Обитель в 1778 году посетил крупный историк и археограф XVIII столетия Герард Фридрих Миллер. Он был принят " благочинно " местным архиманритом Арсением и осмотрел посох Сергия Радонежского - " из простого дерева, с деревянною же прямою клюкою, и притом весь черной " . Он отметил, что в монастыре три каменных церкви, кельи и ограда каменные, имелся сад " с плодовитыми деревьями " . Следует заметить, что из всех коломенских монастырей Геральду Миллеру приглянулся и показался интересным лишь Голутвин. В других монастырях он " ничего особливого не приметил и о строении их известия не получил " . К концу XVIII века монастырь стал приходить в упадок. По ведомости 1788 года, в штате монастыря числилось 9 человек из положенных 17 штатных; архимандрита Арсения тогда перевели во Владимирскую епархию, а монастырём стал управлять казначей. При архимандрите Варлааме, который был настоятелем монастыря с 1796 года, была заложена новая трёхъярусная колокольня, но вскоре произошло весьма печальное событие, которое не замедлило отразиться на жизни обители. В 1799 году Коломенская епархия была упразднена. После доклада Св. Синода от 16 октября 1799 года о состоянии дел в Коломенской епархии, представленного Павлу I, император распорядился упразднить епархию в Коломне. Архиерей вскоре переехал в Тулу, вместе с ним выехала и консистория. Коломна в церковно-административном отношении была подчинена Москве. Было решено братию обедневшего и обветшавшего Голутвина монастыря переселить в опустевшее архиерейское подворье, дабы здания в Коломенском Кремле городские власти не определили под свои нужды - там планировалось разместить военные казармы для переведённых в Коломну из Екатеринослава солдат. Братия монастыря во главе с архимандритом Варлаамом незамедлительно переехала в центр города, вселившись в здания архиерейского подворья в Кремле. Так возник Ново-Голутвин монастырь, существующий по сей день. Вновь возникшему Свято-Троицкому Ново-Голутвину монастырю теперь были подчинены опустевшие Голутвин и Бобренев монастыри. Колокольня в Голутвинской обители так и не была достроена, а в опустевшем монастырском храме ещё год богослужения совершал приходской священник. Монашеская жизнь в монастыре прекратилась, чему послужило причиной наблюдавшееся в то время повсеместное оскуднение духовной жизни. Но Господь молитвами преподобных Сергия Радонежского и Григория Голутвинского не оставил святую обитель в обиде...

http://sobory.ru/article/?object=01135

У свято Собору Коломенських очолив в 5 травня 2017 р. 10:58 3 мая 2017 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил Коломну, где возглавил торжества, посвященные Собору новомучеников и исповедников Коломенских, память которых совершалась в этот день. За Божественной литургией в Богоявленском соборе Старо-Голутвина монастыря Его Высокопреосвященству сослужили епископ Видновский Тихон , благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман , епископ Балашихинский Николай , ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин , благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр , игумен Богоявленского Старо-Голутвина монастыря Варлаам (Горбунов), благочинные церковных округов Московской епархии: Егорьевского — игумен Никодим (Лунев), Зарайского — протоиерей Петр Спиридонов, Ступинского — протоиерей Евгений Ряполов, Воскресенского — протоиерей Сергий Якимов, Луховицкого — протоиерей Кирилл Сладков, Малинского — протоиерей Сергий Кулемзин, регент хора духовенства Московской епархии священник Сергий  Голев, духовенство Коломны и Коломенского района. За богослужением молились министр образования Московской области М.Б. Захарова, глава города Коломны Д.Ю. Лебедев, глава Коломенского района А.В. Ваулин, исполняющий обязанности руководителя районной администрации А.В. Фатеев, начальник управления образования районной администрации Е.И. Рыбкина, начальник управления образования городской администрации Л.Н. Лунькова, начальник районного управления по культуре, спорту, туризму и делам молодежи А.А. Шандров, председатель городской организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов И.И. Ивкин, игумения Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря Ксения (Зайцева), игумения Успенского Брусенского монастыря Екатерина (Варфоломеева), прихожане коломенских храмов, многочисленные паломники. Церковные песнопения исполнял хор Коломенской духовной семинарии под управлением диакона Николая Глухова.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4885987...

Говоря об открытии там общежития, я ничего не сказал о самой обители и потому, что знаю, скажу о ней теперь. Она находится в самом средоточии города Коломны, напротив кафедрального собора. Когда существовала еще Коломенская епархия, учрежденная отцом великого князя Дмитрия Ивановича в 1350 году, напротив собора было архирейское подворье: обширный двор, обнесенный каменной оградой; на дворе архиерейские палаты, весьма длинные, в два этажа с домовой церковью и с переходами в другую холодную церковь . В нижней части архиерейского дома находятся келии. Это подворье со всеми зданиями каменное, каменная колокольня при соборе, на оной большой колокол и благолепное украшение внутренности городского соборного храма, все это устроено во время правления архиепископа Никиты, поступившего в Коломну в 1682 году. Он был в прежнее время духовником Патриарха Никона . Нынешний городской собор был тогда кафедральный, а находившиеся на подворье церкви были домовыми. В 1799 году Коломенская епархия была закрыта; архиерейский дом оставался праздным. Митрополит Платон, опасаясь видеть архиерейский дом в запустении, или как Крутицкий, обращенный в казармы, пожелал перевести в него штат из Богоявленского Голутвина монастыря. Сделав это, владыка не уничтожил и тот монастырь и, оставив его на его собственном содержании, включил в число заштатных. Прежний назван Старо-Голутвин, а вновь устроенный Ново– Голутвиным Троицким. Хотя в основании этой обители и лежат камни, положенные епископами, но в строгом смысле говоря, обитель учреждена только в 1800 году, и следовательно, на старом пепелище существует недавно, сравнительно с другими. Ее летопись, как обители иноческой, а не как подворья архиерейского, кратка. Был и еще почти рядом с ним монастырь Спасский, и вероятно, оттуда братия и служила у владык. Последний из архимандритов Старо-Голутвина Богоявленского II-kлacchoro монастыря (бывший с 1757 по 1759 год игумен Угрешский) Варлаам Гловацкий вместе с братией переведен в Ново– Голутвин монастырь в 1802 году и там скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии, о результатах Международной Богословско-философской конференции «Пресвятая Троица», состоявшейся в Москве 6-9 июня 2001 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить результаты Международной Богословско-философской конференции «Пресвятая Троица», особо отметив необходимость дальнейшего развития диалога православного богословия с важнейшими направлениями современной научной мысли. 2. Считать полезной публикацию трудов означенной конференции. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о поступивших в Комиссию материалах, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (п. 14 Деяния о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века следующие имена: от Астанайской епархии: от Кировоградской епархии: от Латвийской Православной Церкви: от Московской епархии: от Орловской епархии: от Самарской епархии: от Тульской епархии: от Чебоксарский епархии: от Ярославской епархии: 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о замене настоятеля Богоявленского Старо-Голутвина монастыря в городе Коломна Московской области. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить игумена Кирилла (Федотова) от должности настоятеля Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря в городе Коломна Московской области и назначить на эту должность насельника этой обители иеромонаха Григория (Щелкунова) с возведением в сан игумена.

http://patriarchia.ru/db/text/4896107.ht...

  ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о поступивших прошениях от настоятеля Богоявленского Старо-Голутвина монастыря г. Коломны игумена Григория (Щелкунова) и настоятельницы Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря г. Ступино монахини Елеазары (Батаевой) об освобождении их от настоятельской должности по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Григория (Щелкунова) и монахиню Елеазару (Батаеву) от настоятельской должности. 2. Настоятелем Богоявленского Старо-Голутвина монастыря г. Коломны назначить игумена Варлаама (Горбунова), настоятеля Крестовоздвиженской церкви г. Коломны. 3. Настоятельницей Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря г. Ступино назначить монахиню Введенского Владычнего женского монастыря г. Серпухова Агнию (Сударикову) с возложением наперсного креста — по должности.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о принесении в г. Москву и епархии Русской Православной Церкви части честных мощей святого благоверного князя Александра Невского. Справка: По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия часть святых мощей святого благоверного князя Александра Невского была доставлена из Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в г. Москву для поклонения верующих. 20 сентября, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы, ковчег со святыней, сопровождаемой делегацией Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром был доставлен спецрейсом в столичный аэропорт «Внуково-3». В аэропорту святыню встречали епископ Дмитровский Александр , викарий Московской епархии , и представители духовенства московских храмов. В зале аэропорта было совершено молебное пение святому, после чего святыню доставили в Храм Христа Спасителя во время Всенощного Бдения. Богослужение в Храме Христа Спасителя совершал управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент в сослужении викариев Московской епархии архиепископа Истринского Арсения , архиепископа Орехово-Зуевского Алексия , епископов Красногорского Саввы , Дмитровского Александра, Егорьевского Марка и Люберецкого Вениамина , а также благочинных и членов Епархиального совета г. Москвы с сонмом духовенства города.

http://patriarchia.ru/db/text/307292.htm...

Память Собора новомучеников и исповедников Коломенских молитвенно почтили в Коломне 5 мая 2018 г. 11:46 3 мая 2018 года, в день памяти священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского, в Старо-Голутвином мужском монастыре в городе Коломне прошло празднование Собора новомучеников и исповедников Коломенских. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Божественную литургию в Богоявленском соборе обители возглавили ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин и благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа Московской областной епархии епископ Луховицкий Петр . Архипастырям сослужили игумен Старо-Голутвина монастыря Варлаам (Горбунов), духовенство благочиний города Коломны и Коломенского округа, братия Старо-Голутвина монастыря, преподаватели и студенты Коломенской духовной семинарии в священном сане. За богослужением молились глава Коломенского городского округа Д.Ю. Лебедев, депутат Московской областной Думы, ректор Государственного социально-гуманитарного университета А.Б. Мазуров, начальник Коломенского военного гарнизона А.Ю. Федорко, заместитель главы городской администрации по вопросам образования, культуры, спорта, социальной политики П.Н. Родин, начальник городского управления образования Л.Н. Лунькова, почетные гости, родственники коломенских новомучеников и паломники. Богослужебные песнопения исполнял хор Коломенской духовной семинарии. За Литургией была вознесена заупокойная молитва о погибших в торговом центре города Кемерово. После Литургии духовенство и молящиеся прошли крестным ходом с хоругвями, на которых были размещены образы коломенских новомучеников. В завершение шествия было совершено славление коломенским новомученикам. Отдельное величание было пропето священноисповеднику Феодосию, епископу Коломенскому. Празднование продолжилось открытием благотворительной ярмарки, все вырученные средства от которой направлены на изготовление и установку поклонного креста на месте разрушенного Петропавловского храма в селе Маливо, в котором служил священномученик Евгений Исадский. Участники праздника получили в подарок новый номер церковно-общественного журнала «Апостол». Московская областная епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В монастыре было две каменные постройки - Богоявленский собор и церковь Сергия Радонежского с трапезной. Подробная опись имущества, содержащая двадцать страниц рукописного текста, позволяет представить богатства монастыря - ни одна другая обитель Коломны не имела их в таком количестве. Вкладчиком был сам государь, царь и великий князь Иван IV Васильевич. Он пожертвовал золотую монету-привеску и большую поставную свечу к храмовому образу Богоявления. Не оставляли вниманием монастырь и коломенские владыки. Особенно важно, что в монастыре к концу правления Ивана Грозного сложилась очень большая по средневековым меркам библиотека - 137 книг; в том числе 22 на пергаменте (не позднее начала XV в). С XVII века начинается период расцвета святой обители. В городе и уезде монастырь признавался самым крупным и авторитетным. Об этом свидетельствует в частности тот факт, что в Земском соборе 1613 года участвовал настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий. Он подписал Утверждённую грамоту об избрании царём Михаила Фёдоровича Романова. В 1653 году Коломну во время путешествия по России посетил Антиохийский патриарх Макарий. Его секретарь, архидиакон Павел Алеппский составил описание дальнего путешествия, в том числе и некоторых коломенских храмов. 16 августа 1653 года восточный патриарх посетил Голутвинскую обитель. Его торжественно встретили согласно обычаю, после чего архиерей проследовал в храм Богоявления. " Всход в эту церковь чудный, высокий, с трёх сторон; кругом галерея с тремя дверями. Церковь весьма древняя " , - писал архидиакон Павел Алеппский. В соборе Патриарху показали древний храмовый образ Богоявления Господня и после вечернего богослужения путешественники проследовали в Сергиевскую церковь " весьма древнюю и красивую, соединённую с трапезной. Меж двумя церквами стоит высокая звонница с приподнятым куполом " . После воцарения Петра I и начала его реформ в церковных кругах формируется мощная оппозиция преобразованиям. Начинается скрытая и открытая критика нововведений. Дерзнувших на это подвергают репрессиям и ссылают в " надёжные " монастыри. К таковым принадлежал и Голутвин монастырь. В 1697 году сюда ссылается монах Авраамий, письменно обличавший Петра Великого. В истории монастыря это был единственный случай, когда обитель становилась местом ссылки опальных людей. Вскоре Пётр решил необходимым знать объём и состояние имущества монастырей для использования имущества в интересах государства. По всей стране рассылаются чиновники для повсеместного описания обителей. В 1701 году в Голутвин приехал близкий сподвижник Петра стольник Иван Кикин, составивший подробную опись. В 1707 году Голутвинские настоятели по указу царя получают сан архимндрита, в том же году по указу Петра изымаются драгоценные металлы из ризниц.

http://sobory.ru/article/?object=01135

Это не противоречит возможности его епископства, поскольку известны случаи, когда архиереи завещали погребать себя в тех мон-рях, с к-рыми они были связаны (в частности, в диаконнике Михаило-Архангельского собора Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря был погребен Московский митр. св. Алексий ). Первоначальная гробница Г. сохранилась в подклете Богоявленского собора Старо-Голутвина мон-ря, внутри алтарного выступа фундамента, датируемого рубежом XIV и XV вв. Она представляет собой выложенный из белого камня на известняковом растворе гроб-ложе. Погребение совершалось в уже построенном храме. Раскопки 1969-1970 гг. выявили, что гробница Г. пуста, но были обнаружены кусочки подошвы от кожаной обуви. В стенке гробницы найдена вмурованная в тот же раствор часть косточки (предположительно мужчины), ныне почитаемая в мон-ре как частица мощей Г. Вероятно, мощи преподобного были перезахоронены в XIX в., во время устройства каменных полов в новом соборе, в пространстве внутри подклета. Почитание Г. началось в Троице-Сергиевом мон-ре в сонме св. учеников прп. Сергия. В XVII в. его имя было внесено в рукописные святцы, в т. ч. без указания дня памяти в Месяцеслове троицкого келаря Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. 210. Л. 333, сер. 50-х гг. XVII в.). «Преподобный отец Григорий, игумен Голутвина монастыря Богоявленского и ученик… святаго Сергия чудотворца» назван в «Описании о российских святых». (кон. XVII-XVIII в.). В то же время в Троицком патерике 1896 г. архим. Никона (Рождественского) память Г. не обозначена, хотя он и включен последним в число преподобных учеников Сергия Радонежского (Троицкий патерик. М., 1992р. С. 364). Свидетельств значительного местного почитания в Коломне до кон. XX в. нет. Так, в рукописном лицевом синодике Голутвина мон-ря 1708 г. Г. поминается не как преподобный, а в качестве первого игумена (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. 1710. Л. 74). Есть, однако, сведения, что в XVIII в. в мон-ре хранилась его икона (см. ниже). Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г.

http://pravenc.ru/text/166541.html

В 1800 г. в Архиерейский дом Коломны переводят братию Голутвина монастыря. Так был основан Ново-Голутвин Троицкий монастырь в Кремле. А Богоявленский Старо-Голутвин и Богородице-Рождественский монастыри соединяются в один, Бобренево-Голутвин. Бобренев оказался приписным к Голутвину. В марте 1813 г. о. Самуил освятил в Бобреневе новый придел во имя Феодоровской иконы Божией Матери, устроенный на средства уездного казначея П. И. Алисова. В качестве помощника о. Самуила Бобреневым монастырем управлял иеромонах Назарий (Барданосов). При его участии в 1822 г. был возобновлен иконостас Богородице-Рождественского собора, а вместо ветхих строений: архиерейского дома и келий с деревянным верхом и каменным низом, он выстроил новый каменный корпус в два этажа. В верхнем были настоятельские покои с шестью братскими кельями, а внизу — еще 8 келий и трапеза с поварней. В 1830 г. был довольно значительно реконструирован Рождественский собор, свод между ярусами главного помещения разобрали. Получился цельный красивый, необыкновенной высоты храм. Престол Рождества Богородицы перенесли вниз, а престол Алексия человека Божия упразднили. Для зимнего богослужения приспособили трапезную. Холодный четверик закрывался на зиму, а в трапезе служили в двух приделах: справа — в честь Казанской, а слева — во имя Феодоровской иконы Божией Матери. В 1917–1918 г.г. в монастыре происходили ужасные вещи. Обитель была разграблена, погибла галерея портретов коломенских владык. По преданию, именно в годы гражданской войны предпринимается попытка ограбления Феодоровской иконы; рассказывали, что один из церковнослужителей при этом погиб. В начале 1920-х г- г. монастырь закрыли. В марте 1991 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод благословили открытие Бобренева монастыря. И сразу же в нем начались восстановительные работы. 18 июля 1992 г. первую Божественную литургию в обновляющемся монастыре совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий. По материалам: http://bobrenev.ru/mon/mon1.htm

http://sobory.ru/article/?object=11132

Екатерина II готовила монастырскую реформу, так называемую секуляризацию, при которой монастырские земли отторгали в казну, а обители разделяли на классы, а каждый монастырь получал жалованье соответственно классу. Реформы привели к упадку многих памятников древности. Некоторые монастыри вообще остались «за штатом». В числе таких монастырей оказался и Бобренев. В 1764 г. он оставлен за штатом и последующие два десятка лет сказались на нем самым губительным образом. Почти завершенное строительство нового собора остановилось... В 1790 г. был завершен Рождественский собор. Достроили его колокольню; и прекрасный белый храм, словно свеча, озарил просторную коломенскую равнину. Обращает на себя внимание величаво-архаичный облик памятника. В нем нет пышных украшений, столь характерных для эпохи барокко. Вся его суровая мощь говорит скорее о духе XVII столетия, что, видно, и сбивало с толку многих исследователей, которые датировали монастырскую звонницу XVII в., хотя достоверно известно, что она завершена в 1790 г. Во-вторых, в этом же году начали строить монастырскую ограду. Стены Бобренева заслуживают отдельного повествования. Они выстроены в стиле русской готики, вероятно — по проекту великого зодчего Матвея Казакова. Напротив Коломенского Кремля появился как бы маленький кремль: белые стены, Святые ворота, украшенные причудливыми резными пирамидками, а по углам — алые башни с узорчатой белокаменной резьбой и шпилями. В XVIII в. ограда составляла неправильный четырехугольник с четырьмя башнями по углам. Она была завершена в 1795 г., причем для этой цели Коломенская консистория разрешила специальный сбор по указу от 27 июля 1795 г. В 1790-е гг. строятся новые жилые корпуса: архиерейский и келейный. Их первый этаж был каменным, а второй — деревянным. Деревянные покои исстари считались более полезными для здоровья. В 1800 г. в Архиерейский дом Коломны переводят братию Голутвина монастыря. Так был основан Ново-Голутвин Троицкий монастырь в Кремле. А Богоявленский Старо-Голутвин и Богородице-Рождественский монастыри соединяются в один, Бобренево-Голутвин.

http://sobory.ru/article/?object=01130

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010