Митрополиты Николай (Ярушевич), Сергий (Страгородский) и Алексий (Симанский) в Богоявленском соборе. Москва, 1941 год, Фотоархив журнала LIFE. Несмотря на свое униженное советским строем положение, местоблюститель в первый же день войны, 22 июня, осознал, что германский нацизм несет вовсе не «освобождение от ига коммунизма», а смерть и полное разрушение страны. По сведениям известных церковных историков Д.В. Поспеловского и М.В. Шкаровского, митрополит Сергий узнал о радиообращении Молотова и начале войны после того, как отслужил в кафедральном Богоявленском соборе Москвы воскресную литургию. Немедленно после этого, в тот же день, им был создан и разослан по немногочисленным действующим приходам текст послания с призывом к чадам Русской Православной Церкви защитить Родину. В этом послании митрополит Сергий сравнивал немецкое вторжение с нашествиями монголов, тевтонских рыцарей, шведов и французов, предостерегал от «лукавых соображений насчет возможных выгод на той стороне границы», а также предсказывал Победу над фашистами. В ходе войны митрополит Сергий обращался к верующим с патриотическими посланиями более 20 раз, откликаясь на все основные события военной жизни страны. Священник Русской православной Церкви служит заупокойную службу по павшим воинам в Богоявленском соборе. Москва, 1941 год. Фотоархив журнала LIFE. Советское руководство во главе с И.В. Сталиным скоро осознало важность церковной поддержки как среди советских граждан, так и на международной арене. Для того чтобы обеспечить поддержку СССР со стороны христиан всего мира, иерархи Русской Церкви обращались с посланиями к верующим и духовенству Румынии, Югославии, Чехословакии, Болгарии, Англии и других стран, где позиции Церкви были традиционно сильны. Несмотря на тяжелое военное положение, была возобновлена церковная издательская деятельность, вновь начал выходить «Журнал Московской Патриархии», ставший свидетелем патриотической работы духовенства. Сотрудничество с Всеславянским комитетом предоставило Московской Патриархии возможность напрямую, через радио и печать, обращаться к народу в Советском Союзе и в зарубежных странах. В целях противодействия фашистской пропаганде и разъяснения патриотического курса Патриархии была выпущена книга-альбом «Правда о религии в России» (1942 г.), а затем вышла книга «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война» (1943 г.). Кроме того, зимой 1942/1943 г. на студии Ленкинохроники при участии митрополита Николая (Ярушевича) был снят документальный фильм о сборе ленинградскими верующими средств на танковую ко­лонну имени Димитрия Донского и эскадрилью имени Александра Невского.

http://pravmir.ru/na-vsex-nuzhna-odna-po...

Смирнов Александр Павлович (1888–1950), протоиерей. Родился в семье священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1913). Священник храма св. мученика Никиты на Кузнецкой улице в Москве (1913–1918). В Красной Армии (1918–1920). Священник Богоявленского храма и Троицкого храма в Симбирске (1920–1921). Арестован в 1921 году, приговорен к 5 годам концлагерей. Священник храма священномученика Климента папы Римского в Замоскворечье (1927). Настоятель храма свт. Николая в Кузнецкой Слободе (1928–1950). В 1931 г. при закрытии храма свт. Николая в Пупышах организовал перенос прихожанами чудотворной иконы «Утоли моя Печали» в Николо-Кузнецкий храм. В 1935 г. арестован сотрудниками НКВД за сопротивление планировавшегося властями сносу храма. Освобожден в связи с многочисленными петициями прихожан. По распоряжению И. В. Сталина храм не был снесен. В 1941–1943 гг. – в эвакуации в Симбирске вместе с митрополитом Сергием. В 1943–1949 гг. – ответственный секретарь «Журнала Московской Патриархии». В 1949–1950 гг. – и.д. ректора Московской духовной академии. Смирнов Михаил Александрович (1888–1962), протоиерей. В блокадном Ленинграде – священник на Волковом кладбище. Соллертинский Вячеслав Степанович (Стефанович) (1872–1955), протоиерей. Священник Никольской церкви в Астрахани (1921). Арестован в 1921 году, приговорен к 3 годам лишения свободы. С 1924 г. служил в Москве – сначала в храме Введения во храм Пресвятой Богородицы, что в Черкизове, а с 1934 г. в храме Преображения Господня, что на Преображенской площади. Спиридонов Василий Григорьевич (1869 – не ранее 1941), протоиерей. Высылался из Ленинграда в 1935 году. В 1939–1941 гг. – настоятель Троицкой кладбищенской церкви в Петергофе. Спрингович Антоний (1876–1958), архиепископ Рижский (с 1923). Степанов Александр, священник. В 1943 (?)–1944 гг. служил в Крестовоздвиженской церкви с. Ополье Ленинградской области. Стефан (Проценко Степан Максимович) (1889–1960), митрополит. Иерей (1922). Иеромонах, архимандрит (1922). С 1926 г. – епископ Конотопский, викарий Черниговской епархии. С 1932 г. – епископ Черниговский и Козелецкий. В 1936–1942 гг. – в заключении. С 1942 г. – епископ, затем архиепископ Уфимский. Участник Архиерейского Собора 1943 года. С 1944 г. – архиепископ Полтавский и Кременчугский. В 1945–1960 гг. – архиепископ Харьковский и Богодуховский (митрополит с 1959 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1943 г. Патриарх Сергий направил в Тбилиси архиеп. Ставропольского Антония (Романовского) , поручив ему при благоприятном исходе дел вступить от имени Патриарха и духовенства РПЦ в евхаристическое общение с Католикосом-Патриархом Грузии и груз. духовенством. 31 окт. 1943 г. в кафедральном Сионском соборе Тбилиси Католикос Каллистрат и архиеп. Антоний совершили Божественную литургию. Заслушав доклад прибывшего в Москву архиеп. Антония, 19 нояб. 1943 г. Синод РПЦ под председательством Патриарха Сергия вынес определение: «Ввиду того, что Святейший Патриарх, Католикос Грузии, от лица грузинской иерархии, клира и паствы засвидетельствовал неизменную решимость Грузинской Церкви как в прошлом, так и в настоящем и будущем пребывать в православной вере… признать… молитвенное и евхаристическое общение между обеими автокефальными Церквами-Сестрами, Русской и Грузинской, к нашей общей радости, восстановленным… просить Святейшего Патриарха, Католикоса Грузии, приняв православные русские приходы в Грузинской ССР в свое архипастырское окормление, предоставить им сохранять в своей богослужебной и приходской практике те порядки и обычаи, которые они наследовали от Русской Церкви… принимать к своему разрешению церковные дела и православных русских приходов, находящихся в Армении, которые хотя и проживают вне пределов Грузинской ССР, но по дальности расстояния и другим подобным внешним причинам затрудняются обратиться к подлежащей русской церковной власти» (ЖМП. 1944. 3. С. 7; Сергий (Страгородский), Патриарх Московский. Обращение к правосл. русским, живущим в Грузии//ЖМП. С. 10). Патриарх Сергий известительной грамотой уведомил автокефальные правосл. Церкви о признании РПЦ автокефалии ГПЦ и о восстановлении с ней молитвенного и евхаристического общения ( Сергий (Страгородский), Патриарх Московский. Известительные грамоты Восточным Патриархам//ЖМП. 1944. 3. С. 11-12; Радость единения//Там же. 1949. 12. С. 20). 21 нояб. 1943 г. в Елоховском Богоявленском соборе Москвы Патриарх Сергий впервые помянул за литургией имя Католикоса-Патриарха Грузии Каллистрата.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Сергий (Страгородский), митр. Киевский Николай (Ярушевич). Стоят: архиеп. Куйбышевский Алексий (Палицын), архиеп. Горьковский Сергий (Гришин), архиеп. Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Ярославский Иоанн (Соколов), прот. Николай Колчицкий Архиерейский собор РПЦ 8 сент. 1943 г. провозгласил в числе своих деяний «Осуждение изменников вере и Отечеству», согласно к-рому «всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик - лишенным сана» (ЖМП. 1943. 1. С. 16; Смирнов А. , прот. Противники Креста Господня//ЖМП. 1943. 3. С. 25-29). Собор единогласно избрал Патриархом Московским и всея Руси митр. Сергия, интронизация состоялась 12 сент. в Богоявленском соборе Москвы. Проведение Собора и избрание Патриарха способствовали восстановлению ранее прерванных связей с правосл. и инославными Церквами. Поздравительные послания по случаю избрания нового Патриарха Московского были получены от К-польского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархов. 19-28 сент. в Москве побывала делегация англикан. Церкви во главе с архиеп. Йоркским Сирилом Ф. Гарбеттом . По мере наступления Красной Армии становились известными факты патриотических поступков духовенства и верующих на оккупированных территориях, где мн. правосл. священнослужители и миряне являлись связными, соратниками, помощниками партизанских отрядов и групп подпольщиков, а сотни священнослужителей за свою патриотическую деятельность подвергались арестам, тюремным заключениям, истязаниям, были расстреляны или заживо сожжены. Начиная с осени 1943 г. к награждению гос. орденами и медалями стали представляться священнослужители и активные верующие. Первое большое награждение состоялось в Ленинграде, когда группа духовенства была награждена медалями «За оборону Ленинграда». В 1944 г. медалями «За оборону Москвы» были награждены священнослужители Московской и Тульской епархий. Всего за патриотическую деятельность 40 священнослужителей были удостоены медалей «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более 50 - награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», неск.

http://pravenc.ru/text/150063.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Патриарх Алексий завещал похоронить себя в Богоявленском соборе Москвы - источник 05.12.2008 17:23 Версия для печати Москва, 5 декабря. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, возможно, будет похоронен в Богоявленском Елоховском соборе в Москве. Как стало известно " Интерфаксу " , такова воля Патриарха, которая содержится в его завещании. По данным источника, члены Синода также рассматривают предложение провести похороны Алексия II во вторник. Богоявленский собор в Елохове был построен в 1717-1722 годах. Храм никогда не закрывался, хотя в середине 1930-х годов был на грани закрытия. В 1933 году недалеко от собора размещались канцелярия и резиденция патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия. 2 июля 1938 года был закрыт собор Богоявления в Дорогомилово, после чего собор в Елохове стал патриаршим и кафедральным. Этот статус он сохраняет по сей день. В свое время в кафедральном Богоявленском соборе был похоронен Патриарх Сергий, который руководил Русской Православной Церковью с 1925 по 1944 год. Сталин не разрешал избрать Патриарха всея Руси после кончины святителя Тихона, поэтому митрополит Сергий носил титул местоблюстителя патриаршего престола, и только в 1943 году, меньше чем за год до смерти, он был избран Патриархом. Архитектором могилы Патриарха Сергия был выдающийся российский архитектор Алексей Щусев, который до этого построил мавзолей Ленина на Красной площади, Казанский вокзал в Москве, Марфо-Мариинскую обитель, храм на Куликовом поле и много других выдающихся архитектурных сооружений, ставших классикой советского архитектурного ХХ века. Кроме того, в Елоховском соборе хранится рака с мощами святителя Алексия, митрополита Московского - небесного покровителя Алексия II. Сначала святитель Алексий был похоронен в Чудовом монастыре Кремля, однако после канонизации его мощи перенесли в Успенский собор. До строительства и освящения храма Христа Спасителя в Москве в 1996 году Елоховский собор был не только кафедральным московским, но и главным храмом всей страны.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

5, переданным незадолго до этого Сталиным для нужд Церкви. До войны в этом здании размещалась резиденция германского посла Шуленбурга. 12 сентября 1943 г. в Москве, в Богоявленском соборе в Елохове, состоялась интронизация патр. Сергия. 8 октября 1943 г. был образован Совет по делам русской православной церкви во главе с чекистом Г. Г. Карповым. 12 октября 1943 года Г. Г. Карпов направил И. Сталину докладную записку об отношении к обновленческой церкви, в которой говорилось: «В связи с избранием Сергия патриархом Московским и всея Руси среди духовенства обновленческой церкви отмечается растерянность. Одна часть обновленческого духовенства не видит перспектив сохранения обновленческого течения и высказывает желание перейти в сергиевскую церковь . Со стороны некоторых из них есть даже прямые обращения в Московскую патриархию. (...) Другая часть обновленческого духовенства, как например, глава обновленческой церкви митрополит Александр Введенский , с 1941 г. находящийся в эвакуации в г. Ульяновске, митрополит Яценко, Рыбинский епископ Лобанов, Ленинградский епископ Румянцев – высказываются за необходимость сохранения обновленчества. Введенский, узнав об избрании Сергия патриархом, предполагал даже ставить вопрос о патриаршестве в обновленческой церкви в целях уравнения ее положения с сергиевской церковью, но, видя растерянность среди обновленческого духовенства и не допуская возможности объединения обеих церквей на равных началах, не исключает возможности распада обновленчества» 77 . Эта записка Карпова, как видно из текста, была составлена после его беседы с патриархом. В ходе состоявшегося разговора, как пишет Карпов, – «Сергий, возражая против какого-либо общения с митрополитом Введенским, ставит следующие условия принятия обновленческого духовенства: а) женатых митрополитов и епископов, не лишая сана, отстранить от церковной деятельности, оставив их за штатом; б) монашествующих (или вдовых) митрополитов и епископов принять в патриаршую церковь , но переводя митрополитов в архиепископы или епископы, а епископов в священники, допуская в последующем их восстановление в прежнем сане.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Против любых форм объединения с УАПЦ решительно выступила часть епископов Автономной УПЦ во главе с еп. Пантелеимоном (Рудыком). Архиеп. Симон (Ивановский), епископы Пантелеимон (Рудык) и Вениамин (Новицкий) приняли в Киеве совместный меморандум с требованием к митр. Алексию «снять свою подпись с так называемого акта объединения» (ЦГАВОГВУ. Ф. 4398. Оп. 1. Д. 3. Л. 120) и «сложить с себя звание экзарха всей Украины вплоть до решения Всеукраинского церковного Собора». Под давлением архиереев митр. Алексий был вынужден заявить, что «каноническое решение и оформление дела объединения приостанавливаются до окончания войны, а акт от 8 октября в этом году отменяется до рассмотрения его на первом после войны Соборе епископов экзархата» (Там же. Ф. 3676. Оп. 4. Д. 475. Л. 700-704). 29 окт. 1942 г. Кременецкая консистория разослала по подчиненным ей приходам письмо с информацией о том, что акт от 8 окт.- это проект объединения, «акт комиссии по объединению». В циркуляре отмечалось, что такие важные дела, как объединение 2 церковных ориентаций, могут быть осуществлены только с согласия всего епископата (Там же. Ф. 4398. Оп. 1. Д. 3. Л. 120). 23 окт. 1942 г. митр. Алексий был вызван в рейхскомиссариат, где ему указали, что «Акт объединения» имеет рекомендательный характер, для его вступления в силу необходимо согласие всех епископов (Там же. Л. 132). Митрополиту запретили проводить Соборы до окончания войны, рекомендовали решать важные вопросы «в согласии с властью» (Там же. Ф. 3676. Оп. 4. Д. 475. Л. 702-704). 3 янв. 1943 г. митр. Алексий назначил бывшего обновленческого еп. Николая Автономова, приехавшего на Украину из Пятигорска, временно управляющим Мозырской епархией. Дальнейшие назначения на кафедры властью были запрещены. 7 мая 1943 г. по дороге из Почаева в Дубно митр. Алексий был убит партизанами одного из ответвлений ОУН (мельниковцы); вместе с ним погибли прот. Феодор Юркевич, настоятель Николаевского собора в Кременце, столоначальник консистории М. Жихарев и шофер А. Мельничук. Отпевание митр. Алексия состоялось 9 мая в кременецком Богоявленском монастыре в чрезвычайных условиях из-за угрозы новых актов террора; в похоронах участвовали Ровенский еп. Феодор (Рафальский), настоятель дубенского собора прот. Владимир Ковальский и епархиальный миссионер прот. Серафим Казновецкий. Прот. Серафим заменил погибшего прот. Феодора Юркевича в должности управляющего делами Кременецкой консистории. 12 мая 1943 г. глава УАПЦ митр. Поликарп (Сикорский) издал послание, в к-ром осудил убийство митр. Алексия и вновь призвал автономистов присоединиться к УАПЦ.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Григорий (Чуков Николай Кириллович) (1870–1955), митрополит. Родился в крестьянской семье. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1895). С 1897 г. священник Петрозаводского кафедрального собора. С 1907 г. – протоиерей. Ректор Олонецкой духовной семинарии (1911–1918). В 1919–1921 гг. настоятель университетской церкви Петра и Павла в Петрограде. Ректор Петроградского богословского института (1920–1922). Настоятель Казанского собора (1921–1922). Арестован в 1922 г., освобожден по амнистии в 1923 году. Настоятель Николо-Богоявленского собора (1924–1935). Выслан из Ленинграда в Саратов в 1935 году. В 1942 г. хиротонисан во епископа Саратовского, с октября 1942 г. – архиепископ. Участник Архиерейского Собора 1943 года. Временно управляющий Волгоградской епархией (1942–1944), Астраханской епархией (1942–1943), Тамбовской епархией (1943–1944). Архиепископ Псковский и Порховский (1944–1945). Временно управляющий Таллиннской епархией (19447–1945?, 19497–1950?), Петрозаводской епархией (1944–1947, 1949–1955), Санкт-Петербургской (1945) епархией (1944–1945), Псковской епархией (1945–1949, 1949–1954), Новгородской епархией (1945–1955), Финляндской епархией (1950–1953). С 1945 г. – митрополит Ленинградский и Новгородский. С 1946 г. возглавлял Учебный комитет при Священном Синоде. Гримм Иван Давидович, юрист, профессор. В 1918 г. эмигрировал в Финляндию, проживал в Праге; с 1927 г. – в Тарту, читал лекции на юридическом факультете Тартуского университета. В годы оккупации немцами Прибалтики – начальник канцелярии Экзарха Латвии и Эстонии Сергия (Воскресенского). Высказывал идею создания единой, централизованной, влиятельной Русской Церкви на всей контролируемой Третьим рейхом территории. В дальнейшем поступил на службу в штаб генерала Власова, затем – начальник юридического отдела Комитета освобождения народов России (до мая 1945 года). Даниил (Юзвьюк Николай Порфирьевич) (1880–1965), архиепископ. Окончил Жировицкое духовное училище, духовную семинарию. До 1914 г. занимался педагогической деятельностью в духовно-учебных заведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Люди отдавали свои сбережения, свои ценности, предметы обихода; несли золотые броши, серьги, цепочки, часы, кольца, бриллианты, серебряные ризы с икон, украшения, наперсные и настольные кресты и цепи; был даже кусок платины весом 197,7 граммов. За три года войны Ленинград - один, отрезанный от остальной области, сильно уменьшившийся в количестве населения, собрал на военные нужды свыше 13 миллионов. По официальным данным о проведенных в храмах Ленинграда сборах, начиная с 22 июня 1941 г. и до 1 октября 1944 г., всего было собрано духовенством и верующими Ленинграда: На цели обороны 11.038.507 руб. На подарки Красной Армии 254.750 руб. На оказание помощи больным и раненым, находящимся в госпиталях 2.363.719 руб. В том числе Наличными деньгами 12.635.969 руб. Облигациями Государственных займов 973.950 руб. Драгоценными предметами 40.006 руб. Различными предметами 7.051 руб. Так в свой венок страдальца и мученика Ленинград, этот город-герой, город-победитель, вплел и яркие цветы высокого патриотизма, цветы самоотверженной любви к своей великой Родине. Григорий (Чуков), архиепископ Псковский и Порховский В марте 1935 года настоятель Николо - Богоявленского собора проф.прот.Н.К Чуков был отправлен в ссылку в г. Саратов. В блокадную зиму 1941-42 годов в Ленинграде от голода умерли его сыновья Борис, Александр и дочь Вера. Вдовый протоиерей принял монашеский постриг, и указом от 11 октября 1942 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого и Коломенского Сергия, определен быть епископом Саратовским, а 15 октября был возведен в сан архиепископа. До середины 1943 года владыка также временно управлял Астраханской епархией, а 8 июля 1943 г. вступил во временное управление Сталинградской епархией с титулом архиепископа Саратовского и Сталинградского. За активную церковно-патриотическую работу он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1942 году Саратовская епархия собрала на танковую колонну им. Дмитрия Донского более 600 тыс. руб. За 1943 -44 гг. Саратовская и Сталинградская и Тамбовская (которая также находилась тогда под управлением архиепископа Григория) епархии внесли в фонд обороны страны около 4 млн. рублей. В Саратовской и Сталинградской епархии архиепископ Григорий принял в 1942 году 4 храма, а за год и 8 месяцев войны количество их увеличилось до 22-х.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду на месте погребения приснопамятного Патриарха Сергия в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове 8 сентября 2023 г. 19:14 8 сентября 2023 года, в день 80-летия Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, избравшего  митрополита Сергия (Страгородского)  Патриархом Московским и всея Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, после  молебна  в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве, где в 1943 году проходили эти исторические события, побывал на месте погребения приснопамятного Патриарха Сергия в Никольском (северном) приделе  Богоявленского кафедрального собора в Елохове  г. Москвы.  На могиле Патриарха Сергия Предстоятель Русской Православной Церкви совершил панихиду.  Перед началом богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к его участникам с Первосвятительским словом .  Его Святейшеству сослужили:  митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома , руководитель Административного секретариата  Московской Патриархии, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; клирики собора, духовенство столицы.  В храме молились прихожане и паломники, пришедшие почтить память приснопамятного Патриарха Сергия.  Богослужебные песнопения исполнил хор Богоявленского собора под управлением А.К. Майорова.  По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви возложил корзину белых роз и букет на могилу Патриарха Сергия. Также Святейший Владыка возложил цветы на могилу приснопамятного Патриарха Алексия II .  В завершение Святейший Патриарх Кирилл поклонился покоящимся в Богоявленском соборе мощам святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, и чтимому списку Казанской иконы Божией Матери.  8 сентября 1943 г. в переданном накануне Правительством Московской Патриархии здании по адресу: г. Москва, Чистый пер., д. 5 состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, в котором приняли участие 19 архиереев.

http://patriarchia.ru/db/text/6057535.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010