Близкую и, надеемся, подходящую параллель этому составляют литургические структуры иерусалимских кафедральных чинов, особенно стациональное богослужение. Следы этих структур доныне сохраняются в первой части утрени Великой пятницы. Если наше предположение верно, описанное выше трехпсалмное последование – не что иное, как еще один пример часто наблюдаемой атрофии стационального богослужения. Наше предположение небезосновательно. Другой чин того же рукописного Евхология, на этот раз – служба чтений, следующая за апостольским чтением третьего стационального раздела (III), должна быть соотнесена с тем же иерусалимским литургическим контекстом. Схема этой параллельной службы чтений: а) «междупесние» (μεσδιον); b) Послание к Коринфянам; c) аллилуиарий; d) Евангелие; e) ектения. Святоградское (иерусалимское) происхождение этого последования безошибочно определяется присутствием технического термина μεσδιον – иерусалимского термина, соответствующего византийскому термину «прокимен» 805 . В том же Евхологии Grottaferrata Γ. β. X термин μεσδιον используется исключительно в богослужениях святоградского происхождения – таких, как Великие часы Страстной пятницы 806 . В любом случае характер этой вторичной службы чтений настолько своеобразен, что его композиционный принцип требует объяснения. Цельная структура от a) до d) составляет легко узнаваемое литургическое единство, которое могло бы быть остатком службы чтений полной литургии с добавленной к ней византийской ектении. Это могло бы быть окончательным подтверждением составного характера нашего чинопоследования. Именно здесь, после пения тропаря ρντς με φωνον (возможно, не одного этого, а нескольких тропарей), рукопись указывает совершение прощального лобзания (σπασμος) усопшего присутствующими, во время пения прощального Δετε τελευταον σπασμν. Священнослужитель благословляет елей, используя ту же формулу, что и при благословении предкрещального помазания, с эксплицитной отсылкой к предшествующим листам рукописи, где выписана эта формула 807 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Светланы Бурдиной Песнопения Страстной седмицы 2 мин., 15.04.2019 Страстная седмица — это сосредоточение, центр церковного года. В это время уже закончен собственно сам пост, время нашего покаяния. И начинается время нашего следования за Христом: день за днем мы вспоминаем последние дни Иисуса Христа на земле. Каждый день служатся особые богослужения со своим особым смыслом, который передается в том числе через песнопения. Мы собрали для вас несколько ключевых песнопений. Вы можете послушать их заранее, ознакомиться с текстом, переводом и комментарием к каждому из них. «Се Жених грядет в полунощи...» Эта молитва звучит в храме в первые три дня Страстной седмицы. Песнопение напоминает евангельскую притчу «О десяти девах». Подробнее здесь . Господи, яже во многия грехи впадшая жена " Господи, яже во многия грехи впадшая жена " – это песнопение Великой среды, текст которого написла инокиня Кассия, единственная женщина-гимнограф. Церковная песнь достигает в этой стихире очень высокого молитвенного напряжения и покаянного чувства. Подробнее здесь . «Вечери Твоея тайныя…» Поется вместо «Иже Херувимы» в четверг Страстной седмицы. Подробнее здесь . «Разделиша ризы Моя себе» Песнопение службы «12 Евангелий». «Разделиша ризы Моя себе» — слова пророчества о Крестных страданиях Спасителя. Подробнее здесь . «Днесь висит на древе» Песнопение исполняется на службе Утрени Великой Пятницы с чтением двенадцати фрагментов Евангелия, рассказывающих о Страстях Христовых (совершается вечером в Великий Четверг). Подробнее здесь . «Разбойника благоразумнаго» Песнопение посвящено разбойнику, распятому со Христом и обратившемуся к Иисусу со словами: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»  Песнопение исполняется на службе Утрени Великой Пятницы с чтением двенадцати фрагментов Евангелия, рассказывающих о Страстях Христовых (совершается вечером в Великий Четверг). Подробнее здесь . «Благообразный Иосиф»

http://foma.ru/pesnopniya-strastnoy-sedm...

Рядовыми чтениями являются, несомненно, первая (Быт. 1: 1–13) и отчасти вторая (Ис. 60: 1–16) паримии. В древности литургийные чтения обязательно брались из обоих Заветов – Ветхого и Нового. По обычаю, перешедшему в христианство из еврейства, первые полагались из закона и пророков. В современном богослужении рудиментом такого порядка являются все триодные паримии вечерен. Первая паримия Великой субботы из Бытия также причисляется к рядовым чтениям из закона. Вторая паримия из Ис. 60: 1–16 в некоторой степени сопряжена с крещением оглашенных. Обращаясь к паримиям часов Великой пятницы, нужно прежде всего указать на их несомненное иерусалимское происхождение, как, впрочем, и всей службы. В Константинополе вместо нее полагалось обычное великопостное последование третьего и шестого часов с паримией из Зах. 11: 10–13. Думается, подбор паримий в названных часах уходит корнями в глубокую древность. Это же утверждение будет верным и для выбора паримий первого часа Великого четвертка (Иер. 11: 18–12, 15) и утрени Великой субботы (Иер. 37: 1–14). Смысл указанных пророчеств чрезвычайно прозрачен: первое – о страданиях Христа и о злобе против Него иудеев, а второе – о Его воскресении. Остальные паримии Страстной седмицы находятся в тесной связи с паримиями Четыредесятницы. С внешней стороны данное отношение проявляется в порядке находящихся при них прокимнов. Последние извлекаются из псалмов в той непрерывной последовательности, в какой они расположены в Псалтири: у паримии шестого часа понедельника первой седмицы стоит прокимен из первого псалма, а у последней паримии Великой среды – прокимен из 137-го псалма. Конечно, такая логика была принята после того, как уже определилась вся паримийная система Четыредесятницы и первой половины Страстной седмицы. Причины, по которым для чтения постом были назначены именно книги Бытия, Исход, Притчи и Иова, не вызывают у литургистов серьезных разногласий. Исход взят для Страстной седмицы ввиду того, что личность Моисея, событие исхода евреев из Египта и установление ветхозаветного праздника Пасхи являются прообразами Христа, совершенного Им спасения и новозаветной Пасхи.

http://pravoslavie.ru/29764.html

Это действие диакон совершает так: сначала полагает орарь поперек нижней части груди, затем оба конца его скрещивает на спине, поднимая их на противоположные плечи. Через плечи концы ораря спускаются на грудь, пересекаются здесь также крест-накрест и проходят под ту часть ораря, которая изначально простирается поперек нижней части груди. 24 См.: Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний: Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906. С. 161. 25 Дмитриевский А. Чинопоследование хиротоний и хиротесий с объяснениями их особенностей//Руководство для сельских пастырей. Киев, 1901. 49. С. 350. 27 Строго говоря, право освящать миро в каждой Поместной Православной Церкви принадлежит только ее предстоятелю. 28 То есть даже если за литургией присутствует несколько архиереев, все равно хиротонию во пресвитера совершает один. 29 Во все одежды священник всегда облачается перед совершением литургии, а также в следующих случаях: 1) на пасхальную утреню («во весь светлейший сан», см. Типикон); 2) на пасхальную вечерню; 3) на вечерню Великой Пятницы, перед выносом Плащаницы и в конце утрени Великой Субботы (крестный ход с Плащаницей); 4) в конце утрени перед выносом Честного Креста три раза в году: 14 сентября, в Неделю 3-ю Великого поста и 1 августа. 30 См.: Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 1//История Русской Церкви. Кн. 8. Ч. 1. М., 1996. С. 357. 31 В современном словоупотреблении существительное епитрахиль – женского рода, хотя в Типиконе слово епитрахилий – мужского рода («епитрахилий, сущий у царских врат», см. главу 9-ю). 33 В церковной литературе существительное «фелонь» в именительном падеже согласуется с прилагательными и глаголами мужского рода (см., напр., «Настольную книгу священнослужителя», т. IV), однако в косвенных падежах вместо соответствующих мужскому роду окончаний 2-го склонения имеет окончания, присущие существительным женского рода 3-го склонения. В разговорном обиходе и вовсе это существительное употребляется как слово женского рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Молитва Ефрема Сирина - покаянная молитва, составленная в IV веке преподобным Ефремом Сириным, которая читается священником на богослужениях Великого поста. При первом чтении этой молитвы после каждого из трех ее прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз читается про себя молитва «Боже, очисти мя, грешного» с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон. Впервые эта молитва читается в храмах в среду и пятницу Сырной седмицы, затем - во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений, и в первые три дня Страстной седмицы. Есть благочестивая традиция в эти дни включать ее и в домашнее молитвенное правило. Пассия - особое богослужебное последование, совершаемое вечером во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого поста. На каждой из них прочитываются отрывки, повествующие о страданиях Христовых, по одному из Евангелий. В центре храма обычно устанавливается Распятие, а молящиеся стоят с зажженными свечами в руках - как и на утрени Великой Пятницы, когда читаются двенадцать Страстных Евангелий. Постная Триодь - богослужебная книга, содержащая в себе молитвословия периода с Недели о мытаре и фарисее до Великой Субботы. Таинство Соборования - одно из семи таинств Церкви, совершаемое во многих храмах Великим постом. Во время таинства христианин семикратно помазывается освященным елеем (растительным маслом), каждому помазанию предшествует чтение молитв, Апостола и Евангелия. Благодать, ниспосылаемая в Таинстве Соборования, врачует духовные и телесные немощи человека. Собороваться может любой христианин старше семи лет; предварительной подготовки к таинству не требуется, однако многие священники указывают на тесную связь соборования с покаянием и советуют прежде соборования (особенно соборующимся впервые) исповедать свои грехи. Сухоядение - одна из самыхстрогих форм поста, предполагающая употребление хлеба, сырых овощей и фруктов. По монастырскому уставу предписывается во вторник, среду, четверг и пятницу первой седмицы (в понедельник - полное воздержание от пищи), с понедельника по четверг Страстной седмицы (в пятницу - полное воздержание от пищи) и по понедельникам, средам, пятницам остальных седмиц Великого поста. Однако надо помнить, что сегодня для большинства верующих такая форма поста не по силам, и мирянам необходимо согласовывать свою меру пощения со священником. Пост существенно ослабляется или отменяется для болящих, беременных и детей, смягчается для учащихся и людей, занятых тяжелым физическим трудом. [Подготовила Елена Сапаева ]

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/11/40_d...

15. Если я опоздал на 5 минут, можно ли ещё читать службу часа? Ответ: Конечно, данные в Часослове подразделения времени достаточно условные и сильно зависят о географического нахождения молящегося. Скажем, на родине церковного устава – Палестине, день почти равен ночи, а у живущих в России время восхода и захода солнца постоянно меняется. И если летом у нас восход можно обозначить 3-4 часами утра, то зимой это время принято называть не утром, а ночью. Отсюда следует, что время совершения богослужения можно определять и на глазок, как это было раньше, наблюдая за тем, чтобы утреня начиналась до рассвета и заканчивалась восходом солнца, а шестой час совершался, когда солнце окажется в зените, но так как сейчас все привыкли расписывать время по минутам (в том числе и компьютерная программа должна работать по определенному алгоритму), то и при определении времени богослужения приходится руководствоваться простой симметричностью частей суток. Поэтому в наших Часословах дается не точное время, а лишь промежуток (в 2-3 часа), в который следует вписать то или иное богослужение. 16. Можно ли сдвигать службы Часослова на пару часов вперёд или назад? Ответ: Согласно Типикону в некоторых случаях не только возможен, но и необходим сдвиг тех или иных служб. Например, Утреню Великой Пятницы наш Устав предписывает совершать с 2-х часов ночи (по-нашему с 20:00), а Утреню Великой Субботы начинать «в 7-й час нощи», (т.е. около 1:00 ночи). Делаться подобное может или из того расчёта, что службы очень длинные и надо успеть их закончить к восходу солнца, или же потому, что содержание их соответствует другому времени. 17. Как лучше начать - читать сразу все последования или прибавлять по одному? Ответ: Сначала можно ограничиваться последованиями краткого Часослова, ибо начинающим лучше читать мало, но чаще. Кстати, краткий Часослов полезен и тем, у кого время для молитвы ограничено. 18. А как лучше читать Часы - вслух или про себя? Ответ: Если никого нет рядом, то часовое богослужение лучше совершать вслух . Вообще моление вслух свойственно душе, совершающей псалмопение своими силами, ибо давно замечено, что уста смыкаются невольно лишь тогда, когда на нее воздействует Дух Святый , а при естественном способе моления есть возможность голосом создавать необходимое для души настроение: или более радостное, если она подавляется неумеренной печалью, или более сокрушенное, если она недугует нечувствием. При всем этом, однако, нельзя забывать, что псалмопение следует совершать тихим, едва слышным голосом, чтобы уберечь ум от рассеяния .

http://azbyka.ru/chaso-slov/faq/

В состав часов обычно входят еще тропари. Песненные памятники – Иерусалим. 1122 г. и Ватик. 1877 – упоминают лишь о так называемых «тропарях и богородичных часов»; о тропарях же «по Отче наш » они совершенно умалчивают. Вероятно, эти последние тропари совсем не употреблялись на песненных часах. 4. Славянские данные о песненных часах Песненные часы встречаются и в наших древнеславянских памятниках, которые сообщают о них даже такие подробности, каких нет в известных нам греческих рукописях. Напр. Хлудовская Триодь 133, XIII в., с исключительной раздельностью и полнотой изображает песненное трехъантифонное последование часов великой пятницы (л. 111 об.). В славянских Требниках, как мы уже знаем, можно находить и особое последование часовых песненных молитв. Это последование излагается в двух списках: в рукописи Московской синодальной библиотеки 371/675 (л. 116 и след.) и в рукописи Московской Духовной Академии 183 (л. 44 и след.); оба эти списка ближе всего стоят к Париж. 213. Впрочем, едва ли последование песненных молитв имело у нас широкое распространение. Молитвы песненных служб, «от древних потребник собранные, бяху преведени от греческих книг святейшим митрополитом Киприяном, киевским и всея русии», и предназначались преимущественно для тех, «кто, – по словам переводчика, – произволяет прилежаи подвигу» (М. Д. А. 183, л. 38). 5. Общественный характер службы песненных часов В заключение речи о песненных часах коснемся их церковно-богослужебного употребления. Отличительной особенностью песненных часов является то, что они приспособлены исключительно для церковно-общественного храмового богослужения. Об этом свидетельствуют уже самые названия часовых молитв; так, здесь различаются молитвы антифонов, молитвы отпуста, молитвы главопреклонения, молитвы заамвонные. Содержание всех этих молитв, в свою очередь, предполагает участие целого общества верующих. Совершителями песненных часов являются иерей и диакон, участвуют также и певцы. – Все это ясно показывает и неопровержимо доказывает, что чин древнейших песненных часов предназначался исключительно для общественного церковно-богослужебного употребления, и что самая служба часов является органически неразрывной составной частью суточного церковно – общественного богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

В Греции большая часть населения принадлежит к Греческой православной церкви, поэтому и Светлое Христово Воскресение здесь встретят в 2024 году, как и у нас, 5 мая. Пасха в Греции – это государственный праздник, поскольку, согласно Конституции страны, православие здесь считается официальной государственной религией. В честь Пасхи даже устанавливаются каникулы, которые длятся всю Светлую седмицу. Но на самом деле многие греки перестают работать даже раньше – они берут отпуск с пятницы, чтобы провести это особое время в храме. Фото автора Eren Li : Pexels Как и в России, подготовка к празднику в Греции начинается со Страстной седмицы. В это время в храмах проходят Богослужения и не звонят в колокола. Особое место в эти дни также уделяется подготовке праздничного стола. Одно из главных пасхальных блюд – выпеченный в форме косички сдобный хлеб «цуреки». Непосредственно перед праздником, вечером Великой Субботы, здесь принято готовить магирицу – суп из бараньего ливера. Именно это блюдо едят первым после праздничной ночной службы. Наконец, греки, как и мы, на Пасху красят яйца, традиционно – в красный цвет. Но все эти угощения можно есть только с наступлением праздника. На Страстной же неделе верующие соблюдают строгий пост. В Великую пятницу многие греки пьют воду, в которую добавляют немного уксуса в напоминание о том, как Спасителю дали уксус во время Его страданий на Кресте. Фото автора Anny Pappa : Pexels Сам праздник греки встречают в ночь с субботы на воскресенье. Ночью в храмах проходит служба и торжественный Крестный ход, во время которого христиане с песнопениями и специальными большими свечами выходят на центральную площадь города. В полночь в церкви священники провозглашают «Христос Анести!» («Христос Воскресе!»), на что хор и прихожане отвечают «Алитос анести» («Воистину воскресе!»). После Богослужения верующие расходятся по домам, забирая с собой частичку привезенного из Иерусалима Благодатного огня, и продолжают праздновать Пасху с семьей. Самый день праздника проходит радостно и шумно: во многих дворах ставят вертела, на которых жарят баранину, устраиваются танцы под музыку и пасхальные ярмарки. Пасха в США

http://foma.ru/pasha-2022-v-raznyh-stran...

264 Таким образом, нам нет нужды заимствовать нашу концепцию личности у экзистенциалистской философии, как то спешат заподозрить некоторые критики моих работ (см. ниже, Приложение к главе 4). Единственное верное основание для богословского персонализма – это Святая Троица и imago Dei, два глубоко патристических понятия, которые никакой экзистенциалист и никакая другая современная философия не стали бы использовать. 267 Хорошо известно, например, что в византийской иконографии в образе стоящей у креста Марии или при изображении страданий распятого Христа отсутствует какая–либо сентиментальность. Подобным образом и византийская гимнография Великой Пятницы решительно ограничивает страдание и скорбь постоянным упоминанием о Воскресении. Черные облачения для духовенства на службах в Великую Пятницу вошли в употребление позднее и под западным влиянием. Первоначально в византийском богослужении Распятый представлялся как «Господь славы» (ср. 1Кор 2:8 ), а Крест почитался (как и до сих пор почитается в православном богослужении) всегда в связи с Воскресением: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Воскресение Твое славим». 270 Платон не мог понять, как, глядя на движение звезд и упорядоченное поведение космоса, можно быть атеистом (Законы X, 903). Аналогично, на основе рассуждения о физическом движении и причинности, приходил к Перводвигателю и Аристотель. 271 «Онтологическое доказательство» существования Бога, analogia entis и пр. – всё это основывается на применении познавательной способности человека. Декартово доказательство существования Бога исходя из идеи бесконечности также сводит веру к логическому убеждению. 272 Так в классической формулировке Лютера в его Большом катехизисе, «только доверие и вера сердца воздвигают как Бога, так и идола». 274 Преимущественно в этом смысле термин «онтология» использовали впервые в XVII веке такие авторы, как Р. Гоклениус (Lexicon Philosophicum, 1613) и (шире) И. Глауберг (Metaphysicade Ente, 1656). Последний определяет онтологию как раздел философии, в котором рассматривается бытие как таковое. То же самое определение вновь появляется и без изменения используется в трудах X. Вольфа (Philosophia prima, sive ontologia, 1729, особенно § 1 и 2), благодаря которому этот термин прочно утвердился в философии. Кант в своей «Критике чистого разума» (особенно в гл. III) попытался придать этому термину иное значение, которое, однако, не закрепилось. Хайдеггер и современные философы–экзистенциалисты также вкладывали в него другое значение, критически оценивая наследие классической философии. А такие современные авторы, как Э. Левинас, предпочитают не придавать этому термину традиционного метафизического значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

В числе сонаследников чина тритекти, кроме литургии, оказались также и часы. На их долю досталось чтение пророчеств с тропарями и прокимнами, а также временное пользование титулом «тритекти» (в применении к 3-му и 6-му часу) и вообще более видное положение в великопостном богослужении. 7. Устав службы тритекти «Чин тритекти в посты», как показывает и самое название, предназначался исключительно для постового и, главным образом, для великопостного богослужения. В частности, по уставу, великой к-польской церкви, тритекти совершалось в среду и пяток сырной седмицы, в течение всего великого поста ежедневно, кроме суббот и воскресений, и на страстной седмице, до великой пятницы включительно 136 . Служба, по уставу, должна была начинаться после утрени или первого часа 137 ; но в виду предварявших ее огласительных чтений, начало ее обычно отодвигалось до 5–6-го часа, т. е. до полудня 138 . Славянские рукописи о времени совершения тритекти обычно выражаются так: «на заутрени пение в тритекти» 139 , – как будто тритекти соединялось с утреней: или же: «чес ã пение в тритекти» 140 , как будто первый час и тритекти совершались вместе. Встречается еще и такое выражение: «на заут(рени) на литургии в среду сропустьную пение в тритекти глас Г » 141 . Подобное выражение может означать как то, что тритекти совершалось утром, пред литургией, так и то, что положенное на тритекти «пение» (тропарь пророчества) с прокимнами и пророчеством одинаково исполнялось и на утрене, и пред литургией на 6-м часе. Напр., тропарь «Кресту Твоему» в крестопоклонную среду полагалось петь и на тритекти, и на утренней службе 50-го псалма 142 ; а теперь он поется на 6-м часе пред литургией. Тропари на тритекти каждый раз меняются. Чтения тоже бывают разные; так, в среду сырную читается пророчество Иоиля, в пятницу – Захарии, в течение всего поста – Исаии, в понедельник, вторник и среду страстной седмицы – Иезекииля, в великий четверг – Иеремии, наконец, в в. пятницу – Захарии. Чтения предваряются и заключаются особыми прокимнами 143 . Все эти тропари, прокимны и чтения положены теперь на 6-м часе, а в великий четверг и пятницу – на 1-м. В страстную седмицу на тритекти полагалось иногда и чтение Евангелия. По крайней мере такое чтение положено по чину, открытому проф. А. А. Дмитриевским в одном Евангелии X в. и представляющему собою не что иное, как сокращенный чин тритекти. – Чин этот излагается так.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010