и Выборгский. 09.08.1917 избран архиепископом Владимирским и Шуйским. Член Поместного Собора 1917-1918. 28.11.1917 возведен в сан митрополита. В 1922 уклонился в обновленчество, 27.08.1923 принес покаяние Патриарху Тихону. С 18.03.1924 - митрополит Нижегородский (с 16.10.1932 - Горьковский) и Арзамасский. С 10.12.1925 - заместитель Патриаршего Местоблюстителя. 10.11.1926-27.03.1927 находился под арестом. С 27.04.1934-Митрополит Московский и Коломенский, с 01.01.1937 - Патриарший Местоблюститель. С 10.1941-08.1943 - в эвакуации в Ульяновске. 08.09.1943 на Архиерейском Соборе избран Патриархом Московским и всея Руси, интронизован 12.09.1943. Автор ряда богослов-ских трудов. Скончался в Москве. Погребен в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве. 21. СТЕХНОВСКИЙ Борис Михайлович, протоиерей (3.05.1904-25.12.1989). В 1927-1938 - священник церкви погоста Красные Пруды Псковского окр. В 1943-1944 служил в церкви пригорода Красный (ныне пос. Красногородское Псковской обл.). 03.08.1944 арестован и заключен в лагерь. 25.08.1952 освобожден. С 29.07.1953 служил в Никольском соборе г. Новая Ладога, с 28.04.1958 - в Тихвинской церкви, с 30.08.1964 - в Никольской церкви с. Ильеши Кингисеппского р-на. С 31.01.1977 за штатом. Похоронен на кладбище в г. Нарве (Эстония). Архив СПб епархии, личное дело; ЖМП.1990. N 11.С.40.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/22/...

Патриарх Тихон скончался 7 апреля 1925 г. 1 ноября 1981 г. был канонизирован Архиерейским Синодом РПЦЗ. 9 октября 1989 г. был прославлен в лике святых Архиерейским Собором РПЦ. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский Иван Николаевич) родился 11 января 1867 г. в Арзамасе Нижегородской губернии в семье протоиерея. Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище. В августе 1880 г. поступил в Нижегородскую духовную семинарию, в 1886 г. – в Санкт-Петербургскую духовную академию на историческое отделение. 30 января 1890 г. был пострижен в монашество с именем Сергия, 21 апреля рукоположен во иеромонаха. 9 мая 1890 г. окончил духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1890 г. был направлен в Японию членом Православной духовной миссии. В декабре 1891 г. назначен судовым священником на корабль «Память Азова». В 1893 г. вызван в Санкт-Петербург, и становится исполняющим должность доцента по кафедре Священного Писания Ветхого Завета в Санкт-Петербургской духовной академии. 13 декабря 1893 г. назначен исполняющим должность инспектора Московской духовной академии. 21 сентября 1894 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах. В 1895 г. удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Православное учение о спасении». В 1897 г. вторично направлен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии. В 1899 г. определен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. В том же году назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии, с января 1901 г. – ее ректором. 25 февраля 1901 г. хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 6 октября 1905 г. – архиепископ Финляндский и Выборгский. В 1906 г. участвовал в сессии Святейшего Синода, председательствовал в Учебном комитете, одновременно занимаясь исправлением текста богослужебных книг. С этого же года – Почетный член Санкт-Петербургской духовной академии. С 6 мая 1911 г. – член Святейшего Синода. В марте 1912 г. назначен Председателем Предсоборного совещания при Синоде. В 1917–1918 гг. – участник Всероссийского Священного Собора в Москве. С 10 августа 1917 г. – архиепископ Владимирский и Шуйский. 28 ноября 1917 г. возведен в сан митрополита. С 16 июня 1922 г. по 27 августа 1923 г. был в обновленческом расколе, затем принес покаяние и был присоединен к Церкви. С 18 марта 1924 г. – митрополит Нижегородский. С 10 декабря 1925 г. – заместитель Патриаршего Местоблюстителя. 12 апреля 1932 г. награжден предношением креста при богослужении. 27 апреля 1934 г. ему присвоен титул «Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский» с правом ношения двух панагий. 8 сентября 1943 г. Собором русских иерархов был избран Патриархом Московским и всея Руси. 12 сентября 1943 г. состоялась его интронизация в московском кафедральном Богоявленском соборе. Умер 1 мая 1944 г., погребен в Николаевском приделе московского Патриаршего Богоявленского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010