О связи иерусалимской реликвии с церемонией страстей Великой Пятницы свидетельствует самый древний пласт богослужебного чина Св. Софии, удержанный Типиконом IX в. (Cod. Patmos. 266) 876 . На конец ортроса там указаны три тропаря: один из них, «Поклонимся копию» («Προσκυνομεν τν λγχην»), был, по мысли Д. Палласа 877 , связан с почитанием здесь релик¬вии святого копия, а другой – «Днесь церковная завеса раздираема» («Σμερον το ναο τ καταπτασμα»), на наш взгляд, должен был относиться к реликвии завесы-катапетасмы. Это тем более вероятно, что третий тропарь, «Распяли тебя, Христе» («Σταυροωθντος σο, Χριστ, νρθη τυραννς»), явно соотносился с реликвией Креста. Согласно сообщению Константина Порфирородного 878 , Копье постоянно хранилось в церкви Богородицы Фаросской Большого императорского дворца, где ему поклонялись императоры вплоть до 1204 г. 879 Оно находилось на своем месте и во время празднования Страстной Пятницы в Софии, в том числе, и в момент пения посвященного копию тритекта. И лишь Типикон Великой Церкви упоминает о перенесении его на время Великого Четверга и Пятницы в Софию, где оно выставлялось для проскинесис, а в полдень снова возвращалось в императорский дворец 880 . Следовательно, одна из важнейших страстных реликвий вплоть до конца XI в. не являлась центром богослужения Великой Пятницы, и ее почитание целиком относилось к частному императорскому церемониалу. То же следует заметить для реликвии Креста, частица которого с VII в. известна в Святой Софии. Однако поклонение святыни приходилось на Великий Четверг (а не Пятницу), праздник Воздвижения Креста и Крестопоклонную неделю 881 . Нетрудно предположить, что и реликвия святой плащаницы, в 1200 г. также находившаяся в императорском храме-реликварии в Фаросе, в то время еще не была вовлечена в страстное богослужение. Если реликвия раздравшейся завесы Иерусалимского храма, связанной с моментом смерти Христа, действительно висела у алтаря Св. Софии, это объясняет устойчивую символику храмовой катапетасмы, традиционно подвешиваемой за царскими вратами преграды, как образа мертвой плоти Христа 882 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XVII в. отражена в рукописных и старопечатных Уставах и Триодях, а также в соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках. В сравнении с позднейшей рус. практикой она имела несколько отличий. Во-первых, в отношении царских часов сохранялась традиция, отраженная в периферийных (южноитальянкие, греческие, грузинские, ранних славянских) студийских памятниках: царские часы образуют не одно, а 2 отдельных последования (1 и 3-й часы; 6 и 9-й часы), и на часах возглашаются ектении (мирная перед пением 3 тропарей из 12, малая - после тропарей, просительная - после Евангелия). Во-вторых, в конце часов Великой Пятницы совершался особый чин омовения св. мощей (в соборах Московского Кремля он продолжал совершаться вплоть до революции 1917). Чин, вероятно, восходит к древней иерусалимской практике омывать в Великую Пятницу Честное Древо Креста Господня, а, возможно, также - и к константинопольской традиции в Великую Пятницу мыть и готовить храм к Пасхе. Чин омовения св. мощей заключался в том, что на середину храма заблаговременно выносились все имеющиеся в храме или монастыре св. мощи; освящалась вода, и мощи отирались ею (погружение Креста и св. мощей в воду и было знаком ее освящения); совершалось окропление св. водой. В остальном богослужение Великой Пятницы было уже очень близко к тому чину, какой наблюдается в РПЦ в наст. время, в т. ч. существует практика (появившаяся ок. XVI в. и с XVII в. ставшая общепринятой, но не описанная даже в совр. Типиконе) износить вечером в Великую Пятницу плащаницу и полагать ее на особом возвышении (т. н. гроб Господень) в середине храма; в отличие от совр. традиции, плащаница износилась перед вечерней. Современная русская практика руководствуется указаниями принятого ныне Типикона (см. выше); главные отличия от изложенного там порядка - во-первых, совершение утрени Великой Пятницы, как правило, не в продолжение всей ночи, а вечером в четверг, и совершение вечерни Великой Пятницы, как правило, среди дня; во-вторых, чтение 12 Евангелий не в алтаре (согласно Типикону), а в середине храма (и соответственно замена каждений алтаря малыми каждениями храма; еще одна, не отраженная в Типиконе особенность: удары в колокол перед каждым из Евангелий, соответственно номеру Евангелия и трезвон после 12-го); в-третьих, совершение на каждом из царских часов каждения (по аналогии с царскими часа-ми Рождества и Богоявления); в-четвертых, совершение в конце вечерни в Великую Пятницу торжественного обряда изнесения из алтаря св.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

В точности не известны мотивы такого перемещения; но, судя по многим данным, это было чуть ли не господствующей древней практикой. Быть может, здесь имелось в виду сократить, «труда ради бденнаго», богослужение в. пятницы, накануне которой совершается продолжительное «последование святых страстей», в в ночь на субботу торжественно и умилительно воспевается смерть и погребение Господа. Во всяком случае, подобное перемещение засвидетельствовано всеми древнейшими славянскими Уставами, каковы: Типогр. 142 (л. 5) и 144 (л. 12), Синод. 380/330 (л. 23) и Софийский 1136 (л. 12–13). Отмечается оно и в других рукописях, с таким стереотипным началом: «В святыи вторьник великыя нед(ели) в вторыя час клеплют и, сбьравшеся вси в цьрквь, поют 3-й час по единомоу псалмоу, бес пения псалтырьнаго, прок(имен): Господи, Иже еси Пресвятый Твои Дух, и прочая; а Господи помилуй 30; посем поетася 12 трепаря святых страстии, по-5-шьды». И далее следует чин, изложенный нами выше – по Типогр. 148 – под заглавием: «служба 12-ти тропарей, поющихся в великий пяток на часах» 363 . На часах великой пятницы, по этим памятникам, тропари святых страстей с чтениями уже не повторяются; читаются только те же евангелия, а на 6-м часе – та же паримия с двумя прокимнами. На всех часах в. пятницы положено «по единому псалму»; «пение псалтыри» указывается лишь на 6-м часе. «В прокимена же место дневьнаго», или «часовнаго» (то есть: «Заутра услыши» и проч.), поются особые тропари, указанные в Типогр. 137 в качестве «седальных»; исполняются они попеременно – певцом и хором – до трех раз: сначала поет певец, затем – хор; певец – Слава и ныне, хор – опять тропарь; в заключение певец поет конец тропаря, – и читается евангелие (а на 6-м часе – паримия и евангелие). После евангелия – Святый Боже (на 9-м часе – «и блаженна»), Господи помилуй 30, – «и отпущение». Все часы совершаются порознь. – Любопытно отметить, что памятники, допускающие перемещение тропарей святых страстей с пятницы на вторник, «в пяток вечера» назначают петь восемь стихир из числа 12-ти тропарей 364 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Вот эти два тропаря. То есть, важнейшие песнопения этой службы — это начальный тропарь, конечный тропарь, канон в середине, ексапостиларий “Разбойника благоразумнаго” и третий прокимен “Разделиши ризы моя себе” он тоже поётся в центре [службы] как раз когда крест выносят. Ещё несколько слов про две остальные службы, и мы закончим. Две остальные службы — это Царские Часы и вечерня Великой Пятницы. Что такое “Царские Часы”? Это константинопольская служба. Изначально она Иерусалимская, но часами она стала именно в Константинополе, потому что в то время она не была часами, но в Константинополе её соединили с часами. Почему “Царские Часы”? Потому что на них собственной персоной присутствовал византийский император. Поэтому они Царские, и поэтому они очень торжественно проходят. В чём заключается торжественность Царских Часов? Во-первых зажигают весь свет. (Обычно на Часах никто свет не зажигает, на этих зажигают). Во-вторых их читают в середине храма. В-третьих на этих Часах поют много песнопений. В четвёртых каждый Час сопровождается каждением. Много торжественных элементов. Царские Часы — это одна большая служба. Она должна занимать всю первую половину дня пятницы. Она включает в себя 4 части: за 1-й час, за 3-й, за 6-й и за 9-й. 4 этих часа идут подряд. Каждый час имеет в себе три псалма, тропарь, группу стихир и, самое главное, Ветхозаветное, Апостольское и Евангельское чтение. Евангелия читаются те же самые, что и ночью на службе 12 Евангелий про Страсти Христовы. Но на этот раз они читаются по Евангелистам. На 1-м Часе, как Матфей излагает события, на 3-м Часе как Марк, на 6-м как Лука, на 9-м как Иоанн. К Часам в конце добавляются Изобразительны — маленькая служба, которая “дочитывается”. Ну и последнее: Вечерня. Вечерня Великой Пятницы — редкий случай. Она служится в правильное время. Она служится в то время, когда и должна служиться вечерня. В 2 или в 3 часа пополудни. Это и есть вечерний час. Эта вечерня по содержанию очень явно распадается на 2 половины. Первая половина посвящена ещё одному воспоминанию Страстей (уже третьему по счёту), а вторая половина посвящена конкретному событию, которое происходило в вечер пятницы.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

Именно в ту эпоху были написаны два цикла канонов, известных нам как дву-, три-, четверопеснцы и полные каноны Страстной седмицы. Один из этих циклов включает в себя только неполные каноны, а именно, пять трипеснцев (для Великих понедельника — пятницы) и один четверопеснец (для Великой субботы), и принадлежит перу прп. Андрея Критского. Другой цикл содержит трипеснец для Великого понедельника, двупеснец — для Великого вторника, трипеснец — для Великой среды, полный канон — для Великого четверга, трипеснец — для Великой пятницы, четверопеснец — для Великой субботы, и принадлежит перу прп. Косьмы Маюмского. В ту же эпоху была создана и основная часть стихир страстных служб. Нетрудно заметить, что в Страстную седмицу на вечернях часто повторяются стихиры, что уже были спеты в те же дни на утренях; тем самым, можно сказать, что в Страстную седмицу литургический день не начинается вечерней (как это бывает обычно), а заканчивается ею. Поэтому службой, открывающей новый день, в Страстную седмицу становится повечерие. Именно в состав повечерий накануне каждого из страстных дней и были включены каноны прп. Андрея Критского, тогда как каноны прп. Косьмы Маюмского образовали центральную часть утрень этих дней. И те, и другие доныне печатаются в Триоди, за исключением четверопеснца прп. Андрея Критского на Великую субботу (на повечерии вечером в Великую пятницу), который был со временем вытеснен каноном на плач Богородицы. Изменения богослужения Страстной седмицы в послеиконоборческую эпоху Вытеснение четверопеснца прп. Андрея Критского с повечерия вечером в Великую пятницу, впервые зафиксированное в XI веке , стало не единственным изменением в том общем строе страстных служб, который сложился в византийской традиции к IX-X векам. В X веке четверопеснец прп. Косьмы Маюмского на утрене Великой субботы был дополнен до полного канона (причем вариантов этих дополнений было известно несколько; в современной Триоди приведен только один из них). В XI веке возникла и начала постепенно распространяться практика прочитывать на часах Великих понедельника, вторника и среды все Четвероевангелие. Эта практика связана с особой изобразительной символикой дней Страстной седмицы — если, например, литургия Великого четверга изображает Тайную вечерю, утреня 12 Евангелий и часы Великой пятницы — события ночи и утра Страстей и Распятие Господа, а евангельские чтения вечерен Великих понедельника и вторника повествуют о поучениях Христа, произнесенных Им на Елеонской горе, то дневное время первых трех дней Страстной седмицы оставалось лишенной какой-либо конкретной символики. Поскольку из Евангелия известно, что в эти три дня Господь днем учил в Иерусалимском храме, то в качестве воспоминания этих событий и было избрано чтение священником (изображающим, таким образом, Самого Христа) Евангелия (как Слова Христова) в храме (указывающем на Иерусалимский храм) в течение всего долгого дневного времени понедельника, вторника и среды (для этого Евангелие и читается целиком) .

http://pravoslavie.ru/37405.html

С XII-XIII века в Великую пятницу перестала совершаться литургия Преждеосвященных Даров. В XIII-XIV веке к непорочным (некогда — обычный псалом субботы и/или воскресенья) на утрене Великой субботы были прибавлены воскресные тропари «Ангельский собор», а в число стихир на вечерне того же дня были включены воскресные стихиры и догматик 1-го гласа. С XIV века к непорочным Великой субботы стали прибавляться особые похвалы — краткие припевы, посвященные Распятию и Погребению Христовым. В XVI-XVII веках были установлены особые евангельские чтения для утрень Великих понедельника — четверга. В ту же эпоху сложились и особые священнодействия с плащаницей: сначала на утрене Великой субботы, затем и на вечерне Великой пятницы. Но, пожалуй, самым ощутимым изменением общего строя страстных служб в послеиконоборческую эпоху стали не те или иные прибавления в их чинах, а изменение обычного времени их совершения: если древняя практика (а также и принятый доныне Типикон!) предписывала совершать повечерия в то время, которые мы называем «вечером», или же в начале ночи; петь утрени Великих понедельника — четверга и субботы во время второй половины ночи, а Великой пятницы — в продолжение всей ночи, начав с вечера (здесь следует вспомнить о том, что эта утреня восходит к древнему иерусалимскому бдению, начинавшемуся сразу после литургии Великого четверга); служить литургии Великих понедельника — четверга примерно в наше «обеденное время», а Великой субботы — вечером или даже в начале ночи в этот день, так что литургия Великой субботы должна непосредственно переходить в чтение Деяний апостольских и так называемую пасхальную полунощницу, — то в наше время обычным является совершение всех страстных утрень вечером накануне соответствующих дней (что, в частности, заставляет вовсе опускать повечерия), а литургий, включая литургию Великой субботы, — утром. В наши дни древнее расписание начала страстных служб сохраняется лишь на Афоне и в наиболее строгих греческих монастырях. В целом общую композицию современных служб Страстной седмицы можно представить в виде следующей таблицы (первая колонка указывает на день седмицы, вторая — на службу, начиная с повечерия, четыре оставшиеся — на слои, лежащие в основе страстного богослужения Православной Церкви: древняя кафедральная традиция Константинополя, древняя кафедральная традиция Иерусалима, новая гимнография VII-VIII веков, позднейшие прибавления):

http://pravoslavie.ru/37405.html

Богослужения Великого вторника продолжают погружать нас в самые главные смыслы Страстной недели. Во время прямой трансляции богослужения Великого Вторника мы можем услышать пениее  тропаря Се Жених грядет , в основе которого лежит притча о десяти девах (Мф. 25, 1-13). Это именно те слова, которые Христос произнес в  тот самый  Вторник, накануне Своих Страстей. 10.04, 17:55, вечернее и утреннее богослужение. Соловецкий монастырь Вечернее богослужение. 10.04, 17:45, Свято-Елисаветинский монастырь Утреннее богослужение. 11.04, 6:00, Свято-Елисаветинский монастырь Прямая трансляция богослужения Великой Среды Великая Среда – день предания на Страдания и Смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. И в этот же день вспоминается, как некая женщина-«грешница» возлила драгоценное миро на голову Спасителя и таким образом приготовила Его на погребение, как Он Сам объяснил ее поступок. Следя за прямой трансляцией богослужения Великой Среды мы можем услышать песнопения, посвященные в том числе именно этим двум событиям. 12.04, 8:30. Великая Среда. Часы. Изобразительны. Литургия Преждеосвященных Даров Прямая трансляция богослужения Великого Четверга Великий четверг –  день установления Таинства Евхаристии. В храмах совершается два богослужения. Утром – Вечерня с Литургией Василия Великого. Вечером – Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий. Прямая трансляция богослужения Великого Четверга, конечно, не заменит нашего присутствия на литургии в день, когда обычно причащаются все верующие православные христиане. Но зато может помочь организовать домашнюю молитву с чтением 12 Евангелий о страданиях Христа. Лучше всего заранее приготовить текст утрени и 12 Евангелий . 13.04, 10:00 Литургия. Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери 13.04, 8:00. 12 Евангелий. Последование Святых спасительных Страстей Господа Иисуса Христа Прямая трансляция богослужения Великой Пятницы В Великую пятницу мы вспоминаем Страдания и Смерть Господа нашего Иисуса Христа. В это день совершается аж три богослужения: у тром – Царские Часы, Изобразительные; днем – Вечерня и Малое Повечерие, Вынос Плащаницы; вечером – Утреня, Чин погребения. Мы прихожим в храмы утром – чтобы услышать евангельские чтения о суде над Христом, днем – для того, чтобы оплакать Почившего и воздать Ему последнее целование, вечером – чтобы совершить Чин погребения. Не имея возможности из-за чрезвычайных обстоятельств присутствовать в храме, мы можем зажечь дома лампаду, приготовить тексты богослужений и включить прямую трансляцию богослужения Великой Пятницы – чтобы хотя бы так соприсутствовать тому, что происходит в это время, так пережить эти страшные евангельские события. Тексты служб Великой пятницы – самые сильные и впечатляющие богослужебные тексты. Важно не пройти мимо них.

http://foma.ru/transljacija-bogosluzheni...

На другой день по просьбе израильских старейшин (боявшихся, что ученики Иисуса украдут Его Тело и объявят о воскресении) Понтий Пилат приказал римским солдатам, опечатав пещеру, охранять ее, а на следующий день произошло событие Воскресения Христова, наряду с Боговоплощением и Распятием являющееся главным событием в истории человечества. Вера в то, что Сын Божий воплотился, пострадал и воскрес, составляет основу и главное благовестие Христианства (см., напр.: Деян 2. 23; 3. 13-18; 4. 10; 1 Кор 1. 18, 23; 2. 2; 15. 3-4), поэтому Великой Пятницы, Великая суббота и Пасха (т. н. пасхальное триденствие) - центральные в церковном календаре. Богослужение Великой Пятницы полностью посвящено воспоминанию событий от окончания Тайной вечери и до погребения Пречистого тела Господа Иисуса Христа (подобно др. дням Страстной седмицы, Великая Пятница как литургический день открывается не вечерней, а утреней и заканчивается на повечерии). Вопрос о праздновании Великой Пятницы в ранней Церкви неотделим от вопроса о праздновании Пасхи, которая во II-III вв. отмечалась в разных местностях по-разному и часто понималась не как праздник Воскресения, а как воспоминание Распятия (поскольку Страсти Христовы приходились именно на празднование иудейской Пасхи) - напр., в соч. Epistula apostolorum, написанном в М. Азии во II в., воскресший Господь Иисус заповедует апостолам " праздновать воспоминание Его Смерти, т. е. Пасхи " . У Тертуллиана " Пасхой " называется день Распятия и Крестной Смерти (Tertull. De orat. 18; ср.: [Ps.-Cyprian]. De pascha computus//CSEL. Vol. 3. P. 3), а Ориген в беседах на Книгу пророка Исаии объясняет, что на Пасху вспоминаются Страдания Христа по той причине, что Его Воскресение и так празднуется каждую неделю (Orig. In Is. 5. 2). У мн. ранних авторов само слово " Пасха " понимается как производное от греческого глагола paschein (страдать) (напр., Мелитон. О Пасхе. 46; Iren. Adv. haer. 4. 10. 1; Iust. Martyr. Dial. 40.1; 91. 4; 92. 1-2; Lact. Div. inst. 4. 26; Ioan. Chrysost. In Ep. I ad Tim. V. 3//PG. 62. Col. 530; подробнее см.: Mohrmann Ch. Pascha, Passio, Transitus//Ephemerides Liturgicae. R., 1952. Vol. 66. P. 37-52). Даже там, где Пасха понималась как праздник Воскресения, пасхальной литургии предшествовал многочасовой пост (древнейшее свидетельство - Tertull. De orat. 18; De jejun. 2. 2), долженствовавший напомнить о Распятии.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

11 Типикон об этой ектении ничего не говорит, но это обычное умолчание. 12 Для вседневной утрени не характерно пение хвалитных псалмов со слов: «Всякое дыхание...», но на утрене Великой Пятницы «Всякое дыхание» перед хвалитными псалмами прямо указывается Типиконом и Постной Триодью и является особенностью богослужения данного дня. 13 Типикон о молитве главопреклонения умалчивает: «Посем иерей ектению: Исполним утреннюю, и прочее по обычаю. И по возгласе: Яко Бог милостив, абие Евангелие 11-е, Иоанна, зачало 62». Повсеместно же в богослужебной практике после возгласа ектении следует обычное благословение: Мир всем, и молитва главопреклонения (с возгласом Твое бо есть...). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 578. 14 Существует традиция произнесения отпуста утрени Великой Пятницы в открытых царских вратах (ср.: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 350; Настольная книга священнослужителя. М., 2001 р . Т. 4. С. 560). 15 Изобразительны в Великий Пяток начинаются с «Во Царствии Твоем...». 16 Более правильно живые цветы возлагать на Плащаницу тогда, когда она уже вынесена на середину храма, иначе во время шествия они могут сбиться или упасть. 17 См.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993 р . С. 608. 18 В некоторых храмах прокимен «Разделиша ризы Моя себе...» возглашает диакон (или священник). 19 На пение прокимна царские врата, по традиции, открываются. 20 Составные евангельские чтения Страстной седмицы, а также 12 Евангелий Святых Страстей на утрене Великой Пятницы, приводятся полностью в приложении Богослужебного Евангелия. 21 Ср: Священное Евангелие. М., 1859. Л. 64–67 об., 191 об., 248 об.–249; М., 1862. Л. 78 об.–82 об., 234, 303 об.–304, 364 об.–368 об.; М., 1889. Л. 53 об.–55 об., 143 об., 184 об.; М., 1903. Л. 85 об.–89 об., 237–237 об., 305–305 об., 381 об.–385 об.; М., 1912. Л. 81 об.–85 об., 223 об., 286–286 об.; М., 2018. С. 158–165, 432–433, 555–556; Θεον κα ερν Εαγγλιον. θναι, 1968. Σ. 170–172; θναι, 1982. Σ. 436–441; θναι, 1992. Σ. 212–214; Службы на каждый день Страстныя седмицы: в 6-ти кн. Кн. 5: Пяток. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 166–167. О чтении Евангелия на вечерне Великого Пятка см. также в приложении к «Богослужебным указаниям на 1999 год» (с. 597–598).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-03/

Раздел 2. Реликвии страстей в соборном богослужении великой пятницы: Иерусалим, Константинополь, Москва Если чины с использованием реликвий, вошедшие в состав Евхология, являются универсальными и могут совершаться по мере надобности где угодно, то, помимо них, в каждом значительном центре православного мира – больше того, почти что в каждом крупном храме, – существовали и существуют свои особые обычаи, связанные с почитанием местных святынь – чудотворных икон, святых мощей и реликвий. Описать все их здесь невозможно, поэтому мы ограничиваемся наиболее ярким из них – обычаем поклонения реликвиям Страстей Христовых, главным реликвиям христианства, в Великую пятницу 91 на примере соборного богослужения Иерусалима IV-VIII вв., Константинополя VII-XI вв. и Москвы XVII в. О том, что поклонение Истинному Древу Креста Господня уже в конце IV в. сделалось неотъемлемой частью иерусалимского богослужения Великой пятницы, свидетельствует Эгерия в своем знаменитом «Паломничестве». Первоначально это поклонение представляло собой проходивший в молчании обряд, когда каждый желающий мог подойти и поклониться Истинному Древу (об этом свидетельствуют как «Паломничество», так и армянский перевод иерусалимского Лекционария, отражающий практику Vb.), но со временем была написана соответствующая гимнография, сохранившаяся в грузинском переводе иерусалимского Лекционария (отражающем практику VII–VIII вв.). Из иерусалимской богослужебной практики чин поклонения Кресту в Великую пятницу попал и в традиции других центров христианского мира – в частности, Рима 92 и Константинополя. Так, согласно записанному аббатом Адамнаном рассказу епископа Аркульфа о его путешествии по православному Востоку (шестидесятые годы VII в.) 93 , в Константинополе в Великие четверг, пятницу и субботу совершалось поклонение частицам Истинного Древа Креста Господня. Однако в послеиконоборческую эпоху вместо поклонения Древу Креста в Великие четверг и пятницу в Константинополе происходит поклонение святому копию 94 – по преданию, тому самому, которым было прободено ребро Спасителя 95 . При этом поклонение Кресту, как по Типикону Великой церкви IX–XI вв., так и по последующим богослужебным памятникам византийской традиции помимо праздника Воздвижения бывает Великим постом на крестопоклонной седмице. Мы предлагаем два варианта решения проблемы несоответствия между рассказом Аркульфа и послеиконоборческой константинопольской практикой – или поклонение Кресту было некогда перенесено на крестопоклонную седмицу (подарив ей тем самым ее современное название) с Великой пятницы 96 , или в рассказе Аркульфа константинопольский обычай поклонения на Воздвижение был ошибочно отождествлен Аркульфом или Адамнаном с римским обычаем поклонения на Страстной седмице (см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010