Если бы мы поставили себе целью привести здесь все литургические тексты, произносимые в церкви во время Великого поста, тексты, в которых перед грешником предстает образ сострадательного Бога, это заняло бы слишком много места. «Господи! Не смерти грешника Ты желаешь, но его покаяния, смилуйся же над слабостью человеческой природы; яви нам Твое милосердие и очисти нас от грехов; вознагради же раскаявшихся». «Смилуйся надо мной, Господи, ибо всей душой верую в Тебя!» «Господи! Не суди нас по грехам нашим и не карай нас, как мы того заслуживаем неправедной своей жизнью! Прости нам, Господи, все наши прошлые грехи!» «Господи! Я воззвал к Тебе, и Ты помог мне!» Разумеется, иногда в молитве содержится намек на гнев Божий, карающий грешников, но само наказание Божье всегда является следствием божественной доброты и служит к нашему исправлению. Главное же содержание всех церковных молитв составляет призыв к Божьей милости, жалости, благости и состраданию. Бог «скорее явит милосердие, чем гнев тому, кто верует в Него». Замечательно звучит 90-й великопостный псалом: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю». [...] и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его». Брат Мартин вместе со всеми распевал эти псалмы и не мог не понимать их смысла, ведь латинским языком он владел в совершенстве. В самые тяжелые минуты он присоединял свой голос к голосам братьев по вере: «Избави меня от моих тревог, Господи; узри мое смирение и мою скорбь; отпусти мне мои грехи». «Господи, я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня, Ты вознес мою душу из бездны». Что же мы слышим от Мартина Лютера тридцатью годами позже? «Я чувствовал себя самым несчастным человеком на земле. День и ночь я пребывал в тоске и отчаянии, и никто на свете не мог мне помочь. Ибо я не знал тогда Иисуса Христа, вернее сказать, я смотрел на Него лишь как на сурового судию, гнева которого бежал и не мог избежать». Для объяснения этого несоответствия возможны две гипотезы. Либо память Лютера сохранила воспоминание лишь о том, что он чувствовал, поступая в монастырь, оставив «за скобками» все, что он делал и переживал потом, – в этом случае его заявления нельзя рассматривать как критику уклада и идейного содержания церковной жизни. Либо он и в самом деле продолжал внутренне упорствовать в своем негативном мироощущении вопреки урокам, получаемым от духовника, вопреки практике богослужения, в которой постоянно участвовал сам. Тогда речь должна идти о неких патологических отклонениях самой личности Лютера, к которым нам еще не раз предстоит вернуться.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Эта светлая картина, без сомнения, для того представляется очам нашим Св. Церковию, во дни поста и говения нашего, дабы сильнее возбудить нас быть чистыми и праведными. Ведь только для праведника возможно такое блаженное состояние духа, а для грешников нет истинной радости на земле. Когда псалом, представляющий эту светлую картину, читается после Великого канона, в котором изображена вся нищета и убожество наше духовное, тогда эта светлая картина делается еще разительнее, еще осязательнее и, так сказать, рельефнее. Так светлый луч солнца делается еще светлее, когда он выглянет после страшной, мрачной тучи. Изобразив блаженное состояние праведника, Св. Церковь указывает и нам, грешникам, средство к достижению его, это средство – покаяние. «Господи, не во гневе Твоем обличай меня, и не в ярости Твоей наказывай меня», – так вопит кающийся. «Помилуй меня, Господи; ибо я изнемог; исцели меня, Господи; ибо кости мои потряслись. И душа моя сильно смутилась; Ты же, Господи, доколе? Обратися, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей; ибо в смерти нет памятования о Тебе; во гробе кто славит Тебя? Утомлен я стенаниями моими; каждую ночь омываю постель мою, слезами моими омочаю ложе мое. Изсохло от печали око мое, состарелось от множества врагов моих». Это – наша речь; это наш взгляд на ложе наше. Изнемогшие, измученные, израненные в борьбе с духовными врагами нашими, мы смотрим на ложе наше не как на место упокоения, но как на место пытки новой скорби духовной. Мы чувствуем, что в нас потрясены самые кости наши, что душа наша содрогается, и вдобавок мы еще не уверены, кончилась ли брань наша, перестанут ли нападать на нас враги наши? Мы со слезами сокрушения, с умоляющими очами обращаемся к Господу и взываем Ему: доколе, Господи?.. «Доколе, Господи, будешь забывать меня до конца? Доколе будешь скрывать лице Твое от меня? Доколе мне слагать в душе моей советы, томиться в сердце моем день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною? Призри, услыши меня, Господи Боже мой! Дай свет очам моим, чтобы не уснуть мне сном смертным, чтобы не сказал враг мой: я преодолел его, –чтобы не обрадовались гонители мои, если я поколеблюсь» ( Пс. 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Подобное же, но добровольное, отсечение или вырывание греховной части из эмпирической личности необходимо и при жизни, пока эта часть не успела заразить собою и все прочие. Это — как бы операция гангренозного члена. Так, например, по поводу вожделения сказано: «Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя — εξελε αυτ κα βλε απ σου, — ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя — εκκοψον αυτν και βλε απ σου; — ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5, 29, 30; cp. Мф. 18, 8, 9). На Богослужении «Недели блудного сына», когда душа разом встрепенется от своей греховной спячки, когда вспомнит душа про свою небесную отчизну и, оглядев себя, вдруг, как бы в молнийном озарении, поймет, что растлила себя и что вся она — сплошная греховная язва, — в эту неделю предварения Страшного Суда Божия мы усвояем в церкви ту же идею разделения, облеченную в образ отвеивания зерна от плевы Все что делал я — оказывается призрачным, и нет ничего твердого. Изысканно закругляются образы стихиры: «В безгрешную страну и животную вверихся, посеяв грех, серпом пожав класы лености, И рукоятием связав деяний моих снопы, яже и постлах не на гумне покаяния: но молю тя превечнаго делатаеля нашего Бога, ветром твоего любоблагоутробия развей плеву дел моих, и пшеницу даждь души моей оставление, во небесную твою затворяя мя житницу, и спаси мя»  .   А на первой седмице Великого Поста, — когда монахами должны делаться все и каждый; когда для внутреннего делания, т. е. для перерождения себя, «приспе время благоприятное»; когда приходит «светотворное время, еже даровал Отец светов», т. е. время творения света во всей личности своей, — в это великое время всемирной схимы с громким воплем умоляет грешная душа Того, кто и церковную завесу разодрал ради неё: «Плачем страстей плачевную ризу раздери, одежду Божественную приемлюще»  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Обычай этот уже давно отошел в прошлое, но отметить праздник Благовещения чем–нибудь радостным для детей мы можем. Есть старинный обычай печь в марте месяце «жаворонки», сладкие булочки в форме птичек, отмечая этим наступление весны. И это можно приурочить к празднику Благовещения. Сорок дней Великого Поста кончаются субботой шестой недели, Лазаревой субботой, когда мы вспоминаем воскрешение Лазаря. Воскресенье после шестой недели называется Вербным. Это праздник в память Входа Господня в Иерусалим, когда народ радостно встречал Иисуса Христа с пальмовыми ветками в руках. За Всенощной мы стоим в церкви с зажженными свечами и ветками вербы в руках. Это особенно детский праздник. В Евангелии от Матфея сказано: « Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? » (Мф. 21:15–17). Принести домой освященную в церкви веточку вербы, укрепить ее около иконы помогает детям почувствовать смысл праздника. Теперь до Пасхи остается всего одна неделя  — Страстная. С ней связано столько воспоминаний, столько торжественных богослужений и семейных обычаев, что это тема для отдельной беседы. 3.11 СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ Когда мы, родители, думаем о наших детях, об их будущем, нам всего труднее допустить и осмыслить возможность их страдания в жизни. Теоретически мы знаем, что в жизни страданий не избежать, но как–то всегда невольно думается, что моего ребенка горе может не тронуть, невольно молишься: «Господи, сделай так, чтобы мой ребенок был счастлив в жизни, чтобы горе его минуло!» Самая суть христианской веры состоит в том, что Бог благ и любвеобилен, что Божие добро вечно и сильнее зла и что сила зла побеждается любовью и страданием. Христианская вера — не просто деизм или признание какой–то духовной жизни. Она основана на вере в Иисуса Христа, вере, что Бог воспринял человеческую жизнь, страдания и смерть и что сила Его победила смерть. И всякий христианин знает, что он может страдать в жизни, но что зло не может победить его окончательно, уничтожить его. Боговоплощение, крестная смерть и воскресение Христа внесли новое бытие в жизнь мира. Новая жизнь, данная нам Богом, не побеждается смертью. Поэт Владимир Соловьев пишет: Средь суеты случайной, В потоке мутном жизненных тревог Владеешь ты всерадостною тайной: Бессильно зло. Мы вечны. С нами Бог.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется в шестое воскресение Великого поста (за неделю до Пасхи). В этот день вспоминается встреча иерусалимским народом Иисуса Христа как Царя и Мессии, въезжавшего в город " на осляти " в сопровождении апостолов. " Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: " Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь израилев " (Ин. 12; 12-13). " Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! " (Мф. 21; 9). На Востоке существует традиция в день праздника приходить в храм с пальмовыми ветвями, в России приносят ветки вербы. Отсюда произошли другие названия праздника Ваий Неделя и Вербное воскресение. ГЛАС - в византийском церковном пении один из восьми диатонических ладов, имеющий свой господствующий и конечный тоны. В древнерусском пении гласы преобразовались в суммы различных диатонических полевок в объеме трихордов и тетрахордов. Полевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей и стихир (за некоторым исключением). Однако музыкальная основа попевок сохраняется. Восемь гласов составляют т.н. систему " осмогласия " (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги). ГОРНЕЕ МЕСТО (горнее - слав. высокое) - место в алтаре между престолом и восточной стеной. На горнем месте помещаются кафедры для архиереев и священников. ДАРОНОСИЦА - переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например в больнице и т.п.). ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА - священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле; в некоторых храмах на Ближнем Востоке для дарохранительницы предусматривается особое место в алтаре. Современные напрестольные дарохранительницы с ковчежцем для даров делаются по форме изображающими храм. Небольшие переносные дарохранительницы называют дароносицами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

Совсем не трудна и следующая заповедь: Не судите, да не судимы будете ( Мф. 7:1 ), то есть: не осуждайте, и не будете осуждены! ( Лк. 6:37 ). Злословие, злоязычие, осуждение других, – грех весьма распространенный. Мы иногда с особенным наслаждением копаемся в душе брата, выискиваем в ней все мельчайшие соринки, все грязные пятнышки, и выставляем их напоказ; и, поступая так, совсем не замечаем, что своя-то душа – как мусорная яма, или же сплошное грязное пятно. Но послушаем, что говорит Господь о таких людях. Что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего ( Мф. 7:3–5 ). Когда же фарисеи привели к Господу грешницу, застигнутую на месте совершения ею греха, и сказали, что таких грешниц Моисей повелел убивать камнями, то Господь сказал им: Кто из вас без греха, первый брось в нее камень! ( Ин. 8:7 ). Христос Сам не осудил грешницу не потому, чтобы признавал ее невиновною, а потому, что пришел не судить, но с спасать грешников; фарисеи же не могли судить ее судом государственным и осудить на смертную казнь, так как власть эта была отнята у них с подчинением Палестины римским императорам; они только выставили эту грешницу на позорище, на поругание, с злым умыслом против Христа. И Он сказал им, что осуждать других может только тот, кто сам безгрешен. Будем же помнить эти божественные слова; и если, по привычке, начнем осуждать ближнего, злословить его и выставлять на показ все грехи его, то подумаем: чисты ли у нас руки, чтобы копаться в чужой душе? сами-то мы свободны ли от грехов? И если совесть подскажет нам, что и мы грешны, то обратимся за помощью к Богу, чтобы Он даровал нам способность видеть прежде всего свои недостатки и дурные поступки, – чтобы даровал нам силу осудить себя и исправиться, вынуть все бревна из своего глаза, вынуть все, до последней соринки, и тогда уже с любовью к ближнему помочь ему избавиться от его грехов. Какую чудную молитву читает Православная Церковь во дни унылые великого поста: Господи! даруй мне зреть мои прегрешения, и не осуждать брата моего! Как жаль, что ее читают только великим постом! Нам, склонным к греху осуждения, надо повторять ее при каждом богослужении. Мысль о необходимости покаяния должна предноситься пред нами постоянно; она никогда не должна покидать нас. Искренно советую всем, несвободным от греха осуждения ближних, читать ежедневно эту чудную покаянную молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Если Ты Сын Божий, сойди со креста, и мы уверуем». Даже один из разбойников, вися на кресте, ругался над Ним и говорил: «Если Ты Христос, то спаси Себя и нас». Но другой разбойник останавливал его, говоря: «Или ты не боишься Бога? Мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Потом, обратившись к Иисуса Христу, он с глубокой верой сказал: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Иисус Христос ответил раскаявшемуся разбойнику: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мной в раю». С шести часов (по нашему с двенадцати) солнце померкло, и сделалась великая тьма. При кресте в великой скорби стояли: Дева Мария, любимый ученик Иисуса Христа Иоанн и некоторые другие благочестивые женщины. Иисус Христос, увидев Матерь, сказал ей, указывая на Иоанна: «Жено! вот сын твой»; потом, посмотрев на Иоанна, Он сказал: «Вот мать твоя». Иоанн понял завещание Учителя, взял Пречистую Деву Марию к себе в дом и почитал Ее вместо матери. Тьма продолжалась от шестого часа до девятого. В девятом часу страдания Иисуса Христа достигли высшей степени, и Он воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил». Затем Он стал чувствовать жажду – предвестницу в распятых близкой смерти – и воскликнул: «жажду». Один из воинов, омочив губку в уксусе, поднес ее к устам Страдальца. Иисус вкусил уксуса и воскликнул: «совершилось!», – т.е. искупление и спасение людей совершено. «Отче, в руки Твои предаю дух Мой!», – и преклонив главу, испустил дух. В это время земля потряслась, камни расселись, завеса церковная разодралась на двое, гробы отверзлись и многие тела умерших святых воскресли… Народ со страхом уходил от креста, ударяя себя в грудь. Сотник и бывшие с ним, которые стерегли Иисуса, видя землетрясение, весьма устрашились и говорили: «истинно человек этот – Сын Божий». Страдания Иисуса Христа Православная Церковь вспоминает в пятницу на Страстной неделе Великого поста. На утреннем Богослужении читаются двенадцать Евангелий, в которых повествуется о страданиях и смерти Иисуса Христа. – Верующие стоят с возженными свечами в знак пламенной веры и любви к Иисусу Христу. В пятницу в два часа дня начинается вечерня. В конце вечерни священнослужители с благоговением выносят из алтаря Плащаницу, на которой изображено положение Иисуса Христа во гроб, и полагают ее на середине храма на приготовленном месте. § 39. Погребение Иисуса Христа (Мф. 27:57–66; Мк. 15:43–47; Лк. 23:50–56; Ин. 19:38–42) В пятницу вечером Иосиф Аримафеский – тайный ученик Иисуса Христа – пришел к Пилату и просил позволения снять тело Иисуса с креста и похоронить Его. Пилат, узнавши, что Иисус Христос умер, приказал отдать тело Его Иосифу. Иосиф принес погребальные пелены. Пришел и Никодим, также тайный ученик Иисуса Христа. Они сняли окровавленное и мертвое тело Иисуса Христа с креста, омыли его, помазали благовониями, обвили чистым полотном и положили в новом гробе, в котором никто еще не был похоронен, а вход в пещеру завалили большим камнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010