Христорождественской, в Палашах, свящ. Димит. Никиф. Ренского Феодоро-Студитской, у Никитских ворот, свящ. Александра Никол. Воскресенского 2) Чрез настоятелей и настоятельниц монастырей Московской епархии: В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников Из Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря « Вознесенского женского монастыря » Заиконоспасского монастыря « Покровской женской общины » Коломенского Успенского Брусенского женского монастыря « Серпуховского Высотского монаст. » Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, Ставропигиального монастыря « Симонова Ставропигиального монастыря » Никольского Единоверческого монастыря —45— « Спасо-Влахернского женского монастыря » Волоколамского Иосифова монастыр. « Коломенского Богоявленского Старо-Голутвина монастыря » Казанского Голутвина монастыря « Донского Ставропигиального монастыря » «Всех скорбящих Радости» монастыря « Новоспасского Ставропигиального монастыря » Спасо-Андрониева монастыря « Чудова монастыря » Хотьковск. Покровск. женск. монаст. 3) Из духовно-учебных заведений: Из Благовещенской духовной семинарии « Ливенского духовного училища » Могилевской дух. семинарии « Московской Духовной Академии » Московской дух. семинарии « Новгородской дух. семинарии » Олонецкой духовной семинарии « Тифлисской духовной семинарии » Тобольской духовной семинарии « Угличского духовного училища » Харьковской духовной семинарии 4) Единовременные пожертвования: От Московского епархиальнаго свечного завода От Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым согласно завещанию покойного Григор. Захар. Елисеева —46— 5) От почетных членов: Высокопреосвященного Сергия, Архиепископа Финляндского и Выборгского Преосвященного Евдокима, Епископа Волоколамского Преосвященного Иоанна Преосвященного Нафанаила Настоятеля Московского Верхоспасского придворного собора, протоиерея Николая Васильевича Благоразумова Настоятеля Андреевского Кронштадтского собора, протоиерея Иоанна Ильича Сергиева Протоиерея Николая Александровича Копьева |
До 50 монахов и бельцов. До 16 000 рублей серебром. VI Богоявленский Старо-Голутвин Основан в 1385 году преподобным Григорием (учеником Преподобного Сергия), в 4-х верстах от г . Коломны, 115 от столицы . Строитель иеромонах Варлаам Управляет c 1871 года , имеет наперсный крест . До 80 монахов и бельцов. До 12 000 рублей серебром. VII Троицкий Ново-Голутвин Основан в 1800 году митрополитом Московским Платономвг . Коломне , преобразован в общежительный в 1871 г., ноября 26. Архимандрит Сергий Управляет c 1871 года , имеет архимандритский крест , помощник благочинного с 1873 г . 50 монахов ибельцов . До 10 000 рублей серебром. От всех общежительных Московской епархии продолжение 1 ОТКУДА ПОЛУЧАЕТСЯ ДОХОД БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ 1) От богомольцев к мощам преподобного Мефодия. 2) От езды по сборам. 3) От 2-х часовень при больших дорогах. 4) От хозяйства и монастырских угодий. Странноприимный дом . 1) От богомольцев. 2) От часовни в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. 3) От хозяйства и монастырских угодий. 1) Странноприимный дом. 2) Училище для приходящих на 60 человек. 1) От богомольцев к чудотворной иконе Преподобного Сергия. 2) От часовни. 3) От денежных вкладов. 4) От хозяйства и монастырских угодий. 1) Странноприимный дом. 2) Училище для приходящих на 50 человек. 1) От богомольцев. 2) От часовни в г. Коломне. 3) От дома в Коломне. 4) От хозяйства и монастырских угодий. Училище народное для приходящих на 40 человек . Статические сведения мужских монастырях НАЗВАНИЕ МОНАСТЫРЕЙ ИМЯ НАСТОЯТЕЛЯ ЧИСЛО БРАТИИ доходы VIII Троицкий – Белопесоцкий Основан в XV веке , Серпуховского уезда., от столицы 90 верст , от уездного города 50 верст , отКаширы 2 версты . Игумен Иоанникий Управляет с 1869 года , имеет наперсный крест . До 50 монахов и бельцов. До 7 000 рублей серебром. IX Екатерининская пустынь Основана царем Алексеем Михайловичем в 1658 г., Подольского уезда , от столицы 25 верст , от уездного города 20 верст . Строитель иеромонах Арсений Управляет с 1870 года , имеет наперсный крест . |
День памяти святителя Филарета в Коломне 5 декабря 2005 г. 16:04 2 декабря 2005 года древняя Коломна торжественно отмечала день памяти своего Небесного покровителя — святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. По традиции, это празднование уже давно выходит за рамки только церковного торжества, являясь своеобразным духовным Днем города. Свой архипастырский визит в Коломну в этот день митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий начал с посещения Богоявленского Старо-Голутвина монастыря, где ознакомился с ходом реставрационных работ. В Тихвинском храме Коломенского кремля митрополит Ювеналий совершил Божественную литургию в сослужении настоятеля храма и ректора Коломенской духовной семинарии протоиерея Николая Качанкина и сонма городского духовенства. Богослужение украсили своим торжественным пением три хора: Успенского кафедрального собора, Коломенской Духовной семинарии и Ново-Голутвина женского монастыря. Студент 4 курса Коломенской Духовной семинарии Владимир Келин был рукоположен в сан диакона. По традиции этого дня, за Божественной литургией студенты выпускного 5 курса КДС были посвящены митрополитом Ювеналием в степень чтеца, а первокурсники получили благословение на ношение подрясника. По окончании Божественной литургии и праздничного молебна митрополит Ювеналий обратился к молящимся со словом. В Архиерейских палатах состоялась праздничная трапеза, а затем на могиле родственников святителя Филарета у Петропавловской церкви митрополит Ювеналий совершил заупокойную литию. В здании администрации города прошел традиционный Филаретовский вечер. Со словом к собравшимся обратились глава города Коломны В.И.Шувалов и митрополит Ювеналий. Преподаватель Коломенской Духовной семинарии протоиерей Николай Никутин сделал доклад о богословском наследии святителя Филарета. Затем состоялся праздничный концерт, в котором приняли светские коллективы города, сводный хор гимназистов Троицкого храма в Щурово и учеников православных классов Коломенской школы а также хор Коломенской Духовной семинарии. Сайт Московской епархии/Служба коммуникаций ОВЦС МП/Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. |
В этом году в структуре Коломенской духовной семинарии учреждены в качестве еще одной дополнительной образовательной программы Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Московской епархии. Курсы нацелены на получение базовой богословской подготовки послушниками и монашествующими и предназначены для тех насельников и насельниц монастырей, которые не имеют богословского образования. Занятия на Курсах планируется проводить в четырех монастырях Московской епархии: в Богоявленском Старо-Голутвине мужском монастыре и в трех женских: Богородице-Смоленском Новодевичьем, Введенском Владычнем и Свято-Троицком Ново-Голутвине монастырях. Значительное место в деятельности семинарии занимает подготовка штатных приходских сотрудников к социальному, катехизическому, молодежному и миссионерскому служению, а также религиозное просвещение мирян. На данный момент на Миссионерско-катехизаторских курсах функционирует 8 отделений, где трудятся 156 преподавателей. В конце учебного года на 1 курсе обучалось 206 слушателей, на 2 курсе —208 слушателей, всего - 414 человек. Состоялся седьмой выпуск курсов. 169 слушателей получили свидетельства об окончании Миссионерско-катехизаторских курсов Московской епархии. Из них 139 выпускников получили свидетельства катехизаторов, 86 — свидетельства миссионеров, 18 — свидетельства молодежных работников, 34 — свидетельства социальных работников. Большинство слушателей осваивало по несколько образовательных программ. Второй учебный год слушатели Миссионерско-катехизаторских курсов успешно проходят учебную практику на базе приходов и монастырей, образовательных и социальных учреждений Московской епархии. Закончился учебный год и на Библейско-богословских курсах имени преподобного Сергия Радонежского, действующих при семинарии. В 92 отделениях курсов преподают 220 преподавателей, занимаются 2 656 слушателей, из них на 1 курсе — 1 505 человек, на втором — 1 151 человек, из них 920 человек получили свидетельства об окончании курсов. Всего же за годы функционирования Миссионерско-катехизаторские курсы выпустили 1 402 человека, Библейско-богословские курсы — более 6 000 человек. |
— В какой храм вы ходили в советское время? — Во Всехсвятский на Соколе — рядом с домом, где жил. Воспитывался в вере я вполне органично: мои родители были верующими, и это не воспринималось как-то необычно. Кстати, моя бабушка, жена церковного старосты из сергиевопосадского храма Илии Пророка, активно участвовала в открытии Троице-Сергеевой лавры в 1946 году. — Проблем во время учебы или на работе не возникало? — Бог миловал. Все же это было брежневское время, «стучали» на обычных верующих москвичей тогда гораздо реже, чем прежде. — Начало 1990-х годов — эпоха бурного церковного возрождения. Наверняка на вас сразу посыпались заказы… — Ошибаетесь. Действительно, новые приходы возникали как грибы после дождя, но в основном в переданных общинам прежде существовавших церковных зданиях. Новые храмы в начале 1990-х строились редко. И мы поначалу занимались реставрацией. Наши первые шаги были сделаны в Коломне — в Свято-Троицком Ново-Голутвином и Богоявленском Старо-Голутвином монастырях — в интересных проектах по восстановлению архитектурных памятников в историческом центре города. Потом понемногу пошли заказы на проектирование новостроек, причем поначалу не в Москве, а в регионах. Запомнился Преображенский храм, созданный по инициативе директора Лебединского горно-обогатительного комбината, который строил новый жилой район в городе Губкин под Белгородом. Поставили мы его практически в чистом поле. Но он стал центром столь мощного общественного притяжения, что буквально сами собой вокруг сформировались новые улицы, кварталы, целые микрорайоны, в том числе малоэтажной коттеджной застройки. Чин его великого освящения возглавил Патриарх Aлekcuй II, и при этом присутствовал тогдашний Президент России Борис Ельцин. Для меня это стало ярчайшей иллюстрацией цели, к которой следует стремиться: храм может и должен становиться градостроительной доминантой даже в современной застройке. Как сняли «проклятие» игумении — Воссоздание Храма Христа Спасителя в середине и второй половине 1990-х годов стало одним из главных свершений общероссийского масштаба, а уж о Москве и говорить нечего. Редкая суббота в рабочем графике тогдашнего мэра столицы Юрия Лужкова, еженедельно объезжавшего важнейшие городские стройки, обходилась без планерки или обстоятельного совещания рядом с бывшим бассейном «Москва» на Волхонке. Как вы включились в эту работу и стали ведущим архитектором проекта? |
к. в др. храмах Коломны, включая монастырские, были, как правило, медными. В монастырских храмах, помимо кафедрального или царского, Н. к. отличались богатством материала и исполнения. В Рождественском соборе коломенского Бобренёва монастыря за Москвой-рекой Н. к. («воздвизальный») имел серебряный оклад («вязью») с камнями и жемчугом (Там же. С. 62). В Спасском мон-ре, находившемся на коломенском посаде «за торгом», на престоле лежали 5 крестов, из них Н. к. был, видимо, самый большой («воздвизальный») в серебряном окладе с 9 камнями. Очевидно, остальные кресты в силу своей ценности или по воле ктиторов мон-ря находились в алтаре на престоле и могли использоваться при различных службах (Там же. С. 57). На престоле Богоявленского собора Голутвина монастыря (в первоначальном здании каменного собора Старо-Голутвина мон-ря.- Авт.) лежали 6 крестов, среди к-рых воздвизальными были 3 креста в серебряных позолоченных окладах «вязью», с камнями и жемчугом, на 2 из них были изображения: на одном - тронный образ Христа Вседержителя («Спас на престоле»), на другом - Распятие, «на верху венца Вседержитель». Остальные кресты были памятными святынями и ковчегами-мощевиками, но и они могли быть использованы в службах (Там же. С. 66). Вероятно, если в церковном имуществе не было собственных сосудов и крестов, как в большинстве посадских или сельских храмов, в качестве Н. к. использовался крест, к-рый приносил служащий иерей или приходский староста. Напрестольный крест. XV в. (мон-рь Дионисиат на Афоне) Степень декоративности и материальной стоимости Н. к. зависела от того, находился храм в пределах города или мон-ря. Богатейшие обители Московской Руси имели почти в каждом храме Н. к. в серебряном окладе. При отсутствии средств для драгоценного оклада старались создавать максимально украшенные Н. к.: их оклад мог быть медным, крест расписывали красками, использовали позолоту по дереву. Самые драгоценные Н. к., согласно описи Кириллова Белозерского мон-ря 1601 г., были на престолах Успенского собора: серебряный позолоченный «крест благословенный» ( Дмитриева, Шаромазов. |
С. ТЕРЯЕВО, Волоколамского района. Иосифо-Волоцкий монастырь (фактически – женский): преп. Иосиф Волоцкий (XV в.). ДЗЕРЖИНСКИЙ, Люберецкого района: Николо-Угрешский монастырь: преп. Пимен Угрешский (XIX в.), икона Божией Матери «Взыграние» (в алтаре). С. МИХАЙЛОВСКАЯ СЛОБОДА, Раменского района. Единоверческий Михаило-Архангельский храм: «Иерусалимская» икона Божией Матери. ВИДНОЕ-2. Екатерининский монастырь: икона мц. Екатерины. С. ЛУКИНО, Домодедовского района. Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь: «Иерусалимская» икона Божией Матери. С. ВЕЛЬЯМИНОВО, Домодедовского района. Спасо-Преображенский храм: иконы Божией Матери «Казанская» и «Млекопитательница». С. ШУБИНО, Домодедовского района. Успенский храм: оригинал «Плакущей» иконы Божией Матери. СТУПИНО. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь: икона Божией Матери «Скоропослушница». Тихвинский храм: икона Божией Матери «Утоли моя печали». ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД. Покровско-Васильевский монастырь: прав. Василий Павлово-Посадский (XIX в.). С. ГУБИНО, Орехово-Зуевского района: Колодчик Николая Чудотворца (Губино) , Старообрядческий Казанский храм: «Губинская-Казанская» икона Божией Матери. С. ТУГОЛЕС, Шатурского района. Пятницкий храм: «Радовицкая» икона свт. Николая. Д. КОЛЫЧЕВО, Егорьевского района. Казанский женский монастырь: список «Колычевской-Казанской» иконы Божией Матери. КОЛОМНА. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь (около ж. д. ст. Голутвин): свт. исп. Феодосий Коломенский (ХХ в.). ТРОИЦЕ-ОДИГИТРИЕВСКАЯ ЗОСИМОВА ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ (близ с. Руднево, Наро-Фоминского района): преп. Зосима Верховский (XIX в.). МОЖАЙСК. Можайский Лужецкий Богородицкий Ферапонтов монастырь: преп. Ферапонт Белозерский (Лужецкий) (XV в.). С. СЕМЕНОВСКОЕ, Можайского района. Спасо-Бородинский женский монастырь: преп. Рахиль Бородинская (ХХ в.). С. КОЛОЦКОЕ, Можайского района. Успенский Колоцкий женский монастырь: оригинал «Колочской» иконы Божией Матери. С. МАВРИНО, Щелковского района, близ Фряново. Владимирский храм: «Страстная» икона Божией Матери, икона мц. Параскевы-Пятницы. |
В 1799 г. по церковной жизни Коломны был нанесен жесточайший удар: была упразднена Коломенская епархия, а архиерей был переведен в Тулу на вдовствующую кафедру. Вслед за ним выехали Семинария и Консистория, и в опустевший комплекс архиерейского дома, расположенного на соборной площади Коломенского кремля, дабы избежать его разрушения или превращения в казармы, была переведена братия Голутвина монастыря, принесшая с собой свое название, и монастырь по главному храму стал называться Свято-ТроицкийНово-Голутвин. Покинутый монастырь пустовал несколько лет, постепенно ветшая и разрушаясь. В одном из его храмов совершал службы приходской священник. В связи с этим митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) принимает решение о возрождении обители, для чего объединяет его с Богородице-Рождественским Бобреневым монастырем с тем, чтобы его содержание осуществлялось за счет Бобреневских угодий, и в этот Бобренево-Голутвинмонастырь назначается строителем иеромонах Пешношского монастыря Самуил (Колесницын) , с которым перешло еще шесть человек братии. При нем перекрыт Богоявленский собор, вызолочен иконостас, укреплены и расписаны его стены. Он достроил колокольню, устроив во втором ее ярусе надвратную церковь Введения во храм Богородицы. Начато строительство келейных корпусов и гостиницы, каменной оградой с башнями обнесен монастырский сад. Иеромонахом Самуилом начата капитальная перестройка зимнего теплого Сергиевского храма, к которому, помимо существующего Никольского придела, достраивается придел в честь Тихвинской иконы Божией матери. Заканчивал строительство и отделку храма приемник Самуила игумен Назарий, который, как и Самуил, является подвижником благочестия XIX века. При нем в 1833 году митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) совершено освящение новопостроенного храма. При игумене Назарии в праздничные дни монастырь кормил до 1000 паломников, бедных и нуждающихся. При монастыре было открыто училище для детей окрестных крестьян на 90 учеников. |
— Прежде всего миром и любовью к ближним: “любы долготерпит, милосердствует, любы не завидует, любы не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своих, не обижается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине...” Затем терпением. Кто спасётся? — Претерпевший до конца. Далее — удалением от греховных удовольствий, каковы, например, игра в карты, танцы... Я не хочу сказать, что чтение произведений наших великих писателей было грехом, но есть чтение более полезное и назидательное. Во-первых – чтение Псалтыри... Книга эта, хотя и написана св. царём и пророком Давидом, но по внушению Духа святого, сам пророк Давид говорит: “Язык мой — трость книжника скорописца”. Затем — “Жития Святых” представляют незаменимое чтение, которое так благотворно действует на душу, особенно читаемое на славянском языке... Посещайте монастыри, особенно в праздники..., чтобы отдохнуть душой... Хотя монашеская жизнь и полна скорбями и искушениями, но она же несёт с собой и великие утешения, о которых мир не имеет ни малейшего понятия. Впрочем, как бы не спастись, только бы спастись и достигнуть Царствия небесного, которого да сподобит нас всех Господь. Аминь. В 1912 году старца Варсонофия назначают настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной. Смиренно просил он оставить его в скиту для жительства на покое, просил позволить ему остаться хотя бы и в качестве простого послушника. Мужественно перенося скорбь от разлуки с любимой Оптиной, старец принимается за благоустройство вверенной ему обители, крайне расстроенной и запущенной. И как прежде, стекается к старцу Варсонофию народ за помощью и утешением. И как прежде, он, сам уже изнемогающий от многочисленных мучительных недугов, принимает всех без отказа, врачует телесные и душевные недуги, наставляет, направляет на тесный и скорбный, но единственно спасительный путь. Здесь, в Старо-Голутвине, совершается по его молитвам чудо исцеления глухонемого юноши. “Страшная болезнь – следствие тяжкого греха, совершенного юношей в детстве”, – поясняет старец его несчастной матери и что-то тихо шепчет на ухо глухонемому. “Батюшка, он же вас не слышит, – растерянно восклицает мать, – он же глухой...” – “Это он тебя не слышит, – отвечает старец – а меня слышит”, – и снова произносит что-то шепотом на самое ухо молодому человеку. Глаза того расширяются от ужаса, и он покорно кивает головой... После исповеди старец Варсонофий причащает его, и болезнь оставляет страдальца. |
- Ну, полноте, – уговаривают хозяева, – скушайте, ведь не то, что в уста, а то, что из уст. - Нет, я насчет этого строг. И не понимает такой человек, что он уже нарушил внутренний пост , осуждая ближнего. Вот почему так важно трезвение. Трудясь для своего спасения, человек мало-помалу очищает свое сердце от зависти, ненависти, клеветы, и в нем насаждается любовь». Оптину за все время своей монашеской жизни преподобный Варсонофий покидал лишь несколько раз — только по послушанию. В 1910 году, также «за послушание», ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л.Н. Толстого. Впоследствии он с глубокой грустью вспоминал: «Не допустили меня к Толстому... Молил врачей, родных, ничего не помогло... Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана». В 1912 году преподобного Варсонофия назначают настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Смиренно просил он оставить его в скиту для жительства на покое, просил позволить ему остаться хотя бы и в качестве простого послушника. Но, несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной. Мужественно перенося скорбь от разлуки с любимой Оптиной, старец принимается за благоустройство вверенной ему обители, крайне расстроенной и запущенной. И как прежде, стекается к преподобному Варсонофию народ за помощью и утешением. И как прежде, он, сам уже изнемогавший от многочисленных мучительных недугов, принимает всех без отказа, врачует телесные и душевные недуги, наставляет, направляет на тесный и скорбный, но единственно спасительный путь. Здесь, в Старо-Голутвине, совершается по его молитвам чудо исцеления глухонемого юноши. «Страшная болезнь — следствие тяжкого греха, совершенного юношей в детстве», — поясняет старец его несчастной матери и что-то тихо шепчет на ухо глухонемому. «Батюшка, он же вас не слышит, — растерянно восклицает мать, — он же глухой...» — «Это он тебя не слышит, — отвечает старец — а меня слышит», — и снова произносит что-то шепотом на самое ухо молодому человеку. Глаза того расширяются от ужаса, и он покорно кивает головой... После исповеди преподобный Варсонофий причащает его, и болезнь оставляет страдальца. |
| |