В 1897 г. окончил МДА, кандидат богословия. С 1904 г. приват-доцент Московского университета. С 1906 г. доцент МДА, с 1907 г. экстраординарный профессор. В 1909 г. уволен из Академии приказом Святейшего Синода. В 1909–1916 гг. преподавал в Московском университете и на Высших женских юридических курсах В. А. Полторацкой. В 1916 г. Советом МДА присуждена степень доктора богословия, но указом Святейшего Синода присуждение степени отклонено. В 1916–1919 гг. исполнял должность экстраординарного профессора Новороссийского университета (Одесса). В 1917 г. формально восстановлен в составе МДА сверх штата решением Совета Академии. В 1917 г. восстановлена степень доктора богословия. С 1917 г. сотрудник журнала «Христианская мысль» (Киев). В 1917 г. участник Всероссийского съезда духовенства и мирян от Херсонской епархии. В 1918 г. консультант Министерства исповеданий украинского правительства. В 1920–1922 г. профессор юридического факультета Одесского института гуманитарно-общественных наук (Гумобина). В 1922–1928 гг. профессор юридического факультета Одесского Института народного хозяйства. Уклонился в обновленческий раскол, участвовал в обновленческих лжесоборах 1923 и 1925 гг., был избран кандидатом в члены ВЦС и членом Синода от мирян. В 1942 г. старший научный работник Одесского исторического архива Дирекции культуры. Попов Николай Григорьевич (1864–1932), протоиерей. Член Собора как член Предсоборного Совета. В 1892 г. окончил МДА, кандидат богословия. В 1893 г. удостоен степени магистра богословия. В 1895–1907 гг. преподаватель латинского языка и церковной истории в МДС. С 1893 г. профессор богословия училища инженеров путей сообщения (с 1913 г. институт). С 1898 г. священник Николаевской церкви при Московском училище инженеров путей сообщения. С 1906 г. профессор по гражданской истории Византии того же училища. В 1918–1922 гг. преподавал в Православной народной академии. Клирик Богоявленского храма в Елохове. В 1920–1922 гг. профессор истории Византийской церкви в МДА. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. Участник и докладчик обновленческих лжесоборов 1923 и 1925 гг. С ноября 1923 г. профессор церковной истории, а затем патрологии и каноники в обновленческой Московской богословской академии. С 1925 г. член обновленческого лжесинода. С 1927 г. обновленческий протопресвитер. Скончался в Москве, погребен на Ваганьковском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

29 апреля. Четверг. Вчера в 9 часов вечера по приглашению А.С.Николаева был у него на совещании относительно съорганизовании президиума Общеприходского совещания. Были только я, о. Н.В.Чепурин и А.С.Николаев. Обсудили весь список членов и кандидатов правления; останавливались на о. Акимове, о. Богоявленском, о. Чепурине, мне, А.С.Николаеве, В.Н.Бенешевиче, Ю.П.Новицком и некоторых других. По вопросу о председателе нашли, что о. Акимов не внесет идейности в дело, засядет на хозяйственности, может быть тяжел и недостаточно популярен в духовенстве; о. Богоявленский - практичен, ловок, но едва ли определенен в идейном отношении, близок к Епархиальному совету и скорее может служить «подкладкой» для епархиальных власти, чем действовать в нужных случаях определенно. Я свою кандидатуру решительно отстранил по очевидной несовместительности с прямым делом. Отец Н.В.Чепурин наиболее подходил бы в идейном отношении, хотя и отказывался, главным образом, боясь недовольства о. Акимова, которому, кажется, хочется быть председателем. Вот и все духовные. А председатель по многим соображениям должен быть духовный. Во всяком случае, остановились на о. Чепурине, как возможном председателе. Тогда товарищами могли бы быть один духовный - о. Богоявленский и два светских - Николаев и Бенешевич, секретарем - Ю.П.Новицкий. Поговорили и о необходимых комиссиях, наметив ответственных руководителей - председателей: просветительную - о. А.И.Введенский, административно-организационную - о. А.Боярский, хозяйственную - о. В.А.Акимов и учебную - я. Сегодня, когда я беседовал по этому поводу с Бенешевичем, тот высказал мысль о желательности еще комиссии информационной, которая собирала бы все сведения о строе церковной жизни на местах и комиссии по издательству. Побеседовали потом вчера об основных положениях религиозно-просветительного общества, мною спроектированных. Обсудив, пришли к мысли устроить: 1) совершенно независимо от института и епархиальной власти религиозно-философское общество, как противовес Вольной философской ассоциации, строящейся на материалистической основе, и - 2) научно-богословское общество при институте как лаборатория при нем для разработки богословских и церковно-практических вопросов. В первую очередь позаботиться о первом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

          Продолжалась она до июля 1918 г., когда основные результаты («завоевания») Октября были зафиксированы в первой советской Конституции, принятой V съездом Советов. Летом того же 1918 г. начался новый период в отечественной истории – широкомасштабная Гражданская война 1918-1920 гг.           Одновременно в широком смысле социалистическая революция как процесс социалистических преобразований продолжалась примерно до сталинской Конституции 1936 г. В чем-то она продолжалась и позже.           В 1991 г. партия Ленина и Сталина отстранена от власти, а в 1993 г. ликвидирована Советская политическая система. При этом Августовский путч ГКЧП можно назвать попыткой дворцового или государственного переворота, провал которого спровоцировал быстрый переход-возвращение к обществу с частной собственностью, с рыночно-буржуазной экономикой. Изменился общественно-экономический строй. Поэтому произошедшее в 1991-1993 гг. можно назвать революцией: антикоммунистической, демократической, буржуазной. А можно назвать и контрреволюцией по отношению к социалистическому Октябрю 1917 г.           Причем сам Октябрь был не только следствием Февраля 1917 г., но одновременно и контрреволюцией по отношению к нему. Словом, всё зависит от точки отсчета.           В 1991-1993 гг. Октябрьская социалистическая революция потерпела историческое поражение, но еще не полное, поскольку сегодняшняя политическая элита состоит из людей воспитанных в партии Ленина и Сталина, что, естественно, сказывается в их деятельности. Отсюда  сохранение коммунистических символов и возвеличивание Сталина.           Разумеется, преодоление Октябрьской социалистической революции исторически неизбежно. Но как скоро и какой ценой? Дай Бог, чтобы цена не оказалась слишком высокой! В.М. Лавров, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН  ( Доклад на круглом столе «Апокалипсис – 17» в Духовно-просветительском центре «Богоявление» Богоявленского кафедрального собора в Елохове 27 марта 2017 г. )

http://radonezh.ru/analytics/oktyabrskay...

пелены же жемчужные бархатные... за ветхостью и полипялостью бархата перенизать на новую материю» 33 . В основном это касалось риз, покровов и пелен с Голгофским крестом (ил. 4), но одновременно перешивали или уничтожали «за ветхостью» и вещи с лицевым шитьем. Некоторые древние вещи в конце в. оказались грубо заштопанными или лики на них записаны краской, к иным были пришиты новые каймы с литургическими надписями. 4. Покров на гроб царевича Димитрия. Вклад царя Алексея Михайловича. Знаменщик Карп Тимофеев. 1651. Музеи Московского Кремля Сразу после Октябрьской революции и национализации памятников культуры и старины началась их научная реставрация. В Оружейной палате хранителем тканей в 1919 г. стал крупнейший ученый того времени, известный исследователь шитья В. Т. Георгиевский , под руководством которого и осуществлялись первые реставрационные работы. Заведующей мастерской с 1920 г. являлась Н.П. Шабельская – большой знаток технических приемов древнерусского шитья. Уже в 1927 г. на III Реставрационной выставке мастерская могла показать реставрацию замечательного покрова преподобного Зосимы Соловецкого 1583 г. (кат. 35) 34 . Среди реставраторов тканей кремлевского музея послевоенного периода следует назвать Н.П. Ярмолович, перенявшую свое искусство от старших мастериц, работавших еще в начале века (ее учителем была А.Д. Меркулова), и в свою очередь обучившую этому мастерству молодых специалистов. В настоящее время в музее работает третье и четвертое поколения реставраторов. Основная задача современной реставрационной практики – не допустить дальнейшего разрушения тканей и шитья и по возможности вернуть произведениям первоначальный художественный образ. Наряду с применением традиционных приемов – промывка дистиллированной водой, дублирование тканей тонированным газом с помощью мучного клея, укрепление и восстановление утраченного шитья иглой, – выработались и новые методы реставрации, предусматривающие индивидуальный подход к каждому произведению и наименьшее вмешательство в его структуру. Причем не всегда непременно уничтожаются поздние наслоения. Иногда, чтобы не разрушать общее впечатление, оставляют новые каймы или фон, консервируя фрагменты древней ткани для сохранения «духа времени» 35 . Формирование и состав кремлевского собрания шитья Основу коллекции лицевого шитья Музеев Московского Кремля составили ризницы церквей и монастырей, находившихся в самом Кремле, а также собрания Патриаршей ризницы и Оружейной палаты. В нее вошли также памятники шитья из других церквей и монастырей, закрытых после Октябрьской революции 1917 г.: московских монастырей – Богоявленского, Ново-Спасского, Андроникова, Сретенского, костромских Ипатьевского и Богоявленского, а также Соловецкого монастыря. Часть предметов поступила из Владимира и Суздаля, из имущества царских дворцов, из Государственного музейного фонда и частных коллекций. В основном собрание сформировалось в 1918–1930-х гг. Впоследствии сюда поступали лишь единичные вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Уфимцев Иван Николаевич (12.11.1872–25.05.1938). Родился в с. Белослуцком Ирбитского уезда Пермской губ. В 1893 г. окончил Пермскую духовную семинарию. В том же году рукоположен в сан священника и назначен к церкви с. Осиновки Шадринского уезда. С 1894 г. шадринский окружной миссионер и активный сотрудник «Екатеринбургских Епархиальных Ведомостей». С 1897 г. священник Екатерининского собора г. Екатеринбурга. С 1898 г. священник церкви Екатеринбургского духовного училища. С 1899 г. управляющий свечным заводом. С 1900 г. священник Екатеринбургского Богоявленского кафедрального собора и сверхштатный член Духовной консистории. В 1905 г. за организацию кружка прогрессивного духовенства запрещён в священнослужении. В 1909 г. восстановлен в правах и назначен священником Михаило-Архангельской церкви в с. Туринские Рудники. В 1913 г. ключарь Богоявленского кафедрального собора г. Екатеринбурга. В 1916 г. возведён в сан протоиерея. В 1917 г. уволен с должности ключаря, служил штатным священником собора. В 1918 г. арестован и увезён большевиками в качестве заложника. В 1919 г. вновь протоиерей кафедрального собора. В 1921–1924 гг. – настоятель Екатерининского собора г. Екатеринбурга. С 1922 г. в обновленческом расколе. С 1924 г. член обновленческого Епархиального управления и уполномоченный обновленческого Св. Синода по Екатеринбургской епархии. С 1925 г. секретарь Уральской обновленческой митрополии. В октябре 1925 г. принимал участие в соборе в должности помощника секретаря. С 1926 г. член УралОМЦУ и зав. юридическим отделом. Редактор изданий «Екатеринбургские Енархиаль-ные Ведомости», «Известия Екатеринбургской Церкви» и «Уральские Церковные Ведомости». 16 апреля 1926 г. избран в миссионерский совет при президиуме Священного Синода. Возведён в сан протопресвитера. С 15 января 1935 г. за штатом ио состоянию здоровья. 8 апреля 1935 г. арестован в г. Ирбите, этапирован в г. Пермь. 22 июля 1935 г. постановлением Особого совещания НКВД приговорён к 3 годам ссылки в Красноярский край. 14 апреля 1938 г. постановлением Тройки УНКВД по Красноярскому краю приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 25 мая 1938 г. Реабилитирован в 1959 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

По окончании Литургии митрополит Арсений совершил панихиду у гробницы приснопамятного Патриарха Алексия в Благовещенском приделе Богоявленского собора. Накануне митрополит Истринский Арсений совершил у гробница Патриарха Алексия парастас, сообщает сайт Богоявленского благочиния г. Москвы. Патриархия.ru за темою У 15-ту дня кончини II митрополит Воскресенський звершив у Богоявленському м. Москви у Богоявленському кафедральному у 15-у дня кончини Портрет II пензля македонського художника передано в дар музею Валаамського монастиря Митрополит Воскресенський звершив за I та II На 9-й день панахиду «Крокус Холу» з благословення Кирила звершив Одинцовський Красногорський Фома несуть до " я Церкви в пам " ять про жертви теракту в «Крокус Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус У шосту в кемеровському торговому «Зимова вишня» у храмах молитовно згадали жертви з ключовими словами II – поминання   новини У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського У м. Москви чергове Синодального з чернецтва У Високо-Петровському Москви присвячена преподобного чергове ради з видання Священного Собору 1917-1918 рр. Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля У проходить з у монастирях За Церкви в про людей з ментальними порушеннями У Торжества Православ " я Кирил звершив в Христа Спасителя та очолив на Раменського   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3865617...

Евлогий Марковский 23 .07(05.08).1942–1943: Винницкая (укр.) Евлогий Воронежская (григ.) Евсевий Гроздов 17(30).04.1912–1919: Псковская 1924–12(25)(?).08.1929: Нарвская Евсевий Никольский 01(14).01.1899–1920: Владивостокская 1919–1920: Смоленская, в. у, 1920–18(31).01.1922: Крутицкая 1920–18(31).01.1922: Московская и Коломенская, в. у. Евсевий Рождественский 15(28).03.1920–1923: Яранская 1923–1923: Ставропольская 1923–1925: Ейская 1926–1927: Нижне-Удинская 1926–1927: Иркутская, в. у. 1927–21.03(03.04).1930: Читинская и Забайкальская 03(16).04.1930–12.1930: Шадринская 03(16).04.1930–12.1930: Свердловская, в. у. 1930–1934: Читинская (?) Евстафий Сафран 12(25).03.1934–22.11(05.12).1935: Можайская (обн.) 22 .11(05.12).1935–08(21).04.1937: Московская (обн.) Коломенская (обн.) Евфимий Калишевский Звенигородская (Киевское вик.) (укр.) Евфимий Лапин 26 .01(08.02).1916–1920: Якутская 1920–1924: Петрозаводская и Олонецкая Евфимий Офейн 30 .04(13.05).1917–1918: Питтсбургская –23.07(05.08).1933: Бруклинская Елевферий Богоявленский 21 .08(03.09).1911–15(28).06–1921: Ковненская 06 .1917–15(28).06.1921: Виленская и Литовская, в. у. 28 .06(11.07).1921–1923; Виленская и Литовская 1921–18(31)12.1940: Ковненская, в. у. 11(24).12.1930–18(31).12.1940: Западно-Европейский Экзархат Московской Патриархии, в. у. 1939–18(31).12.1940: Виленская и Литовская, паки Елевферий Воронцов 10(23).08.1943–01(14).04.1946: Ростовская на Дону 23 .03(05.04).1946–25.11(08.12).1951: Пражская Елевферий –1923: Камышинская Ефрем Ефремов 07(20).04.1932–01(14).01.1934: Яранская 07(20).12.1936–1937: Саранская 07 .1937–13(26).10.1937: Рязанская, в. у. 01(14).09.1937–13(26).10.1937: Курская Ефрем Кузнецов 20 .11(03.12).1916–23.08(05.09).1918: Селенгинская Захария Лобов 22 .09(05.10).1923–1928: Нижне-Чирская 01(14).10.1923–1923: Аксайская 1928–1928: Новоторжская 1928–11(24).04.1929: Бежецкая 24 .04(07.05).1929–12(25).11.1935: Воронежская Захария Попов 17(30).12.1922–: Острогожская (обн.), в. у. Зиновий Дроздов 17(30).01.1913–09(22).05.1918: Мичуринская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Уполномоченного ОГПУ мной было заявлено: я не допускаю мысли о том, чтобы профессор Любавский и Готье могли утверждать мое участие в контрреволюционной организации, что из учеников Богоявленского, кроме меня и брата [Сергея. – С.Г.], мне известна Бакланова; близки ему были подруги Баклановой – Заозерская и Чекан – кажется, по службе в Историческом музее; склоняющийся к марксизму Полосин, скорее, кажется мне, ученик Яковлева, чем Богословского; кто еще является учениками его, мне в точности не известно. На вопрос, является [ли] Богоявленский родственником А/м/г/о[кова?] 152 , я ответил утвердительно. Среди гостей проф. Любавского бывали, кроме меня, проф. Егоров, Бахрушин, Богоявленский, Яковлев, Готье, Полосин, Дружинин, Бочкарев, Новосельский, Покровский (из Древнехранилища) и др. [л. 19 об.]. Исходя из заявления т. уполномоченного, что ОГПУ не производит аресты без достаточных оснований... и что моя деятельность в церковной общине в 1918–1919 гг. не могла послужить основой для ареста, я прошу ускорить предъявление мне конкретных данных, уличающих меня в выдвигаемых против меня обвинениях, так как я вполне уверен, что мог бы дать по всем конкретным вопросам исчерпывающие объяснения, которые доказали бы всю неосновательность подозрений и всю лживость показаний о моем якобы участии в контрреволюционной организации...» [л.л. 14–20]. В показаниях по существу дела [данных, видимо, в декабре 1930 г.] записано: «Я считаю себя учеником профессора Готье и академика Богословского, кроме того, я слушал лекции у профессора Ключевского и академика Любавского. О существовании между названными лицами в Советское время какой–либо политической организации или группировки мне ничего не известно. Поскольку мне приходилось с некоторыми из них быть сослуживцем, я также не могу указать какой–либо выраженной политической линии... Проф. Любавский, в частности, представлялся мне в совет, учреждении столь же исполнительным службистом, каким мне приходилось его наблюдать в дореволюционное время на В.Ж.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Перехожу теперь к вопросу о праве женщин на учение православной вере. Женщина может поучать вере Христовой, но не в церкви, а только в собрании верных. Если каноны читать черным по белому, а не перетолковывать их по своему разумению и желанию, то с несомненностью явствует некоторое ограничение прав женщины. Возражая против слишком широкого, не согласованного с канонами представления женщинам права участия в богослужении, я не могу не признать ту громадную пользу, которую способны принести и приносят уже женщины в церковной жизни. В последнее время, при различных осложнениях с церковными сторожами, с уборкой храмов и т. д., деятельность сестричеств достойна величайшей похвалы и одобрения. Итак, представляя слово докладчику, я обращаю еще раз внимание на то, что с новыми мероприятиями надо быть особенно осторожными и осмотрительными, дабы не умножать соблазн в церковной жизни. Я высказал свое мнение и этим облегчил свою совесть. Деяния... Т. 9. С. 192–194. Выступление на 135-м заседании Собора при обсуждении вопроса о призыве священнослужителей на воинскую службу 14 (27) июля 1918 г. Вчера за подписью 30 членов Собора поступило заявление о том, чтобы в спешном порядке был обсужден вопрос о привлечении к отбыванию воинской повинности священнослужителей Православной Церкви, ввиду распубликования в «Известиях Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» за 25 июля распоряжения о том. По постановлению Священного Собора заявление это было передано в Соборный Совет для спешного рассмотрения настоящего декрета в части, касающейся привлечения духовенства на военную службу. Соборный Совет, обсудив этот вопрос, предлагает вашему вниманию следующее постановление: «Священный Собор признает, что хотя никакой полезный труд, даже и принудительный, не унижает человека, хотя защита Родины есть долг каждого гражданина, в том числе и лиц духовного сана, поскольку это не сопряжено для них с нарушением особых требований христианского вероучения и церковных правил, однако Священный Собор считает призыв духовенства к военной службе недопустимым по следующим соображениям: 1) в представлении многих миллионов православного русского народа духовенство совершает служение не только общественно полезное, подобно указанным в декрете лицам свободных профессий, но и безусловно необходимое; 2) призыв духовенства к военной службе при нынешнем положении государственной и общественной жизни может вовлечь духовенство в братоубийственную борьбу, поколебать уважение к священному сану в глазах верующего народа, может поставить духовенство при несении им военной службы в условия, несовместимые с его саном и оскорбительные для его достоинства, и при широком призыве может лишить многие приходы священников, что особенно тяжко отразится на удовлетворении духовных и религиозных нужд сельского населения, а потому постановляет: выразить решительный протест против призыва духовенства белого и монашествующих (епископов, священников и диаконов) к военной службе в тыловом ополчении».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Составитель игумен Дамаскин (Орловский) 28 Слово Высокопреосвященного Владимира, митрополита Московского и Коломенского, произнесенное на молебне пред началом нравственно-религиозных чтений для рабочих города Москвы. М., 1902. С. 8–9, 12–14. 29 Юношам! Речь Высокопреосвященнейшего митрополита Московского и Коломенского Владимира, произнесенная 30 декабря 1910 года на собрании Кружка в Епархиальном доме. М.. 1911. С. 7, 9, 11. 49 Алексий (Баженов; 1872-?), обновленческий митрополит. 8 декабря 1913 года хиротонисан во епископа Николаевского, третьего викария Одесской епархии. В 1914 году назначен вторым викарием той же епархии. В 1917 году назначен епископом Елисаветградским, первым викарием Одесской епархии. В 1921 году назначен епископом Тираспольским и временно управляющим Одесской епархией. 26 июня 1921 года устранен Патриархом Тихоном от управления Одесской епархией. В начале 1922 года уволен с должности первого викария Одесской епархии. С момента зарождения обновленчества перешел в обновленческий раскол и с возведением в сан архиепископа назначен управляющим Одесской епархией (обновленческой). В 1923 году перемещен на Казанскую кафедру. Был участником второго обновленческого так называемого «Всероссийского Поместного Священного Собора» 1923 года, на котором позорно подписал постановление о лишении сана и монашества Святейшего Патриарха Тихона. С 1924 года в сане митрополита. Ставил перед Патриархом Тихоном вопрос о покаянии при условии, если тот оставит за ним сан митрополита. В 1933 году назначен обновленцами митрополитом Симферопольским и Крымским. 9 февраля 1938 года уволен на покой. Дальнейших сведений о нем не имеется. Очевидно, умер без покаяния. 53 Акт освидетельствования тела митрополита Киевского Владимира, убиенного 25 января 1918 года (произведено 26 января 1918 года): «Тело митрополита Владимира оказалось при освидетельствовании в умеренно окоченелом состоянии; руки полусогнуты и сложены на туловище, причем пальцы правой руки сложены для крестного знамения; правая нога полусогнута в колене, а левая выпрямлена; на тело надето нижнее белье.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010